Храбрость и трусость в литературе. Аргументы проблемы мужества, отваги и героизма для сочинения егэ по русскому языку. В. Л. Кондратьев «Сашка»


Трусость - это отрицательная черта характера, при которой человек боится противостоять своим страхам, такой человек часто страшится сам принять решение и нести ответственность за его последствия. Но не смотря на это Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться.

Чтобы показать правоту моего определения, я хочу привести пример из произведения Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Примером трусости в этом произведении является Швабрин так, как при нападении Емельяна Пугачева на крепость, Швабрин сразу же переходит на сторону Пугачева, забывая свою присягу и клятву. Им движет страх за собственную жизнь.

Ещё одним примером трусости является Евгений Онегин и Владимир Ленский, из произведения Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Когда Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль, Евгений не отказался так, как боялся мнения общественности. И тоже самое случилось с Ленским, он не хотел идти на дуэль с Онегиным, но так же боялся, что его начнут осуждать.

Трусость - зависимость от мнения тех, кого ты презираешь.

Или же можно привести пример из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени". Трусом можно назвать Грушницкого, вызвавшего на дуэль Григория Александровича Печорина. Грушницкий знал, что пистолет Пичорина был не заряжен, но ничего не сказал ему. Но не смотря на это Печорин знал, что его пистолет не заряжен, он хотел дать шанс Грушницкому раскаяться, но тот отказался.

Таким образом можно сделать вывод, что трусость никогда не приводит ни к чему хорошему.

Обновлено: 2017-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Что такое смелость? Смелость – это черта решительного человека, способного быстро и бесстрашно принимать серьезные решения. Литература, как отечественная, так и зарубежная, пестрит примерами отважных героев, смотрящих в глаза страху без капли сомнения. Храбрость помогает людям справляться с трудностями, преодолевая такой барьер, как страх. Многомудрый Литрекон помогает Вам справиться с другими трудностями, а именно с подбором примеров из литературы для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

  1. Герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов проявляет смелость на протяжении всей войны. Он способен преодолевать страх смерти, плена, сражений. Даже оказавшись один на один с врагами, герой не робеет и ведет себя достойно. Он не боится никакой работы – все спорится в руках Андрея. Соколов – это олицетворение настоящей смелости, которая стала главным оружием русского народа в Великой Отечественной войне.
  2. А. С. Пушкин в романе «Дубровский» создает образ смелого Владимира, главного героя. Дубровский не боится совершать отважные поступки во имя и ради любви. Он готов рисковать, скрывать свое имя, но быть ближе к Маше Троекуровой. Любовь часто заставляет людей принимать бесстрашные решения. Она способна уничтожить все страхи, если речь идет о дорогом человеке. Поэтому в финале Владимир предпринимает отчаянную попытку захвата хорошо охраняемого экипажа, чтобы спасти Марью. Так, источником отваги зачастую является чувство привязанности к тому, что находится в опасности.
  3. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» создает образы казаков, всех до единого бесстрашных, готовых отдать жизнь за Сечь, за казачество. Такими являются и сыновья Тараса. Остап, старший сын, до последнего стремился отстоять честь родной земли и принял смерть без страха и упрека. Андрий же проявил смелость не только на поле боя, но и при суровой, роковой встрече с отцом. Герой так же, как и брат, бесстрашно принял смерть, но от родной руки.
  4. «Горе от ума» А. С. Грибоедова демонстрирует нам примеры смелых поступков. Например, Чацкий не боится высказывать правду в глаза всему фамусовскому обществу. Герой смело критикует консерватизм страны, ее лицемеров, бюрократов. Напротив, Молчалин – пример необыкновенной трусости перед «большими» людьми. На таком явном контрасте наиболее ярко предстает красота храбрости и вся низость трусости.
  5. Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина , раскрывает себя как смелого воина. Он честен перед собственной совестью, честен перед сослуживцами и императрицей. Гринев бесстрашно высказывает свое мнение Пугачеву, прекрасно понимая, что от сказанных разбойнику слов зависит его жизнь. Тем не менее, риск не останавливает Гринева – он остается смелым и честным офицером даже под угрозой физической расправы.
  6. «Слово о полку Игореве » — одно из самых древних дошедших до нас произведений русской литературы. Именно в этом тексте показана сила и легендарная смелость русских воинов. Игорь и его войско сражается отважно, не боясь ни плена, ни гибели в битве с кочевниками. Их отвага, однако, безосновательна. Герои просто гнались за славой в битве, а добились потери многих воинов и собственной свободы. Любой смелости нужно разумное применение, нельзя отдаваться ей безрассудно.
  7. «Песнь о Вещем Олеге» также напоминает нам о далекой истории Российского государства. Олег, поверив предсказаниям волхвов и кудесников, решил оградить от себя своего коня: именно от него князю суждено было принять смерть. Однако после гибели коня Олег посмеялся над предсказаниями и смело отправился на могилу боевого скакуна. Здесь-то и ждала его смерть от змеи. Этот пример напоминает: безрассудная отвага может привести к страшным последствиям.
  8. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» повествует о бесстрашии русских воинов во время Отечественной войны 1812 года. Тогда на поле битвы много отважных бойцов полегло, их подвиг навсегда запечатлела история. М. Ю. Лермонтов представляет все события тех лет как простую историю, разговор дяди и юноши. Но именно благодаря такой форме подачи мы, читатели, яснее представляем храбрость наших предков, которые не жалели жизни ради победы.
  9. Татьяна Ларина, героиня пушкинского романа «Евгений Онегин» , поступила по-настоящему смело, открыв свои чувства Евгению. В те времена для девушки было рискованно признаваться молодому человеку в любви. Татьяна же не побоялась, разрушила существующие стереотипы, борясь за свое счастье. Хотя девушка и получила отказ от возлюбленного, она не пожалела о проявленной храбрости в важный момент ее жизни. Этот поступок стал для нее ценнейшим жизненным уроком.
  10. В сказочной поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» главный герой наряду с другими смельчаками бесстрашно отправляется на поиски любимой. Людмила была похищена после свадьбы с Русланом, и молодой человек без тени сомнения спасал супругу. Все препятствия, возникшие на пути у Руслана, только разжигали в нем смелость и желание найти Людмилу. Благодаря отваге герою удалось помешать злым силам, разрушить коварные планы врагов.

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

«Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Проблема смелости волнует каждого человека. Для кого-то смелость - жизненно важная необходимость, без данной черты характера человек не сможет работать там, где хочет. Для кого-то - возможность показать себя. Но все мы одинаково нуждаемся в том, чтобы не теряться перед лицом трудностей, которых так много в современном мире. Недюжинной смелостью должна обладать мать, отпуская впервые своего ребёнка добраться до школы одного, приучая тем самым его к самостоятельности. Ни о какой трусости не может идти речь, когда в пожарной части раздался тревожный сигнал и команде нужно выдвигаться справляться со стихией. Смелость, собранность - также необходимы и нашему читателю, который готовится сам или готовит детей к столь близким экзаменам.

В литературе тема силы воли, духа, освещена особенно широко. В некоторых произведениях от смелости зависит чья-то жизнь. В основном смелостью авторы наделяют положительных героев, а трусостью - отрицательных, что намекает нам на то, что считается плохим, а что хорошим. Но трусость - не показатель того, какой человек сам по себе. Авторы, наделяя отрицательных персонажей такой чертой, лишь подчеркивают их подлость, низость души, нежелание быть лучше. Все мы боимся, просто не каждый из нас может страх этот в себе побороть.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Смелость и трусость" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
  2. Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)
  3. Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)
  4. Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)
  5. Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)
  6. Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)
  7. Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)
  8. Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)
  9. Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
  10. Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  11. Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)
  12. Творчество требует смелости. (А. Матисс)
  13. Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)
  14. Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
  15. Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)
  16. Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)
  17. Смелость — начало победы. (Плутарх)
  18. Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)
  19. Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  20. Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)
  21. Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)
  22. Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)
  23. Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)
  24. Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)
  25. Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)
  26. Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)
  27. Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)
  28. Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)
  29. Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)
  30. При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)
  31. Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)
  32. Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)
  33. Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
  34. О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой)
  35. Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)
  36. Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  37. Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)
  38. Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)
  39. Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  40. Отвага — что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)
  41. Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)
  42. Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  43. Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  44. Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  45. Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди) Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)
  46. Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  47. Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  48. Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
  49. Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  50. Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)
  51. Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать. (Н. Бонапарт)
  52. Необходима большая смелость, чтобы противостоять врагам, но гораздо большая, чтобы пойти наперекор друзьям. (Дж. Роулинг, "Гарри Поттер и философский камень")

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные