Как баба яга стала отрицательным персонажем, и какие традиции с ней связаны. Сказка Баба-яга. Русская народная сказка

Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, его многообразием. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного творчества с установкой на вымысел.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и купцов с купчихами, царей и их дочерей, да и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей.

Однажды на уроке мы читали сказку «Гуси – лебеди». Одним из персонажей была баба-Яга. Она была злая – хотела девочку помыть, попарить, а потом посадить в печь, зажарить, съесть и на ее косточках покататься.

Нам стало интересно, а во всех ли сказках Баба-Яга такая же? Мы с учителем организовали кружок «Книжкины посиделки». После уроков мы собирались в классе вместе с родителями, читали сказки, обсуждали образ бабы-Яги. Что же мы выяснили?

Такая же злая, жестокая баба-Яга была только в сказке под названием «Баба Яга». Она хотела то же съесть девочку. Бросается в погоню, от злости зубами скрипит. А встретив преграду на пути в виде реки – начинает пить воду из реки. И лопнула Баба-Яга!

1. Нами были прочитаны сказки:

«Заколдованная королевна»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего»,

«Сказка о Василисе Премудрой»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

«Иван меньшой – разумом большой»,

«Финист – ясный сокол»,

«Царевна – лягушка»,

«Марья Моревна»

В этих сказках Баба-Яга встречает пришедших к ней недружелюбно по началу, ворчит, а узнав причину прихода – кормит, поит, парит в баньке, беседует с гостями, даже может ласково называть: добрый молодец, дитятко.

А ещё и помогает – дает совет или указывает дорогу.

2. Где живет баба-Яга?

В дремучем лесу (или на поляне), одна – одинешенька, в избушке на курьих ножках (или на одной куриной ножке, или на воробьиной ножке, на веретенной пятке, на бараньих рожках). У избушки одно окошко, она может поворачиваться к лесу задом, а к гостям передом, а может с востока на запад. Избушка может быть не обнесена забором, а бывает и обнесенная тыном или частоколом с черепами.

3. Как выглядит баба-Яга?

Она старая, седая, беззубая, или с одним клыком. В избушке сидит раскинув ноги из одного угла в другой, зубы держит на полке, нос в потолок врос. Может расположиться на девятом кирпиче на печке. Несмотря на возраст, быстро передвигается и даже кричит громким голосом и свистит молодецким посвистом. Умеет кудель прясть.

4. Есть ли родственники у бабы-Яги?

Да, есть. Дочь родная – Марья-царевна, жена Андрея стрелка. Зятя своего узнает по ширинке, которую ему в дорогу дала Марья-царевна. Есть сестры: средняя и старшая. Есть племянница – девица Синеглазка, Богатырка, дочь одной из сестер. У старшей сестры есть сын – Змей Горыныч, племянник остальным бабам-Ягам.

5. Есть ли волшебные вещи?

Клубочек шерсти путеводный, ступа с пестом и помелом – для передвижения; полотенце, гребешок; имеет власть над буйными ветрами; серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце; серебряные яблочки; табун волшебных лошадей, ворон – птица вещая. Многие из этих вещей дарит, некоторые использует для своих целей, некоторые приводят к смерти бабы-Яги.

6. Необычная Баба-Яга.

На одной из встреч мы прочитали сказку «Иван-царевич и Белый Полянин» и увидели совсем другую бабу-Ягу!

У бабы-Яги золотая нога, она очень быстро бегает, так что ее трудно догнать. Живёт под землёй в большом городе в палатах, в плену держит девицу. Есть рать несметная (которую для неё делают портные и сапожники), она 30 лет воюет с Белым Полянином. Погибает от меча Ивана-царевича.

7. Баба-Яга в славянской мифологии.

Прочитав сказки, нам захотелось узнать, а откуда появился образ бабы-Яги. Вот что мы узнали.

Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!». Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто бабка - повитуха заворачивала больного ребёнка и на хлебной лопате отправляла в печь. Через некоторое время доставала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.

Проект для младших школьников, 4 класс «Баба-Яга - кто она?»»

I. Введение.
Почти в каждой волшебной сказке присутствуют такие герои как Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Нам захотелось выяснить: откуда появились эти герои? Для своего исследования мы выбрали Бабу Ягу, ведь это самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни маленький человек.
Баба-Яга - одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают её обычной злой ведьмой. А недавно узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.
Нами было опрошено 20 одноклассников и 15 взрослых. Результаты следующие:
на вопрос «Ты знаешь что-либо о Бабе Яге?» ответили «да» - 34, «нет» - 1
на вопрос «Это твой один из любимых сказочных героев?» ответили «да» - 14, «нет» - 21
на вопрос «Ты узнал о ней со сказок? ответили «да» - 35, «нет» - 0
на вопрос «Она ведьма?» ответили «да» - 30, «нет» - 5
на вопрос «Она богиня?» ответили «да» - 5, «нет» - 30
на вопрос «Хотел бы узнать о ней больше?» ответили «да» - 25, «нет» - 9.

Мы сделали вывод , что Баба - Яга – любимый сказочный герой детей и взрослых, о ней они узнали со сказок, но кто она - ведьма или богиня, мнения разошлись. 86% опрошенных считает, что Баба-Яга – ведьма. Всем бы хотелось узнать, а кто же она на самом деле?
Нас заинтересовал образ Бабы - Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба - Яга – ведьма или богиня?», поэтому и тема нашего проекта «Баба-Яга – кто она?»
Отсюда и цель работы – узнать больше о якобы всем известной личности, определить, кто она ведьма или богиня.
Задачи исследования:
провести анализ литературы по проблеме исследования;
провести анкетирование взрослых и учащихся;
узнать, где жила Баба-Яга;
на примере сказок проследить за образом Бабы-Яги;
кто такая Баба – Яга - есть ли у неё прототипы;
изучить быт Бабы – Яги;
изучить след, который Баба - Яга оставила в литературе;
опровергнуть или подтвердить гипотезы.
Методы исследования:
поиск информации;
анкетирование;
анализ;
наблюдение;
классификация;
обобщение.
Мы разработали план действий:
провести тестирование, которые выявят уровень заинтересованности и просвещенности детей и взрослых;
найти литературу по интересующей теме (в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в Интернете);
исследовательская деятельность;
рассказать одноклассникам интересные сведения о Бабе-Яге;
изготовить раскраску для маленьких.
Гипотезы:
Баба - Яга-ведьма
Баба - Яга-богиня
Предмет исследования: сведения о Бабе - Яге
Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, песен, рисунков; изготовлена раскраску для маленьких.
II. Теоретическая часть.
2.1 О Бабе - Яге в словарях
Из словарей мы узнали о Бабе Яге следующее:
Баба- Яга - (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба – болгарское и т.д.)- загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Большая советская энциклопедия: «Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным». Тут же: «Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Бог, абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром».
Баба- первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.

2.2 Образ Бабы- Яги в народных сказках
Наиболее полным источником сведений о жизни Бабы - Яги в далёком прошлом являются народные сказки. Перечень изученных мною русских народных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Из сказок мы узнали, что живёт Баба - Яга в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Забор вокруг избы из человеческих костей. На заборе – черепа, вместо засова человеческая нога, вместо замка рот с острыми зубами. Внешне Баба - Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба - Яга в одну рубаху без опояски. Глаза горят красными сполохами. У Бабы - Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Баба- Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы- Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Баба - Яга похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.
В других случаях Яга выглядит человечнее: помогает зашедшим к ней в избушку добрым молодцам советом и даёт им в дорогу волшебных помощников. Баба - Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "что это русским духом пахнет". Она знает язык животных и растений.
Ей служат черные коты, вороны, змеи.
Так кто же она? Добрая помощница или страшная людоедка?
Вообще, сведения о Бабе Яге тех лет крайне противоречивы. В сказочном образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа. А то, что Бабу-Ягу представляют по-разному, может тоже связано с древним образом Богини.
2.3 Образ Бабы- Яги в современных произведениях
Кроме сказок мы читали и современные произведения о Бабе- Яге. Перечень изученных нами современных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Меняются времена - меняются нравы. В последние годы характер Бабы- Яги помягчел: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. К детям Яга относится с особой симпатией. И больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону. Исчезли черепа с забора, в доме стало почище и попросторнее. Избушка Яги теперь не только вертится на одном месте - она научилась бегать.
В силу привычки Яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, несмотря на природную хромоту, Яга старается идти в ногу с прогрессом.
Из сказок мы много о Яге узнали. Но для полноты образа не хватает изображения Бабы - Яги. И тогда мы предложили одноклассникам нарисовать Бабу - Ягу. Вы можете увидеть некоторые из наших работ. Для самых маленьких в рамках проекта мы собрали раскраску.
2.4 Образ Бабы- Яги в научных статьях
Где же найти следы божественного происхождения Яги? Это был самый трудный этап – прочитать научные статьи, понять этих умных взрослых. Тут мы обращались за помощью к учителю и родителям маме.
Не раз пытались ученые понять образ Бабы-Яги, живущей в веках. Она как бы триедина, то есть одна в трех лицах. Она и Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она – Советчица и Повелительница. А каждой своей ипостаси соответствует определенный возраст и функция.
Первая ипостась (качество, роль) Бабы-Яги - Воительница, это молодая девушка. Она думает о борьбе и победе, область ее мироздания - Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как девица-богатырка или дочка, племянница старой Бабы-Яги (то есть, молодая Баба-Яга).
Вторая ипостась Бабы-Яги – Дарительница и Избавительница от беды. Это уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Возможно, в ней отразился образ Великой Богини, Богини-Матери, создательнице нашего мира. У нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Ее сфера обитания - Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот образ можно подразделить еще на несколько: Яга-Советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Яга-Охранительница, Покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (гусей, блюдечка и проч.) за похождениями героя). Она - Повелительница явлений природы, а также птиц и зверей. Иногда Бабу- Ягу называют Берегиня. В переводе на современный язык – Богиня Экологии. Именно Яга, хранительница леса и зверей, многие столетия берегла нашу природу. Поэтому перед ней расступались дремучие леса и раздвигались горы. Поэтому великой богине верно служили гуси – лебеди, и мудрые вороны, и все живые существа, за исключением человека.
И третья ипостась Бабы-Яги - Похитительница. Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.
Существует трактовка, согласно которой, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру. Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы–Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое божество Шива. Не случайно Баба – Яга, как и индийские йоги – отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
Другие исследователи утверждают, что Баба – Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
И есть предположение, что Баба–Яга существо инопланетного происхождения и прибыла на землю из космоса. Не даром она умеет летать. В сказках и мифах часто упоминается, что ступа её железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля. Но откуда бы ни взялась Баба Яга - из Индии, с Севера или с космоса, - именно на Руси поселилась она много веков назад.
2.5 Жизнь Бабы-Яги в искусстве
Образ Бабы- Яги с давних пор вдохновлял поэтов и композиторов. Первые стихи, посвященные Яге, принадлежали А.С.Пушкину, написавшему в «Руслане и Людмиле»:
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
Великий композитор М.П.Мусоргский, написав «картины с выставки», назвал одну из пьес «Баба- Яга».
В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой Советского Союза был, конечно, Георгий Милляр (1903-1993). «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы: «Огонь, вода и… медные трубы» - Вера Алтайская, «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая, в фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова. И, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль».
Народ сочинил множество песен, частушек, стихов о Бабе-Яге.
Дразнилок, связанных с Бабой - Ягой, немного. И это вполне объяснимо: их сочинителей и исполнителей Яга могла просто-напросто съесть. Так это или не так, но все же дразнить одинокую пожилую женщину – дело не очень красивое.
Ни одной русской женщине не посвящалось столько произведений, сколько Бабе- Яге. Объяснение этому одно: у Бабы-Яги есть характер: яркий, самобытный, неоднозначный.
Когда однажды ее спросили: «Как вы относитесь к тому, что оставили большой след в искусстве?», Баба- Яга ответила: «По-моему, моя избушка оставила большой след…». И показала на отпечаток куриной лапы. Впрочем, и в чувстве юмора Яге не откажешь!
III. Практическая часть.
3.1 Создание паспорта Бабы - Яги
Для того, чтобы зафиксировать все что мы узнали о героине в произведениях, прочитанных нами, разработали форму записи сведений о Бабе - Яге. Называется эта форма «Паспорт Бабы - Яги».
Паспорт включает в себя следующие пункты:
Где живет?
Здесь указывается произведение
Как передвигается?
Как в произведении передвигается Яга
Как выглядит?
Внешний вид
Возраст
Сколько лет
Характер
Какой характер у Яги в этом произведении
Средства колдовства
С помощью чего Яга колдует
Добрые дела
Какие добрые дела она делает в этой сказке
Злые дела
Какие злые дела она делает в этой сказке
Друзья
Есть ли у Яги друзья
Враги
Есть ли у Яги враги
Жилье
Где живет Баба - Яга
Кем командует?
Кто находится у неё в подчинении
Изобретательность
Как Яга хитрит в сказке
К каждой сказке мы составляли Паспорт Бабы - Яги, который вкладывала в картотеку.
По результатам моей аналитической работы мы составила сводный паспорт Бабы - Яги – богини, перечислив все наиболее повторяющиеся значения признаков, и Бабы - Яги- ведьмы.
3.2 Нечистьмер
Много узнав о Бабе Яге, встал вопрос об измерении данных о ней. Как это сделать?
Мы придумали НЕЧИСТЬМЕР – вертикальную шкалу, показывающую как близко к ведьме или богине находится конкретная Баба-Яга из произведения.Заполняем нечистьмер, ориентируясь на контрольные точки. Потом сравнили полученный паспорт с контрольными точками и сделали выводы, составили диаграммы по значениям нечистьмера.
IV. Заключение
Так кто же она такая – Баба Яга? В этом трудно разобраться.
При сравнении паспортов Бабы Яги по русским народным сказкам с контрольными точками мы пришли к выводу, что в сказках количество добрых и злых дел Бабы- Яги практически равны (ведьма-богиня- 5/4).
Гипотеза 1 - Баба Яга-ведьма.
Она всем вредит.
Создает на пути трудности.
Похищает детей.
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
У неё страшный вид.
Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка.
Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали. Есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». Но в прежние времена больного ребенка - обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест). Баба - Яга жила в согласии с природой, отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек.
На самом деле Баба - Яга не ела человеческого мяса, это придумали взрослые, чтобы пугать маленьких детей. Ведь раньше сказки рассказывали «из уст в уста», поэтому наделили ее разными качествами-и хорошими, и плохими. Каждый придумывал к образу Бабы - Яги новые детали - пострашнее. И может быть, не зря Баба- Яга пугала народ? Перестали люди бояться – стали уничтожать природу, загрязнять атмосферу и воду, вырубать леса, осушать болота и менять течения рек. Многие виды зверей и птиц исчезли. В последнее время Яга нечасто показывается людям. Возможно, дожидается, когда мы станем бережнее и добрее к природе…
Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба- Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Многие до сих пор считают Бабу-Ягу ведьмой. Но ничего плохого в этом нет. Слово «ведьма» происходит от слова «ведать», то есть знать. От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле – Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе, как к святым.
Гипотеза 2 -Баба Яга-богиня. В сводном паспорте Бабы – Яги по авторским сказкам оказалось признаков богини- (4), ведьмы -(2).
По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
Умеет делать волшебство.
Указывает герою дорогу.
Дает добрые советы.
Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.
Её боятся отрицательные персонажи.
Баба - Яга, как и сама природа, никогда не раскрывает всех своих тайн и остается вечной загадкой для человека.
Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у богов древности) и свои секреты.
Значит, из двух гипотез - «Баба Яга-богиня», «Баба Яга-ведьма» - обе подтвердились.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А.С. Пушкин.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.

История создания

Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, увлеченно собирал народные напевы, вслушивался в пастушьи наигрыши и голоса природы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных сборников - «Народных сказок» Афанасьева и «Сказаний русского народа» Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, наиболее ярко выявленный в сказке из афанасьевского сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нем своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо... русский Калибан», сочетающий в себе черты «уродливого, таинственного, зловещего и жалкого», - это свидетельство современницы композитора приводится в наиболее авторитетном исследовании о творчестве Лядова. От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Другие сочинения надолго отодвинули сказочный сюжет. К тому же, как всегда, у композитора процесс создания произведения проходил медленно. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года. Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфель- да и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».

«Баба-Яга» - первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту. И хотя в сказке «Василиса Прекрасная», из которой в эпиграф «Бабы- Яги» отобраны два фрагмента, этот зловещий персонаж достаточно много действует, композитора привлек только один момент - сказочного полета: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»

Музыка

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.

И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

«Баба-Яга» Иван Бунин

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружен со всех с четырех сторон
Темной осенью островок Буян.

А еще темней — мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, пи топить ее смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под который смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –

Будь огонь в светце — я б погрелася,
Будь дрова в печи — похлебала б щец,

Да огонь — в морях мореходу весть,
Да на много верст слышен дым от лык…

Анализ стихотворения Бунина «Баба-Яга»

И. А. Бунин вошёл в русскую поэзию как талантливый поэт-пейзажист. Удивительно красочными получались у него стихотворения, в которых запечатлевалась родная и заморская природа, отображались портреты встреченных им людей. Не менее яркими выходили у Ивана Алексеевича и сюжеты на сказочную тематику. Примером тому может служить произведение «Баба-Яга».

«Баба-Яга» была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения 1907 г.». Произведение имеет простую композицию, оно состоит из четырёх строф-четверостиший. Рифма перекрёстная (abab). Стихотворный размер необычен: в строке пять стоп, первые три укладываются в хорей, затем следует пауза, часто оформленная в виде тире. В последних двух стопах ударение падает на второй слог, что соответствует ямбу. Благодаря этому необычному сочетанию размеров стихи становятся похожи на былину.

Речь в стихотворении идёт от первого лица. С читателями говорит сама Баба-Яга, но в её образе мы не узнаём ту зловещую колдунью, которая известна нам по народным сказкам. Перед читателями вырисовывается образ одинокой старухи, оказавшейся отрезанной от остального мира по жестокой прихоти более могущественных сил. По мере знакомства с лирической героиней мы можем даже проникнуться некоторой симпатией и жалостью к ней.

Вот что рассказывает Баба-Яга о своей доле: её скромное мрачное жилище расположено на угрюмом острове Буяне. Читатель помнит это место по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Здесь пустынно и страшно, сюда редко попадают даже самые отчаянные путешественники. Чтобы усилить безотрадность пейзажа, поэт использует следующие эпитеты: «гулкий шум», «сырой туман», «тёмной осенью», «холодный сруб».

Мы понимаем, что героине совсем несладко жить в таком месте. Баба-Яга жалуется на свою судьбу, объясняя, что держит её здесь:
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!

Итак, Баба-Яга – это хранительница ларца со смертью Кощея. Но она сама не рада такому назначению. Очень реалистично героиня корит себя то ли за жадность, которая подтолкнула её взяться за эту работу, то ли за доверчивость, благодаря которой ведьма оказалась заточена на острове:
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Поэт применяет анафоры («Будь огонь… Будь дрова…», «Да огонь…Да на много…»), придавая речи Бабы-Яги сходство с заклинанием. То, что героиня – именно русская колдунья, читатель понимает благодаря таким просторечным выражениям, как «погрелася», «похлебала б щец».

Интересно, что это стихотворение создавалось в течение 2 лет – с 1906 по 1908 гг. Нет точных данных, которые бы пояснили, как поэт писал «Бабу-Ягу». Может быть, сначала Иван Алексеевич сформулировал сюжетную канву, а затем добавлял детали. Или строки родились сразу, но время от времени автор корректировал их. В любом случае, учитывая, каким законченным и правдоподобным получился образ бедной Бабы-Яги, мы можем сказать, что произведение стоило стольких лет работы.

«Вот не будешь слушаться, прилетит Баба-Яга, утащит тебя в лес и съест!» Помните, как в детстве нас пугали родители? И мы жутко боялись, переставали капризничать, баловаться, стараясь выполнить всё, о чем попросили нас мама и папа.
В нашем детском понимании образ Бабы-Яги в сказках представляется горбатой старухой с длинным крючковатым носом и косматыми волосами. Это было существо зловещее, страшное и демоническое. Одним словом, порождение сил зла.

Кто же такая Баба-Яга на самом деле? Что это за загадочный и не до конца понятный персонаж, фигурирующий в славянском фольклоре? Почему Бабой-Ягой пугают маленьких детей? Что скрывается за образом Бабы-Яги в сказках? Попробуем разобраться.

Баба-Яга – популярный персонаж славянских сказок

Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Яга – хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ «иного царства». Она всегда в действии – летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. Она не слаба и не немощна, как это может показаться. Наоборот, она – энергичная, сильная, волевая старушка. Имеет хороший аппетит («кушает за десятерых»). Часто это отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владеет волшебными предметами. Наделена магической силой. Образ Бабы-Яги в сказках – это зачастую ведьма, колдунья.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные