Глагол как определение примеры. Что такое глагол в русском языке

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


Наклонение глагола


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

род------- о: гудело).

Оглавление

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы бывают переходные и непереходные . Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты .
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю .

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить . В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри . Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте ! ; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось ! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси , привезти — привезут — привези ; рассказывать — рассказывают — рассказывай ; готовить — готовят — готовь . Во множественном числе прибавляется -те : несите , привозите , рассказывайте , готовьте .

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
Единственное 1-е
2-е
3-е
(я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь)
(он, она, оно) -ет (-ёт)
-у (-ю)
-ишь
-ит
Множественное 1-е
2-е
3-е
(мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте)
(они) -ут (-ют)
-им
-ите
-ат (-ят)

Примечания

  1. Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.

ГЛАГОЛ – часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;

б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, времени, ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени – по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду – совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать – сделать , отмечать – отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть – оде -ва -ть , разглядеть – разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть – прыг -а -ть , с -делать – делать , на -писать – писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть – запи рать , собрать – соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать – взять , говорить – сказать , ловить – поймать .

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). – Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения – например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал – постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )– медленно встал (подошел , прочитал ).

От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант -ся , которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться , купаться , кататься , причесываться и под. Это – возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без -ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности – страдательности. Глаголы типа мыться , кататься , купаться – однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках ; Мы купались в пруду .

Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта -ся : бояться , надеяться , смеяться и т.п. (форм типа *боять , *надеять , *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без -ся (мыться – мыть ), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. : Мальчик моется в ванне – возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). – Пол моется один раз в неделю – форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее – объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть ).

Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивныеконструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся . – Жалобы трудящихся рассмат­риваются комиссией ; Машинист остановил поезд . – Поезд был остановлен машинистом ; Все любили ее . – Она была любима всеми . Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства – дом, а не что-либо иное). – Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). – Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).

Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду , читаю ; прошедшее – действие, которое совершалось до момента речи: шёл , читал ; будущее – действие, которое будет происходить после момента речи: пойду , буду читать .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел – девочка шла – стадо шло – дети шли .

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются , а при охлаждении сжимаются )– или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд – т. е. ‘может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи – т. е. ‘может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) – этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю , читаем , прочитаю , прочитаем ), собеседником (или собеседниками) – этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь , читаете , прочитаешь , прочитаете ) или третьими лицами – этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает , читают , прочитает , прочитают ). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.

Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.

Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал , пошлет ) письмо бабушке .

Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке .

Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке !

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял – взял бы , читал – читал бы .

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса -и : возьм -у – возьм -и или же без такого прибавления – в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется -й : чита -ю – чита -й или мягкий знак: вын -у – вынь , реж -у режь ). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное -л (составить – состав -л -ю , готовить – готов -л -ю ), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак): ставь , готовь . Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта -те к форме ед. числа: возьми -те , читай -те , вынь -те , режь -те , составь -те , готовь -те .

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола – наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Курить – здоровью вредить ) и в функции дополнения (Им приказали наступать ).

Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом ; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе . Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.

Формы вида – совершенного и несовершенного – употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит , расширяются , плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы -ну , -ану , характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть , толкануть и т.п.

Глаголы движения с префиксом при - в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, – такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов ; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри , вот приходит поезд ; *Видишь , прилетают голуби ). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри , прорубь прямо на глазах замерзает ; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле .

Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу , смотрю – Иванов идет . Говорю ему… ), настоящее в значении будущего (Значит , завтра я еду ), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет , То заплачет , как дитя ), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит , ни рыба не плеснет ) – такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она , как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. : Умножим обе части уравнения на два ; Представим себе результат этой политической акции . Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.

Начальная форма

Начальной формой глагола в русском языке является инфинитив (неопределенная форма), обозначающий действие безотносительно к субъекту и, следовательно, не имеющий изменяемых категорий лица, рода и числа.

Вид

В русском языке глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Глаголы совершенного вида имеют дополнительные значения, связанные с ограничением действия: завершенность, результат (завернуть, выучить ), начало (заиграть, полететь, уснуть ), однократность (плеснуть, крикнуть ). Глаголы несовершенного вида не имеют дополнительных значений предела действия и указывают на длительное или регулярно повторяющееся действие (плавать, расти, улыбаться ).

Залог

В современной грамматике русского языка вопрос о категории залога является спорным: в настоящий момент существует две теории залога - двузалоговая (страдательный и действительный залоги) и трехзалоговая (страдательный, действительный и возвратный залоги). Все исследователи согласны с тем, что категория залога в русском языке связана с семантикой глагола и с его синтаксической функцией в предложении. Залог глагола выражает отношения действия к его субъекту и объекту. В школьной программе рассматривается возвратный залог , форма которого выражает совпадение субъекта и объекта действия, то есть направленность действия на своего производителя: умываться, одеваться .

Переходность

Категория переходности (непереходности) выражает синтаксические свойства глагола: наличие или отсутствие прямого дополнения. Переходный глагол имеет значение действия, прямо направленного на объект, который, в таком случае, является прямым дополнением:

Девочка читает книгу .

Непереходный глагол может иметь при себе только косвенное дополнение, поскольку обозначает действие, не переходящее прямо на объект:

На улице идет снег .

Наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить реально:

Итак, все мои блестящие надежды рушились ! (А. С. Пушкин)

Летят по весне журавли. Мы плуги налаживаем . (М. М. Пришвин)

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! (М. А. Булгаков)

С изъявительным наклонением связана изменяемая категория времени глагола.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (приказ, просьбу и т. п.). Обычно глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме второго лица, передавая обращение к собеседникам:

Она не погибнет - знайте !
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте !
Поля ее золотые.

(З. Н. Гиппиус)

Менее употребительны формы первого и третьего лица. Формы первого лица обозначают призыв к действию лиц, включая говорящего, а третьего - лиц, не участвующих в беседе:

- Идём ! - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Горький)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

(Л. И. Ошанин)

Глаголы в условном наклонении обозначают действия не происходящие в реальности, а желаемые или возможные при определенных условиях:

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил .
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

(С. А. Есенин)

В некоторых источниках условное наклонение называют сослагательным.

Время

Категория времени выражает отношение действия к моменту речи. В русском языке для глаголов в изъявительном наклонении выделяют три времени: прошедшее , настоящее и будущее . Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времен, а глаголы несовершенного вида - формы прошедшего, настоящего и будущего времен: сделал - сделаю, делал - делаю - буду делать .

Число

Категория числа глагола выражает соотнесенность действия с одним или несколькими лицами. В русском языке глагол может стоять в форме единственного или множественного числа в любом наклонении и в любом времени. По числам не изменяется только инфинитив.

Лицо

Глаголы в первом лице относятся к говорящему (или группе лиц, от имени которых произносится высказывание), глаголы во втором лице относятся к собеседнику (или собеседникам), в третьем лице - к лицам или предметам, не участвующим в речи: думаю (думаем), думаешь (думаете), думает (думают) .

По лицам могут изменяться глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, а также глаголы в повелительном наклонении. Написание безударных личных окончаний глаголов связано с системой спряжения глаголов и может вызывать трудности.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке существует два типа спряжения глаголов. Глаголы первого спряжения имеют в третьем лице множественного числа окончание -УТ, -ЮТ, глаголы второго спряжения - -АТ, -ЯТ. Если личное окончание является безударным, спряжение глагола определяется по суффиксу перед инфинитивом. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксом И (оканчивающиеся на -ИТЬ): жари ть, лепи ть и глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ. К первому спряжению относятся глаголы с остальными гласными в суффиксах - А, Я, Е, У, О (оканчивающиеся на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -УТЬ, -ОТЬ): пах а ть, се я ть, красн е ть, пахн у ть, мол о ть и глаголы-исключения БРИТЬ, СТЛАТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

Понятие о части речи

Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

Части действительности

Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

4) Действия (Что делать? Что сделать?).

5) Их признаки (Как?).

Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

Разная информация, заключенная в частях речи

Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

Разная информация об одном и том же

Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

На улице идет дождь (имя существительное).

На улице дождливая погода (имя прилагательное).

На улице дождит (глагол).

На улице все выглядит дождливо (наречие).

Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

Возможности глагола

То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

Как узнать глагол

То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

Отличие от слов категории состояния (предикативов)

Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные