История санта клауса. Где живет Санта Клаус? Ты знаешь где живет санта клаус

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Ни в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени – Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю) для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса.

Собственно, в житии святителя Николая нет ничего сказочного. Есть чудесное. Более других известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св. Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. На последнем остановимся подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).

Благодарная память о том, как святитель Николай помогал людям в их бедах
и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы
Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества

Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.

Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре

Изображения святого Николая на православной иконе


С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан, штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку, или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре «Посещение рождественского деда».

К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шоппинговую кампанию.

Санта-Клаус – персонаж, перекочевавший из сказок в реальность. В него верят дети и подростки, к его помощи прибегают взрослые. Существованием героя объясняют необычные события, происходящие в новогодние праздники. Седобородый старичок в традиционном красном костюме заботится о детях и в течение года готовит подарки. Сюрпризы, размещаемые под елкой в канун Нового года, ожидаемы малышами не меньше презентов на день рождения. Взаимоотношения с вымышленным персонажем строятся на вере в него и в чудо.

История появления

Сложно поверить, что Санта-Клаус – настоящий человек. Он жил в древние времена, и его родина называлась не Лапландия, а Ликийские Миры. Это земли, располагающиеся на территории нынешней Турции. Упоминания о персонаже относятся к 253 году нашей эры. Имя гражданина – Святой Николай. Он трудился в звании епископа, слыл добропорядочным человеком и был уважаем за веру. Располагая накоплениями, Святой Николай делился с нуждающимися и помогал им по мере сил. Моряки, торговцы и пекари считали его покровителем, а дети души не чаяли в добром герое.

По традиции, установленной в 10 веке, 6 декабря было днем раздачи гостинцев в Кельнском кафедральном соборе. Обычай быстро переняли в других городах, связав его со знаменитым Святым Николаем. В России героя зовут .

В 19 веке американец Клемент Мур создал поэму под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Она повествовала о хождениях дедушки по домам с целью раздачи подарков детям, которые хорошо вели себя весь год. Имя персонажа – Санта-Клаус – связали с щедрым дарителем.


К 1840 году в Новом Свете практически все имели представление о том, кто такой Санта-Клаус. В 1863 художник Томас Наст использовал образ старичка в политических карикатурах. Впоследствии он описал жизнь волшебника в иллюстрациях. С тех пор принято считать, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе, а его резиденция вмещает множество эльфов, помогающих мастерить подарки для детей.

По легенде, у Санты есть дом, где он живет и работает. Здесь он делает записи в книге поступков детей со всего света, оценивая, кто был послушным, а кто проказничал. Любопытно, что первоначально герой изображался в образе эльфа, но с течением времени облик стал более человечным и похожим на тот, который можно увидеть на современных изображениях персонажа.


Биография

На протяжении года Санта готовится к главному празднику, чтобы побаловать детей долгожданными подарками. В канун праздника он садится в сани, запряженные оленями, и летит по небу в разные страны, развозя презенты. Дедушка спускается в каждый дом по дымоходу, оставляет сюрпризы под елкой и лакомится печеньем. Завершив работу, отправляется восвояси и вновь дает задание эльфам, собирающим подарки малышам.

Санта одет в красные штаны и куртку с ремнем, на голове у него аккуратный колпачок, а на ногах высокие сапоги. На некоторых изображениях можно заметить, что дедушка не прочь побаловаться курительной трубкой. Окружение старичка своеобразно, а история жизни остается таинственной.


В отличие от , у которого есть внучка , Санта-Клаус одинок. Хотя некоторые предполагают, что миссис Клаус имеет право на существование. Старичок самостоятельно заботится о себе и питает слабость к молоку с печеньем, которые принято оставлять для него под елкой. Среди его приятелей – эльфы и олени, существа, с которыми Санта без труда находит общий язык.

Волшебные сани перемещают по воздуху лесные олени: Дэшер – Стремительный, Дэнсер – Танцор, Пренсер – Скакун, Виксен – Резвый, Комет – Комета, Кьюпид – Купидон, Дондер – Гром, Блитцен – Молния и Рудольф. Последний скакун присоединился к стаду случайно, настигнув оленей во время снежной бури. Его отличает яркий красный светящийся нос.


Если говорить о человеке, который послужил прототипом Санта-Клаусу, то его биография имеет больше подтверждений и известных деталей. Николас родился в Малой Азии в 255-257 гг. н.э. в Патаре. Родители мальчика умерли, оставив наследнику свое имущество. Он жил с дядей-священником и помогал тем, кто нуждался. Известен случай, связанный с семьей бедного человека, чьи дочери не могли выйти замуж за неимением приданного. Девушек собирались продать в рабство.

Ночью перед первой сделкой старшая дочь повесила чулки после стирки сушиться, а поутру нашла в них золото. Николас помог девушкам обрести счастье. Он приходил на выручку тайно. Спустя время его избрали епископом. Жизнь героя была примером веры, щедрости и сердечности. После смерти Николаса традиция дарить подарки и оставлять сюрпризы в новогодних чулках продолжилась.


Цитаты и факты

В разных странах Санта-Клаус представляется в отличающихся образах, и на разных языках мира его имя звучит по-разному. В России и Беларуси это Дед Мороз, в Австрии – Сильвестр, в Греции – Святой Василий, в Германии – Вайнахтсман, в Колумбии – Папа Паскуаль, во Франции – Пер Ноэль. Голландия – страна, где Санту зовут Синтерклаас. В каждом государстве волшебник прячет подарки по-своему. В Швеции дети находят их у печки, в Германии – на подоконнике, в Мексике – в ботинках, а в Испании – на балконе. В одном уголке света Санта-Клаус – языческий бог, в другом – волшебник, а в третьем – лесной житель.


В Европе принято считать, что великовозрастный любимчик детей живет в Лапландии. Многие семьи приезжают в резиденцию Санта-Клауса погостить в преддверие Нового года. В Америке у дедушки есть резиденция в Торрингтоне, штат Коннектикут и в Вильмингтоне, штат Нью-Йорк.

Американцы сделали Санта-Клауса кумиром миллионов. Благодаря знаменитой рекламной кампании бренда «Кока-Кола» образ бойкого дедушки закрепился в сознании детей и взрослых. Неудивительно, что мультперсонажи в США безошибочно озвучивают нюансы биографии Санты.

«Разве вы не знаете истинного значения Рождества? Это же день рождения Санты!» – говорит .

В мультфильме «Секретная служба Санты» должность главного кудесника передается из поколения в поколение, и главный герой с достоинством заявляет:

«Много лет назад мой отец сказал мне, что быть Сантой – это лучшая на свете профессия. Он был прав: обожаю свою работу!»

Добрый образ полноватого старичка, приносящего подарки, культивируется в Америке и других странах, позволяя детям верить в волшебство и сказку. Философские цитаты на этот счет содержит каждая новогодняя кинолента, транслируемая в период праздников.

Экранизации


Билли Боб Торнтон в фильме "Плохой Санта"

Санта стал героем многочисленных мультипликационных проектов и кинолент. В комедиях в образе новогоднего волшебника предстают родители многодетных семейств, отъявленные бандиты, герои, не верящие в силу Рождества, и те, кому не хватает любви и тепла в холодные зимние праздники.

Деятели кинематографа представляют Санта-Клауса в образе обычного семьянина в ленте «Санта-Клаус» 1994 года, знакомят публику с персонажем, вынужденным играть роль доброго волшебника в картине «Плохой Санта» 2003 года и предлагают узнать, как может выглядеть семейство дедушки. Об этом рассказывает фильм «Фред Клаус. Брат Санты» 2007 года выпуска. Благодаря фантазии постановщиков герой традиционных легенд предстает в современном облике и остается любимцем публики вне зависимости от сюжета ленты.

Не только дети, но и взрослые хотят верить в сказку, особенно в рождественские и новогодние праздники. И, конечно, главные герои этих дней - отечественный Дед Мороз и американский Санта-Клаус. И дети, и взрослые ждут любимых героев сказок, заранее обдумывая, какой подарок попросить, какое желание загадать.

Мечты сбываются! И если Санта еще только на пути к вам, вы можете сами поехать к нему в гости. Да-да, у Санты есть адрес. Он живет в маленьком американском городке Норт-Поул (North Pole), расположенном в самом центре холодного штата Аляска, недалеко от Северного полюса. В городе живет около 2000 человек.

Норт-Поул - город-сказка

В канун Рождества в городе Санты световой день сокращается до 4-х часов, а морозы достигают -30оС. Целых 8 месяцев в году здесь лежит снег. Вот какая она, настоящая вотчина властителя зимы и морозов!

В городе-сказке есть удивительные улицы - «Праздничная дорога», «Улица снеговика» и многие другие со столь же волшебными названиями.

Фонарные столбы в этом городе раскрашены в бело-красные цвета, напоминая своим видом традиционные конфеты, символизирующие наступление рождественских праздников.

Несмотря на свой малый размер и затерянность в снегах, город Санты нельзя считать оторванным от цивилизации. Всего в 20 километрах от Норт-Поула находится другой город, Фэрбенкс. В нем даже имеется университет. По утрам жители Норт-Поула спешат на своих машинах на работу в Фэрбенкс.

Резиденция Санты

Прямо на обочине хайвея, ведущего в Фэрбенкс, на улице Святого Николая находится резиденция Санты-Клауса. Сюда стекаются многочисленные туристы, желающие повстречаться с этим сказочным персонажем, а также купить рождественские сувениры. Невозможно проехать мимо дома Санты. Покрашенный в белый цвет с ярко красной отделкой и многочисленными лампочками, он зазывает в гости всех проезжающих мимо.

Несколько залов внутри дома Санты заполнены всевозможными игрушками, украшениями для елки и сувенирами. Продукция, сделанная местными умельцами, располагается на полке с табличкой «Сделано на Аляске».

Некоторые взрослые, которые не верят в чудо, ворчат, ругая высокие цены на сувениры. А дети с радостными визгами обнаруживают около дома живых северных оленей, готовых поднять в воздух сани с Санта-Клаусом и мешками с подарками для детей.

В самом доме детей встречает настоящий Санта-Клаус, сидящий в кресле. Играет тихая музыка, каждый может подойти к Санте и попросить его выполнить заветное желание, получить из рук живого сказочного героя подарок.

Дом Санта-Клауса уже отметил 60- . Он был открыт в 1952 году, тогда же и Норт-Поул получил статус города. Сейчас дом, где живет Санта, приобрел общемировую известность.

Главное действующее лицо рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Санта Клаус которого мы сегодня знаем объеденяет в себе множество легенд и историй, претерпевших некоторые изменеия с течением времени. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие.

С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками.

Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем - Старым Ником (nick - «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, преобретя облик Санта-Клауса.

Позже Николай был канонизирован и теперь в христианском мире он известен как Святой Николай Угодник. В Православной церкви Святой Николай считается покровителем путешественников. Римская Католическая Церковь чтит Святого Николая как святого помогающего детям и беднякам. Святой Николай стал основным святым которому молятся за детей. 6 декабря - это именины Святого Николая.

Впрочем, Санта-Клаус - это не единственное, хотя и наиболее распространенное его имя. В Германии он Санта-Николаус (святой Николай), в Финляндии - Иолупукке, в Италии - Баббо Натале, во Франции - Пер Ноэль, в Норвегии - Юлетомте, в России - Дед Мороз и т.д. Но миссия у него одна - дарить детям подарки на Рождество.
Спутники Санта-Клауса

Вначале Санта передвигался пешком, а сопровождал его один эльф-помощник, одетый в зеленую одежду и колпак. Затем, в XIX веке писатель и поэт К. Мур озаботился проблемой их транспорта и придумал волшебные сани, запряженные белыми северными оленями. Позже количество эльфов-помощников Санты увеличилось, они помогают Санте управляться с подарками и непременно одеты в красные колпаки, доставшиеся им от предшественника.
Чулки над камином

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.

Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. "Дядюшка Маркус", Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме"

Холм который расположен прямо на восточном побережье Финляндии напоминает уши кролика но на самом деле является ухом Санта Клауса, которым он слушает как ведут себя дети со всего мира. У Санты есть помощники, это группа эльфов, которые имеют собственную историю в Скандинавских легендах.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные