Инсценировка зарубежных сказок для детей начальной школы. Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ». скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет
Светлана Крысанова
Театрализованное представление
«Наш край- Ямал »
Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка »
Крысанова С. Ю. МДОУ Детский сад «Сказка » г. Надым
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов Ямала .
Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки , свободно общаться и двигаться.
Развивать связную речь детей, память, фантазию, навыки подражания.
Поощрять творческую инициативу.
Воспитывать бескорыстное чувство любви и благодарности к своей матери.
Оборудование :
Карта ЯНАО, стенд с рисунками о Севере, импровизированный чум, река, костюмы, игра «Рыбалка» , атрибут-маска «Кукушка » , ягоды брусники, орудия труда и спортивные снаряжения ненцев.
Конспект театрализации ненецкой сказки «Кукушка »
Воспитатель
Человек! Оставь на мгновения дела, оглянись на воду, лес, небо и полюбуйся первозданной красотой северной природы.
А можно ли жить в гармонии с природой, не зная своих истоков, национальной культуры, народных традиций и ремёсел, без сохранения опыта предков , когда природа и человек составляли единое целое.
1 ребёнок
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите ,
Потому что, здесь наш дом
Мы на Севере живём.
2 ребёнок
Ты ещё не видел чуда. -
В нашей тундре не был?
Видишь, сопки, словно чумы,
Подпирают небо.
3 ребёнок
Тундра спит…на сопках дальних
Совы-сторожа
В их глазах больших, овальных
Огоньки дрожат.
4 ребёнок
Тьма смягчает лай собачий
И песцовый крик.
Долго на земле озябшей
Ждать ещё зари.
Воспитатель
Много разных загадок у народов Ямала . Они связаны с явлениями природы, окружающим миром и бытом коренных жителей тундры- ненцев.
1. целый день у порога, согнувшись, лежит.
позовёшь на охоту - вперёд побежит (собака)
2. гусиный пух тундру заметает (снег)
3. олень от них убегает, а они не отстают (нарты)
4. в ночь беззвёздную до чума
кто добраться вам поможет?
кто разыщет путь по ветру,
если в тундре бездорожье? (олень)
5. Под водой зубастая собака (щука)
6. под водой много дыр (сеть, невод)
Воспитатель
Много разных сказок у народов Ямала . В них нас поражает точность и красота языка, мы видим в них торжество правды и справедливости. И сейчас вы послушаете одну из них. Называется она «Кукушка » .
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала : одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Вернутся к себе в чум дети, целые сугробы снега натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот однажды ловила мать рыбу в реке, тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы, тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит :
Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Я без бурок
Я без шапки.
У меня нет варежек.
Моя малица промокла.
Близко от нас река, и без одежды сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотели дети есть, заглянули они в чум. Смотрят, а мать посреди чума стоит и ягушку надевает. И вдруг ягушка покрылась перьями, берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. В место рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Смотрите, братья, улетает наша мать птицей!
Мама, мама, мы тебе водички принесли.
Ку-ку, ку-ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Мама, мама! Вернись домой!
Ку-ку, ку-ку. Поздно сынок, не вернусь я.
(мать убегает за сцену, дети бегают по кругу)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по болотам и кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробежали дети, там до сих пор растёт красная ягода брусника.
Навсегда бросила детей мать-кукушка . С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».
Цели и задачи:
Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
Закрепление навыков выразительного чтения.
Систематизировать знания о творчестве разных народов.
Развитие творческой активности.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.
Ход мероприятия:
I. Ученица 6 класса : «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
II. Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).
Выходят четверо учеников в индийских костюмах.
Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
1. Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.
Танец с тканью.
Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь брахмана.
Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.
Танец девушек в сари.
Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
Ювелир: Друзья! Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
Старик выслушал их и сказал:
Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.
IV. Песня
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
V. Презентация про Индию.
VI. Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
ИНДИЯ-ЛАКШМИ
О ты, чарующая людей,
о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной
В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
полную чашу,
Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
жизни нектар, молоко матерей!
Рабиндранат Тагор
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».
Цели и задачи:
Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
Закрепление навыков выразительного чтения.
Систематизировать знания о творчестве разных народов.
Развитие творческой активности.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.
Ход мероприятия:
I . Ученица 6 класса: «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
II . Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).
Выходят четверо учеников в индийских костюмах.
Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.
Танец с тканью.
Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь брахмана.
Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.
Танец девушек в сари.
Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
Ювелир: Друзья!Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
Старик выслушал их и сказал:
Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.
IV . Песня
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
V. Презентация про Индию.
VI . Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
ИНДИЯ-ЛАКШМИ
О ты, чарующая людей,
о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной
В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
полную чашу,
Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
жизни нектар, молоко матерей!
Рабиндранат Тагор
Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:
- сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
- развивающая информация – загадки;
- художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
- наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.
Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ
Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.
У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.
В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:
- умение слушать и слышать;
- деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
- коммуникативные способности;
- навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
- умение достойно держаться перед большой аудиторией;
- эстетический вкус.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”
ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК
Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.
- знакомить с творчеством народов ханты и манси;
- развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.
Технологии: игровые, информационные
Методы и приёмы:
– передача информации с помощью практической деятельности;
– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор с экраном;
- макет домика, деревьев;
- ширма.
Ожидаемый результат:
– расширение кругозора учащихся;
– деятельностная активность учащихся;
– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.
Ход мероприятия
ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.
Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.
У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!
Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.
Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.
1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?
– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?
Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:
Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.
О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.
- Какую сказку смотрели?
- (Ответы детей : “Лиса и гуси”)
- Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
- Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
- А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей
Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.
2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:
Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)
Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.
(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)
- Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
- Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
- Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей
3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.
С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.
Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.
- В кого превратилась мать? Ответы детей
- Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
- Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей
4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.
Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.
Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.
Ведущий:
5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.
Ведущий:
6.Отгадайте загадку:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчались скок да скок,
Белый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зелёным.
Он вокруг берёзки кружит
Перепрыгивает лужи.
Ветер, ветер догони-ка!
Не догнать нам…(зайца)
Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.
- Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей : Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
- Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей : Он ему только мешал. “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
- Чему учит сказка? (Ответы детей : Не быть капризным и слушать старших.)
7.А сейчас отгадайте загадки:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (Топор)
Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.
Ведущий:
8. Отгадайте следующую загадку:
На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)
Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”
- Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей : Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
- Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).
Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.
Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!
Литература
- “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
- “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»
Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
Цели:
- обобщить знания учащихся о сказках;
- развивать умения узнавать сказки и их героев.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.
Ход мероприятия
Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
Ведущие:
Эй-гей, народ честной,
Заходи смелей, не стой!
Те, кто мрачен, кто не улыбается,
На праздник не допускается!
Внимание! Внимание!
Послушайте сообщение важнейшего значения!
Первое событие – праздника открытие!
Затем впоследствии – торжественное приветствие,
Потом – театральное представление,
А дальше – наши выступления!
(Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
1 – ведущий:
Здравствуйте, наши друзья любезные!
Ребятушки расчудесные!
Веселые, забавные,
Мальчишки, девчонки славные!
2 – ведущий:
Дружные, послушные,
Нарядные, приятные!
Смелые, умелые!
Добрейшие, умнейшие!
Симпатичные на вид!
Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
1 – ведущий:
Они прилетели по воздуху к нам,
Приплыли по бурным, зелёным волнам.
2 – ведущий:
Приехали в поезде, в автомобиле.
Волшебства сказочные становятся былью!
(Выходят герои сказок)
Айболит:
Я человек не молодой, с усами и бородой
Люблю ребят, лечу зверят,
Симпатичный на вид
Называюсь … (Айболит)
Карабас:
Я человек не молодой,
Во-от с такущей бородой,
Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Я отъявленный злодей.
Знает кто–нибудь из вас,
Кто такой я … (Карабас)
Красная Шапочка:
Меня моя бабушка очень любила,
Красную шапочку мне подарила,
Только я имя забыла свое.
Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
Буратино:
С букварём иду я в школу –
Деревянный мальчуган –
Попадаю вместо школы,
В полотняный балаган.
Аленушка с Иваном:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Медведь с коробом:
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы пенек,
Съесть бы пирожок.
(Герои сказок под музыку садятся на свои места)
Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
Летела стрела, и попало в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Возле леса на опушке –
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля!
)
Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
(Кащей)
Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок)
Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
1 – ведущий: А каким будет наш приз?
2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
(Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
Ведущий:
А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
1.В чаще леса, вдоль тропинок,
Он стоит среди осинок.
Шляпа есть, но нет пальто
Отгадайте, это что? (Гриб)
2. Деловитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
3. Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок..(Винни-Пух)
4. Проживает вместе с нами,
Ходит с длинными усами,
На дворе в разгаре лето,
А она в меха одета.
Ставят мясо: «Мало, мало!»
Сколько раз ей попадало,
Прыг! – и села на окошко.
Вот у нас какая … (Кошка)
5.В нём вода, но он – не речка,
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть, как печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил – дымится пар
Вот спасибо …(Самовар)
Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
Сапог, («Кот в сапогах»)
Репка, («Репка»)
Стрела, («Лягушка – царевна»)
Топор, («Каша из топора»)
Лук, («Чипполино»)
Таз и мочало, («Мойдодыр»)
Туфелька, («Золушка»)
Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
Ведущий:
Праздник – это шутки,
Праздник – это смех, радость, веселье!
1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
2 – ведущий:
Пусть звонкие песни звучат вокруг!
Песня – веселый и умный друг!
1– ведущий:
Пусть игры и пляски,
Как книжки и сказки,
Украсят наш досуг!
2 – ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем: до свиданья!