Аргументы из произведения собачье сердце. Преображенский - профессор из романа "Собачье сердце": цитаты персонажа, образ и характеристика героя. Главные герои и их характеристика

Предварительный просмотр:

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

Повесть «Собачье сердце»

Преподаватель: Семенова Ольга Забировна

Группа, специальность: 1М1, 151001 "Технология машиностроения"

Дисциплина: Л итература

Тема: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационно-развивающий (доклады, аналитическая беседа), творчески воспроизводящий, репродуктивный (выразительное чтение), исследовательский (художественный анализ прозаического произведения), постановка проблемных вопросов.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Цели урока:

  1. Дидактическая : познакомить студентов с жанровым своеобразием и основными идеями повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Задачи:

  • Восстановить факты биографии и творческой жизни М.А.Булгакова (повторение);
  • закрепить понятие о сатире;
  • выявить основные идеи повести «Собачье сердце»;
  • показать актуальность произведения М.А.Булгакова, прояснить цели булгаковской сатиры;
  • показать мастерство и гражданское мужество писателя.
  1. Развивающая : формировать навыки познавательного мышления, развивать коммуникативные навыки.

Задачи :

Развивать способность слушать и выделять главное в речи;

Развивать умение работать с информационными источниками;

Развивать способность осознанно воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения;

Развивать способность чётко выражать свои мысли;

Развивать способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора;

Учить анализировать прочитанное произведение;

Формировать навыки выразительного чтения;

Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательная : воспитывать личностные качества.

Задачи :

Побудить студентов к активности при обсуждении художественных произведений;

Пробудить чувство ответственности за принятие решений;

Формировать творческий подход к делу;

Вызвать уважительное отношение к товарищам.

Междисциплинарные связи : история, обществознание.

Внутрипредметные связи : теория литературы.

Студент должен знать :

  • Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
  • Биографию М.А.Булгакова;
  • особенности времени, в котором жил и творил М.А.Булгаков (1891-1940);
  • особенности сатирического произведения.

Студент должен уметь :

  • внимательно слушать и выделять главное в тексте;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • выражать свою точку зрения, делать выводы;
  • анализировать художественное произведение;
  • вступать в диалог и поддерживать нить разговора;
  • выразительно читать текст произведения.

Средства обучения :

  1. Учебно-наглядные пособия: раздаточный материал , портрет писателя.
  2. Вербальные средства:

Литература 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 1991

Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

время

(мин)

Действия преподавателя

Действия студентов

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Формируемый компонент коммуникативной компетенции

Организационный момент

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих

Целевая установка и мотивация

Сообщает тему урока, значимость темы в контексте учебной дисциплины, ставит цели и задачи.

Слушают, осознают цель и план предстоящей деятельности

Информа-ционный

Фронтальная

Способность слушать, выделять главное в речи.

Повторение (проверка домашнего задания)

Доклады:

1.Интересные факты личной биографии М.А.Булгакова.

2.Судьба литературных произведений М.А.Булгакова.

Слушает и дополняет сообщения, активизирует деятельность студентов.

Выступают с докладами, внимательно слушают друг друга, дополняют ответы, формулируют и задают вопросы.

Информа-ционный, творчески-воспроизводящий.

Способность выстроить план своего выступления, способность правильно формулировать вопросы, давать ответы на них, способность чётко выразить свои мысли.

Работа по теме урока

Беседа о литературном жанре сатиры.

Задаёт вопросы, корректирует ответы, проверяет закрепление понятия «сатира»

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, закрепляют понятие о сатире.

Проблемно-поисковый, репродуктивный.

Фрон-тальная

Способность работать с информационным источником, способность выделять главное.

Записывают их в тетради.

Информа-ционный, проблемно-поисковый.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

4.2.1

Определение основных мотивов повести

1.Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

2.Какие ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора.

4.2.2

Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Назовите приметы времени 20-30-х г.г. 20 века, нашедшие своё отражение в повести.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

4.2.3

История собаки.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека.

2.Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.4

Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»?

Образы профессора Преображенского и Швондера.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

2.Кто ещё мог быть виновен в том. что Шариков вёл себя безобразно?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Зачитывают отрывки из повести, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.5

Роль художественных приёмов, используемых в повести.

Направляет работу, задаёт вопросы, корректирует ответы, делает выводы.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Спосоность давать ответы на поставленные вопросы, чётко выразить свои мысли.

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.

Делает краткое обобщение по теме урока,

комментирует оценки знаний и умений студентов, выдаёт домашнее задание.

Внимательно слушают и анализируют информацию. Записывают домашнее задание.

Информа-ционный

Фрон-тальная

Способность слушать и выделять главное.

к теме: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Сатира – человек Предметом сатиры служат пороки Источник сатиры

Виды сатиры.

Ирония –

Юмор –

Сарказм –

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;

Раздаточный материал к уроку литературы

к теме: «М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;
  2. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  3. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Ход урока

  1. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Дежурный сообщает об отсутствующих.
  2. Тема нашего занятия: «Своеобразие повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Нам предстоит выявить жанровое своеобразие и основные идеи повести.
  3. Чтобы лучше понять повесть М.А.Булгакова, восстановим в памяти факты биографии и творческой жизни писателя. Студент 1 подготовил доклад об интересных фактах личной биографии автора. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

Студент 2 подготовил доклад о судьбе литературных произведений М.А.Булгакова. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

  1. Студенты предварительно должны были прочитать повесть «Собачье сердце». К какому жанру литературы относится это произведение?

Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Ильф и Петров, Евгений Шварц, сатирические эпиграммы Пушкина – на Воронцова «Полумилорд, полукупец…»)

Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения.

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

1)гиперболизм, гротескность;

  1. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  2. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Студенты записывают выводы в тетрадь (раздаточный материал).

В повести «Собачье сердце» Булгаков поднимается на высшую ступень сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. О чём же предупреждал в своей повести Булгаков? Обратимся к этому вопросу в конце урока ещё раз.

  1. Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

5.1 Определение основных мотивов повести

Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо.

Какие ещё ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Надо сказать, что пациенты профессора воспринимали его как волшебника, хотя говорилось это иносказательно. Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.

Отметим, что фамилия профессора говорит о его даре преображать. Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу.

Вывод: В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Э то сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу

5.2. Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Несмотря на то, что в повести много сказочного, не будем забывать, что это сатира. Следовательно, в повести встречаются параллели с реальной жизнью 20-30-х годов 20 века.

Назовите приметы этого времени, нашедшие своё отражение в повести.

Если это и сказка, то в ней не только намёк, но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах»; это давление на интеллигенцию (вспомним как пытались « уплотнить» профессора Преображенского – ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету знаменитого врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то « уплотнили»);

это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства…)

Примеры из текста.

  1. Пёс сочувствует бедной барышне – машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдепёрсовых чулках. «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама – нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо».
  2. Пациенты профессора (сарказм в отношении процветающих нэпманов).
  3. Представители жилищного товарищества, домкома (юноша, похожий на девушку).

Студенты записывают в тетрадь вывод: «приметы времени, нашедшие своё отражение в повести:

бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха;

это давление на интеллигенцию;

это советские газеты;

Безработица, засилье хамства…

5.3. История собаки.

Как изменяется поведение безродного пса Шарика?

Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь».

Студент 3 отвечает.

Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Студент 4 отвечает:

Шарик, чуть не околевший от голода и холода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в тёплый дом, и готов на всё, чтобы в нём остаться. После операции он становится всё более уверенным, всё больше наглеет – в нём сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо.

Недавний пёс приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски. Распоряжаясь как у себя дома.

Студент 5 отвечает.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с её многочисленными магазинами, чайными, трактирами.

Весь продрогший, голодный пёс, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас».

Полиграф Полиграфович Шариков, человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Вывод: «Эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека не удался. Милый бездомный пёс превратился в ужасное человекоподобное существо, готовое погубить своего хозяина».

5.4. Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»? Образы профессора Преображенского и Швондера.

Как вы думаете, кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

Студент 6 отвечает.

Я считаю, что это профессор Филипп Филиппович Преображенский. Он решил создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга, тем самым вмешавшись в законы природы. И донора он выбрал не совсем подходящего. Профессор пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста. Плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего предка. Первые произнесённые им слова были ругань, первое отчётливое слово: «буржуи».

Есть ли другие мнения? Кто ещё мог быть виновен в том, что Шариков вёл себя безобразно?

Студент 7 отвечает.

Председатель домкома Швондер несёт не меньшую ответственность, чем профессор за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Он снабжает Шарикова «научной» социалистической литературой, даёт тому на изучение переписку Энгельса с Каутским, помогает сделать документы, устраивает на работу, подводит к мысли написать донос на профессора.

Вывод: « Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же безуспешная и рискованная операция, которую проделала революция, вырвав человека из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни . Профессор, сам того не желая, взывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несёт ответственность за своё вмешательство в природу, в то. Что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком».

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному. Он придаёт Шарикову социальный статус, даёт бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение.

5.5. Роль художественных приёмов используемых в повести.

Какие художественные приёмы, кроме метафоры, вы увидели в повести «Собачье сердце»?

Студент 8 отвечает.

Булгаков применяет соотнесение совершенно несхожих ситуаций: Преображение Господне – операция по пересадке половых желёз. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление – усиление тёмного, злого, агрессивного начала. Этот приём подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Студент 9 отвечает .

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы – символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда.

С другой стороны – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.

Вывод: «Булгаков использует в своей повести художественные приёмы (метафору, соотнесение несхожих ситуаций, контрастные детали) чтобы показать правду жизни через сатиру.

6.Подведение итогов занятия.

Критик Леопольд Авербах утверждал, что фантастические повести Булгакова – «Злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность».

Ответ: Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Другое дело, что новой власти такая правда была не нужна. Даже опасна.

А теперь давайте ответим на вопрос, о чём же предупреждал Булгаков в своей повести «Собачье сердце»?

Речь здесь идёт о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее. Здесь Булгаков воплощает свою убеждённость в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности учёного и страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.

Актуальны ли эти темы в наше время?

Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь. Например, проблема клонирования человека.

Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Булгаков написал много рассказов и повестей, но ни одни из них не были написаны просто так, без какого-то тайного, тонкого намека. В каждом своем произведении он раскрывает с помощью остроумной и ловкой сатиры какую-нибудь тайну или давал ответ на давно волнующий всех вопрос. Так и повесть « » несет в себе нечто большее, чем рассказ о превращении собаки в человека.

Нет. В ней затронут давно волновавший самого писателя вопрос, который в дальнейшем он вложил в уста Понтия Пилата из «Мастера и Маргариты »: «Что есть истина?»

Этот вопрос вечен на него можно найти много различных ответов, но как отметил Булгаков еще в «Записках на манжетах» с горькой иронией: «Только через страдание приходит истина… Это черно, будьте покойны! Но за знание истины не денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт».

Но что это значит? Можно ли сказать, что Шарик, собака с улицы, узнал о том, что такое истина? Я думаю, что можно. Но и мы, видя жизнь Шарика до операции и после нее, сопереживая вместе с ним его боль, страх и иные чувства, слившись во время чтения своей душой с его, понимаем настолько безрассудна, безнравственна медицина. Да, Шарик - всего лишь зверь, но он чувствует, живет, а значит, не заслужил того, что сделал с ним профессор Преображенский. Ничто живое не заслужило такого отношения.

Повесть «Собачье сердце» - это рассказ о великих открытиях, сделанных профессорами строй школы, гениальными учеными в эпоху научных экспериментов. За ширмой смеха в повести скрыты глубинные размышления о недостатках человеческой природы, о разрушительности невежества, об ответственности, которая на ряду с открытиями ложится на плечи ученых и науки. Темы вечные, которые до сих пор не утрачивают своего значения.

Мы видим, что Булгаков, шутя, раскрывает нам образ не только Шарика, но и самого профессора, который, как и многие люди его профессии, одинок. Филипп Филиппович только в глазах Шарика ассоциируется с божеством, а для других он - ключ к замку омоложения. К нам приходит понимание того, что если в человеке сочетаются одиночество, желание опровергать неприемлемую для себя действительность и честность, то это может привести к неожиданным и порой трагическим последствиям. К такому неминуемому, критическому исходу пришел Шарик, преобразившись в Шарикова. Булгаков в «Собачьем сердце» беспощадно разоблачает «чистоту», утратившую эстетическое начало науку и самодовольных людей науки. Они вообразили себя равным Богу: решили перекроить животную суть, создав из собаки человека.

Поэтому я думаю, что повесть посвящена не только заблуждениям, связанным с наукой, медициной, но и хладному отношению к мирозданию и религии.

А истина заключена в том, что каждое живое существо прокладывает себе дорогу в жизнь разными способами, некоторые путем обмана, ошибок, но чаще всего путем труда, который иногда несет в себе не то, чего хотелось им добиться. Иногда бывает так, что люди, добиваясь своей цели, «идут по трупам», это мы и видим у Булгакова. Сатира Булгакова несет в себе тайный смысл, но понять ее легко: надо только захотеть этого.

Писатель верил, что его читатель обладает вдумчивым и непредвзятым разумом - за это он его уважал, искал с ним контакта, обращаясь со страниц произведений. Мы должны принять этот дар и понять булгаковскую сатиру во всей ее очередной силе и сложности.

Человек не может жить без цели. Вся наша жизнь состоит из усилий, которые мы прикладываем для достижения этой цели. Но всегда ли мы идём к ее достижению по правильному пути? Альберт Эйнштейн сказал: "Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдать недостойные средства для ее достижения". Нередко в погоне за мечтой мы используем как раз-таки недостойные средства, и даже если это благая цель, рано или поздно начинаешь сожалеть о том, какими путями ты шел к ней.

Но иногда бывает и так, что высокая цель служит прикрытием истинных планов. В литературе таким людям обычно противопоставлены честные и благородные.

Может ли высокая цель оправдать низменные средства? Я считаю, что человек, который по-настоящему хочет ее добиться, должен предлагать соответствующие усилия, чтобы потом не было мучений и угрызений совести. Именно это произошло с героем романа Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Раскольников стоит перед нелегким выбором: на протяжении всего повествования мы видим его попытки оправдать, прежде всего перед самим собой, убийство старухи. С одной стороны, он руководствуется тем, что многие правители иногда переступали через свои нравственные убеждения на пути к великим целям.Он считает, что убив процентщицу, то он спасет больше жизней. Но на самом деле нельзя действовать во благо, применяя всевозможные, даже преступные способы. И герой, в конце концов, осознаёт это: Раскольников не чувствует никакого удовлетворения от того, что попытался изменить этот мир и себя, он мучается, понимая, на что он пошел ради этого.

Цель определяется средствами, которые мы используем для ее достижения. Цель может казаться благородной внешне, но ее последствия бывают ужасны. Доказательством может служить повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце". Профессор Преображенский преследует высокую цель, он инноватор. Но что становится результатом его деятельности? Автор дает понять, что человек не должен вмешиваться в природу. Нарушив гармонию, профессор получает ужасающий результат. Да, в повести у героя получается всё вернуть на место, но в жизни это не всегда возможно. Приложенные усилия могут вести к необратимым последствиям, то есть использование средства оказываются неоправданными.

Каждый должен ставить перед собой цели, которых он может достичь, и использовать при их осуществлении только те средства, которые подобают целям, которые доступны. Но при этом нельзя забывать о морали и нравственности и об обществе, в котором мы живем. Использованные низкие средства превращают благородную цель в нечто, нарушающее законы человеческого бытия.

Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.

Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

История создания

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

Тема

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Главные герои

Жанр

Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1746.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные