Арт объекты из мусора название. Рожденные на свалке. Работы современных художников из обычного мусора. Оптическое искусство, или оп-арт

"> " alt="Рожденные на свалке. Работы современных художников из обычного мусора.">

В итальянском городе Бари 19 февраля 2014 года уборщица в холле отеля Murat, приняв некоторые экспонаты открывшейся там выставки мусором, выбросила их. Оказалось, что предметы из бумаги и картона, которые она выбросила а также крошки печенья стоили около 10 тысяч евро. Бабр предлагает ознакомится с арт-объектами современного искусства, при создании которых был использованы предметы, обычно считающиеся мусором.

Тим Нобль и Сью Уэбстер. Муж и жена, которые стали очень известным арт-дуэтом в Британии. Тим и Сью - мастера светотени, они создают свои весьма необычные инсталляции из обыкновенного мусора, однако при проекции на стену этот мусор превращается в настоящие картины. Тим и Сью - последователи голландца Дита Вигмана (Diet Wiegman), который начал свои эксперименты со светом и тенью еще в восьмидесятых годах прошлого века.

Трудно поверить, что это не фотошоп. Пустые жестяные банки, пачки из под сигарет, деревянный стол и прожектор - вот что нужно, чтобы создать тень Манхэттена

Расставленные в правильном порядке фигуры из дерева дают неожиданный результат

На создание подобного проекта уходит несколько месяцев кропотливой работы

Бруклинский фотограф Барри Розенталь называет себя собирателем по жизни. В детстве он собирал бейсбольные карточки (популярное увлечение в США). Взрослый Барри коллекционирует сковороды, часы, карусельные лошадки и... предметы, которые он находит на пляжах.

По словам самого фотографа, организуя предметы мусора в коллажи, он придает привычным предметам больше ценности. И хотя возникает очевидная ассоциация между его работами и экологическими проблемами загрязнения окружающей среды и мусора, автор не видит свою миссию в том, чтобы заставить зрителя задуматься именно об экологии. «Я показываю то, что нахожу, и люди вольны сами интерпретировать, но я только хочу сказать: почему бы нам не относиться внимательнее к вещам? Почему бы нам не навести порядок в собственном гараже?»

Balls

Вторая жизнь игровых мячей

Оживающие канистры от технических жидкостей

Прежде чем сделать фото, художник работает с каждым предметом: моет, чистит, меняет форму

Скульптор из Портленда виртуоз сварки, он превращает сотни выброшенных гайек, болтов, дверных петлель в фигуры собак, птиц и даже копии электрических гитар Gibson в натуральную величину. Мок говорит о своей работе: "Я заинтригован проблемой создания совершенно уникальных произведений из никому не нужных, выброшенных предметов. Я люблю свою работу, а возможность давать этим старым предметам новою, необыкновенную жизнь в виде художественно сложной скульптуры делает эту работу еще приятней. Видя мои скульптуры, зрители сомневаются в реальности того, что они видят. Реакция аудитории - топливо моей работы."

Часть проекта "Рыбы"

Этому и многому другому в минувшие выходные учили детей и взрослых преподаватели ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова».

Искусство из повседневности

«Мастерские художественного стекла» - уже звучит многообещающе, как начало волшебной истории. Её рассказали в субботу в Строгановке. И не просто рассказали, а дали самим написать её новые главы, почувствовать себя настоящими создателями прекрасного. А уже из того, что получилось, во внутреннем дворе академии устроили спонтанную выставку. Арт-объекты разного размера, сложности, выполненные в разных техниках «артистами» разных возрастов, - вот таким весомым и прекрасным оказался результат формума «Эко-стекло - искусство из повсе-дневности».

В любом большом городе, не говоря уже о Москве, слово «экология» всегда звучит рядом со словом «проблема». Юлия Мерзликина, завкафедрой художественного стекла, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения , рассказала ребятам и их родителям о том, как мало мы задумываемся, что тонны самых обычных бытовых отходов могут не просто получить вторую жизнь, но стать предметом искусства. Обычно использованные стеклянные бутылки, банки, электрические лампочки превращаются в горы мусора. Но волшебники Строгановки в каждом осколке видят драгоценный материал. Решительно всё - от стеклянной бутылки до старого кинескопа - превращается в концептуальные арт-объекты, город-скую скульптуру, инсталляции и предметы декора, украсить которыми можно самый изысканный интерьер.

Стеклотара? Арт-объект! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Повторите это дома

Гости Строгановки распределились на группы и разошлись по мастер-ским, одни названия которых интригуют: спекание стекла, витражей, алмазной грани, песко-струйная, расписная... Хочется попробовать себя всюду! Что-то, конечно, можно сделать только здесь, с помощью специальных инструментов и приспособлений, а что-то - дома, дав вторую жизнь тому, что вот-вот окажется в помойке. Как просто взять пустую банку из-под каких-нибудь маринованных огурцов, помыть, высушить и наклеить сверху самый причудливый узор из разноцветных стекляшек, оставшейся от ремонта мелкой плитки или осколков зеркала! Получится эксклюзивная ёмкость для мелочей. Ну а если найти цветную бутылку, обмотать её тонким скотчем и покрасить акриловой краской? Акрил быстро высохнет, вот и вышла отличная вазочка.

В Строгановке, правда, делали вещи посложнее: «полосатые» бутылки надевали на заранее приготовленный гигантский металлический «стебель» и головку «цветка». Закрепили, покрасили - и установили гигантский цветик во дворе академии.

Алмазная гравировка: когда простое стекло становится утончённым. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Стеклянная выпечка

Мастерская спекания стекла поразила с первого взгляда и первого шага. Потому что сразу в глаза бросаются они - плоские, разноцветные, непохожие на самих себя. Это расплавившиеся в печи винные бутылки: форму не потеряли, а объём - уже да. В горлышки вплавлены верёвочки - значит, всё это станет одной большой инсталляцией... Тем временем ребята творят своё искусство: те, кто поменьше, выкладывают цветы из уже нарезанных стеклянных полосок. Те, что постарше, делают по-взрослому: рисуют эскизы, выкладывают сложносочинённые композиции из стекла разных видов. Всё это отправится в одну из трёх печей, нагреется до 700 с небольшим градусов и превратится во что-то удивительное, неожиданное и, как говорят подростки, прикольное.

На полках, стенах, подоконниках - работы студентов. Здесь и скрученная в узел коричневая бутыль, и Медуза горгона - тоже стеклотара в прошлой жизни, и радужные «окаменелости»... Преподаватель рассказывает о том, как и из чего готовят «стеклянную выпечку» ученики. Особенно всех поражают большие прозрачные крылья - каждое из них явно занимало целую печь... Цвет стекла - отдельная история. Зеленоватое - это оконное; прозрачное, коричневое, голубое, зелёное, - всё бутылки. А серое, самое редкое, - от старого телевизора. Если у вас такой есть, приносите кинескоп в Строгановку, здесь вам только спасибо скажут!

«Что-то вы спеклись, ребята!» - хочется сказать, заглянув в печку для стекла. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Пескоструйное селфи

Ольга Чистякова, доцент, член Союза дизайнеров РФ , - в тренде. Её подопечные делают инсталляцию из раскроенного зеркала и бутылок 0,33 л, которые почему-то оказались закреплёнными вверх тормашками. «Это причёска. Доделаем, повесим на нашей выставке. Вы подходите, видите своё лицо, а на голове у вас как будто вот такое чудо. И делаете селфи!» - говорит она. Идей для селфи у Ольги Анатольевны вообще масса. Вот, например, большое стекло, оклеенное двумя слоями специальной бумаги, - ребята старательно вырезают кленовые листья, клеят прожилки. «Потом, - объясняет Ольга Анатольевна, - мы обработаем это в пескоструйной мастерской, покрасим. Будет не только матовость, но и рельеф. А тут мы установим бутылки в качестве ножек. Получится стол. На него - вазу с осенним букетом. Представляете, какое селфи выйдет?»

Она показывает работы своих студентов, вдохновенно объясняет, как слой за слоем снимают стекло, как делают алмазную грань... «А откуда же все эти красивые бутылки?» - спрашиваю я. «Вы не поверите! - отвечает Ольга Чистякова. - Вчера объехала несколько баров с необычной просьбой. Вот мне и выдали стеклотару... Не представляете, какое алкогольное амбре было у меня в машине... Потом мы всё отмывали: ладно, этикетки под горячей водой легко отходят, а вот следы клея - здесь пришлось попотеть». Вот уж действительно: знать бы, из какого сора растут цветы!

На кончике металлического прута - вот где сосредоточено волшебство стеклодува. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Дыхание лета

Работа художника, дизайнера - это колоссальный труд. Не заметить этого было нельзя всем тем, кто попробовал себя в искусстве создания витража. Всего-то и надо было обточить четыре цветных стёклышка, подобрать круглую серединку (кстати, это были донышки от бутылок), оклеить стеклянные детали по краям лентой из медной фольги и сложить всё в ровный квадрат. Не тут-то было! С непривычки между деталями остались зазоры, но Сергей Есипов, мастер 1-й категории , способен исправить всё. Он спаивает кусочки оловянным припоем с обеих сторон и по-правляет меня: «Нет, это не витраж в технике Тиффани. Витраж плоский. Это будет объёмный арт-объект!»

Школьники помладше сделали из маленьких баночек, пузырьков и бутылочек, какие обычно ставят в мини-бар в отеле, шмелей, стрекоз и пчёл - тоже помогли медная фольга, припой и стеклянные крылышки, которые сделали ребята в стеклодувной мастерской. Стрекозы разлетелись по мастерской - словно летом повеяло... «Ребята, не забывайте хорошо мыть руки, - напоминает Сергей. - Вы всё-таки с кислотой работали!»

730 по Цельсию

Ох и непроста профессия стеклодува! Зато какие красивые вещи можно создать... Ребята ждут своей очереди к газовым горелкам. Задача у них вроде бы несложная: расплавить кусочек стекла, а потом сформировать из него крылышко бабочки. Однако даже придать осколкам состояние пластилина оказывается непросто. «Ты грей стекло, а не металлический стержень, - наставляет парня лет двенадцати Дмитрий Унтевский, мастер-стеклодув 1-й категории , - а то стекло ещё не «растает», а металл уже нагреется. Да, вот так, двигай его, двигай...» «Газовые горелки здесь небольшие, - объясняет Дмитрий, - да и нужно всего градусов 730-750 по Цельсию, именно в этих границах стекло становится пластичным, но не «течёт».

У соседнего стола Галина Криволапова, старший преподаватель, член Союза художников РФ , показывает, как сплющить обжигающий стеклянный комочек так, чтобы он стал похож на крылышко. «Ну вот, - говорит Галина Анатольевна, когда «запчасть» арт-объекта готова, - теперь при взгляде на бутылку вы будете видеть бабочку!» «Выражение «бабочки порхают в животе» приобретает новый смысл», - смеются взрослые, наблюдающие за успехами своих отпрысков.

Если лампочка перегорела, ей время стать шедевром! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Лампа как арт-объект

Пока я бродила по мастерским Строгановки, любуясь на работы больших и маленьких, то никак не могла решить: хорошо ли поступила, не взяв с собой своих соб-ственных детей-детсадовцев? Всё-таки ломать стекло специальными щипцами, клеить кусочки зеркала и вырезать ножом для бумаги - дело довольно-таки ответственное. Но оказалось, занятие тут найдётся любому - и ловкому старшекласснику, занимающемуся в художественной школе и, возможно, уже видящему себя студентом академии, и малышу, лишь недавно освоившему кисточку. В мастерской росписи самые юные посетители форума экостекла вовсю расписывали перегоревшие лампочки. Оказывается, немного фантазии - и этот, казалось бы, совсем никчёмный предмет может стать уникальной дизайнерской игрушкой для новогодней ёлки! Преподаватель лишь показал ребятам образцы орнаментов, а уж те включили воображение и начали делать смелые мазки... Как же немного нужно, для того чтобы каждый из нас начал по-своему защищать окружающую среду и наполнять этот мир большими и маленькими экошедеврами!


Китайский художник и автор инсталляций Ванг Чжиюань создал арт-объект на экологическую тему. 11-метровый торнадо из пластиковых бутылок бродит по планете, охватывая картинные галереи и прочие «рассадники культуры» с высокими потолками: такую махину не всякий зал вместит. Впрочем, особенных разрушений пока не видать: экопроблемы – тема не новая, а посетители выставок поудивляются минут десять, да и разойдутся.

Живущий в Пекине Ванг Чжиюань (Wang Zhiyuan) непременно хочет, чтобы его искусство стало общественно важным и полезным: «Если оно не будет таковым, я буду чувствовать себя виноватым». Ну что ж, не только в России поэт – больше, чем поэт, и художник – больше, чем художник. Помянем же добрым словом и , и , и британской мастерицы.


53-летний Ванг Чжиюань за свою жизнь успел повидать и попробовать многое: он занимался живописью и скульптурой, в юности ощутил сильное влияние (если не сказать прессинг) соцреализма и пересматривал свой художественный метод в зрелости, эмигрировал в Австралию, но снова вернулся на родину.

Сейчас он пришел к тому, что искусство нужно всем людям. Чем больше будет охват аудитории, тем скорее наш мир изменится к лучшему. А чтобы расширить «штат» ценителей прекрасного, творчество должно быть понятным.


В духе своих воззрений Ванг Чжиюань создал инсталляцию с незатейливым месседжем: лучше пусть мусор будет арт-объектом в галереях и выставочных залах, а то и вовсе музейной редкостью, но не валяется где попало на улицах и не образует уродливые свалки.

Когда Ванг Чжиюань начал собирать бесхозную тару на пекинских свалках, он сомневался в том, что удастся создать из мусора что-то стоящее. Но потом понял, что искусство начинается там, где от перестановки слагаемых сумма как раз-таки меняется. Начав располагать бутылки на свой вкус, автор инсталляции так увлекся, что взрастил огромную пластиковую гору.


11 метров пластиковой тары с пекинских свалок впечатляют хотя бы размерами. Так ли уж велика художественная ценность торнадо – время рассудит. Но хорошо уже то, что на свете стало меньше мусора и больше арта.

Мусор становится движущей силой искусства - это факт. Сегодня художникам не требуются мольберт и уединение в мастерской - иногда для них достаточно поломанных дискет и старого баллончика с краской. Вышедшие из употребления вещи теперь используются в творчестве современных авторов. Мы хотим подробнее рассказать о каждом виде искусства - нестандартном, новом и прогрессивном. Кстати, экспонаты по всем этим направлениям вы сможете увидеть в МУзее МУсора «МУ МУ».

Стрит-арт

Начнём, пожалуй, с самого известного вида современного искусства - со стрит-арта. В буквальном переводе (от английского street art) это слово означает «уличное искусство». Родиной стрит-арта принято считать Нью-Йорк - именно там появились первые художники, взявшие в руки баллончик. Есть легенда, что впервые стрит-арт в виде граффити появился в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда никому не известный рабочий по фамилии Килрой заскучал и начал писать «Kilroy was here» («Здесь был Килрой») на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдатам такая идея пришлась по душе - и они начали копировать подпись на стенах, устоявших во время бомбардировок в Европе.

Однако вот что интересно - первые мысли о стрит-арте появились ещё за три десятилетия до Второй мировой. Ни за что не догадаетесь, от кого - от самого поэта Владимира Маяковского! Он вместе с другими российскими футуристами в 1918 году придумал и выпустил Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», который гласил:

«Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов».
- похоже, Маяковский предвидел будущее!

Сегодня стрит-артом называют любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. В самом широком смысле к нему относят граффити - надписи и рисунки на стенах, трафареты, стикер-арт, постеры, видеопроекции, флэшмобы и уличные инсталляции. Некоторые предлагают относить к стрит-арту и уличных музыкантов.

Полотном для художников в стрит-арте является буквально весь мир: стены домов, крыши, вагоны - одним словом, любые поверхности, где можно что-нибудь изобразить. Причем не только на плоской поверхности, но и в объёме, в форме масштабных инсталляций из подручных средств.

Один из самых известных уличных художников современности - неуловимый британец Бэнкси. Его рисунки можно найти по всему миру, но при этом никто до сих пор не видел его истинного лица. Из российских художников стоит выделить Тимофея Радю- он знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями. Но не всегда в искусстве есть место политике: иногда Радя переходит на совершенно уютные вещи - например, он уже вешал «бабушкин» ковер на городскую остановку и украшал в родном Екатеринбурге уличные фонари домашними абажурами.

Ещё один российский стрит-арт художник и просто городской романтик Кирилл Кто славится впечатляющими надписями ярких расцветок:

Интересное наблюдение: и Бэнкси, и Кирилл Кто - это псевдонимы. Большинство стрит-арт художников - как профессионалов, так и новичков - прячутся под придуманными именами. Возможно, это происходит потому, что в сознании обычного человека стрит-арт стоит на грани с вандализмом. Это тот случай, когда за искусство порой приходится отделываться денежными штрафами.

Сегодня стрит-арт признают не просто искусством, а самостоятельным социальным явлением. Взяв в руки баллончик с краской, художник говорит в своих работах о том, что волнует общество - и что вряд ли напишут в официальных газетах. Качественный стрит-арт - это не хулиганская выходка, а диалог художника с обществом, который заставляет рефлексировать, вдумываться в смысл и… да что уж говорить - он делает городскую среду яркой и оригинальной.

В МУзее МУсора «МУ МУ» вы можете увидеть оригинальные образцы стрит-арта, которые вполне можно представить себе как художественные инсталляции на выставках:

Трэш-арт

Термин трэш-арт произошел от двух английских слов: trash означает просто-напросто мусор, art- искусство. «Мусорное искусство», так что ли? Уточним: сейчас трэш-артом называют такие виды творчества, где задействован старый хлам и всякие вышедшие из употребления вещи. Подвижниками трэш-арта в середине 1950-х стали называть образованных, знающих цену эстетике людей, которые бунтовали против массового дешёвого искусства. Раз бунтовали, то стали делать всё наоборот - и начали создавать искусство из окурков, обрывков билетов и вообще всего, что под руку попадется. Сегодня «трэш-арт» относят к «альтернативному искусству», не поддающемуся общим правилам и стандартам. Оно непредсказуемое, бунтарское - и оттого ещё более прекрасное и удивительное.

Основоположником трэш-арта считают немецкого художника Курта Швиттерса. Ещё в 1918 году, когда о трэш-арте и речи быть не могло, он начал эксперименты в области абстрактного искусства. По сути, художник занимался «детским творчеством» -аппликацией, наклеивая на поверхность картины обертки от папирос, обрывки билетов и прочий хлам. К большому удивлению окружающих, в его руках мусор вдруг становился произведением искусства. Так трэш-арт начинал завоевывать своих первых приверженцев и обожателей.

Спустя почти столетие после первых работ Швиттерса искусство трэш-арта продолжает победное шествие по планете. За инсталляции и картины, сделанные из мусора, теперь готовы платить миллионы. Известные музеи и галереи помещают яркие работы в стиле трэш-арт наряду с классическими картинами и скульптурами. Тут не обходится без курьезов, как это случилось с одним из самых дорогих художников современности Дэмиеном Херстом. В порыве вдохновения он сделал произведение из окурков и пивных жестянок, которое было немедленно выставлено в лондонской Eyestorm Gallery. Уборщики вдохновения художника не оценили: по их словам, они подумали, что накануне в галерее была вечеринка - и все арт-объекты полетели в мусорное ведро.

В «МУ МУ» произведения в стиле трэш-арт ожидает не мусорка, а достойное место в экспозиции:

Оптическое искусство, или оп-арт

Оп-арт - ещё одно интересное направление в современном искусстве. В переводе (optical art) и обозначена суть этого художественного течения: оно использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Первые эксперименты с оп-артом начались в Европе в середине ХХ века, а основоположником нового вида искусства считают Виктора Вазарели, уроженца Венгрии.

Оптическое искусство с первых же минут притягивает взгляд своими зрительными иллюзиями. Мы смотрим на картину и понимаем, что изображение существует не только на холсте, но и в действительности - в глазах и мозгу зрителя. Оп-арт неслучайно называют искусством для философов: чтобы понять, что изображено на картине, нужно хорошенько к ней присмотреться.

Стимпанк

Стимпанк - одно из новейших направлений в дизайне и искусстве: его название было сформулировано только в конце 1980-х. Термин «стимпанк» рожден английскими словами «steam» (пар) и «punk» - отсылка к бунтарским истокам.

Нередко стимпанк называют ещё паропанком, и этот вариант тоже имеет право на жизнь - сейчас объясним, почему. Дело в том, что художники стимпанка воспевают все технологии на пару - паровозы, дирижабли и прочие механизмы. Это такой научно-фантастический, урбанистически-индустриальный стиль, в котором странным образом сочетаются ретро и футуризм. Ретро - в намеренной стилизации под викторианскую эпоху (Англия, середина и конец XX века), а истоки футуризма можно найти в главном концептуальном вопросе стимпанка: «Как выглядел бы мир, если бы паровой двигатель оставался основным?». Спойлер: там было бы много дирижаблей, моторчиков, шестерёнок и металла.

Художникам направления стимпанк в своих работах удается создать брутально-уютный мир, о котором мечтают мальчишки, начитавшись фантастики Жюля Верна. Удивительные по красоте работы создает из обычного металлолома российский художник Игорь Верный:

В нашем музее вы сможете полюбоваться изящными и брутальными произведениями в этом стиле:

Ассамбляж

Ассамбляж - это техника визуального искусства, родственная коллажу. Термин произошел от французского слова assemblage, что означает буквально «смешивание».

Если в коллажах художник использует бумагу, то ассамбляж основан на использовании объёмных деталей, обломков или предметов целиком, которые удается разместить на плоскости. Получается трёхмерное изображение, которое может быть дополнено красками, металлом, деревом, тканью и другими элементами.

Впервые технику ассамбляж начали использовать русские авангардные художники (Татлин, Родченко, Пуни) в начале ХХ века. Сам термин ввёл французский художник и скульптор Жан Дюбюффе лишь в 1953 году. Под ним он понимал произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.

Французским художникам ассамбляж страшно понравился - и они начали совершенствовать его на свой манер, выдавая всякого рода шедевры. Как, например, французский художник Сезар, который для своих произведений собственноручно прессовал материал.

Джанк-арт

Направление джанк-арт произошло от слияния двух английских слов, так мало совместимых друг с другом. Судите сами: junk - «отбросы, мусор», а art - «искусство», такое возвышенное, никак не похожее на отходы!

Джанк-арт - это направление в современной живописи и скульптуре, близкое ассамбляжу (напомним, это что-то вроде объёмного коллажа).

Впервые термин «джанк-арт» был использован при описании коллажей Роберта Раушенберга в середине 1950-х гг.

Художники направления джанк-арт используют материалы, не имеющие никакой ценности - металлический лом, старые вещи, городские отходы. А поскольку мусора на Земле с каждым годом становится всё больше, то и возможности для творчества у них расширяются до безграничности.

В «МУ МУ» джанк-арт представлен во многих оригинальных объектах, как, например, эти:

Великолепные лабутены целиком сделаны из мусора, причём собирали его в самом ателье фирмы, буквально - в мусорных ведрах!

Комната художника Наины Величко, интерьер которой можно поближе рассмотреть в «МУ МУ». Все экспонаты сделаны «по-честному» - то есть спонтанно и из того материала, который был в тот момент под рукой и даже под ногами автора.

Ресайклинг-арт и эко-арт

Ресайклинг-арт и эко-арт - схожие по назначению формы современного экологического искусства. Recycling в переводе с английского означает «переработка», «повторное использование». Это направление появилось совсем недавно, на рубеже веков - когда человечество задумалось о том, как в красивой форме привлечь внимание людей к глобальным экологическим проблемам. Давайте посмотрим, как они это делают.

Эко-художник Крис Джордан создает свои произведения из мусора и биологических отходов, которые найдены на свалках или выужены с океанского дна. Одна из самых нашумевших картин Джордана - гигантское полотно, на котором изображены две акулы. Картина бы так и осталась без внимания, если бы не одно «но»: она целиком создана из акульих зубов. Художник сам находил их на дне моря, покупал на приморских базарчиках или попросту обнаруживал на свалках. Всего на картину ушло 270 тысяч зубов акулы. Представляете, сколько рыб было истреблено ради их скелета, кожи и мяса?

Другой эко-художник, кореец Йонг Хо Джи, создает скульптуры акул из обычных автомобильных шин - многие из которых, кстати, выловлены из морей.

А это - фантастические животные из старых шин, сделанные нашими авторами:

По соседству вы сможете найти философскую работу в стиле эко-арт - тонущий в мусоре корабль. Она прибыла в «МУ МУ» в настоящих мусорных мешках и здесь, в самом музее, воссоздавалась лично руками автора в первоначальную композицию. Передняя часть Корабля создана из обрезков черных пластиковых труб, устриц и морского мусора, найденного на пляже.

«Мусорное искусство»: арт-объекты, принятые за хлам

Трейси Эмин «Моя кровать»

Современное искусство порой играет со зрителем злую шутку. Во время ярмарки Harbour Art Fair в Гонконге уборщица приняла за мусор работу художницы Кэрол Мэй и выбросила. «РБК Стиль» вспомнил, когда арт-объекты не смогли отличить от хлама.

Кэрол Мэй «Unhappy Meal»

Швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на завершившейся в Гонконге арт-ярмарке Harbour Art Fair. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «​Хэппи Мил» — набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald"s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.

«В своих работах я часто обращаюсь к повседневным объектам, которым придаю новые черты с помощью небольших изменений», — отметила художница. А также добавила, что в творчестве стремится критически взглянуть на современную культуру потребления.

Работа «Unhappy Meal» утеряна не безвозвратно. Предусмотрительная Кэрол Мэй позаботилась об изготовлении 30 таких инсталляций. По данным издания Dazed, арт-объект оценивается в $ 364.


Трейси Эмин «Моя кровать»

В 1998 году британка Трейси Эмин создала инсталляцию «Моя кровать». Пребывая в депрессии, художница несколько дней подряд не покидала комнату и отказывалась от всего, кроме алкоголя. Тогда же родилась идея арт-проекта, представлявшего собой неубранную постель, окруженную пустыми бутылками, использованными презервативами, смятым бельем и мусором. В 1999-м «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Один из смотрителей музея, не поняв задумки Трейси Эмин, решил, что экспонат подвергся атаке вандалов, и прибрал постель,

Richard Stonehouse/Getty Images

Густав Мецгер «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства»

В 2004 году уборщица лондонской галереи «​Тейт модерн», приняв один из экспонатов за мешок с мусором, выбросила инсталляцию. Впрочем, с работой Густава Мецгера ошибиться было нетрудно: экспонат с длинным названием — «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства» — представлял собой разъеденную кислотой картину в окружении полиэтиленовых мусорных мешков. После того как часть арт-объекта Мецгера в прямом смысле слова оказалась на свалке, художнику пришлось изготовить новую копию.

Художника Густава Мецгера, скончавшегося в Лондоне в марте 2017 года, называли «мусорным гением». Он создал направление «саморазрушающегося искусства». В своем манифесте 1959 года он так описывал задумку: «Это отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой... в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В инсталляциях Мецгер часто использовал производственные отходы и строительный мусор.


Густав Мецгер

Tristan Fewings/Getty Images for Serpentine Galleries

Сара Голдшмид и Элеонора Кьяри «Куда мы идем танцевать этим вечером»

В музее современного искусства в итальянском городе Больцано жертвой уборщиц стала инсталляция «Куда мы идем танцевать этим вечером». Работа двух миланских художниц — Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри — была посвящена эпохе гедонизма и политической коррупции в Италии 1980-х годов, сообщал The Independent. В одном из залов музея авторы разбросали по полу пустые бутылки, окурки и конфетти. Все это уборщица приняла за банальный мусор и тщательно прибралась. Когда музей открылся на следующее утро, в зале не осталось ни следа от арт-объекта. Благо пакеты с арт-мусором не успели далеко увезти. Художницы восстановили инсталляцию.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные