Античный сиде - музей под открытым небом. Руины античного театра Сиде — следы римской цивилизации в Турции Римский театр в сиде

Турецкий город-курорт Сиде в первую очередь знаменит потрясающими артефактами, старинными зданиями, храмами и другими руинами римского периода. Но лучше всего сохранился знаменитый античный театр Сиде, который впечатляет своими размерами. Находясь там, невольно переносишься на тысячу лет назад и представляешь себя на месте зрителей, наблюдающих за гладиаторскими боями.В турецком городе Сиде за Агорой возвышаются остатки римского античного театра, принадлежащего середине второго века до нашей эры. От других античных театров Турции, которые были построены ранее, его отличает то, что построен он на ровной площадке, то есть так, как строили римляне, а не на склоне горы, как присуще эллинам. Также он отличается своими арочными сводами внушительного размера, размещенными на фундаменте, а на них, в свою очередь, держатся сиденья. Сейчас этот античный театр является неотъемлемой частью древних достопримечательностей Сиде.

Входом в античный театр Сиде служили крытые галереи, своды и сцена были украшены изразцами и статуями. На сегодняшний день здесь можно увидеть только отколотые головы Медуз и маски Комедии и Трагедии. Рядом с античным театром Сиде располагалось здание полукруглой формы, служившее общественным туалетом, имевшее канализацию и рассчитанное на 24 места.

Этот античный театр был в Памфилии самым большим и вмещал почти 20 тысяч зрителей. Его ширина составляла 120 метров, и 29 метров был диаметр центрального амфитеатра. Зрительные трибуны были расположены полукольцами и не были замкнутыми.Сооружение состояло из трех частей: кавея или места для зрителей, оркестр или полукруглая площадь перед сидениями и скене или сцена с помещениями.

Кавея в античном театре была 2-х этажной, между этажами была дорожка, называемая диазомой. Сохранившаяся часть представляет собой каменные блоки и наружные внешние галереи.

За счет внутренней галереи обеспечивалось быстрое заполнение и освобождение театра. Часть лестниц сохранилась, правда в разрушенном состоянии. В наружных галереях, а их было 14, находились магазины и склады, 5 галерей служили входом в театр. Они имели по 3 ступеньки для выхода в диазому, на нижний этаж или на верхний. С обеих сторон галерей имелись входные туннели, через которые шли артисты и служители.

Оркестр имел полукруглую форму, а вокруг него шел водоканал. Под ним по канализации протекала сточная дождевая вода. В византийской эпохе перед первым рядом сидений была построена стена, с помощью которой оркестр использовался в качестве арены. В оркестре театра сохранились остатки архитектурных и мраморных декораций. Рельефы на них свидетельствуют о пышности и нарядности античного театра.

В подвале оркестра имеются проходы к агоре. Они были сделаны, чтобы в случае внезапного нападения врагов, зрители могли бы быстро укрыться.

Перед оркестром располагалась трехэтажная сцена. Ее украшали статуи и изразцы. Сегодня от них сохранились маски Трагедии и Комедии, а также отколотые головы Медуз, раскиданные по сцене.

В полукруглом здании около театра находится античный общественный туалет (латриум), рассчитанный на 24 места. Под каменными сидениями была проложена канализация. Стены здесь были покрыты мрамором, на полу выложена великолепная мозаика.

В Римскую эпоху здесь проходили гладиаторские бои, в том числе и с хищниками, поэтому для безопасности сцену окружала полутораметровая стена. А для инсценировок морских сражений на сцену наливалась вода, на основание которой был подложен водонепроницаемый специальный материал.

С 5 по 6 столетия античный театр использовали в качестве христианского храма, сейчас это древняя достопримечательность Сиде.

Это одна из главных достопримечательностей города Сиде, . В Сиде немало памятников античности, отчего он довольно популярен среди туристов. Однако развалины римского античного театра, построенного во II веке н.э., считаются наиболее интересным объектом города. Эта достопримечательность входит в список по версии нашего сайта.

Когда-то в античном театре умещалось около 20 тысяч зрителей. Все они приходили посмотреть на яркие сражения на сцене, бои гладиаторов с животными, инсценировку морских баталий. Для безопасности зрителей сцена была окружена высокой защитной стеной. Своды театра были украшены роскошными статуями. К сожалению, до наших дней они дошли частично разрушенными.

От других античных театров эта достопримечательность отличается тем, что она построена на ровной площадке, а не на возвышенности. Вход в театр проходил через крытые галереи. В оркестровой яме были потайные проходы на случай внезапного нападения со стороны врагов. Там же в V-VI вв. была построена небольшая базилика, так как театр в этот период стал использоваться как открытый храм под открытым небом. Одним словом, Сиде можно смело назвать кладом для историков и археологов.

Добраться до Сиде совсем несложно. Несмотря на то, что аэропорта в городе нет, сюда часто прибывают автобусы из Анталии и Алании. В обоих случаях дорога занимает примерно 1,5 часа.

Фото достопримечательности: Античный театр Сиде

Вы когда-нибудь замечали, что настоящие памятники архитектуры со временем становятся только притягательней? Даже какой-нибудь дом построенный в позапрошлом веке, и десятки лет не видевший ремонта порой в разы прекраснее новоиспеченного чудовища, ремонт которого забыли произвести в текущем году. Время как ничто другое способно остро обнажать как красоту, так и уродство. Но особенно притягательны архитектурные шедевры даже не прошлых веков, а прошлых тысячелетий, так как в них не только заложена красота внешних и внутренних форм, но и сила, дух, память минувших столетий. С энергетикой таких мест мало что в мире может сравниться. И сегодня я хочу рассказать об одном из таким мест. Это древний римский театр в турецком Сиде, театр, который когда-то был самым большим в Памфилии.


Я уже рассказывал вам , где мы впервые познакомились с архитектурными шедеврами Сиде античной эпохи. Теперь же мы хорошо выспались, перекусили славным турецким завтраком, пообщались с хозяином и его многочисленными котами и затем уже отправились покорять город. Ну а поскольку мы жили практически рядом с древним римским театром, то он и стал первым объектом нашего дневного исследования.

Расцвет города Сиде пришелся на римскую эпоху, именно при римлянах он стал важной торговой и политической точкой Памфилии. Этот южный регион Малой Азии вошел в состав империи после 133 года д.н.э. Начался расцвет строительства. На то время римляне владели передовыми технологиями, они ограничили использование тесаного камня и повсеместно применяли бетон, который позволял возводить прочные конструкции за более короткое время и при меньших затратах рабочей силы. В которой, впрочем, римляне недостатка не испытывали, работорговля процветала. Да и римские легионеры были не только солдатами, но и строителями.




В 175 году нашей эры, во времена правления римского императора Марка Аврелия Антонина, который был также, по-совместительству, еще и философом, представителем позднего стоицизма, был возведен в Сиде огромный театр, который вмещал в себя до 18 тысяч зрителей. Колоссальное, даже по современным меркам, число. Это население небольшого города. Даже самые большие театры современности ограничены в 6-7 тысяч зрительских мест, а тут почти в три раза больше (фору древнему театру могут дать разве что современные стадионы). Притом, что строение театра позволяет всей этой толпе достаточно удобно разместиться, а акустика и сейчас позволяет слышать все, что произносится внизу с самого верхнего ряда.



Что касается театра в Сиде, то он строился на эллинистической основе, как пишут в различных источниках, так что, возможно, здесь раньше и был небольшой холм. Тем не менее, большая часть уже римского сооружения держится за счет арочных крытых галерей. Структура также типична для театров того времени. Пространство зрительских рядов – театрон, разделен на две равные части диазомой (полукруглым проходом между верхними и нижними рядами). Вверху 29 рядов и столько же внизу. Понятно, что самые именитые и богатые римские граждане сидели ближе к орхестре, тому самому полукруглому пространству в центре, где происходило все действо. Сейчас мы бы назвали его сценой.


Но античная скена (откуда и произошло современное слово сцена) имела несколько иную функцию. Скеной называлось сооружение, которое подобно стене, находилось напротив зрительских рядов, и, как бы, срезало часть орхестры, из-за чего та образовывала неполный круг. На скену крепили различные декорации, если играли трагедию, то это обычно был какой-нибудь храм или дворец, если комедию, то простое жилище, если сатиру, то виды природы, пещеры, деревья. Здесь же, в скене, артисты переодевались, ждали своего выхода.


Уже в более позднее время часть действа из орхестры перешло на проскенион, небольшую выступающую часть скены с плоской крышей. Проскенион несколько возвышался над орхестрой. Но что касается римского театра в Сиде, то в то время гладиаторские бои были куда более популярны, чем трагедии и комедии греческих авторов.



Это была эпоха императора Коммода, пришедшего вслед за Марком Аврелием Антонином в 177 году н.э. Император просто таки обожал гладиаторские бои, в это время проводились бои не только среди гладиаторов мужчин, но и среди гладиаторов-женщин, гладиаторов-карликов. Более того, сам Коммод сражался на арене, где провел 735 боев. И провинция не отставала от Рима, здесь также постоянно устраивались жестокие зрелища, это и обычные бои, и бои с крупными хищниками, и различные морские представления. Орхестра имела возможность наполняться водой и превращаться в, своего рода, бассейн.




Это было жестокое время, когда на арене умирали гладиаторы, когда рабов кидали, ради прихоти толпы, на съедение львам… И сейчас, когда стоишь на верхних ступеньках древнего римского театра картины прошлого на миг открываются перед тобой, и вот ты уже видишь заполненные ряды зрителей, рев толпы, скрежет мечей, раздающийся внизу, кидающихся на своих безжалостных противников львов, в безумном исступлении… Но еще миг и вновь пустота, жаркое полуденное солнце Турции и древние камни, память которых нам просто не дано осознать…

Предыдущие части.

В Сиде сохранились остатки римского театра, вмещавшего почти 20 тысяч зрителей. Он был построен в середине II века н.э. В постройке имеются элементы, которые отличают его от других театров, построенных ранее. Он построен совсем не так, как у эллинов - на склоне горы, а в римском стиле - на ровной площадке, сиденья держатся на сводчатых арках, сами арки - на фундаменте. Зрители входили в него чрез крытые галереи и поднимались на свой ряд по лестнице. Сцена и своды были украшены статуями и изразцами. Все, что осталось сегодня, - это маски Трагедии и Комедии, отколотые головы Медуз, разбросанные по сцене.

Во времена римлян здесь устраивались бои гладиаторов с хищными животными, а также инсценировки морских сражений, для чего сцену наполняли водой. В целях безопасности вокруг сцены была построена стена высотой 1,5 м. В V-VI веках театр стал христианским храмом.

Возле театра в полукруглом здании находится античный общественный туалет на 24 места с канализацией.

Ласковое тёплое море, пляжи с чистейшим песком, уютные отели делают Турцию приманкой для миллионов туристов. Но, кроме возможности покупаться в море и насладиться системой «Всё включено», побережье Средиземного моря приглашает окунуться в древнюю историю Анатолии.

В 75 километрах от Антальи, на небольшом полуострове, расположен очаровательный город Сиде. Согласно научным исследованиям, история города, основанного греческими колонистами, началась в VII веке до н. э. Сегодня это живописное место с рыбацким портом и пологими песчаными пляжами предлагает лучшие условия для отдыха.

Уютные бары и рестораны, шумные дискотеки смогут разнообразить вечерний досуг. А бесчисленные магазины приведут в восторг любителей поторговаться. Но не только этим знаменит курорт Анталийской Ривьеры. Исторические памятники в городе и горах Таурус станут поводом для незабываемых экскурсий.

Ниже приведены самые значимые достопримечательности Сиде:

Старый центр Сиде начинается с арочных ворот, возраст которых 2 тыс. лет. Высота их составляет 6 метров. Стены постройки оборудованы нишами. В них были помещены статуи высокородных горожан. У арочных ворот берут начало колонные улицы длиной 250 метров . Хотя время и не пощадило ворота, они до сих пор являются главными в городе и ведут к основным достопримечательностям.

Во II веке н. э. Сиде процветал как центр культуры и торговли. Тогда и началось строительство Храма Аполлона, расположенного в старой части города. Это величественное прямоугольное здание из мрамора окружают со всех сторон колонны высотой 9 метров. В X веке сильнейшее землетрясение превратило храм в руины.

Храм Артемиды был построен во II веке н. э. рядом с Храмом Аполлона. Мраморное здание с колоннами имело длину 35м и ширину 20 м. Колонны сверху были украшены барельефами с изображением Медузы Горгоны. Существует предание, что здесь Клеопатра назначала свидание своему возлюбленному Марку Антонио. Сейчас на месте грандиозного строения остались лишь 5 колонн и фундамент.

Дворец епископа и базилика - это наглядный пример архитектуры Византии. Оба здания построены в VI веке до н. э.

Базилика состоит из нескольких помещений. Они связаны между собой коридорами. Особый интерес вызывает центральная гостиная комната с необычным алтарём: внешне он выглядит треугольным, а изнутри - круглым.

Дворец был построен рядом с базиликой. Его особенность в том, что каждый зал имеет разную форму.

Базилика и дворец соединены усыпальницей, составляя единый комплекс. Его площадь - 10 тыс. м2 .

Нимфеум отличается от современных фонтанов. Построен он был напротив ворот города во II веке в честь римского императора Веспасиана. В то время это было трёхэтажное строение из мрамора длиной 35 метров и высотой 5 метров, разделённое на секции. У основания фонтана находился бассейн, куда по акведуку попадали воды реки Манавгат, расположенной неподалёку. Нимфеум был богато украшен изящными нишами, статуями и фресками, элементы которых сейчас находятся в музее Сиде. От былого великолепия фонтана сохранилось только два этажа.

Купальни (или бани) расположены на берегу залива при гавани. Согласно традициям античности, прибывшие в город должны сначала пройти процедуру омовения, чтобы смыть с себя чужеземную скверну. Здания, сооружённые во II веке, имели уникальную архитектуру. Они представляли собой большие купальни. Из купален вёл коридор в парные, из которых, в свою очередь, можно было попасть в мраморные бассейны.

В настоящее время в купальнях находится музей.

Основу коллекции археологического музея составляют экспонаты, найденные в Сиде в середине XX века при раскопках. Коллекция размещена в 4 залах. Первый знакомит посетителей с жертвенниками, оружием, барельефами и солнечными часами. Во втором зале помещены римские торсы. В третьем - амфоры и статуи Граций, Ники и Геракла. В четвёртом зале можно увидеть портреты, скульптуры богов и саркофаги. Гордостью музея являются бронзовая статуя Артемиды и голова Аполлона, выполненная из мрамора.

Вход в музей составляет 15 турецких лир.

Амфитеатр был возведён во II веке н. э. В нём одновременно могли разместиться 16 тыс. зрителей. Своды украшали статуи и изразцы с головами медуз. Изначально амфитеатр задумывался как место проведения боёв гладиаторов и зверей. Затем здесь были организованы морские сражения. Сцену при этом покрывали водонепроницаемой плёнкой и заливали водой. С X по XI века амфитеатр действовал как христианский храм.

За театром находится площадь Агора, построенная во II веке. В античные времена Агора являлась экономическим, торговым и административным центром. От некогда величественной площади сохранились остатки храма и колонны, а также латриум - сооружение серповидной формы. Это ничто иное, как древние городские туалеты.

Храм, вход в который украшали 4 колонны, является старейшей постройкой древнего Сиде. Его история началась во III веке до н. э. Расположен храм рядом с амфитеатром. Это неслучайно, так как Дионис является не только богом виноделия, но и покровителем искусства драмы.

Сегодня посетители древнего города могут осмотреть лишь руины здания, затерявшиеся между главной улицей и театром.

В окрестностях Сиде, рядом с селением Серик, находятся руины древнего Аспендоса - города, чья история насчитывает 20 веков. Существует несколько преданий о его происхождении. Согласно одному из них, этот город построило древнегреческое племя ахейцев после своего триумфа в Трое. Другая легенда гласит, что первыми, кто открыл эту землю, были аргонавты.

Наиболее хорошо сохранившейся постройкой древнего города является римский амфитеатр. Его диаметр составляет 96 метров, а вместимость - 7 тыс. человек . Здание содержит 39 ступеней, его стены украшены барельефами и скульптурами, а над трибунами расположена арочная галерея. Строение было возведено в 155 году и изначально использовалось как театр.

Архитектору Зенону, построившему сооружение, удалось обеспечить уникальную акустику. Даже на высоких трибунах зрители могут слышать тихий шёпот беседующих на сцене. Этот звуковой феномен позволил использовать сегодня театр для проведения музыкальных фестивалей. Одним из всемирно известных шоу является представление «Огни Анатолии» - рассказ о цивилизациях Анатолии в танце.

Акведук - это сложное техническое сооружение, состоящее из каналов, тоннелей и мостов, которое было построено во II веке н. э. Начало акведук брал недалеко от селения Серик и имел протяжённость 15 км. Целью его было снабжение водой жителей города. В наши дни посетители Аспендоса могут увидеть только фрагменты величественной постройки.

В Римские времена до Аспендоса можно было добраться по мосту через реку Эвримедон (ныне Кёпрючай). Мост был построен в XIII веке. Основанием его стали остатки находящегося на этом месте древнего моста, возведённого ещё в IV веке римлянами и разрушенного сильнейшим землетрясением. Основой для постройки служили каменные блоки. Сооружение представляло собой арочную конструкцию, длина которой - 260 метров, ширина - 8 метров. В конце XX века мост Аспендоса был отреставрирован.

Античный Аспендос открыт ежедневно. Вход на территорию города бесплатный. Стоимость посещения амфитеатра - 20 лир.

Древний город поражает воображение. Конечно, он не такой большой и знаменитый, как его сосед Аспендос. Селевкия (или Памфилия) расположена в 23 километрах от Сиде среди сосновых лесов на высокой горе, с которой открываются захватывающие виды на окружающие ландшафты.

Античный город был основан в IV веке до н. э. как крепость. Окружённая защитными стенами высотой 9 метров, она скрывала жителей Сиде от нападения киликийских пиратов. За центральными воротами стен открывался вид на четырехугольную римскую Агору. Она окружена галереями, в которых в древние времена находились торговые ряды. В западной части города расположены бани.

Селевкия была обнаружена археологами лишь в XX веке. Многие элементы декора стен города, мозаики, а также найденная здесь статуя Аполлона находятся сейчас в музее города Анталья.

Зелёный каньон, расположенный в 40 километрах от Сиде - рай для любителей природы. Каньон простирается вдоль берегов реки Кепрю. Здесь же, среди величественных гор Таурус, находится озеро-водохранилище Оймапинар, образовавшееся в результате строительства в 1977 году гидроэлектростанции и дамбы на реке Манавгат. Через эту дамбу и ведёт туннель в Зелёный каньон. Имя ему дали изумрудно-зелёные воды озера - жемчужины природного парка.

Глубина озера - 130 метров . Прозрачная вода, снежные шапки гор и фантастическая природа создают невероятный по своей красоте пейзаж. Оймапинар расположен на высоте 350 метров над уровнем моря, что делает температуру воздуха комфортно-прохладной. Сама природа позаботилась о том, чтобы сделать это место привлекательным для отдыха. Здесь есть возможность покататься на прогулочном катере, искупаться и половить рыбу.

Солнечный Сиде всегда рад гостям. Доехать до него можно из аэропорта Антальи на такси или рейсовом автобусе. Посетив этот античный город, вы познакомитесь с другой Турцией, дошедшей до современников из глубин веков. Ведь не зря Сиде называется «музеем под открытым небом».



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные