Глеб иванович успенский краткая биография. Успенский, Глеб Иванович – краткая биография. Начало литературной деятельности

«Язык болтал либеральные фразы, а руки тянулись грабить»

Глеб Иванович Успенский

Глеб Иванович Успенский - замечательный русский писатель, конца 19 века. Глеб Успенский родился в октябре 1843 года, в славном русском городе Туле. Семья Успенского была многодетной, отец работал секретарем казенной Палаты государственного имущества, происходил из духовенства. Мать Надежда, была дочерью управляющего Палаты, в которой работал муж. Детские годы Глеба Успенского прошли в родительском доме. Частенько мальчика отправляли в Калугу в гости к деду по материнской линии. Родственники часто рассказывали мальчику разные истории из своей жизни. Нередко в доме Успенских оказывались странники и богомолки, они рассказывали Глебу Успенскому сказки и народные поверия, приметы.

Глеб Иванович рос. Настало время учебы, его записали в Тульскую гимназию. Через три года Успенский стал учиться в Черниговской гимназии. Здесь будущий писательс головой окунулся в литературу, перечитал всех русских классиков. Гимназии Глеб Успенский принимал самое деятельное участие в выпуске гимназического журнала «Молодые побеги». В 1861, Глеб Успенский поступил на юридический факультет университета Санкт-Петербурга. Месяца через три в столице начались студенческие волнения. Все первокурсники были отчислены. Не удел оказался и Глеб Успенский ему пришлось переехать в Москву, для поступления в Московский Университет. Денег у Глеба Ивановича не было, он недоедал. Вскоре, ему удастся устроиться корректором в типографию «Московских ведомостей».

В 1862, в журнале Льва Толстого «Ясная поляна» опубликован первый рассказ Успенского «Михалыч». Спустя два года умирает отец Глеба Успенского, и все заботы, по обеспечению младших братьев и сестер, падают на него. Успенскому удалось получить пособие на воспитание детей. Стало проще. Переехав в Чернигов, писатель стал публиковать один за другим свои рассказы. «Нравы Растеряевой улицы» - очерки Успенского, о жизни низших слоев общества, картина нищеты и нужды. Народная жизнь без прикрас была в диковинку читателю, это стало одной из причин популярности творчества Глеба Успенского. Помимо народной любви, Успенский заслужил лестных отзывов от литературных критиков разных мастей. Гончаров назвал Успенского наследником Гоголя.

Несмотря на большие успехи, Глебу Ивановичу не хватало денег для обеспечения семьи. В Санкт-Петербурге Успенский выдержал экзамен на учителя русского языка. Теперь он занимался преподаванием в родной тульской губернии.

В 1868 Успенский начал сотрудничать с журналом «Отечественные записки». В этом же журнале Успенский опубликовал новый цикл повестей - «Разорение». Повести рассказывали о вырождении чиновничьих семей, о социальной несправедливости и крестьянских бунтах.

В 1870 Глеб Иванович Успенский женился на учительнице Александре Бараевой.

С помощью Некрасова, ему удается побывать заграницей, посмотреть на Францию, Германию и Бельгию. Результатом путешествия по Европе стали новые произведения Успенского. Несмотря на большие литературные успехи, и каждодневный труд, нужда не покидала писателя.

«Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т.е. к мужику, Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде».


Выдающийся писатель-демократ Глеб Иванович Успенский жил в пределах Самарской губернии в конце 70-х годов. Сюда он приехал изучать жизнь крестьянства. Это случилось не без влияния известного «хождения в народ», охватившего в эти годы русскую интеллигенцию. «Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т.е. к мужику, — писал он. — Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде».

В самарские края Успенский прибыл после года жизни в одной из деревень Новгородской губернии и поселился недалеко от Самары, в селе Сколково (ныне Кинельского района Куйбышевской области). Произошло это весной 1878 года.
В Сколкове Глеб Иванович Успенский устроился письмоводителем в ссудо-сберегательном товариществе, а жена — в школе учительницей.

Ссудо-сберегательное товарищество помещалось в одном здании со школой. Здесь же Успенские имели и квартиру. Вместе с Успенскими жила учительница А. Степанова, написавшая впоследствии воспоминания об этом периоде жизни писателя.
Жилось Успенским трудно, денег не хватало, и в письмах к издателям писателю всё время приходилось просить подкрепления. Детей у Успенских в это время было уже трое, причём одна дочь родилась в Сколкове.
Обстановка была самая скромная, даже бедная: в одной комнате вместо мебели стояли ящики, большой — в качестве стола, остальные заменяли собой стулья. Глеб Иванович жил в конторе товарищества, большой комнате, в которой находился белый стол с бумагами и несколько скамеек, на одной из них он и спал. «Костюмы свои, — вспоминает Степанова, — Глеб Иванович всегда донашивал до последней возможности, и тогда уже, забрав с собою сынишку, отправлялся для экипировки в Самару. Там он переодевался с ребёнком, старое же оставлял, за полной непригодностью, в лавке же».
В конторе часто бывали окрестные крестьяне, которые скоро почувствовали в Успенском своего человека и нередко шли к нему за помощью, никогда не встречая отказа.
Заглядывал частенько местный старшина, громадный рыжий мужик, с него Успенский написал в одном из рассказов убийцу-конокрада. К Успенскому приходил даже кулак из села Богдановка с целью дать писателю материал для «обработки» кого-либо из своих врагов или обидчиков, причём в скором времени сам оказался «обработанным» в одном из очерков: «вроде как портрет получился», заявил он, поклявшись при этом отомстить Успенскому.
В конторе товарищества Глебу Ивановичу помогал семинарист Александров. Его писатель вывел в очерке «Чёрная работа» в образе Андрея Васильевича.
Посетители часто мешали Успенскому и писать приходилось урывками. Как вспоминает Степанова, во время работы он пил «крепчайший холодный чай или пиво».
Иногда Глеб Иванович читал вслух свои коротенькие рассказы. Читал выразительно, умело подчёркивая комические места. Присутствовавшие хохотали, но сам он оставался невозмутимым.
За время пребывания в Сколкове Успенский несколько раз ездил в Самару, где жил по неделе и больше, один раз уезжал в Петербург «освежиться».



В Самаре он останавливался у местного старожила судебного следователя Якова Львовича Тейтеля, этого «весёлого праведника», как назвал его Горький.
Одна из поездок Успенского в Самару чуть не закончилась арестом. Приехав как-то в город со своим помощником, семинаристом Александровым, Успенский остановился в одной из дешевых гостиниц. К Александрову пришли знакомые семинаристы. В общей беседе принял участие и Глеб Иванович, рассказав несколько комических эпизодов из жизни духовенства. Семинаристы громко и много смеялись. Рассказы Успенского слышал в соседнем номере кулак из села Богдановка, уже давно шпионивший за писателем. И на этот раз он нарочно приехал в Самару вслед за Успенским. Кулак тотчас же побежал за жандармами, те пришли и услыхали сквозь тонкую дощатую перегородку несколько вольных слов Успенского по адресу духовенства. Возникло дело о распространении Успенским «преступных идей среди семинаристов». На допросе у начальника жандармского управления Смолькова Глеб Иванович сказал, что рассказы о духовенстве он взял из «Дневника князя Мещерского». Успенского отпустили.
Положение Успенского было не из легких. Присутствие революционно-настроенного писателя в гуще крестьянско
го населения, его связи с ним, публикуемые рассказы—все это давно заставило насторожиться местное начальство и принять меры, чтобы поскорее избавиться от опасного человека. Усилились доносы, слежки, посыпались жалобы на жену Глеба Ивановича, как учительницу.
Успенский решил уехать. Этому, видимо, способствовало и разочарование в службе, во всей системе мелкого кредита, названного им «национальной ерундой».
«Все сразу выедем из Сколкова, — сообщал Успенский в одном из писем. — Будет. Довольно помучились, и скука дьявольская».
Уезжая, Успенский очень беспокоился о своем слуге Осипе и много хлопотал о том, чтобы как можно лучше устроить его.
Осенью 1879 Успенские оставили самарские места и поселились в Петербурге. По мнению современников, Успенский остался всё же доволен своим пребыванием в Среднем Поволжье, которое дало ему большой и интересный материал для литературной работы.
Летом 1887 года, совершая поездку по Волге, Успенский вновь побывал в Самаре, но в Сколково, за неимением времени, не заезжал.

Хлопоты о деньгах, погашение долгов, хроническая усталость и предрасположенность к психическим расстройствам вызвало у Успенского душевную болезнь. В 1892 его положили в психиатрическую лечебницу в Петербурге.

Умер Глеб Успенский от паралича сердца в 1902 году.

samsud.ru

ГЛЕБ УСПЕНСКИЙ

"ВЫПРЯМИЛА"

(Отрывок из записок Тяпушкина.)

Кажется, в "Дыме" устами Потугина И. С. Тургенев сказал такие слова: "Венера Милосская несомненнее принципов восемьдесят девятого года". Что же значит это загадочное слово "несомненнее" Венера Милосская несомненна, а принципы сомненны? И есть ли наконец что-нибудь общего между этими двумя сомненными и несомненными явлениями?

Не знаю, как понимают дело "знатоки", но мне кажется, что не только "принципы" стоят на той самой линии, которая заканчивается "несомненным", но что даже я, Тяпушкин, ныне сельский учитель, даже я, ничтожное земское существо, также нахожусь на той самой линии, где и принципы, где и другие удивительные проявления жаждущей совершенства человеческой души, на той линии, в конце которой, по нынешним временам, я, Тяпушкин, вполне согласен поставить фигуру Венеры Милосской. Да, мы все на одной линии, и если я, Тяпушкин, стою, быть может, на самом отдаленнейшем конце этой линии, если я совершенно неприметен по своим размерам, то эт о вовсе не значит, чтобы я был сомненнее "принципов" или чтобы принципы были сомненнее Венеры Милосской; все мы - я, Тяпушкин, принципы и Венера - все мы одинаково несомненны, то есть моя, тяпушкинская, душа, проявляя себя в настоящее время в утомительной школьной работе, в массе ничтожнейших, хотя и ежедневных, волнений и терзаний, наносимых на меня народною жизнью, действует и живет в том же самом несомненном направлении и смысле, которые лежат и в несомненных принципах и широко выражаются в несомненности Венеры Милосской.

А то скажите, пожалуйста, что выдумали: Венера Милосская несомненна, "принципы" уже сомненны, а я, Тяпушкин, сидящий почему-то в глуши деревни, измученный ее настоящим, опечаленный и поглощенный ее будущим, - человек, толкующий о лаптях, деревенских кулаках и т. д., - я-то будто бы уж до того ничтожен, что и места на свете мне нет!

Напрасно! Именно потому-то, что я вот в ту самую минуту, когда пишу это, сижу в холодной, по всем углам промерзшей избенке, что у меня благодаря негодяю старосте развалившаяся печка набита сырыми, шипящими и распространяющими угар дровами, что я сплю на голых досках под рваным полушубком, что меня хотят "поедом съесть" чуть не каждый день, - именно потому-то я и не могу, да и не желаю устранить себя с той самой линии, которая и через принципы и через сотни других великих явлений, благодаря которым вырастал человек, приведет его, быть может, к тому совершенству, которое дает возможность чуять Венера Милосская. А то, изволите видеть: "там, мол, красота и правда, а тут, у вас, -только мужицкие лапти, рваные полушубки да блохи!" Извините!..

Все это я пишу по следующему, весьма неожиданному для меня обстоятельству: был я вчера благодаря масленице в губернском городе, частью по делам, частью за книжками, частью посмотреть, что там делается вообще.

И за исключением нескольких дельно занятых минут, проведенных в лаборатории учителя гимназии, - минут, посвященных науке, разговору "не от мира сего", напоминавшему монашеский разговор в монашеской келье, - все, что я видел за пределами этой кельи, поистине меня растерзало; я никого не осуждаю, не порицаю, не могу даже выражать согласия или несогласия с убеждениями тех лиц "губернии", губернской интеллигенции, которую я видел, нет! Я изныл душой в каких-нибудь пять, шесть часов пребывания среди губернского общества именно потому, что не видел и признаков этих убеждений, что вместо них есть какая-то печальная, плачевная необходимость уверять себя, всех и каждого в невозможности быть сознающим себя человеком, в необходимости делать огромные усилия ума и совести, чтобы построить свою жизнь на явной лжи, фальши и риторике.

Я уехал из города, ощущая огромный кусок льду в моей груди; ничего не нужно было сердцу, и ум отказывался от всякой работы. И в такую-то мертвую минуту я был неожиданно взволнован следующей сценой:

Поезд стоит две минуты! - второпях пробегая по вагонам, возвестил кондуктор.

Скоро я узнал, отчего кондуктор должен был так поспешно пробежать по вагонам, как он пробежал: оказалось, что в эти две минуты нужно было посадить в вагоны третьего класса огромную толпу новобранцев последнего призыва из нескольких волостей.

Поезд остановился; был пятый час вечера; сумрак уже густыми тенями лег на землю; снег большими хлопьями падал с темного неба на огромную массу народа, наполнявшую платформу: тут были жены, матери, отцы, невесты, сыновья, братья, дядья - словом, масса народа. Все это плакало, было пьяно, рыдало, кричало, прощалось. Какие-то энергические кулаки, какие-то поднятые локти, жесты пихающих рук, дружно направленные на массу и среди массы, сделали то, что народ валил на вагоны, как испуганное стадо, валился между буферами, бормоча пьяные слова, валялся на платформе, на тормозе вагона, лез и падал, и плакал, и кричал. Послышался треск стекол, разбиваемых в вагонах, битком набитых народом; в разбитые окна высунулись головы, растрепанные, разрезанные стеклом, пьяные, заплаканные, хриплыми голосами кричавшие что-то, вопиявшие о чем-то.

Поезд умчался.

Все это продолжалось буквально две-три минуты; и это потрясающее "мгновение" воистину потрясло меня; точно огромный пласт сырой земли был отодран неведомою силой, оторван каким-то гигантским плугом от своего исконного места, оторван так, что затрещали и оборвались живые корни, которыми этот пласт земли прирос к почве, оторван и унесен неведомо куда... Тысячи изб, семей представились мне как бы ранеными, с оторванными членами, предоставленными собственными средствами залечивать эти раны, "справляться", заращивать раненые места.

Умышленное "заговаривание" хорошими словами душевной неправды, умышленное стремление не жить, а только соблюсти обличье жизни, впечатление, привезенное мною из города, - слившись с этой "сущей правдой" деревенской жизни, мелькнувшей мне в двухминутной сцене, отразились во мне ощущением какого-то беспредельного несчастия, ощущением, не поддающимся описанию.

Воротившись в свой угол, неприветливый, холодный, с промерзлыми подоконниками, с холодной печью, я был так подавлен сознанием этого несчастия вообще, что невольно и сам почувствовал себя самым несчастнейшим из несчастнейших существ. "Вот что вышло!" - подумалось мне, и, припомнив както сразу всю мою жизнь, я невольно глубоко закручинился над нею: вся она представилась мне как ряд неприветливейших впечатлений, тяжелых сердечных ощущений, беспрестанных терзаний, без просвета, без малейшей тени тепла, холодная, истомленная, а сию минуту не дающая возможности видеть и впереди ровно ничего ласкового.

Затопив печку сырыми дровами, я закутался в рваный полушубок и улегся на самодельную деревянную кровать, лицом в набитую соломой подушку. Я заснул, но спал, чувствуя каждую минуту, что "несчастие" сверлит мой мозг, что горе моей жизни точит меня всего каждую секунду. Мне ничего неприятного не снилось, но что-то заставляло глубоко вздыхать во сне, непрестанно угнетало мой мозг и сердце.

И вдруг, во сне же, я по чувствовал что-то другое; это другое было так непохоже на то, что я чувствовал до сих пор, что я хотя и спал, а понял, что со мной происходит что-то хорошее; еще секунда - ив сердце у меня шевельнулась какая-то горячая капля, еще секунда - что-то горячее вспыхнуло таким сильным и радостным пламенем, что я вздрогнул всем телом, как вздрагивают дети, когда они растут, и открыл глаза.

Сознания несчастия как не бывало; я чувствовал себя свежо и возбужденно, и все мои мысли тотчас же, как только я вздрогнул и открыл глаза, сосредоточились на одном вопросе:

Что это такое? Откуда это счастие? Что именно мне вспомнилось? Чему я так обрадовался?

Я так был несчастлив вообще и так был несчастен в последние часы, что мне непременно нужно было восстановить это воспоминание, обрадовавшее меня во сне, мне стало страшно даже думать, что я не вспомню, что для меня опять останется все только то, что было вчера и сегодня, включительно до этого полушубка, холодной печки, неуютной комнаты и этой буквально "мертвой тишины" деревенской ночи.

Не замечая ни холода моей комнаты, ни ее неприветливости, я курил папиросу за папиросой, широко открытыми глазами всматриваясь в тьму и вызывая в моей памяти все, что в моей жизни было в этом роде.

Первое, что припомнилось мне и что чуть-чуть подходило к тому впечатлению, от которого я вздрогнул и проснулся, - странное дело! - была самая ничтожная деревенская картинка. Не ведаю почему, припомнилось мне, как я однажды, проезжая мимо сенокоса в жаркий летний день, засмотрелся на одну деревенскую бабу, которая ворошила сено; вся она, вся ее фигура с подобранной юбкой, голыми ногами, красным повойником на маковке, с этими граблями в руках, которыми она перебрасывала сухое сено справа налево, была так легка, изящна, так "жила", а не работала, жила в полной гармонии с природой, с солнцем, ветерком, с этим сеном, со всем ландшафтом, с которым были слиты и ее тело и ее душа (как я думал), что я долго-долго смотрел на нее, думал и чувствовал только одно:

"как хорошо!"

Напряженная память работала неустанно: образ бабы, отчетливый до мельчайших подробностей, мелькнул и исчез, дав дорогу другому воспоминанию и образу: нет уж ни солнца, ни света, ни аромата полей, а что-то серое, темное, и на этом фоне - фигура девушки строгого, почти монашеского типа. И эту девушку я видел также со стороны, но она оставила во мне также светлое, "радостное" впечатление потому, что та глубокая печаль - печаль о не своем горе, которая была начертана на этом лице, на каждом ее малейшем движении, была так гармонически слита с ее личною, собственною ее печалью, до такой степени эти две печали, сливаясь, делали ее одну, не давая ни малейшей возможности проникнуть в ее сердце, в ее душу, в ее мысль, даже в сон ее чему-нибудь такому, что бы могло "не подойти", нарушить гармонию самопожертвования, которое она олицетворяла, - что при одном взгляде на нее всякое "страдание" теряло свои пугающие стороны, делалось делом простым, легким, успокаивающим и, главное, живым, что вместо слов: "как страшно!" заставляло сказать: "как хорошо!

Как славно!"

Но и этот образ ушел куда-то, и долго-долго моя напряженная память ничего не могла извлечь из бесконечного сумрака моих жизненных впечатлений: но она напряженно и непрестанно работала, она металась, словно искала кого-то или что-то по каким-то темным закоулкам и переулкам, и я почувствовал наконец, что вот-вот она куда-то приведет меня, что... вот уж близко... где-то здесь... еще немножко... Что это?

Хотите - верьте, хотите - нет, но я вдруг, не успев опомниться и сообразить, очутился не в своей берлоге с полуразрушенною печью и промерзлыми углами, а ни много, ни мало - в Лувре, в той самой комнате, где стоит она, Венера Милосская... Да, вот она теперь совершенно ясно стоит передо мною, точь-в-точь такая, какою ей быть надлежит, и я теперь ясно вижу, что вот это самое и есть то, от чего я проснулся; и тогда, много лет тому назад, я также проснулся перед ней, также "хрустнул" всем своим существом, как бывает, "когда человек растет", как было и в нынешнюю ночь. Я успокоился: больше не было в моей жизни ничего такого; ненормальное напряжение памяти прекратилось, и я спокойно стал вспоминать, как было дело.
›br/?b=43873

Глеб Иванович Успенский родился в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии - сперва в Туле, потом - в Чернигове. В 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним - Г. Брызгин). В 1864-1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин.

Юность Успенского пришлась на 1860-е годы; в это время сложились его основные стремления.

Революционное движение много внимания уделяло городской бедноте; сюда и обратилось на первых порах внимание писателя. Изображению этих слоёв и были посвящены его первые произведения, а в особенности серии очерков «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение» .

В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.

В 1871 году (по другим данным в 1872) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже). В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в этом время он жил в Париже и Лондоне.

Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год. По возвращении из-за границы Успенский поступил на службу в управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Вернувшись в Россию, Успенский решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии.

Осенью 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом. Кроме того, Успенский путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь).

Владимир Ильич Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще».

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни.

В Колмово Успенского посещал народник Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Ю. Давыдова «Вечера в Колмове». Дочь Успенского Вера была женой эсера Б. В. Савинкова (с 1899 по 1908 год).

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Глеб Иванович Успенский (13 (25).Х.1843, Тула - 24. III (5.IV).1902, Петербург) - прозаик, публицист. Его жизненный и творческий путь теснейшим образом связаны с общественной жизнью, идеями и настроениями того времени. Будучи типичным представителем класса разночинцев, он являлся своего рода «героем времени». Даже краткая биография Глеба Ивановича Успенского представляет собой историю жизни подвижника, общественно значимую, трагическую и поучительную.

Детство и юность

Глеб Иванович Успенский родился в семье чиновника (секретаря палаты государственных имуществ), сына сельского дьячка. В детские годы он был окружен спокойной, добросердечной атмосферой. Бабушка рассказывала мальчику сказки и истории по картинкам. С его дедом, который прекрасно знал приезжал консультироваться сам Л. Н. Толстой. Родственники по материнской линии высоко ценили искусство и литературу. У отца была небольшая библиотека, книги из которой были очень рано прочитаны Успенским. Отсюда берет начало любовь к творчеству Пушкина, начавшаяся со сказок великого творца. Также очень нравились Глебу Ивановичу Успенскому стихи Лермонтова. С раннего детства Успенский демонстрировал удивительные актерские способности при декламации поэтических произведений. Он рос ласковым, добрым и кротким мальчиком, которого обожали в кругу семьи.

С 1853 года Успенский обучается в Тульской гимназии, имеет впечатляющие достижения в обучении. Так было вплоть до 4-го класса. А затем его отец получает перевод в Чернигов и семья переезжает. Успенскому смена обстановки далась очень тяжело: учебные успехи остаются в прошлом, мальчик часто болеет, становится плаксивым.

В 1861 году Глеб Иванович окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но уже через год переводится в Московский университет, из которого еще через год был отчислен из-за того, что не мог оплатить обучение.

Глеб Иванович вынужден пойти работать, ему удается устроиться в типографию "Московских ведомостей" корректором. Но и этот этап биографии Глеба Ивановича Успенского продлился совсем недолго, так как после смерти отца в 1864 году он вынужден взять на себя заботу о трех своих братьях и четырех сестрах. Это было чрезвычайно тяжелое время, Успенскому пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод и скитания.

Начало литературной деятельности

Первые пробы пера относятся еще ко времени окончания гимназии. К сожалению, ни один из написанных в то время текстов не сохранился, поэтому начало литературной деятельности Успенского принято отсчитывать с 1862 года, когда в журналах «Зритель» и «Ясная поляна» печатаются его первые рассказы.

Ранние произведения Глеба Ивановича Успенского рассказывают о жизни обитателей трущоб, нищих мастеровых и мелких чиновников. В это время Успенский руководствуется художественным принципом, сформулированным Чернышевским: «правда без всяких прикрас».

На творческую манеру первых очерков оказал огромное влияние двоюродный брат Глеба Ивановича, который тоже был литератором.

В 1865 г. Глеб Иванович знакомится с Некрасовым, который уже был редактором журнала "Современник". Это событие ознаменовало важные перемены в судьбе юного писателя. Демократический характер творчества Успенского в полной мере соответствовал направленности журнала. Именно в "Современнике" были изданы очерки, которые позже составят цикл "Нравы Растеряевой улицы", принесший автору общественное признание.

В очерках весьма реалистично представлены первые послереформенные годы, ставшие чудовищным разочарованием для целой нации. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство - таковы "растеряевские нравы". Успенский первым вводит в литературу новый тип героя - это приобретатель, наживающийся на людях и их слабостях.

После того как в 1866 году «Современник» был закрыт, писатель остается без работы и средств к существованию. И вновь наступает тяжелое время: долгие два года Успенский вынужден жить в атмосфере той самой «растеряевщины», которая была с беспощадной реалистичностью перенесена на страницы его очерков и рассказов.

«Отечественные записки»

На помощь Успенскому опять приходит Некрасов, который в 1868-ом становится соредактором «Отечественных записок». Глеб Иванович получает постоянную работу в журнале.

В своих произведениях этого периода Успенский не просто обличает нравы, подобно многим своим современникам-писателям, он проникает в самую суть событий и явлений. Его отличает глубина понимания социальных движений пореформенного общества, трезвый, лишенный всяческих иллюзий взгляд на человеческую натуру. Беспощадная правдивость, яркая реалистичность, порой переходящая в грубую откровенность, станут отличительной чертой всего творческого пути Успенского. Способность ясно видеть, отчетливо понимать и глубоко переживать все, что происходит вокруг, стремление понять и осмыслить суть явлений и их причины сформировали миропонимание писателя и его подход к писательской деятельности.

Личная жизнь

Глеб Иванович Успенский женился в 1870 году. Его избранницей стала учительница Александра Васильевна Бараева. Биографы Успенского свидетельствуют, что брак был вполне счастливым, несмотря на то, что материальное положение оставляло желать лучшего. У пары было пятеро детей.

Заграничные впечатления

В первой половине 70-х гг. Глеб Иванович дважды побывал за границей: в Париже и в Лондоне. Одним из самых ярких впечатлений этого периода был поход в Лувр, где писатель увидел «Венеру Милосскую». Много позже, в 1885 г., в очерке «Выпрямила» Глеб Иванович Успенский расскажет о ее потрясающем воздействии на зрителей.

К этому же периоду относится знакомство со многими революционерами и идеологами народничества, а также начало дружбы с И. С. Тургеневым.

До конца семидесятых Успенский будет вкладывать в произведения все то, что он увидел и осмыслил во время своих путешествий. Лейтмотивом многих рассказов станет власть денег, которая обесценивает человеческую жизнь, превращает людей в «полтинники».

Новый поворот

С конца 70-х творческая биография Глеба Ивановича Успенского совершает новый виток. Писатель напряженно размышляет о причинах, приведших народ к такому плачевному состоянию, о том, как и почему распространилась безграничная власть денег, отчего процветает пьянство. В поисках «подлинной правды жизни» Успенский переезжает в Новгородскую губернию, где посвящает много времени изучению крестьянского быта. Итогом этой работы становится понимание того, что простой народ сохраняет свой «могучий и кроткий тип» до тех пор, пока находится под "властью земли".

Он создает ряд произведений, где с суровой правдивостью и точностью изображает крестьянскую психологию и народный быт. Верный себе, Успенский не допускает никакой идеализации крестьянства, которой грешила беллетристика народничества того времени.

Критика и слава

Первая слава пришла к Успенскому после публикации «Нравов Растеряевой улицы». А после издания в середине 80-х восьмитомного собрания сочинений, он становится широко известен во всех уголках России. Особенным успехом его произведения пользовались среди молодежи.

При этом он неоднократно подвергался нападкам не только со стороны либеральной прессы, но и в среде народников. Зачастую его рассказы подвергались довольно резкой критике. Даже в редакции «Отечественных записок», во главе которой после смерти Некрасова стоял М. Е. Салтыков-Щедрин, идеи Успенского не всегда находили одобрение.

1980-е годы позапрошлого века

Произведения Глеба Ивановича Успенского 80-х годов посвящены изображению процесса капитализации России. Он считал это явление непонятным, ненужным и даже постыдным. На смену «власти земли» приходит «власть капитала».

В это время писатель совершает ряд поездок по стране. Побывал Глеб Иванович Успенский и на Кубани, в городе Тихорецке, о чем позже напишет рассказ, вошедший в «Письма с дороги».

В сборнике рассказов «Живые цифры» (1888) повествуется о непростой, иногда кошмарной повседневности, спрятанной за сухими, а порой издевательски-нелепыми цифрами статистики (например, «четверть лошади на 1 ревизскую душу»).

Успенскому распространение и укрепление капитализма казалось безысходной трагедией, ведущей к уничтожению самой сути России. Нескладность общественной жизни мучила писателя, он остро чувствовал пошлость, не мог терпеть фальши. Очень впечатлительный и тонко чувствующий, он был обессилен страданиями не только личными, но и общими. Ситуация усложнялась необходимостью вести постоянную изматывающую борьбу с цензурой, с ее бесконечными придирками. Глеб Иванович начинает постоянно жаловаться на "холод в душе".

Конец пути

С конца 1889 г. у писателя началось нервное расстройство. Официально признан сумасшедшим Глеб Иванович Успенский был в 1892-м, осенью этого года его помещают в клинику для душевнобольных.

Он страдал от периодическим слуховых и зрительных галлюцинаций. Происходит распад личности: на Глеба, воплощающего все хорошее, и Ивановича, являющегося средоточием всего дурного. Эти два начала вели постоянную борьбу, попеременно одерживая верх.

В лечебнице Успенский провел остаток своей жизни. Его не стало в 1902 году, причина смерти - паралич сердца. На похороны писателя пришли тысячи людей, но кладбище было оцеплено полицейским отрядом, никому не было позволено произнести прощальную речь.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге на Литературных мостках, что на Волковом кладбище.

Творческий метод

Язык прозы Успенского точен и меток, близок к народному языку. Кровно заинтересованный в судьбе народа, он остро переживал все, что происходит в стране. Это отразилось в присутствии автора во всех произведениях в роли исследователя и действующего лица, что сближает его произведения с публицистикой.

Результатом художественных исследований и напряженных раздумий стали емкие формулировки и понятия, которыми можно охарактеризовать всю современную Успенскому эпоху. Порой за шутливыми интонациями и юмором в очерках Глеба Ивановича скрывается истинная драма, жуткая и мрачная действительность.

Творческие изыскания писателя были направлены не только на исследование и описание настоящего, но и на предвосхищение будущего. Он был убежден, что "выпрямить" человека способно лишь подлинное искусство и следование высоким идеям. Некоторые его произведения - это своего рода инструкции, руководство к действию.

Ведущий жанр творчества писателя - это очерк, предоставляющий возможность максимально сблизить художественность и публицистичность. Очерки объединялись автором в циклы.

Успенский считал свое творчество своей подлинной биографией, он желал отказаться от памяти о фактологической стороне своей жизни, утверждал, что он весь, все самое важное и единственно значимое в нем - в его произведениях.

Цитаты

Глеб Иванович Успенский в своем творчестве уделил внимание многим сторонам человеческой натуры и жизни. Цитаты из его произведений стали афоризмами, не утратившими совей актуальности по сей день.

О бедности:

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

О русском народе:

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

О творчестве:

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

О земледельческом труде:

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

О злодеях:

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

О человеческом достоинстве:

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Память

В Туле на площади имени Глеба Ивановича Успенского расположен памятник писателю работы З. Церетели.

В 1952 и 1963 в СССР были выпущены почтовые марки с портретом Глеба Ивановича, приуроченные к 50-летию со дня смерти и 120-летию со дня рождения писателя.

Именем Глеба успенского названы улицы в Санкт-Петербурге, Севастополе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Туле, Бугульме, Нижнем Тагиле, Мурманске, Рыбинске. Есть улица Глеба Успенского и в нескольких городах Украины: Борисполе, Луганске, Виннице и Торезе.

Мемориальный дом-музей Г.И. Успенского расположен в Новгородской области, в деревне Сябреницы. Ранее село носило название Успенское, так как именно здесь Глеб Иванович некогда приобрел дом. Во время ВОВ музей был разграблен, но в 1980-х его восстановили и открыли для посетителей.

Известный писатель. Род. 14 ноября 1840 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты государственных имуществ, умер в 1902 г. Учился в тульской и черниговской гимназиях; поступил сначала в Петербургский университет по… … Большая биографическая энциклопедия

Успенский Глеб Иванович - , русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862√63) университетах, которые не окончил из за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале… … Большая советская энциклопедия

Успенский, Глеб Иванович - Глеб Иванович Успенский. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков “Нравы Растеряевой улицы”, 1866, “Разорение”, 1869,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Успенский Глеб Иванович - Успенский (Глеб Иванович) известный писатель. Родился 14 ноября 1840 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты государственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях; поступил сначала в Петербургский… … Биографический словарь

Успенский Глеб Иванович - (1843 1902), рус. писатель. В 70 80 е гг. создал своеобразную социально филос. и нравств. концепцию природы и земледельч. труда, к рую проиллюстрировал в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) сравнит. анализом поэзии А. В. Кольцова и… … Лермонтовская энциклопедия

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович - (1843 1902) русский писатель. Реалистически показал нужду и угнетение городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков Нравы Растеряевой улицы, 1866; Разорение, 1869; Власть земли, 1883, и др.). Творчество… … Большой Энциклопедический словарь

Успенский Глеб Иванович - (1843 1902), писатель. В Петербурге с 1861, учился на юридическом факультете Петербургского университета, отчислен в связи с материальными затруднениями в декабре 1861. Уехал в Москву, вернулся в Петербург в 1863. В 1865 познакомился с Н. А … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Успенский Глеб Иванович - (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков, повестей и рассказов: «Нравы Растеряевой улицы», 1866, «Разоренье», 1869 83, «Власть земли», 1882, и др.) … Энциклопедический словарь

Успенский Глеб Иванович - Могила Г. И. Успенского на Литераторских мостках. Могила Г. И. Успенского на Литераторских мостках. Санкт Петербург. Успенский Глеб Иванович (1843—1902), писатель. В Петербурге с 1861, учился на юридическом факультете Петербургского… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Успенский Глеб Иванович - Глеб Иванович Успенский Псевдонимы: Г. Брызгин Дата рождения: 13 (25) октября 1843 Место рождения: Тула Дата смерти: 24 марта (6 апреля) 1902 Место смерти: Санкт Петербу … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений в 9 томах Купить за 3283 руб
  • Собрание сочинений (количество томов: 9) , Успенский Глеб Иванович. Глеб Иванович Успенский (1843-1902) - русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных…

Биография Успенского Глеба Ивановича

Происходил из небогатой чиновничьей семьи, учился в Тульской гимназии, а затем в Черниговской гимназии. Будущий писатель наблюдал жизнь трудовых слоев Тулы и крестьянских деревень, с детства был знаком с богатством народного языка и народного творчества. В гимназии под влиянием журнала «Современник» и передовой русской литературы определились его литературные склонности.

В 1861 году Успенский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставляет его в связи со студенческими волнениями. Обучение в Московском университете также не осуществилось в связи с материальными затруднениями.

В 1862 году началась литературная деятельность Успенского в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Успенский сближается с кругом писателей-демократов (Левитовым, Решетниковым и др.), ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца. Он сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». Успенский сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу.

Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем - жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), тогда же появляются первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).

Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866), начало которых появилось в «Современнике» незадолго до закрытия журнала. Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты - ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин», «Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.). Большим достижением художника явились образы мелких буржуазных хищников, дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве; особенно ярко очерчен образ Прохора Порфирыча , являющегося сюжетным центром произведения. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста - его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.

Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х- начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» - «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х годов.

В творчестве Успенского, в его мировоззрении в период 60–70-х годов нашло отражение положение народа, крестьянства пореформенной деревни.

Знакомство с народническими кругами способствовало более обостренному и пристальному интересу писателя к крестьянской жизни. За границей писатель знакомится с Тургеневым. Их дружеские связи не прекращаются в течение всей жизни Успенского.

В 70-е годы писатель глубоко проникает в картины крестьянской жизни. Захваченный проблемами народной, крестьянской жизни, Успенский в конце 70-х годов решает ближе узнать деревенскую жизнь. В 1877-м он все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии, весной же следующего года с женой едет в Самарскую губернию и работает письмоводителем ссудо-сберегательного товарищества в село Сколково. Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877-1880). Фактические по своей основе, очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Очерки вызвали большую волну откликов как в критике, так и в широких читательских кругах, прежде всего потому, что писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т.д. Очерки были ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника» крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.

Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях цикла . В произведениях Успенского 70-х годов полностью определилась новая творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа . Излюбленным жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов.

Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов: «Непорванные связи», «Равнение “под окно”», «Малые ребята», цикл «Без определенных занятий» и др. В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только хищничеству кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В произведениях этой поры и особенно во «Власти земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей - «власть земли» в широком смысле слова. Реалистическое мастерство Успенского в очерках о деревне, о русской пореформенной действительности поставило его в один ряд с выдающимися русскими писателями. Об очерках «Крестьянин и крестьянский труд» Тургенев писал, что у Успенского не одно знание деревенского быта... но проникновение в самую его глубь, художественное схватывание черт и типов.

Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились выдающимся достижением художественного метода Успенского - сочетания кропотливого исследования, страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.

Творчество Успенского: темы, идеи, жанры и образы.

Особое место в демократической прозе занимает творчество Г.И. Успенского. Этнографические тенденции в беллетристике Успенского были еще отмечены современной ему критикой и отечественным литературоведением. Горький среди фигур писателей, повторяющих В.И. Даля в русской литературе, называл и Г.И. Успенского. Его творчество 1860–1870-х годов близко к шестидесятникам по тематике, идейно-художественному своеобразию и структуре, жанрам, общности изображения явлений и героев. В ранних произведениях Г.И. Успенского заметно влияние далевских традиций, натуральной школы, особое отношение к этнографии и фольклору. Успенский собирает, записывает жанры устного народного творчества, внимательно изучает экономическую и социальную жизнь различных слоев русского общества, разъезжая по разным губерниям России, и приходит к заключению: «Работать для этого бедного народа, служить ему и сердцем, и (даже) мечом, а если нет меча, то и умом – вот была нянькина сказка, колыбельная песня всего, что носило в груди не кирпич, а сердце».

Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях, используясь в разных художественных функциях. Изучение фольклора вместе с социально-экономическими условиями жизни и этнографии давало объективное представление писателю о жизни и быте народа. Без досконального, всестороннего изучения русской деревни и традиционного крестьянского творчества Успенский не пришел бы к главному своему открытию – к объяснению мировоззрения мужика, его нравственной силы, эстетики и моральных устоев через стихийную «власть земли», которая определяет, формирует как весь жизненный уклад земледельца, так и его духовную культуру.

Этнографические элементы входят в раннее творчество писателя: описываются различные типы столичной нищеты, улицы Москвы, праздничные балаганы . Однако уже здесь для него характерны не просто этнографические описания, но и особое внимание к социальным явлениям. Очерки Успенского отличаются известной фактографичностью стиля, фиксацией событий, попавших в поле зрение, зарисовками отдельных картин с включением реплик, обрывков разговоров и т.д. Жанры очерков, по определению самого Успенского, близки к этнографической литературе путешествий: «По пути (дорожные впечатления)», «Прогулка», «На постоялом дворе», «Наблюдения Михаила Ивановича» и др. В шестидесятые годы Успенский по отношению к изучаемому материалу и способам его освещения был близок к далевской этнографической школе, опирался на опыт очеркистов- шестидесятников, от них отталкивался и следовал за ними. Их объединяла близость тем, жанровое своеобразие, принципы подхода к изображению, стилевые тенденции, способы использования фольклорно-этнографических материалов, знание и доскональное изучение разнообразных сторон народной жизни, а также проникновенное личностное отношение к судьбе крестьянства. Успенский писал: «Действительность живая, неприглядная, корявая, рваная, забитая, глупая, плачущая, ругающаяся или в поте лица бьющаяся из-за куска хлеба, положительно терзала меня».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные