Бурановские бабушки самая старая. «Бурановские бабушки»: «Рана от обиды еще не затянулась. Вернулись к обычной жизни

Фольклорный коллектив из Малопургинского района Удмуртии, из села Бураново, исполняющий на удмуртском языке разнообразные хиты, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей. Коллектив был выбран представителем России на конкурсе песни «Евровидение 2012».


Ансамбль был создан более 40 лет назад. Впервые коллектив стал выступать с перепевками на удмуртском языке в 2008 году. На Дне родного языка в Удмуртской филармонии бабушки исполнили известные песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя на удмуртском языке. С тех пор неоднократно становился объектом вни

мания прессы и телевидения.

Коллектив участвовал в Российском отборочном туре Евровидения-2010 с песней «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон» (заняли 3 место)и Евровидения-2012 с песней «Party for Everybody». По результатам последнего «Бурановские бабушки» одержали победу и предста

вят страну на конкурсе Евровидение-2012 в Баку.

Состав

Состав (указан, включая возраст участников, по состоянию на 2012 г.):

Граня Ивановна Байсарова (62 года)

Алевтина Геннадьевна Бегишева (по разным данным от 53 до 56 лет)

Зоя Сергеевна Дородова (71 год)

Галина Николаевна Конева (73 год


Бураново, где живут "Бурановские бабушки", небольшое село в Удмуртии, в 30 км от столицы – Ижевска.

"Бабушки" на репетициях и при журналистах общаются между собой только на удмуртском, но обещают начать учить с апреля английский язык, пишет "Комсомольская правда".

С апреля же численность жителей Бураново с 650 вырастет еще на несколько десятков человек: приедут репетиторы, хореографы, постановщики номера из Москвы. Продюсеры решили не дергать "бабушек", чтобы не ставить под удар их здоровье. Все-таки средний возраст коллектива 66 лет.

Галина Николаевна Конева, 73 года - "мама коллектива" - живет в деревянном доме одна. Воду носит на коромысле. Готовит еду в печке. Большая комната – гостиная, тут стоит телевизор, накрытый белой салфеточкой, диван и кресло. И спальня, скрытая от посторонних глаз занавеской. На полу - связанные вручную коврики, на окнах – расшитые цветами занавески. Она всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду.

Ольга Николаевна Туктарева, 43 года - самая главная и самая суровая участница коллектива. Именно ей принадлежит идея создания "Бурановских бабушек". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.

Наталья Яковлевна Пугачева, 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.

Екатерина Семеновна Шкляева, 74 года – самая спокойная и послушная певица. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".

Валентина Семеновна Пятченко, 74 года - филолог "Бурановских бабушек". В конце 90-х годов потеряла руку, работая на циркулярке. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.

Алевтина Геннадьевна Бегишева, 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". Всю жизнь проработала бухгалтером, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Руководит музеем в Бураново. А ее муж смастерил лапти из липы для всех участниц коллектива.

Граня Ивановна Байсарова, 62 года, любит мастерить руками. В молодости дома строила, а после переезда в Бураново работала дояркой.

Зоя Сергеевна Дородова, 71 год. - главный повар коллектива. Если нужно обед во время гастролей приготовить, то все обязанности возлагают на нее.

У каждой "бабушки" есть маленькое хозяйство. Коза, с десяток кур, у кого свинья, у кого кролики. Всех коз зовут одинаково - Милка.

Костюмам, в которых выступают "бабушки", около века. По крайней мере, большей их части. Нашли их дома в сундуках, часть взяли из музея в Бураново. Основная часть костюма: платье или рубаха. Они сшиты вручную, а полотно соткано на старинных ткацких станках. Надевали такой наряд исключительно по праздникам.

Узоры на рукавах и подолах тоже не просто украшение. Каждый из них значит что-то. Лейтмотив - оберег от злых удмуртских духов, в которых верят испокон веков.

Сверху платья – нагрудник. Очень похож на современный фартук. И сделан уже нынешними бурановскими мастерами.

На ногах: лапти и чулки - уже современные атрибуты. Обувь для "Бурановских бабушек" мастерит муж одной из певиц - Илья Бегишев.

Украшения на шее – монисто – сделаны из серебряных монет. Некоторые из них датируются екатерининской эпохой.

Российский коллектив "Бурановские бабушки", средний возраст которых - 66 лет, выступит в первом полуфинале "Евровидения-2012" в Баку 22 мая.

ИА SakhaNews. Через несколько дней на конкурсе «Евровидение» в Баку несколько очень пожилых и совершенно не гламурных женщин из России исполнят песню «Party for Everybody». На конкурсе им прочат если и не чистую победу, то одно из самых высоких место - это точно. А изумленный мир, недоуменно пожимая плечами, уже сегодня спрашивает друг у друга: а кто они?

Так все-таки, кто они, «Бурановские бабушки»?

ГДЕ-ТО В РОССИИ

Не каждый европеец найдет на карте Удмуртию. Спросишь - ответят: да где-то там, в огромной и загадочной России.

Россиянам ближе, хотя тоже не все знают. Если смотреть из Москвы - за Волгой, но перед Уралом. Можно и так сориентироваться: на вторые сутки дороги пассажиры поезда Москва - Нерюнгри проезжают станцию Аргыз. В нескольких километрах от Аргыза – поселок Малая Пурга, центр района, там недалеко, за 30 километров до Ижевска, столицы Удмуртии, стоит село Бураново.

Обычная российская глубинка. В селе Бураново никто никуда не торопится. Сотовый телефон работает только на пригорках. Грунтовые улицы, деревянные частные дома, в каждом из которых – свой посаженный и засеянный огород. С одной стороны – скучно и бедновато, с другой – деревенская благодать.

Еще, конечно, и дом культуры. Директор Бурановского сельского клуба Ольга Туктарёва (она же руководитель ансамбля "Бурановские бабушки"), говорит, что в Бураново женщины пели всегда . Сама она местная, с детства помнит доярок, которые в открытых грузовиках ехали на летние пастбища и всегда пели. Удмурты, вообще, отличаются музыкальностью, имеют богатый музыкальный фольклор. Таких, как «бабушки», ансамблей много в деревнях. Любой местный житель навскидку назовет десяток деревенских фольклорных групп - «Зарни шеп» из села Малая Пурга, «Маржан» из Завьяловского района, «Зардон» из Дебесского района и другие.

СКОЛЬКО БАБУШЕК НА СВЕТЕ

Сейчас никто не может сказать, сколько лет ансамблю. Может, 25 лет, а может, и все 40. Поют вместе очень давно. О профессиональной сцене никто никогда не думал, собирались просто попеть - так, как пели много веков подряд их прабабушки.

Точное количество сегодняшних «бурановских бабушек» не знают даже они сами. Кто-то в селе считает, что их одиннадцать. В основном, поют восемь. На «Евровидении», по правилам конкурса, выступать будут шесть.

Ольга Николаевна Туктарёва – директор бурановского ДК и художественный руководитель ансамбля, и совсем не бабушка. «Бабушкам» она годится в дочери, ей всего-то 43 года.

Самая старшая – . Она главный композитор, хотя нот не знает. Ей 85 лет, поет только в Бураново и в гастрольных выступлениях не участвует. Поэтому на «Евровидении-2012» выступать не будет.

«Когда уезжаю, нанимаю женщину, чтобы всю мою скотину кормила. А у меня 18 голов - коза, два кота, куры, петухи, цесарки. Плачу ей 100 рублей в день. А как иначе? Теперь все деньги понимают» , - сокрушается Галина Николаевна.

БАБА ЛИЗА - КОМПОЗИТОР

Песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре Евровидения, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова . Все зовут её просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще никто не знал. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Она и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те - 85 лет не шутка.

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам - как их прокормить? В стойле - молодая кобыла - как ее научить пахать? Выхожу в поле - даль безграничная - как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» . Все это на удмуртском языке .

Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в 14 лет, то есть в 1941 году. Война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Лиза заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Аргыз, а песни в голове рождались сами собой.

И так до сих пор - песни рождаются стихийно безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове - музыка вслед за словами или наоборот. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед - на сцену.

А нотной грамоты Елизавета Филипповна так и не знает. Да уже и ни к чему она ей.

ОТ ТУРКМЕНСКОГО КАЗАКА

У Валентины Семеновны Пятченко одна рука неживая. «А руку я давно потеряла , - улыбается Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы, - зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска» .

Тоже жизнь непростая . С мужем жила в Красноводске, на Каспийском море. «Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И 21 год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась» , – говорит «бурановская бабушка».

Ушла от мужа в 1984 году, когда поняла, что он ей изменяет. Уехала вместе с детьми. Оставила ему в Туркмении квартиру, а сама вернулась в Бураново к старенькой маме. В 1998-м году, работая на циркулярке, потеряла руку. Сейчас, поднимаясь на сцену, надевает протез.

Один из сыновей умер, второй не живет ладом со своей семьей.

Так что спасают песни и подруги – «бурановские бабушки». Когда уезжает на гастроли, за домом и курочками присматривает сноха.

Исполнитель патриотических песен Рамиль Нуриманов в Интернете узнал, что у Валентины Семеновны нет руки, и ее мучают фантомные боли . Рамиль предложил знакомого врача - иглотерапевта. Лечение Валентине Семеновне пока не помогло. Зато врач с певцом накололи дров. Тоже неплохо.

РЫЖИЕ БЕЛЫХ ОБИЖАЮТ

У «бабушки» Грани Ивановны Байсаровой - богатый огород : грядки высокие, как матрасы. В теплице подрастают баклажаны, помидоры, огурцы. Цветов - будто сад на вилле Ротшильда в Монако.

Куры под стать огороду - толсты и красивы. Только «рыжие белых обижают», потому что белые поменьше ростом.

Граня Ивановна вяжет парадные чулочки с узорами для всех «бурановских бабушек».

Зоя Сергеевна Дородова 36 лет отработала дояркой . Как-то весной муж в пьяном угаре пошел по тонкому льду через пруд, оказался в воде у самого берега, а плавать не умел. Остались они жить втроем в бабьем царстве: бабушка, сама Зоя Сергеевна и дочь Оля.

Но, при этом, еще сами дом построили. «Мне нового мужа не надо было, у самой сила мужская была» , - говорит певунья.

ЛАПТИ ДЛЯ БАБУШЕК

В Бурановском ДК, где обитают «бабушки», есть музей национальной культуры, а руководит им Алевтина Геннадьевна Бегишева . Она тоже поет вместе со всеми. В музее экспонаты не пылятся: прясть пряжу, плести тесемки, играть на гуслях – народным премудростям приходят сюда учиться и молодежь, и пожилые.

Костюмы бабушек – тоже живая история. Например, монисто у Алевтины Геннадьевны – из монет середины 19-го века. Эту деталь гардероба носила еще ее прабабушка.

А лапти плетет в свободное от вахты время муж Алевтины Бегишевой, механизатор Илья . Учился у деда из дальнего села, который показал, как заворачивать края. Когда ходит драть лыко в лес, важно найти молодые липки без единого сучка, какие растут в чащобе - густо, как камыши. Из нарезанных десяти концов за вечер можно сплести пару лаптей.

Лапти на ноги, и – на Евровидение!

ТРУДНО ЖИТЬ СО ЗВЕЗДОЙ?

У маленькой, симпатичной бабушки Натальи Яковлевны Пугачевой , что сыплет шутками-прибаутками, тоже муж жив-здоров. Как познакомились? «Я работала дояркой, он - бригадиром. Однажды на ферме меня и поймал» . Того, что муж постоянно поглядывал на сторону, Наталья Яковлевна старалась не замечать. «Четверо детей было, а характер у меня слабый» , - смеется старушка.

Теперь все наоборот: бабушка ездит на гастроли, а Афанасий Афанасьевич вынужден смотреть за хозяйством. Каждый раз со скандалом отпускает жену на выступления. Трудно жить со «звездой».

Монисто у Натальи Яковлевны попроще - всё из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» - вопрошает бабушка-малютка.

А, впрочем, бабушка не унывает: «Бог меня воспитывает. Живу хорошо! Корова, куры, индюшки есть! Пою - и сердце стучит лучше» .

ВСЕ ВМЕСТЕ СТРОЯТ ХРАМ

Пенсия у бурановских бабушек – от 6 700 до 10 000 рублей. Подъем у многих в 5.30 утра, а как же – хозяйство! Доят и кормят скотину, а песни помогают им справиться с домашними хлопотами.

«У кого газа нет - надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством - и в магазин. А там часам к десяти - в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…»

Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике.

Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, нам свое блюдо, удмуртское, нравится - пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь - хлеб» .

Собирают сообща деньги на храм . Весной уже будет залит фундамент и начнется строительство. Будет храм трехглавый, из красного кирпича.

ПУЧЕКО, ПУЧЕКО...

Так в чем секрет «бурановских бабушек»? Почему они так популярны? Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип. Евровидение сходит с ума.

А они даже нот не знают.

Говорят, что когда-то очень давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы , в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, отсюда такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии? Ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?

Есть и менее романтическая версия. Несколько последних лет Европа переживает бум - моду на фольклор. Но это не фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки.

У музыкальных критиков еще более приземленная версия происходящего. «То, что "Бурановские бабушки" выиграли российский отбор на Евровидение – это, скорее, жест отчаяния. Российская попса настолько чудовищна, настолько беспросветна и неконкурентоспособна, что, я думаю, и эксперты, которые голосовали на этом национальном финале, и зрители, провели, так сказать, голосование протеста, голосование против попсы, а не за этническую музыку» , - считает Артемий Троицкий . Но это критик с его очень умными теориями. А, может быть, все намного проще?

Вдумайтесь - о чем поют эти бабушки? Вот перевод песни, с которой они вышли в финал Евровидения: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко… пучеко…» («Пучеко» – по-удмуртски, неровная, с узелками, пряжа. В переносном смысле – трудная, с ошибками, не во всем удавшаяся жизнь).

На сцене у бурановских бабушек нет наигранных и срежиссированных чувств. За плечами у каждой - нелегкая судьба. О невыдуманном и поют.

Вот и весь секрет.

Они – НАСТОЯЩИЕ!

По материалам СМИ подготовил Олег СОЛОДУХИН .

Фото с сайта «Бурановские бабушки» .

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.

Лучистые глаза, светлые лица, непластмассовая радость на лицах – Бурановские бабушки опережают всех звезд Евровидения и покоряют сердца зрителей. Они труженицы и действительно бабушки – почти у всех много детей и внуков.

Познакомимся с ними поближе.

Байсарова Граня

По профессии штукатур-маляр, плиточница. Работала на Ижевском машзаводе. В 1975 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет проработала дояркой. Вяжет каждую свободную минуту. Красивые чулочки, в которых выходят бабушки на сцену – ее творение.

Воспитала 6 детей, которые подарили ей 8 внуков. Есть правнучка.

Конева Галина

Окончила Сарапульское дошкольное педучилище. Всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. С юных лет выступает на сцене в художественной самодеятельности и всего два года как не участвует в лыжных соревнованиях – у Галины Николаевны 1 взрослый разряд по лыжным гонкам.

Стержень коллектива, генератор идей. Недаром подруги называют ее «муш муммы» – пчелиная матка. Если бы жила в городе, непременно стала бы государственным деятелем.

Вырастила 3 детей. Есть 8 внуков и 2 правнука.

Наталья Яковлевна Пугачёва

В школе проучилась всего один год, потом началась война - было уже не до учебы. Всю жизнь проработала в колхозе в селе Бураново.

Про таких говорят: маленькая, да удаленькая. Действительно - успевает все! А еще обладает великолепным чувством юмора.

Воспитала 4 детей. Сейчас ее радуют 3 внуков и 6 правнуков.

Туктарева Ольга

Окончила Пермский институт культуры. Директор Бурановского Дома культуры, худрук «Бурановских бабушек». Автор переводов песен на удмуртский язык. Очень искренняя тонкая натура. При этом не забывает и о хозяйстве. Ее семья уже в апреле ест свежие огурцы из собственной теплицы.

Двое детей.

Пятченко Валентина

Сначала выучилась на швею, потом окончила историко-филологический факультет Удмуртского пединститута. 21 год проработала учителем русского языка и литературы в Туркмении, куда отправили служить мужа. Но семейная жизнь не сложилась, и в 1984 году Валентина Семеновна с детьми вернулась в родное село, где до пенсии работала в школе.

В 1998 году, работая на циркулярной пиле, потеряла правую руку (для выхода на сцену надевает протез). Со временем все научилась делать сама: шить на машинке, печь пироги, варить вкуснейшее варенье. Минувшим летом за неделю собрала 8 ведер лесной клубники! А еще даже в самое засушливое лето ей удается собрать с огорода самый большой урожай. В коллективе ее называют «ширпи», по-русски – мышонок. Такая она тихая.

Воспитала 2 сыновей, один из которых погиб. Имеет 2 внуков.

Дородова Зоя

По профессии пекарь. Работала в Бурановской пекарне, дояркой в колхозе. Вышла замуж в Бабино. Там работала поваром и заведующей школьной столовой. После смерти мужа вернулась в Бураново и до пенсии проработала поваром в «Геофизике».

Самая степенная и немногословная участница коллектива. Если в поездках нужно приготовить обед, то делает это Зоя Сергеевна.

Воспитала дочь, которая подарила ей 2 внуков.

Бегишева Алевтина

Всю жизнь была бухгалтером и лишь последние 4 года руководит музеем в Бурановском Доме культуры. Работу сменила неслучайно: всей семьей собирали старинные вещи. Так семейное увлечение стало профессией.

Бухгалтер по жизни - во всем любит четкость и порядок. Обожает разгадывать судоку.

Трое детей.

Шкляева Екатерина

Когда училась в 4-м классе, заболела мать. Поэтому учебу в школе пришлось бросить и взвалить на себя всю работу по дому. Работала на Ижевском механическом заводе, потом на стройке штукатуром-маляром в Пермской области. Там же вышла замуж, но через 6 лет муж умер. Вернулась в родную деревню и до выхода на пенсию работала в сельском хозяйстве села Бураново.

Камертон коллектива – по ней сверяют тональность. Квасит самую вкусную капусту. В ее карманах всегда есть хлеб для птиц: куда бы бабушки ни приезжали, она везде кормит голубей, воробьев, уток.

Воспитала 3 детей. Есть 5 внуков и 1 правнук.

Когда они вышли на сцену российского этапа конкурса «Евровидение-2010», зал встречал их стоя. Молодые люди, известные музыканты и респектабельные продюсеры смотрели на выступление уникального коллектива и с удивлением открывали для себя новое имя российского шоу-бизнеса «Бурановские бабушки».

Самобытность и искренность исполнительниц покорили российскую публику с первого взгляда. Для зрителей стало неожиданностью, что бабушки, которым уже за 70, решились приехать в Москву, а главное, не испугались выступить перед огромной телевизионной аудиторией. Уже утром следующего дня Интернет взорвался сообщениями о том, что бабушки из малоизвестного удмуртского села Бураново заняли 3 место в российском этапе конкурса «Евровидение».

Видеоролик с выступлением бабушек моментально стал хитом рунета, его разместили многие новостные порталы и сайты. Буквально за пару суток его посмотрели более 30 тысяч человек.

Пользователи Интернета восхищенно комментировали выступления бабушек: «Бабушки…” – просто супер! Как они сумели завести зал! Это просто потрясающе. Зал им аплодировал стоя. “Бабушки…” своей самобытностью, неформатностью и нестандартностью запросто могли бы выиграть Евровидение. “Бабушки…” – молодцы. Здоровья им и удач!»

Это была оглушительная победа!

Триумфальную песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова или просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще только создавался. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Баба Лиза и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те – ей 84 .

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: “Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам – как их прокормить? В стойле – молодая кобыла – как ее научить пахать? Выхожу в поле – даль безграничная – как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?”

Многие специалисты от шоу бизнеса гадают: в чем феномен бабушек? «Бурановские бабушки» – небольшой коллектив, руководителем которого является Ольга Николаевна Туктарева. Самая маленькая «звезда» коллектива – солистка баба Наташа гордо носит фамилию Пугачева. Никто из бабушек всерьез о профессиональной сцене и не думал, собирались просто попеть. Они поют так, как пели много лет назад их прабабушки. Вместе с тем, они всегда удивляли зрителей, к примеру, спев на удмуртском языке песни Цоя, Гребенщикова и Битлз.

Они хранят те истинные ценности, которые веками передавались из поколения в поколение. Они живут натуральным хозяйством так, как жили их предки. Они могут отказаться от выступления только потому, что надо посадить картошку или пришло время плодиться домашним животным. И все к этому относятся с пониманием.

В сельском клубе села Бураново бабушки собственными силами открыли музей, экспонатами которого стали платки, которым по 200 лет, старый патефон и прочая утварь. «Меня бабушки научили многому, я пересмотрела всю свою жизнь. И когда мне бывает трудно или что-то не получается, я себе говорю: не ной, бабушки в это время в огороде работают. Встаю и иду дальше. Вот так благотворно они на меня повлияли», – рассказывает одна из их поклонниц.

Есть еще одна тема, которая очень важна для бабушек. В 1939 году в селе Бураново до основания разрушили церковь. При советской власти храм не восстановили. Жители села ездят в ближайший храм аж за 40 километров. Мечта бабушек – построить храм в родном селе. И, пожалуй, это один из главных стимулов, который ведет бабушек на сцену.

Вот уже несколько лет Европа переживает бум – моду на фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки. Но одно известно точно – этнический проект «Бурановские бабушки» вызвал интерес не только в России, но и в мире. Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип.

Когда-то давным-давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы, в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, от того такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии, ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные