Где находится аттика в древней греции. Аттика – историческая область и сердце Греции. Мыс Сунион и Храм Посейдона

АТТИКА

Древняя ("Attikn) - область Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинская, элевсинская, месогейская, марафонская - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распространено террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами А. в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лаврион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезанность берегов А., ее срединное положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способствовали развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н. э. А. постепенно стала самой развитой социально-экономич., политич. и культурной областью (центр - Афины) Др. Греции. В совр. Греции А. образует одну из адм.-терр. единиц - номов.

Лит.: Колобова К. М., Глускина Л. М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958; Wrede W., Attika, Athen, 1934.

Аттика времен Клисфена


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АТТИКА" в других словарях:

    В древности область на юго востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Большой Энциклопедический словарь

    - (Attica, ή Άττιχή). Важнейшая область средней Эллады, страна гористая и малоплодородная; столицей ее были Афины. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аттика - (Attica), обл. в юго вост. части Центр. Греции. В древности здесь было неск. небольших поселений, к рые постепенно объединились в город государство Афины. Этот процесс завершился к 7 в. до н.э. Семьи крупных землевладельцев продолжали жить вне… … Всемирная история

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    В древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины). * * * АТТИКА АТТИКА, в древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Энциклопедический словарь

    Attĭca, ή Άττική (от ακτή, вместо ακτική), называлась раньше также Άκτή, «прибрежная страна», а у поэтов Μοψοπία, или Ίωνία, или Ποσειδωνια и была важнейшей из 8 областей, составлявших собственную (среднюю) Элладу. Она имела форму … Реальный словарь классических древностей

    - (греч. Attike) в древности область на юго востоке Средней Греции. Политическое объединение А. вокруг Афин (Синойкизм) произошло, согласно древнегреческим преданиям, при царе Тесее (См. Тесей), в действительности процесс этот растянулся на … Большая советская энциклопедия

    - (греч. ή Αττική, что значит прибрежная страна) юго восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. Виотией, на З. Мегарой, с Ю. и В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Аттика - (от греч. страна побережья) полуостров, одна из крупнейших областей на юго востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди… … Античный мир. Словарь-справочник.

Д ревнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скор-ченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.
При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники не-сравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датиру-емые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.
Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности. Обильные находки протогеометрической и геометри-ческой керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.
Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаруже-но около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.
В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами -
аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, ум-ножая ее население и способствуя своим трудом рос-ту ее благосостояния.
В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохра-нившиеся в виде пережитков и в более позднее и зна-чительно лучше нам известное время, явились резуль-татом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по пре-данию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.
Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных ук-реплений, некогда окружавших постоянно враж-довавшие друг с другом родовые поселки. Следы та-кого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.
Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая ти-пичная для эпохи господства родовых отношений черта - родо- племенная раздробленность. По афинским преданиям, на терри-тории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин. Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Те- сеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид (II, 15), - афиняне со-вершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]». В исторической действительности процесс объедине-ния Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-за-падная часть Аттики - область Элевсина с ее знаме-нитым храмом богини Деметры. Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, от-стаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синой-кизм явился, таким образом, дли-тельным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отно-шений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родо- племенных организаций.

Деталь коринфского кратера с изображением битвы. VII в. до н. э.
К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государст-ва. Для его изучения мы располагаем уже несравнен-но более широким кругом источников. Первое мес-
то среди них, безусловно, занимает «Афинская по- лития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.
«Афинская полития» Аристотеля - единствен-ное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начи-ная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно допол-няют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Дио- дора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.
На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не ме-нее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благо-родных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли. Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Ари-стотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пе- латами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона» («Афинская полития», 2, 2).
Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, ре-крутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это под-тачивало силы общины.
Территориально-земельные владения афинской аристократии были сосредоточены главным образом в пределах так называемого Педиона - в буквальном переводе «равнины», прилегавшей с севера и северо- запада к самому городу Афинам и являвшейся наиболее плодородной частью этой области.
Промежуточный между родовой аристократией и зависимыми от нее бедняками и рабами слой населения был представлен в Аттике двумя группами: геоморами - крестьянами-земледельцами, сохранившими свои участки главным образом на территории каменистой и малоплодородной Диакрии, получить урожай на которой можно было только ценой непо-мерно больших трудовых затрат; и демиургами-ре-месленниками, частично уже утратившими связь с землей. Деление на эвпатридов, геоморов и демиургов, явившееся закономерным результатом социаль-но-имущественного расслоения, афинскими преданиями также приписывалось деятельности мифического царя Тесея.
В дальнейшем, когда в Афинах получили развитие ремесло, товарное производство и морская торговля, население, в большей или меньшей мере ут-ратившее связь с землей, - полностью в греческих полисах античной эпохи эта связь почти никогда не порывалась - сосредоточилось по преимуществу в самом городе Афинах, афинской гавани Пирее и частично в прибрежной полосе - Паралии. Эта группа населения по понятным причинам обладала некото-рыми общими специфическими интересами.
Наряду с коренным населением Аттики постепенно образовалась и обособилась, как и в других гре-ческих полисах, группа пришлого населения - так называемые метеки. Метеки не могли войти в состав афинских родовых фил и фратрий, принадлежность к которым продолжала определяться кровной связью с афинской общиной. Оказавшись, таким образом, за пределами родовой организации, метеки не получили политических и некоторых имущественных прав, какими пользовались коренные афиняне. Метеки, например, не могли иметь в собственности землю на территории Аттики, собственного дома в Афинах, выплачивали особый налог и т. д. В то же время они оставались лично свободными.
Древняя родовая организация в форме четырех фил, фратрий и родов в рассматриваемое время про-должала существовать, хотя связанная с ней полити-ческая структура уже претерпела изменения.
В Афинах перестала существовать царская власть. Как уже отмечалось, афинские цари известны нам только по преданиям и не могут считаться реальными историческими деятелями. По преданию, последним афинским царем был царь Кодр, пожерт-вовавший жизнью для спасения отечества при напа-дении на Аттику дорян. В рассматриваемое время царская власть уступила свое место правлению девяти, ежегодно избиравшихся из среды только эвпа- тридов, должностных лиц - архонтов. Между ними теперь были распределены основные функции испол-нительной, военной и судебной власти, ранее сосре-доточенной в руках басилея. Возглавлялась коллегия архонтов архонтом-эпонимом - старшим архонтом, дававшим свое имя году. По именам архонтов-эпонимов афиняне вели свое летосчисление.
За архонтом-эпонимом следовали архонт-полемарх, ведавший военными делами и начальствовавший над ополчением афинян, и архонт, унаследо-вавший главным образом культовые обязанности царя и потому по традиции именовавшийся архонтом-ба- силеем. Остальные шесть архонтов были архонтами- фесмофетами - хранителями древних законодательных обычаев, передававшихся устной традицией от поколения к поколению. Все перечисленные должно-стные лица располагали самостоятельной юрисдик-цией и заседали в специальных зданиях: архонт-эпо-ним - в пританее, архонт-басилей - в так называемой буколее, полемарх и фесмофеты - также в особых зданиях.
После года пребывания в должности архонты передавали свои полномочия вновь избранным на их места магистратам, сами же механически станови-лись пожизненными членами ареопага - так в Афи-нах именовался по названию холма бога Арея, где он обычно заседал, древний совет. Некогда он представ-лял собой совет старейшин. Теперь, пополняясь бывшими архонтами, которые, как уже указывалось, из-бирались лишь из среды эвпатридов, ареопаг стал одним из органов власти аристократов, притом самым влиятельным. В политической жизни афинской общины на протяжении всего раннего периода ее истории ареопаг пользовался исключительным значением. Он представлял верховную инстанцию для большинства дел, ему принадлежал решающий голос при избрании архонтов, авторитет его был непререкаем.
Таким образом, социально-политический строй древних Афин характеризовался господством родовой аристократии. Владея лучшими землями в Аттике, афинская аристократия сосредоточила в своих руках и политическую власть. Народное собрание утратило свое былое значение и не играло сколько- нибудь заметной роли в общественной жизни афинян.
Афинский народ - демос - вынужден был подчи-няться власти аристократов до тех пор, пока не обрел в себе достаточных сил для того, чтобы начать с ними ожесточенную борьбу.
История Афин и Аттики VII и VI вв. до н. э. насы-щена событиями этой борьбы. Стремясь сохранить и закрепить свое господство, аристократия отстаивала уже отживающий родовой строй, препятствующий дальнейшему развитию производительных сил афинской общины. Защищая свою свободу и права от по-сягательств аристократии, а затем перейдя в реши-тельное против нее наступление, афинский демос был носителем новой и для той эпохи более передовой системы общественных отношений. Конечная победа демоса над аристократией поэтому знаменовала собой становление более прогрессивного строя - классового строя и государства как аппарата господства нового класса рабовладельцев.
Демос не был в социальном отношении однород-ным. Под термином «демос» следует иметь в виду все свободное коренное население Аттики, про-тивопоставляемое родовой аристократии. Наряду с беднотой, зависимыми батраками и ремесленниками в его состав входили и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие участки своей земли, и владельцы ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы. По мере развития экономической жизни в Афинах все больше стало появляться состоятельных и богатых людей неаристократического происхождения. С другой стороны, процесс социально-имуще-ственной дифференциации затронул не только демос, но и аристократию. Одни из аристократических ро-дов беднели, представители других приобщались к торговле и морскому делу, тем самым проникаясь новыми интересами, уже не совпадающими с интересами землевладельческой аристократии Педиона.
Беднейшие слои свободного населения прежде всего стремились добиться передела земли, чтобы удовлетворить свой земельный голод, аннулирования тяготевших над ними долгов, отмены долговой кабалы. Более обеспеченные и богатые слои демоса, уже ощущавшие под ногами твердую экономическую почву, в первую очередь ставили перед собой задачу до-биться политического преобладания и власти. Для этого требовалось лишить афинских эвпатридов их родовых привилегий в пользу тех, кто по рождению не принадлежал к числу благородных, но не уступал им в экономических возможностях и силе.

Аттика, в буквальном переводе означает «прибрежная страна». Это земля, где оживают древнегреческие мифы, где живут античные боги, где гармония и красота наполняют собой все живое, где рождаешься заново и обретаешь счастье под чудесным лазурным небом, в теплых ласковых водах Эгейского моря.

Аттика - это полуостровная территория, площадью приблизительно в 2200 кв.км, составляющая юго-восточную оконечность материковой Греции, граничащий на севере с Центральной Грецией, а с юга его омывают воды Саронического залива. На севере нома находятся горы Киферон (1400 м) и Парнифа (1413 м), образующие его естественную границу. Рельеф Аттики в основном гористый. По Афинской равнине протекают небольшие реки Иллиссос и Кафиссос. Афины, Элевсин и Марафон расположены в равнинной части области. На юго-западе и юге низкая гряда холмов мягко спадает к морю. В аттическом регионе находятся и Афины, являющиеся столицей страны и ее главным административным центром.

Аттику отличает мягкий, сухой средиземноморский климат. Небольшие плантации Аттики густо покрыты виноградниками, фруктовыми деревьями, не говоря уж об оливковых деревьях, которые растут повсюду.

Аттика образовалась примерно в 4-5 веках нашей эры. На этот регион большое влияние оказало пребывание Греции в составе Византийской империи, что нашло отражение в архитектуре, живописи и скульптуре Аттики. Аттика пережила множество войн и сражений, голод, экономический кризис, и при этом сохранила свое величие и уникальность.

Сегодня Аттика является самым индустриально развитым районом Греции. Здесь сосредоточен основной объём производства и проживает более половины населения всей страны. Кроме того, это крупный туристический центр. Туристам, приезжающим сюда со всего мира, выпадает уникальная возможность не только отдохнуть и насладиться чудесной природой, чистым морем, песчаными пляжами, услугами современных гостиничных комплексов, удивительным гостеприимством местных жителей, но и соприкоснуться с великим прошлым этой необыкновенной страны.

В Аттике немало интересных достопримечательностей, многие из которых не уступают по значению афинским - например, знаменитый храм Посейдона (440 год до н. э.) на мысе Сунион, один из самых впечатляющих образов греческой архитектуры. Мощные колонны храма, стоящие на мысе, открытом всем ветрам, представляют собой незабываемое зрелище. Храм расположен в 69 км от Афин.

Храм Диметры в Элевсине - древний храм, посвященный таинственному культу богини Деметры и ее дочери Персефоны. Здесь происходили знаменитые Элевсинские мистерии: о совершавшихся там обрядах знали все, однако детали церемониала и священные тексты передавались их уст в уста, записывать их запрещалось. Поэтому суть мистерии неизвестна современным ученым до сих пор. При храме имеется археологический музей. Храм расположен в 22 км от Афин.

Монастырь Дафни находится в 11 км от Афин. Построен на месте бывшего святилища Аполлона и окружен крепостной оградой. Церковь 11 века очень живописна снаружи и привлекательна своими мозаиками, украшающими ее интерьер.

Недалеко располагается пещера Кутуки. Естественная пещера с несколькими залами в окрестностях городка Пеании. Взору посетителя предстают красивейшие сталактиты и сталагмиты разнообразных форм.

Любители активного отдыха могут заняться верховой ездой, альпинизмом, теннисом, парусным спортом. В Глифаде есть гольф-клуб.

Озеро Вольямени - чудо природы. Оно на 50 сантиметров находится выше уровня моря и постоянно выходит из берегов, из-за наполняющих его вод горячих источников. Воды озера обладают лечебными свойствами, купаться здесь можно круглый год.

Пирей - главный порт страны с древних времен. Сейчас это красивый город, славится своими рыбными ресторанами и увеселительными заведениями. Летом работает летний открытый театр Кастеллы («Веакио»), а зимой можно посетить Пирейский городской театр.

Великолепны пляжи Палео-Фалиро, Каламаки, Глифада, Вула, Кавури, Вульягмени, Варкиза, Лагониси.

Курорт Палио Фалиро расположен в непосредственной близости от моря. Удобное расположение, близость к центру и морю делают этот район привлекательным для любителей активного отдыха. К услугам туристов: пляжи, рыбные и мясные таверны, рестораны, ночные клубы, яхт-клубы, кафе и бары. Здесь Вы найдете все, что нужно для комфортабельного отдыха на море.

Курорт Глифада - один из самых фешенебельных прибрежных районов Афин, расположен в 15 км от центра, излюбленное место отдыха для самих греков и туристов. Здесь сосредоточено большое количество гостиниц, ресторанов, баров, таверн, спортивных центров и ночных клубов. На побережье находится «Луна-парк». В Глифаде отличный шоппинг: много больших торговых центров и бутиков. Чтобы добраться до центра Афин, Вам потребуется всего 20 минут на автобусе.

Курорт Вульягмени - расположен в зеленой бухте в 24 км от центра Афин, на берегу моря. Это живописный фешенебельный район с комфортабельными пляжами, рыбными и мясными тавернами, ресторанами, барами, яхт-клубами, обилием зелени - один из самых популярных курортов среди туристов. На рейсовом автобусе до центра Афин можно добраться за 35 мин. В Вульягмени находится уникальное радоновое озеро.

Курорты Кавури, Варкиза, Вула - эти курортные районы следуют один за другим, вдоль шоссе, ведущего к мысу Сунион и храму Посейдона. Здесь имеются пляжи, кафе, таверны, рестораны и прочие развлекательные заведения. Обильные хвойные рощи, раскинувшиеся вдоль побережья, придают воздуху уникальные свойства.

Курорт Лагонисси - роскошный полуостров Лагонисси очаровывает живописными ландшафтами и лазурными морскими водами. Привлекательное соседство с Афинами (до столицы Греции можно добраться на автобусе) делает этот полуостров таким притягательным для туристов. Неглубокое побережье Лагонисси отлично подойдет тем, кто отдыхает с детьми, поэтому для семейного отдыха этот курорт идеален. Отдыхая в Лагонисси, Вы легко можете ознакомиться с достопримечательностями Афин.

Курорт Анависсос - живописный зеленый поселок на южном побережье Аттики, лежащий в 49 км от мыса Сунион. Это прекрасное место для отпуска. Он привлекает туристов природой изумительной красоты, чистым морем и песчаными пляжами.
Этот уголок очень любят сами греки. Свидетельство тому - множество дач, в том числе и правительственных. Удобное расположение позволяет не только отдохнуть, но и ознакомиться с достопримечательностями Греции. А мелкое море и удобный берег создали хорошую атмосферу для семейного отдыха с маленькими детьми.

Сунион - курорт на одноименном мысе. Мыс Сунион, или мыс Колонес, является одним из самых восточных мысов Аттики, вытянутых в сторону Эгейского моря. В древние времена здесь был построен храм, посвященный богу моря Посейдона. Мыс Сунион (Sounio) - это достопримечательность афинской Аттики, красивейшая и плодородная земля. Здесь мягкий климат, щедрые почвы с оливковыми рощами, чистое побережье и прекрасный вид на окружающие острова.
Курорт Сунион расположен недалеко от столицы Греции, благодаря чему здесь большое историческое наследие и бурное развитие отельной инфраструктуры. Сунион - дорогой и ухоженный курорт, песчаные пляжи которого подарят незабываемые впечатления от моря, солнца и Греции.

Курорты Мати - Неа Макри - пожалуй, самые популярные курорты в восточной части Аттики. Эти курорты разместились в районе Марафонской долины, где в 490 году до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва. Великолепные условия для отдыха обеспечивает здесь сама природа: прекрасные пляжи, чистое море, целебный аромат соснового бора.

Неа-Макри - один из самых первых курортов в Аттике, находится в 33 км от Афин. История Неа Макри начиналась в древние века, во времена каменного века. Сейчас этот курортный район, расположенный рядом со столицей морем, переживает экономический и туристический подъём. В Неа Макри Вы найдете много развлечений: дискотеки, ночные клубы, многочисленные бары и рестораны.

Мати - район, который расположен в 5 км от Неа Макри, в 27 км от Афин. Это тихое курортное место, подходящее для полноценного отдыха. На скалистом сосновом побережье вы найдете маленькие, скрытые от глаз ущелья с песочными пляжами.
Непосредственная близость курортов к Афинам позволит без труда выполнить "обязательную" для каждого туриста программу знакомства с достопримечательностями этого замечательного города.

Отпуск в Аттике - прекрасная возможность совместить знакомство с афинскими древностями и отдых на море.

Античный мир. Словарь-справочник

Аттика

(от греч. - страна побережья)

полуостров, одна из крупнейших областей на юго-востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди горных хребтов расположены равнины: Элевсинская, Кекропская, Месогейская и Марафонская. Небольшие реки А. Кефис и Асоп были мелководными, земля - неплодородной. Но трудолюбие земледельцев компенсировало скудность земли: в А. выращивали оливки, виноград, фиги, просо, полбу, ячмень. В горах было много известняка и мрамора, пригодных для строительства. В Лаврионе добывали серебро, железную руду и глину, что способствовало раннему развитию ремесел, а благодаря большим запасам поваренной соли население стало заниматься консервированием продуктов, положив начало развитию целой отрасли промышленности.

Население А. считало себя автохтонами. Ок. X в. до н.э., при легендарном царе Тесее, оно начало объединяться под властью Афин, однако этот процесс был длительным и растянулся на столетия. К VI в. до н.э. Афины стали центром экономических и политических преобразований в А. Крупными центрами А. были Элевсин, Пирей, Форикос, Рамнунт и др.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедический словарь

Аттика

в древности область на юго-востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика - один из номов (центр - Афины).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аттика

(греч. ή Αττική, что значит "прибрежная страна") - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. - Виотией, на З. - Мегарой, с Ю. и В. омывается морем. Большая часть А. покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнаженные, лишенные растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса, равно северо-зап. склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над ур. моря). Киферон главным своим кряжем отделяет А. от Виотии; от Мегары А. отделяется его ветвью, идущею к Ю. и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточн. края области, образуют в этой части А. настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южн. части, там, где он вдается в море против о-ва Саламина, носить название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На С.В. афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне еще Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, еще теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зерна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириною отделяет на Ю. подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишен лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населен дикими пчелами, дающими превосходный мед. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к Ю. от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором еще теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого еще теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для А. высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после Р. Х. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина на сев. берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиною и от 2-4 км шир., с обширным болотом к С.В. Здесь в 490 г. до Р. Х. персидское войско потерпело поражение. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто "равнина" (педион); 2) меньшая, отделенная от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афин. равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета. Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афин. равнине, а именно: 1) Кефис, начинающийся у юго-западн. подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западн. направлении и в З. от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; второй ручей - Илиссус начинается у сев. подножья Гимета, протекает у вост. и южн. стороны города и к Ю.З. от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к сев. от Марафона древней местности) и о. Эрасиносе, протекающем дальше к Ю. от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Почва страны представляет почти сплошь легкий, довольно тощий, каменистый известняк, мало пригодный для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами ее вывоза. Скотоводство и теперь еще значительно, а в древности аттич. шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебрян. рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полос, идущей к Ю.З. от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), дает отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространенный сбыт.

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, т. е. коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времен земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионич. народы, жители А. распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времен существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, еще позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на С. страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырех городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырех деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины. Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеатт. героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собою определенное число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую "дему", большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Их перечень дает Лик, "Die Demen von А." (перевод Вестермана, Брауншвейг, 1840); Росс, "Die Demen von A. und ihre Vertheilung unter die Phylen", Галле, 1846); Г. Гельцер в приложении к книге Вестермана "Lehrbuch der Griech ischen Staatsalterthü mer" (5 изд. Гейдельб., 1875). Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, между 80-100 тыс. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 г. до Р. Х. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидою и Деметриадою. Но первая была переименована в 265 г. до Р. Х. в честь египетского царя Птоломея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидою по имени этого благодетеля города Афин.

В политическом отношении А. была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключенных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое А. благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции (см. это сл.). Ср.. Бурсиан, "Geographie von Griechenland" (т. I, Лейпц., 1862); Курциус, "Erl ä uternder Text der 7 Karten zur Topographie von Athen" (Гота, 1868); Курциус и Кауперт, "Karten von Attika" (2 тетр., Берлин, 1881). В настоящее время А. вместе Мегарой, Виотиею и островами Саламином (ныне Кулури) образует номархию Аттики и Виотии, которая распадается на 5 епархий (А., Эгину, Фивы, Ливадию и Мегару) и насчитывает на 6426 кв. км 185364 жит. (1879). В епархии (округе) А. (включая о-ва Саламин) 116263 ж., сельское население занимается земледелием, виноделием и скотоводством, отчасти также шелководством и табаководством. Афинская равнина еще в настоящее время богата обширными оливковыми плантациями.

Словари русского языка

На что все-таки потратить драгоценное время отпуска - на приобретение шоколадного загара или изучение неизведанных мест нашей планеты? Вот бы совместить приятное с полезным! Такой отдых вполне реален, причем в Европе. В центре цивилизации и технического прогресса удалось-таки сохранить культурное наследие далеких предков - прекрасное побережье Аттики, полуостровной территории Греции.

Как добраться

В Аттику проще отправится из Афин, куда регулярные международные рейсы доставят вас из любой точки мира. А дальше знакомство с районами этой плодородной части страны можно продолжить с помощью достаточно комфортной системы общественного транспорта: автобусы и ISAP (электричка).

В Афинах терминал пригородного транспорта находится по адресу: улица Кифису (Kiffissou), 100. До можно доехать на автобусе № 051, который отходит с остановки на пересечении улиц Zinonos и Menandrou (в районе площади Омония). Автобус ходит каждые 15 минут с 5 утра до 11:30 вечера.

По Аттике маршруты обслуживаются фирмой «КТЕЛ Аттикис», в ее ведении два автовокзала:

  • Западной Аттики - недалеко от Акрополя рядом со станцией ISAP «Фисеос»,
  • Восточной Аттики - на Египетской площади (пересечение пр-та Александра и ул. Патисион, ближайшая станция ISAP «Виктория»).

Поиск авиабилетов в город Афины (ближайший а/п к Аттике)

Погода в Аттике

В Аттику лучше всего отправляться в августе - октябре, когда солнце уже не печет, а ласково греет, а фрукты уже созрели.

Пляжные курорты Аттики

Итак, билет куплен, отель заказан, вы ступили на древнюю, потоптанную героями мифов и легенд землю, и мы приступаем к первой части нашего плана: загар, водные процедуры и томное ничегонеделание у кромки моря.

Идеальное место для этого - так называемая Афинская ривьера: Палео Фалиро, Глифада, Кавури, Вульягмени , Вула. И тут же греет мысль, что возлежать, умащенные ароматными маслами, вы будете на песках Аполлонового берега, побережья, в который входят эти районы. Привыкайте к пафосным и немного отдающим библиотечной пылью греческим названиям. Будьте уверены, что в большинстве случаев вместо ожидаемых голых скал и аскетичных хижин вы увидите роскошные яхт-клубы, благоустроенные высококлассные пляжи, дорогие отели и современные ночные клубы, которыми усеяна эта часть Греции.

Вульягмени

Глифада

Прекрасное место для европейского отдыха - Глифада в 15 км от Афин, с развитой инфраструктурой, бурной ночной жизнью и полями для гольфа.

Лагонисси

Если вы отдыхаете с семьей, лучше обосноваться в небольшом уютном курортном городке Лагонисси на берегу Эгейского моря. Спокойная атмосфера, песочный пляж и прогулки по тенистым лимонным рощам компенсируют нехватку витамина Д и серотонина (гормона настроения).

Лутраки

Усилить пользу «грекотерапии» для уставших путешественников помогут водолечебницы Лутраки . Сочетание мягкого климата, природы и целебной силы минеральных вод, из которых вы, как Афродита из пены морской, выйдете на свет заново рожденным, дадут возможность восстановить силы и вернуть душевное равновесие. Воды здесь на любой вкус: хлорсодержащие, щелочные, радоновые; температура - +30...+32°С.

Этап Кубка по триатлону в Лутраки

Сунион

А вот тем, кто гонится за новинками косметологии, стоит обратить внимание на курорт Сунион . Здесь можно провести много времени, пробуя необычные оздоравливающие и омолаживающие процедуры с использованием греческих трав, цветов, минералов, морской соли и водорослей. Тело отдохнет в гидротонизирующем бассейне «акваэликсир» или расслабляющем джакузи.

Популярные отели Аттики

Кухня

Кухня Греции настолько разнообразна и колоритна, что каждое ваше свидание с ней будет открывать перед вами новые вкусовые горизонты. А под греческое вино рецепторы станут еще более чувствительными. В жаркий полдень поможет совладать с чувством жажды любимый греками напиток «химос портокали» - свежий апельсиновый сок. Стоимость стаканчика - 2-4 EUR.

Лучший способ познакомиться с менталитетом местных жителей - это провести вечер-другой в традиционной таверне, где греки, открытый и радушный народ, оживленно проводят вечера, предпочитая телевизору и домашним посиделкам шумное общение и танцы до утра.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Развлечения и достопримечательности Аттики

После интенсивного курса солнечных ванн и водных процедур, поднабравшись сил, можно переходить ко второй части отпускной программы - погружение в историю Греции. Чтобы изучить все загадки и тайны, сокрытые в руинах и памятниках античной архитектуры этой страны, не хватит целой жизни - так велико достояние древней цивилизации, унаследованное жителями солнечного края. Но прикоснуться к некоторым из них, причем в буквальном смысле, можно.

Афины

Шоппинг очень развит в Афинах. Дорогим это удовольствие станет в районе Колонаки, экономичным и практичным - на улице Эрму, где расположены лучшие магазины греческих фирм. В магазинах улице Метрополеос вы найдете меха и ювелирные изделия. Своих клиентов не упустят торговые улицы Эолу, Патисион, район Монастираки и улица Афинас, знаменитые рынками и базарами.

А вот антиквариат, сувениры, изделия ручной работы ждут своих покупателей в районе старой части города, на Плаке. Заодно здесь можно подкрепиться, выбрав одну из многочисленных греческих таверн недалеко от мемориала Лисикрата. Чтобы описать атмосферу этой площади, достаточно представить московский Арбат или парижский Монмартр. Отличительные черты: неторопливый бесконечный поток туристов, национальная музыка, доносящаяся из переполненных кафе, античные кадки с оливковыми деревьями, выставленные вдоль бульваров, атмосфера непринужденного праздника.

Ночная искрящаяся огнями панорама Афин - награда тем, кто добрался до вершины холма Ликавитос, который венчает белая капелла Св. Георгия. Чтобы сэкономить силы и время, лучше воспользоваться городским транспортом, купив единый билет на автобус или троллейбус, либо спустившись в метро.

Стоимость одноразового билета, который необходимо прокомпостировать в течение 70 минут с момента приобретения, 1,4 EUR, суточный стоит 4,5 EUR, 5-дневный - 10 EUR. Пытаться прокатиться зайцем рискованно, слишком велик штраф за подобную шалость - 60-кратный размер стоимости билета.

Монастырь Дафни

Изучив Афины, обратим пытливый взор на пригородные территории. В 11 км от Афин находится монастырь Дафни - памятник византийской религиозной архитектуры Греции. Уникальна его история. Созданный как святилище Аполлона Дафнийского, монастырь принял в свои объятия христианских паломников, затем использовался в качестве крепостной стены и в довершение стал психиатрической лечебницей. Сейчас отреставрированный монастырь имеет статус памятника. Посетить его можно ежедневно с 08:30 до 15:00.

Храм Посейдона

Вторая яркая жемчужина в коллекции достопримечательностей Аттики - это храм Посейдона на мысе Сунион. Мощный исполин, обрамленный стройными колоннами, символизирует гармоничный союз земли и моря. Приносили жертвы своим покровителям моряки и правители Греции, веря в связь простых смертных и жителей Олимпа.

Храм Деметры

Еще одно рекомендованное к посещению место - храм Деметры в Элевсине. Здесь в античные времена совершались таинственные обряды, посвященные культу богини Деметры и ее дочери Персефоны. Посетить музей можно ежедневно с 08:30 до 15:00, кроме понедельника и праздников.

Эгина

Лучшие пейзажи, уверяют знаменитейшие художники мира, создаются на острове Эгина в Сароническом заливе. Именно здесь в разное время были построены 365 церквей! Кроме того, на острове прекрасные пляжи и хрустально-прозрачная вода у берега.

Из порта Пирей добраться до Эгины можно за 35 минут на пароме, отправление каждый час с 7:00 до 20:00.

Идра

Еще одна обитель представителей творческих профессий - остров Идра. Изящество и гармония его пейзажей напоминают глянцевые картинки в журналах. Пару веков назад богатые греческие семьи облюбовали остров и построили в его эвкалиптовых садах особняки, до сих пор подставляющие блестящие черепичные крыши ласковому солнцу. До сих пор земля на Идре стоит недешево, поэтому туристов немного, но дорогие и стильные ночные заведения открывают свои двери всем желающим.

Монастырь на склоне горы Имиттос

В густых кипарисовых лесах Кесариани, совсем недалеко от Афин, спрятался монастырь на склоне горы Имиттос. Считается, что лечебный источник однажды посетил сам бог Гефест. Достоверность этого факта проверить сейчас уже невозможно, но приятно верить, что по местным тропкам бродил олимпиец. Теперь монастырь является музеем: там можно посмотреть античные скульптуры, фрески, мозаику. Часы работы: со вторника по воскресенье, 08:30-15.00.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные