Хантыйские узоры и орнаменты. Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации. Происхождение орнамента. Мотивы

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

Бережное отношение к вековым традициям характерно для народов ханты и манси. Народные мастера и мастерицы, создававшие прекрасные утонченные орнаменты на коже, мехах, крапивном и льняном холсте, хлопчатобумажных тканях, дереве, кости, вкладывали в свои произведения опыт многих поколений, проживавших в суровом северном крае.

Сложные климатические условия наложили отпечаток на многие традиционные виды творчества, включая сложное искусство орнаментов, для их создания используется бисер ярких насыщенных тонов, цветные аппликации. Красоту и уникальность национальных орнаментов можно в полной мере оценить на традиционных праздниках ханты и манси – в это время каждая уютная придорожная гостиница принимает огромное количество участников соревнований и зрителей, приезжающих, чтобы увидеть увлекательные красочные мероприятия.

Функциональные особенности орнаментов

История орнаментов угорских народов ханты и манси имеет древние корни. Исследователи определили ее истоки, которые относят к периоду бронзового века. Уже в те времена для орнамента были свойственны особые функции, в том числе:

  • коммуникативная (функция передачи информации, которая вкладывалась создателями в свои изделия);
  • эстетическая;
  • магическая.

Коммуникативная функция орнаментов ханты и манси

Информация, заложенная в традиционных орнаментах, имеет особое значение: с ее помощью мастер передавал собственные пожелания людям, для которых предназначались его творения.

Искусство орнамента – важная часть культуры ханты и манси. В непревзойденных по красоте орнаментах заложены знания, особенности мышления, традиции и опыт многих предыдущих поколений. Благодаря богатому оформлению вещи, украшенные орнаментом, приобретают особую оригинальность и ценность , становясь произведением искусства. Справедливая гордость за свой труд и специальные художественные достоинства созданных произведений присуща многим мастерам орнаментального жанра. Их творчество и созданные ими орнаменты очень точно охарактеризовал поэт Микуль Шульгин:

Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.

Каждому узору орнамента ханты и манси соответствует собственное значение. Вот некоторые из многочисленных символов, используемых в творчестве народов ханты и манси:

  • крестообразная звездочка символизирует солнце, особенно почитаемое на севере, согласие и гармонию жизни;
  • длинные параллельные линии обозначают долгую дорогу жизни;
  • человечки с сильными мышцами – здоровье и красота;
  • треугольники в форме юрты – кров родного дома;
  • разветвленные узоры, связки нескольких узоров в одно целое обозначают силу рода, единство семьи, семейный очаг и жизнь как продолжение рода.

Особое место в орнаментах отведено богам, почитаемым ханты и манси – это узоры с изображением:

  • ока Бога, означающие также прозрение, мир;
  • связи неба с Землей;
  • обереги от зла (черно-белые кубики и звездочки).

Каждый такой знак означает, что человек, чье жилище или одежда украшены подобным орнаментом, находится под божественной защитой , и отныне ему не страшны злые силы и природные катаклизмы.

Эстетическая функция орнаментов

Всем, кто побывал на традиционных праздниках ханты и манси – Вороний день, Медвежий праздник, День оленевода и др. – известно, насколько яркими и красивыми выглядят традиционные праздничные одежды и изделия народных промыслов этих народов. Особенно привлекательно выглядят яркие жизнеутверждающие орнаменты на фоне белоснежных просторов тундры при ярком солнце. Орнаменты и обереги сопровождают северные народы и в будни, и в праздники – эти традиции свято хранятся и продолжаются от поколения к поколению.

Магические принципы создания орнаментов

Некоторые старинные обычаи, наряду с современностью, и сегодня присутствуют в жизни ханты и манси, и связано это с глубоким уважением традиций древности, оставленных предыдущими поколениями. Правила выживания в суровом северном крае, установленные предками, свято чтутся и соблюдаются. Магические свойства заложены и в традиционных орнаментах – это обереги от зла и гнева, узоры, привлекающие в дом добро, благополучие и счастье.

Красочные орнаменты-символы, основанные на вере в добро и семейное счастье, сопровождают жителей северного края на протяжении всей жизни, даря людям силы и уверенность в завтрашнем дне.

Консультация для родителей «Орнаменты ханты и манси»

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение.


Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.


Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.

Тема: «Традиционная одежда ханты и манси»

Выполнил: Полтавец Владимир

ученик 4 «Е» класса МБОУ

«Средней школы № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова А.М.

г. Нижневартовск 2017г

Введение……………………………………………………стр.3

Основная часть……………………………………………стр. 4

1.1.Мужская одежда……………………………………….стр. 4

1.2.Женская одежда……………………………………….стр. 6

1.3.Детская одежда……………………………………… .. стр. 6

1.4.Обувь ханты…………………………………………. .стр.7

1.5.Украшения головы…………………………………….стр.7

1.6.Происхождение орнамента……………………….......стр.8

1.7.Орнаментальные узоры………………………………стр.8

Практическая часть………………………………………стр.11

Заключение………………………………………………..стр.1

Литература ………………………………………………. стр.14

Введение

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне захотелось побольше узнать о коренных жителях нашего округа, научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Мы перед собой поставили цель: Познакомиться с разновидностями одежды народа ханты и манси; изучить узоры - орнаменты часто встречающиеся в одежде коренных жителей.

Задачи:

1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;

2. Определить виды материалов для изготовления одежды

3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,

найти их графическое изображение.

4.Сделать вывод по проделанной работе и представить её в виде презентации.

Обьект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Основная часть

Мы живём в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского Автономного округа. Коренное население – ханты и манси. Поэтому бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханты. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент является мощным пластом культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык и нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Объект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования:символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

1.1.Мужская одежда

У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах. Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

У южной группы ханты и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканого крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы ханты рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить. Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.2. Женская одежда

Женская зимняя одежда северных ханты (сах)) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.

Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

1.3. Детская одежда

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Коренные народы часто использовали символику Югры

Синий - реки и озера края

Белый - цвет снега

Зеленый - цвет тайги

1.4.Обувь ханты

Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.5.Украшения головы

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали на лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины ханты носили большое количество медных и серебряных колец. У южных ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п. У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: нагрудные украшения. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый. Подбирались цвета по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

1.6. Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется

орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

1.7.Орнаментальные узоры

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след зверя сакрален. «След» создаёт бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У ханты, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. Мастерицы очень гордятся своим умением изготовлять красивые вещи. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы мастерица выполняет вполне определённым содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо чёрного ворона»; растения: ай суматнув «берёзовая ветка», человек: хэщоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого- либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывавшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закреплённые традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Вот некоторые хантыйские орнаменты .

Изображение медведя-оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.

Олень – символизирующий землю, наполненную оленями

Лягушка – символ здоровья и долголетия новорожденного

Глухарь – птица сна

Змея- защищает от недугов, является покровительница духов

Шишка - символ хантыйского человека

Солнце – даёт жизнь как настоящую, так и будущую

Уши зайца – дух –(охранитель в облике зайца)

Ветка берёзы- священное дерево

Трясогузка – приход весны

Практическая работа

2.1.Анкетирование

В своей школе мы провели анкетирование учащихся 3 и 4 классов Было опрошено 132 человека. Ребятам были заданы вопросы:

4.Что такое орнамент?

Мы получили такие ответы:

1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?

Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек

2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?

Из меха, шкур животных - 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел.

3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?

Охотой и рыбалкой - 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел

4.Что такое орнамент?

Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел.

5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?

Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек.

По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике орнамента и что обозначает каждый узор.

Заключение:

Проведя исследовательскую работу по выбранной теме, я убедился в актуальности и значимости темы «Национальная одежда ханты и манси », является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения.

Отражая историю и культуру ханты и манси, показывая, какой это талантливый и трудолюбивый народ.

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одежда изготавливалась из разных видов шкур животных и коры деревьев. Украшалась одежда разными узорами, орнаментами и вышитым бисером.

Декорированные изделия являются не только украшением, но и оберегом. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например: «заячьи ушки», «крест», «лягушка», «березовая ветвь».

Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции.

В процессе исследования мы пришли к выводам:

Заканчивая обзор традиционной одежды восточных манси и южных ханты, необходимо отметить, что уже в конце 19 – начале 20 века у женщин бытовали юбки, фартуки, фуфайки, у мужчин – пиджаки, сапоги, жилетки, т.е. элементы костюма, широко распространенные у ханты и манси.

Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных. В орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый - божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира).

Сегодня мы не можем надеть национальный костюм в повседневной одежде, но можем его показать на фестивалях, форумах, концертах, новогодних представлениях, выставках и т. д.

Литература:

1.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

2. Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе.- Ханты-Мансииск: 2005 г.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. 1993 г.

4. Кайгородова М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО.

5. Николай Фомин Серия «Обские угры» http://www.liveinternet.ru /users/stephanya/post161403887/

6. Виртуальный музей русского примитива. Митрофан Тебетев. http://www.museum.ru/Primitiv/img/exhibition/139.jpg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Заячьи ушки» («Большие уши») Орнамент связан с зайчихой, образом богини Калтащ, и, следовательно, несет функцию узора, охраняющего женщину, ребенка и саму способность женщины к деторождению. Узором «заячьи ушки» украшают детские вещи, потому, что зайчиха – мать относится к лесным женским духам. А каждая женщина – мать любит своих детей. Этот узор похож на длинные ушки зайцев.

3 слайд

Описание слайда:

«Крыло чайки» Орнамент «крылья чайки» говорит о том, что мастерицы проживают на реке Обь; считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой.

4 слайд

Описание слайда:

«Пасть большого коня» В фольклоре ханты встречаются крылатые кони с раскрытой пастью. Богатыри, умеющие их укрощать - Боги наиболее высокого ранга, - восседают на таких лошадях.

5 слайд

Описание слайда:

«Оленьи рога» Он похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают предпочтение, потому, что олень – самое главное животное в жизни хантов. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

6 слайд

Описание слайда:

«Медведь» Узором «медведь» охотники украшают свои вещи и обереги, они верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте. Похож этот узор на стоящего во весь рост медведя.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Кедровая шишка» Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни. Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю. Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.

9 слайд

Описание слайда:

«Лягушка» Орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира. По мифам и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Этими орнаментами украшают женские нагрудные и налобные украшения, пояса. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.

10 слайд

Описание слайда:

«Солнце» Этот узор часто наносят в центр игольницы, также он популярен и на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга, называют «руки солнца», лучи. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

«Птица» Узор «птица» хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов. Этот узор похож на птицу, которая повернула голову к хвосту.

13 слайд

Описание слайда:

Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях наставлениях, рассказывают о березе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на Землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные