История и этнология. Факты. События. Вымысел. Какими были русские женщины-богатыри


В южнорусских степях когда-то правили, женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли...

С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц.

Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано:
"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"?

Здесь в самый раз вернуться к мифам, но уже не к греческим, а к нашим собственным. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов?

Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов.


Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов.

Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.

Наряду с "поляковщиками" в русских былинах очень часто упоминаются "поляницы", женщины-богатыри.


С поляницей Златогоркой бьется Илья Муромец, а через многие годы он встречается со своей "неузнанной" дочерью от этой Златогорки, поляница и жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою, с поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович, а в одном из вариантов былины "Про Илью Муромца и Тугарина" поляница Савишна - жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина.

Здесь легко увидеть параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и греческих мифов: герои-мужчины одолевают-таки воительниц в нелегком поединке, и те становятся женами победителей. Хотя нередко воительницы гибнут. Особенно преуспели в этом Геракл и Илья Муромец.
Рыцарского отношения к даме им явно не хватало.

Но обратимся к первоисточнику («Илья Муромец и дочь его» - былина):

Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная.
Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:

Коль Владимир князь стольно-киевский
Мне не даст да супротивника,
Из чиста поля да наездника,
Я приеду тогда во славный Киев-град,
Мужичков всех повырублю,
А все церкви на дым спущу,
Самому князю Владимиру я голову срублю...

Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы...


Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову.

«Поляницы преудалые русского эпоса,- замечает он, - чрезвычайно оригинальны.
Это - степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,- жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц - «поляницы» - славянское.

По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь».

Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли».

Международные параллели русским поляницам - греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря). Легенды об амазонках широко известны во всех частях света и являются либо порождением местной традиции, либо распространением греческой.

Русские женщины-воительницы, вероятнее всего, принадлежат древнейшей местной традиции.

Не удержишь в затворенной келье -
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы,
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далекая быль.

Стихи А Белянин.


Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде.
По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования.

В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах — причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.

Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.


Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий.

Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.


А И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»;
первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами.
Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя".
По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.

Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы.
«Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr „дева-правительница“, сами же они знаменательно именуют себя „королем“ (kongr), но не „королевой“ (dróttning)».


Современность

В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации.

К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.


Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в рамках традиционной патриархальной социальной модели.

Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — то есть в ситуациях, где очевидны её физические навыки.

Этот образ может эффективно использоваться и в произведениях о современном мире, например в фильмах в жанре girls with guns.

В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.

Исторические примеры

Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.

Все же можно перечислить несколько примеров:


* китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.
* ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: «мои мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами».
* спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.
* британская королева Боадицея
* мусульманская принцесса Амина (Amina)
* Этельфледа, дочь Альфреда Великого
* Жанна Д’Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.
* Мандухай Мудрая, монгольская княжна, разгромившая в нескольких битвах подряд врагов своего малолетнего воспитанника и будущего мужа Даян-хана — племена ойратов.
* Надежда Дурова — кавалерист-девица. К моменту бегства в армию была замужней женщиной и имела сына, что обычно «исчезает» при беллетрезации её образа, возможно, в соответствии с архетипом.
В мифологии

Богини-воительницы

* Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.)
* Инанна (шумер.)
* Анат (западносемит.)
* Аллат (древнеараб.)
* Иштар — один из эпитетов — «Воительница»
* Шавушка (шуррит.)
* Ардвисура Анахита (древнеиран.)
* Дурга (инд.)
* Морриган (ирл.)
* Ойя (йоруба)
* Скатах (кельтск.)
* Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне


Группы

* валькирии (сканд.)
* фраваши — (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.
* Нация женщин-воительниц — амазонки.



Обычные люди

античность:

* Горга (дочь Ойнея)
* Аталанта
* Гарпалика
* Камилла в «Энеиде»

* Chitrāngadā, одна из жён Арджуны («Махабхарата») командует армиями своего отца.
* Gordafarie («Шахнаме»)
* Дейрдра (ирл.)
* Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)
* Shieldmaid
* русские богатырки:
Степная королева-воительница Марья Моревна
Воительница-поленица Настасья — жена богатыря Дуная Ивановича.
Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца
* Женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. «Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков»)
* Сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters)
* Кырк кыз («сорок девушек») — у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.
* Женщины-богатырки в якутских эпических мифах («Олонхо»), например, Дьырыбына Дьырылыатта
* Очы-Бала (алтайский эпос)
* Дочь Даргавсара (нартский эпос)


В литературе и живописи

Исследователи отмечают, что изображение девы-воительницы является сквозным сюжетом, и этот литературный и иконографический образ является распространенным в западной традиции, причем она может быть и меланхоличной, и агрессивной. В изобразительном искусстве и литературы он появился начиная с античности и до конца XIX века, особенный расцвет приходится на XVI век в литературе и XVII век в живописи

Средневековье


* Брюнхильда — валькирья, персонаж «Песни о нибелунгах», поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.
* в рыцарских романах:
Брадаманта — персонаж романов о Роланде
(«Освобождённый Иерусалим», Торквато Тассо):
+ Эрминия
+ Хлоринда — сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство
+ Марфиза — царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей — Градасса, Агрикана и Карла Великого.
+ Гильдиппа, супруга Одоарда, вместе с которым они являются доблестными и неразлучными супругами-воителями
* в исландских сагах:
Флорентия — королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания («Сага о Гиббоне»)
Мармория — королева Греции («Сага о Парталопе»)
Седентиана — героиня «Саги о Сигурде Молчаливом»
Розамунда — героиня «Лэ о Ланвале» («Песнь о Януале»)
Ингигерд — королева, героиня «Саги о Сигргарде Смелом»
Торнбьёрг — дочь шведского короля, героиня «Саги о Хрольве, сыне Гаутрека»
* Хуа Мулань — героиня китайской средневековой литературы

Возрождение

* Бельфебея и Бритомарта в «Королеве фей» Спенсера

Новое время

* Женский персонаж поэмы Томмазо Гросси «Ломбардцы в первом крестовом походе» (XIX век) и одноименной лирической оперы Верди по ней.
* Опера Рихарда Вагнера «Валькирия».

Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины - профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли их амазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.

Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.

Наследницы Скифии
Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).

Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по убитым противникам было выяснено, что это молодые девушки, молодые скифы связались с амазонками и стали посещать их, а потом и жить с ними. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы.

Женщины с оружием известны и у кочевников Средневековья. В русских народных сказаниях, былинах тоже есть образ женщины-воина -поляницы.

Словами былин
В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их. Название «лоляница» происходит от слова «полякование». Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулишна - дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича.

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве До-брыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара.

Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин».

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую - отпущу тебя». Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала другая поляница по имени Настасья. Сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастал своей храбростью, а Настасья - меткостью в стрельбе из лука. Дунай принял это как вызов и устроил проверку. Настасья трижды прострелила серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.

Дунай оказался не в силах признать превосходство жены и приказал ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попала в Настасью, и она погибла. В горе Дунай бросился на свой меч и умер рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне (тоже дочери Микулы Селяниновича). И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Чем не богатырша!

Есть женщины в русских селеньях...
В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать. Русский военный историк Василий Потто так писал о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу - в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.

Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая - в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин.

Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами... из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»... Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

С древних времен и до наших дней в мире считается, что мужчины являются добытчиками, защитниками, воинами одним словом сильный пол. Женщина же создана природой для рождения детей и их воспитания, заботе об уюте в доме и семейном очаге. Девушки слабый пол, который не может постаять за себя, не говоря уже о том, что бы на равных сражаться и побеждать в битвах мужчин. Но мировая история хранит сотни фактов героических поступков и побед на поле боя именно женщин или благодаря им. О самых известных женщинах воительницах их подвигах совершенных в кровопролитных битвах и жизни в целом можно будет узнать здесь. Это далеко не полный список великих воительниц мировой истории.

Жанна Дарк (Франция)


Безусловно, самой известной в наше время женщиной воительницей является молодая французская девушка Жанна Дарк. Она появилась в самый сложный момент в истории своей родины во время столетней войны, когда у французского народа уже практически не осталось надежд на выдворение англичан с их родной земли и победу в этом затянувшемся конфликте. Родилась Орлеанская дева , так еще называли Жанну 6 января 1412 года. Когда девушке исполнилось 17 лет, она пришла на поклон к дофину Карлу VII и сказала, что послана самим Господом для спасения французского народа от английской агрессии и возведение самого Карла на королевский престол.

После долгих раздумий дофин доверил Жанне руководство своей армией, и она за несколько дней под руководством девушки одержала ряд ярких побед в битвах и сняла многодневную осаду с города Орлеан. Жанна помогла Карлу взойти на престол, как и обещала и смогла одержать еще несколько военных успехов. Но из-за коварного предательства, была взята в плен, а после продана англичанам жаждущим наказать юную спасительницу Франции. Англичане признали Дарк еретичкой и сожгли на костре. Через несколько десятков лет все обвинения были сняты с «Орлеанской девы», а в 20 годы XX века Жанна была канонизирована, на сегодня является святой покровительницей Франции.

Яххотеп (Египет)


Яххотеп супруга фараона Таа II и мать основательница новой династии фараонов Египта восемнадцатой по счету. Жила и правила Яххотеп в районе 1500 годов до нашей эры. После смерти своего мужа лично возглавляла свои войска и прославилась как отличный воин и главнокомандующий войск.

Гробница царицы была обнаружена в 1859 году и в ней были найдены предметы не только царской власти и женские вещи и принадлежности, но и в знак ее воинских заслуг кинжал, топор и множество боевых наград которые присущи для захоронения воинов мужчин. Главный артефакт, подтверждающий заслуги Яххотеп на поле боя это орден Золотой мухи, которым награждались воины только за самые героические заслуги в бою и он так же был найден в ее саркофаге. Также подвиги Яххотеп навеки запечатлены на стенах храма Амун-Ра в Египте.

Агнесс Рэндольф (Шотландия)


Леди Рэндольф по праву входит в число величайших женщин воинов. Под ее чутким руководством защитники замка Дунбара владелицей, которого она являлась вместе со своим супругом графом Патриком, в течение 5 месяцев сдерживали осаду от английских войск, агрессоров.

После каждой отраженной атаки врага Агнесса приказывала защитникам города очищать стены и зубцы замка от его последствий, тем самым демонстрирую не сломность характера горожан и веру в итоговую победу над врагом. После 5 месяцев безуспешной осады англичане были вынуждены покинуть Дунбар ни счем. А известный шотландский писатель Вальтер Скотт написал, что славное имея леди Рэндольф ни когда не стереть из истории страны.

Клеопатра (Египет)


Клеопатра является последней правительницей Египта, до завоевания его Римской Империей. О жизни, красоте и суровом нраве царицы ходят легенды уже более 2 тысяч лет. Клеопатра на веки останется символом величественной, сильной и красивейшей женщины на планете Земля, эталоном к которому можно приблизиться, но никогда не превзойти.

Египетская царица вела отчаянную и бесперспективную войну с сильнейшим на тот момент государством мира Римской Империей за независимость. Даже помощь ее возлюбленного Марка Антония и его армии не смогли помочь ей в битве с врагом. Не желая покоряться римскому императору и выходить за него замуж, покончила жизнь самоубийством.

Матильда Тосканская (Италия)


Родилась знаменитая итальянская воительница в 1061 году. С раннего детства занималась военным искусством и великолепно владела оружием. В настоящем бою приняла участие уже в 15 летнем возрасте. На протяжении 30 лет верой и правдой служила церкви сначала Папе Григорию, а потом еще и Папе Урбану.

После смерти своего отчима, Матильда лично возглавила армию и не один раз принимала непосредственное участие в кровавых сражениях, из которых всегда возвращалась в целости и сохранности, ведя свое войско к новым победам. С возрастом бросила военную службу и ушла в монастырь, но когда возникали вспышки восстаний и волнений грозилась собрать войско и жестко наказать неверных. Свои владения после смерти завещала церкви.

Жанна де Дампьер (Франция)


Жанна де Дампьер проявила свои неординарные военно-тактические способности во время осады родного города врагами. Девушка до этого никогда не принимавшая участия в битвах, надела доспехи и с толком и пониманием дела руководила обороной города. Жанна сумела вывести около 300 человек из осажденного поселения, добраться до Бреста. Там собрала армию и вернулась домой на помощь мужу, чтобы разбить врага и снять осаду с крепости. Тактическим навыкам и умениям этой героической женщины могли позавидовать большинство ее современников, военноначальников.

Королева Гвендолина (Британия)


Легендарная королева Британии жившая в 1000 годы до нашей эры. Была женой правителя бриттов Локрина и матерью его сына Мадана, что не помешала ее супругу уйти к другой женщине, которую и сделал новой королевой. Грендолина не согласившись с таким отношением к себе и ребенку собрала могущественную армию и сама возглавив ее двинулась войной на Локрина что бы восстановить себя во главе страны. Гвендолина победила в этой войне, решающая битва которой состоялась возле реки Стур где и погиб Локрин. После своего триумфа Гвендолина на протяжении долгих 15 лет единолично правила Британией , после чего переда власть своему сыну Мадану. Мужчины, не стоит изменять женщинам, что бы ни оказаться на месте Локрина!

Древним миром правили мужчины. Сильные воины, умевшие противопоставить врагу сталь и ловкость, с презрением смотрели на женщин, способных разве что рожать детей и готовить пищу. Однако, история знает немало храбрых воительниц, в одиночку способных противостоять вражеским войскам. Вот 10 девушек, сумевших доказать, что поле битвы не знает гендерных различий и ценит лишь воинскую смелость.

Принцесса Пиньян

Принцесса Пиньян была дочерью Ли Юань, который основал династии Тан. Когда Ли Юань начал свой бунт Пиньян собрала в помощь отцу армию крестьян и захватила контроль над округом Хуахин. В 617 г. н.э., она захватила столицу династии Суй и стала первой женщиной в Китае получившей титул маршала.

Хидна

Хидна из Скиона училась плавать с самого детства, что пригодилось всей Греции. Разбив спартанцев в битве при Фермопилах, персы шли на Афины, скрытно отправив флот вниз по побережью. Хидна сумела проплыть десять километров в бурю, следя за передвижением флота, а затем подала знак афинским судам для атаки. Сама бесстрашная воительница заняла место на флагмане и погибла при первом же столкновении с персами.

Жанна д’Арк

Историю Орлеанской девы знает каждый школьник, но историки до сих пор не понимают как объяснить чудесное превращение обычной селянки в грозную воительницу, сумевшую разбить английскую армию. Жанну судили как ведьму и сожгли на костре, затем канонизировали и причислили к лику святых.

Графиня де Монтфорт

В 1300 году город Жанны де Данпьер осадила армия врагов. Муж девы-воительницы пал на стенах, после чего она надела его доспехи и приняла командование. Сумев снять осаду с города, Жанна собрала отряд из нескольких сотен воинов, вышла в поле и наголову разбила осаждавших.

Матильда Тосканская

С пятнадцати лет Матильда участвовала в кровавых сражениях. Ее выдающиеся способности военачальника использовал сначала Папа Григорий, а затем Папа Урбан. Отдав войне тридцать лет, Матильда удалилась в монастырь где и окончила свои дни.

Корделия

История британской королевы Корделии нашла отражение во многих сагах. Девушке пришлось править страной после смерти своего отца, Лира Британского. Корделия покончила с собой в плену, а Шекспир ввел ее героиней в трагедии «Король Лир».

Мавия

Во время правления императора Валента союз полукочевых арабских племен прорвал границу и вторгся на территорию Римской империи. Во главе кочевников стояла Мавия, женщина-воин. Римский полководец Созомен с презрением смотрел на племена, согласившиеся подчиняться женщине, за что и поплатился собственной головой в первой же стычке с Мавией.

Кинана

Император Нерон лишил предводительницу независимого племени иценов титула, что спровоцировало знаменитое антиримское восстание 61 года. Боудикка правила своим войском с боевой колесницы и сумела одержать ряд побед над римскими легионами. В последней битве воины Цезаря окружили иценов, но Боудикка предпочла отравить себя ядом болиголова, чтобы не попадать в плен.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные