Какие произведения есть в новой пинакотеке. Новая пинакотека (Neue Pinakothek). Английская живопись конца XVIII — начала XIX веков

Новая пинакотека — это музей изобразительного искусства в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии. В музее содержатся произведения европейского искусства от конца XVIII до начала XX века.

Новая пинакотека была задумана королем Людвигом I Баварским как дополнение к Старой пинакотеке . Здесь должны были размещаться произведения современного искусства. Открылась Новая пинакотека в 1853 году, так что понятно, что «современным искусством» тогда называли искусство XVIII — XIX веков.

Людвиг I был не только страстным коллекционером, он активно поддерживал искусство в своем королевстве. В период его правления Мюнхен стал одним из мировых центров искусства. Здесь работало несколько художественных школ и академия искусств. Талантливые отечественные художники получали стипендии, королевские заказы. Возрождались традиции настенных росписей.

В том числе, и Новая пинакотека должна была стать выставочной платформой для художников Мюнхенской школы. Новая пинакотека разместилась в здании, расположенном прямо напротив Старой пинакотеки.

>Новая пинакотека стала первым музеем в мире, посвященным современному искусству.

В экспозиции музея упор делался на немецкое искусство. Первое здание Новой пинакотеки было разрушено американо-английскими бомбардировками во время Второй мировой войны, и его решили не восстанавливать. В объявленном в 1967 году конкурсе на проект нового здания музея победил архитектор Александр Фрайхерр (Alexander Freiherr).

В 1975 году был заложен первый камень нового дома для Новой пинакотеки, а закончено строительство только в 1981 году. Общественностью новое здание из стекла и бетона было воспринято неоднозначно, но уж слишком долго ждали окончания строительства, и критики умолкли.

На сегодняшний день в Новой пинакотеке хранятся более 3000 живописных полотен и 300 скульптур.

D22 залах и 10 кабинетах музея постоянно представлены 400 экспонатов под общим девизом: «От Гойи до Пикассо».

Картины в Новой пинакотеке Мюнхена

При жизни Людвига I строго соблюдалось правило современного национального собрания Новой пинакотеки. Затем из Старой пинакотеки перенесли часть работ конца XVIII века испанских и английских художников. На рубеже XX века стало неизбежно проникновение в классическую немецкую школу живописи влияния импрессионизма, и, наконец, с приходом в 1908 году нового директора Гуго фон Шуди стало допустимым приобретение музеем работ французских импрессионистов.

Международное искусство второй половины XVIII века

Среди шедевров Новой пинакотеки стоит в первую очередь назвать 5 классических работ Франсиско де Гойи. Картина певца французской революции Жан Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» революционна по выбору, точнее отказу от парадных костюмов знати и пышных фонов портретов.

Английская живопись конца XVIII — начала XIX веков

Среди представленных в Новой пинакотеке работ наиболее выделяются «портрет миссис Томас Хибберт» Томаса Гейнсборо и пейзаж Уильяма Тёрнера, предтечи импрессионистов.

Немецкие представители классицизма и романтизма

В собрании Новой пинакотеки широко представлены работы классиков — Якоба Филиппа Хаккерта, Йозефа Антона Коха, Петера фон Корнелиуса, Фридриха Овербека и других художников, живущих в Риме и Назарете при монастырях, и в своем творчестве стремившихся вернуться к истокам живописи эпохи Возрождения.

Романтики основой своего творчества избрали пейзажно-пасторальную живопись. Один из ярких представителей стиля — Каспар Давид Фридрих. В Новой пинакотеке экспонируются несколько его картин.

Французский реализм и романтизм

Интересная палитра французских школ реализма и романтики представлена в музее работами Теодора Жерико, Эжена Делакруа, Жана Франсуа Милле, Оноре Домье и других.

Историческая и жанровая живопись

Немецкие и австрийские художники Вильгельм фон Каульбах, Карл Теодор фон Пилоти, Франц фон Дефреггер, Ханс Макарт в своих работах увековечили бытовые сцены повседневной жизни и исторические события.

Немецкие импрессионисты

Самым ярким представителем немецкого импрессионизма является берлинский художник Макс Либерман. Вдохновленный идеями импрессионизма он на несколько лет уезжает в Париж и Барбизон, затем увлекается Гаагской школой светлых тонов в живописи. Стиль Либермана возник из смеси этих течений. В Новой пинакотеке можно познакомиться с несколькими работами Либермана — от ранних до работ зрелого автора.

Ловис Коринт и Макс Слефогт — после Либермана наиболее популярные немецкие импрессионисты. Несколько их работ разных периодов представлены в Новой пинакотеке.

Французские импрессионисты

Имена Винсента ван Гога, Клода Моне, Пьер Огюста Ренуара, Поля Гогена, Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Альфреда Сислея не нуждаются в представлении. Их работы можно увидеть в четырех залах Новой пинакотеки.

Трудно себе представить, что полотна импрессионистов, которые сегодня являются гордостью любого музея и стоят баснословных денег, в начале XX века воспринимались как нежелательные. Только благодаря огромным усилиям тогдашнего генерального директора Новой пинакотеки, были приняты как дар коллекционеров 44 картины и 22 рисунка этих мастеров. Автопортрет Винсента ван Гога был приобретен лично директором музея у вдовы художника в 1919 году. К сожалению, в 1938 году пришедшие к власти нацисты приписали портрет в ряд «дегенеративного» искусства, и он был выдворен из музея.

Символизм и модерн

Одна из наиболее притягивающих внимание посетителей работа Франца фон Штука «Грех» изображает частично обнаженную женщину с огромной змеей на плече. Франц фон Штук, учитель Казимира Малевича и Густава Климта, основатель Мюнхенской «Secession», объединения художников, не согласных с консервативным классическим искусством, открывал своими работами, полными символизма, новые идеи и направления, в том числе модернизма.

Гордостью музея являются работы Густава Климта, ярчайшего представителя стиля — «Музыка» и «Портрет Маргарет Стонборо — Витгенштейн». Кроме того, в музее есть работы Эгона Шиле, Томаса Браун, Франсуа Карабина.

Произведения мастеров символизма, модерна и других современных направлений искусства, созданных в XX веке — представлены в экспозиции Пинакотеки современности .

Скульптурное собрание

В Новой пинакотеке представлены скульптурные работы Бертеля Торвальдсена, Антонио Кановы, Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля, Пабло Пикассо.

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Новой пинакотеке выходной день — вторник.

  • среда — с 10.00. до 20.00.
  • четверг — понедельник — с 10.00. до 18.00.
  • вторник — музей не работает.

Особый режим работы музея:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни музей работает в обычном режиме.

Важная информация:Новая пинакотека закроется на реконструкцию 1 января 2019 года. Часть экспонатов с июня 2019 будет размещено в Старой пинакотеке.

Стоимость билета

В Новой пинакотеке есть несколько вариантов билетов.

Основной билет в Новую пинакотеку:

  • Взрослый — 7 евро,
  • льготный — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Новую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение льготного билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться до Новой пинакотеки

На общественном транспорте

Новая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz). Ближе всего к Новой пинакотеке располагается остановка линии U2 Theresienstrasse.
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Новой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage — Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно. Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже) — Наземная парковка на 365 мест. Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

На такси

До Новой пинакотеки удобно добраться на такси Uber или Münchrn Taxi-

Видео о Новой пинакотеке

Король Людвиг I Баварский (1786 – 1868 годы, правил с 1825 по 1848 годы) в своей деятельности уделял огромное внимание развитию культуры, искусства, архитектуры и градостроительства. В тот период, когда он находился у руля государства – примерно с 1815 года (Людвиг был кронпринцем и принимал непосредственное участие в правлении) вплоть до 1850-х годов - в столице королевства Мюнхене была проведена радикальная перестройка центра, расширена Резиденция, построена Глиптотека, создан ансамбль площади Кёнигплатц, возведено здание Старой Пинакотеки.

В этом же ряду стоит создание Новой Пинакотеки, строительство которой было начато 12 октября 1846 года. Открытая 25 октября 1853 года Галерея предназначалась для экспонирования произведений современного по тому времени европейского искусства. Это был первый в Европе общественный музей, посвященный только современному искусству. Новая Пинакотека вошла в состав Баварского Государственного собрания картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen), в структуре которого остается поныне.

Огромное, прямоугольное в плане здание (107х29х27 метров), архитектурно решенное как базилика с центральным нефом, возвышающимся над двумя боковыми, было почти без окон. В годы Второй мировой войны зданию был нанесен такой огромный ущерб, что было решено снести его и построить новое. Оно было заложено в июле 1975 года по проекту Александра фон Бранки. 28 марта 1981 года состоялось открытие Новой Пинакотеки в современном прекрасно спроектированном и отлично функционирующем здании. В нем хорошо видна тесная связь и преемственность старой традиции и современных принципов архитектуры и экспозиции.


Сегодня в Галерее помещены произведения живописи и скульптуры мастеров, работавших в период с конца XVIII века до начала века XX, всего около пяти тысяч единиц. В регулярно обновляемой экспозиции находится более 550 произведений искусства. Посетитель Новой Пинакотеки может здесь получить полное представление об истории развития искусства этого периода, о различиях между художественными школами, отдельными мастерами, увидеть особенности значительных с исторической или политической точки зрения произведений, или произведений типичных, популярных для своего времени.


Также, как в Старой Пинакотеке, экспозиция Новой Пинакотеки разделена на школы, периоды, страны.

Залы европейского искусства конца XVIII , начала XIX века заполнены большим количеством работ английских живописцев. В основном это традиционные портреты, пейзажи, композиции с «галантными сценами» и празднествами под открытым небом. Важным фактором в развитии пейзажной живописи выступает новшество садово-паркового искусства – английский пейзажный парк. В разделе представлены крупные английские мастера: Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, сэр Джошуа Рейнолдс – первый президент Королевской Академии художеств, Томас Гейнсборо, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Рёберн, Томас Лоуренс, Джон Констебл, Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер.

Французская живопись этого периода представлена работами Жака Луи Давида, Генри Фюгера, Антона Рафаэля Менгса.

Самым значительным и разнообразным художником в то время был испанец Франциско Хосе Гойя-и-Лусьентес. В залах Новой Пинакотеки выставлены его религиозные и жанровые сцены из испанской жизни, портреты и даже не характерный для него натюрморт.


Мюнхен. Новая Пинакотека. В Пинакотеке имеются два внутренних дворика, вокруг которых устроены коридоры и небольшие залы. Стены их облицованы камнем спокойного серого цвета. Из окон и откуда-то сверху льется мягкий свет. Здесь в тишине прекрасно смотрится мрамор скульптур и гипс барельефов.

- Немецкий классицизм и романтизм . Этот большой раздел экспозиции делится на ряд подразделов:

  • Ранний романтизм. Здесь показаны произведения немецкой живописи, созданные в начале XIX века в главных художественных центрах Германии – Дрездене, Берлине, Мюнхене. Это дрезденская школа: Каспар Давид Фридрих, Георг Фридрих Керстинг – мастер изображения бюргерской среды, Юхан Кристиан Клаусен Даль, Карл Густав Карус. Для их искусства характерны романтико-религиозные тенденции, патриотическая направленность. Пейзажи Фридриха наделены глубоким смыслом, поражают тонкостью наблюдений и глубокой одухотворенностью, отделяющей его живопись от более фактологической трактовки природы Карла Блехена, берлинского художника. Мюнхенскую школу представляют Йохан Георг фон Диллис, Вильгельм фон Кобелль, Лео фон Кленце, Карл Ротман.
  • Искусство при дворе Людвига I. В залах этого подраздела демонстрируются работы любимых художников Людвига I, а также полотна, рассказывающие о событиях, в которых король принимал участие непосредственно или косвенно. Таким полотном является, например, групповой портрет немецких живописцев, работающих в Риме, кисти Франца Людвига Кателя. Большие картины Петера фон Хесса изображают сцены из жизни Отто, сына Людвига, бывшего некоторое время королем Греции. Прекрасны классические портреты Гёте и Шеллинга работы Йозефа Карла Штилера, которые были специально заказаны Людвигом I. Благодаря неуемной энергии короля Мюнхен стал ведущим центром искусств Европы. Если судить по экспозиции подраздела, вкусы Людвига I как коллекционера и мецената были весьма широки.

Мюнхен. Новая Пинакотека. В зале искусства при дворе Людвига I. Слева – парадный портрет короля Баварии Людвига I. Большое полотно справа изображает историческую сцену: добившийся независимости от Османской империи народ Греции встречает своего короля – Отто I, сына Людвига I, и сопровождающие его баварское военные отряды.
  • «Римские немцы». Так назывались немецкие художники, изучавшие итальянское искусство и работавшие в Италии: Якоб Филипп Хаккерт, Йозеф Антон Кох, Адриан Людвиг Рихтер, Эрнст Фриз.
  • Назарейцы. Такое прозвище получили за свои монашеские одеяния молодые художники, студенты Венской Академии художеств, которые в 1809 году поселились в Риме в пустующем монастыре: Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель, Конрад Хоттингер, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария Хесс. Они образовали «Братство Святого Луки» копируя средневековые традиции. Цель их состояла в борьбе с сухим академизмом, в попытке возвратить живописи утраченную простоту итальянских художников, в сохранении в живописи христианских идеалов. Простота их композиций и религиозно-патриотические темы привлекали внимание современников.

  • Карл Ротман. Цикл из 23 греческих пейзажей этого художника, написанных на гипсе, предназначались для аркад мюнхенского Хофгартена. В 2003 году 14 картин этого цикла были выставлены в отдельном зале Новой Пинакотеки при поддержке Фонда Эрнста фон Сименса. В период классицизма Греции придавалось особое значение, её поэзия и искусство воспринимались как образцы для подражания. Это совпало с началом войны греков за независимость, завершившейся победой. В этот же период Людвиг I начал архитектурные преобразования в Мюнхене, создание «Афин на Изаре». Его сын Отто стал первым королем независимой Греции. Греческая античность оказала огромное влияние на королевского архитектора Лео фон Кленце, который курировал украшение аркад Хофгартена. И вполне естественно, что Карл Ротман, писавший для аркад итальянский цикл, получил заказ и на цикл греческих пейзажей. Специально для выполнения заказа художник путешествовал по Греции в 1834 – 1835 годах и сделал предварительные наброски, затем акварельные этюды, послужившие образцами для настенной росписи. Фрески были написаны в период с 1838 года по 1850 год энкаустическими красками на гипсовых панелях, прикрепленных к стенам. Это монументальные пейзажи, торжественность которых подчеркнута обширным каменистым пространством, а пафос создан разным освещением в разное время дня и в разную погоду. К этому добавляются и знания зрителя об изображаемых героических местах, полученные при изучении истории или чтении мифов Древней Греции: Спарта, Эгина, Фивы, Коринф, гора Парнас, Марафон.

Бидермейер . Стихотворения Готфрида Бидермейера в 1855 – 1857 годах регулярно появлялись в юмористическом журнале «Münchner Fliegende Blätter». Но авторами этих стихотворений на самом деле были мюнхенские писатели Адольф Кусмауль и Людвиг Айхрод. Кусмауль придумал и персонаж, этакого «мюнхенского Козьму Пруткова», послушного и простодушного, поэта, типичного немецкого бюргера периода от Венского конгресса 1815 года до мартовской революции 1848 года. Он стал олицетворением стиля этого периода в искусстве, литературе и образе жизни германоязычных стран – квинтэссенция бюргерства с примесью сентиментальности, дух простоты и скромности, ничего героического и политического. В живописи высокие идеалы романтизма и классицизма сменились незатейливостью, упрощенным изображением мира, сентиментальностью, морализированием.

Этот стиль представляли художники Фердинанд Георг Вальдмюллер, Мориц фон Швинд, Карл Шпицвег, Фридрих фон Амерлинг, Доменико Куальо.


- Поздний романтизм и реализм Франции . Все произведения этого раздела были написаны в начале и середине XIX века. Во многих из них обнаруживаются зачатки импрессионизма. Авторы сложных исторических композиций Теодор Жерико и Эжен Делакруа; представители барбизонской школы Жан Батист Камиль Коро, Гюстав Курбе и Нарсис Диас де ла Пеья; Жан-Франсуа Милле, прославляющий крестьянскую жизнь; Оноре Домье, демонстрирующий критическое отношение к обществу. Здесь же выставлен портретный бюст «Человек со сломанным носом» Огюста Родена.

- Поздний романтизм и реализм в Германии . В разделе представлены три основные школы немецкой живописи: берлинская, дюссельдорфская и мюнхенская. Берлинец Адольф фон Менцель, один из крупнейших немецких художников XIX века, всегда интересовался человеческой и психологической стороной истории, сценами современной жизни. Творчество мюнхенского художника Карла Шпицвега отмечено тихой иронией, граничащей с карикатурой. Работы мастеров Йоханна Вильгельма Ширмера, Андреаса Ахенбаха и Освальда Ахенбаха представляют в разделе дюссельдорфскую школу.


- Историческая живопись и официальное искусство . Раздел посвящен «официальному искусству», искусству профессоров и членов художественных академий, работавших в Германии во второй половине XIX века. Их «исторические» полотна и скульптуры украшали дворцы, государственные учреждения, церкви и музеи. Здесь и помпезные портреты, полные заимствований из искусства прошлых веков, удовлетворяющие главные требования – величие и монументальность. Именно в этот период пролегла резкая грань между «официальным» искусством и неофициальным. В этом разделе выставлены полотна Вильгельма фон Каульбаха, Фридриха Августа фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Ленбаха, Франца фон Деффрегера, Альберта фон Келлера, Ханса Макарта, скульптура Альберта Эрнеста Карье-Беллёза. Художники-академики, ощущавшие себя наследниками ренессанса, и заказчики, элита государства и церкви, чувствовавшие себя преемниками меценатов Возрождения, рассматривали историческую живопись не как крупномасштабный декор, а как утверждение национальной идеологии.


- Немецкие художники в Риме . Представлены полотна немецких художников второй половины XIX века, которых притягивала Италия: Ханс фон Маре, Арнольд Бёклин, Ансель Фёйербах, Ханс Тома. Они искали вдохновение в античности.

- Вильгельм Лейбль и его круг. В шестидесятые годы XIX века Лейбл был лидером группы художников, обучавшихся в мюнхенской Академии: Йоханнес Шперль, Теодор Альт, Рудольф Хирт дю Френе, Фриц Шидер. К ним примкнули затем Вильгельм Трюбнер и Карл Шух. Они следовали принципу «верности натуре» и писали домашние сценки и натюрморты, композиции. Сильное воздействие на них оказывало искусство голландских пейзажных и жанровых художников XVII века. Эта живопись рассматривалась ими как «современная», она соответствовала их идеалам.


- Французский импрессионизм . Работа на пленэре с быстрой сменой впечатлений оказалась главной целью французских художников, очень различных в своем творчестве, но объединенных понятием «импрессионизм» (impression – впечатление). Они пришли к мысли передавать цвета и оттенки цветовыми контрастами, высветлить палитру, работать чистыми, сияющими красками. Быстрый, свободный мазок не мог создать иллюзию незыблемой формы. Светоносные пейзажи, портреты и жанровые сцены отражают радостную атмосферу природы и жизни. В залах Новой Пинакотеки выставлены работы практически всех известных представителей этого направления живописи, работавших в семидесятых, восьмидесятых, девяностых годах XIX века, причем в разные периоды их творчества. На табличках под картинами посетитель прочтет всем известные имена: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Камиль Писарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Поль Гоген. В этом же разделе представлен целый ряд скульптур Огюста Родена.


Почти все картины этого раздела были переданы Новой Пинакотеке в 1911 – 1913 годах жителями Мюнхена и художниками в качестве дара, сделанного в память о Хуго фон Чуди (1851 – 1911 г.г.), который в 1909 – 1911 годах был директором Баварского государственного художественного собрания.

Реализм XIX века и пленэрная живопись . В разделе представлены полотна немецких художников второй половины XIX века реалистической направленности Макса Либерманна, Фрица фон Уде, Макса Слефогта. Своими моделями они избирали крестьян, городских буржуа и рабочих. Здесь же можно видеть работы группы голландских живописцев гаагской школы, сложившейся в начале 1870-х годов и также воплощавшей реалистическую линию в живописи. Они создавали лирически сдержанные пейзажи, характерные непосредственностью восприятия природы: Йоханнес Босбом, Виллем Рулофс, Иосеф Исраэлс, Ян Хендрик Вейсенбрух, Паул Йосеф Габриэл, Антон Мауве, Хендрик Виллем Месдаг. Они оказали сильное воздействие на раннего Ван Гога.

- Немецкий импрессионизм . Термин «импрессионизм» применялся для определения светоносных картин, где живописная поверхность важнее традиционной композиции с трехмерным пространством. Немецкие художники редко добивались светоносности французов, применяя в основном средние тона. Они больше тяготели к сюжетности, придерживались мифологической и литературной тематики. Здесь мы увидим те же имена, что и в предыдущем разделе: Макс Либерманн, Макс Слефогт, Ловис Коринт – три главные фигуры немецкого импрессионизма.

- Европейское искусство на рубеже XIX – XX века . Здесь выставлены произведения живописи, иллюстрирующие разнообразие художественных течений, существовавших в период, характерный бурным обновлением искусства. Работы французов Клода Моне и Поля Синьяка показывают последнюю фазу импрессионизма и постимпрессионизм. Рядом картины группы «наби» - Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар. Одилон Редон обращается к символизму. В основу нового стиля, возникшего в этот период, были заложены общие формы и идеи, но назывался он в разных странах по-разному: в Германии – югендстиль, во Франции и Англии – ар нуво, в России – модерн. Художники стремились к сочетанию монохромных цветовых плоскостей и четких контурных линий, а некоторые из них (например, Густав Климт из Вены) превращали формы в сверкающие структуры драгоценных камней. Француз Вюйар и норвежец Эдвард Мунк создавали экспрессивные видения, пронизанные тревогой и страхом.

Привлекают внимание две скульптуры, выставленные в разделе: портрет Елены Ностиц работы позднего Огюста Родена и голова шута Пабло Пикассо. Интересна скульптура Макса Клингера, выполненная из разных сортов мрамора.

Как доехать до Новой Пинакотеки Мюнхена


Новая Пинакотека находится прямо напротив Старой Пинакотеки, на другой стороне Theresienstraße, в центре Музейного квартала. Доехать сюда можно на U-bahn линии U2 (станции «Theresienstraße», «Königsplatz») или линий U3/U6 (станции Universität» и «Odeonsplatz»). Далее от любой станции метро можно пройти пешком минут за десять.

Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.

Новая пинакотека (нем. Neue Pinakothek) - картинная галерея в Мюнхене. В ней представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX - начала XX вв. Напротив Новой пинакотеки находится Старая пинакотека с работами мастеров от Средневековья до середины XVIII столетия. В третьей пинакотеке Мюнхена - Пинакотеке Современности - представлено искусство XX и XXI веков.

Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей. В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно. Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан. Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII-XIX вв.

Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства. Лишь в 1981 году открылось постмодернистское здание по проекту архитектора барона Александра фон Бранки. Несмотря на то, что облицованное песчаником здание с эркерами, аварийными лестницами и полуциркульными арками окон было принято неоднозначно, его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение. В западном крыле здания Новой пинакотеки разместился Институт Дёрнера.

Пинакотека (Мюнхен) — одна из известнейших картинных галерей мирового уровня, в которой представлено более 700 живописных шедевров 14-21 столетий, которые написали самые знаменитые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Дюрер, И. Босх, Альтдорфер, В. Тициан, С. Боттичелли, Ф. Гойя и др.

История создания коллекции

Старая пинакотека в Мюнхене (Alte Pinakothek) — это популярный и известный музей, в котором находится 9 тыс. картин художников Европы 14-18 веков. Отличительная особенность музея происходит от его названия. Пинакотека (греч. «картинная галерея») — место, где выставляются исключительно картины.

Коллекцию живописных полотен начал собирать в 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах, который захотел украсить летний павильон своей мюнхенской резиденции картинами по историческим мотивам. Самой первой была написана «Битва Александра», посвященная сражению Александра Македонского с персидским войском царя Дария. Затем коллекцию стали пополнять и другие члены семьи Виттельбахов.

Уже к концу 17 века собрание по своей значимости становится одним из выдающихся в Европе. В частности, к нему прибавились работы фламандских художников, которые собрал баварский курфюрст Макс Эммануил (1679-1726).

К началу 18 века музей уже имел произведения выдающихся живописцев Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Затем произошло дальнейшее увеличение коллекции:

  • в 1777 г. к нему присоединены картины из Мангеймской галереи;
  • в 1803 году — 1 500 произведений живописи, которые ранее находились в церквях и монастырях;
  • 1806 г.— добавлены коллекции Дюссельдорфа и произведения из замка Карлсберг.

Для размещения картин был построен отдельный зал во дворце Шляйсхайм.

Строительство здания Пинакотеки

Годы правления Людвига I Баварского (1825-1848) — знаменательный период в истории Мюнхенской галереи. В это время им были приобретены известные работы немецких и нидерландских художников 15 в., итальянские полотна эпохи Ренессанса.

Для размещения такой богатой коллекции уже назрела необходимость в сооружении специального здания и размещения там произведений в хронологическом порядке.

Людвиг I решил, что его частное собрание произведений искусства достойно стать достоянием общественности, чтобы Мюнхен считался известным в мире центром живописи и других искусств.

План галерейного здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленцем в стиле Ренессанса. Торжественная закладка фундамента здания произошла в апреле 1826 г. в день рождения любимого Людвигом художника Рафаэля Санти. Король Баварии распорядился назвать музей греческим словом «пинакотека».

Старая Пинакотека (Мюнхен) была построена уже к 1836 г., и тогда же Людвиг издал указ о бесплатном посещении всеми желающими музея в воскресные дни. Однако первые годы горожане не столько посещали музей, сколько устраивали на лужайке перед галереей пикники.

В старой Пинакотеке располагаются исключительно произведения живописи, начиная от Средних веков и заканчивая эпохой Просвещения. Здание ее довольно мрачное и серое, внутри залы также почти ничем не украшены. Полное отсутствие убранства сделано специально для того, чтобы посетители не отвлекались от главной цели посещения музея — созерцания шедевров мирового искусства живописи.

На протяжении 19-20 веков коллекция Пинакотеки продолжала расширяться за счет приобретения произведений живописи тех времен, для которых было построено в 1853 г. здание новой Пинакотеки.

Война и восстановление музеев

В годы 2-й Мировой войны Пинакотека (Мюнхен) сильно пострадала при налетах англо-американской авиации. Сами картины уцелели, т. к. были заблаговременно сложены в подземных убежищах. Здание старой Пинакотеки восстановили только к 1963 году.

А вот здание новой Пинакотеки (см. фото) разрушено было почти полностью, и восстановить его не представлялось возможным. Новую Пинакотеку полностью перестроили по проекту архитектора А. Бранкаса, и открылась она только в 1981 году.

Здание необычное, имеет множество эркеров и полуциркульных оконных арок, которые в свое время вызывали общественные споры и различные мнения. Однако внутри залы великолепны, особенно получило положительные отзывы предусмотренное архитектором верхнее освещение.

Сейчас здесь выставлено 550 картин и скульптуры 19-20 веков.

Коллекции старой Пинакотеки

Экспозиция размещена в двухэтажном здании, на первом этаже которой в левом крыле происходят временные, часто меняющиеся выставки. Среди живописцев, которых представляет старая Пинакотека (Мюнхен),— картины фламандских и немецких художников 15-17 вв.: П. Брейгеля, Л. Кранаха и др. (правое крыло).

На втором этаже — коллекции северного Возрождения: картины голландца Л. ван Лейдена, Рембрандта; Дюрера и С. Лохнера; итальянских мастеров Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; фламандских Ван Дейка, Рубенса.

В правом крыле можно увидеть коллекции живописи эпохи Барокко и Рококо, среди которых Эль Греко и Мурильо, а также другие итальянские, французские и немецкие художники.

Шедевры Старой Пинакотеки

Многие произведения известных художников представляет старая Пинакотека (Мюнхен): шедевры 15-18 веков, каждый из которых имеет свою историю.

Например, картина «Мадонна с гвоздикой» была случайно куплена у торговца, и только позднее выяснилось, что она принадлежит кисти юного Леонардо да Винчи. Сейчас это единственное полотно мастера, находящееся на территории Германии. Цветок гвоздики, который держит Дева Мария, — символ бессмертия.

Работы Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1758) и «Отдыхающая девушка» (1752) изображают фаворитку Людовика 15-го, которая была знаменитой красавицей с безупречным вкусом, и Луизы О"Мерфи, придворной дамы, которая в будущем также стала фавориткой короля.

Работы ван Дейка «Автопортрет» (1619) и «Сусанна и старцы» (1622), мастера придворного портрета и религиозных картин.

Произведение П. Рубенса «Страшный суд» (1617) повествует о важном событии: когда люди с рассказом о своей жизни, допущенных грехах и больших достижениях предстают перед Богом, чтобы определить свою дальнейшую судьбу — путь в рай или ад. Это одно из самых больших полотен в мировой истории размером 610 х 460 см, под которое специально спроектирован зал музея.

В картине «Смерть Сенеки» (1613) знаменитый нидерландский художник П. Рубенс рассказывает об историческом факте, произошедшем с известным мыслителем Сенекой, которому в наказание за предательство приказал покончить жизнь самоубийством. достойно выслушал это решение и вместе с женой приготовился принять свою смерть.

Новая Пинакотека: история

Новая Пинакотека в Мюнхене была основана в 1846 г. в качестве продолжения старой и вначале содержала произведения искусств 18 века. Король Греции Отто продолжил дело своего отца и сформировал экспозицию из работ художников мюнхенской живописной школы. Известный пейзажист К. Ротман специально для галереи написал 23 больших полотна с изображением и посвящением Греции.

В 1909 г. в коллекцию были добавлены работы французских импрессионистов (Сезанн, Мане, Гоген и др.).

В новой Пинакотеке собраны произведения искусства 19-20 веков эпох романтизма, классицизма и реализма. Всего в запасниках находится 3 000 картин и 300 скульптур, из которых в 22 залах выставлено 550 живописных полотен и 50 работ скульпторов.

Картины новой Пинакотеки

Самые знаменитые шедевры, которые представляет новая Пинакотека (Мюнхен), — картины:

  • «Ваза с подсолнухами» В. Ван Гога (1888) — является изображением символа оптимизма и творческой мысли человека, подарок зрителю небольшого кусочка солнца.
  • «Бедный поэт» К. Шпицвега (1839) — описывает беспорядок и странную обстановку в жилище одинокого поэта, увлеченного своим творчеством настолько, что не видит окружающей его обстановки.

  • «После штормовой ночи» Ю. К. К. Даля (1819) — картина пропитана последствиями крушения, оставшимися после шторма, и, вместе с тем, воспевает возрождение в виде луча света.
  • «Дон Кихот» Оноре Домье (1868) символизирует одиночество героя, которого художник специально написал без лица.

Пинакотека современности

Третья, самая современная часть галереи (открыта с 2002 года) — Пинакотека современности (Мюнхен), которая посвящена сегодняшним искусствам. Она включает 4 самостоятельных музея:

  • Коллекция произведений современного искусства, входящая в Баварское собрание живописи.
  • Государственный музей прикладного искусства.
  • Архитектурный музей — рассказывает, в основном, о 19-21 вв., экспозиция часто меняется (500 тыс. чертежей и планов, созданных архитекторами в разное время, а также 100 тыс. фото архитектурных решений).
  • Государственное графическое собрание Мюнхена (350 тыс. гравюр и 45 тыс. чертежей).

Здание Пинакотеки современности возведено по проекту архитектора Ш. Браунфельса на частные пожертвования. Оно просторно и светло, в центре его — двусферная ротонда, в двух направлениях от которой расходятся широкие лестницы, направляющие посетителей к экспозиции.

В подземной части располагается дизайнерская коллекция, на 1-м этаже представлена архитектурная и графическая коллекции, а также временные выставки.

Западное крыло содержит собрание классического модерна, восточное — рассказывает о направлениях современного искусства: экспрессионизм, кубизм, фовизм, баухауз, сюрреализм, поп-арт, минимализм и др.

Все коллекции были собраны во второй половине 20 века как пожертвования коллекционеров, переданных в подарок музею. Последний дар — собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-90х гг. — был передан в 2006 г. Э. и М. Штоффелями.

В коллекции представлены работы знаменитых художников: А. Матисса, Ф. Леже, Сальвадора Дали, П. Пикассо и др. Также здесь есть зал с фотоработами современных фотографов.

Пинакотеки в Мюнхене: часы работы, цены

Все три Пинакотеки расположены недалеко друг от друга, в воскресенье действует цена 1 €, но в этот день музеи переполнены туристами.

Адреса: улица Barer Straße 27, 29, 40, Мюнхен (Пинакотека). Часы работы:

  • Старая — 10.00 до 18.00, вторник до 20.00, выходной понедельник.
  • Новая — 10.00 до 18.00, среда до 20.00, выходной вторник.
  • Пинакотека современности — с 10.00 до 18.00, в четверг до 20.00, без выходных.

В обычные дни стоимость в Пинакотеке различается:

  • Старая — цена билета 4 €.
  • Новая — 7 €.
  • Пинакотека современности — 10 €.

Дата публикации: 2013-09-16

Новая Пинакотека (нем. Neue Pinakothek) - картинная галерея с работами художников XIX-XX веков. В 22 залах и 10 кабинетах представлено более 550 полотен и 50 скульптур разных стилей, начиная с рококо и заканчивая немецким модерном. В запасниках хранится ещё 3000 картин и 300 скульптур.

История создания Новой Пинакотеки

Новую Пинакотеку основал в 1853 году баварский король Людвиг I, который мечтал приобщить к высокому искусству простой народ и горожан. Напомним, что к этому времени баварский правитель уже успешно осуществил первую часть поставленной цели, открыв Старую Пинакотеку в 1836. Необычное название «пинакотека» позаимствовали у древних греков, которые этим термином обозначали помещение, где хранились предметы с живописным изображением или росписью.

Вторая Мировая война уготовила для достопримечательности суровое испытание - здание, где размещались художественные произведения, было полностью разрушено и не подлежало восстановлению. Строительство нового сооружения затянулось на три десятилетия и было завершено лишь в 1981. Необычное современное здание с эркерами и полуциркульными арками окон вызвало неоднозначное мнение и общественные споры, однако его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение.

Избранные полотна Новой Пинакотеки

«Ваза с подсолнухами», Винсент Ван Гог, 1888 год

Винсент Ван Гог писал о себе: «Я чувствую потребность стать другим, начать всё заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью». Подсолнух - «ребёнок солнца». Этот цветок является символом оптимизма и творческих людей. Возможно, поэтому мастер хотел «извиниться и поблагодарить» именно таким способом, даря зрителю кусочек солнечной энергии.

Для художника подсолнух являлся каким-то символом, неким талисманом. В письме своему брату он написал: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Поэтому с 1987 года подсолнухи заполнили 11 полотен Винсента Ван Гога.

Видно, что при написании картины художника переполняли эмоции. Масляные краски нанесены на полотно очень густо, отрывистыми мазками. Создается ощущение, что каждый мазок - это горечь и счастье. Когда смотришь на цветы, то кажется, что можно дотронуться до подсолнуха, потрогать его, почувствовать его форму.

Для Винсента Ван Гога было очень важно передать всю палитру лепестков подсолнуха. На картине отражены как увядающие подсолнухи, так и очень свежие цветки. Так автор передаёт солнечную энергию в своём любимом жёлтом цвете. Сердцевина цветка наполнена магией. Небесно-голубой фон создаёт невероятную нежность и передаёт энергию синевы неба. Картина вызывает удивительное чувство утренней лёгкости, палящего солнечного зноя и неизбежного увядания цветка, который отдал всю положительную энергию зрителю.

Особенностью Винсента Ван Гога было виденье души там, где её быть не может. Он видел душу в деревьях, очевидно, что душа подсолнуха была ему созвучна. «Гогену очень понравились мои подсолнухи, когда он хорошенько их рассмотрел» (Винсент Ван Гог).

«Бедный поэт», Карл Шпицвег, 1839 год


Картина Новой Пинакотеки не оставит равнодушным никого, потому что вызывает непроизвольную улыбку от обстановки и причудливого вида главного героя. Трогательный и одинокий поэт, который так увлечён процессом создания нового произведения, что не замечает весь беспорядок вокруг себя.

В маленькой комнатке напрочь отсутствует порядок. Сквозь грязное окно пытается проникнуть солнечный свет, небрежно висит верёвка для белья, на печи стоит тазик и пустая бутылка, где-то валяется ботинок. Местным газетам не нашли лучшего применения, поэтому скоро их постигнет участь быть сожжёнными в печи. Возле поэта лежат книги, коробки и другие вещи, создающие атмосферу хаоса. Сам поэт удобно расположился на матрасе. Тонкий плед, две подушки и ночной колпак - вот творческое место главного героя. Под потолком парит сломанный зонтик, но поэта совсем не смущает вся эта обстановка. Он счастлив и живёт процессом, а порядок... порядок пусть подождёт.

«После штормовой ночи», Юхан Кристиан Клаусен Даль, 1819 год


Как признался сам живописец, картина «После штормовой ночи» является лучшим его творением, хотя на создание шедевра и ушло всего 8 дней. Юхан Даль оказался настоящим бойцом, поскольку вначале его творение подверглось очень жёсткой критике среди современников, которую он выдержал, не теряя веры. Он верил, что зритель оценит и поймёт в полной мере красоту и замысел в будущем.

Мимо данной картины очень сложно пройти. Взгляд захватывает сюжет, и в душе зрителя воссоздаются трагические события минувшей ночи. Здесь всё пропитано крушением, но в тоже время чувствуется возрождение. Изумительное небо сочетает в себе оттенки ночи и горя в виде туч, а также свет возрождения, как надежду на нечто хорошее. Море пугает своей темнотой, но одновременно пена у берега как бы сочувствует герою, давая надежду. Скалы являются утешением и силой героя. Маленький пёс символизирует душевную боль утраты.

«Мелодрама», Оноре Домье, 1860 год


Картина Новой Пинакотеки пропитана эмоциональностью, игрой театра. На зрителей, наблюдающими за сценой, хочется постоянно смотреть, хочется оказаться среди этой толпы, чтобы почувствовать энергетику зала, прожить весь спектакль от начала и до конца.

Всё время не покидает ощущение, что вот-вот начнётся продолжение спектакля. Это ощущение одновременно держит и заставляет искать продолжение. Картина оживает в сердце, завораживает действием и игрой актёров. Актёры безлики, но как невероятно точно передана атмосфера их внутреннего состояния.

«Дон Кихот», Оноре Домье, 1868 год

Картина сочетает в себе одновременно радость и пессимизм. На первый взгляд она кажется яркой и оптимистичной. Ярчайшее небо выглядит, как чистое «море надежд», и только пустыня и каменное величие дороги, уходящей ввысь, вносят трагическую ноту отчаяния. В картине «Дон Кихот» не зря был выбран именно пустынный пейзаж, как главный символ одиночества.

Главный герой изображен безликим. Его неповторимая стать, стремление движения вперёд, отчаянное рвение к новым победам отражено энергичными и широкими мазками. Художник мастерски передал характер Дон Кихота тремя цветами. Усталый конь, со склонённой головой, преданно служит своему хозяину, и делает шаг за шагом на пути к новым испытаниям.

«Натюрморт с яблоками», Гюстав Курбе, 1871 год


Картина наполнена пессимизмом. Хмурое небо и раскинувшееся дерево наводят на зрителя грусть и только яркое пятно на картине вселяет надежду на то, что она (грусть) пройдёт, и наступит яркий солнечный день.

Использование сочных, ярких цветов для отражения всей прелести яблок завораживает. Кажется, что обычный предмет - яблоко, открывает целый мир. Зритель забывает о мрачном фоне, весь его взгляд устремлён к сочным красным наливным яблокам. Чуть позже, на картине становятся заметны несколько гранатов, лежащих в стороне, и спелая груша, но пока взор пленён красотой формы и переливами яблочной композиции.

«Пейзаж на Майне», Ганс Тома, 1875 год


Отличительной особенностью Ганса Тома является написание реалистичных, «народных», «простых» пейзажей. Такое ощущение складывается только первые несколько секунд, после открывается «внутренний» мир картины, который хотел показать и донести в душу зрителя Ганс Тома.

Художник необыкновенно точно изобразил благословение неба и красоту солнечных лучей с воздушной невесомостью облаков. Полотно вызывает чувство успокоения, гармонии, отсутствие привычной жизненной суеты и просто наслаждение прекрасным пейзажем и солнечным днем. При пристальном рассмотрении зритель наполняется особым божественным светом, который удивительным образом удалось передать автору.

«Детский сад», Йохан Шперль, 1884 год


Картина пропитана атмосферой праздника и детства. Поражает всеобщая гармония. Йохан Шперль удивительным образом отобразил красоту тёплого весеннего дня. На полотне нет ни одного грустного ребёнка, каждый занят своим делом: кто-то собирает цветы, кто-то помогает воспитателям, кто-то прячется за деревом. Прекрасная пора детства прослеживается даже в яркой детской одежде. Воспитатели с материнской заботой выполняют работу по хозяйству. Трогательность картине придаёт утка с маленькими утятами, которые вышли на прогулку.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные