Как освободиться от плохого настроения с помощью рисования. Используем цвет для создания настроения в Adobe Photoshop

С помощью выбранной палитры красок можно очень ярко передать свое состояние души и настроение на момент рисования. Когда человек пребывает в грустном и тоскливом настроении: чем-то расстроен, разочарован или обеспокоен, он бессознательно выбирает холодные тона красок для своего будущего произведения. Как правило, выбранные сюжеты для зарисовок представляют собой пасмурную или ненастную погоду, печальные лица людей. В основных красках картины преобладают оттенки серого, синего и черного цвета.

Гнев

Глубокое раздражение, агрессия и гнев выражается экспрессивной техникой рисования: производятся резкие и размашистые мазки, которые передают интенсивность эмоций и переживаний. Сюжет выбирается трагический или драматичный, где отображается стремительное движение каких-либо объектов, или, напротив, хаос и бездна. К примеру, это могут быть бегущие буйволы, и шторм или сумрачный ад. При этом используются как холодные, так и теплые оттенки красок, но все цвета достаточно насыщены: яркие и темные. Среди наиболее частых сочетаний красок, выражающих гнев и агрессию - красный, черный и темно синий. Эти краски накладываются в больших пропорциях, а линия сюжета может сознательно оказаться недосказанной, не дорисованной.

Радость

В состоянии радости человек стремится выразить свою эмоцию счастья и выбирает теплые оттенки цветов. Он подбирает богатую палитру для своего произведения, где изобилует буйство красок. В основе сюжета лежат преимущественно весенние и летние мотивы, которые демонстрируют рождение чего-то нового, яркое цветение и радужные мечты. Среди множества теплых оттенков выбранной палитры можно всегда встретить зеленые, оранжевые и голубые тона. На картинах присутствует много желтого цвета, олицетворяющего солнечный свет и непременно присутствует белый цвет, символизирующий легкость, воздушность и чистоту. В состоянии радости человек склонен придавать выбранным объектам более яркие цвета, чем они есть в действительности.

Умиротворение

В состоянии спокойствия и безмятежности человек более склонен изображать статичные пейзажи и предметы. Он предпочитает по большей мере констатировать определенные факты, явления и объекты. Палитра красок выбирается на основе желания реалистично изобразить выбранный сюжет и потому зависит от ситуации, а не от настроения. Человек не спешит и тщательно вырисовывает каждую деталь, подбирая ей идентичный цвет.

Рисунки выдают ваше настроение…

Ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Ученые выявили связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера. В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени.

Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.

Звезды

Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) – это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.

Домики

Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.

Треугольники и квадраты

Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы – прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов – тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.

Круги

Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов – тем сильнее это неприятное чувство.

Волнистые линии

Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна – тем серьезнее проблема.


Спирали

Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.

Цветы

Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.

Решетки

Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен – это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.

Животные

Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису – скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва – ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.

Солнышки и облака

Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце – это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.

Повторяющиеся узоры

До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.

Знаки препинания

Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.

Человеческие фигуры

Глаза

Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.

Губы

Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.

Ваш малыш рисует разноцветные картинки, которые веселят всю семью? Портал проводит конкурс детских рисунков на тему «Цветное настроение». С 1 по 30 апреля принесите яркий и веселый шедевр от вашего юного творца и выиграйте главный приз или один из дополнительных подарков.

В конкурсе принимают участие цветные рисунки ручной работы малышей от 4 до 11 лет , выполненные любыми художественными материалами. Рисунки принимаются в бумажном виде в редакции журнала «Выбирай» (ул. 10 лет Октября, 19), и всех магазинах торговой сети «Оптима» города Ижевска с 1 по 30 апреля. С 1 мая все поданные работы будут опубликованы на сайте для открытого голосования. Главный приз - сертификат на 5000 рублей от магазина развивающих игрушек – достанется участнику, чей рисунок заработает наибольшее число голосов.

Победители номинаций во всех возрастных категориях получат дополнительные призы от спонсоров:
6 фирменных игрушек «Кот Антон» от сети магазинов «Оптима» ioptima.ru ;
6 сертификатов на сумму 500 рублей от магазина карнавальных костюмов «Артист» за «Самый веселый рисунок»;
6 подарков на сумму 500 рублей от интернет-магазина Kansel.ru ;
сертификат на 3000 рублей от магазина детской одежды и игрушек «Ладушки»;
сертификат на 3000 рублей от ;
сладкие корзины от магазина оригинального шоколада Shokoboom;
приятные подарки от детской парикмахерской «Воображуля»;
сертификат на 3000 рублей от «Kid"s академии».

Голосование на нашем сайте начнется 1 мая и завершится 26 мая 2013 г. в 23:59 . Учитываются только голоса, отданные авторизованными пользователями сайта . Один голосующий может проголосовать за КАЖДУЮ фотографию, но ТОЛЬКО один раз. Итоги голосования редакция журнала «Выбирай» и сайта vibirai.ru подведет в номере «Выбирая» от 1 июля 2013 г. Лучшие работы будут отобраны на выставку в ТРЦ «Флагман».

От каждого участника мы принимаем только одну работу.

Внимание! Предоставляя рисунок на конкурс, вы подтверждаете свое согласие с Условиями участия. Принимая участие в конкурсе, вы соглашаетесь на передачу редакции исключительных прав на присланные работы (с возможностью их публикации с указанием фамилии, имени, отчества автора), созданные в любой форме, в полном объеме и на неограниченный срок, без ограничения территории использования и без выплаты вознаграждений.

Участник должен иметь возможность забрать приз в случае победы в фотоконкурсе в течение 1 месяца со дня отправки ему уведомления о победе. Если победитель не забрал приз в течение 1 месяца с момента отправки на его адрес электронной почты уведомления от редакции сайта vibirai.ru, то приз не выдается. Официальным уведомлением считается сообщение, отправленное на адрес электронной почты, указанный при приеме работы. Отправка призов по почте не осуществляется, денежный эквивалент приза не выплачивается.

Организатор конкурса - ООО «Особняк».

Многообразие функций рисунка.

Педагог - психолог: Иванова-Кружкова Е.А.

Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.

Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.

Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:

· рисунок не отнимает много времени;

· рисунок дает обширный материал для интерпретации;

· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;

· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;

· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;

· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);

· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;

· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).

На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка - на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.

Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:

· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),

· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),

· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),

· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),

· «Рисунок семьи»,

· «Рисунок несуществующего животного» и др.

Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.

Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».

Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).

На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».

Описание методики «Нарисуй свое настроение».

Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.

Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).

Форма проведения : индивидуальная, групповая.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.

Инструкция : «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.

Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.

Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».

Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.

Из беседы с Машей по ее рисунку:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?

М – Хорошее. Веселое.

ЕА – А обычно какое твое настроение?

М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.

ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?

М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.

Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.

Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.


Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).

Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.

Возраст: с младшего подросткового возраста.

Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.

Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).

Инструкция - 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.

Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».

Инструкция – 2 . «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».

1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?

2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?

3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?

После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».

Из беседы с Машей по ее рисункам:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?

М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).

ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?

М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.

ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?

ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?

М – Ну, это я подмигиваю.

ЕА – То есть ты игривая на самом деле?

М – Ну да.

Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)


Рисунок - 1. Портрет снаружи.


Рисунок – 2. Портрет изнутри.

Несколько слов об анализе рисунков.

Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.

Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.

Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.

Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.

Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.

В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.

Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.

Библиография.

  1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
  2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
  3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.


В продолжение темы:
Модные советы

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 25 октября 2001...

Новые статьи
/
Популярные