Интерактивный музейный комплекс «Буран. Советский многоразовый орбитальный корабль "Буран" (11Ф35) Аттракцион буран в музее космонавтики

Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"

(изделие 11Ф35)

"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового - Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия авиационно-космического комплекса России, как НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и выходными данными издания.

В интернете набирает популярность видео, опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».

На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.

«Эти ангары никому не принадлежат»

Проникновение голландцев к «Бурану» — это отнюдь не первый подобный случай. В 2015 году снимки этого ангара и находящегося в нём аппарата выложил в Сеть пользователь Ralph Mirebs . А в мае 2017 года в ангар проникла целая группа из России, Украины и Великобритании, которая была задержана сотрудниками охраны космодрома.

«Оказывается, эти ангары никому не принадлежат. Они находятся как бы на территории космодрома, но там нет ничего секретного или важного, интереса у ФСБ в этих ангарах нет», — написал на своей странице в соцсети один из участников майского проникновения, руфер Виталий Раскалов . В то же время, по его словам, действующие стартовые площадки космодрома охраняются тщательно.

Заброшенные ангары на Байконуре — память об одной из самых амбициозных космических программ СССР.

«Энергия — Буран»

Строительство советского космического корабля многоразового использования началось ещё в семидесятые, в ответ на аналогичную американскую программу «Спейс шаттл». Корабль должен был выполнять задачи как по мирному освоению космоса, так и в рамках военных программ.

В рамках проекта была создана самая мощная советская ракета-носитель, получившая название «Энергия». Носитель, способный вывести на орбиту до 100, а в перспективе и 200 тонн полезного груза, мог поднимать в космос не только корабль многоразового использования, но также и тяжёлые космические станции. В дальнейшем планировалось использовать «Энергию» для подготовки экспедиции на Луну.

Первый старт ракеты-носителя «Энергия» состоялся в 1987 году. 15 ноября 1988 года «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран».

«Буран» по многим параметрам превосходил американские аналоги. Его первый полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, включая посадку.

2 триллиона на ветер?

Программа «Энергия — Буран» была самой масштабной и дорогостоящей в истории отечественной космонавтики. По курсу 2016 года её стоимость примерно составляет 2 триллиона рублей. Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана», — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье — а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Был подготовлен специальный отряд космонавтов, которым предстояло пилотировать «Буран».

По плану разработчиков, «Бурану» предстояло провести ещё 1-2 полёта в автоматическом режиме, после чего началась бы его эксплуатация в пилотируемом варианте.

Однако Михаил Горбачёв посчитал, что проект слишком дорог, и в 1990 году приказал приостановить работы по программе. В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта.

«Буран» погиб, остались «Буря» и «Байкал»

Следует уточнить: тот корабль, к которому проникают любители приключений, «Бураном» не является.

Настоящий «Буран», летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».

Судьба «Бури» не менее печальна. Корабль был готов примерно на 95 процентов и должен был отправиться в полёт в 1992 году. Но закрытие программы поставило на этих планах крест.

Корабль несколько раз менял собственника, а в настоящее время владелец «Бури» неизвестен. Ангар, где он находится, периодически подвергается набегам охотников за цветным металлом.

«Изделие 2.01» (корабль «Байкал») к моменту закрытия программы было готово примерно на 50 процентов. До 2004 года корабль находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем несколько раз менял «прописку», в 2011 добравшись до подмосковного Жуковского, где он должен был после реконструкции стать экспонатом авиасалона.

Ещё два экземпляра, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны там же после закрытия программы.

Что стоит на ВДНХ?

Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.

БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.

БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.

Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.

Макет космического корабля «Буран» на территории ВДНХ. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Есть ли будущее у великого прошлого

В 2016 году стало известно, что «Роскосмос» принял решение создать на одном из предприятий департамент по многоразовым средствам выведения. В команду департамента собрали ветеранов проекта «Энергия — Буран». На сей раз задачи перед разработчиками не столь амбициозные: речь идёт о создании лётного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя, что должно обеспечить существенное удешевление отечественных космических программ.

Что касается масштабных проектов, подобных программе «Энергия — Буран», то они являются делом будущего.

Ровно три года назад, в 2014 году, макет орбитального корабля «Буран БТС-001» переехал на Главную выставку страны. Транспортная операция, уникальная в масштабах всего мира, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Экспонат весом 50 тонн преодолел расстояние до ВДНХ за 6 часов: «Буран» начал свой путь в парке Горького около 23:00 и доехал в воскресенье к 04:30.

Макет отремонтировали, а на его базе создали интерактивный музейный комплекс. В августе 2015 года он открылся для посетителей. С этих пор на экспозиции побывало 80 090 посетителей. 20 мая 2017 года «Буран» впервые принял участие в Ночи музеев.

Подобные экспозиции - с применением макетов кораблей-челноков - есть в NASA’s Kennedy Space Center (США), в шпайерском Музее техники (ФРГ) и на космодроме Байконур (Казахстан). ВДНХ приглашает на экскурсию-путешествие по интерактивному музейному комплексу «Буран» - главному космическому экспонату России.

Сюжет экскурсии начнется в кинозале, где посетителям продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока, продолжится внутри корабля, где гости познакомятся с конструкцией «Бурана» и его особенностями, а кульминацией станет посещение носовой части корабля. Здесь, на верхнем ярусе, реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Гости ВДНХ получат уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров: программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года. В день музейный комплекс может принять до 560 человек.

Те, кто проголодается во время экскурсии или просто захочет необычных гастрономических впечатлений, смогут попробовать настоящую еду космонавтов. Это аутентичное питание в тюбиках, которое до последнего времени было доступно только в транспортных кораблях и на орбитальных станциях. Съедобные сувениры изготавливаются на том же заводе и по тем же технологиям, что и настоящий рацион космонавтов.

Посетителям ВДНХ предлагается на выбор 11 космических блюд: в основном это очень сытная, калорийная еда из мяса и овощей. В меню специальных автоматов - первые (борщ, щи зеленые, харчо, рассольник), вторые блюда (баранина маринованная, свинина с овощами, пюре мясное) и десерты (творог с облепиховым, абрикосовым, яблочным и черносмородиновым пюре).

МЕСТО: площадка рядом с павильоном №20.
ВРЕМЯ: 11:00–20:00.
СТОИМОСТЬ: взрослым - 500 рублей, детям от 6 до 16 лет, студентам дневных форм обучения и пенсионерам - 250 рублей.

Бесплатно: детям до 6 лет, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет, сотрудникам бюджетных учреждений культуры Российской Федерации, членам международного совета музеев ИКОМ.

Космическая еда - от 300 рублей.

СПРАВКА

Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа, в автоматическом режиме, с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы), благодаря чему вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

). С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась. Лизингополучатель, компания Buran Space Corporation (BSC) , учрежденная в сентябре 1999 года частными лицами из России и Австралии, не стала дожидаться окончания 9-летнего срока лизинга, и вскоре после закрытия Олимпиады- 2000 объявила себя банкротом, успев выплатить НПО "Молния" вместо обещанных $600 тыс. всего $150 тыс. Есть основания предполагать, что банкротство было фиктивным с целью ухода от дальнейших лизинговых платежей и налогов .
Прежнее руководство НПО "Молния" (во главе с ген.директором А.С.Башиловым и директором по маркетингу М.Я.Гофиным) расторгло указанный контракт, однако из-за финансовых трудностей " Молнии " БТС-002 не был вывезен из Австралии. В результате за полтора года, пока БТС-002 находился в Сиднее, накопились долги ($ 11281) за его хранение. 05.06.2002 НПО "Молния" продало БТС-002 за $ 160 тыс. компании " Space Shuttle World Tour Pte Ltd ", владельцем которой являлся сингапурец китайского происхождения К евин Тан (Kevin Tan Swee Leon ).Интересно, что от "Молнии " новый контракт подписал не ген.директор и даже не директор по маркетингу, а подчиненный Гофина, начальник отдела 1121 (маркетинга) Владимир Фишелович на основании доверенности.
По условиям этого контракта сингапурская компания заплатила за хранение БТС-002 в Сиднее, за транспортировку к месту экспонирования в Королевство Бахрейн и за его разборку/ сборку в Сиднее и Бахрейне. Условием платежа "Молнии " был базис поставки FOB Сиднейского порта, однако Kevin Tan смог за обещание (!) взяток подменить коносамент, и в результате ему удалось вывезти БТС-002 без оплаты продавцу первого платежа.
Согласно планам нового "владельца", после Бахрейна БТС-002 должен был экспонироваться на других международных выста вках, но попытки вывезти его из порта Бахрейна провалились. Все дело в том, что " Молния ", не дождавшись обещанных $ 160 тыс. ни по прибытию БТС-002 в Бахрейн, ни через 3 месяца после окончания выставки, наняла местного адвоката, и БТС-002 был заблокирован в порту Манамы, где он и находился до марта текущего года.
Сингапурская компания начала в Бахрейне арбитражный процесс против "
Молнии ", обвинив ее в незаконных (по мнению Тана) действиях. Серия арбитражных процессов продолжалась вплоть до февраля 2008 г. и заслуживает отдельного рассказа. За время судебных разбирательств неоднократно менялись судьи и адвокаты обеих сторон. Тем временем НПО "Молния" попыталась продать БТС-002 во второй раз, теперь уже Техническому музею в немецком городе Зинсхайме . Все переговоры от " Молнии " велись все теми же М.Гофиным и В.Фишеловичем. Так как статус собственности БТС-002 оказался под вопросом, то Технический музей выступил партнером "Молнии " в арбитражном процессе, оплачивая на протяжении 6 лет все судебные издержки, общий объем которых в итоге превысил $ 500 тыс.
25.09.2003 г. НПО "Молния" по контракту SA-25/09-03 продает Техническому музею БТС-002 за $ 350 тыс. Подписавший от лица "Молнии" контракт М.Гофин в п.4.1.3 гарантировал, что БТС-002 "со всеми его компонентами свободен от судебных исков и притязаний со стороны третьих сторон", в подтверждение чего обязался предоставить соответствующие документы и урегулировать все вопросы. Но выполнить свои обязательства "Молния" так и не смогла. Интересно, что через год после начала арбитражных слушаний сингапурская компания попыталась заплатить оговоренные контрактом $ 160 тыс., но НПО "Молния" вернуло деньги, т.к. на тот момент уже имелся новый покупатель (Технический музей в Зинсхайме ), предложивший лучшие финансовые условия. Согласно условиям контракта SA-25/09-03 Технический музей платит за БТС-002 двумя платежами, причем первый в размере 5% ($ 17500) был осуществлен 18.09.2003, т.е. до (!) его подписания. Остальная сумма должна была выплачиваться после погрузки БТС-002 на борт судна в порту Бахрейна.
Весной 2006 г. над руководством НПО грянул гром - А.Башилов и М.Гофин, как и основной состав отдела маркетинга (в т.ч. В.Фишеловича), лишились своих должностей, перейдя на работу в Тушинский машиностроительный завод . После их ухода не удалось найти ни одного "молниевского" экземпляра всей коммерческой документации по БТС-002 , включая контракты.
Казалось бы, со сменой руководства НПО "Молния" , когда были потеряны контакты с последними "лизингополучателями" самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ в Бахрейне, его судьба стала совсем неопределенной. Можно было смело утверждать, что он навсегда потерян для России , но действительность оказалась куда более интересной. Пока новое руководство " Молнии " пыталось найти хоть какую-нибудь информацию, "старое" продолжало поддерживать тесные контакты с музеем, ожидая отгрузки и соответствующих платежей. Дело дошло до того, что в июне 2006 г. М.Гофин и В.Фишелович под видом сотрудников НПО "Молния" принимали у себя (в кабинете В.Фишеловича в 4-ом производственном корпусе ТМЗ) руководство музея и экспедиторской фирмы. При этом введенный в заблуждение музей категорически отказывался от любых контактов с реальными представителями " Молнии ". Технический музей забеспокоился только после получения от указанных "продавцов" на фирменном бланке НПО "Молния" реквизитов р / с в одном из прибалтийских банков для перечисления дальнейших платежей.
После долгих попыток с привлечением представителей средств массовой информации, когда новому руководству НПО "Молнии" наконец-то удалось убедить дирекцию музея в своей легитимности, события становятся похожими на детектив. Адвокату "
Молнии " удается 29.03.2007 выиграть очередной судебный раунд в Бахрейне, в результате которого " Молния " была признана собственником БТС-002, но адвокат Кевина Тана аннулируют это решение на основании предъявленного в суд документа за подписью В.Фишеловича, который 05.04.2007 на основании доверенности от лица НПО "Молния" (N 2004 / 5 от 06.04.2004 с подтверждением Министерства иностранных дел Бахрейна под N 11281 от 10.04.2004) "отказался от приведения в исполнение двух вступивших в законную силу судебных решений <...> , т.к. фирма Space Shuttle World Tour выполнила все свои обязательства; и выдвинул ходатайство о прекращении всех судебных дел по этому поводу". В доказательство выполнения своих обязательств Кевин Тан представил в суд заверение нотариуса Нура Яссем Аль-Наджара (N по реестру 2007015807, текущий N 2007178668), в присутствии которого 25.04.2007 В.Фишелович получил от Тана наличными необходимую сумму в евро.
После возвращения Фишеловича в Москву мы сразу кратко написали об этом эпизоде в новостях сайта .
После этого новое руководство
"Молнии " берет Владимира Израилевича "в оборот", однако Фишелович ставит одно категорическое условие - любое упоминание его фамилии должно быть исключено с нашего сайта! По просьбе я " вынуждена повторно направить документы в Ген.прокуратуру России.
Тем временем основной исполнитель - В.Фишелович после посещения посольства Бахрейна уезжает "на лечение" в Израиль, откуда и дает показания следователям прокуратуры... по факсу!
В итоге в январе этого года стало известно, что 15.12.2007 Генеральная прокуратура РФ направила в адрес НПО "Молния" уведомление в отказе от возбуждения уголовного дела по факту продажи самолета-аналога БТС-002 в отношении бывшего Генерального директора А.С.Башилова , бывшего директора по маркетингу
М.Я.Гофина и его бывшего подчиненного В.И.Фишеловича.
По ранним сообщениям НПО "Молния" , БТС-002 мог быть продан в музей немецкого города Зинсхайм или в постоянную экспозицию комплекса "Мир космоса и авиации", строящегося в рамках проекта DubaiLand (ОАЭ), куда может прибыть уже в 2007 году.
музея .

Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» рядом с павильоном №20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает

Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых с 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.

Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги - проекты 305-2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля - и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.

Кульминация экскурсии - посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И, уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.

Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.

Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.

МЕСТО: площадка рядом с павильоном №20.
ВРЕМЯ: ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00.
Продолжительность экскурсии - 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.
СТОИМОСТЬ: взрослым - 300 рублей, детям от 6 до 16 лет, студентам дневных форм обучения и пенсионерам - 150 рублей.
Бесплатно:детям до шести лет, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет, сотрудникам бюджетных учреждений культуры Российской Федерации, членам международного совета музеев ИКОМ.
ОРГАНИЗАТОР: АО «ВДНХ».

Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа, в автоматическом режиме, с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный побывавший в космосе «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором легендарный ракетоплан хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран» был установлен на территории парка Горького в 1993 году после фактического окончания испытаний. Он в течение долгого периода оставался бесхозным и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького начались глобальные преобразования, аттракцион в «Буране» был закрыт.

В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Уникальная транспортная операция, аналогов которой в мире еще не было, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ за 6 часов!

В кратчайшие сроки «Буран» был отремонтирован, и на его базе был создан интерактивный музейный комплекс. Аналогичные экспозиции с применением макетов кораблей-челноков уже есть в NASA’s Kennedy Space Center в США, в шпайерском Музее техники в Германии и на космодроме Байконур в Казахстане.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные