Графические техники и работы художников. Печатные техники графики. Срок и стоимость обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль графики и ее специфические особенности в Англии конца XVIII - начала XIX века. Анализ творчества художников-графиков и акварелистов данного периода, суть их новаторского подхода. Характеристика графических техник: акварель, меццо тинто, гравюра.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Графика – древний вид изобразительного искусства. Появление первых графических изображений. Элементы графики и их комбинирование. Сочетание линии, штриха, точки и пятна в графике. Применение элементов графики мастерами в создании графических произведений.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Определение графики как вида изобразительного искусства. Техники создания иллюстраций. Взаимосвязь иллюстрации и текста, как основное условие оформления печатной продукции. Создание серии иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш".

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Графика как вид изобразительного искусства. История развития графики, ее виды и элементы изобразительного языка. Графические материалы, мир вещей в натюрморте. Технология выполнения творческой композиции. Особенности выполнения поисковых эскизов.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    История эстампа - раздела станковой графики. Развитие искусства иллюстрации. Особенности разработки композиции эскиза к прорезной гравюре. Этапы выполнения гуашью цветовой выкраски на основе тонального эскиза. Описание графических листов, их формат.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2014

    История развития портретного жанра. Понятие стилизации и стиля в декоративной композиции. Приемы стилизации, применяемые в графическом портрете. Последовательность выполнения стилизованного портрета. Язык графики и главные его выразительные средства.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    История становления офорта - графической техники глубокой печати на металле. Место иллюстраций в книжной графике. Технология создания офорта. Используемые материалы и инструменты. Техника травленого штриха. Методы электролитического травления гравюр.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2015

Пояснительная записка

Программа элективного курса “Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока” предназначена для обзорного знакомства обучающихся с искусством графики, расширяет знания об истории развития графического искусства и выдающихся мастерах-графиках.

Цель – формирование интереса учащихся к искусству графики, дальнейшее формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Задачи:

  • обзорное знакомство с развитием графического искусства, его видами, особенностями;
  • расширение знаний и умений в области графики и графических техник;
  • приобщение обучающихся к графической культуре разных стран и народов.

Внимание уделяется практической работе: рисунку различными графическими материалами, знакомству с печатной графикой, выполнению доступных видов гравюр. Занятия графикой связаны с композицией, развивают образное восприятие, фантазию, эстетический вкус.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;
  • основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;
  • виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь :

  • творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;
  • выполнять рисунки различными графическими материалами;
  • выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);
  • уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.

Формы контроля полученных знаний и умений разнообразны: выставка и обсуждение творческих работ, написание эссе, создание и защита презентации.

Процедуры контроля уровня успешности учащихся.

Вариант I. Выполнение и анализ графических работ. Оценка навыков. Устранение профессиональных затруднений.

Вариант II. Выставка работ. Написание эссе по результатам просмотра выставки. Обсуждение.

Вариант III. Создание презентации по теме изученного курса. Обсуждение.

Материал сопровождается презентацией “Искусство графики”. Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области графики, что побуждает к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, истории и литературы, на занятиях в изостудиях, а также в качестве модульного блока на курсах повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана на 16 часов. Возможно вариативное изменение продолжительности курса.

Учебно-тематический план.

Тема Кол-во часов Кол-во часов
1 Графика. История развития.
Виды графики. Образный язык графики.
Средства выразительности графики.
2 Лекция. Презентация. Обсуждение
2 Рисунок. Разнообразие графических техник.
Выполнение рисунков.
6 Беседа. Практическая работа
3 Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне.
Гравюра на линолеуме. Монотипия.
6 Беседа. Практическая работа
3 Итоговые контрольные процедуры 2 Выставка. Обсуждение

После прохождения программы предусматриваются консультации с преподавателем.

Словарь терминов

Бистр прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем.

Графика вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка и обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями (от греч. grafo – пишу, черчу, рисую).

Гравюра (от фр. gravure – вырезать, выцарапывать), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на гравюрную доску гравером.

Гравюрная доска любой материал, на котором вырезана гравюра.

Итальянский карандаш – графический материал, изготавливается их жженой кости, скрепленной растительным клеем.

Коллаж (от фр. collage – наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

Ксилография – гравюра на дереве

Линогравюра – гравюра на линолеуме

Литография – гравюра на камне.

Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

Монотипия вид печатной графики; полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным.

Офорт (от фр. eau-forte – “крепкая водка”), вид гравюры на металле (цинк, медь), в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.

Сангина – карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов, во время работы ее можно смачивать и получать разнообразную толщину и плотность штриха.

Сепия – светло-коричневое красящее вещество, натуральная сепия изготовлялась из т.н. чернильного мешка морского моллюска-сепии; так же называется и вид графической техники.

Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Эстамп (от фр. estamper – отпечатывать, отштамповывать), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

1. Графика. История развития. Виды графики. Образный язык. Средства выразительности (2 часа). Презентация “Искусство графики” (Приложение 1) .

Графика – искусство изображения мира с помощью линий (Слайд 2) . Первые графические изображения (Слайд 3) . История развития графического искусства от наскальных изображений палеолита до полиграфических произведений и компьютерной графики. Известные мастера – графики. Виды графики. Графические материалы, инструменты и их особенности.

Рисунок (Слайд 4) . Рисунок как основа всех изобразительных искусств. Линейный и тоновый рисунок (Слайд 5). Рисунок – набросок. Передача объема, освещенности, фактуры в тоновом рисунке. Силуэт – разновидность тонового рисунка, в котором контур заполнен ровным тоном. Уникальность и неповторимость рисунка, его художественная ценность.

История развития искусства рисунка. Рисунки в искусстве Древнего Египта, древневосточных цивилизаций. Рисунок в древнегреческой вазописи. Рисунки тушью в Китае и Японии. Линейный рисунок, архитектурный чертеж в средневековом искусстве. Рисунок в иконописи. Средневековая миниатюра. Рисунок в эпоху Возрождения 15–16-х веков (Пизанелло, А.Мантенья, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, П.Веронезе, А.Дюрер и другие). Карандашные портреты Я. Ванн Эйка, Х. Хольбейна младшего, Ж. и Ф.Клуэ. Смелые и свободные по манере рисунки Рембранта. Энергичные рисунки П.П.Рубенса. Гротескные наброски Ж.Калло. Натурные, жанровые, пейзажные рисунки А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О.Фрагонара, Т.Гейнсборо. Острые рисунки Ф.Гойи, острогротескные рисунки О.Домье. Зарисовки художников барбизонской школы. Передающие момент движения рисунки художников-импрессионистов. Подчеркнуто графичный рисунок художников стиля “модерн”, рассчитанный на воспроизведение на страницах книг, журналов, газет (Т.Т.Хейне, О Бердсли). Рисунки постимпрессионистов – П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, В. ван Гога. Политические рисунки К.Кольвица, Ф.Мазереля и др. Авангардистские, полные эксперимента рисунки Э.Кирхнера, А.Матисса, Ж.Брака, Ф.Леже. Остросатирические рисунки Ж.Эффеля, Х.Бидструпа. Рисунок в творчестве П.Пикассо. Натурный и композиционный рисунок А.Лосенко и П.Угрюмова в России 18–19 веков. Классическое совершенство формы, жизненная убедительность рисунков О.Кипренского, К.Брюллова, А.Иванова. Реализм в рисунках русских художников и художников-передвижников (И.Крамской, П.Чистяков, И.Репин, А.Васнецов, В.Серов, В.Врубель, В.Маковский). Книжная графика А.Бенуа, И.Билибина. Рисунки и иллюстрации Д.Шмаринова, Е.Кибрик, А.Дейнеки, Е.Лансере, Е.Чарушина, С.Герасимова и др.

Печатная графика. Тиражирование – особенность произведений печатной графики.

Гравюра (Слайд 6). Виды гравюр.

Выпуклые гравюры (ксилография – гравюра на дереве; линогравюра– гравюра на линолеуме; рельефная гравюра на металле) (Слайд 7).

Углубленные гравюры (резцовая гравюра; офорт и другие разновидности) (Слайд 8).

Плоские гравюры (литография – гравюра на камне) (Слайд 9) . Оттиск. Эстамп.

Гравюра известна в Китае с 6–7-х веков. В Европе интерес к гравюре появился в эпоху Возрождения. Гравюры религиозного содержания 14 века. Резцовая гравюра 15–16-го веков (М.Шонгауэр, А.Монтенья, А.Дюрер, Пармиджанино и др.) Развитие в 16-м веке книжной ксилографии. Гравюра резцом 17века. Голландская школа офорта (Рембрант, Я.ван Рейсдал, А.ван Остаде). Распространение в 17-м веке в России гравюры на металле (С.Ушаков, Л.Бунин, А.Трухменский). Русский лубок конца 17 века. Офорты А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Дж. Тьеполо, А.Каналетто, У.Хогарта. Резцовые гравюрные аллегории, батальные сцены, пейзажи и портреты А.Зубова, И.Соколова, Н.Уткина, С.Галактионова, А.Ухтомского. Японская ксилография 17–18-го веков (О.Масанобу, С.Харунобу, К.Утамаро, К.Хокусаи, А.Хиросигэ и др.). Офорты Ф.Гойя. Торцовая гравюра на дереве В.Матэ. Офорты Ж.Милле, К.Коро, К.Писсаро, Т.Шевченко, И.Шишкина, В.Серова. И.Репина. Цикл офортов на революционную тему К.Кольвиц. Декоративная стилизация, модерн и возрождение ксилографии (У.Моррис, А.Остроумова-Лебедева). Ксилография и линогравюра 20 века (Ф.Мазерель, Л.Мендес, Р.Кац, Ли Хуа). Книжные гравюры и эстампы П.Пикассо, А.Матисса, Р.Дюфи. Реализм в гравюрах Р.Кента, А.Гранта. Тоновая гравюра И.Павлова и И.Соколова. Ксилография и цветная гравюра П.Шилинговского, В.Фалилеева. Психологизм и цельность линогравюр В.Фаворского, техничность и богатство тоновых переходов в линогравюрах М.Ахунова.

Графика станковая. Книжная и газетно-журнальная графика. (Слайд 10).

Прикладная графика. (Слайд 11) . Плакат. (Слайд 12).

Станковая графика обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства – тематической композиции, портрету, пейзажу, натюрморту. Станковые произведения печатной графики тиражируются во многих экземплярах. Лубок – специфичный вид станковой графики. . (Слайд 13) . Декоративная графика. Коллаж. (Слайд 14) . Компьютерная графика.

Образный язык графики. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Контраст. Нюанс. Особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги. Черное и белое – основа образного языка графики.

2. Рисунок. Разнообразие графических материалов и техник. Выполнение рисунков (6 часов).

Рисунок. Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Рисунок линейный и тоновый. Светотеневые эффекты и пластическая моделировка. Разновидности рисунка – эскизы, наброски, зарисовки, этюды. Рисунки, отражающие архитектурный замысел.

Ограниченное использование разных цветов в рисунке. Рисунок как станковое произведение графики и как вспомогательный материал для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Рисунки, выполненные сухими красящими веществами (уголь, металлические штифты, итальянский и графитовый карандаш, сангина и др.). Рисунки, выполненные жидкими красящими веществами (тушь, бистр, сепия, чернила и др.). Основа для рисунка – папирус, пергамент, бумага белая и тонированная. Рисунок как средство познания художником действительности.

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования. Комбинирование материалов в рисунке. Необычайное богатство изобразительных приемов и разновидностей рисунка. Монохромные и подцвеченные рисунки. Многоцветные рисунки. Акварель, гуашь, пастель, тушь – средства создания рисунка и живописных произведений. Выполнение рисунков разными материалами в различных графических техниках.

3. Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне. Гравюра на линолеуме. Монотипия (6 часов).

Гравюра. Гравюрная доска. Оттиск.

Виды гравюр. Выпуклые, плоские, углубленные гравюры. Выпуклые гравюры:

– ксилография – гравюра на дереве;
– линогравюра – гравюра на линолеуме;
– рельефная гравюра на металле (применялась до конца15 в., пластины латуни, олова, свинца обрабатывались штихелем).

Углубленная гравюра:

– резцовая гравюра – прорезание штихелем линий в поверхности металла;
– офорт – процарапывание гравировальной иглой рисунка на металлической доске, покрытой кислотоупорным лаком с последующим травлением доски;
– гравюра “сухой иглой”– процарапывание рисунка иглой на доске;
– акватинта – протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка и другие разновидности.

Плоская гравюра – литография – гравюра на камне.

Монохромные и цветные гравюры.

Рисунок – эскиз – это образ будущей гравюры. Лаконизм техники, сжатые средства выразительности. Отображение самого существенного. Состояние – стадия работы над гравюрой, фиксированная на каком-либо этапе.

Гравюра на картоне. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения гравюры на картоне: гофрированный картон, нож для бумаги, черная гуашь или тушь, широкая кисть, цветная и белая бумага, карандаш. Особенности работы. Выполнение эскиза гравюры и ее зеркального изображения. Выполнение рисунка на картоне. Вырезание. Печатание оттисков.

Гравюра на линолеуме. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения линогравюры. Особенности выполнения. Организация рабочего места. Упражнения.

Монотипия – вид печатной графики. Полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным. Цветная монотипия тонкостью цветовых отношений напоминает акварель. Техника известна с 17 века, распространилась с 19 века (Е.Кругликова, Е.Шевченко и другие авторы). Выполнение монотипии.

4. Итоговые контрольные процедуры (2 часа).

Источники информации.

  1. Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
  2. Н.М.Сокольникова. Словарь терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
  3. А.С.Щипанов. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение,1975.
  4. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. Т.1,2.
  5. “Школа изобразительного искусства”. – М.: Изобразительное искусство,1994. №5.
  6. http://www.hudojnik.ru; http://>www.bibliotekar.ru; http://www.arttrans.com; http://www.museum.ru , ru.wikipedia.org

Пусть даже наиболее известные картины за всю нашу историю и написаны красками, а все же не стоит забывать о такой важной составляющей изобразительного искусства в человеческой жизни, как графика.

О графике в целом

Она всегда была рядом с живописью, появляясь в отдельных работах, вместе с красками и как основа для их наложения. Ее видов достаточно много, известных и не слишком, и большое число художников всех времен и народов обращались к графике в стремлении выразить себя.

Для графики основными изобразительными средствами являются разнообразные линии, точки, пятна, штрихи и тон, которые вместе и даже по отдельности создают цельный образ. Цвет для этого вида искусства – не главное, хотя вполне приемлемое явление. Обычно, помимо основного черного, в графике используется лишь один цвет, хотя иногда (к примеру, в гравюрах) может применяться достаточно большое цветовое разнообразие. Благодаря доминирующей цветовой сдержанности этот вид искусства иногда называют также искусством черного и белого .

Разные виды графики и ее техники появлялись постепенно, не сразу. Первые изображения, как мы помним еще по урокам истории в школе, – это рисунки на стенах пещер и камнях, которые остались от первобытных людей. Далее появились орнаменты на оружии, предметах быта и орудиях труда, пришедших из эпохи неолита и бронзового века. На этих ранних ступенях искусство объединяло в себе и функцию письменности – передачу информации. Сохранились до нашего времени и пергаментные свитки, и каменные плиты, и глиняные таблички, используемые в качестве источника информации. Преуспели в объединении письменности и графики древние египтяне – они вовсю пользовались пиктограммами (рисунками, обозначающими различные объекты, действия и субъекты) для отображения своей истории.

История возникновения графики

Долгий период графика служила лишь для украшения предметов, станковой графики не было, а связь с письменностью сохранялась благодаря украшению книг, как и все в то время – лишь ручной работы. Китай, к примеру, не разграничивал рисование и каллиграфию, они считались равноправными и взаимодополняющими. А в 868 году н.е. там же был изобретен способ увеличения количества экземпляров рисунка с помощью вырезанного из дерева клише. Это стало началом ксилографии – гравюры на дереве, которая появилась в Европе только в первой половине XV столетия. И до сего дня в Азии можно увидеть мастеров, вырезающих иероглифы или именные печати на деревянном бруске.

Изначально графикой называли лишь письмо, искусство шрифтов. Лишь на стыке XIX-XX веков она оформилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Интересно отметить, что современная музейная классификация относит к графике также все техники с использованием бумаги и водорастворимых красок (в основном акварели, пастели и гуаши). Но тут все зависит от того, к чему склоняется художник – к цвету или линиям.


Считается, что графика привлекает своим лаконизмом, строгостью и емкостью образов, объединенных с некоторой неопределенностью и недосказанностью, условностью, что заставляет воображение зрителя работать более активно. Именно поэтому художественную ценность как произведения искусства имеют и зарисовки, эскизы, наброски – вроде бы незаконченная живопись, но и самостоятельные картины.

Великолепные образчики графики можно увидеть у Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ванн Рейна, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко и многих, многих других художников, также известных своей живописью.

Традиционной основой для графических рисунков была и остается бумага – чаще всего белая, но, в зависимости от задумки художника, и цветная, иногда – черная или фактурная. Такой фон будто создает собственное пространство, в котором «живет» изображаемое, – двухмерное или трехмерное лишь благодаря фантазии и умению автора. Но вот, к примеру, портрет Шаляпина руки Серова создан углем на холсте, а первобытная графика дошла до нас на камне, так что особых ограничений нет. Можно добавить, впрочем, полимерные пленки и фольгу как основу для рисующих материалов.


Из традиционного инструментария творца графических работ можно назвать графитный карандаш, шариковую ручку, уголь и иже с ними. Но для некоторых видов графики нужны печатные станки, резцы для дерева/линолеума, литографические камни – то, что не везде встречается.

В целом используются различные карандаши, кисти, стальные, гусиные и камышовые перья, деревянные, стеклянные и камышовые палочки, авторучки и фломастеры, трубочки разных форм (стеклянные либо металлические), пульверизаторы, аэрографы, а также все многообразие растушевок, тампонов и валиков. Что же наносят эти инструменты? Акварель, тушь, чернила, гуашь, темперу, типографские, масляные и синтетические краски, разнообразные лаки, красители для текстиля. Кроме этих материалов используются также уголь, карандаши в стиках и порошке и пастель.


Разновидности графики

Виды графики разнообразны. Ее традиционно делят на станковую (как и живопись), книжную (иллюстрации и другое оформление издания) и газетно-журнальную (рисунки, карикатуры) и прикладную графику (марки, этикетки, оформление конвертов, плакат, афишу и многое другое). Самый юный вид – компьютерная графика, но он не связан напрямую с теми материалами, которыми пользуются остальные виды, а потому стоит в стороне.

В графике используются все жанры – ведь она позволяет и детализировать, и размывать, и намекать на объект, и в полной мере передавать мир (особенно в популярном сегодня жанре гиперреализма). Кроме того, присутствуют и разные техники. В первую очередь нужно назвать рисунок (неважно, чем и на чем, пусть даже напечатанный). Другим вариантом является эстамп – авторский рисунок, предназначенный для тиражирования, то есть – печати. К нему относят гравюры на дереве (ксилографию), металле, линолеуме, картоне, стекле и камне (литографию).

Как уже упоминалось, определенное время термин «графика » обозначал лишь письмо и каллиграфию, однако после появления рисунков в книгах, а за ними и выхода рисунка за пределы книг расширилась и область, охватываемая термином. С развитием промышленности, увеличением образованности и количества печатных изданий (как книг, так и периодики) развивалась и промышленная полиграфия, распространившая графический рисунок и помогавшая в становлении графики как искусства.

Сначала графику понимали как искусство линии на основе контраста между черным и белым, но со временем такое понимание расширилось, добавив в определение такие понятия, как штрих, пятно, точка, тон. На сегодняшний день развитие графики не останавливается, как и развитие живописи в целом. Появляются новые жанры, техники и, конечно же, новые работы в этих стилях, о которых мы поговорим в следующей статье.

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями.

Графика - древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения - все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр - народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, при­кладная графика и плакат.

Станковая графика

Станковое искусство - род изобразительных искусств, про­изведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декора­тивного или утилитарного назначения (в живописи - картины; в графике - эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выста­вочные коллекции и экспозиции.

Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги.

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях.

Газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура.

Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возни­кающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия).

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика.

Уникальная Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку).

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.

В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского сло­ва graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

Виды гравюры:

Плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;

Выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;

Углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уров­ня фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, разли­чают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на ли­тографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году.

Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Крас­ка накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге бе­лыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют со­бой контурный рисунок толстыми черными линиями.

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксило­графии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапы­вается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрываю­щего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски.

Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности метал­лической доски гранильником придается шероховатость, дающая при пе­чати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного худож­ником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземп­ляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценно­сти, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора.

Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бу­маги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.

Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живопи­си). Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графиче­ских средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусст­ва, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисун­ка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разно­видности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Средства выразительности графики - контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль.

Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумаж­ный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обре­тают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, аква­рель, и т.п.).

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изобра­жаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бума­ги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Техники рисунка:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). В зависимости от формы наконечника пера получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, акку­ратности, самодисциплины.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких ве­ток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Рас­пространен твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяют­ся с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим уг­лем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отли­чие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Тех­ника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.

Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. В отли­чие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и оки­слов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных пе­реходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрес­сованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как пра­вило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мел­ками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочка­ми) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверх­ность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясе­ний. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осто­рожно окантовывают и застекляют в раму. "Чистая пастель" выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смеши­вать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.

Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессован­ного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других. На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.

Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее ос­новные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного об­раза) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. Акварель сочетают с белила­ми, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.

Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, карто­ну, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмеши­вать белила. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воз­действию - к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоратив­ных работ. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Основные отличия графики от живописи:

Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

Графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

В.М. Иванушкина, старший воспитатель

Графика

Графика от греч.— пишу — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры.

Классификация:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Уникальная графика:

Акварель, водяные краски по бумаге или шелку. Техника использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

_____________________________________________________________________________________________________

Гуашь , водяные краски на основе мела. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Шанько Ирина, бумага, гуашь. 2012

_____________________________________________________________________________________________________

Пастель, цветные мелки. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая . Масляная пастель производится из пигмента с льнягым маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Дега. Голубые танцовщицы.

_____________________________________________________________________________________________________

Сангина, мелок или карандаш «рыжего» цвета. Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, Бумага, сангина

_____________________________________________________________________________________________________

Сепия, мелок или карандаш коричневого цвета, из вещества выпускаемого каракатицей.Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, бумага, сепия

_____________________________________________________________________________________________________

Уголь, в искусстве, материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX в. также из угольного порошка с растительным клеем).

Угольные палочки

Угольные палочки изготавливаются из виноградных, буковых или ивовых сучков, обожженных в герметичной печи при высокой температуре. Ивовые угольные палочки - наиболее распространенный вариант. Виноградные и буковые палочки стоят дороже, но они оставляют более насыщенные штрихи. Палочки длиной 15 см продают в коробках, степень их твердости и толщины варьируется. Мягкий уголь быстрее превращается в порошок и хуже проникает в бумагу, чем твердый уголь. Поэтому мягкий уголь удобнее для создания больших тонированных участков, а также для незаметного перехода из оттенка в оттенок и для растушевывания.

Более твердые виды угля подходят для прописывания деталей, вырисовывания линии, он хуже растушевывается. Единственный недостаток угольных палочек - это их хрупкость: при сильном нажиме они обычно ломаются.

Прессованный уголь

Такой уголь производят из перемолотой угольной крошки, смешанной со связующим веществом, спрессованной в короткие толстые палочки.

Прессованный уголь крепче, чем угольные палочки, он не так легко ломается и оставляет насыщенный бархатистый след.

Но смахнуть такой уголь с бумаги намного труднее, чем природный уголь.

Угольный карандаш (ретушь)

Ретушь представляет собой тонкий «грифель» из прессованного угля, заключенный в деревянную оболочку. Такие карандаши не пачкают руки, их легче контролировать, чем угольные палочки. У них чуть более твердая текстура. Вы можете использовать только кончик такого карандаша, поэтому широкие штрихи вам будут недоступны. Кончик карандаша можно затачивать так же, как точат грифельные карандаши.

Шанько Ирина, бумага, уголь, мел.

_____________________________________________________________________________________________________

Соус , материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых серых и черных, палочек. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус - один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

Ученическая работа. Фото из интернета.

_____________________________________________________________________________________________________

Тушь , краска для рисования и каллиграфии из сажи.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Наноситься на бумагу перьями или кистями.

Шанько Ирина, бумага, тушь, перо, кисть.

_____________________________________________________________________________________________________

Итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош-ка жжёной кости, скреплённого рас-тительным клеем.

А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр:

Ксилография , гравюра на дереве.

А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.

_____________________________________________________________________________________________________

Литография , гравюра на камне.

_____________________________________________________________________________________________________

Линогравюра, гравюра на линолеуме.

И. В. Голицын. "Утром у В. А. Фаворского". Гравюра на линолеуме. 1963.

_____________________________________________________________________________________________________

Офорт, гравюра на металле, есть несколько различных техник: меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

Т. н. Мастер игральных карт. "Дама с зеркалом". Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

_____________________________________________________________________________________________________

Меццо-тинто

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Пример гравюры меццо-тинто, работа фламандского худ-ка Валлеранта Вайланта

_____________________________________________________________________________________________________

Акватинта

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками —акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола —канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле.

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

_____________________________________________________________________________________________________

Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.

Jean-Michel Mathieux-Marie

_____________________________________________________________________________________________________



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные