История отечественной литературы коровин 3 часть. История русской литературы

М.: 200 5 ; Ч.1 - 480с., Ч.2 - 528с., Ч.3 - 543с.

Учебник «История русской литературы XIX века» в 3-х частях охватывает период с начала и до конца столетия. В нем помещены обзорные главы, посвященные состоянию общественной мысли и литературной жизни в России в разные исторические периоды, условно подразделяемые на три временных отрезка: 1795-1830-е («От предромантизма к романтизму. Зарождение и формирование реализма»), 1840-1860-е («От романтизма к реализму. Реализм») и 1870-1890-е («Реализм. Отголоски романтизма. Новые литературные веяния») годы. Так как наиболее глубокие изменения в развитии русской литературы были связаны с художественными прорывами, совершенными великими писателями, то творчество этих писателей рассматривается в так называемых «монографических главах», опять-таки условно отнесенных к тому или иному периоду. Общая идея учебника состоит в том, чтобы последовательно проследить путь русской литературы от господства жанрового мышления через мышление стилями при сохранении «памяти жанра» до торжества индивидуально-стилевых систем.

В помощь студентам при усвоении курса «История русской литературы XIX века» в учебнике сообщаются основные понятия, используемые при изучении каждой темы, вопросы, систематизирующие полученные знания, и научно-справочная литература, необходимая для изучения. В конце 3-й части приводятся примерные темы самостоятельных занятий, примерные темы курсовых и дипломных работ, справочные, теоретические и историко-литературные труды, относящие ко всему курсу в целом.

Часть 1 (1795 - 1830гг.)

Формат: doc

Размер: 2,4 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2 (1840 - 1860гг.)

Формат: doc

Размер: 2,5 Мб

Скачать: drive.google

Часть 3 (1870 - 1890гг.)

Формат: djvu

Размер: 7,4 Мб

Скачать: drive.google

Часть 3 (1870 - 1890гг.)

Формат: pdf

Размер: 53,1 Мб

Скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Введение
Глава 1 . Литературное движение 1800-1830-х годов
Исторические события
Состояние литературы
Поэзия
Состояние прозы
Драматургия
В.А. Озеров
«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика о литературном языке
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 2 . В.А. Жуковский 1783–1852
Понятие об элегии и ее разновидностях. «Сельское кладбище»
«Певец во стане русских воинов»
«Море»
Понятие о лирическом герое и поэтике Жуковского
Нравственный пафос поэзии Жуковского. «Теон и Эсхин»
Жанр баллады
Русские баллады. «Людмила»
«Светлана»
Античные баллады
Средневековые («рыцарские») баллады
Творчество последних лет
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 3 . К.Н. Батюшков 1787–1855
Ученический период
Творческий взлет. «Маленькая философия»
Лирика 1809–1811 годов
«Вакханка»
«Мои пенаты»
Лирический герой
Духовный кризис. Крах «Маленькой философии»
Преодоление кризиса. Лирика 1812–1816 годов. Эпическая, или историческая, элегия
«На развалинах замка в Швеции»
«Судьба Одиссея»
«К другу»
«Опыты в стихах и прозе»
Лирика 1817–1821 годов. Антологические стихотворения
«Умирающий Тасс»
«Из греческой антологии»
«Подражания древним»
«Школа гармонической точности»
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 4 . Литературное творчество декабристов
Поэзия декабристов. П.А. Катенин. Ф.Н. Глинка
Поэзия К.Ф. Рылеева
Думы
Жанр думы и понятие о романтическом историзме декабристов
Поэма «Войнаровский»
Поэзия А.И. Одоевского
Художественная проза декабристов
Драматургия декабристов
Декабристская критика
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 5 . И.А. Крылов 1769–1844
Жанр басни в понимании Крылова
Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов Крылова
Своеобразие басен и новаторство Крылова
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 6 . А.С. Грибоедов 1795–1829
Творческая история комедии «Горе от ума»
Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция
«Горе от ума» и «Мизантроп» Мольера
Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление
Чацкий как комическое и трагическое лицо. Пушкин о комедии и о Чацком
Софья, Молчалин, Репетилов и др
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 7 . А.С. Пушкин 1799–1837
Лицейское творчество (1813–1817)
Петербургский период творчества (1817–1820)
Южная ссылка (1820–1824)
Ссылка в Михайловское (1824–1826)
После ссылки, или середина жизни (1826–1830)
Жанр поэмы. «Полтава» (1828)
1830-е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
Лирика 1830–1837 годов
Баллада
Сказки
Поэмы
Роман в стихах «Евгений Онегин» (9 мая 1823 – 25 сентября 1830)
Драматургия. «Маленькие трагедии», или «Опыт драматических изучений»(1830)
Прозаические произведения
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 8 . Е.А. Баратынский 1800–1844
Начало творчества
Ранняя лирика и поэма «пиры» (1820)
Элегия 1820-х годов
«Эда» (1824) и другие поэмы
Лирика 1827–1833 годов
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература

ЧАСТЬ 2
Предисловие
Глава 1
Денис Давыдов (1784–1839)
Поэты пушкинского круга
П. А. Вяземский (1792–1878)
А. А. Дельвиг (1798–1831)
Н. М. Языков (1803–1847)
Поэты-любомудры
Д. В. Веневитинов (1805–1827)
С. П. Шевырев (1806–1864)
А. С. Хомяков (1804–1860)
Поэты-романтики второго ряда
Поэты кружка Станкевича (И. Клюшников (1811–1895), В. Красов (1810–1854), К. Аксаков (1817–1860))
А. Ф. Воейков (1779–1839)
И. И. Козлов (1779–1840)
A. Ф. Вельтман (1800–1870)
В. И. Туманский (1800–1860)
Ф. А. Туманский (1799–1853)
А. И. Подолинский (1806–1886)
В. Г. Тепляков (1804–1842)
В. Г. Бенедиктов (1807–1873)
А. И. Полежаев (1804–1838)
А. В. Кольцов (1809–1842)
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 2
Жанровая типология русской романтической повести
Историческая повесть
«Предромантическая» историческая повесть. «Славенские вечера» В. Т. Нарежного
Историческая повесть декабристов
Тема Новгорода в декабристской повести
Тема Ливонии в исторической повести декабристов
Исторические повести Н. А. Полевого (1796–1846)
История в повестях А. Корниловича (1800–1834), А. Крюкова (1803–1833), О. Сомова (1793–1833) и др
Фантастическая повесть
Специфика романтической фантастической повести и ее генезис
Типология фантастической романтической повести
Повести А. Погорельского (1787–1836)
Повести В. Ф. Одоевского (1803–1869)
Повести О. И. Сенковского (1800–1858)
Светская повесть
Повести А. А. Бестужева-Марлинского (1797–1837)
Светские повести В. Ф. Одоевского
Повести «КняжнА Мими». «КняжнА Зизи»
Бытовая повесть
Повести о «Гении» (художнике)
Историко-героические повести А. А. Бестужева-Марлинского
Повести Н. Ф. Павлова (1803–1864)
Основные понятия

Литература
Глава 3
Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
«Ангел» (1831)
«Русалка» (1832)
«Еврейская мелодия» (1836)
«К*» («Я не унижусь пред тобою…») (1832)
«Парус» (1832)
Поэмы 1828–1832 и 1833–1836 годов
«Измаил-Бей» (1832)
Исторические поэмы
«Последний сын вольности» (1831)
«Боярин Орша» (1835–1836)
Иронические и юнкерские поэмы
Проза 1828–1832 и 1833–1836 годов
«Вадим» (1832)
«Княгиня Лиговская»
Драматические произведения
«Menschen und leidenschaften» («Люди и страсти») (1830)
«Странный человек» (1831)
«Два брата» (1834–1836)
«Маскарад» (1835–1836)
Поэтический язык Лермонтова
Лирика 1837–1841 годов
«Родина» (1841)
«Бородино» (1837)
«И скушно и грустно» (1840)
«Дума» (1838)
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
«Валерик» (1840)
«Благодарность» (1840)
«Ветка Палестины» (1838)
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
«Молитва» (1839)
«Молитва» (1837)
Объективно-сюжетные стихотворения
«Казачья колыбельная песня» (1840)
«Поэт» (1838)
«Пророк» (1841)
«Смерть поэта» (1837)
«Не верь себе» (1839)
«Журналист, читатель и писатель» (1840)
«Выхожу один я на дорогу…» (1841)
Поэмы 1837–1841 годов
«Песня про… купца Калашникова» (1837)
«Тамбовская казначейша» (1838)
«Беглец» (1837–1838?)
«Мцыри» (1839)
«Демон» (1841)
«Сказка для детей» (1841)
«Герой нашего времени» (1838–1840)
Автор, повествователь и герой
Философия, сюжет и композиция романа
Жанровые традиции и жанр романа
Образ Печорина
Грушницкий, Максим Максимыч и другие
Основные понятия
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 4
Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты
Поэма «Ганц Кюхельгартен». Первые годы в Петербурге
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Структура и композиция цикла. образы рассказчиков
Повесть «Страшная месть»
Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Цикл повестей «Миргород» (1835)
Анализ повестей с точки зрения их места в общем замысле цикла
Повесть «Старосветские помещики»
Фантастическая повесть «Вий»
«Арабески» (1835). Статьи Гоголя по истории и искусств
Цикл «Петербургские повести» (1835–1842)
Комедии Н. В. Гоголя. Поэтика комического
«Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии
Жанровое новаторство комедии «Ревизор»

Часть 3 учебника посвящена творчеству JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям ВУЗов и школ.

Среди писателей-реалистов А.Ф. Писемский по праву занимает место рядом с выдающимися современниками - И.С. Тургеневым, Н.С. Лесковым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским. Прочное литературное признание обеспечила ему несомненная яркость художественного дарования, всегда направленного на действительность с ее насущными проблемами, при самом широком диапазоне творческих исканий, обогативших повествовательные жанры (от очерка до романа) и повлиявших на развитие отечественной драматургии и театра.

Особенно замечателен неповторимый авторский почерк Писемского как выражение органичного для писателя художественного метода: здесь сказались, по собственному его признанию, «необыкновенная реальность взгляда, жизненная и художественная правда и строгость в воззрениях, доходящая до скептицизма». В историю русской литературы Писемский вошел как автор романов «Тысяча душ», «Люди сороковых годов», «Взбаламученное море», повестей и рассказов «Тюфяк», «Старая барыня», «Старческий грех», «Батька», «Очерков из крестьянского быта», драмы «Горькая судьбина». Касаясь коренных бытийных начал в изображении общественного и гражданского, в основном, провинциального быта, Писемский создал уникальный художественный мир, значительно углубивший представление о реалистическом искусстве в целом и непосредственно отразившийся на процессах национального развития.

Оглавление
Глава 1. А.Ф. Писемский (Н.Л. Вершинина) 4
Глава 2. П.И. Мельников (Андрей Печерский) (Н.Н. Прокофьева, Е.В. Николаева) 30
Глава 3. А.Н. Островский (Н.Л. Вершинина) 41
Глава 4. А.В. Сухово-Кобылин (Н.Н. Прокофьева) 76
Глава 5. Ф.И. Тютчев (СВ. Сапожков) 80
Глава 6. Н.А. Некрасов (Н.Л. Вершинина) 95
Глава 7. А.А. Фет (СВ. Сапожков) 120
Глава 8. А.Н. Майков (Н.Н. Прокофьева) 137
Глава 9. Я.П. Полонский (СВ. Сапожков) 163
Глава 10. А.К. Толстой (Н.Н. Прокофьева) 175
Глава 11. Литературное движение 1870-х годов (Н.Л. Вершинина; при участии В.И. Коровина и Л.М. Крупчанова) 197
Глава 12. Л.Н. Толстой (Е.В. Николаева) 210
Глава 13. Ф.М. Достоевский (Е.Г. Чернышева) 266
Глава 14. Литературное движение 1880-1890-х годов (СВ. Сапожков; при участии В.И. Коровина и Л.М. Крупчанова) 325
Глава 15. Поэзия 1880-1890-х годов (СВ. Сапожков; раздел о М.А. Лохвицкой - при участии О.Э. Подойницыной) 339
Глава 16. Проза 1880-1890-х годов (А.П. Ауэр) 378
Глава 17. Н.С. Лесков (Л.А. Капитанова) 402
Глава 18. А.П. Чехов (СВ. Тихомиров) 455
Заключение (В.И. Коровин) 496
Приложение. Русская стиховая культура XIX века (О.И. Федотов) 497
Рекомендуемая литература (Общие труды) 535
Примерные темы семинарских занятий 536
Примерные темы курсовых работ 539
Примерные темы дипломных сочинений 541.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История русской литературы XIX века, Часть 3, 1870-1890, Коровин В.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу История русской литературы XIX века, Часть 3, 1870-1890, Коровин В.И., 2005. djvu - Яндекс Народ Диск.

История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы Прокофьева Наталья Николаевна

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература»

УДК 821.161.1(075.8+091)“1879/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1-8я73-1 И90

А.П. Ауэр, H.JI. Вершинина, JI.A. Капитанова, В.И. Коровин, Л.М. Крупчанов, Е.В. Николаева, О.Э. Подойницына, H.H. Прокофьева, С.В. Сапожков, С.В. Тихомиров,

О.И. Федотов, Е.Г. Чернышева

История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870- И90 1890 годы) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / [А.П. Ауэр и др.] ; под ред. В.И. Коровина. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 543 с. - (Учебник для вузов).

ISBN 5-691-01408-0.

ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З).

Агентство CIP РГБ.

Часть 3 учебника посвещена творчеству JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям вузов и школ.

УДК 821.161.1(075.8+091)“1870/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1 -8я73-1

ISBN 5-691-01408-0 ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З)

ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2005

Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005 Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ПОКОЛЕНИЕ 1890-х ГОДОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Много лет назад, а именно в начале 1960-х годов, в жизни огромной страны, вооруженной не хуже высокоразвитых стран, но по качеству повседневной жизни своих рядовых граждан едва достигнувшей уровня слаборазвитых, происходили

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

К. Григорьян Из статьи «Русская поэзия 1880-1890-х гг.» В 80-е гг. и последующие десятилетия особой популярностью в передовых слоях русского общества пользовалась поэзия Семена Яковлевича Надсона (1862–1887), отразившая не только переживания, сомнения и тревоги ее творца, но и

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ЗАПИСКИ Е. А. ХВОСТОВОЙ. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова. СПб. 1870 ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына. СПб. 1870 С некоторого времени мы открываем собственную Америку. Эта Америка - наше прошлое, и притом очень недавнее. Есть люди, которые

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

Записки Е. А. Хвостовой. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю Лермонтова, СПб. 1870 Прошедшее и настоящее. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына, СПб. 1870 ОЗ, 1871, № 1, отд. «Новые книги», стр. 48–54 (вып. в свет - 17 января). Без подписи. Авторство указано и аргументировано путем анализа

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Карел ЧАПЕК (1890–1938) Среди произведений чешского писателя К. Чапека - романы, пьесы, новеллы, путевые записки, публицистические и философские статьи. В основном он известен как фантаст и сатирик. Первая книга рассказов К. Чапека вышла в 1917 г.В 1920 г. появилась его пьеса

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Б. Л. Пастернак (1890–1960) 36. Зима Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы. «По местам, кто не хочет - к сторонке!» Шумы-шорохи, гром кутерьмы. «Значит - в «море волнуется»? В повесть, Завивающуюся жгутом, Где вступают в черед, не готовясь? Значит - в жизнь?

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович 29. I(10.II).1890, Москва - 30.V.1960, Переделкино Можно сказать, что Борис Пастернак родился под крылом Серебряного века. Наиболее близки к его творчеству были три поэта: Анненский, Блок и Рильке. В ранние годы он испытал влияние Андрея Белого.Отец Бориса

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860

Из книги Собрание сочинений. Т.26. Из сборников: «Поход», «Новый поход», «Истина шествует», «Смесь». Письма автора Золя Эмиль

ГЛАВА I. РОМАНИСТЫ 1880–1890–Х ГОДОВ Отличительной особенностью периода 80–90–х годов в истории русского романа является его переходный характер. Это были годы окончательного крушения идеалов народничества 60–70–х годов. Бурное развитие капиталистических отношений в

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

1890 © Перевод С. Рошаль ЖЮЛЮ ЛЕМЕТРУ Париж, 9 марта 1890 г.Я очень польщен, дорогой собрат, и чуть смущен опубликованной статьей о «Человеке-звере», так как в ней содержатся очень серьезные похвалы, даже для человека, который слывет гордецом.Но в особенности меня восхитило то,

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

ГЛАВА 14 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880-1890-х ГОДОВ Два исторических события стоят у истоков литературной эпохи 1880- 1890 -х годов. Первое - открытие памятника A.C. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. и всенародные торжества, этой дате сопутствующие. Второе - убийство народовольцами 1

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ГЛАВА 15 ПОЭЗИЯ 1880-1890-х ГОДОВ Пожалуй, трудно найти в истории русской поэзии период более противоречивый и более забытый, и, как следствие, менее всего изученный, чем поэтическое двадцатилетие 1880-1890-х годов. Недаром чаще всего его называют поэтическим «безвременьем». В

Из книги автора

ГЛАВА 16 ПРОЗА 1880-1890-х ГОДОВ В 80-90-е годы русская проза XIX в. подошла к завершающей стадии своего развития. Накопившаяся художественная энергия давала все возможности для самого решительного движения вперед, но эта решительность была приостановлена двумя трагическими

В учебнике по-новому рассматривается литературный процесс середины XIX века: выделены не только обличительно-реалистические тенденции, но и романтическо-лирические, утверждающие высокие нравственные ценности. Изучение творчества корифеев литературы сопровождается осмыслением художественного процесса в целом, литературных объединений и школ, читательских мнений, своеобразия бытования творчества писателей. В обновленном четвертом издании учебника расширены философско-этические и аксиологические аспекты анализа. Заново написана глава об И.С. Тургеневе, написано заключение, обновлены проблемные задачи изучения литературы, библиографические списки и др. Теоретический материал сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов, обеспечивающими требования компетенций «знать», «уметь», «владеть».

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Текущая страница: 1 (всего у книги 46 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

    Шрифт:

    100% +

    Ауэр Александр Петрович, Вершинина Наталья Леонидовна, Капитанова Людмила Анатольевна и др

    История русской литературы XIX века. Часть 3

    Алексей Феофилактович Писемский 1820 или 1821-1881

    Среди писателей-реалистов А. Ф. Писемский по праву занимает место рядом с выдающимися современниками – И. С. Тургеневым, Н. С. Лесковым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским. Прочное литературное признание обеспечила ему несомненная яркость художественного дарования, всегда направленного на действительность с ее насущными проблемами, при самом широком диапазоне творческих исканий, обогативших повествовательные жанры (от очерка до романа) и повлиявших на развитие отечественной драматургии и театра.

    Особенно замечателен неповторимый авторский почерк Писемского как выражение органичного для писателя художественного метода: здесь сказались, по собственному его признанию, «необыкновенная реальность взгляда, жизненная и художественная правда и строгость в воззрениях, доходящая до скептицизма» . В историю русской литературы Писемский вошел как автор романов «Тысяча душ», «Люди сороковых годов», «Взбаламученное море», повестей и рассказов «Тюфяк», «Старая барыня», «Старческий грех», «Батька», «Очерков из крестьянского быта», драмы «Горькая судьбина». Касаясь коренных бытийных начал в изображении общественного и гражданского, в основном, провинциального быта, Писемский создал уникальный художественный мир, значительно углубивший представление о реалистическом искусстве в целом и непосредственно отразившийся на процессах национального развития.

    Для людей нашего времени произведения Писемского продолжают оставаться объектом скрещения противостоящих тенденций в общественном и литературном сознании , а сложившаяся репутация писателя как «непризнанного классика» побуждает к дальнейшему, углубленному изучению его наследия на основе научно осмысленных сложностей литературного развития.

    «Чувство у него выражается… смыслом целого произведения» (Н. Г. Чернышевский). Литературная позиция Писемского в оценке критики

    В истории русского реализма творчество Писемского сопряжено с самыми противоположными мнениями и критическими оценками и, вместе с тем, безоговорочно отнесено выразителями разных идейно-эстетических ориентаций (А. В. Дружинин, А. А. Григорьев, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев) к явлениям замечательным, определяющим развитие отечественной литературы в целом. Только на первый взгляд в суждениях о роли Писемского в литературном процессе неожиданно совпадают критики-антагонисты, выступившие в связи с истолкованием его произведений как непримиримые противники. В действительности это вполне отвечает внутренней природе и глубоким, сущностным особенностям дарования Писемского – самобытного художника.

    В этом отношении наиболее показательна полемика между A. B. Дружининым и Н. Г. Чернышевским, развернувшаяся в период острых споров о «пушкинском» и «гоголевском» направлениях в развитии искусства. Опровергая – со своих позиций – доводы Дружинина в похвалу Писемскому как «независимому художнику», поставившему «в благородный свет… стороны русской жизни самые правдивые и утешительные», Чернышевский, в свою очередь, настаивает на «правдивости» Писемского («С известной точки зрения, он… ближе к настоящим понятиям и желаниям исправного поселянина, нежели другие писатели, касавшиеся этого быта»), подразумевая совсем иное: «…никто из русских беллетристов не изображал простого народного быта красками более темными, нежели г. Писемский». Предметом полемики служат «Очерки из крестьянского быта» (1856), осознанные как итог литературного движения 40-х и первой половины 50-х годов (Тургенев, Григорович) и знаменующие переход к эпохе 60-х годов с ее новыми целями и социальными перспективами. Исходя из этого, оба критика видят в «Очерках» типические черты, характеризующие «силу» таланта автора, уже сформировавшегося, но далеко еще не завершившего свое развитие.

    И Дружинин, и Чернышевский не соглашаются с закрепившейся литературной репутацией Писемского как «бесстрастного» художника, талант которого исчерпывается «чистой» наблюдательностью. Следуя прямо противоположным принципам, эти критики одинаково обосновывают высокую оценку дарования писателя и не признают в нем отвлеченности от проблем, по-настоящему жизненных, нежелания «употребить свою силу на служение современному интересу». Обоснование «блистательной» роли Писемского (Н. Г. Чернышевский) как «художника замечательной силы» (А. В. Дружинин) вытекает из сущности его необычайного таланта: словно бы «переплавляя» в себе анализ, «рефлексию», унаследованную от прежних исканий литературы, говорить прямо о «деле», самую жизнь представляя таким образом, что она выступает судьей и в то же время милосердным «врачевателем» неисчислимых людских страданий.

    Жизненность в ее безыскусственной полноте, в ее необъятном, эпически-самоценном течении почувствовали в Писемском противостоящие во всем остальном Дружинин и Чернышевский, выделив в его даре то, что представлялось им значимым и актуальным для общественного сознания. Поэтому их выводы клонятся к общему итогу: «Этюды эти… обогащая нас фактами метко подмеченными, художественно сгруппированными, ведут нас к тому, что сказанный быт, со всеми идеями, к нему прикосновенными, становится для нас во всех отношениях живее и понятнее» (А. В. Дружинин); «…у г. Писемского спокойствие не есть равнодушие… Он излагает дело с видимым бесстрастием докладчика – но равнодушный тон докладчика вовсе не доказывает, чтобы он не желал решения в пользу той или другой стороны, напротив, весь доклад так составлен, что решение должно склониться в пользу той стороны, которая кажется правою докладчику» (Н. Г. Чернышевский).

    Главное же, что оба критика увидели и показали Писемского как могучее в своей неделимости явление. В его произведениях они постигли субстанциональные начала жизни, разнородные, нередко противоречивые, но при этом органически взаимосвязанные в яркой жизненной целостности. Имея в виду уже ставшие знаменитыми произведения: «Боярщина», «Тюфяк», «Сергей Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти», «Богатый жених», «Фараон» и другие, Чернышевский делал вывод, что «чувство у него выражается… смыслом целого произведения», нисколько не противореча Дружинину, сказавшему: «Когда в человеке свободно соединяются воедино и талант, и призвание, и зоркость глаза, и понимание настоящего дела, то от такого человека мы вправе ждать всецелой и всесторонней правды».

    Приведенный «диалог» выдающихся критиков 50-х годов – лишь наиболее показательное свидетельство невозможности применить к феноменальному в своей органике литературному явлению традиционные мерки: социальности, психологизма, идеологической тенденции, лиризма и т. д. Подобное встречается нечасто, но может быть отнесено и к И. А. Гончарову, и к А. Н. Островскому. Чем острее полемика по поводу их произведений, тем яснее, что она должна вскрыть (поверх разногласий) общность позиций: применительно к Писемскому, это убеждение в его приверженности правде, столь многоликой, что она созвучна каждому, кто, вслед за автором, вошел в его мир.

    Писемский и его «эстетические отношения… к действительности»

    Писемский был воспринят как достойный продолжатель лучших традиций литературы, без разделения их на начала «пушкинское» и «гоголевское». В нем они проявились как генетически близкие и художественно взаимодополняющие. Следуя Пушкину, писатель неуклонно стремился к «гармонической правильности распределения предметов», по известному выражению Л. Н. Толстого. Не случайно в речи на юбилее Писемского критик Б. Н. Алмазов отметил в его сочинениях «стройность постройки целого, … строгость очертания фабулы, … строго-соразмеренное соотношение частей, словом, … классическую правильность и единство создания…». «Стройности постройки целого» способствовало и то, что Писемский решительно отвергал все чужеродное, все, что находилось «вне средств» художника. Мысль о необходимости писать, «сообразуясь с средствами своего таланта», он высказал, анализируя «Мертвые души» Гоголя, в которых находил действительную «сообразность» там, где проявлял себя особый, по-пушкински «необъятный» юмор.

    В программной статье, содержащей разбор второго тома «Мертвых душ» (1855), Писемский охарактеризовал «юмор» Гоголя как «трезвый, разумный взгляд на жизнь, освещенный смехом и принявший полные этою жизнью художественные формы». Такой «юмор» далеко не сводим к сатире и «социально-сатирической» интерпретации, которую, по Писемскому, содержала критика Белинского. Писатель видит «юмор» не в книжной сатире даже лучших ее представителей (Кантемир, Фонвизин, Грибоедов), а в «наших летописях, старинных деловых актах, … в народных песнях, в сказках, в поговорках и в перекидных речах народа…». Несомненно, и себя он причисляет к «юмористам» в этом смысле – «юмористам» эпическим, не признающим крайностей, стремящимся не затушевывать противоречия, но, наоборот, находить в них «общечеловеческие» и «народные» основы творчества.

    Истолкование произведений Писемского в духе позитивизма (Д. И. Писарев) или «почвенничества» (А. А. Григорьев), бесспорно, мотивировалось объективными, заложенными в его эстетике началами. Однако оценки критиков никогда не отражали их вполне, не прикреплялись к ним буквально. Резкие контрасты, проявившиеся в эстетических декларациях писателя; несовместимые, казалось бы, качества, отличающие его наиболее жизненных, достоверных героев; эклектизм социальной позиции: уже в начале творчества он словно бы «между» демократическим и реформистски-либеральным течениями (П. Г. Пустовойт); наконец, «полнейший индифферентизм» (С. А. Венгеров) политических воззрений в позднейшем творчестве, когда в одном ряду «наших снобсов» (цикл «Русские лгуны», 1865) оказались «Невинные врали…, Сентименталы и сентименталки…, Марлинщина…, Байронисты российские, тонкие эстетики…, Народолюбы…, Герценисты…, Катковисты…» , – позволили говорить об очень разном, но едином Писемском. Вопрос о «цельности» его таланта возник непосредственно в связи с художественным мироощущением писателя и свойствами его натуры, но не в связи с теоретически осмысленной им концепцией или, тем более, определенной идеологией. «…Писемский тем легче сохраняет спокойствие тона, – проницательно отметил Чернышевский, – что, переселившись в эту жизнь (подразумевается крепостной быт. – Н.В.), не принес с собой рациональной теории о том, каким бы образом должна была устроиться жизнь людей в этой сфере. Его воззрение на этот быт не подготовлено наукою – ему известна только практика, и он так сроднился с нею, что его чувство волнуется только уклонениями от того порядка, который считается обыкновенным в этой сфере жизни, а не самим порядком».

    Эстетико-художественные представления Писемского всего нагляднее выразились в его оценках гоголевских персонажей: «…разговаривают два человека, отдаленные друг от друга столетием (Тентетников и Чичиков. – Н.В.): в одном ни воспитанием, ни жизнью никакие нравственные начала не тронуты, а в другом они уж чересчур развиты … странное явление, но в то же время поразительно верное действительности!»; «Фигура его (генерала Бетрищева. – Н.В.) до того ясна, что как будто облечена плотью»; «И не мудрено, что с такой неровностью в характере, с такими крупными, яркими противоположностями он должен был неминуемо встретить по службе множество неприятностей…»; «Несмотря на это странное соединение доброго сердца, светлого сознательного ума с распущенностью, пустой в высшей степени жизни с религиозностью, Хлобуев составляет органически цельное, поразительно живое лицо» и т. п.

    «Верность действительности» – не как особая задача, а как единственно возможный способ изображения реальности – стала для Писемского главным художественным принципом, заставив поднять глубинные пласты русской национальной жизни.

    Один из самых крупных исследователей Писемского, С. А. Венгеров, приходил к выводу, что никто не мог «так отчетливо представить себе и читателям психологию … житейской пошлости и обыденности», «ни у кого из русских писателей» их воспроизведение «не достигло такой рельефности и верности» .

    Но и так называемый «провинционализм» Писемского – не однороден, противоречив, обогащен теми типическими для русской жизни чертами, которыми писатель так восхищался в «Мертвых душах» Гоголя. Родившись в усадьбе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии – по одним сведениям 10 марта 1820, по другим – 11 марта 1821 года, Писемский был потомком старинного дворянского рода. Как писал он в автобиографии: «Один из предков моих, некто дьяк Писемский, был посылаем царем Иоанном Грозным в качестве посла в Лондон… Другой предок мой из рода Писемских пошел в монастырь и устроился быть причисленным к лику святых…». Впоследствии та ветвь, к которой принадлежал писатель, превратилась в «совершенно захудалую»: «дед мой был безграмотен, ходил в лаптях и сам пахал землю». Отец же начал службу солдатом – в войсках, отправленных на завоевание Крыма, а затем Кавказа. Уже в очень не молодом возрасте дослужившись до чина майора, возвратился на родину, в Костромскую губернию, вышел в отставку и женился. Ветеран Лихарев в пьесе «Ветеран и новобранец», полковник Вихров в имеющем автобиографические черты романе «Люди сороковых годов» (1869) и собственно «старик» Писемский в рассказе «Плотничья артель» показывают, как понимал и что особенно ценил в отце писатель: это был «человек поля, боя и нужды!».

    По-другому «определял» Писемский мать, которая присоединяла к трезвости и деловитости мужа одухотворенность и чуткость «мечтательной, тонко-умной» натуры. «Итак, вот под какими влияниями рос будущий писатель-реалист, – не без иронии замечал С. А. Венгеров, – отец – кряжистый практик, мать – умная, нервная и впечатлительная, и дядя (бывший флотский офицер В. Н. Бартенев. – Н.В.) – один из лучших представителей просвещения и образования того медвежьего угла, в котором Писемскому довелось родиться» .

    На то, что описание его детства, проведенного в уездном городке Ветлуге, можно найти в романе «Люди сороковых годов», указал сам писатель. В автобиографии оно носит печать характерного для Писемского стиля «вещественности», которая у него обретает качество живой плоти бытия: «…помню я наш дом, довольно большой, с мезонином, где обитал я; помню пол очень не гладкий, играя на котором я занаживал себе руки; помню высокую белую церковь, а в ней рыжего протопопа Копасова; помню кадку из-под стрехи, в которой нянька меня купала; а больше всего помню ясные, светлые дни и большую реку, к которой меня нянька никогда близко не подпускала». Традиционное представление о Писемском как о писателе, лишенном «лиризма», нуждается в уточнении. Понимая под «лиризмом» нечто узкое и субъективное, писатель и сам постоянно от него «открещивался», но поэзию быта, которая в его представлении ничем не отличалась от прозы бытия, он не только признавал, но и олицетворял всем многообразным выражением «собственного опыта и художественного инстинкта» .

    Особенная любовь к чтению, не подчиненная никакой системе, характеризует развитие юного Писемского: «…читать … романы любил до страсти: до четырнадцатилетнего возраста я уже прочел … большую часть романов Вальтера Скотта, Дон-Кихота, Фоблаза, Жильблаза, Хромого Беса, Серапиновых братьев Гофмана, персидский роман Хаджи Боба…». Говоря о «Жильблазе», Писемский, несомненно, подразумевает роман А. Р. Лесажа «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны». Однако с полным основанием в данный список мог бы войти и «Российский Жилблаз» В. Т. Нарежного. Нравоописание, к которому всегда тяготел писатель, генетически восходило к законченным, взятым словно бы «без всяких культурных покрытий» (В. О. Ключевский) образам публицистики и художественной прозы конца XVIII – начала XIX вв. Не противоречила подобному представлению о способе отображения реальности и рано развившаяся другая его «страсть» – «страсть» к театру. В костромской гимназии Писемский успешно участвовал в любительских спектаклях, исполняя, в основном, комические роли. Но особенно он отличился в студенческие годы и по окончании курса в Московском университете, где с 1840 по 1844 г. обучался на физико-математическом отделении философского факультета и одновременно слушал лекции С. П. Шевырева; изучал французских классиков и зачитывался популярными тогда в широкой публике романами В. Гюго и Ж. Санд.

    Тогда же пробудился интерес Писемского к театру и, в особенности, к театру, созданному Гоголем. Этот интерес был связан с его пониманием «средств», которые с равным правом могут быть применены и в прозе, и в драматическом искусстве. С точки зрения художника, впоследствии написавшего ряд пьес, среди которых и прославленная «Горькая судьбина» (1859), театр предоставляет героям недоступные для них в других литературных жанрах возможности самораскрытия. Писатель отверг «психологический анализ», к которому обратилась литература после художественных открытий раннего Достоевского и в преддверии опытов Толстого. То, в чем его с раздражением упрекала критика после первых произведений, в которых вполне проявились черты его собственной, демонстративно «антипсихологической» манеры («Г. Писемский владеет даром выставлять внешний комизм: в этом его несомненное отличительное свойство … внутренняя сторона комического или не интересует его, или недоступна ему», – писали «Отечественные записки» в 1852 г.), в действительности было выражением принципиальной для писателя установки на «зрительную» публику. «…Читающей с верным чутьем публики у нас нет, – писал он А. Н. Майкову 8 мая 1854 г., – а если и есть публика, так только зрительная, театральная, и та потому только существует более справедливою в своих суждениях, что ей растолковывает писателя игрой своей актер». Блестящий успех Писемского в «Женитьбе» Гоголя (он играл Подколесина) запомнился Москве «высокой сценической игрой» (И. Ф. Горбунов). Писемский как будто опробовал на сцене ту художественную манеру, которая вскоре выделит его из ряда писателей уже как прозаика, повествователя.

    Расчет на понимание «публики» проявился и в прозе – прежде всего, в отказе от всего предвзятого, ходульного, наигранного, «напряженного». К роману писатель впоследствии предъявил те же требования, что и к сценическому искусству, к актерской игре. Его Рымов в рассказе «Комик» (1851), поразивший погрязшее в театральной и иной рутине общество «небольшого уездного города» подлинным сценическим талантом в роли Подколесина, внутренне сопротивляется тому, что проповедуют его столпы: «Что это такое: где я был? Точно сумасшедший дом … что такое говорил этот господин: классическая комедия, Мольер не классик … единство содержания … «Женитьба» – фарс, черт знает что такое! Столпотворение какое-то вавилонское!..»

    Писемский сблизился с идейно и художественно прогрессивными стремлениями «натуральной школы», всей душой сочувствуя «направлению» Гоголя и Белинского. «За нынешней литературой останется большая заслуга: прежде риторически лгали, а нынче без риторики начинают понемногу говорить правду», – выражает авторскую точку зрения главный герой лучшего из романов Писемского «Тысяча душ» (1853–1858) Яков Калинович. Героиня романа Настенька, живя в провинциальном Энске, читает «Отечественные записки», а ее старик-отец, чиновник в отставке, замечает: «Горячая и умная голова этот господин критик Белинский!».

    Первым своим произведением (о нем пойдет речь ниже) Писемский во многих отношениях вписывается в «натуральную школу» (выбор сюжета о загубленной «нежной душе», установка на нравоописание, связанное с изображением грубого провинциального быта, сатирические приемы, восходящие к Гоголю и т. д.). Однако в нем уже ясно проявились и те признаки изобразительной манеры, которые предопределили собственный, самобытный путь в литературе. Его начало относится к середине 40-х годов.

    «Виновата ли она?» Несостоявшийся дебют. «Боярщина»

    Служба сначала в Костромской, а затем в Московской палате государственных имуществ в 1846–1847 годы, явившись следствием тяжелых материальных обстоятельств, стала для Писемского (как, примерно, в те же годы для А. Н. Островского) той «питающей» средой, которая помогла ему найти фактический материал для своих произведений. Первая повесть «Виновата ли она?» (1846) пафосом и тематикой мало чем отличается от типичных для нового «направления» сочинений (примечательна перекличка в названии с романом А. И. Герцена «Кто виноват?»). «Женский вопрос», который поднимался на щит в 30-40-е годы, нередко раскрываясь в сентиментально-романтическом ключе (повести М. П. Погодина, И. И. Панаева, И. А. Гончарова, В. А. Соллогуба, Е. А. Ган, Н. А. Некрасова и др.), нашел у Писемского выражение в сюжете мелодраматического свойства: нежная красавица с чувствительным сердцем, генеральская дочь Анна Павловна, выданная замуж по расчету, чахнет с мужем, бывшим полковым командиром Задор-Мановским, который, поселившись в семейной усадьбе, делает ее постоянной жертвой своей «свирепой запальчивости». Романтические отношения к «мечтательному другу» молодости Эльчанинову заканчиваются для героини проклятием мужа и позорным изгнанием из дома. Но и соединение с возлюбленным не приносит ей счастья: презрение общества, нужда и легкомыслие Эльчанинова, посягательство на ее честь со стороны мнимого друга семьи, сластолюбивого графа Сапеги, безвременно сводят ее в могилу.

    Повесть, не пропущенная цензурой в годы «мрачного семилетия» и опубликованная лишь в 1858 г., прошла почти не замеченной – настолько далеки уже от русского общества были вопросы «жорж-зандизма» и настолько малооригинальной представлялась эта повесть на фоне многочисленных произведений о «жертвах» обстоятельств, «заеденных средой». Однако этот несостоявшийся дебют Писемского (сделавший его словно бы «бездебютным» писателем) во всем остальном вполне соответствовал той художественной индивидуальности, которая уже проявилась в сочинениях, увидевших свет прежде этой повести. «Гоголевское» начало сказалось здесь в особой, «юмористической» точке зрения на обитателей «небольшой волости» некоего уезда, где разыгралась эта драма. В печати повесть появилась под заглавием «Боярщина» (по названию волости), что более соответствовало ее объективной содержательности. Боярщина, которая, подобно «Растеряевой улице» в позднейших очерках Г. Успенского, выступает центральным героем повести, важна именно в своей целокупности, без различия так называемых «главных» и «второстепенных» лиц. «Романтическое приключение», оставившее по себе предание, в мире Уситковых, Симановских, провинциальных львиц (Клеопатра Николаевна) и приживальщиков (племянник графа Иван Александрович) находит себе отнюдь не «романтический» эквивалент. Две «правды» существуют в соположении, как объективная данность, в которой нет и не может быть однозначности, сколь бы «стереотипной» ни представлялась ситуация, составившая сюжет. Первая «правда»: «…г. Мановский, в продолжение нескольких лет до того мучил и тиранил свою жену, женщину весьма милую и образованную, что та вынуждена была бежать от него…»; вторая: «…Анна Павловна еще до замужества вела себя двусмысленно – причина, по которой Мановский дурно жил с женою. Граф, знавший ее по Петербургу и, может быть, уже бывший с нею в некоторых сношениях, приехав в деревню, захотел возобновить с нею прошедшее…» и т. д.

    Изображение героев как «цельных» личностей (о Задор-Мановском, например, сказано: «Упрямый и злой по природе, он был в то же время честолюбив и жаден») и в этом, раннем опыте не исключает в них прямо противоположных свойств: слабый и ветреный Эльчанинов – нечто среднее между Хлестаковым и Рудиным – совершает подлость по склонности к «искренней лжи», которая была воспитана в нем эпохой «драпирующегося фразерства» (Д. И. Писарев); богач Сапега, при всей своей порочности, способен к разумным суждениям, а иногда к раскаянию и благородству; Задор-Мановский после смерти жены чувствует к ней едва ли не нежность и т. п.

    Появляется в повести и герой, тип которого здесь и в других произведениях Писемский будет выводить с неизменной симпатией. Это человек, в котором суть и выражение ее, внутреннее и внешнее, не образуют даже малейшего зазора. Дворянин-бедняк Савелий как художественный образ кажется навеянным фольклором и исполненным в духе «суздальской живописи» (А. А. Григорьев): «Он с трудом умел читать, нигде не служил, но, несмотря на бедность, на отсутствие всякого образования, он был честный, добрый и умный малый. Он никогда и никому не жаловался на свою участь и никогда не позволял себе, подобно другим бедным дворянам, просить помощи у богатых. Он неусыпно пахал, с помощью одного крепостного мужика, свою землю и, таким образом, имел кусок хлеба. Кроме того, он очень был искусен в разных ремеслах…». Печать истинного трагизма лежит на судьбе Савелия. После смерти тайно любимой им Анны Павловны он уходит в новый и далекий мир – куда-то на Кавказ, «на службу», но сохраняет здоровье – как физическое, так и душевное. Повесть заканчивается относящейся к его уходу кокетливой репликой предводительши, к которой примешивается горечь авторской иронии: «Пешком? Ах, бедненький, ему, верно, не на что было ехать».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные