Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.). В помощь школьнику II. Опрос с применением презентации

Роман И. А. Гончарова “Обломов” можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера?
В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание. Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, “золотое сердце”. Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, “холодной” жизни. Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом.
Пшеницына была великолепной хозяйкой, “хозяйственная часть” в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе.
Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто “она с некоторых пор стала сама не своя”. Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела – она полностью взяла на себя заботу об Обломове. Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота. А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича.
Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел “новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно”.
Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: “Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам”. Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец. Илья Ильич – барин, “глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”. Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно. Илья Ильич очень добр и мягок, “дотронется до руки – как бархат…” Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.
Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность. “В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств” Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка. Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что “есть в доме вечно ходящее… и промышляющее око и непокладные руки, которые… обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти… закроют… глаза…”
Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми. Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, “у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, – ничего, ничего”.
Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.
В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать. Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое. Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.
Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: “Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо”. И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.
Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, – в общем, любого неспокойствия.
Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.

Сочинение по литературе на тему: Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Другие сочинения:

  1. Роман “Обломов” (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В “Обломове” Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах Read More ......
  2. Роман Гончарова “Обломов” вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” не Read More ......
  3. Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – помещик Илья Ильич Обломов – традиционно продолжает галерею образов “лишних людей”, открытую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Он не служит, избегает светского общества, ведет довольно скучную и бесцельную жизнь, лежа на Read More ......
  4. Первая часть романа “Обломов” посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Read More ......
  5. Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова “Обломов” – неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А. Ф. Кони характеризовал Обломова как человека, который “своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением Read More ......
  6. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и Read More ......
  7. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман “Обломов”, написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит Read More ......
  8. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, – вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”. Главное действующее лицо Read More ......
Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

1.Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.

2.. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо.

3 .Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

4. Во «Сне Обломова» дан ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов - не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека - его величие и его постыдную слабость.

7. Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. у

8. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон - только этим и ограничивается тамошняя жизнь. 9. Почему так часто сгорают?

11. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям: точно выполнялись обряды крещения и погребения, каждый обломовец следовал формуле "рождение - брак - смерть", и даже в природе "по указанию календаря" сменялись времена года. Все было размеренно: и повседневная жизнь, и дожди с грозами случались в известное время. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

12. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова - радостное чудо, подальше - сказочная жуть.

13. Реальная Обломовка - это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

14. Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем.

18. Обломов хотел жить в свое удовольствие, наполнить свое существование мечтами и размышлениями.

21. Для чего Гончаров ввел в свой роман сон Обломова? «Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, – писал Д.И.Писарев, – когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

“Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., – в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха – в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”.”Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя”.)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(“В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? “В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению – он барин; “у него есть Захар и еще триста Захаров”, по выражению автора.”

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году. В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города. Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.

Обломов – дворянин, молодой ещё человек, «приятной наружности», основная черта которого – мягкость. Автор подчеркивает, что ничем примечательным внешность героя не отличалась и в то же время на всех производила приятное впечатление:

…душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.

Все вокруг героя только подчеркивает его мягкость, спокойствие: широкий, гибкий халат, мягкие туфли, в которые Обломов сразу попадал, как только вставал с дивана. «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» Обломов любил простор, приволье, оттого и не носил никаких галстуков и жилетов дома. Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.

Но что же делает Обломов? Просто лежит. Лежанье для него – «нормальное состояние». Жизнь вокруг него словно замерла. Илья Ильич почти никуда не выходит, и ничто вроде не нарушает его покой. Но вот одно событие растревожило его: он получает письмо от старосты своего имения, в котором перечисляются все возможные неприятности, вследствие которых Обломов не может получить деньги. И что же предпринимает Обломов? Еще по получении первого подобного письма Илья Ильич создал «в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением». Уже с первых страниц мы понимаем, что Обломов – мечтатель, не склонный к решительным и практическим действиям. Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.

Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке. Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме. «Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов».

И все то и дело мешают Илье Ильичу: то староста сообщает неутешительные новости, то хозяин квартиры просит съехать, то счета надо оплатить. «Трогает жизнь»! И жалко становится беднягу. Оставили бы его в покое, дали б лежать на своем диване в широком халате да мечтать, строить планы. После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные