Цитатный план к рассказу носова на горке. Н.Носов " На горке" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему. Какие пословицы подходят к рассказу «На горке»

Главная > Документ

Составила:Учитель начальных классов Артеменко Лариса Анатольевна КОУ Аболмасовской основной общеобразовательной школы февраль 20212 года ТЕМА . Н.Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. ЦЕЛИ : 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа. 2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное. 3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание. 3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду. ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, презентация

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

Эмоциональный настрой

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст : Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.

Дыхательная гимнастика

Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: * вдох носом, выдох через рот; * нюхаем цветок; * тушим свечу. Ок- ок –ок –падает снежок Слайд 1 Ип- ип- ип – слышу снега скрип Ре-ре-ре – горы в снежном серебре - Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. -Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. -В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. -Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. -А теперь прочтите ее громко и быстро. 2. Сообщение темы урока, его целей. - Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? Слайд 2 - Какие это произведения? - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р Слайд 3 3. Подготовка к первичному восприятию текста - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4 - Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». - А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. - Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. -Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. - Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа

Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. - Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5 СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ДВОР –НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 учебника) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал) 4.. Первичное восприятие текста -Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. -Чьё чтение вам понравилось больше всего? 5.. Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

Кому понравился рассказ? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

6. Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья ) - Что делали ребята? - Прочитайте, как они строили горку. - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься ) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться ) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом ). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше ). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи ) - Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6 - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Давайте расставим картинки по порядку. - Какой картинки не хватает? - У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План. Слайд 7

    Строительство горки ребятами.

    Хитрец на скользкой горке.

    Котька посыпает горку песком.

    Ребята заставили товарища работать.

    Котьке понравилось трудиться .

- Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается? -О чем надо обязательно сказать в этой части? - Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8. Обобщение материала

Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА Слайд 8

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ
ЛЕНЬ

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: Слайд 9

    Развеселить читателя. Подшутить над кем- нибудь. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. Разбудить фантазию. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9. Итог урока.

У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

  1. Рабочая программа создается на основе примерной или авторской программы. Разработка примерных программ компетенция Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти

    Рабочая программа
  2. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) МОУ СОШ с.Аятское на 2011-2015 гг., разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  3. Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы министерства образования по математике 2006 года,

    Рабочая программа

    Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы министерства образования по математике 2006 года, базисного учебного

  4. Рабочая учебная программа по литературному чтению (обучению грамоте) умк «Гармония» Разработчики: Теребилова Г. Б

    Рабочая учебная программа

    Программа разработана на основе Примерной программы по литературному чтению проекта Федерального государственного образовательного стандарта о начальной школе второго поколения и реализуется посредством УМК,

  5. Рабочая программа по литературному чтению на 2011/2012 учебный год 1 класс

    Рабочая программа

    Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.
  • Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.
  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 4:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей – НОСОВ

Слайд 5: (портрет)

Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова

– Какие произведения этого автора вы знаете? Слайд 7.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8: А Н К Е Г О Р Слайд 9.

3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Слайд 10.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4) Первичное восприятие текста

5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: Слайд 12.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания - руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья )
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться )
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше ).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи )
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 13:

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

  • Строительство горки ребятами.
  • Хитрец на скользкой горке.
  • Котька посыпает горку песком.
  • Ребята заставили товарища работать.
  • Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока

– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

  • Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
  • Выбор творческого задания (на выбор):
    • нарисовать диафильм к рассказу;
    • продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».

Главного героя рассказа Носова «На горке» зовут Котька Чижов. Котька – мальчик хитрый. Когда ребята делали во дворе горку, он сидел у окна и смотрел на них. Ребята звали его помогать, но Котька отнекивался, делая вид, что не может выйти из дому.

Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал – было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.

Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на ее вершину. Вот только скатиться у него не получилось – по песку коньки не ехали. В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто ее испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили ее водой.

А Котьке до того понравилось исправлять горку, что он дополнительно еще сделал лопатой ступеньки, чтобы удобнее было подниматься.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Носова «На горке» заключается в том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.

В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку. Они знают, что такое дружба и взаимопомощь, поскольку строили горку совместными усилиями. И когда горка была испорчена Котькой, они не опустили руки, а восстановили ее, преподав заодно Котьке урок трудолюбия.

Какие пословицы подходят к рассказу «На горке»?

Для глупых поступков много ума не надо.
Сам себя перехитрил.
Сумел испортить, сумей и исправить.

Конспект урока по литературному чтению, проведенного Рыбаковой Н.В.. во 2-Б классе

ТЕМА. Н.Носов «На горке». Обучение составлению картинного и цитатного плана.

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, пословицы, снежинки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Я очень рада видеть вас и наших гостей на нашем уроке. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь, а теперь садитесь. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

2.Проверка домашнего задания.

* Краткий пересказ рассказа « Живая шляпа»

Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? Какими они показали себя в момент встречи с «живой» шляпой: смелыми;

Шутливыми;

Любопытными;

Находчивыми;

Догадливыми;

Добрыми?

Как вы думаете, мог бы произойти такой случай на самом деле? Очень хорошо!

3.Речевая разминка.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Прочитайте первое предложение с вопросительной интонацией.

Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

А теперь прочтите ее громко и быстро.

4. Постановка целей урока.

Какие это произведения?

Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р (НА ГОРКЕ)

Что такое горка? Объясните.

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. Значит, слово « горка» – многозначное.

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Чем можно заниматься на горке?

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

А ещё мы ответим на 2 вопроса:

*Признаваться или не признаваться в совершённом проступке?

*Почему рассказы Носова не стареют?

5. Подготовка к первичному восприятию текст а.

- Откройте учебник на стр. 60. Сейчас я буду вам читать это произведение, а вам необходимо внимательно следить и подчеркивать карандашом непонятные слова.

(чтение произведения учителем)

Ребята, какие непонятные слова вы подчеркнули?

Словарная работа.

Чиркать – быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо. (В

рассказе – коньками по снегу)

Фанерк а – тонкий лист древесины

Дворницкая – помещение для дворника (Найдите толкование этого слова в конце учебника)

Четвереньки – поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

6. Проверка первичного восприятия текста

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

Раз, два – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

7. Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

Что делали ребята?

Прочитайте, как они строили горку.

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

Какой он? (хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста…

Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Почему вы выбрали пословицу под цифрой- 3?

Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться или не признаться в совершённом проступке?»

Как поступил Котька? Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай. Признайся, попроси прощение)

Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

8. Деление текста на части, составление цитатного плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Давайте расставим картинки по порядку.

Какой картинки не хватает?

У нас получился картинный план . Давайте озаглавим каждую картинку.

План

1.Строительство горки ребятами.

2.Хитрец на скользкой горке.

3.Котька посыпает горку песком.

4.Ребята заставили товарища работать.

5.Котьке понравилось трудиться.

Этот план поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный. Цитата – точная, дословная выдержка из текста.

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?

Примерный план:

  1. « Целый день ребята трудились – строили горку во дворе»
  2. « А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!»
  3. « Только полез на горку – бух носом!»
  4. « Он стал из ящика песок на горку таскать»
  5. «Коньки-то по песку не едут!»
  6. « Тут прибежали ребята»
  7. « Бери сейчас же лопату!»

9. Обобщение материала.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.

Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА, ЗЛО, ТРУДОЛЮБИЕ, РАДОСТЬ, ЛЕНЬ, ЗАВИСТЬ.

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:

Развеселить читателя,подшутить над кем- нибудь.

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Итак, все выводы верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

10. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение

* На сегодняшнем уроке я узнал...

*На этом уроке я похвалил бы себя за...

* После урока мне захотелось...

* Сегодня я сумел....

Я предлагаю составить синквейн к сегодняшнему рассказу.

1) – сущ. Ребята

2)- прилаг. Дружные, трудолюбивые

3) –3 глаг. Трудились, строили, поливали

4) – фраза: Хорошо работать дружно

5) – сущ. Молодцы!

Напишите на своей снежинке свое имя, оцените работу на уроке и поставьте себе отметку. А теперь прошу выйти к доске со своими снежинками - оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какая красивая горка у нас получилась! Вам нравится? Вы довольны?

11. Подведение итогов урока.

- Ребята, с творчеством какого автора мы с вами сегодня познакомились?

Какое произведение мы читали?

- Назовите главных героев этого произведения.

Главные герои рассказа Носова "На горке":

1.Ребята, которые строили горку.

2.Котька Чижов, хитрец из 6 квартиры

Ребята, хороший ли поступок совершил Котька по отношению к другим? Осуждаете ли вы его?

Какова главная мысль этого рассказа?

На чужой труд смотреть весело и интересно, но и свой труд может быть в радость.

Вернёмся к началу урока. Каков был второй вопрос?

Почему рассказы Носова не стареют?

Можем мы ответить на этот вопрос?

Рассказы Носова учат нескольким вещам. Прежде всего - не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову . Второй урок заключается в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и третий урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует.

12. Задание на дом.

1.Выразительное чтение всего произведения (стр.60-63)

2. Пересказ от имени Котьки.

3.Подобрать пословицы к рассказам Н. Носова.

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Трудом не наказывают, а исправляют.



- Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. Посмотрите, к нашей первой картинке добавились другие. Что на них изображено?

(Отдельные эпизоды рассказа). Слайд 6.

Рассмотрите иллюстрации и попробуйте подобрать к ним заголовки.

(Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует).

Каких рисунков не хватает?

(Котька пытается взобраться на скользкую горку).

Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.

(Хитрец на скользкой горке).

Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?

(Дружная работа). (Котька трудится вместе с ребятами).

У нас получился план рассказа. Прочитайте его.

Слайд 7.


    Ребята строят горку.

  1. Хитрец на скользкой горке.

  2. Котька посыпает горку песком.

  3. Ребята недовольны.

  4. Дружная работа.
-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.

Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята… Слайд 8.

Может быть, кто-то попробует пересказать сейчас?

(Желающие пересказывают текст по частям, учитель направляет и корректирует высказывания детей).

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Дома подготовьте пересказ всего текста. Возьмите карточку с тем заданием, которое вы хотите выполнить.


- А теперь прочитайте следующие предложения. Что это?

(Пословицы). Слайд 9.

Ум хорошо, а два лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Умел ошибиться, умей и исправиться.

В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.

«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.)

«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь).

«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).

(Проверка выполнения задания, обоснование своего мнения).

А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.

Почему вы выбрали третью пословицу?

(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).

Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.

Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить?

С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ. Слайд 10.

Развеселить читателя.

Помочь увидеть поступки.

Подшутить над кем-нибудь.

Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные