Исследование с помощью методики несуществующее животное. Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное. «И что же нам теперь делать?» или работа после теста
Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.
Автор Arne OlavТест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.
Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики .
Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».
Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.
Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:
Расположение рисунка на бумаге.
В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его . Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.
Основная часть рисунка.
- Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
- Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
- Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
- Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
- Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
- Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
- Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
- Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.
Нижняя часть рисунка.
- Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в , о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
- Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
- Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.
Дополнительные детали рисунка.
Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.
Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.
Контур рисунка.
Автор Arne Olav
Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.
Тип животного.
Можно условно разделить животных на:
- угрожающих,
- угрожаемых
- и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).
Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.
Название рисунка.
Существует шесть основных типов названий для несуществующего животного:
- соединяющие смысловые части («котосмех», «зайцежер») – говорят о рациональности и адаптированности;
- близкие к научному («тридерикус», «глинолиус») – говорято демонстративности;
- поверхностные и неосмысленные («лаласа», «мрама») — о легкомысленности и неосторожности;
- юмористические («пузырька», «чурунда») – о снисходительном отношении к другим;
- простые («ля-ля», «сим-сим») – об инфантильности;
- удлиненные («пратомина-кароза») – о склонности к фантазированию.
Что-то про «несуществующее животное» слышали, наверное, все. Обычно люди с удовольствием рисуют это самое несуществующее животное, но никто толком не знает, как его интерпретировать, в то время как ответ на вопрос: "А что это значит?" - и есть самый главный.
Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание.
Методика проведения теста "Рисунок несуществующего животного"
Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.
На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать русалку?" - "Русалка уже была в сказках") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".
Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!
После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".
1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)
3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
4. Что оно ест? Что пьет?
5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?
6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"
После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.
"И что всё это значит?" или
интерпретация теста про несуществующее животное
Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.
1. Общая характеристика животного.
- нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
- животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
- животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
- животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
- человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
- в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
- вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.
Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.
Что делает животное на рисунке:
Спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;
Стоит - стнадратная поза;
Идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.
Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.
2. Строение тела несуществующего животного.
- Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).
- Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.
- Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.
- Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутсвие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тоникие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).
- Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.
- Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.
- Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.
- Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на шизоидность, возможную патологию мышления.
- Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.
Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об бразе жизни животного.
3. Графические особенности:
4. Рассказ о животном.
Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.
Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.
Еда: если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).
Отсутствие друзей, равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.
Наличие врагов, нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).
Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д.
Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.
«И что же нам теперь делать?» или работа после теста
Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!
Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!
Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.
Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.
Примеры интерпретации теста "Рисунок несуществующего животного"
Пример №1 Рисунок мальчика 12 лет "Пятиголовый"
Пятиголовый живет один в пещере и питается пиццей - той самой едой, которую запрещает мама. Все пять голов хотят одновременно и разного: одна - есть пиццу, другая - курить, третья - спортом заниматься, четвертая - учиться, пятая - гулять. Как вы уже догадались, перед нами - подросток, которого желания, цели и обязанности тянут одновременно в противоположные стороны. Но на самом деле в ситуацию подмешана и семейная составляющая: совсем недавно родители мальчика развелись, и сейчас он "разрывается" между ними, потому что стабильный порядок общения отца с сыном еще не сформировался. Ему хочется видеться с папой, но это получается через раз, из-за чего сын очень страдает, а акции протеста обрушиваются на маму, с которой он остался жить.
Пример №2 РНЖ девочки 8 лет
Это несуществующее животное живет на отдельной планете, занимается тем, что ходит по магазинам, причем продуктовым и хозяйственным, а не с игрушками. Обратите внимание на улыбку с зубами: оно как будто через силу (натянуто) улыбается, хотя на самом деле злится. На голове корона - признак демонстративности, желания выделиться. А вот низ туловища - это скорее неподвижный постамент. Жизнь девчоки явно замкнулась между детским садом, магазином и домом. Девочка живет жизнью взрослых, а совсем не ребенка. Ей не хватает игр, общения и свободного времени. Она делает вид, что всё хорошо, но на самом деле очень напряжена. Об этом говорят красные цвета и обильная штриховка на рисунке.
Пример №3 поделка из пластилина мальчика 9 лет "Несуществующее животное слон"
Если тестируемый не любит рисовать - это не проблема. Несуществующее животное можно слепить, склеить, собрать из чего угодно. В данном случае мы выбрали цветной пластилин средней мягкости. Это "несуществующее" животное практически полностью копирует слона и отличается от настоящего только маленьким размером. Спереди у него бивни, сверху он прикрыт цветком, снизу прикреплена опора, так как фигурка крайне неустойчива, а сзади - тяжелый хвост с шипами. Главная его задача - прятаться и защищаться. Его можно было бы назвать агрессивным, но агрессия явно защитная, а сам слон - синий, т.е. спокойный.
Дело в том, что автор поделки - мальчик "домашний", спокойный и с небольшим опытом общения. И когда он пошел в школу, то оказался в агрессивной среде, куда его не приняли и чуть не "затравили". Родители приняли решение сменить школу и перевели сына в более спокойный и дружелюбный коллектив. Но по привычке мальчик еще ждет агрессивных нападок и реагирует на них привычным образом. Цель нашей совместной работы - научиться вести себя с одноклассниками разными способами, а не только прятаться и отбиваться.
На собеседовании при приеме на работу или любом другом часто просят нарисовать несуществующее животное. "Детский" тест с серьезным смыслом или о чем расскажет рисунок вымышленного животного.
Тест несуществующее животное. (Проективная методика "Нарисуй животное"):
Инструкция.
Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.
Ключ.
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Интерпретация
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою межполовую роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку либидо-признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме либидо.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.
Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так же боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант - отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)
Положение анфас, т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.
Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по ведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Относительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.
Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.
Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент)
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
1) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).
Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не со единены вовсе - это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек кудрей, цветково-функциональные детали).
Это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали символа - крыльям или щупальцам и т. д.).
Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.
Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.
Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры
Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.
Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей (только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей).
Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.
В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность.
Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога). Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему Я, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).
В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно значимы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа.
Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов.
Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ ственно иронически снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру тру», «лю лю», «кус кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).