Изучение новых технологий в декоративно прикладном творчестве. Новые материалы и технологии в дизайне интерьера. педагог дополнительного образования

Декоративное искусство , род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в неё эстетическое идейно-образное начало.

Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т. д. (оформительское искусство).

Декоративно-прикладное искусство

(от лат. decoro - украшаю) - раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий , имеющих утилитарное и художественное назначение. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для . Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике обработки материала (резьба, роспись, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века - с художественным конструированием и дизайном.

История развития декоративного искусства

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению . В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.

С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и . Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, - в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин - в южных; ритуальные маски - в Африке; изделия из янтаря - в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, - в Китае и Японии, Корее.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства

Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.

Для того чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и это требует большого искусства. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорциях и деталях.

В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому , создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.

Прилив художественных сил в прикладное искусство

Ремесленные приемы работы

В Западной Европе положение художника стало меняться в XVI веке. Упадок городского хозяйства, охвативший почти всю Западную Европу, повлек за собой кризис в художественной жизни. В Италии художественные цехи теряют свое былое значение. Действительно, какова могла быть реальная сила цеха, если существовали такие независимые люди, как Микеланджело или Тициан? В одних городах цехи подчиняются государственной власти, в других - ликвидируются вовсе, и художники оказываются без привычной сословной поддержки, предоставленные сами себе. Часть из них превращается в деклассированный элемент, своего рода предшественников богемы. Часть пытается найти пристанище при дворах и становится челядью вельмож. Широко распространяется стремление добиться придворных чинов и дворянского титула.

Следствием тяжелого положения изобразительных искусств, создавшегося в связи с распространением Реформации, оказался прилив художественных сил в прикладное искусство: расцвели ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, изготовление глиняной и оловянной посуды и т. п. Зачастую (роскошно оформленные часы, навигационные приборы, оружие и доспехи). Характерной чертой XVI века в североевропейских странах становится подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и граверы изготовляют специальные орнаментальные образцы, скульпторы делают модели для украшения мебели, приборов, посуды. Распространяются ремесленные приемы работы: тиражирование скульптурных образцов, использование техники офорта в гравюре ради ускорения обработки медной доски и др.

Использование ИКТ в
декоративно-прикладном творчестве.

«Использование современных

педагогических технологий

в дополнительном образовании.

Подготовила: Н.В. Филатова

Педагог дополнительного образования.

Педагогическая технология -
это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для
учащихся и педагога (В.М.Монахов).
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который
дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и
конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В
настоящий момент в образовании применяют
самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от
традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные
технологии.


  1. Информационно-коммуникационные
    технологии (ИКТ) в обучении

  2. Личностно -
    ориентированные технологии в преподавании предмета

  3. . Информационно -
    аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования
    школьников.

  4. Мониторинг
    интеллектуального развития.

  5. Воспитательные
    технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

  6. Дидактические
    технологии как условие развития учебного процесса

Использование ИТ при обучении
декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие
возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного
интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к
самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению. У педагога появляется
возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса,
широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации
творческой работы учащихся.

Чаще всего используются
различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа
дает педагогу неограниченные возможности
для творчества и для более эффективного средства повышения уровня
познавательной активности. Одновременное воздействие на два важнейших органа
восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Варианты
использования презентаций в работе с учащимися:

1. Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала:
заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении
нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо
иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация
процесса (построение схем, таблиц, пошаговая
инструкция), который невозможно или
достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по
результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

подготовка учениками
(самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного
доклада;

создание фотоальбомов как
отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по
проекту.

4. Совместное изучение
источников и материалов по программе
(например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных
энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из
Интернета материалов и пр.) Особое место в МУП занимали фрагменты из учебных,
документальных фильмов и телепередач. Включение в презентацию видеофайлов наиболее целесообразно, когда
невозможно непосредственно наблюдать
изучаемые объекты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
(изменение в природе, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку
и т. Д).

5 . Для
закрепления материала. Сначала ребята знакомятся с легендой. Затем выполняют
работы, какой им видится легенда. И на последнем этапе рассказывают легенду,
используя свои работы.

6. На этапе контроля и
самоконтроля. Детям предлагается возможность самим проверить свои знания.
Причем, если ответ не верный, можно вернуться и исправить ошибку. Тем самым
урок освобожден от страха.

По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение
недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся
первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-5 уроков.
После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить
гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.


  1. С учетом
    психологических особенностей детей на первоначальном этапе обучения целесообразно применять метод игровых
    ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических
    игр, способствующих выполнению различных учебных заданий. Игры для детей
    младшего возраста «четвертый лишний». По теме изделия из бисера, ребят в
    игровой форме знакомят с насекомыми, затем плетут насекомое из бисера.

  2. Корректировка и тестирование знаний:

Систематическая проверка
знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации
контроля, использованию компьютерной техники и соответствующих программ
проверки знаний. Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки
знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств
является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и
получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста.
Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем
субъективно выставляемые оценки.

Программы для создания
тестов - MiniTes; ExeTest-SL.

Имея в арсенале работы
учебные тренажеры по декоративно-прикладному творчеству (созданные самой или позаимствованные у
коллег-педагогов в Интернет-сообществе), мы
можем подготовить занятие,
учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся
(дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно
разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе,
соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя
таким же успешным, как и остальные сверстники.

Одним из способов внедрения
новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному
искусству является использование компьютерных программ как средств создания
узоров для бисероплетения, вышивания и вязания. В настоящее время существуют
графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и
преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для
бисероплетения, вышивания и вязания. Примерами таких программ являются Beads Wicker,
Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work.

Современные методы обучения с
использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и
формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных
ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры.
Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет
сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир
современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и
будущим.

В конечном итоге, дети могут
превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские,
творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций.

Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства

(реферат)

Исполнитель:

Фомина Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск

Кемерово 2015

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Новые техники в направлениях декоративно – прикладного творчества…………………………………………………………………........6

  2. Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо»…....................................................................13

Заключение………………………………………………………………….....15

Список литературы……………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………17

Введение

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.

Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка, это важно в период идентификации, самоопределения.

Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего города, но и регионов России.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.

Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Дети с интересом включаются в разные виды труда, которые не требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны, содержат элементы творчества, что приближает их к прикладному искусству. Привлекает и то, что они дают возможность детям пройти весь трудовой процесс от начала до изготовления конечного продукта, а также свободу в выборе вида деятельности.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги.

Система эстетического воздействия на личность осуществляется через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственности, интеллекте, эстетических свойствах личности.

Именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности, расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми. В процессе ознакомления с видами ДПИ воспитать в детях творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.

1. Новые техники в направлениях декоративно - прикладного искусства.

В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного искусства, они достаточно увлекательны, интересны и просты.

Изучив подобранную литературу и интернет ресурсы и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, мы выявили несколько новых техник.

Техники, связанные с использованием бумаги: 1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами. (Приложение 1)

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. (Приложение 1)

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. (Приложение 1)

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. (Приложение 1)

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. (Приложение 1)

6. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее. Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов- в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы). Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов. (Приложение 1)

Техники, связанные с плетением: Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы. С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)... Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы. С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно - индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок.. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки... Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое. (Приложение 1)

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими. В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель». (Приложение 1)

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов. Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером... Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

1. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. (Приложение 1)

2. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. (Приложение 1)

3. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. (Приложение 1)

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.

1.Вышивка. Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки. Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка. (Приложение1) 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.

Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья». По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме. Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике. (Приложение 1)

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

Это далеко не весь список новых направлений в техниках декоративно – прикладного творчества, т.к. время не стоит на месте, и люди, занимающиеся этим направлением, находят всё более интересные идеи для творчества. (Приложение 1)

2.Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо».

В наше время элементы канзаши используются для украшения аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для создания настенных панно и т.д.

Этот вид рукоделия мы применили на занятиях в объединении «Ленточное чудо». Программа была рассчитана на один год обучения.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В дополнительном образовании данный вид декоративно-прикладного творчества распространен мало, поэтому возникла необходимость в написании дополнительной образовательной программы. Программа включает в себя материал, который может быть освоен детьми разного возраста в одном месте и в одно время. Занятия детей канзаши открывают возможность для глубокого и осмысленного их творчества. Рационально-интуитивные действия, производимые с лентой, позволяют ребенку одновременно складывать руками из ткани «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Отличительной особенностью программы является то, что результат каждого занятия учащихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми. А это стимулирует их развитие.

Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного искусства, способствующий развитию творческой личности.

Результатом реализации данной образовательной программы являлись выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет, но исходя, из опыта работы успешное усвоение программы было у детей постарше. Девочки с удовольствием делали себе и своим близким украшения, некоторые даже продавали свои изделия. Четыре девочки участвовали в научно практической конференции, писали проект под названием «Возможности атласной ленты. Японское искусство «канзаши» в наши дни», где заняли третье призовое место. В течение года принимали участие в конкурсах разного уровня и занимали призовые места.

(Приложение 2)

Заключение

Обучая детей творчеству, мы не только даём детям знания, умения и навыки, но и создаём условия для успешного обучения, для сохранения и приумножения традиционных художественных ценностей, для формирования нравственно здоровой личности ребёнка, совершенствуя свой педагогический опыт, используя разнообразные инновации.

Всё новое в творчестве всегда интересно детям. Разнообразие приёмов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию. Ребёнок проходит путь познания, начиная с уникальности народного творчества и заканчивая современными формами декоративно - прикладного искусства. Работы получаются разнообразными в своём исполнении, насыщенными новыми образами, но выдержанными в определённом художественном стиле.

Применение новых техник позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится свободной, радостной и успешной.

Список литературы

    Чернякова, Н.С. Уроки детского творчества [Текст]:/ Н.С. Чернякова.- Тула: Родничок, 2002.-189 с.

Инструкция

Декупаж (буквально в переводе с французского - вырезание) – декор различных поверхностей с помощью вырезанных изображений. Это могут быть небольшие фрагменты и целые картины, которыми украшают мебель, посуду, елочные игрушки, другие предметы интерьера. Несмотря на то что этой технике несколько веков, в России она набирает популярность лишь с начала XXI столетия. В основе современного декупажа лежит украшение поверхности изображениями, вырезанными из специальной бумаги – декупажных салфеток и карт. Дополнить декор можно необычной фактурой, золочением, кракелюрами, скомбинировать бумажные мотивы с рисованными.

Скрапбукинг («книжка из обрезков», «книга вырезок») – изначально изготовление альбомов для фотографий. В широком смысле современный как вид декоративного творчества – это изготовление открыток, записных книжек, фотоальбомов, украшенных объемными и плоскими изображениями, текстильными, металлическими элементами, кружевом, искусственными цветами, которые компонуются в законченную композицию, на определенную или свободную тематику. Альбомы, открытки и блокноты могут представлять собой не только традиционную книжку, но и складываются «гармошкой», домиком или коробочкой.

Point-to-point – это так называемая роспись, техника, при которой поверхность украшается точками, наносимыми специальным контуром. Особенностью этой техники является кропотливая мелкая работа – чтобы получился тонкий изящный узор с красивыми цветовыми переходами, точки должны быть мелкими, не растекаться и наноситься очень близко друг к другу. Кроме того, это довольно затратный метод декора – качественные контуры стоят недешево, и для качественного градиента требуется несколько оттенков одного цвета. «Наточкать» можно не только самостоятельную картинку, этот способ удачно дополнит работу в технике декупаж.

Квиллинг – изготовление декоративных композиций с помощью скрученных в спираль полосок цветной бумаги, техника также родом из Средневековья. Изначально ею занимались монахи, сейчас таким способом мастерицы делают открытки, декоративные панно, бижутерию. В основе техники лежит простейший прием – длинная полоска специальной бумаги скручивается в спираль с помощью тонкого стержня (в простейшем варианте это может быть стержень обычной шариковой ручки). Затем заготовке придается продолговатая, согнутая с одной стороны или любая другая форма, в результате получаются различные лепестки, лучи снежинок и так далее. Обычно требуется изготовить довольно много элементов, которые затем собираются в единую композицию.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные