Ангра-майнью. Отражение в культуре

В древнеиранской магии и религии зороастризм можно столкнуться с таким темным и зловещим существом как Ахриман. Основные принципы зороастризма, заключаются в противостоянии двух вечных начал – добра, олицетворением которого является верховное божество Ахура Мазда и зла, которое воплотилось в виде Духа Анго-Майнъю (по гречески – Ариман). Борьба между этими двумя началами определяет эволюцию всего человечества.
Ахриман или Ариман - верховное божество зла и тьмы, олицетворение всего дурного.
В древнеперсидских клинообразных письменах Ахриман носит эпитет «ненавистный». Он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей, к нему сводятся все физические и моральные бедствия. Ему покорны все дэвы - духи зла, он властелин смерти и мрака.
Мы можем считать Аримана тем же существом, которое обычно называют Сатаной. Ариман («неправедный князь мира сего») противостоит доброму мироустройству. Важная тенденция Аримана состоит в стремлении материализовать, кристаллизовать, затемнить, обездвижить, привести живые, подвижные силы в закрепленную форму - другими словами, убить то, что живет.
Ариман развивает иллюзию, ложь, что материя - основная или единственная реальность. Он хочет, чтобы человек жил бессознательными инстинктами как неиндивидуализированное, импульсивное животное. На эмоциональном уровне он влияет на подсознательные инстинкты человека, вдохновляя страх, ненависть, жажду власти и разрушительные сексуальные импульсы. На умственном уровне он вдохновляет неподвижное, автоматическое мышление.
Чтобы воспроизвести Аримана в человеческом воображении, нам придется придать ему покатый лоб, фривольное циничное выражение лица, поскольку в нем все исходит из низших сил, хотя из этих низших сил происходит высочайший ум. Ариман считает глупостью все, в чем не содержится ум в полной личной индивидуальности.
Считается, что Ариман может воплотится на Земле, а до своего воплощения оказывает свое влияние на человечество.

Согласно Кефалии (манихейские предания), Ахриман (Король Тьмы) вытянул из себя пять различных зверей, шестое есть чёрные змеи близнецы Зохака. Эти формы теперь его часть.
Помимо форм внутри, Ахриман имеет пять качеств. Это Тьма, Безобразие, Зловоние, Колкость или Холод и Жар. Написано, что Принц Тьмы поражает и убивает словами своей магии.
Перевернутая пентаграмма представляет Темного Ахримана и его внутренние формы.
1. Голова – Лев
Голова льва представляет владычество и силу.
2. Руки/ноги – Демоны/Звери
Представляют воплощение тени и атавистические ассоциации старого.
3. Плечи – Орёл и Змеи Близнецы
Орёл есть сновидения и астральный полёт. Змеи близнецы представляют знание и мудрость.
4. Тело – Дракон
Дракон есть первобытная форма Дьявола, Противник и есть единство древнего и современного. Дракон есть слово «ложь», означая изменение и постоянную эволюцию. Как тело Дракона, Тьма постоянно меняется.
5. Хвост
Хвост рыбий или Левиафана - знание из подсознания и чародейская мудрость.
Восемь точек внешней сферы Хаоса представлены следующими Девами, теми, кому Ахриман дал силу.
1. Andar – Восстание, инициация, волевое намерение и носитель Чёрного Пламени. Индра есть также Бог Воздуха, относясь к Люциферу или духам астрального плана.
2. Zairich – Составитель ядов, мудрость через испытание. Яды, уничтожающие невежественных, превращаемые адептом в нектар.
3. Taprev – Хаос, прерывание, изменение и испытание.
4. Naikiyas – Восстание и антиномианская мысль. Чародейство и самосознание.
5. Savar – Предводитель Демонов, считается тем же, кто и Беелзебуб и Белиал.
6. Akoman – Злой разум, антиномианская и запретная мысль, создающая богов поеданием плода с тайного Древа Смерти.
7. Arashk – Демон Злого Глаза, или Приказ Воли, известный как злонамеренность.
Восьмой дев есть Eshem, кто есть Асмодеус или Эшма. Это модель чародея, персидская демоническая манифестация Каина, Отца Ведьм.

И более позднем зороастризме ; бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла, противник Ормузда (Ахура Мазды) .

Противостояние [ | ]

Противостояние Ахура-Мазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о 4 мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет, то есть всего 12000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахура-Мазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахура-Мазде помогает человек. Так, мифический иранский царь Тахмурас даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом.

Отражение в культуре [ | ]

  • Ариман (Ахриман) действует в персидском эпосе «Шахнаме ».
  • В драматической поэме Байрона «Манфред » Ариман является одним из действующих лиц.
  • В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита » фамилию Ариман носит один из критиков, участвовавших в травле Мастера в печати.
  • Роберт Говард и его последователи неоднократно упоминают Аримана как демона (например, в повести «Час дракона»).
  • Философ и фантаст Иван Ефремов использовал термин «Стрела Аримана » для характеристики негативных черт исторического прогресса.
  • В романе А. Бердника «Звёздный корсар» Ариман - верховный правитель звёздной системы, создавшей наш трёхмерный мир с целью питаться его энергией.
  • «Проклятие Аримана » - фантастическая тетралогия Евгения Малинина .
  • В романах Леонида Кудрявцева «Чёрная стена» и «Клятва крысиного короля» Ангро-майнью - властелин 25 миров. Ему служат дэвы. Его сосед Ахумураздза владеет 15 мирами. Оба персонажа часто строят друг другу козни.
  • В романе Роджера Желязны «Маска Локи» упоминается эликсир вечной молодости под названием «слезы Аримана». Создатель эликсира, главный антагонист книги Хасан утверждал, что эликсир является алхимической копией тех самых слез, что пролил Ангра Майнью, когда узрел Мир, творение Агуры Мазды и осознал, что ему никогда не удастся завладеть им.
  • В романе Филиппа К. Дика «Марионетки мироздания» Ариман и Ормузд сошлись в очередном поединке на территории США, в городке Миллгейт.
  • В дилогии ужасов Сергея Кириенко «Гулы», Ахриман является создателем гулов, в противовес людям, - творениям Ормазда.
  • Во вселенной

АХРИМАН АХРИМАН

(фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Авесты» - «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Маш, в других книгах «Авесты» - в Ангро-Майнью. А. противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создаёт 16 стран добра, А. - 16 стран зла («Вендидат» I); в противовес чистым «ахурийским» животным А. создаёт змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. («Вендидат» XIX) пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге «Ясна» (2) содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же - проклятия А. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Ясна* 9). А. искушает благих людей, и иногда ему это удаётся, как, например, со справедливым царём Джамшидом (в «Авесте» - Йима), которому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»).
Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла (эти представления изложены в т. н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением является зороастрийское учение о четырёх мировых циклах (изложено в теологическом трактате «Бунда -хишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А. Она заканчивается разгромом А., очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства (см. Иранская мифология ). В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек. Так, первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нём верхом.
Лит.: Darmesteter J., Ormazd et Ahriman.... P., 1877.
И. С. Брагинский.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "АХРИМАН" в других словарях:

    Исторический словарь

    Пехлевийская форма авестийского имени Ангро Майнью (Злого духа) олицетворения злого начала в зороастризме, равный возрастом, но не совечный Ахурамазде (Ормазду), олицетворению благого начала, стоящему во главе зороастрийского пантеона. Зороастр… … Энциклопедия Кольера

    Ахриман - в иран. миф. верхов. божество зла. В самой ранней части «Авесты» «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Мана, в др. книгах «Авесты» в Ангро Майнью. А. противопоставл. Ахурамазде: Ахурамазда создает 16 стран добра, А. 16 стран зла; в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Ахриман - в мифах древних иранцев верховное божество зла, противник Ахурамазды … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Ангро-Майнью, Ариман, Ахриман - (авест.) – в иранской мифологии верховный повелитель сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды. Согласно легенде они были близнецами, но один из них выбрал путь добра, а другой – путь зла. Каждому благому делу Ахурамазды А. М. противопоставил … Мифологический словарь

; бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла, противник Ормузда (Ахура Мазды) .

Противостояние

Противостояние Ахура-Мазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о 4 мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет, то есть всего 12000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахура-Мазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахура-Мазде помогает человек. Так, мифический иранский царь Тахмурас даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом.

Отражение в культуре

  • Ариман (Ахриман) действует в персидском эпосе «Шахнаме ».
  • В драматической поэме Байрона «Манфред » Ариман является одним из действующих лиц.
  • В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита » фамилию Ариман носит один из критиков, участвовавших в травле Мастера в печати.
  • Роберт Говард и его последователи неоднократно упоминают Аримана как демона (например, в повести «Час дракона»).
  • Философ и фантаст Иван Ефремов использовал термин «Стрела Аримана » для характеристики негативных черт исторического прогресса.
  • В романе А. Бердника «Звёздный корсар» Ариман - верховный правитель звёздной системы, создавшей наш трёхмерный мир с целью питаться его энергией.
  • «Проклятие Аримана » - фантастическая тетралогия Евгения Малинина .
  • В романах Леонида Кудрявцева «Чёрная стена» и «Клятва крысиного короля» Ангро-майнью - властелин 25 миров. Ему служат дэвы. Его сосед Ахумураздза владеет 15 мирами. Оба персонажа часто строят друг другу козни.
  • В романе Роджера Желязны «Маска Локи» упоминается эликсир вечной молодости под названием «слезы Аримана». Создатель эликсира, главный антагонист книги Хасан утверждал, что эликсир является алхимической копией тех самых слез, что пролил Ангра Майнью, когда узрел Мир, творение Агуры Мазды и осознал, что ему никогда не удастся завладеть им.
  • В романе Филиппа К. Дика «Марионетки мироздания» Ариман и Ормузд сошлись в очередном поединке на территории США, в городке Миллгейт.
  • В дилогии ужасов Сергея Кириенко «Гулы», Ахриман является создателем гулов, в противовес людям, - творениям Ормазда.
  • Во вселенной Warhammer 40000 имя Ариман носит главный библиарий легиона космического десанта «Тысяча Сынов». Его брат-близнец Ормузд (отсылка к той же мифологии) был рекрутирован в легион вместе с Ариманом. Оба были выходцами из королевского рода, рекрутами с Терры. Ормузд пал жертвой дефекта геносемени, известном как Перерождение Плоти, поглотившим значительную часть легиона. Впоследствии Ормузд погиб, а Ариман выжил и стал одним из самых приближённых воинов примарха Магнуса Красного.
  • Ахриман является главным антагонистом в игре Prince of Persia 2008
  • Ангра-Майнью упоминается во 2-м сезоне 11-й серии

И более позднем зороастризме ; бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла, противник Ормузда (Ахура Мазды) .

Противостояние

Противостояние Ахура-Мазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о 4 мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет, то есть всего 12000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахура-Мазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахура-Мазде помогает человек. Так, мифический иранский царь Тахмурас даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом.

Отражение в культуре

  • Ариман (Ахриман) действует в персидском эпосе «Шахнаме ».
  • В драматической поэме Байрона «Манфред » Ариман является одним из действующих лиц.
  • В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита » фамилию Ариман носит один из критиков, участвовавших в травле Мастера в печати.
  • Роберт Говард и его последователи неоднократно упоминают Аримана как демона (например, в повести «Час дракона»).
  • Философ и фантаст Иван Ефремов использовал термин «Стрела Аримана » для характеристики негативных черт исторического прогресса.
  • В романе А. Бердника «Звёздный корсар» Ариман - верховный правитель звёздной системы, создавшей наш трёхмерный мир с целью питаться его энергией.
  • «Проклятие Аримана » - фантастическая тетралогия Евгения Малинина .
  • В романах Леонида Кудрявцева «Чёрная стена» и «Клятва крысиного короля» Ангро-майнью - властелин 25 миров. Ему служат дэвы. Его сосед Ахумураздза владеет 15 мирами. Оба персонажа часто строят друг другу козни.
  • В романе Роджера Желязны «Маска Локи» упоминается эликсир вечной молодости под названием «слезы Аримана». Создатель эликсира, главный антагонист книги Хасан утверждал, что эликсир является алхимической копией тех самых слез, что пролил Ангра Майнью, когда узрел Мир, творение Агуры Мазды и осознал, что ему никогда не удастся завладеть им.
  • В романе Филиппа К. Дика «Марионетки мироздания» Ариман и Ормузд сошлись в очередном поединке на территории США, в городке Миллгейт.
  • В дилогии ужасов Сергея Кириенко «Гулы», Ахриман является создателем гулов, в противовес людям, - творениям Ормазда.
  • Во вселенной


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные