Что значит «жить» для Мцыри в поэме М Ю. Лермонтова. Урок литературы на тему "Что значит для Мцыри жить?" (8 класс) Монастырская «тюрьма» для героя

Одна из характерных и важных черт произведений романти­ческой литературы - это тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рас­сказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Цент­ром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.

Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объе­му частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монасты­рем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное со­держание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена опи­санию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.

Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступле­ние повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монас­тыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни ге­роя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме цент­ральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь де­лится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни.

Настоящая жизнь Мцыри прекрати­лась с того самого момента, как он оказался пленником и был за­брошен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его осла­бел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только фи­зическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, про­водит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а мед­ленно умирает.

Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убе­гает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику-монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хо­чешь знать, что делал я на воле? Жил...». Оказывается, что по-на­стоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей.

Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней про­сыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказы­вается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из па­мяти Мцыри, и с шести лет он хранит и лелеет их в сердце. Они Ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и ГоРных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.

Жизнь для Мцыри - это не простое прозябание, а непрерыв­ное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни стремление к победе, кдостижению мечты.

Для Мцыри «жизнь» - это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего един­ства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть ко­торую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».

Жить для романтического героя - это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое един­ство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять цен­ность и значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…». Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой.

Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой. Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне». На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Как землю нам больше небес не любить, - писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь, вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму. «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы?

Где люди вольны как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет.

Ещё подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь». Это

Была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он

Требовал себе права на счастье.

Юношу поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли.

Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет

Другой: закон человеческого сердца.

Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме «Боярин Орша». Её герой – раб. Он также воспитывался в монастыре и также рвался на волю. Он полюбил дочь своего господина, и за это «преступление» его также судят монахи. Многие строки из своих двух ранних поэм Лермонтов позднее включил в поэму «Мцыри». Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри», отвечал собственным мыслям Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная душа томится. – Идеалы». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощение: всё написанное до сих пор не удовлетворяло, и ни одну из ранних поэм он не напечатал. Самое трудное заключалось в слове «идеалы». Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в одном лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению – вот что такое поэма «Мцыри».

Ход урока

Слово учителя (часть 1, слайд №1)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании. Она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»

Главная задача нашего урока – ответить на вопросы:

Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(эти проблемные вопросы записаны на доске. Учитель предлагает ученикам записать в тетради дату, тему урока - проблемные вопросы).

Цели урока: (слайд №2)

На уроке мы с вами попытаемся

Ответить на вопросы, записанные на доске;

Познакомиться с историей созданной поэмы;

Закрепит навыки рассуждения на литературную тему;

Повторит основные художественные приемы;

Раскрыть содержание нового литературного понятия «монолог-исповедь».

Начнем наш урок с проверки домашнего задания , которое в основном было дано индивидуально и прозвучит в течение всего урока.

Итак, 1-е задание . Историческая справка. История создания поэмы «Мцыри». (Презентация, слайды № 3-12).

Напоминаю, сюжет поэмы . Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря, неизбежная смерть героя.

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыры, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя о трех днях, проведенных на свободе.

Следующее домашние задание поможет нам понять, как жил Мцыри в монастыре, почему же он так стремился покинуть его стены.

(Реализация домашнего задания «Жизнь Мцыри в монастыре».

Ребята, кому же в поэме непонятен и чужд Мцыри?

Конечно же, монахам.

О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам .

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам главы 2,3,20,26 (слайд №13,14).

Итак, о чем думают монахи и о чем думает Мцыри?

(Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. На экране таблица, открыты только заголовки. Дети заполняют таблицу в тетради, а потом проверяют на экране).

Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем. Почему же все-таки они не стали спасителями?

(Ответы, размышления учащихся)

Обобщение учителя:

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обет», стать монахом, а это значит – отказаться от своих надежд, мечтаний, т.к. монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности. Это служение Богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет. Он мечтает вернуться на родину.

- Какой же предстает в воображении Мцыри, в его «живых снах» родина ? Какие чувства она в нем пробуждает? Обратимся к тексту. К какой главе?

-Выразительное чтение 7 главы (слайд №15)

А сейчас просмотрите видеоролик, который поможет вам еще лучше представить Грузию, куда так рвался герой поэмы.

(Видеоролик «Кавказ»)

Вспомните, у Лермонтова: «Грузия! Она цвела… в тени своих садов».

Такой далекой и желанной предстает родина в воображении Мцыри. Родина - это «чудный край тревог и битв», где люди вольные, как птицы. Здесь не говориться о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов, как и его герой видят Кавказ только с положительной стороны, где все близкое и родное. И что же происходит в жизни Мцыри?

(Он бежит из монастырского плена, совершает побег).

- Какова цель побега Мцыри?

Подтверждаем текстом.

а) Давным-давно задумал я/ Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,/ Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

б) Мою пылающую грудь/ Прижать с тоской к груди другой

Хоть не знакомой, но родной

в) Я мало жил, и жил в плену / Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог, Я променял бы, если смог

г) Я цель одну - /Пройти в родимую страну - /Имел в душе…

(вспомните отличительные черты романтизма в тетрадях. Одна черта:

- Поэма Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (глава 3, стр,328)

Я знал одной лишь думы власть…

В тот чудный мир тревог и битв.

Вывод: Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.

-Что же увидел и узнал Мцыри, вырвавшись на свободу? Об этом мы поговорим после вашей работы в парах. У вас на столах лежат листы с заданиями разного уровня сложности. Вы сами выбираете вариант (их 6). На выполнение задания отводится 5 минут. Кто будет читать, кто ответит на вопрос.

Выслушиваем ответы. Слайды части 2.

    Бегство из монастыря (лайд №1).

    Встреча с грузинкой (слайд №2).

    Бой с барсом (слайд №3).

    Роль пейзажа в поэме (слайд № 4).

    Анализ художественных средств (слайд № 5).

Я хочу обратить ваше внимание на новое для вас слово , которое несколько раз звучало на уроке. Кто был внимателен? Что это за слово? Подсказка: это форма изложения событий (исповедь).

-Запишите определение термина (слайд № 6).

(Она помогает поэту психологически правдоподобно, при этом постепенно раскрыть внутренний мир Мцыри, т.к. позволяет пережить вместе с ним все, что произошло: и монастырскую неволю, и радость свободы, и упоение от боя с барсом, и отчаяние от оттого, что не попал в родную страну).

    Работа со статьей В. Г. Белинского «Стихотворение Лермонтова».

Какой же вывод мы можем сделать, выслушав ребят?

(Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Каким словом объединяет Мцыри все свои переживания? Все это - жизнь!

« Что делал я на воле?» «Жил»

Что значит для героя жить для героя?

(находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать, и главное – испытывать блаженство « вольности святой».

-Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

А теперь я предлагаю обратится к эпиграфу поэмы. Перечитаем (слайд № 7). Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорным», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил запрет. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно уставший, в лесу обмакнул палку в соты медовые. Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Что же значат слова эпиграфа? Как вы его понимаете?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. По Библии нарушивший запрет умрет. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но не смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задает философский уровень исповеди: под медом поэт подразумевает сладость свободы. (вкусив сладость свободы, человек уже не сможет жить иначе)

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в той самый момент, когда это было всего опасней.

Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заточение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. (Что хотел сказать автор?)

Как вы думаете, почему поэма имеет открытый финал?

У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого свое мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

« Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

Тест. Контроль знаний по теме.

Оценки.

Домашнее задание (слайд № 8).

Написать сочинение-эссе на тему: «Кем стал для меня Мцыри?»

Подготовиться к тесту.


Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил...

"Мцыри" - это одно из величайших произведений русской и мировой литературы. В нем описываются стремления к свободе, мечта о Родине.

И. Андронников сказал, что Мцыри это второе "я" Лермонтова. Значит, в этой поэме описаны стремления, чувства самого Лермонтова. И он прекрасно передал это своему герою. Прочитав поэму, можно понять душу, проникнуть в замысел автора. Лермонтов, как и Мцыри, был далеко от Родины и мечтал о свободе.

Мцыри - это гордый, смелый, одинокий, угрюмый юноша. НО в нём под монашеской одеждой бьется сердце богатыря и сливаются такие черты как решимость, воодушевленность, непримиримость. Мцыри жаждет свободы и стремится к далекой, недоступной для него Родине.

За три дня, которые Мцыри прожил на свободе воле, он познал цену свободы. Он назвал эти три дня жизнью, потому что за всю жизнь, которую он прожил за монастырскими стенами в плену, он не ощутил то наслаждение, тот трепет, который почувствовал на свободе, среди лесов и полей.

И жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Стремление к свободе у Мцыри неразрывно связано с мечтой о возвращении на Родину.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

Жизнь, полная тревог, страстей, ненависти и любви, - вот что Мцыри называет жизнью. Жить для него значит чувствовать тревогу, бороться и побеждать. За три дня на свободе он испытал чувство независимости.

Мцыри ничего не видел кроме старых развалившихся стен своей "тюрьмы", он не знал каков мир за закрытыми для него воротами монастыря.

Мальчик, попавший в монастырь был очень слаб, пуглив, болен, но умирал гордо и выносливо. Он был не по возрасту тих, неразговорчив и "дик". И Мцыри со скорбью задавал вопрос монаху:

Старик:" Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас -

Зачем?...."

Мцыри рано понял, что никогда не утолит свою жажду свободы и тоску по Родине в ненавистном для него монастыря. Он сбежал несмотря на неизвестность ожидающего его мира ибо душу жгла мысль о Родине.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла

И там на воле среди темных лесов и цветущих полей Мцыри облегчил свою грудь, вдыхая долгожданную свободу. И только среди этой прекрасной природы свободный, ни от кого независимый Мцыри узнает, что такое настоящая вольная жизнь. Но тоска, которая жила в душе Мцыри, тоска об Отчизне, о родных не нашла покоя среди этой не тронутой временем природы и восторженного чувства свободы.

Мцыри умер, не осуществив своей пожизненной мечты еще хоть раз побывать на Отчизне, в родном краю. Продолжать прежнюю монашескую жизнь означало отказаться от свободы, которую он так недавно ощутили узнал ей цену, и от пламенной мечте о Родине. Он был готов отдать все только бы хоть немного побывать на заветных местах, где прошло его детство и куда возвращает его память.

Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал.

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

У Мцыри сливаются два высших чувства: Родина и свобода. Мцыри один из моих любимых книжных героев. Он обладает качествами многих героев книг, но в этой поэме такие чувства, как любовь к Родине, к свободе, стремление жить свободно, независимо приводит думу к невольному преклонению перед поэтом. За все эти качества: за любовь к жизни, к свободе я люблю неутомимого героя поэмы и эту поэму целиком.

Обновлено: 2018-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные