Авианосцы изо льда собирались с опилками на войну. «Проект Аввакум» - непотопляемый ледяной авианосец Активисты и авантюристы

В 1942 году ситуация на западном фронте для Великобритании была катастрофической. Немецкие кригсмарине раз за разом наносили королевскому флоту существенные потери. Мощная промышленная база Германии позволяла стране быстро возмещать свои потери в технике, тогда как Великобритания, вступив в войну недостаточно подготовленной, рассматривала любые, даже самые безумные идеи, которые могли бы помочь ей противостоять противнику.

Одной из таких идей стал вариант создания авианосца, строительным материалом для которого послужил бы лед – временная замена стали, дефицит которой в то время достиг своего пика. Известно, что в 1942 году данная идея обсуждалась в высших кругах Соединенного Королевства, включая самого Уинстона Черчилля, исполнявшего тогда обязанности премьер-министра.

Разрабатывалось сразу два подхода к созданию авианосца изо льда. Первый – самый дешевый – заключался в спиливании верхушки крупного айсберга и переоборудовании его поверхности под взлетно-посадочную полосу. Предполагалось, что такие корабли, отличающиеся крайней дешевизной, будут использоваться для скоротечных воздушных операций против стратегических объектов противника. Такой айсберг-авианосец также должен был быть оснащен системами обороны, жилыми отсеками и двигателем с рулями управления. Время использование такого корабля ограничивалось бы несколькими месяцами.

Второй подход предполагал создание авианосца с нуля из заранее подготовленных ледяных блоков, между которыми пролегали бы трубы холодильных установок, что позволяло бы кораблю не таять и выполнять свои функции длительное время.

После долгих обсуждений британское министерство обороны выбрало именно второй вариант, как наиболее перспективный. Руководителем проекта был назначен инженер Джеффри Пайк. Экспериментально он установил, что если смешать воду с целлюлозой, то после заморозки получается лед, превосходящий по прочности обычный и дольше не поддающийся таянию. Новый материал, который, как выяснилось позже, обладал еще и большей плавучестью, решено было назвать «pykret». К британскому проекту привлекли американских и канадских союзников, и вскоре тестовый образец корабля всего за два месяца построили и спустили на воду в Канаде, где начались его испытания.

Создание авианосца изо льда — процесс укладывания блоков «пайкрета»

К 1943 году 18-метровое судно было успешно протестировано в летних условиях, но у английского адмиралтейства возникло несколько вопросов к инженерам: они просили увеличить прочность палубы для посадки тяжелых бомбардировщиков и оснастить судно дополнительной защитой против торпед немецких субмарин. Для этих доработок необходимо было усиливать металлический каркас судна, что выливалось в дополнительные денежные, а главное временные затраты. Проект уже не казался панацеей от превосходства Германии на море, тем более что к концу 1943 года ситуация в войне обернулась в пользу союзников. Британии наконец-то удалось преодолеть дефицит стали и наладить выпуск дешевых авианесущих кораблей. Необычный проект был постепенно забыт и остался лишь в виде чертежей. Тестовый же экземпляр корабля вскоре растаял, оставив после себя металлический каркас-скелет.

Проект сооружения авианосца на основе замороженной массы изо льда и древесных опилок растаял, просуществовав всего год. Он так и не стал реальностью. Хотя project Habakkuk (проект Аввакум) поначалу горячо поддерживал сам премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Причем тут библейский пророк Аввакум

Профессор университета в Мэриленде Сьюзен Лэнгли давно занимается исследованием проекта «Хабаккук», написала об этом книгу и докторскую диссертацию. Лэнгли, увлекающаяся еще и дайвингом, неоднократно погружалась в озеро Патрисия (Канада, национальный парк Джаспер в Альберте), чтобы осмотреть на то, что осталось от так и не созданного ледяного авианосца.
Лэнгли пишет, что идея назвать амбициозный проект именно так принадлежит самому Черчиллю – он слишком много надежд возлагал на это военно-морское сооружение изо льда и опилок. Аввакум предсказал пленение Иерусалима, а на «Хабаккук» возлагалась миссия помочь британцам одолеть фашистов.

Каким представлялся ледяной авианосец

Проект странного авианосца разработал Джеффри Пайк, эксцентричный ученый военного ведомства Великобритании, как его называет Сьюзен Лэнгли. «Хабаккук» должен был стать мощнейшим авианосцем в истории и обезопасить британские атлантические конвои от вражеских подлодок.
В последнем, девятом, томе девятитомника «Иллюстрированная война» (The War Illustrated), вышедшем в апреле 1946 года, указываются проектные размеры древесно-ледяного авианосца: 2000 футов (610 м) длина, 300 футов (92 м) ширина. Плавучий аэродром рассчитывался на 200 истребителей или 100 бомбардировщиков, плюс к этому на нем проектировались ремонтные мастерские и другие необходимые помещения. Предполагаемая скорость «Хабаккука» 7 узлов (8 миль в час), его дизель-генератор должен был потреблять 120 тонн горючего в день. Авианосец намеревались оснастить емкостями для запаса топлива в 5 тысяч тонн, что позволило бы кораблю передвигаться в радиусе действия 7 тысяч миль. Стоить вся эта махина, по предварительным оценкам, должна была не более 10 миллионов фунтов стерлингов.
Идея использовать лед и опилки пришла в голову англичанам вследствие дороговизны стали в военное время. Пайк, наслышанный о крепкости арктического льда, решил сделать его стратегическим материалом, который поможет британцам выиграть войну. Секретный проект привел в восторг самого Уинстона Черчилля, который тоже загорелся этой идеей.
В начале декабря 1942 года началась работа над реализацией «project Habakkuk».

«Коробка для обуви»

Экспериментальной площадкой было выбрано канадское озеро Патрисия, где в начале 1943 года было построено 60-футовое судно-прототип «Хабаккука» со стенами и полами из дерева. Внутри находился массивный кусок льда, опоясанный холодильными трубами. По словам Сьюзен Лэнгли, эта громадина больше походила на большую коробку для обуви, а трубопровод напоминал грудную клетку.
Сразу же начались технические неполадки – местами трубопровод оказался поврежденным, поэтому вода не охлаждала лед, трубы просто перекачивали воздух. Потом усомнились в прочности самого льда. Изобретенный Пайком стройматериал «пайкеринг» (смесь замороженной воды и древесных опилок), как оказалось, производить в огромных количествах, потребных для «Хабаккука», просто непрактично.
К середине 1943 года ажиотаж вокруг древесно-ледяного авианосца начал угасать, а в июне того же года испытания в Канаде свернули вовсе.

Почему свернули проект?

По мнению Сьюзен Лэнгли, охлаждению интереса к «Хабаккуку» поспособствовали три основные причины. Во-первых, у Великобритании появилась возможность обустроить в Исландии постоянную базу в Северной Атлантике, что делало бесперспективной разработку плавающих аэродромов, тем более таких, как «Хабаккук». Во-вторых, на вооружение британцев поступили новые самолеты, имевшие больший радиус действия. В-третьих, военная промышленность разработала усовершенствованные радары, позволявшие более точно отслеживать вражеские подводные лодки.
«Все эти новшества сделали «Хабаккук» устаревшим еще до того как он достиг своего успеха», – делает вывод Лэнгли. – «Построить его было бы возможно. Но уже нецелесообразно».

Что там сейчас, на дне Патрисии?

Сьюзен Лэнгли, по ее рассказам, впервые узнала о «самолете изо льда», лежащем на дне канадского озера, в 1982 году, и сначала не поверила в то, что это вообще возможно. Но она, серьезно занимающаяся подводной археологией, решила проверить услышанное и через два года исследовала дно озера в предполагаемом месте затопления останков «Хабаккука».
Лэнгли увидела нечто напоминающее баржу. Затем исследовательница погружалась на дно озера еще несколько раз, уже в рамках проектов, спонсированных правительственными грантами. Многочисленные исследования легли в основу книги и докторской диссертации.
Остов несостоявшегося авианосца лежит на глубине 100 футов (30 м). Для дайверов это опасное погружение, поскольку велик риск возникновения декомпрессии. Видимость на глубине низкая. По словам Сьюзен Лэнгли, если кто-то еще хочет увидеть останки нереализованного проекта «Хабаккука», ему следует поторопиться – находящийся на дне остов постепенно разрушается, и вскоре уже не на что будет смотреть.

Проект сооружения авианосца на основе замороженной массы изо льда и древесных опилок растаял, просуществовав всего год. Он так и не стал реальностью. Хотя project Habakkuk (проект Аввакум) поначалу горячо поддерживал сам премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Причем тут библейский пророк Аввакум

Профессор университета в Мэриленде Сьюзен Лэнгли давно занимается исследованием проекта «Хабаккук», написала об этом книгу и докторскую диссертацию. Лэнгли, увлекающаяся еще и дайвингом, неоднократно погружалась в озеро Патрисия (Канада, национальный парк Джаспер в Альберте), чтобы осмотреть на то, что осталось от так и не созданного ледяного авианосца.
Лэнгли пишет, что идея назвать амбициозный проект именно так принадлежит самому Черчиллю – он слишком много надежд возлагал на это военно-морское сооружение изо льда и опилок. Аввакум предсказал пленение Иерусалима, а на «Хабаккук» возлагалась миссия помочь британцам одолеть фашистов.

Каким представлялся ледяной авианосец

Проект странного авианосца разработал Джеффри Пайк, эксцентричный ученый военного ведомства Великобритании, как его называет Сьюзен Лэнгли. «Хабаккук» должен был стать мощнейшим авианосцем в истории и обезопасить британские атлантические конвои от вражеских подлодок.
В последнем, девятом, томе девятитомника «Иллюстрированная война» (The War Illustrated), вышедшем в апреле 1946 года, указываются проектные размеры древесно-ледяного авианосца: 2000 футов (610 м) длина, 300 футов (92 м) ширина. Плавучий аэродром рассчитывался на 200 истребителей или 100 бомбардировщиков, плюс к этому на нем проектировались ремонтные мастерские и другие необходимые помещения. Предполагаемая скорость «Хабаккука» 7 узлов (8 миль в час), его дизель-генератор должен был потреблять 120 тонн горючего в день. Авианосец намеревались оснастить емкостями для запаса топлива в 5 тысяч тонн, что позволило бы кораблю передвигаться в радиусе действия 7 тысяч миль. Стоить вся эта махина, по предварительным оценкам, должна была не более 10 миллионов фунтов стерлингов.
Идея использовать лед и опилки пришла в голову англичанам вследствие дороговизны стали в военное время. Пайк, наслышанный о крепкости арктического льда, решил сделать его стратегическим материалом, который поможет британцам выиграть войну. Секретный проект привел в восторг самого Уинстона Черчилля, который тоже загорелся этой идеей.
В начале декабря 1942 года началась работа над реализацией «project Habakkuk».

«Коробка для обуви»

Экспериментальной площадкой было выбрано канадское озеро Патрисия, где в начале 1943 года было построено 60-футовое судно-прототип «Хабаккука» со стенами и полами из дерева. Внутри находился массивный кусок льда, опоясанный холодильными трубами. По словам Сьюзен Лэнгли, эта громадина больше походила на большую коробку для обуви, а трубопровод напоминал грудную клетку.
Сразу же начались технические неполадки – местами трубопровод оказался поврежденным, поэтому вода не охлаждала лед, трубы просто перекачивали воздух. Потом усомнились в прочности самого льда. Изобретенный Пайком стройматериал «пайкеринг» (смесь замороженной воды и древесных опилок), как оказалось, производить в огромных количествах, потребных для «Хабаккука», просто непрактично.
К середине 1943 года ажиотаж вокруг древесно-ледяного авианосца начал угасать, а в июне того же года испытания в Канаде свернули вовсе.

Почему свернули проект?

По мнению Сьюзен Лэнгли, охлаждению интереса к «Хабаккуку» поспособствовали три основные причины. Во-первых, у Великобритании появилась возможность обустроить в Исландии постоянную базу в Северной Атлантике, что делало бесперспективной разработку плавающих аэродромов, тем более таких, как «Хабаккук». Во-вторых, на вооружение британцев поступили новые самолеты, имевшие больший радиус действия. В-третьих, военная промышленность разработала усовершенствованные радары, позволявшие более точно отслеживать вражеские подводные лодки.
«Все эти новшества сделали «Хабаккук» устаревшим еще до того как он достиг своего успеха», – делает вывод Лэнгли. – «Построить его было бы возможно. Но уже нецелесообразно».

Что там сейчас, на дне Патрисии?

Сьюзен Лэнгли, по ее рассказам, впервые узнала о «самолете изо льда», лежащем на дне канадского озера, в 1982 году, и сначала не поверила в то, что это вообще возможно. Но она, серьезно занимающаяся подводной археологией, решила проверить услышанное и через два года исследовала дно озера в предполагаемом месте затопления останков «Хабаккука».
Лэнгли увидела нечто напоминающее баржу. Затем исследовательница погружалась на дно озера еще несколько раз, уже в рамках проектов, спонсированных правительственными грантами. Многочисленные исследования легли в основу книги и докторской диссертации.
Остов несостоявшегося авианосца лежит на глубине 100 футов (30 м). Для дайверов это опасное погружение, поскольку велик риск возникновения декомпрессии. Видимость на глубине низкая. По словам Сьюзен Лэнгли, если кто-то еще хочет увидеть останки нереализованного проекта «Хабаккука», ему следует поторопиться – находящийся на дне остов постепенно разрушается, и вскоре уже не на что будет смотреть.

Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Эту старую истину не раз подтверждала история. Вовремя Второй мировой войны, в Великобритании, возникли большие трудности со сталью.

В Северной Атлантике подводные лодки немцев довольно успешно боролись с флотом союзников. Самолеты могли бы очень сильно помочь в уничтожении «волчих стай», но проблема состояла в том, что ни времени, ни, что самое главное, стали на производство авианосцев у Англии не хватало.

Именно в это время один британский ученый предложил довольно фантастическую идею — авианосец из льда. Звали этого ученого Джеффри Пайк, а работал он ни кем нибудь, а советником руководителя оперативного штаба лорда Маунтбаттена. Корабль изо льда не просто должен был быть дешев в производстве, но и его ремонт должен был проходить быстро — наморозили на месте повреждения новую глыбу льда, подточили напильником и все.

Пайк был известен своей склонностью к эпатажным идеям. Он предложил отрезать большой кусок айсберга и отбуксировать его в океан. Выравнять поверхность и построить (пусть даже из льда) все необходимые постройки для самолетов и экипажа.

Каким способом непонятно, но Пайк смог убедить Маунтбэттена. А тот, в свою очередь, смог убедить Черчилля и все завертелось… Проект получил название «Аввакум» (или Хабаккук — по английски) отсылая нас к одной из библейских книг пророка Аввакума (Ветхий Завет).

По замыслу Пайка, авианосец должен был быть длинной в 600 метров, почти 100 метров в ширину и весить более 2 000 000 тонн. Его защиту должны были осуществлять множество зенитных орудий, а взлетно-посадочная полоса вмещать до 150 истребителей и двухмоторных бомбардировщиков.
Естественно, у льда есть существенный недостаток — он, как ни странно, имеет свойство таять. Эту проблему решили прокладкой сложной сети труб с хладагентом, которые должны были охлаждать авианосный айсберг.

На берегу озера Патриция, в Скалистых горах Канады, был построен прототип длинной почти в 18 метров и весом в тысячу тонн. Система охлаждения позволила сохранить «судно» на протяжении всего лета.

В ходе испытаний возникли новые трудности. Хотя лёд — довольно твердый материал, он чрезвычайно хрупок. Помимо этого, под сильным весом он деформировался, да и плавучесть оставляла желать лучшего. По счастливой случайности для Пайка (и не счастливой для ВМФ Великобритании), два ученных из Политехнического института Бруклина совершили интересное открытие. Если смешать воду с опилками и заморозить, то полученный «материал» в 14 раз крепче обычного льда и обладает высокой устойчивостью к сжатию, скалыванию — да он оказался крепче бетона! Помимо этого, опилки препятствовали интенсивному таянию. Этот «чудо-материал» назвали в честь Пайка — пайкрит.

Согласно одной легенде, в 1942 году лорд Маунтбэттен ворвался в дом к Черчиллю и бросил кусок пайкрита в ванную с теплой водой. Потом двое взрослых и важных мужчин долго смотрели за тем как лед отказывался таять в теплой воде.

Еще одна анекдотичная ситуация, подтвержденная несколькими свидетелями, произошла во время Квебекской конференции 1943 года. Прямо на конференцию лорд Маунтбэттен привез два блока — один из обычного льда, другой из пайкрита. Затем он достал свой пистолет и выстрели в блок изо льда. Тот разлетелся на куски. Когда же он выстрелил по второму, пуля просто отрикошетела и, задев штанину адмирала Эрнеста Кинга, попала в стену.

Успешные проверки пайкрита активизировали работы над проектом Аввакум. Расчеты показали, что для постройки корабля понадобится 300 000 тонн целлюлозы, 35000 тонн пиломатериалов и около 10 000 тонн стали. Стоимость этого «корабля» составляла около 700,000 фунтов.

Однако, по мере работы над проектом, его стоимость взлетела до 2 500 000, т.к. потребовалось больше стали и более эффективное утепление. К этому же выявились проблемы с управляемостью и скоростью, которая не превысила бы 6 узлов.

Но самой большой проблемой стало, как ни странно, сырье. Т.е. главная цель, ради которой и создавался британский ледяной авианосец не достигалась. Дерево тоже было в дефиците, а сложные установки по охлаждению стоили также очень дорого. Никто из союзников не мог позволить себе таких трат.

В конце концов, проект Хабаккук или Аввакум был пересмотрен и в итоге от него отказались. Было проще создать аэродромы «подскока» на Азорских островах и добиться почти тех же результатов с минимальными затратами.

Останки прототипа авианосца так и остались лежать на дне озера Патрициа, радую местных дайверов.

По материалам: https://en.wikipedia.org/wiki/Project_Habakkuk

Никто не может сказать точно, на что походили бы готовые авианосцы-айсберги… (фото с сайта www-old.aad.gov.au).


Когда союзники готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор немало тех, кто считает, что эта затея была чистым безумием, как и тех, кто полагает её оригинальной и разумной технической идеей.

Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава "Объединённых операций", британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения.

Первоначально речь шла о простом "спиливании" верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.

Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла.

Замёрзшая вода представлялась дешёвым и неограниченным ресурсом. Как бонус – такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нём выбоины.


…Возможно, что они напоминали бы этот проект "большого Аввакума" (рисунок с сайта de220.com).


Таяние такого "корпуса" не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же – немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок.

Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и учёный Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.

Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учёными в его честь – пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически - мелких опилок). Оказалось, что этот лёд был многократно прочнее обычного, да ещё в несколько раз медленнее таял.

Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довёл замысел до готового проекта и даже – реального корабля.

Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принёс (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил.

Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.


Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена. После выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от такого же блока льда – не остаётся ничего (фото с сайта geocities.com).


Этот ледяной корабль был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна.

Называлось оно "Аввакум" (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: "Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал".

Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.


Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок (фото с сайта с сайта de220.com).


Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн.

Специалисты посчитали, что трудо- и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешёвыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.


Новый слой пикрита и система охлаждения (фото с сайта с сайта de220.com).


Когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников. Недолго подумав, от ледяного флота отказались.

Впрочем, проблемы с нехваткой металла ещё не ушли в прошлое окончательно. Не зря же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма разных судов, принимали участие и бетонные баржи.

Деревянные же и железные останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.

А, может быть, имеет смысл в отдельных случаях строить ледяные суда, как вы считаете?



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные