Балет нуриев в большом театре. Премьера балета «Нуреев» в Большом театре России. Отложено, чтобы доработать

Перенос премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре стал одной из самых обсуждаемых тем в начале июля. Руководство театра уверяет, что артисты не готовы к выступлению, однако публика считает, что отмена премьеры «Нуреева» может быть последствием дела о финансовых махинациях в «Седьмой студии», по которому Серебренников проходит как свидетель. Позже ТАСС сообщил, что спектакль отменили за пропаганду гомосексуализма по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, однако директор Большого театра назвал подобные заявления провокацией.

В субботу, 8 июля, на сайте Большого театра сообщили, что премьера балета «Нуреев» 11 июля не состоится. На исторической сцене с 11 по 14 июля вместо него покажут «Дон Кихот».

Постановкой о великом советском танцовщике занимались режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. В позапрошлом сезоне их творческая группа создала в Большом спектакль «Герой нашего времени», который был признан лучшим в сезоне и получил «Золотую маску».

Кирилл Серебренников заявил «Ведомостям» , что решение об отмене премьеры приняли представители Большого театра.

Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили

Кирилл Серебренников.

Выступая на закрытии сезона в возглавляемом им «Гоголь-центре», Серебренников заявил, что спектакль все равно состоится.

Как встречают артистов на сцене - лучшее тому подтверждение. Жертвам так не хлопают. Хлопают так только победителям. Поэтому это надо очень четко понимать

Кирилл Серебренников.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной для переноса премьеры стала неготовность артистов, сообщило РИА «Новости» . По его словам, изначально спектакль должен был выйти в сезоне 2018/2019, однако из-за изменений в расписании артисты приступили к срочной подготовке «Нуреева» к 11 июля 2017 года.

Владимир Урин.

Директор театра также подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о переносе балета, а премьера состоится в мае следующего года. Присутствовать на ней Кирилл Серебрянников не сможет, поскольку в это время будет занят работой в Мюнхене.

ТАСС со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что приказ об отмене спектакля дал лично министр культуры Владимир Мединский. По словам источника, министр посчитал постановку пропагандой гомосексуализма.

В беседе с РБК Урин опроверг, что от Мединского поступал какой-либо приказ и назвал подобные сообщения провокацией.

Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Владимира Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать

Владимир Урин.

Директор Большого театра также опроверг мнение, что перенос премьеры имеет политическую подоплеку. По его словам, руководство театра понимало неоднозначность фигуры Нуриева и присутствие «соответствующей темы, которая может вызвать неприятие ряда людей».

Также Урин опроверг слухи о том, что спектакль хочет купить Роман Абрамович. Бизнесмен присутствовал на прогоне балета, и он ему понравился.

Спектакль, который создан на государственные деньги, даже по закону не имею права (продавать)

Владимир Урин.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов опубликовал в своем Facebook фрагмент репетиции спектакля. В нем часть танцоров-мужчин выступают на каблуках.

В спектакле «Нуреев» танцоры должны выступать в сопровождении оперных певцов. Также в спектакле есть текстовые элементы и, по данным источника «Ведомостей», нецензурные высказывания на английском.

Центральная линия спектакля посвящена отношениям Рудольфа Нуреева, который в 1961 году попросил политического убежища в Париже и стал первым советским «невозращенцем», и датского танцовщика Эрика Бруна. Часть танцоров должны были выступать в образах трансвеститов. По словам продюсера Дмитрия Изотова, который присутствовал на прогоне спектакля, все прошло успешно.

В комментариях на Facebook многие сожалеют, что премьера не состоялась и опасаются, что ее так никогда и не будет.

Но директор Большого театра уже объявил дату премьеры - выход спектакля «Нуриев» запланирован на 4−5 мая 2018 года.

Почему премьеру отложили

Причину переноса балета на собрании сотрудников театра директор Большого театра Владимир Урин. По его словам, спектакль еще не готов, в этом виновато руководство театра, которое «не рассчитало масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило».

«Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя»

Запись встречи Урина с коллективом театра появилась в YouТube, но позже была удалена.

На брифинге 10 июля Урин , что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Он также добавил, что в спектакле присутствует не только балет, но работа с массовкой началась по-настоящему только 2 июля. По его словам, претензии были по хореографии. «В спектакле Серебренникова важны танцевальные акценты. Мы видели, что этого не хватает, что это не доведено до профессионального. Сам Серебренников к хореографии отношения не имеет. Он театральный — художник, а хореографией занимается Юрий Посохов», — сказал гендиректор Большого.

Видео: РБК

Как писала газета «Ведомости», директор Большого принял решение о переносе, посетив генеральный прогон 7 июля.

10 июля ТАСС со ссылкой на источник, сообщил, что спектакль был перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Эту же информацию РБК источник, близкий к ведомству.

«По замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными», — пояснил собеседник ТАСС . Кроме того, министра не устроило, что в оформлении спектакля используется фотография Рудольфа Нуреева, на которой он изображен полностью обнаженным. В ведомстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Большой театр это сообщение провокацией.

Между тем, в министерстве подтвердили факт разговора между Мединским и Уриным. «Состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе, обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова», — РБК в пресс-службе ведомства. При этом в ведомстве подчеркнули, что чиновники не занимаются цензурой и не запрещают спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников отказался комментировать решение о переносе спектакля.

«Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили»

9 июля, выступая перед артистами «Гоголь-центра» по случаю закрытия театрального сезона, Серебренников произнес речь , в которой в том числе коснулся переноса спектакля. «Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство. Этому есть миллион подтверждений. Спектакль, которого нет или не было, ( . — РБК ) — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет. Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь», — сказал режиссер.

Перенос комментировали артисты Большого. Так, исполнитель главной роли Владислав Лантратов написал на своей странице в Instagram: «Нет слов... понимание что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, всё начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...».

https://www.instagram.com/p/BWSHF1Alvbf/?utm_source=ig_embed

Сожаления о переносе спектакля выразила и артистка балета Большого театра Вера Борисенкова. «Невероятный! Самые лучшие! Это спектакль, который скорее всего вы никогда не увидите! Это подарок для всех нас, всех тех, кто сегодня был на сцене! Это космос!!! @bolshoi_theatre наша несостоявшаяся премьера- состоялась для нас! Спасибо Вам мои коллеги, педагоги, Юра, Кирилл, Илья! Я рыдала в начале, танцевала в самом конце, и кричала Браво до осипшего горла! Мы лучшие! Таких больше нет! Этого забыть невозможно!!!», — написала она на своей странице в Instagram.

Когда покажут спектакль

Вместо «Нуреева» 11, 12, 13 и 14 июля Большой покажет классический балет «Дон-Кихот». Деньги за билеты будут возвращены.

Балет «Нуреев» покажут зрителям в мае 2018 года, на брифинге 10 июля Урин. Он уточнил, что в разговоре с Серебренниковым было решено не переносить спектакль на сезон 2018/2019. Сам режиссер 4-5 мая 2018 года должен быть в Мюнхене, однако заявил, что постарается согласовать свой приезд.

Сколько денег потеряет Большой из-за отмены премьеры

На брифинге 10 июля Урин рассказал, что, так как спектакль не отменяют, а переносят, финансовых потерь у театра нет.

Говоря о репутационных потерях, директор театра отметил, что «важнее качество спектакля, важно сделать все качественно, чтобы это было достойно сцены Большого театра».

Деньги на балет

Впервые в истории театра в постановку спектакля были вложены личные средства. Это деньги президента-председателя правления банка ВТБ Андрея Костина. Спонсором спектакля стал ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

Такого напряженного ожидания не знала ни одна театральная премьера в стране. И дело не только в том, что так и не понятой осталась истинная причина отмены показов пять месяцев назад: то ли министр культуры запретил, посчитав постановку фривольной, то ли руководство театра перестраховалось по той же причине, или, согласно официальной версии, спектакль оказался «не готов» к первоначальной дате премьеры, и спектакль было решено отложить до лучших времен. Времена лучше не стали. Но, к чести дирекции Большого, спектакль арестованного режиссера (думаю, нет необходимости напоминать странность сюжета дела «Седьмой студии», из-за которого Кирилл Серебренников находится под домашним арестом) театр отважился показать миру.

Нервозность вокруг премьеры с каждым днем только нарастала. Простые и не очень зрители не могли достать билетов: в кассы театра поступило лишь по 500 билетов на каждое из всего двух представлений. И продавались они только по предъявлению паспорта, данные которого вносились в какую-то, наверное, зрительскую спецбазу. И хотя при входе охрана проверяла паспорта, непотопляемые спекулянты торговали возможностью увидеть «Нуреева» за 40-85 тысяч рублей за билет. Не удивительно, что зал наполовину был заполнен чиновничьей и светской публикой.

Артисты, занятые в спектакле, в один голос утверждают, что постановка в ближайшее время будет продана одному из европейских театров. Руководство же Большого обещает, что «Нуреев» войдет в репертуар, и следующая серия показов состоится в мае 2018-го года. Но если верить репертуарному буклету Большого на текущий сезон, ближайшие спектакли запланированы на 27 и 28 июня.

В такой ажиотированной обстановке трудно отнестись к «Нурееву» как к чистому артефакту. Однако это все же мировая премьера двухактного балета композитора Ильи Демуцкого, написанного им в творческом союзе с Кириллом Серебрениковым, которому принадлежит режиссура, концепция балета, либретто и сценография. Хореография Юрия Посохова, за дирижерским пультом Антон Гришанин. По сути, представлен был не столько балет, сколько мультижанровый, яркий и современный спектакль. Надо заметить, что именно эта постановочная команда работала и над очень успешным дебютным балетом Ильи Демуцкого в Большом «Герой нашего времени».


Труппа Большого, занятая в балете «Нуреев». В центре — Кирилл Серебренников

Но тогда, два с половиной года назад, и уголовных дел на авторов спектакля не заводили, и сюжет был классически литературный, а никак не попытка байопика одного из самых ярких героев мирового балета ХХ века. Но, кажется, это еще и попытка поквитаться с исторической несправедливостью: Рудольф Нуреев никогда не танцевал на сцене Большого.

Либретто основано на ключевых эпизодах жизни Нуреева: учеба в Вагановском училище, в классах которого меняются портреты вождей от Ленина до Хрущева, но портрет Агриппины Вагановой царит над всеми; гастроли Кировского театра во Франции, после которых он остался в Париже, совершив легендарный прыжок из нищеты в свободу и славу; встречи с Эриком Бруном, с Марго Фонтейн и воспоминания почти о всех его ролях. Нуреев станцевал около 20 партий, и даже появлялся в мюзикле Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Король и я», где пел со сцены. «Когда я пою, то знаю, что разжигаю во многих огонь. Мне всегда удавалось действовать людям на нервы», — однажды признался Рудольф Нуреев.

Замысел был масштабным: в спектакле задействована не только балетная труппа и миманс, но и хор, оперные певцы, музыканты, солирующие на сцене, «Джаз Бэнд» и драматический артист в роли аукциониста. Он и раскладывает жизнь великого танцовщика на дорогостоящие лоты: в 1995 году, через два года после его смерти практически все его имущество было распродано на аукционе «Кристи».

Именно аукционист в точном исполнении артиста МХТ им. Чехова Игоря Верника становится главным героем спектакля. Он даже излишне доминирует, нередко грубо разрывая музыкальную ткань спектакля. Но если вдуматься, ведь сам Нуреев еще при жизни, как всякий идол и кумир, стал по сути аукционным лотом.

Финал первого действия: «Лот 875. Записка мистера Нуреева, адресованная мистеру Бруну. Написана на бланке больницы города Торонто, где Рудольф Нуреев навещал Эрика Бруна перед смертью последнего, последовавшей в 1986 году от рака легких... Содержание записки носит интимный и конфиденциальный характер и огласке не подлежит». А продаже, выходит, подлежит.


Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Музыка Ильи Демуцкого ассоциативная и танцевальная. Но спектаклю явно не хватает режиссерской руки (Кириллу Серебренникову следователь так и не разрешил провести ни одной репетиции), чтобы сцены слились в единое целое. Что касается наделавшей летом много шума знаменитой фотографии обнаженного Нуреева работы Ричарда Аведона, то на премьерном спектакле она лишь стыдливо промелькнула среди иных фотографий «Бога танца и порока».

Образ Нуреева в исполнении Владислава Лантратова получился мягковатым, излишне романтизированным и не столь магнетически мощным, каким был его прототип. Это вообще трудная и, как правило, не благодарная задача воплощать на сцене образы своих выдающихся коллег. Мария Александрова представляла Марго Фонтейн, а Светлана Захарова воплощала собирательный образ великолепных балерин Аллы Осипенко и Натальи Макаровой.

Чувствуется, что авторы задумывали спектакль как проникновенный оммаж трагической фигуре Нуреева. Драматургическая пружина раскручивается от пафосного исполнения «Песни о Родине» хором, тенором (Марат Гали) и меццо-сопрано (Светлана Шилова) до изысканных и печальных строф Бодлера и Рембо. Голосом Короля становится контратенор (Вадим Волков), лейтмотивом спектакля — «Колыбельная» на татарском языке.

Три сцены из спектакля производят неизгладимое впечатление. Первая —это соло нуреевского ученика, страстно и виртуозно исполненное Вячеславом Лопатиным. Вторая — дуэт Нуреева и Эрика Бруна (Денис Савин). И третья — финальная, когда поверженный болезнью Нуреев, только что паривший над сценой, старческой, нетвердой походкой бредет по сцене и спускается в оркестровую яму, занимает место у пульта и пытается дирижировать «Баядеркой», как об этом и мечталось в реальности в конце 1992 года. А 6 января 1993-го Рудольфа Нуреева не стало.

британского фотографа Ричарда Аведона, на которой танцовщик Рудольф Нуреев, фундаментально раздетый, демонстрирует отдельные части божьего дара, ему ниспосланного, в поиске Google по картинкам можно найти только в не очень хорошем разрешении 400 x 600. Сообщается, что специально для балета «Нуреев» Большой театр выкупил права на это фото среди некоторых других изображений. Сообщается также, что фото должно было стать частью оформления сценического пространства, проецируясь в одной из сцен на целый задник. Только представьте: в Большом театре стержень хореографического таланта Нуреева с ним самим целиком демонстрируют в таком масштабе, вот уж стоило бы купить билет. Теперь все пропало: балет официально перенесли за три дня до премьеры, хотя неофициально мало кто удивится, если в мае 2018-го окажется, что восстанавливать работу никто и не планировал. «Нуреев» гарантированно мог стать самой громкой премьерой сезона в российском музыкальном театре и одной из самых значительных в мировом - таков был его потенциал, обусловленный мощнейшей командой и прекрасным материалом. Теперь же остается только гадать и выспрашивать у театральных друзей видеозапись последнего прогона: говорят, артисты от озлобленности по поводу переноса станцевали на все 146%.

Что произошло

Никакой определенности с этой ситуацией до сих пор не появилось. Существует официальная версия переноса, озвученная гендиректором театра Владимиром Уриным 10 июля: он с коллегами посмотрел прогон и якобы понял, что спектакль не готов хореографически. Режиссерски готов, а хореографически - нет; кроме того, по мнению Урина, не собираются воедино все элементы этого сложного проекта: там задействованы и оперные солисты, и драматические актеры. И поэтому балет для выхода перед публикой не готов.

Эту версию опровергают в своих аккаунтах в социальных сетях и в комментариях СМИ некоторые артисты спектакля. Добавляет таинственности нежелание комментировать ситуацию хореографа спектакля Юрия Посохова, который, по словам Урина, согласился с тем, что необходимо больше времени, и попросил еще месяц на доработку.

Существует крайне сомнительная версия, которая сводится к тому, что спектакль был отменен из-за уголовных скандалов с Кириллом Серебренниковым, «Гоголь-центром» и «Седьмой студией». Сомнительная она потому, что слишком уж тяжело заподозрить Владимира Урина в излишней осторожности: тут самое время вспомнить, что постановка опального, казалось бы, после «Тангейзера» Тимофея Кулябина в 2016 году Уриным отменена не была.

Третья версия была озвучена, как ни удивительно, государственным информагентством ТАСС. Балет якобы отменили по прямому распоряжению министра Мединского, который обнаружил в постановке вместо тонкой хореографии пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» и во избежание «гей-провокации» сорвал в Большом театре все телефоны.

Во всем этом - большая подлость ситуации. Объяснения Урина вкупе с молчанием других участников процесса звучат малоубедительно, но и кровавый режим в лице пресс-секретаря Мединского факт прямой цензуры отрицает. Формально выходит: причина снятия чисто техническая, а значит, и повода для протеста, каковой наличествовал в случае с тем же «Тангейзером» в Новосибирске, нет.

Публика потеряла выразительное произведение искусства и нервы на обмене и возврате билетов, креативная команда понятно, как себя чувствует, еще более понятно, как чувствуют себя артисты, задействованные в балете. И никто, получается, не виноват - ну, не успели. На этом фоне абсолютно зловеще читается сегодняшний инсайдерский пост Алексея Венедиктова в телеграме: на прогон «Нуреева» затесались бедолаги из РПЦ. В ужасе от увиденного побежавшие к епископу Тихону Шевкунову, который по такому делу позвонил Мединскому, которому для переназначения в следующем году нужна поддержка Тихона. Министр якобы позвонил Урину и устроил страшный крик, а потом немного остыл и попросил просто перенести. Никаких заговоров и финансовых махинаций, а обычное «кабы чего не вышло».

Что это значит

На пресс-конференции Владимира Урина спросили, останется ли оригинальное художественное решение спектакля нетронутым, в том числе и фотографии Нуреева. Урин ответил утвердительно, одновременно очертив рукой рамку до пояса, - что это значит, останутся, но в пределах допустимого? Хочется пошутить: мол, у балеруна ведь все самое главное как раз ниже, но какие уж тут шутки.

Выходит, что единственная сколько-нибудь реальная причина, по которой этот балет был снят, - экстравертная демонстрация в нем темы гомосексуальности. Что вообще можно об этом сказать, когда уже все сказано? Проговорить тривиальности на тему того, что Российская Федерация - государство, скрепляемое в числе прочего гомофобией? Тоже мне новость.

Сама модель языка, которой Урин комментировал спектакль, вызывает удивление: «Это [Нуреев] фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей». Что вообще такое «неоднозначная фигура»? Только заурядный идиот и сельский обыватель может быть однозначной фигурой. А что такое соответствующая тема, которая может вызвать неприятие? А показ в новостях сюжета о победе одной футбольной команды над другой не вызовет неприятие у фанатов последней? Или футбол не так раскалывает общество, как гомосексуалы? То есть предельно ясно, почему Урин подобрал именно эти слова, но это ведь вообще не должно являться предметом дискуссии, когда ты делаешь искусство на мировом уровне.

На российской почве демонстрация явления воспринимается как его пропаганда. Неконвенциональные сексуальные предпочтения - это элемент общественного разнообразия, который в нынешнее государство не вписывается. Просто потому что управлять этим разнообразием сложно, чиновники сначала вытесняют гомосексуальность из сферы общественных отношений, а теперь делают то же самое с искусством. В итоге артисты Большого, среди которых, как и во всякой балетной труппе, хватает поклонников любви, что таит свое имя, должны бесконечно растанцовывать «Ромео и Джульетту».

Помимо прочего, это еще одна монета в копилку историй о стремительной провинциализации российского искусства. Зрителям, купившим билеты на «Нуреева», после отмены было предложено обменять их на показ «Дон Кихота». Почему? Потому что в балете «все должно быть красиво и изящно», а травести в юбках и красивый мужик с огромным болтом на заднике - это «некрасиво», пятидесятилетние советские женщины не поймут.

Следует вспомнить последний скандал такого рода в Большом театре: в 2005-м нашистская истерика развернулась вокруг постановки прекрасным режиссером Эймунтасом Някрошюсом не менее прекрасной оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, к которой написал либретто писатель Сорокин (в эпитетах не нуждается). Это была первая заказанная Большим опера за долгое-долгое время, и, даже судя по чудом утекшей

В Большом театре состоялась премьера балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова. Сам режиссер не присутствовал, он все еще под домашним арестом по обвинению в растрате.

На премьере побывали пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и Татьяна Навка, министр культуры Владимир Мединский, экс-министр финансов Алексей Кудрин, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, министр транспорта Максим Соколов, замминистра иностранных дел Григорий Карасин, глава «Газпрома» Алексей Миллер, член Олимпийского комитета России Шамиль Тарпищев, Ксения Собчак, Сергей Минаев («Матильда») и многие другие «высокие лица». Депутаты Госдумы, олигархи во главе с Абрамовичем и прочая, прочая…

Многие потом на своих аккаунтах просто взвизгивали от восторга и поздравляли Большой театр с такой постановкой. Масса восторга и брызги шампанского. И, конечно, поддержка Серебренникова, если не словом, то рублем. Точнее, десятью тысячами.

Одна из околотеатральных газетенок, прямо захлебываясь эмоциями, расписывала, как все было тепло и лампово. Все свои, так сказать, собрались.

Нет, а что, чужие, что ли? По именным билетикам? Свои, свои…

И «своего» Серебренникова теперь точно отпустят. Расчувствовавшись на спектакле. Ну как не отпустить, он же свой. Талантище…

А вообще, о чем спектакль и чего я, собственно, к нему прицепился?

Просто нам наконец стали показывать истинные идеалы наших элит. Раз восторгаются – значит, так оно и есть.

То, что Рудольф Нуреев был действительно великим танцором, оспаривать будет только глупец. И, возможно, его имя нужно было как-то увековечить. Что, собственно, и имело место быть. Имя Нуриева носят хореографический колледж и фестиваль танца в Уфе и Казани соответственно.

Это касается его мастерства, и ничего более.

Но о чем повествует сам спектакль? Может быть, некое попурри, попытка станцевать те роли, которые так прекрасно танцевал Нуреев?

Оттанцована и театрально поставлена жизнь Нуреева. Что ж, пройдемся по биографии. По той части, которая более всего интересна.

Да, Нуреев был признанной звездой. Награды, заграничные гастроли в Болгарии, ГДР и Египте. Без каких-либо проблем Нуреева отправили выступать в Парижской опере. И тут произошел срыв. «Залет», говоря современным языком.

После нескольких выступлений пришло требование КГБ снять Нуреева со всех спектаклей и отправить назад в СССР.

По официальной версии, Нуреев «нарушил режим нахождения за границей». Некоторые члены труппы считают, что в КГБ узнали о нетрадиционной ориентации Рудольфа Нуриева. Интересно, как?

На самом деле все просто. Вольный воздух Парижа ударил в голову Нурееву, и он просто «засветил» свою ориентацию. За которую, напомню, в СССР была вполне конкретная статья Уголовного кодекса.

Понятно, что перспектива досрочного возврата на Родину с последующей отправкой в места весьма отдаленные от театральной сцены, Нуреева не впечатлила.

И он просто сбежал. Почти сразу же запросил во Франции политическое убежище и стал одним из самых знаменитых «невозвращенцев» в истории Советского Союза. Так что никакой политики, просто боязнь сесть за гомосексуализм.

Во Франции в 1961 году дураков было немного, потому в убежище Нурееву отказали. Равно как и в гражданстве. То же самое случилось в Дании и после Дании – в Великобритании.

То есть танцевать танцуй, а с гражданством не стоит. Ссориться с Хрущевым из-за невозвращенца, пусть даже и классного танцора, – это был в те времена перебор.

Выручила Австрия в 1975 году. До этого великий танцор фактически был евробомжем.

Надо отметить, что политики Нуреев никогда не касался. Он был звездой балета, его интересовал балет и отдых в виде гомо- и транссексуальных шабашей в Булонском лесу, о которых говорил весь Париж. Эпатажный, но абсолютно аполитичный.

Если верить западным СМИ, в разное время у Нуреева, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыкант Фредди Меркьюри, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Нуреева почти всю жизнь оставался датский танцовщик Эрик Брун.

Брун и Нуреев были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Потом был американец Уоллес Поттс, а в последнее десятилетие жизни Рудольфа - Роберт Трэси.

Ну а финальная точка в карьере и жизни поставлена СПИДом. Самая, наверное, почетная смерть для представителя богемы.

В общем, ничего особенного, кроме умения прекрасно танцевать. Ну, убежал. Мало убегало? Ну, гомосексуалист был Нуреев. Мало у нас таких было? И даже гениальных? Тот же Петр Ильич Чайковский.

В целом к Нурееву никаких претензий. Человек прожил жизнь так, как хотел. Выше всяких высоких идеалов типа Родины, но хоть не плевал в сторону своей бывшей Родины.

Вернемся к нашим. К балету, к его оценкам.

В целом порнография, как внешне, так и внутренне. И оплевывание всего, до чего смогли дотянуться «гениальные» Серебренников и Демуцкий.

Внутренняя порнография – это я о музыке. Псевдокомпозитор Демуцкий (вы вообще слышали о нем раньше?) гордится тем, что создал пародию на песню «Родину себе не выбирают». Слова Маргариты Алигер. Позволю себе привести эти слова.

Родины себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.

Дни стояли сизые, косые…
Непогода улица мела…
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла.

Родина! И радости, и горе
Неразрывно слиты были в ней.
Родина! В любви. В бою и споре
Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки
Научила ты меня беречь
Золотые пушкинские сказки.
Гоголя пленительную речь,

Ясную, просторную природу,
Кругозор на сотни вёрст окрест,
Истинную вольность и свободу,
Заботливой руки раздольный жест.

Напоила беспокойной кровью,
Водами живого родника,
Как морозом, обожгла любовью
Русского шального мужика.

Я люблю раскатистые грозы,
Хрусткий и накатанный мороз,
Клейкие живительные слёзы
Утренних сияющих берёз,

Безымянных реченек излуки.
Тихие вечерние поля;
Я к тебе протягиваю руки,
Родина единая моя.

И вот эти слова Демуцкий просто обгадил. Сделал пародию, по его словам, и использовал все это в качестве музыкального сопровождения к сцене бегства Нуреева из застенков советской действительности.

А известность Демуцкого началась с лауреатства на одном зарубежном конкурсе композиторов, где он в качестве «произведения» представил положенные на музыку слова последнего выступления в суде Алехиной, одной из «Пусси Райт».

Больше, уверен, штрихов к портрету не надо? Хватит?

Ну то, что главным в спектакле для Серебренникова стал именно побег и нежные гомосексуальные отношения, тут уж ничего не попишешь. Точнее, не станцуешь.

Ах, как рукоплещет пресса! «Как нежно, платонически, не касаясь друг друга, передают эмоции актеры, исполняющие роль Бруна и Нуреева!»

Точно. Там платоничность, судя по финалу, прям розарием цвела. Голубыми хризантемами.

Знаете, что больше всего удивило? А удивил полный ноль реакции. «Матильду» помним и все, что с ней связано? Бурные призывы, обращения, вандализм даже. Как же, плюнули в царя-батюшку…

Хотя действительно, в минаевском вареве от Николая Романова не было ничего, что хоть немного походило бы на правду. Потому живущие Романовы и не особо обиделись. Не увидели они там Николая Александровича.

Мудрые они, Романовы. По-царски мудрые…

А когда в целую страну плюют, получается, ничего, можно. Даже нужно, учитывая, что эта страна – Советский Союз. Ну и в тех, кто в ней жил, заодно. Кто Родину себе не выбирал.

Господин Песков выдал, что ничего такого провокационного он в шабаше «Нуреев» не увидел.

Странно, я вот увидел, а Песков нет. Ну мы с ним из разных стран однозначно. Я вот из той страны, где, кроме Нуреева, были великие артисты балета, о которых можно и нужно и фильмы снимать, и балеты ставить.

Вся проблема в том, наверное, что Анна Павлова, Галина Уланова, Екатерина Максимова и Майя Плисецкая не были феминистками и лесбиянками. А Марис Лиепа, Михаил Барышников и Владимир Васильев не были гомосексуалистами.

По-видимому, недостойны.

Для того, чтобы стать путеводной звездой для современных постановщиков и ценителей балета, надо предать свою страну, сбежать на Запад, 25 сожительствовать с таким же танцующим педерастом и загнуться от СПИДа. И вечная память, и аплодисменты обеспечены.

Видимо, пришла пора поименного восхваления. Чтобы четко расставить точки над буквами.

Кто будет следующим героем «чудо-постановки»? Если так посмотреть, то, наверное, Солженицын. Или Власов.

Раз так ставится вопрос, почему нет? Оба борцы против ненавистного советского режима. Оба радели за светлое будущее для нас. Одного, правда, наградили веревкой, но еще пяток лет – и вполне себе жертва будет. Достойная спектакля.

Ну а как продолжают упорно пихать бородатого умничающего предателя сегодня одними «солженицынскими чтениями», так я просто молчу. Еще и памятник в Москве сейчас состряпают.

Порекомендую всем, кто со мной не согласен, прочитать один цикл его творений. В интернете есть, активно издавался во времена «холодной войны» в США. «Прусские ночи». Почитайте, почитайте. Многое для себя откроете. И, если не согласитесь со мной, что редко кто так гадил на наших дедов и прадедов, то даже и не знаю, что вам еще посоветовать.

Понимаю, что эта парочка где-то на подходе. Ждем-с…

Посмотрел, ладно, честно признаюсь, пролистал гомоспектакль (на торрентах уже есть), с удовольствием почитал отзывы тех, кто завтра будет учить нас, как правильно любить Родину и управлять нами. Не шучу, там Госдума чуть ли не в полном составе была.

Многое стало понятнее. Спасибо.

Понимаю, кстати, чем была вызвана задержка в премьере. Видимо, в срочном порядке переделывали декорации, ретушировали перед и зад Нуреева с его откровенных фотографий. Нормально заретушировали, не подкопаться.

И весьма впечатлили артисты, вышедшие на поклон в футболках, где вместе с портретом Серебренникова было требование его освобождения.

Верной дорогой идем, господа! В единодушном порыве наши властители умов и кошельков показали нам свои истинные ценности присутствием на премьере и аплодисментами в зале и сети Интернета.

Главное – это любить Родину, как это делал Нуреев. Честно и бескорыстно, до глубины души. Или чего пониже.

Быть примером для подрастающих поколений, каким делают педераста Нуреева.

В общем, как планировал Серебренников, в качестве задника на сцене показать в полный рост передник голого Нуреева. Даже право показа этой фотографии купил у Фонда Ричарда Аведона. Слава богу, запретили так демонстрировать. И на том спасибо.

В целом же обычный антисоветский шабаш. Прямо в духе девяностых. Только с голыми задами и передами как дань свободе и раскрепощению. Очередная "Цитадель" и "Матильда", и снова за наш счет. Спасибо господину Мединскому.

Да, еще, говорят, "Нуреева" финансировал известный ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, а также "из личных сбережений" денежек на балет подкинул председатель правления ВТБ Андрей Костин. Видимо, из особой любви к особому искусству: искусству плевать в историю и искажать прошлое.

Унижение самой мысли, что можно любить Родину. Не нужно ее любить. Нужно жить так, как тебе хочется, беря от жизни все, как брал Нуреев.

Господа министры, депутаты, олигархи, политики, ваш посыл вполне ясен и понятен.

Подпишитесь на нас



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные