Чем славились русские богатыри. Русские былины - герои и персонажи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская ОСШ № 2»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Русские богатыри –

легенда или быль?

Антонова Валентина, Пугачева Мария.

Руководитель: Боровкова Ольга Сергеевна.

Пгт Новоаганск 2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение.

    Былины - жанр русского фольклора.

    «Старшие богатыри».

    «Герои нового времени».

    Заключение.

    Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование выбора темы .

В этом году на уроках литературы, а затем окружающего мира мы знакомились с некоторыми произведениями, где описывалась Древняя Русь, как жили люди в старину, читали отрывки из различных былин. Нас заинтересовали герои этих произведений. Мы захотели больше узнать о них, так как всё чаще звучит фраза о том, что на Руси богатыри перевелись. Поэтому, тему нашего проекта мы выбрали «Русские богатыри – легенда или быль».

Цель работы:

    Изучить и сравнить образы богатырей.

    Подготовить творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «БОГАТЫРИ».

Задачи:

    подобрать материал по теме;

    изучить по литературным пересказам русских народных былин жизнь богатырей;

Методы:

    поиск и сбор информации о богатырях в библиотеке и Интернете;

    знакомство с материалом по теме;

    беседы с библиотекарем, учителем, родителями;

    анализ и обработка данных;

    оформление проведённой работы на компьютере.

Кому будет полезен наш проект:

    наши одноклассники получат представление о богатырях;

    расширим свои познания в области литературы и истории;

    получим новые знания и поучимся их добывать;

    создадим интересный материал в помощь учительнице для работы на уроках;

    Порадуем родителей тем, что заняты нужным и полезным делом.

БЫЛИНЫ - ЖАНР РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА,

Былины – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

Герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением: лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.

СТАРШИЕ БОГАТЫРИ.

Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор, Волхв Всеславьевич и Дунай.

Святогор старше многих богов. Он живет на Святых горах, отличается колоссальными размерами: когда он едет на своем огромном коне, мать-земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся. Имя его связано со Святыми горами. Только там он может жить, потому что земля его не держит, не выносит веса богатырского. Поэтому от его фигуры веет печалью и трагизмом: он не совершает подвигов. А ведь он – богатырь. Он – горный великан, но не защищает от врагов Святую Русь, и сила его богатырская пропадает зря – он не использует ее на благо людям.

Волхв Всеславьевич - мифологический персонаж, обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинах Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом.

Дунай - в представлении древних славян главный образ реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.

Микула Селянинович - персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

ГОРЫНЯ - обладающий необычной силой витязь, богатырь, который не только выворачивал из гор огромные камни и целые скалы, но и передвигал и обрушивал на своих неприятелей целые горы, запружал ими реки: одной рукой гору сворачивает, дорогу себе прокладывает.

ГЕРОИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, плен женщин и детей, разграбление богатств.



Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Илья Муромец - Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Деревня эта, расположенная на живописном берегу реки Оки, существует и по сей день. Там и прошло детство будущего богатыря.

Илья был долгожданным ребенком, но родился "расслабленным", то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.

Чудесное исцеление Ильи - один из ключевых моментов его жизни. Согласно былинам, Илья "пролежал на печи тридцать лет и три года", пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести.

Каликами на Руси называли странников, которые всю жизнь ходили по городам и селам, передавая жителям новости о том, как живут в соседних областях. Аккомпанируя себе на гуслях, они пели сказания и былины.

После чудесного исцеления Илья Муромец совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к "касте богатырей". Самый известный из них - укрощение Соловья-разбойника. Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник - это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте.

Закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, - вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет. Однако определенный изъян в их пророчестве, как мы увидим позже, пожалуй, все-таки оказался.

В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца, захороненных в Киево-Печерской лавре. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине.

Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку в возрасте от 50 до 60 лет, крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой. Его рост составлял 180 см. По современным меркам Илья, конечно, не особенно высок, однако следует иметь в виду, что во времена Киевской Руси средний рост мужчины равнялся 165 см. Так что своим современникам Илья казался, может, и не великаном, но детиной, безусловно, здоровенным. То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата, возможно, перелома. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. Удивителен также тот факт, что тело Ильи Муромца, подобно останкам многих других монахов, захороненных в пещерах Киево-Печерской лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Причем, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря специальной обработке, а само по себе, что в православии считается очевидным признаком святости. Впрочем, православная церковь, в отличие от ученых, никогда и не сомневалась в подлинности мощей, и уже в 1643 году наряду с другими праведниками, закончившими жизнь в Лавре, Илья Муромец причислен к лику святых.

Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Да, Илья погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.

Если обратиться к военной истории Средних веков, то эта гипотеза о причине гибели Ильи представляется более чем правдоподобной. Обычно сильного, хорошо вооруженного воина, с которым было тяжело справиться в открытом столкновении на мечах, убивали на расстоянии с помощью копья или стрелы, дабы в обмен на его жизнь не терять понапрасну большое число своих людей. По тому же принципу в современном мире действуют снайперы террористов, убивая на расстоянии самых сильных и опытных солдат спецназа.

Добрыня Никитич. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.

Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче - «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич - воин.

В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.

Его знание манер, постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.

Алеша Попович - богатырь в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша Попович - сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.

В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.

«Бог троицу любит» - гласит поговорка. Три былинных богатыря - Илья, Добрыня и Алеша, - очевидно, на особом счету у Всевышнего. А иначе как еще объяснить их сверхъестественную силу. Такие необычные личности как магнитом притягивают всеобщее внимание и становятся героями песен, сказок и эпосов. Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги.

На самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, большинство былинных богатырей - люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. – М.: Вече, 2005.

    Русские народные сказки/ Составители Нечаев А., Рыбакова Н. – М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1952.

    Сухова О. Хронограф. Муромский историко-художественный музей. – Муром, 2003.

Часто этим людям приписывают нечеловеческие возможности. Описывают их как сильных и могучих мужчин, сидящих верхом на огромных конях. В руках они всегда держали копье или иное тяжелое оружие. Былины и песни о богатырях не единожды переписывались. Туда добавляли новые детали и подробности. Иногда изменений претерпевал и характер самого богатыря. Особенно это начало прослеживаться после принятия на Руси христианства.

Часто этим людям приписывают нечеловеческие возможности // Фото: pereformat.ru


Хотя наш человек не отличался воинственностью, но все же среди народа встречались его сильные представители. Так, история хранит множество имен людей с богатырской силой: Святогор, Пересвет, Микула Селянинович и другие. Они проливали свою кровь за родные территории и своих собратьев.

Со временем богатыри изменились. Они начали состоять на службе не у народа, а у князей. Самыми знаменитыми такими героями был Добрыня, Илья и Алеша. Они же больше всех воспевались в песнях. Их изображали известные художники, такие как Васнецов. Однако, его картина «Три богатыря» исторически неправильна. Все они жили в разные времена. Так Добрыня родился в 15 веке, Алеша – в 13, а Илья – в 12-ом. Помимо них на русской земле было еще большое количество силачей.

Великий Святогор

Один из самых загадочных и старейших русских героев. Его история затмевает подвиги даже самого Муромца. Его имя полностью совпадает с внешностью. На картинах он предстает как настоящий великан. Однако, достоверных фактов об этом человеке кране мало. Особенно непонятной является его смерть. Святогор якобы нашел сумку со всей «тяжестью земной». И умер при попытке сдвинуть ее с места.


Великий Святогор // Фото: zoroastrian.ru


Существует легенда, которая описывает совместный поход Муромца и Святогора. Она красочно описывает то, как молодое поколение приходит на смену старому. В легенде говорится, что во время путешествия двух богатырей на их пути появляется гроб, подброшенный самой судьбой. Рядом было пророчество, которое гласило, что в него ляжет только тот, кому это суждено. Первым туда лег Илья, но для него гроб показался слишком огромен. Затем настала очередь Святогора. Как только богатырь лег в него крышка тут же захлопнулась. Выбраться оттуда великан так и не смог. В этой легенде подвигом богатыря является то, что богатырь передал все свои силы Муромцу.

Микула Селянинович

Микула был простым крестьянином. В былинах он предстает как бог-пахарь, защитник крестьян и их земель. Если верить сказаниям, то именно благодаря ему мы можем пользоваться дарами земли-матушки.


Микула Селянинович // Фото: russkay-literatura.ru


Наиболее известным рассказом, который описывает жизнь богатыря является былина о Вольге и Микуле. В нем богатырь уходит на службу к князю Волху в его дружину для борьбы с варягами. Перед этим в былине описывают, как мужчина смеется над Вольгой и его соратниками, потому как не могут вытащить обычный плуг крестьянина из земли.

Волх Всеславьевич

Он известен не только как богатырь, но еще как оборотень и маг. Волх был киевским князем. А рассказы о нем очень напоминают народные сказки. Уже рождение богатыря было окутано мистическими событиями. Поговаривают, что его отец сам Велес, который явился к матери героя в образе змея. Сразу после того, как будущий герой родился раздался гром и засверкали молнии.


Волх Всеславьевич // Фото: zmajsvetovidov.blogspot.com


Есть сказания, которые говорят, что Волх в детские годы часто гулял среди дружины. В ночное время он превращался в волка и добывал еду для воинов. Но самой известной былиной является та, которая повествует о победе богатыря над индийским царем. Заметив, что враг замышляет зло против земель русских Волх задействовал свою магию и поразил ее сразу все войско противника.

Прототипом для богатыря есть реально существовавшая личность - Всеслав Полоцкий. Народ его немного побаивался, так как считал колдуном. На самом деле князь был просто очень хитрым и своим умом брал города и крайне безжалостно избавлялся от врагов.

Кто не знает картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? На ней напряжённо смотрят вдаль Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Литературоведам известно около 100 сюжетов былинного эпоса, 26 из которых связано с этой легендарной троицей. Чем же прославились эти супермены старых времён, имена каких русских богатырей ещё нам известны?

«Было ль – не было ль»

Былина – это особый , который отличается определённой достоверностью, благодаря упоминаемых в её сюжете реально происходивших событий, топонимов и имён. Первые русские былины передавались исключительно в устной форме, литераторы заинтересовались ими только в XIX веке. Филолог Андрей Фёдорович Якубович (1776-1842) опубликовал «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова», сказителя, составившего этот сборник. Так у филологов проснулся интерес к этому пласту русской культуры, и они стали организовывать фольклорные экспедиции. Но поскольку раньше былины передавались исключительно от отца к сыну и каждый раз дополнялись новыми деталями, то возникали определённые сложности с реальностью сюжетов. Сказителю приходилось импровизировать на ходу: за плохой рассказ могли и побить. Интересно и то, что сами сказители не употребляли слово «былина» – оно было введено исследователями позже. До этого в ходу было слово «старинки».

«Защитники земли русской»

В былинах упоминается около 30 богатырей. Условно их делят на две группы: «старшие» и «младшие». «Старших» относят к дохристианскому периоду, они наделены чертами славянских божеств. «Младшие» жили во времена князя Владимира (XI век), и многие события, происходившие с ними, упоминаются в исторических летописях, поэтому факт их реального существования не опровергнут.

Например, Святогор был человеком-великаном, лежавшим на горе в полном бездействии: настолько он был силён, что сама Земля-матушка не могла его носить на себе. Разумеется, это был мифологический персонаж, чьи черты очень схожи с библейским Самсоном. А его «коллега» Микула Селянинович уже являлся воплощением божества – покровителя земледелия, поскольку он главным образом вкладывал недюжинную силу во вспахивание полей.

«Мягкосердие богатырское»

Добрыня Никитич – русский богатырь , который, возможно, имел родство с князем Владимиром. Он из знатной семьи, богат, умён и образован, физически развит, однако при этом и мухи не обидит. Подобный герой, знавший правила этикета, мог появиться в среде достаточно высококультурной – для сравнения, в XI-XIV веках в Западной Европе далеко не все монархи владели умением писать и читать.

«Млад еси»

Самый юный из «молодых» богатырей – Алёша Попович, сын священника из Ростова Великого. Не исключено, что его отец был причислен к лику святых – по различным предположениям, это либо святитель Леонтий, либо епископ Феодор. Однако в такой высокорелигиозной семье вырос балагур – в некоторых былинах Алёша предстаёт и вовсе отрицательным персонажем. К примеру, он обманом пытался жениться на супруге Добрыни Настасье. Впрочем, таким образом могли демонстрироваться его чисто народные качества: удаль, смекалка и юмор. Скорее всего, он появился сразу после крещения Руси, пока священники ещё не пользовались большим уважением у населения, в противном случае цензура не пропустила бы его насмешки над собственным отцом-попом.

«Един богатырь на святой Руси»

Знаменитый Илья Муромец в сказаниях имеет гораздо больше человеческих черт, однако определённая доля мифологизма в его образе присутствует. Ему посвящено в общей сложности более 18 сюжетов былин – это своего рода рекорд. Зачин таков: Илья сидел сиднем на печи 30 лет, а во время визита странников, попросивших испить водицы, неожиданно поднялся. Наблюдая с ужасом, как исцелившийся сын легко выкорчёвывает деревья, родители предложили ему направить свою неуёмную энергию на защиту Отечества. Его центральный подвиг – уничтожение языческого идолища, в образе которого отразились черты монголо-татарских завоевателей. Это подтверждает, что образ Ильи Муромца сложился в XIII-XV веке, хотя само имя известно с XII века. Многие исследователи соотносят богатыря с иноком Киево-Печерской лавры преподобным Илией Печерским, умершим в 1188 году. Не исключено, что это и есть Илья Муромец, сложивший меч для подвигов духовных.

Многих богатырей породила земля русская – и мифический Вольга Святославич, и кентавр Полкан из повести о «Бове-Королевиче», и женщины-воительницы Василиса Микулишна и Настасья Королевишна совершали свои подвиги не ради славы, а для горячо любимого Отечества. В их образах находят своё отражение чаяния простого русского народа, готового при необходимости отдать жизнь за родину.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.

Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!

Например, в входит экскурсия «От Дербента до Чукотки» (путешествие по традиционным жилищам народов России), мастер-класс «Солнечный конь» (плетение традиционной народной куклы) и анимационная программа «Удаль молодецкая». Знакомьтесь с различными образовательными программами, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в ЭТНОМИР!

А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Фактрум предлагает исправить ситуацию и публикует подборку легенд о малоизвестных русских богатырях.

1. Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор - богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать - Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

2. Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать - Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.


3. Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.


4. Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович - персонаж трагический.
Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай - храбростью, а Настасья - меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.


Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку - Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.


Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря - Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

7. Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты - практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.


Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.

8. Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека - Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.


Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

9. Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.


В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.


Нет, наверное, такого человека в России, кто не слышал бы о богатырях. Герои, пришедшие к нам из древнерусских песен-сказаний - былин, всегда были популярны у писателей, художников, деятелей киноискусства. Очередной виток популярности богатырей связан с выходом серии мультипликационных фильмов, посвящённых их несколько осовремененным приключениям.

При этом большинство россиян знают лишь об очень узком круге богатырей. На деле количество богатырских былин, дошедших до нашего времени, исчисляется сотнями, а сами богатыри подразделяются учёными на несколько категорий. Выделяются богатыри языческой и христианской эпохи, дотатарской, татарской и послетатарской…

Есть большая группа богатырей, связанных с Киевом и князем Владимиром, но есть и такие, которые к «центральной власти» отношения не имеют вовсе, оставаясь «региональными богатырями» отдельных городов.

Приключения одних богатырей переплетаются друг с другом, а другие действуют независимо.

Святогор

Святогор настолько огромен, что он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Обитал богатырь на Святых горах, при его поездке Мать - Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Отцом богатыря называли «тёмного», то есть слепого, что в восточнославянской мифологии было признаком существ из иного мира.

Никакой службы Святогор не несёт, хотя и пересекается с другими богатырями. Так, в одной из былин Святогор путешествует вместе с Ильёй Муромцем, и они встречают на пути каменный гроб. Решив его примерить, Святогор оказывается его пленником и умирает, передав часть своих сил Илье Муромцу. В другой былине истории с гробом предшествуют интимные приключения — Илью Муромца соблазняет жена Святогора. Узнав об этом, Святогор убивает падшую женщину, а с наставившим ему рога Ильёй вступает в братство.

В ещё одной былине Святогор меряется силушкой богатырской с другим «коллегой» — Микулой Селяниновичем. Хитрый соперник бросает на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная», предлагая Святогору поднять её. Заканчивается эта попытка смертью богатыря.

В былинах Святогор умирает чаще других богатырей. Учёные связывают это с тем, что данный образ олицетворяет первобытные силы природы, стихию, которая не служит человеку.


Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на РусиНиколая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.
Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.


Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.
Чаще всего его связывают с Илией Печёрским, иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.


Добрыня Никитич

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня не гнушается сбором и перевозкой дани, берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются коллеги, и имеет склонность к дипломатии.

Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Добрыня — самая творческая личность среди богатырей. Он хорошо играет в тавлеи (древнерусские шашки), отлично поёт и играет на гуслях.

У Добрыни Никитича обширные связи — помимо близости к князю, он женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Согласно былинам, Добрыня — сын рязанского воеводы. Наиболее вероятным прототипом богатыря называют Добрыню, воеводу князя Владимира Святого. Добрыня был чрезвычайно влиятельной персоной, поскольку приходился князю родным дядей — он был братом его матери Малуши. В течение определённого времени Добрыня являлся для князя наставником, старшим товарищем.


Алёша Попович
Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Так, например, в одной из былин Алёша домогается жены Добрыни Настасьи Микулишны, распространяя ложные слухи о смерти товарища.

В другой былине Алёше отрубают голову разгневанные братья соблазнённой им Елены или Алёны. Правда, в более известном варианте Алёше Поповичу пришлось жениться на Алёнушке, дабы избежать худшего.

Главный противник Алёши — Тугарин, злой богатырь, за которым угадывается образ кочевника, борьбу с которыми русские вели на протяжении долгого времени.

Основной исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Олёша (Александр) Попович. Превосходный воин, Олёша служил князю Всеволоду Большое Гнездо, а затем участвовал в междоусобных войнах его сыновей. Впоследствии Олёша Попович отправился на службу к князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в 1223 году в битве на Калке, ставшей первой встречей русских с татаро-монголами. В той же битве погиб и Добрыня Рязанец Злат Пояс, ещё один кандидат в прототипы былинного Добрыни Никитича.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные