Когда началась и закончилась эпоха возрождения. Эпоха Возрождения – кратко. Общая характеристика эпохи Возрождения

Почему роль эпохи Возрождения заметна больше, чем значение какой-либо другой эпохи? Потому что концепция эпохи Возрождения была достаточно жизнеутверждающей, излучающей веру в то, что человек способен на многое. И деятели этого времени доказали правдивость подобных мыслей своими работами, идеями. Ренессанс не остался в учебниках или музеях, он вдохновлял и продолжает вдохновлять множество людей. Идеи меняются, дополняются или переосмысляются, но человеку не просто приятно, но и важно думать, что его деятельность не бесполезна.

Творения эпохи Возрождения мы можем видеть не только на альбомах известных исполнителей (например, Lady Gaga – «Artpop»), но и в качестве принта. Часто можно увидеть нежную Венеру Боттичелли на футболках, а Мона Лиза Леонардо да Винчи и вовсе где только не использовалась. Поэтому ренессанс ближе, чем вы думаете, и знать важные принципы, основные признаки и особенности произведений и деятелей того времени просто необходимо тем, кто считает себя образованным человеком. А помочь вам сможет эта статья, где всё описано кратко и доступно.

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

  1. Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
  2. Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
  3. Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
  4. Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
  5. Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.

Философия

Философия эпохи Возрождения – это множество философских школ, объединенных общими идеями. Отказ от теоцентризма заставляет людей сконцентрироваться на собственных возможностях, тем самым ими провозглашается гуманистическая эпоха.

Идеи эпохи Возрождения обращены к античной культуре, из которой мыслители не только осваивали знания, но и перерабатывали их. Из этого складывались следующие принципы, ценности эпохи:

  1. Антропоцентризм;
  2. Признается право человека на творческое самовыражение, свободу. Человек-творец;
  3. Всё сущее в мире понимается через человека;
  4. Эстетика важнее науки и морали, культ тела.

Рассмотрим некоторые философские направления и идеи Ренессанса подробнее.

Гуманизм

В европейских широтах гуманизм распространился в XIV – середине XV вв. Это философское направление имело антиклерикальную направленность. Отныне мыслители доказывают, что задатки личности не из милости даны Богом, а становятся результатом собственных усилий людей. Человек имеет право на активную, творческую деятельность, реализацию индивидуальности и свободы.

Философия гуманизма прорывается в литературу, поэтому известные гуманисты эпохи Возрождения взялись за перо. Ещё великий Данте Алигьери в « » уже иронизирует по поводу фанатических заблуждений христианства и его полуграмотных толкователей. Данте верит в добродетель человечества, не как в качестве божьей воли, а в порядке осознанного решения личности. Однако первым гуманистом считают итальянского поэта . В своих стихах он проповедовал идеалы любви и земной радости, которых мы можем добиться и без божьей воли. Он сомневается в загробных наградах за благочестие, однако знает способ достичь реального бессмертия души. Как это сделать? Заниматься творческой, активной деятельностью, ведь бытие происходит лишь здесь и сейчас, другого шанса не будет.

Мыслители эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла и другие) исповедовали страстную веру в умственный и физический потенциал человека, который еще не раскрыт. А потому философия гуманизма несет жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм обрел целостную систему взглядов, вызвав настоящую революцию в культуре и мировоззрении новых людей.

Антропоцентризм

Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «άνθροπος» - человек и «centrum» - центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания. Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.

От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.

Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.

Натурфилософия

Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.

Характерные черты философии таковы:

  1. Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
  2. Стремление отделить философию от теологии;
  3. Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
  4. Познание природы сочетается с мистицизмом.

Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.

К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.

Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.

Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.

Пантеизм

Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:

  1. идеалистический (природа – это проявление божественной силы)

  2. натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).

То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.

Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.

Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).

Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.

Культура и искусство

Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.

Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.

Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.

Живопись

Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.

Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв.). Это объемные и выходящие за
рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое
провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.

На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.

Литература

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности. Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.

Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории. Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других. Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.

Поэты

«Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.

Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали .

В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот . Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога. В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.

Композиторы

В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.

В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».

Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.

Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.

Архитекторы

«Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена. В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.

Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.

Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткий путеводитель по идеям эпохи европейского Возрождения.

Ренессанс

История и особенности

В течение двухсот лет Европа стала свидетелем удивительного возрождения живописи, скульптуры и архитектуры, эпицентром которого стала Италия. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда.

Характеристика

Итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно в области скульптуры и живописи. С начала 14-го века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа готическому стилю, итальянские мастера и мыслители стали вдохновляться идеями античных Греции и Рима, что прекрасно гармонировало с их желанием создать универсальный и благородный вид искусства и выразить настроение того времени.

Гуманизм

Прежде всего, искусство того времени было обусловлено философским понятием «гуманизм», основанном на имеющихся достижениях (например, демократических).

В изобразительном искусстве гуманизм выступает за:

  • Создание уникальной композиции вместо стереотипных и символических образов.
  • Больший реализм и внимание к деталям, что нашло отражения в развитии теорий линейной перспективы. Этот подход объясняет и почитание классических скульптур, и выход из моды византийских работ.
  • Упор на развитие и продвижение добродетельного действия. Ведущий теоретик искусств того времени Альберти (1404-1472) заявлял, что «счастье не может быть достигнуто без добрых, справедливых и праведных дел».

Причины

До сих пор неясно, что послужило причиной такого изменения в искусстве. Хотя темные века для Европы закончились и христианская церковь в 12-13 веке испытала перерождение, в 14-ом веке случились серьезные проблемы с урожаями, эпидемия чумы и война Англии с Францией. Поэтому причиной прорыва в творчестве, безусловно, послужил целый ряд факторов и исторических событий.

Положительные тенденции развития наблюдаются в то время в Италии. Венеция и Генуя богатели на торговле с Востоком, а Флоренция стала центром ювелирного искусства, производства шерсти и шелка. Процветание постепенно приходит и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание союза Ганзы.

Распространению новых идей способствует изобретение книгопечатания, что, в некоторой степени, отражает нетерпение из-за медленного прогресса после тысячи лет культурного и интеллектуального голода, стремление к повторному рождению.

Слабость церкви

Шаткое положение церкви дало дополнительный импульс к развития. Это приводит к подъему гуманистических воззрений и побуждает духовенство к украшению храмов и церквей, сотрудничеству с архитекторами и скульпторами. Реакция на подобное изменение, известная как контрреформация, продлилась до конца шестнадцатого века.

Развитие

Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.

Эпицентр

В дополнение к статусу самой богатой торговой нации, Италия имела в своем распоряжении огромное число классических работ и артефактов. Примеры римской архитектуры и скульптуры, а также древнегреческие работы находились почти в каждом городе страны. Кроме того, падение Константинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Все эти факторы объясняют, почему именно эта страна стала центром европейского Возрождения.

В Северной Европе ренессанс характеризуется достижениями в представлении света, его распространения и отражения, что находит отражение в портретной живописи и натюрмортах . Связано это отчасти с тем, что большинство художников северного Возрождения использовали масляные краски в начале 15-го века, предпочитая их темпере или фреске, которые (по многим причинам, в том числе климатическим) все еще являлись предпочтительными и популярными в Италии.

В религиозном искусстве того времени доминирует изображение апостолов и членов Святого Семейства, которые изображаются как живые люди. Их позы и окружение выражают реальные человеческие эмоции. Также пользуются популярностью сюжеты и истории из классической мифологии, иллюстрирующие идеи гуманизма.

Тициан .

Стоит отметить и то, что статус профессии художников и скульпторов переходит на новый уровень, ведь теперь создание картин и скульптур требует мыслительных подготовки и серьезной техники.

Галереи

Следующие итальянские галереи имеют значительные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения:

  • Галерея Уффици.
  • Дворец Питти.
  • Музеи Ватикана.
  • Галерея Дориа-Памфили.
  • Каподимонте музей.
  • Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

Заключение

Основной вклад итальянского Возрождения в историю искусства можно обозначить как продвижение классических античных идеалов, что вылилось в классическое развитие западной живописи и скульптуры. Хотя современные художники и исследуют новые формы искусства, для запада основной моделью остается греческая античность и ее интерпретация в виде Ренессанса.

Эпоха Возрождения обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Ф.Липпе Мадонна

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс.

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.


Бегство в Египет (Джотто)


Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337). Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Возвращение Иоакима пастухам (Джотто)



Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Фреска Джотто в храме г.Падуи



Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Фреска Джотто



Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Фреска С.Мартини



Один из знаменитых мастеров Предвозрождения - Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Фрагмент фрески. Доменико Гирландайо (1449 - 1494)



Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой.

В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция. Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Собор Санта Мария дель Фьоре (Флорентийский собор)



Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре, который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Собор Святого Петра (арх.Брунеллески и Браманте)



Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо.

Давид (ск.Донателло)


Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио. Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Статуя полководца Гаттамелата (ск.Донателло)



Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Конный монумент кондотьеру Коллеони (Вероккьо)



Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.

Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Фреска Мазаччо



Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Фреска Мазаччо



Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Поклонение волхвов (Мазаччо)


Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (Мазаччо)


Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Мазаччо.Фреска из библиотеки собора в Сиене, посвященная жизнеописанию гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464)


Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.

В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое.

На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу.

Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Святые Иероним и Иоанн Креститель (Мазаччо)


Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино.

Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Портрет мальчика (1480) (Пинтуриккио)


Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен.

За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко.

Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Ф.Липпи)


Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте. Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Благовещение (1443) (Ф.Липпи)


Коронование Марии(1441-1447) (Ф.Липпи)


Портрет Джованны Торнабуони (1488) (Гирландайо)


Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Крещение (1458-1460) (П.делла Франческа)


Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.

Фреска делла Франческа


Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Мертвый Христос (Мантенья)



Андреа Мантенья (1431 - 1506)

Крупный художник из Падуи. Он восхищался суровым величием произведений античных художников. Его образы напоминают греческие скульптуры - строгие и прекрасные. В своих фресках Мантенья воспевал героическую личность. Природа в его картинах пустынна и неприветлива.

Мантенья. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной (1500)


Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны - Иоанн Креститель и Мария Магдалина. В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи мира. Фигуры нарисованы в обычной манере для художника и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

Парнас (Мантенья)


Моление о чаше (Мантенья)



Эта небольшая картина изображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия".

Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе - композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы.

По дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: "вот, приблизился предающий Меня", видна группа стражников, ведомая Иудой.

В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии.

Священный разговор (Беллини)



Джованни Беллини (1427/1430 - 1516)

Ярко проявили себя в эпоху раннего Возрождения братья Беллини. Особенно знаменит Джованни Беллини, которого чаще называли Джанбеллино. Вырос в семье крупного венецианского живописца. Вместе с братом с юности помогали отцу выполнять художественные заказы. Работал над украшением венецианского Дворца дожей.

Его живопись отличается мягкой живописностью, богатым золотым колоритом. Мадонны Джанбеллино как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним.

Мадонна на лугу (1500-1505) Беллини.



В центре картины образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка божественного малыша кажется скульптурой, это говорит о близком знакомстве с творчеством Мантеньи. Однако мягкость светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой путь в живописи.

На заднем плане написан прекрасный пейзаж. Картина написана в смешанной технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.

Портрет дожа Леонардо Лоредана. Беллини


Этот портрет был заказан Беллини как художнику Венецианской республики. Дож здесь изображен почти фронтально - вопреки существующей тогда традиции изображать лица в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах.

Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож надевал в праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на год власть над Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство картины и тем самым сделать образ дожа удивительно живым.

1. Общие сведения

Возрождение, или Ренессанс - это период в культурно-историческом развитии стран Центральной Западной и Северной Европы пришедший на смену средневековью. В средневековье сложились основные предпосылки для культурного взлёта Возрождения, а само Возрождение стало в свою очередь мощным толчком для последующего развития культуры в эпоху просвещения. Несмотря на локальность Возрождение оно оказало глобальное влияние на последующее развитие культуры. Ренессансные идеи распространялись в европейских странах неравномерно, поэтому в Возрождении принято выделять несколько периодов.

1.1. Предпосылки Возрождения

Возрождение – это прежде всего явление городской культуры. Зарождение в недрах феодального строя новых буржуазных экономических отношений связано в первую очередь в городом. Размывание сословных рамок и сословной замкнутости, накопление материальных богатств и рост политического влияния горожан, проявившийся и в появлении городов-республик способствует формированию нового гражданского сознания. Средневековый горожанин это человек далёкий от аристократизма знати и аскетизма церкви. Материальную основу своей жизни он выстраивает благодаря своей энергии, трудолюбию, деловым качествам, знаниям. Поэтому и в других людях он ценит те же качества. Одновременно, горожане это в своём большинстве люди грамотные, умеющие ценить прекрасное, стремящиеся к знаниям и красоте, именно на их восприятие и ориентированы прекрасные произведения искусства эпохи Возрождения. Своеобразным толчком к началу эпохи Возрождения послужило знакомство европейских народов с произведениями античной культуры. Сам термин Возрождение понимался как попытка возродить высокие достижения античной культуры, подражать им, хотя на самом деле итоги Возрождения оказались более существенными. Не случайно впервые ренессансные идеи возникли в Италии, на территории которой сохранилось значительное количество античных памятников. Часть представлений об эпохи античности была получена итальянцами, ведшими активную торговлю в Средиземном море из Византии, где античное искусство не было разрушено нашествием варваров вплоть до XV в. и динамично развивалось.

1.2. Периодизация Возрождения

1.2.1. Общеевропейская периодизация

В общеевропейской периодизации эпохи Возрождения выделяют три основных периода.

Раннее Возрождение (с 1420 по 1500 гг.) захватывает в основном территорию Италии характеризуется тем, что в это время собственно ренессансные произведения известны только в Италии, в других странах ещё пытаются совмещать традиционные приёмы с новыми ренессансными веяниями, признаки готического искусства заметны ещё во многих произведениях.

Высокое Возрождение (1500 по 1580 гг.) пик развития ренессансного искусства в Италии и начало его заката, мощный расцвет интереса к античности и новым технологиям в искусстве в европейских странах. В Рим как в столицу искусства стремятся талантливые люди со всей Европы.

Позднее Возрождение (1580-1650 гг.) период, когда в Италии идеи Возрождения, теснимые церковью приходят в упадок, но получают второе дыхание в странах Северной Европы, где получают новый импульс и преломляются в работах голландских, немецких, английских деятелей искусства, поэтому это время называют ещё Северным Возрождением. Искусство Северного возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому пропитано антиклерикальным духом и придает большое значение вопросам веры. Но в отличии от итальянского искусства стремившегося приукрасить, идеализировать действительность, более тяготело к реальности. В конце этого периода появляется увлечение ложной живописностью, вычурность форм и бессистемная компоновка античных мотивов, утрачивается органичность, дух ренессансных идей. Эти тенденции в искусстве получают название маньеризм, вслед за которым утверждается стиль барокко.

1.2.2. Итальянская периодизация

Эпоха Возрождения в Италии длилась недолго, она укладывается в XIV -XVI вв. В развитии ренессансных идей и искусства принято выделять следующие периоды:

Дученто (XIII в.) так на итальянском звучит название XIII века, отмеченного появлением ренессансных признаков в искусстве, этот период называют ещё Проторенессансом.

Треченто (XIV в.) итальянское наименование XIV в. для в котором ренессансные идеи проявились, прежде всего в живописи. Выдающимся живописцем этого времени был Джотто ди Бондоне (см: 3.1.) В это же время благодаря творчеству Данте, Петрарки, Боккаччо (см: 3.2.) произошёл поворот к гуманизму в литературе.

Кватроченто (XV в.) - итальянское обозначение эпохи искусства XV века, являющейся пиком, расцветом идей возрождения во всех областях искусства, временем жизни и творчества Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини и др.

Чинквече́нто (XVI в.) итальянское название периода заката Высокого Возрождения и начала Позднего Возрождения. Творившие в это время Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, Веронезе и Тинторетто внесли неоценимый вклад в развитие не только итальянской, но и мировой культуры.

Италия — лучшее место для того, чтобы легко разобраться в истории искусств. Здесь шедевры буквально на каждом шагу.

Из этой статьи Вы узнаете:

«Rinascimento»: ri - «снова» + nasci - «рождённый»

Надеюсь, все слышали понятие «ренессанс». Рожденный заново, рожденный снова. Или — Эпоха Возрождения. Почти всегда это понятие применяется к области искусства: живопись, литература, архитектура, и т.д. Кстати, сюда можно отнести и науку.

Боттичелли, Рождение Венеры

Теперь разберемся, а что же, собственно, родилось заново? Это особый тип культуры, которая уже вышла за рамки Средневековья, но лишь предшествует эпохе Просвещения.

Впервые термин ввел Джорджо Вазари (итальянский гуманист). Имеется ввиду некий существенный шаг вперед во всех сферах жизни социума, а особенно — в сфере культурной. Расцвет, выход из тени, преображение.

Борьба между Средневековьем и Античностью

Если пока еще не очень понятно — объясню проще. Дело в том, что Средневековая культура, живопись, поэзия, да сама жизнь людей были очень сильно зависимы от церкви, иерархии в обществе и религии. Средневековое искусство — это религиозное искусство, личность здесь теряется, не имеет значения.

Кстати, на страницах моего блога несколько иностранных языков!

Вспомните средневековые католические фрески, полотна. Это весьма пугающие образы, угодные церкви. Тут святые, праведники, а в противовес Страшный суд, ужасные демоны, чудовища. Создавалась ситуация, когда быть собой, иметь обычные человеческие страсти, желания — верный путь в ад. Только чистый сердцем, праведный христианин мог надеяться на спасение, прощение.

Доманико Венециано, Мадонна с младенцем

Ренессанс характеризуется антропоцентризмом и . В центре его — человек, его деятельность, мысли, стремления. Такое подход свойственен эпохе Античной Культуры. Это Древний Рим, Греция. На смену язычеству приходит в Европе христианство, вместе с этим полностью меняются каноны искусства.

Рафаэль Санти, Мадонна в зелени

Теперь же человек рассматривался, как личность, важная составляющая общества. Человек получил в искусстве свободу, которую ему никогда не давали строгие законы религиозной культуры Средневековья.

Возрождение, извините за тавтологию, возрождает период Античности, но это уже ее более высокий, современный уровень. Европа попадает под его влияние в период с XV по XVI века. В Италии будут немного другие хронологические рамки Эпохи Возрождения, я расскажу чуть позже.

С чего все началось?

Все началось с падения Византийской Империи. Если Европа долгое время была под властью церкви, то в Византии никто не забывал про искусство Античного периода. Люди бежали из распадающейся империи. Они взяли с собой книги, картины, везли в Европу скульптуры и новые идеи.

Падение Византийской империи

Козимо Медичи во Флоренции основывает Академию Платона. Скорее, возрождает ее. Все это под впечатлением от выступления одного византийского лектора.

Растут города, растет влияние сословий, таких как ремесленники, торговцы, банкиры, мастеровые. Им абсолютна не важна иерархическая система ценностей. Смиренный дух религиозного искусства им непонятен, чужд.

Появляется современное течение — гуманизм. Именно оно оказывает мощное влияние на новое искусство Эпохи Возрождения. Европейские города стремились обустроить у себя прогрессивные центы науки и искусства.

Данная область вышла испод влияния Церкви. Конечно, Средние века с их кострами, сжиганием книг, отбросили развитие цивилизации на десятилетия. Теперь, огромными шагами Возрождение стремилось наверстать упущенное.

Итальянское Возрождение

Изобразительное искусство становится не только важной составляющей эпохи, но и необходимым видом деятельности. Людям теперь нужно искусство. Почему?

Рафаэль Санти, портрет

Наступает период экономического подъема, а с ним — гигантский сдвиг в умах людей. Все сознание человека больше не было направленно лишь на выживание, появляются новые потребности.

Изобразить мир таким, какой он есть, показать реальную красоту и реальные проблемы — вот задача тех, кто стал знаковыми фигурами итальянского Ренессанса.

Считается, что данное течение появилось именно в Италии. Причем возникло еще с XIII века. Тогда первые зачатки нового течения появляются в работах Парамони, Пизано, затем Джотто и Орканья. Окончательно оно укоренилось только с 1420-х годов.

Всего можно выделить 4 крупных этапа становления эпохи:

  1. Проторенессанс (то, что происходило в Италии);
  2. Раннее Возрождение;
  3. Высокое Возрождение;
  4. Позднее Возрождение.

Рассмотрим каждый из периодов подробнее.

Проторенессанс

Все еще тесно связан со средневековьем. Это период постепенного перехода от традиций старого времени к новому. Проходило в период от 2-й половины XIII века до XIV века. Немного замедлил свое развитие из-за глобальной эпидемии чумы в Италии.

Эпоха Проторенессанс, Андреа Мантенья, алтарь Сан Дзено в Вероне

Живопись данного периода лучше всего характеризуют работы мастеров Флоренции Чимабуэ, Джотто, а так же Сиенской школы — Дуччо, Симоне Мартини. Конечно, самой главной фигурой проторенессанса считается мастер Джотто. По истине реформатор канонов живописи.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 года. Можно сказать, это время плавного перехода к новому течению. Все еще много заимствовано от искусства прошлых лет. К нему примешиваются новые течения, образы, добавляется много повседневных мотивов. Живопись и архитектура, литература становятся все менее образными, все больше «человечности».

Раннее возрождение, Basilica di Santa Maria del Carmine, Firenze

Высокое Возрождение

Пышный расцвет Эпохи Возрождения приходится на 1500 — 1527 годы в Италии. Его центр переносится из Флоренции в Рим. Благоволит новому настроению папа Юлий II, что существенно помогает мастерам.

Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти, Высокое Возрождение

Он, человек предприимчивый, современный, выделяет средства на создание предметов искусства. Пишутся лучшие в Италии фрески, строятся церкви, здания, дворцы. Считается совершенно уместным заимствовать черты Античного в создании даже религиозных сооружений.

Самые знаковые художники Италии эпохи Высокого Возражения это Леонардо да Винчи, и Рафаэль Санти.

Я была в Лувре в марте 2012 года, туристов было не много и я спокойно и с удовольствием смогла посмотреть на картину «Мона Лиза», которую еще называют «Джоконда». Действительно, в какую бы сторону зала ты не пошел, ее глаза всегда смотрят на тебя. Чудо! Не правда ли?

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Позднее Возрождение

Проходило с 1530 по 1590-1620-е годы. Историки договорились свести творчество данного периода в единый только условно. Было так много новых направлений, что глаза разбегаются. Это касается всех видов творчества.

Тогда в Южной Европе восторжествовала Контрреформация. Очень настороженно стали смотреть на излишнее воспевание человеческого тела. Появилось много противников яркого возврата к Античности.

Веронезе, Брак в Кане, позднее Возрождение

Как итог такой борьбы появляется стиль «нервного искусства»- маньеризм. Тут изломанные линии, надуманные цвета и образы, иногда слишком неоднозначные, а иногда — преувеличенные.

Параллельно с этим появляются работы Тициан и Палладио. Их творчество считается знаковым для позднего Возрождения, оно совершенно не подвержено кризисным течениям того века.

Философия тех периодов находит новый объект изучения: «универсальный» человек. Тут философские течения переплетаются с живописью. Например, Леонардо да Винчи. Его работы — представление об отсутствии границ, пределов для человеческого разума.

Если вам или вашему ребенку надо подготовиться к ЕГЭ и ГИА, то на сайте Foxford для школьников, вы сможете это сделать. Обучение для учеников с 5 по 11 класс по всем дисциплинам, которые присутствуют в российских школах. Помимо базовых курсов по основным предметам, на портале есть специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам. Доступные дисциплины для обучения: математика, обществознание, русский язык, физика, информатика, химия, история, английский язык, биология.

Эпоха захватывает Север

Да, все началось в Италии. Затем, течение продвигалось дальше. Всего пару слов хочется сказать о Северном Возрождении. Позднее всего оно пришло в Нидерланды, Германию и Францию. Там не было Возрождения в том классическом смысле, но новый стиль покорил Европу.

Превалирует готическое искусство, а познание человека отходит на второй план. Выделяются Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

Лучшие представители целой Эпохи

Мы поговорили об истории этого интереснейшего периода. Давайте теперь подробнее рассмотрим все его составляющие.

Человек Ренессанса

Главное, понять — а кто же такой человек Эпохи Возрождения?
Тут нам помогут философы. Для них объектом изучения выступал разум и возможности человека, который творит. Именно разум отличает Человека от всего остального. Разум делает его Подобным Богу, ведь Человек может творить, создавать. Это Creator, Создающий новое, постоянно развивающийся человек.

Он находится на пересечении Природы и Современности. Природа одарила его невероятным даром — совершенным телом и мощным интеллектом. Современный мир открывает бесконечные возможности. Обучение, фантазия и ее реализация. Нет границ тому, на что способен человек.

Витрувианский человек, Леонардо Да Винчи

Идеал человеческой личности теперь: доброта, сила, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Самое главное здесь — свобода личности.

Представление о человека меняется — теперь он свободен, полон сил и энтузиазма. Конечно, такое представление о людях подвигало их самих на что-то великое, значимое, важное.

«Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». (Поджо Браччолини, XV век).

Развитие Науки

Период XIV-XVI века стал знаковым в развитии науки. Что происходит в Европе?

  • Это период Великих географических открытий;
  • Николай Коперник меняет представление людей о Земле, доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца;
  • Парацельс и Везалий делают огромный скачок в медицине и анатомии. Долгое время вскрытия, изучения анатомии человека было преступлением, осквернением тела. Знания о медицине были абсолютно неполными, а все исследования — запретными;
  • Никколо Макиавелли исследует социологию, поведение людей в группах;
  • Появляется идея «идеального общества», «Город Солнца» Кампанеллы;
  • С XV века активно развивается печатное дело, было издано множество трудов для народа, научные, исторические труды становятся доступны любому;
  • Началось активное изучение древних языков, переводы античных книг.

Иллюстрация к книге Город Солнца, Кампанелла

Литература и Философия

Самый яркий представитель эпохи -Данте Алигьери. Его «Комедия» или «Божественной комедией» восхищались современники, ее сделали образцом чистой литературы Эпохи Возрождения.

В целом, период можно охарактеризовать, как прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Свободные сонеты Франческо Петрарки о любви раскрывают глубины души человеческой. В них мы видим тайный, сокрытый мир чувств, страдания и радости от любви. Эмоции человека ставятся на первый план.

Петрарка и Лаура

Джованни Боккаччо, Никколо Макиавелли, Лудовико Ариосто и Торквато Тассо прославили эпоху своими произведениями абсолютно разных стилей. Но, стали классическими для Ренессанса.

Конечно же, романтические новеллы, истории любви и дружбы, забавные истории и трагичные романы. Здесь «Декамероне» Боккаччо, например.

Декамерон, Боккаччо

Пико делла Мирандола писал: «О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».
Знаменитые философы этой эпохи:

  • Леонардо Бруни;
  • Галилео Галилей;
  • Никколо Макиавелли;
  • Джордано Бруно;
  • Джаноццо Манетти;
  • Пьетро Помпонацци;
  • Томмазо Кампанелла;
  • Марсилио Фичино;
  • Джованни Пико делла Мирандола.

Интерес к философии резко возрастает. Свободомыслие перестает быть чем-то запретным. Темы для анализа — самые разные, современные, злободневные. Нет более тем, которые считаются неподобающими, а размышления философов более не идут лишь в угоду церкви.

Изобразительное искусство

Одно из самых быстроразвивающихся направления — живопись. Еще бы, ведь появилось так много новых тем. Теперь художник тоже становится философом. Он показывает свой взгляд на законы природы, анатомию, перспективы жизни, идеи, свет. Нет более запретов для того, кто обладает талантом и желает создавать.

Думаете, тема религиозной живописи теперь не актуальна? Совсем наоборот. Мастера Возрождения создавали удивительные новые картины. Старые каноны уходят, их место занимают объемные композиции, появляются пейзажи, «мирские» атрибуты. Святые одеты реалистично, они становятся ближе, человечнее.

Микеланджело, Сотворение Адама

Скульпторы тоже с удовольствием используют религиозную тематику. Их творчество становится более свободным, откровенным. Человеческое тело, анатомические подробности — больше не под запретом. Возвращается тема античных богов.

Красота, гармония, равновесие, женское и мужское тело выходят на первое место. В красоте человеческого тела нет запрета, стыдливости, порочности.

Архитектура

Возвращаются принципы и формы античного римского искусства. Теперь преобладают геометрия, симметрия, большое внимание уделяется поиску идеальных пропорций.
Снова в моде:

  1. ниши, полусферы куполов, арки;
  2. эдикулы;
  3. мягкие линии.

Они пришли на смену холодным готическим очертаниям. Например, знаменитый Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Вилла Ротонда. Именно тогда появляются первые Виллы — загородное строительство. Обычно, крупные комплексы с садами, террасами.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Огромный вклад в архитектуру внесли:

  1. Филиппо Брунеллески - его считают «отцом» ренессансной архитектуры. Он разработал теорию перспективы и ордерную систему. Именно он создал купол Флорентийского собора.
  2. Леон Баттиста Альберти - прославился тем, что переосмыслил мотивы раннехристианских базилик* времён Константина.
  3. Донато Браманте - работал в период Высокого Возрождения. Знаменит за выверенные пропорции.
  4. Микеланджело Буонарроти - главный архитектор Позднего Возрождения. Создал собор Святого Петра, лестницу Лауренцианы.
  5. Андреа Палладио - родоначальник классицизма. Создал свое течение, называемое палладианство. Трудился в Венеции, проектируя крупнейшие соборы и дворцы.

В эпоху Раннего и Высокого Возрождения были построены лучшие дворцы Италии. Например, Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано. Также, палаццо Питти.

Преобладали цвета: синий, желтый, пурпурный, коричневый.

В целом, архитектура того времени отличалась устойчивостью с одной стороны, а с другой — это плавные линии, полукруглые переходы и сложные арки.

Помещения делались просторные, с высокими потолками. Украшались древесным или лиственным орнаментом.

*Базилика — церковь, собор. Имеет прямоугольную форму и один, или несколько (нечетное число) нефов. Свойственно раннехристианскому периоду, а сама форма произошла от древнегреческих и римских храмовых построек.

Стали использоваться новые строительные материалы. Основание — каменные блоки. Стал обрабатываться разными способами. Появляются новые строительные растворы. А еще — это период активного использования штукатурки.

Декоративным и конструкционным материалом становится кирпич. Используются так же глазурованный кирпич, терракота и майолика. Много внимания уделяется декоративным деталям, качеству их проработки.

Теперь и металлы используются для декоративной обработки. Это медь, олово и бронза. Развитие столярного дела дает возможность делать удивительно красивые, ажурные элементы из дерева твердых пород.

Музыка

Все сильнее влияние народной музыки. Быстро развивается вокальная и вокально-инструментальная полифония. Особенно преуспела здесь Венецианская школа. В Италии появляются новые музыкальные стили — фроттола и вилланелла.

Караваджио, Музыкант с лютней

Италия славится смычковыми инструментами. Складывается даже борьба виолы и скрипки за лучшее исполнение одних и тех же мелодий. Новые стили пения захватывают Европу — сольная песня, кантата, ораторий и опера.

Почему именно Италия?

Кстати, а почему именно в Италии началась эпоха Возрождения? Дело в том, что большая часть населения жила в городах. Да, это ситуация, несвойственная для периода XIII-XV веков. Но, если не было бы особых обстоятельств, появились бы все шедевры Эпохи?

Торговля и ремесла быстро развивались. Было просто необходимо учиться, изобретать, совершенствовать продукты своего труда. Так появлялись мыслители, скульпторы, художники. Товары нужно было делать более привлекательными, книги с иллюстрациями лучше продавались.

Торговля — это всегда путешествия. Людям были необходимы языки. Они видели много нового в странствиях, пытались внедрить это в жизнь своего города.

Васари, Флоренция

С другой стороны, Италия — наследница Великой Римской Империи. Любовь к прекрасному, остатки античной культуры — все это сосредоточено в городах Италии. Такая атмосфера просто не могла не подвигнуть людей талантливых на новые открытия.

Ученые считают, что еще одна причина — именно западный, а не восточный тип христианского вероисповедания. Считается, что это особая форма христианства. Внешняя сторона католической жизни страны позволяла некое свободомыслие.

Например, появление «антипап»! Тогда сами понтифики спорили за власть, используя негуманные, совершенно незаконные методы достижения цели. Народ следил за этим, понимая, что в реальной жизни католические устои и мораль не всегда действуют.

Теперь Бог становился объектом теоретического познания, а не центром жизни человека. Человек был четко отделен от Бога. Конечно же, это давало почву для разного рода сомнений. В таких условиях развиваются наука, культура. Естественно, искусство становится оторванным от религии.

Друзья, спасибо, что читаете мои статьи! Надеюсь, удалось прояснить важные моменты об итальянском Возрождении.

Читайте так же о Италии и итальянских , на которых вы с легкостью сможете посетить самые интересные и красивые места страны.

Подписывайтесь на обновления, делайте репосты моих статей. Так же при подписке вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы. До скорых встреч!

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....