Как понять для коммерческого использования. Коммерческое использование некоммерческих судов

» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В закладки

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом ). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится - пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста - с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус - это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность - это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль - это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации - что коммерческой, что некоммерческой - будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву - или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике - учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным - пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции - и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты - отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов - это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта - это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, - НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций - например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

Прямое толкование формулировки "использование для некоммерческих целей" ставит под угрозу использование для чартера и обучения некоммерческих маломерных судов - прогулочных, спортивных парусных и судов, поднадзорных ГИМС.

А.С.Недошивин

Чартер некоммерческих яхт, а также обучение на них, могут быть признаны незаконными

Коммерческие и некоммерческие цели использования маломерного судна

Цели использования маломерного судна являются обстоятельством, из которого следуют важные правовые последствия.

Маломерным является любое судно, длиной до 20 метров и до 12 человек на борту . Но порядок регистрации, технического освидетельствования и эксплуатации маломерного судна, объем технических требований зависят от того, в каких целях используется маломерное судно – коммерческих или некоммерческих.

Маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат регистрации в системе Росморречфлота (Федерального агентства морского и речного транспорта) - капитанами морских портов и бассейнов внутренних водных путей. Технические требования определяются требованиями Морского и/или Речного регистров. Управлять таким судном и работать в любой должности от матроса до капитана могут только лица, имеющие соответствующие рабочие профессиональные дипломы. С точки зрения правового регулирования, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, ничем не отличаются от больших пароходов.

Для маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, установлены облегченные требования по снабжению и оборудованию. Такие суда подлежат регистрации в ГИМС , а для управления ими судоводитель обязан иметь Удостоверение на право управления маломерным судном, выданное ГИМС.

Спортивные парусные суда и Прогулочные суда, являются судами, используемыми в некоммерческих целях, но подлежат регистрации в системе Росморречфлота. К ним применяются специальные облегченные требования Морского регистра.

Конструктивные особенности судов, построенных в течение последних 100 лет и находящихся до сих пор на плаву, не позволяют строго разделить их по типам. Законодатель так сформулировал определения, что во многих случаях собственник свое судно может зарегистрировать и как прогулочное, и как маломерное, и как спортивное парусное. Определенные ограничения по техническим характеристикам содержатся в Правилах регистра, но главным признаком, определяющим техническую оснащенность, строгость государственного надзора и необходимую квалификацию экипажа, является признак целей, для которых используется судно – коммерческие или некоммерческие.

В российском законодательстве не дается правового определения коммерческих (некоммерческих) целей использования чего-либо.

Это означает, что органами регистрации и технического надзора, правоприменительными и правоохранительными органами при рассмотрении какого-то конкретного случая будет составляться мнение о том, каковыми являются реальные цели использования данного судна, исходя из соображений здравого смысла и общеупотребительного значения словосочетания «коммерческие цели использования».

В каких-то случаях, например, перевозка пассажиров или грузов за материальное вознаграждение, является использованием судна для явно коммерческих целей. Но во многих случаях граница между коммерческими и некоммерческими целями использования судна совсем не так очевидна. Например, участие яхты за вознаграждение в каких-то массовых мероприятиях, или обучение на борту судна.

Остро встает вопрос о правомерности отнесения к коммерческим судам прогулочных и спортивных парусных судов, сдающихся в бербоут-чартер .

В чем проблема

При государственной регистрации яхты собственник декларирует цели ее будущего использования. Этот этап трудностей не вызывает. Практически любое судно можно использовать для систематического извлечения прибыли или, наоборот, для частных прогулок или занятия спортом. Любое судно, зарегистрированное в качестве коммерческого, можно использовать для некоммерческих целей.

Проблемы могут возникнуть в ходе эксплуатации судна, зарегистрированного в качестве некоммерческого – маломерного судна, поднадзорного ГИМС, спортивного парусного судна или прогулочного судна. Вплоть до административной и уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Особое беспокойство вызывает чартер прогулочных (спортивных парусных) яхт. Дело в том, что для собственника прогулочного судна передача его в возмездную аренду является однозначно коммерческой деятельностью. Исходя из буквального толкования действующих норм, судно сразу становится коммерческим и теряет статус прогулочного (спортивного парусного). А коммерческие суда могут управляться только экипажем, имеющим профессиональные дипломы.

То есть, признание бербоут-чартера прогулочных и спортивных парусных яхт использованием этих яхт в коммерческих целях, делает невозможным такой бербоут-чартер. С лизингом прогулочных (спортивных парусных) яхт аналогичная ситуация.

Отсутствие бербоут-чартера прогулочных и спортивных парусных судов значительным образом ограничит российских граждан в возможности приобщения к парусному спорту и отдыху на воде, и отрицательно скажется на развитии парусного спорта.

Признание проведения практических занятий или учебных плаваний на возмездной основе коммерческой деятельностью, делает незаконным любое небесплатное обучение на борту спортивной парусной яхты или маломерного судна, зарегистрированного в ГИМС.

Что такое коммерческая деятельность и использование чего-либо в коммерческих целях

И в российском законодательстве, и в международном праве не дается правового определения не только коммерческих (некоммерческих) целей использования чего-либо, но и вообще коммерческой (некоммерческой) деятельности.

Признаки некоммерческих организаций прописаны подробнее: а) извлечение прибыли не является основной целью; б) нет распределения прибыли между участниками . Но некоммерческие организации имеют право осуществлять «предпринимательскую и иную приносящую доход» деятельность. Просто обязаны направлять полученную прибыль на уставные цели .

Гражданский кодекс дает определение предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке . Цель ясна, виды деятельности тоже, но вот с субъектом проблема. Следуя формальной логике этого определения, если лицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, то, чем бы оно не занималось, это не будет предпринимательской деятельностью. И, соответственно, его нельзя привлечь к административной или уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения – предпринимательская деятельность.

При этом, Конституционным Судом установлено, что деятельность акционеров, в том числе по управлению акционерным обществом, предпринимательской не является, а является иной не запрещенной законом экономической деятельностью .

Окончательно запутывает вопрос экономическая наука. Она то в узком смысле, то в широком смысле, то приравнивает коммерческую деятельность к предпринимательской, но чаще считает коммерцию (от лат. commercium - торговля) исключительно торговой и торгово-посреднической деятельностью, не охватывающей процесс изготовления товара или оказания услуги, то есть частным случаем предпринимательской деятельности.

Чем отличаются и где разграничиваются деятельности «коммерческая», «предпринимательская», «иная приносящая доход», «иная экономическая» и, соответственно, как с ними соотносится «некоммерческая деятельность» или, еще хуже «использование судна в некоммерческих целях», совершенно не ясно.

Что нам говорит морское право

Российские правила торгового мореплавания тесно интегрированы с международным Морским правом. Российские яхты с выданными российскими государственными органами судовыми документами и документами о квалификации экипажа вправе выходить в международные воды, заходить в территориальные воды и порты других государств.

Ратифицированные Россией международные конвенции в области морского права действуют в российской юрисдикции как часть российского законодательства. Причем, СССР, а позже Россия, приняли активнейшее участие в выработке и закреплении международных морских норм, а большинство международных конвенций в области морского права, ратифицированных Россией, имеют официальный текст на русском языке.

Но морское право регулирует, прежде всего, торговое мореплавание. И прогулочные суда (Pleasure Vessels) выведены из-под действия многих международных конвенций. Исторически морское право было и остается частью торгового права. Не случайно, что основной закон, регламентирующий отношения на море, называется Кодекс торгового мореплавания РФ.

Поэтому в международном морском праве мы тоже не найдем критериев использования судна в коммерческих целях (Commercial Purposes, Business Purposes, Engaged in trade) или, наоборот, в некоммерческих (NOT Engaged in trade).

Более того, Администрация Парижского меморандума в своем Письме от 01.06.2013 г. «Применение Портового контроля к яхтам » уверенно относит прогулочные яхты, сдающиеся в чартер, к коммерческим.

Попробуем разобраться

В рамках этой статьи нас интересует только содержание понятия «использование судна в некоммерческих целях». Первые два слова сомнений не вызывают, а вот «коммерческие цели», наряду с вообще коммерческой (предпринимательской, приносящей доход, экономической и т.д.) деятельностью, как мы показали выше, оставляют широкое поле для толкования. Надо понимать, что должностные лица на государственной службе обязаны толковать формулировки закона на всю ширину, иначе к ним самим могут быть предъявлены претензии.

Тем не менее, как слишком узкое, так и слишком широкое толкование понятия «коммерческие цели» приводит к противоречиям.

Разделение маломерного флота на две группы, коммерческую и некоммерческую, имеет под собой разумное основание предъявлять стандартные (высокие) требования к судам, используемым в коммерческих целях. Во-первых, чтобы защитить интересы потребителя, условно говоря, купившего билет и рассчитывающего на то, что судно и экипаж соответствуют всем требованиям безопасности. Во-вторых, режим эксплуатации судна, используемого в коммерческих целях, намного интенсивнее, чем прогулочного. В том числе и в плохую погоду. Больше и нагрузки на судно, оборудование, экипаж.

Вместе с тем, к частным праздношатающимся предъявлять такие же высокие требования как к профессионалам было бы жестоко, сильно бы повысило расходы времени и средств на содержание судна и подготовку его к плаванию, что не способствовало бы развитию водных видов спорта и туризма.

Узкое толкование коммерческих целей как исключительно торговых, не охватывает всех видов хозяйственной (профессиональной) деятельности маломерных судов, которые и пассажиров возят, и рыбу ловят, и много других работ на воде производят.

Приравнивание вообще любого выгодополучения, связанного с использованием судна, к использованию его в коммерческих целях приводит к тому, что становится невозможным бербоут-чартер (аренда судна без экипажа) прогулочных судов. В самом деле, сдача прогулочного судна в чартер является явно коммерческой деятельностью с явной целью получения прибыли. А значит, судно теряет статус прогулочного.

Практические экзамены на право управления маломерным судном, поднадзорным ГИМС, то есть используемым не для коммерческих целей, можно сдавать только на условиях безвозмездного пользования таким судном. У ГИМС нет в распоряжении судов всех типов, например, парусных. То есть, если у Вас нет собственного парусного судна и никто не соглашается предоставить Вам свое судно бесплатно, Вы лишаетесь возможности сдать практический экзамен.

Судовладелец и собственник

У использования судна есть объект - тот, кого. То есть само судно. И есть субъект – тот, кто.

Судном пользуются многие. Не считая членов экипажа и пассажиров это как минимум трое - собственник судна, судовладелец и капитан. Один человек может быть одновременно и первым, и вторым, и третьим, но они могут быть и тремя разными лицами. И каждый из них обладает разным набором прав и обязанностей.

Имеет смысл также рассмотреть для них отдельно вопрос целей использования судна.

Капитан . Если он не совпадает ни с собственником, ни с судовладельцем, то это просто один из членов экипажа, исполняющий должностные обязанности. Пусть и наделенный особой ответственностью и особыми полномочиями. Он не является пользователем судна и, соответственно, у него не может быть самостоятельных целей использования судна. Ни коммерческих, ни некоммерческих.

Собственник . Лицо, которое на законном основании обладает правом собственности на судно. Право собственности является суммой трех прав – владения, пользования и распоряжения. Каждое из этих прав может быть передано другим лицам. Например, аренда является передачей вещи во временное владение и пользование, или только в пользование.

Судовладелец . В морском праве судовладельцем называется лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании . Если судовладелец не является тем же лицом, что и собственник судна, то право пользования было ему передано собственником судна. При этом, судовладельцем является не только лицо, использующее судно на основании договора бербоут-чартера, но и лицо, управляющее судном по доверенности.

Таким образом, вопрос наличия или отсутствия коммерческих целей использования судна, необходимо рассматривать с точки зрения субъекта этого использования.

Если собственник передал судно, зарегистрированное как некоммерческое (прогулочное, спортивное парусное, Pleasure Vessel) другому лицу для использования в некоммерческих целях, а это лицо, ставшее с момента передачи судовладельцем, использует это судно в некоммерческих целях, то это не должно менять правовой статус судна. Пусть даже для собственника судна это и является самой что ни на есть коммерцией.

То есть, если банк передает прогулочное судно в лизинг или чартерная компания сдает спортивную парусную яхту в чартер, и для них это является источником систематического выгодополучения, а судовладелец использует судно по назначению, то есть для некоммерческих целей, то судно не должно менять свой статус и переставать быть прогулочным (спортивным парусным, маломерным, поднадзорным ГИМС).

Если, наоборот, судовладелец эксплуатирует (использует) судно с целью систематического извлечения дохода, то это должно быть основанием для потери судном статуса некоммерческого, к нему должны быть предъявлены повышенные технические требования и управляться это судно должно профессиональным экипажем.

Необходимо вносить изменения в законодательство

Все, вроде, логично. При рассмотрении вопроса в суде есть высокая вероятность, что эти аргументы произведут впечатление.

Но, боюсь, при общении с государственными органами и должностными лицами успех маловероятен. Повторю, должностные лица на государственной службе обязаны толковать формулировки закона во всей полноте. И многоумные рассуждения судоводителя о субъектах и объектах вряд ли помогут.

Неопределенность понятия коммерческих целей использования судна может поставить под угрозу многие исторически сложившиеся и успешно практикуемые виды использования некоммерческих судов – чартер, лизинг, обучение.

Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015); Ст. 2, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О некоммерческих организациях"

Парижский Меморандум – Парижский меморандум о взаимопонимании по Портовому контролю (Paris Memorandum of Understanding on Port State Control) - соглашение по Портовому контролю за иностранными судами, заключенное 19 странами (Европа и Канада) является наиболее значимым и эффективно дей-ствующим среди имеющихся в настоящее время 11 аналогичных региональных соглашений. Основной целью этой борьбы является повышение безопасности мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и защита окружающей среды. Для обеспечения этой цели в портах каждого из государств Парижского меморандума должны проводиться инспекции иностранных судов, заходящих в них.

Согласившись на коммерческое использование своих фотографий, у Вас есть шанс увидеть себя или своего любимого карапуза в популярном детском журнале или, например, журнале для будущих родителей, в рекламе детского магазина игрушек, или одежды для беременных…. А, может, Ваша позитивная семья украсит интересную публикацию о семейном досуге? Разве это так страшно? Тем более, что многие из Вас запросто выкладывают свои фотографии в соцсети, делятся ими с друзьями в Интернет... Так почему бы не получить от фотографа хорошую скидку на свою фотосессию, и позволить людям любоваться на пухлые щёчки малыша , красивую беременность или семейное счастье ??? Вы ведь и сами при виде подобных фотографий умиляетесь:"Какая прелесть!"


Что такое коммерческое использование фотографий?

Под «коммерческим использованием» фотографий подразумевается такая форма использования фотографий, целью которой является получение прибыли.

Все фотографии, которые Вы видите в печатных СМИ (газетах, журналах), в любой полиграфической и рекламной продукции (открытки, буклеты, календари, каталоги, рекламные материалы и презентации, биг-борды), а также интернет-изданиях и упаковке товаров - всё это и есть коммерческое использование фотографий.

Что такое модельный релиз и зачем он нужен?

Фотографии с изображением людей нельзя использовать в коммерческих целях, если люди не дали на то своё письменное согласие.

Документ, который подтверждает, что модель разрешает использовать её фотографии в коммерческих целях - называется Модельный релиз (Model Release). Релиз подписывает совершеннолетнее лицо- модель, либо родители модели (ребенка).

Этот документ даёт право фотографу предлагать свои работы журналам, дизайнерам, рекламным агенствам и т.д. Если Вы хотите ознакомиться с текстом релиза, обратитесь ко мне - я вышлю Вам файл на e-mail.

Что такое Фотобанки?

Любая продукция, будь то модный журнал, рекламный проспект, интернет-сайт или подарочная открытка - помимо своего содержания привлекает клиентов прежде всего своим красивым оформлением. Поэтому красивые картинки и фотографии всегда были, есть и будут востребованными.

На сегодняшний день самым лучшим способом для фотографа заявить о себе и своём творчестве, и предложить свои работы в любом уголке земного шара - являются фотобанки и микростоки.

Фотобанки и микростоки - это, можно сказать, огромный магазин изображений, где фотографы всего мира предлагают свои работы тем, кому нужны качественные фотографии для дизайна, рекламы и оформления различных товаров и услуг. Не секрет, что многие именитые глянцевые издания с удовольствием используют на своих страницах фотографии и изображения, приобретённые на Фотобанках.

Примеры фотобанков, с которыми я сотрудничаю:




В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные