Джазовая скрипка. Джазовые скрипачи Особая сложность скрипки

| скрипичные мастера

(Stuff Smith) один из основоположников джазовой скрипки. На скрипке начал играть в 1930 г. когда ему было 20 лет. Его игра отличалась “игривой, хулиганской” манерой. Трио: Джимми Джонс - фортепиано, Джон Ливии – бас и конечно же сам Стаф Смит на скрипке прославились во всем джазовом мире, регулярно выступая в знаменитом «Onyx Club». . Всего трое музыкантов без ударника, выступали гениально, сами создавая ритмическую “пульсацию”. Единственные записи их были сделаны фирмой «Asch».

(Stephane Grappelli) родился 26 января 1908 года в Париже, умер 1 декабря 1997 там же.

Один из величайших джазовых скрипачей Стефани Грапелли своим небывалым творческим долголетием и постоянно, в течение всей карьеры вызывающей восторг игрой сделал много, чтобы утвердить скрипку в качестве джазового инструмента.

Первоначально самоучка и как скрипач, и как пианист, затем, в 1924-28 гг. он учился в Парижской Консерватории. Грапелли играл в кинотеатрах и танцевальных оркестрах до встречи с гитаристом Джанго Рейнхартом (Django Reinhardt ) в 1933 году. Руководитель "Горячего клуба" (Hot Club) Pierre Nourry предложил им идею струнного оркестра. Так родился "Квинтет Горячего Клуба Франции" (The Quintet of the Hot Club of France), составленный из скрипки, трех акустических гитар и баса, который быстро приобрел международную известность благодаря великолепным сериям записей Ultraphone, Decca и HMV.

Начало войны в 1939 привело к распаду квинтета. Грапелли остался в Лондоне, где они в то время играли, а Рейнхарт вернулся во Францию. Скрипач скоро объединился с молодым пианистом George Shearing в новом бэнде, в котором работал всю войну.

В 1946 году Грапелли и Рейнхарт предприняли первую из нескольких попыток объединения, хотя они никогда больше не работали вместе постоянно, несмотря на многочисленные записи. Грапелли выступал в 50-60-х во множестве клубов по всей Европе, но оставался мало известен в США, пока не начал регулярно путешествовать по свету в начале 70-ых. Активный почти до самого конца, Грапелли оставался на высоте даже когда ему было 89.

Жан Люк Понти (Jean-Luc Ponty) родился во французском городе Avranches 29 сентября 1942 года, в музыкальной семье. С пяти лет его начали обучать игре на скрипке, а позднее - на фортепиано. С юных лет Понти стал фанатично заниматься по много часов в день на скрипке и добился того, что его приняли в Парижскую консерваторию. В семнадцатилетнем возрасте он получил Первый приз на одном из конкурсов скрипачей, но солирующим музыкантом не стал, а начал работать в симфоническом оркестре. В этот период он заинтересовался джазовой скрипкой, слушая записи таких мастеров как Стефан Грапелли (Stephane Grappelli) и Стаф Смит (Stuff Smith). Он даже начал играть джаз в небольших составах, причем нена скрипке, а на кларнете или саксофоне.

Поднаторев в импровизационной музыке,Понти решил применить свое мастерство скрипача в джазе. Произошло это в 1962 году и продолжалось во время его службы в армии, где он полностью переключился на джазовую скрипку. Начиная с 1964 года, Понти уже выступает со своим ансамблем, его запись попадает на альбом вместе другими известными джазовыми скрипачами. В 1967 году Понти приезжает в США и выступает на Монтерейском джазовом фестивале. В Америке он знакомится с Френком Заппой (Frank Zappa), который включает его в круг своей активности, Начиная с 1969 года, Понти записывается с американскими звездами, с самим Заппой, а также с Трио Джорджа Дюка (George Duke). Затем, возвратившись во Францию, он создает свой ансамбль "Jean-Luc Ponty Experience", который экспериментирует главным образом в области фри-джаза с 1970 по 1972 год. Затем начинается взлет карьеры Понти в Америке, Сперва он записывается с Френком Заппой на его альбоме "Mothers of Invention", а затем, в 1974-75 годы, он становится членом легендарного "Mahavishnu Orchestra" его второго состава. Попав в круг экспериментаторов джаз-рока, Понти становится и сам главным специалистом в области усовершенствования электронной скрипки, используя всевозможные саунд-прцессоры, эффекты и синтезаторы для создания принципиально нового звучания своего инструмента.

С середины 70-х Понти записывает ряд прекрасных сольных работ на фирме Atlantic. Понти также записывается с множеством известных исполнителей, с Чиком Кориа, со Стенли Кларком (Stanley Сlarce), Элом ДиМеолой (Al DiMeola), и со свои кумиром Стефаном Грапелли. Жан Люк Понти вошел в историю современной музыки как один из тех, кто смог изменить лицо такого инструмента как скрипка, показав ее новые возможности с помощью электроники, а также используя современные ладово-мелодические концепции, зародившиеся в недрах музыки "фьюжн".

называют "одной из лучших джазовых скрипок мира", духовным сыном и наследником легендарного скрипача Стефана Граппелли, изобретателем уникального звука, который дает возможность французскому джазу блистать на самом высоком международном уровне. Он обладатель нескольких "золотых" компакт-дисков, один из лучших исполнителей кельтской музыки, знаток различных восточных музыкальных культур, основатель одного из самых знаменитых джазовых колледжей в Европе - в местечке под Парижем, - уникальной школы, дающей возможность профессиональным музыкантам со всего мира улучшить свое мастерство в непростом искусстве музыкальной импровизации.

Сын профессора по классу "скрипки" и брат джазового пианиста, Локвуд унаследовал от первого его страсть к инструменту, а от последнего - любовь к утонченной импровизации. Он создал беспрецедентную музыкальную волну, где электрическое звучание вызвало пристальный интерес и приобрело успех благодаря скрипке - колориту эталона высочайшего качества.

В возрасте 16 лет, он получил Первую премию Национальной Консерватории Калаиса. Этот момент явился трамплином в начале его карьеры в середине 70-х с известной группой "МАГМА" .

Затем, в течение почти 10 лет, Дидье Локвуд тщательно осваивал каждый из видов исполнительской деятельности, давая возможность раскрыться своему таланту: от струнных трио до соло, от квартетов до синтез-группы D.L.G..

Завоевав три звезды в "Даун Бит"- мировой джазовой библии, победитель Первой "Музыкальной Виктории", Дидье чувствует себя "в своей тарелке" как в джазе, так и в классической музыке. Он может объединить в своей игре спонтанность и техническое мастерство с той же одухотворенной легкостью и лиризмом.

В 1993-1994 г.г. Локвуд праздновал 20-летие своей творческой деятельности, отметив это цифрой из 1000 концертов по всему миру, принимая приглашения на самые престижные международные фестивали.

В 1996 г. Дидье дебютировал, как автор и исполнитель, Первым концертом для электро-акустической скрипки и симфонического оркестра "Seagulls"(Чайки) в трех частях, который был исполнен совместно с Национальным Оркестром Лилли под управлением Жана-Клода Касаде, затем с Каннским оркестром. Это был триумф!

В 1999 - написал джазовую оперу в Бастил Опера (Оpera Bastilli) на либретто "Дневник космического пассажира 2", после чего началось ее успешное шествие по Франции. В этом же году Дидье Локвуд был удостоен звания Офицера Искусств и Ордена Министра Культуры.

В 2001 г. Премьер Министр Лионел Жоспен вручил Дидье Локвуду "карт бланш" на создание нового произведения - "Подарок будущего", премьера которого состоялась в Матиньон Дворце, в исполнении Французского Национального Оркестра совместно с двадцатью джазменами.

Иегуди Менухин

Иегуди Менухин впервые дебютировал В Париже когда ему было 10 летний. Об этом выдающемся музыканте XX века говорят, что он стал гражданином мира еще до рождения. Его родители бежали от погромов из России во время Первой мировой войны, встретились в Палестине и поженились в Нью-Йорке, где у них и родился сын. В 3 года маленький гений играл сложные пьесы, в 7 лет впервые выступил перед публикой, в 10 - отправился в турне по Европе, в 11 - выступил в Карнеги-холл с Нью-Йоркским симфоническим оркестром, сыграв Скрипичный концерт Бетховена, а в 18 лет его уже называли непревзойденным виртуозом. Всю свою жизнь великий скрипач, дирижер и педагог провел в турне по всему свету.

Я ждал этой встречи полжизни… Ещё в 80-х, когда преподавал в знаменитой джазовой школе «Москворечье», я помню, как на концертах вслушивался в колдовство, которое творил Давид Голощекин на скрипке, играя «Звёздную пыль» (STARDUST)…

Я прекрасно помню, как зал цепенел, а потом взрывался бешеными аплодисментами, когда затихало эхо последней ноты, сыгранной смычком Мастера.

И вот мы сидим с ним, друг напротив друга, я слушаю эмоциональный рассказ маэстро о пройденном в джазе пути. Мы говорим о скрипке, и он, этот блестящий джазовый скрипач вдруг сообщает мне, что скрипка… не джазовый инструмент!!!

Это было откровение Мастера, и походило на жалобу коллеге по цеху (я - джазовый виолончелист…). И как мне понятны эти слова! Ведь для того, чтобы извлечь из смычкового инструмента первый «джазовый звук», надо не только «выпиливать смычком по дереву» по 12 часов в день, но и… перестроить полностью мозги: отречься от академических стереотипов, которым учат в музыкальной школе, потом в училище, а потом и в консерватории! Голощекин жаловался, что «нет скрипачей»! И правда, во всём мире известных джазовых скрипачей можно по пальцам пересчитать. Это Стефан Граппелли, Свенд Асмуссен, Джо Венути, Стафф Смит, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… и, конечно, Давид Голощекин! Мы видим, что их количество несравнимо с количеством «звёздных» американских и европейских музыкантов, играющих на других - «джазовых» инструментах. Я был поражён, когда узнал, что Давид Семёнович лично знаком с Дидье Локвудом, игра которого всегда была для меня, как для виолончелиста, образцом «фирменного джаза». Да и кого Голощекин не знает? С кем он не играл? Он играл с самим Диззи Гиллеспи - легендой американского джаза!

А он всё продолжал «жаловаться»: «Ко мне толпами приходят хорошие классические скрипачи и утверждают, что играют джаз, но все они - бледная тень все того же Граппелли, только значительно хуже! Они не знают гармонии!..»

…Я понимаю, что он имеет ввиду, поддакиваю, вспоминаю свою собственную «виолончельную судьбу»… Когда меня спрашивают, почему на скрипках и виолончелях не играют джаз, я всегда отвечаю: есть две причины!

Одна из них, - что это технически наисложнейшие инструменты. Для сравнения - достаточно года три «подуть» в саксофон, и вы уже можете прилично заиграть! Со скрипкой дело обстоит не так! Чтобы научиться профессионально играть на скрипке, надо сначала учиться в музыкальной школе, потом в училище, потом в консерватории. Короче - вынь да положь лет 15 на музыкальное образование! А к этом времени Вам уже за 25!.. Но главное не в этом. Парадокс состоит в том, что человек, получивший хорошее «скрипичное» образование, абсолютно беспомощен в джазе, и вся его «инструментальная мощь» всего лишь иллюзия, мешающая ему освоить джаз! При этом немногие из скрипачей понимают, что джаз - это такая «бездна», которую не перепрыгнуть «сходу», и никакое классическое образование тут не поможет, наоборот: академические стереотипы страшно мешают, приходится начинать всё «с нуля», как в первом классе музыкальной школы. А это ещё 10-15 лет обучения, и старость не за горами! Поэтому немногие способны встать на этот тернистый путь с туманными перспективами. А перспективы самые безрадостные. Представьте: Вы - талантливый выпускник консерватории, лауреат многочисленных конкурсов, с трудом заняли место скрипача за первым пультом престижного симфонического оркестра, а это означает, что и оклад у Вас приличный, но… Вы мечтаете о джазе… Что же Вас ждёт? Карьера ресторанного «лабуха», вместо престижных международных поездок с оркестром? Ведь джазовый музыкант свободен, как птица, и его жизнь подобна птичьей: здесь поиграл, там поиграл, ни постоянной работы, ни семьи (семья требует стабильной зарплаты!). Тут есть, о чём задуматься, не каждый решится на такой «гражданский подвиг»! Мне захотелось рассказать Давиду Семёновичу об одном человеке, который… решился !

Это мой ученик Константин Ильицкий. Прекрасный профессиональный скрипач, очень талантливый, с большим опытом сольной концертной работы, он перешагнул «опасную черту» от классики к джазу, и занялся джазом серьёзно, когда ему уже было за 30! С нуля! За три года, благодаря титаническому труду, он прилично изучил джазовый язык, играет теперь с лучшими московскими джазменами, да что долго рассказывать, когда можно увидеть и услышать: осенью в Москве и Петербурге состоится серия концертов ансамбля “VIOLIN JAZZ BAND”, руководит которым скрипач Константин Ильицкий. Программа будет посвящена современным джазовым корифеям: Чику Кориа, Жану Люку Понти и др., вы оцените уровень его мастерства!

Скрипка - инструмент, все возможности звучания которого в джазе неизвестны до сих пор. Однако самым заядлым скептикам теперь приходится признать: она может стать украшением ансамбля, позволяя создавать новые музыкальные формы, интонации, акценты.

Исполнители

24 фев

Дом (клуб-центр)

Алексей Айги

03 мар

Клуб Алексея Козлова

Феликс Лахути

30-е годы прошлого века. Скрипка буквально ворвалась в джазовую музыку. Три выдающихся джазмена-скрипача - Стафф Смит (14.08.1909 - 25.09.1967), Стефан Граппелли (26.01.1908 - 01.12.1997), Джо Венути (01.09.1904 – 14.08.1978) - восхищали слушателей удивительным звуком и импровизацией, но скрипичное соло звучало нечасто. Ведущую роль играли духовые инструменты. Позднее Дидье Локвуд и Жан-Люк Понти доказали, что скрипка способна успешно солировать в джазе.

Особая сложность скрипки

Учиться игре на инструменте нужно с детства, таково единое мнение педагогов, исполнителей, критиков. Рефлексы детей лучше усваивают нужные навыки. Обучение начинается с музыкальной школы, затем училище, консерватория… К этому времени музыканту обычно ужеи 25 лет.

Инструменталисты, получившие классическое образование, не готовы играть джаз. Этот жанр, сложившийся из африканских ритмов, европейской гармонии, афро-европейской мелодики, далек от классической гармонии, прививаемой скрипачам академическим образованием. Его характерная особенность – особая «пульсация» ритма (свинг). Ещё сложнее для музыканта-«классика» непосредственная связь, импульсивный ответ на реакцию слушателей, импровизационность исполнения (причём, ансамблевая). Всё это несвойственно классической музыке. Требуется многолетнее «погружение», иная музыкальная среда. Начать всё сначала, дожив до 25 – 30 лет, способен не каждый.

Корифеи

Стефан Грапелли – гениальный самоучка, принятый в консерваторию (1924 г. Париж, окончил в 1928). Он был тапёром в кинотеатрах. Играл в оркестрах на танцевальных вечерах. Когда «Горячий Клуб Франции» (1933 г.) провёл фестиваль джаза, он выступил с Джанго Рейнхардтом (гитара). Тогда-то Пьер Нури заметил их, предложил собрать струнный ансамбль. «Квинтет Горячего Клуба Франции» (три гитары, скрипка, бас) стал популярен. Записи, сделанные фирмами HMV, «Ультрафон», Decca, сделали известность Грапелли международной. Он и в 89 лет вызывал восторг публики своей игрой.

Стафф Смит – редкое исключение – научился скрипичной игре будучи около 20 лет от роду. Играл в трио с пианистом Джимми Джонсом и басистом Джоном Ливи. Регулярные выступления на площадке «Оникс Клаб» прославили их среди любителей джаза. Трио не имело ударника, но их свинг восхищал слушателей. Только фирма «Asch» делала записи ансамбля.

Дидье Локвуду любовь к скрипке привил отец, профессор консерватории. Слушая брата, джазового пианиста, Локвуд получил вкус к импровизации. Его считают продолжателем музыкальной стези Стефана Грапелли. Электроакустический инструмент позволил создать уникальный саунд, привлёкший интерес во всём мире. У Локвуда несколько «золотых» CD, он прекрасный исполнитель кельтской музыки, знает восточные музыкальные культуры. Он создал во Франции джазовый колледж, где музыканты-профессионалы улучшают навыки джазовой импровизации. Творчество Локвуда дало новый импульс отношению к скрипке как равноправному джазовому инструменту.

Ну и, конечно, наш живой классик и гордость жанра - народный артист Российской Федерации Давид Голощёкин! Он не просто скрипч, а джазовый мультиинструменталист и композитор. Давид Голощёкин окончил специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Впервые выступил как музыкант на джазовом фестивале «Таллин-1961». Работал в различных джазовых группах, в том числе у Эдди Рознера. В 1963 году в Ленинграде основал собственный джазовый «Ансамбль Голощёкина». В 1971 году во время гастролей Дюка Эллингтона в Ленинграде играл перед знаменитым джазменом, а после и вместе с ним! В 1977 году записал пластинку «Джазовые композиции», где исполнил практически все инструментальные партии. Как сообщает http://info-jazz.ru, в 1989 организовал 1-ю в стране Государственную филармонию джазовой музыки (Jazz Philharmonic Hall), постоянно предоставляя сцену лучшим коллективам города. В 1994 учредил ежегодный международный фестиваль «Свинг белой ночи», а также конкурс молодых джазовых музыкантов «Осенний марафон». Выступает на отечественных и зарубежных фестивалях.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные