Краткая биография Астафьева В.П. Биография астафьева кратко


Виктор Петрович Астафьев
Родился: 1 мая 1924 года
Умер: 29 ноября 2001 года

Биография

Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир» , возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль» , рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф» , ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах» . Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.

Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).

Ее главный герой, милиционер Сошнин , пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева , свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.

Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев , он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Работы

1953 - «До будущей весны»
1958 - «Тают снега»
1995 - «Прокляты и убиты»
1958 - «Перевал»
1960 - «Стародуб»
1960 - «Звездопад»
1966 - «Кража»
1967 - «Где-то гремит война»
1968 - «Последний поклон»
1970 - «Слякотная осень»
1976 - «Царь-рыба»
1984 - «Ловля пескарей в Грузии»
1987 - «Печальный детектив»
1995 - «Так хочется жить»
1995 - «Обертон»
1997 - «Из тихого света»
1998 - «Весёлый солдат»

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).

Астафьев Виктор Петрович (1924- 2001), писатель.

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968-1975 гг.)

В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой.

В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены - в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».

В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя - большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.

Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» - журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986 г.), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах.

Была для Астафьева тема главная, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. - Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

    Читал его роман “Прокляты и убиты”. Мой отец воевал в ту войну, но ни когда не рассказывал про неё. Если рассказывал, то какие то смешные истории. Читал много до этого романа о войне. Прочитав этот, понял, что многие или врали, или не хотели рассказывать правду. Назвали Виктора Астафьева писателем деревенщиком. Смешно! Видимо потому, что не заканчивал литературный институт или соответствующий факультет университета. А те, кто заканчивал, те – писатели городские, надо понимать….Виктор Астафьев закончил главный институт – ВОЙНУ!

Биография Виктора Астафьева - яркий пример того, насколько страшно корежат судьбу простого человека революция и события, с ней связанные. Воспоминания детства и отрочества он отразил в своих произведениях – в них писатель рассказал о раскулаченных родственниках. Большая часть их погибла по дороге в Сибирь.

Излагая биографию Виктора Астафьева, невозможно не вспомнить и о годах войны, начавшейся в 1941 году. Но почему-то о ней писатель говорил не так много, как о деревенской жизни, а роман "Прокляты и убиты" так и не был завершен.

Семья мельника

Биография Виктора Астафьева началась в 1924 году - в тяжелые времена для всей России, особенно для крестьян, привыкших к труду. Будущий писатель появился на свет в селе Овсянка Енисейской губернии. Эти края он не раз опишет в своих произведениях. Астафьев был правнуком мельника - столетнего старика, который к началу раскулачивания, мало что уже не понимал. Прадеда вместе с многочисленной родней выгнали из дома, а затем и вовсе отправили в Сибирь. По дороге старый мельник умер.

Предусмотрительный дед будущего прозаика вовремя отселил своего сына. Таким образом он спас жизнь Петру Астафьеву - пьющему, легкомысленным человеку - и его семье. Но вскоре произошло очередное несчастье. В биографии Виктора Астафьева много печальных фактов. Один из них - арест отца.

Арест отца

После того как родственники были отправлены в Сибирь, родители Виктора пошли работать в колхоз. Отец был человеком несерьезным - всю жизнь гулял и куролесил. Мать работала за двоих, если не за десятерых. Однажды Петр Астафьев устроил аварию на мельнице. Такое было не впервой. Но поскольку мельница была уже социалистическим имуществом, его обвинили во вредительстве и отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала.

Смерть матери

Вскоре погибла жена Петра Астафьева - утонула в реке Енисее во время очередной поездки к мужу. Сестер и братьев у Виктора не было: остальные дети Астафьева умерли во младенчестве. Так семилетний мальчик остался один. Родственников не осталось. Отец, вернувшись спустя пять лет из лагеря, завел новую семью.

Состав из блокадного Ленинграда

Сперва Виктор один жил в заброшенном доме. После его направили в интернат для детей-сирот. Он окончил школу, затем железнодорожное училище. Устроился на работу на станцию сцепщиком. Когда началась война, Виктор Астафьев, как и другие сотрудники железной дороги, получил бронь. Но произошел случай, который решил судьбу будущего писателя.

Однажды приехал состав с ленинградцами. Это произошло после того, как блокада была прорвана. Вагон был наполнен мертвыми телами – почти все жители осажденного города умерли по дороге. Это зрелище оказало сильнейшее впечатление на молодого Астафьева. Он отправился на фронт добровольцем. А дальше начались события, о которых в советское время не принято было рассказывать.

Солдатик Астафьев

Писатели, авторы военной прозы, много лет рассказывали о подвигах советских солдат. Войну они представляли чем-то героическим и даже красивым. Но на самом деле все было иначе. Астафьев однажды сказал, что прозаики и поэты, которые врут о войне, совершают страшное преступление.

Войну Виктор Астафьев прошел простым солдатом. Сначала был водителем, затем артразведчиком, под конец связистом. Фото, которое можно видеть выше, сделано в 1945 году. Сам писатель его подписал "Солдатик Астафьев". За два года до того, как было сделано фото, он получил тяжелое ранение в голову.

Фильм об Астафьеве

Никита Михалков много лет работал над сценарием ко второй части "Утомленных солнцем". Для этой работы режиссеру очень важны были воспоминания именно Виктора Астафьева. Интересные факты из жизни писателя известны благодаря его произведениям, а также трехчасовой видеозаписи, которая сделана была не для телевидения, а для Михалкова. Писатель дал интервью в домашней обстановке. Позже оно было использовано для создания документального фильма, посвященного Астафьеву, - "Веселый солдат".

Писатель говорил, что в войне героического ничего нет. Это ужас, кровь, страх. Но, вспоминая о первых месяцах службы, он подчеркивал, что не все молодые солдаты боялись первого боя. Но не боялись не потому, что были очень отважным - во многих сидела ошибочная уверенность: "Кого угодно убьют, но не меня".

Страшная правда о войне

В 1944 году Виктор Астафьев попал в запасной полк. Таких как он, было много - молодых парней, рвущихся защищать родину. Но с новобранцами поступали не так, как позже, после окончания войны, показывали в советских фильмах. Молодых солдат несколько месяцев продержали в невыносимых условиях. Зимой они жили в неотапливаемых бараках, есть было нечего. Тех, кто заболевал, не лечили. В результате здоровые парни-сибиряки превращались в доходяг.

Военной подготовки как таковой не было. На фронт попали истощенные люди с потухшим взглядом, которые меньше всего были похожи на защитников родины. Вот так началась для Виктора Астафьева война, воспетая десятками его коллег - писателями, которые получали государственные премии и всяческие привилегии за рассказы о героях, бросавшихся на амбразуру. От недостатка силы и отсутствия опыта многие из них погибали в первом же бою или попадали в плен. Большинству так и не удалось принести пользу родине, сделать то, о чем они не так мечтали, записываясь в добровольцы.

Новобранцам не выдали обмундирование. Астафьев рассказывал, что еще долго он и прочие молодые солдаты были вынуждены носить гимнастерки, снятые с погибших солдат, как правило, с немцев.

В 1943 году рядовой Астафьев был награжден орденом Красной звезды. В бою он несколько раз исправил телефонную связь, благодаря чему была восстановлена поддержка артиллерийским огнем.


Семья Виктора Астафьева

В 1945 году будущий писатель демобилизовался. Он уехал на Урал, где трудился подсобным рабочим, учителем, слесарем, кладовщиком, дежурным по вокзалу. Спустя несколько месяцев после победы, Астафьев женился. Его супругой стала Мария Корякина - советская писательница. Они прожили вместе 55 лет. Мария Корякина скончалась, спустя десять лет, после смерти мужа. Дети Виктора Петровича Астафьева: дочери Лидия и Ирина, сын Андрей. В 1947 году родилась дочь Лидия, которая не прожила и года. Дочь Ирина (1948) умерла в 1987 году. Сын родился в 1950 году. Писатель воспитывал двух приемных дочерей - Викторию и Анастасию.


Раннее творчество Виктора Астафьева

Первое произведение он написал, еще будучи школьником. Это было небольшое сочинение, которое позже, спустя несколько лет после окончания войны, писатель отредактировал и опубликовал под названием «Васюткино озеро». Рассказы Виктора Астафьева для детей впервые были опубликованы в журнале "Чусовской рабочий". Это было еще в начале пятидесятых годов.

К ранним произведениям писателя относятся "Звездопад", "Стародуб", "Перевал". Эти рассказы вызвали особое внимание критиков. В начале пятидесятых годов в журнале «Новый мир» появилась статья, автор которой говорил о прозе Астафьева так: "свежесть восприятия, живое чувство слова, зоркий глаз".

В начале своего творческого пути Астафьев писал преимущественно рассказы о деревенской жизни. Тему войны он обходил. Но как-то он прочитал повесть своего коллеги, в которой была изображена война в романтических красках. Такая подача самых страшных лет в истории 20 века, по мнению Астафьева, была преступной. Люди с детских лет должны знать, что в войне нет ничего прекрасного и героического. В юных читателях нужно воспитывать отвращение в войне. Как бороться с ложью, которая присутствует на страницах книги советских писателей? Этот вопрос не давал покоя Астафьева. До тех пор, пока он не решил написать страшную правду о войне.


Особенности военной прозы

Герои рассказа Астафьева - это солдаты, младшие офицеры. Он создал образ простого рабочего воина, на котором держится вся армия, солдата, на которого обычно вешают "всех собак". В своих книгах писатель Виктор Астафьев изобразил себя и своих однополчан, при этом противопоставил своих героев тыловикам-приживальщикам, обитавшим на протяжении четырех лет в прифронтовой зоне.

Астафьеву война снилась еще лет десять после Великой Победы. К этой теме он притрагивался очень осторожно в своих книгах. Виктор Астафьев до девяностых годов войне посвящал произведения малой прозы. К написанию романа "Прокляты и убиты" он готовился морально очень долго. Эту книгу Виктор Астафьев опубликовал спустя сорок лет после окончания Великой Отечественной войны.

Суровое изображение действительности характерно и для его произведений, повествующих о мирной жизни. Астафьев стал одним из первых, который рассказал о голоде 1933 года. В некоторых рассказах и повестях речь идет о подростковой жестокости и криминальности советского общества. Например, в "Печальном детективе" - произведении, которое шокирует реалистичностью, откровенностью. Большая часть автобиографических рассказов Астафьева вошла в сборник "Последний поклон".

«Прокляты и убиты»

Роман вышел в 1993 году. Это произведение Виктор Астафьев так и не завершил. Первая часть называется «Черная яма». Вторая – «Плацдарм». В романе описана война и события, которые ей предшествовали. Но главное в книге Астафьева - быт советских солдат и их взаимоотношения с командирами. Боевые действия в произведении, конечно же, тоже показаны.

Астафьев поднял нравственные вопросы о взаимоотношениях между людьми в военных условиях. Эпиграфом к первой части послужила цитаты из Нового Завета. Действие романа разворачивается недалеко от Бердска в конце 1942 и начале 1943 годов. В качестве эпиграфа ко второй части автор использовал выдержку из Евангелие от Матфея. Откуда такое название? У старообрядцев была легенда, согласно которой тот, кто начинает войну и братоубийства, будет проклят и убит.

В 1993 году Астафьева номинировали на премию «Русский Букер». В 2010 году на сцене театра МХАТ состоялась премьера спектакля по роману «Прокляты и убиты».

Память

Годы жизни Виктора Астафьева – 1924-2001. Этому писателю посвящено несколько книг и фильмов, в том числе вышеупомянутая документальная кинолента. Его произведения были не раз экранизированы. Фильмы по книгам Астафьева: «Таежная повесть», «Где-то гремит война», «Звездопад», «Сюда не залетали чайки».

Виктор Астафьев скончался в 2001 году от инсульта. Последние годы провел в родных краях – недалеко от Красноярска. Похоронен на кладбище, которое расположено вблизи деревни Овсянки.

В родном селе писателя открыта библиотека, названная в его честь, и мемориальный дом-музей. В центре Красноярска есть памятник Виктору Астафьеву. На доме в Перми, где писатель работал в шестидесятые годы, установлена мемориальная доска.

Виктор Астафьев – писатель, чьи произведения входят в школьную программу. Его творчество изучают студенты факультета филологии. Книга Астафьева стоит читать не только из-за высокой художественной ценности, которой они обладают. В них правда, о которой из представителей его поколения сказать осмелились немногие.

Родился в деревне Овсянка Красноярского края. Родители: отец — Пётр Павлович Астафьев, мать — Лидия Ильинична Астафьева (Потылицина).

1935 г. — вместе с отцом и мачехой переезжает в Игарку.

Образование:

1941 г. — окончил школу-интернат (7 классов).

1942 г. — окончил железнодорожную школу ФЗО № 1 на станции Енисей. Недолгое время проработал составителем поездов на пригородной красноярской станции Базаиха.

Армия:

Осенью 1942 г. — ушёл добровольцем в действующую армию.

С 1 мая 1943 по 18 сентября 1944 гг. — воевал на Брянском, Воронежском, Первом Украинском фронтах. Воинская специальность: разведчик подразделения связи артиллерийского дивизиона.

С 18 сентября 1944 по 25 ноября 1945 гг. — из-за тяжёлого ранения служит в нестроевых частях.

В 1945 году женится на военнослужащей Марии Корякиной.

Трудовая деятельность:

Осенью 1945 г. — приезжает на Урал, на родину жены — в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области.

1948-1951 г.г. — работает дежурным по вокзалу ст. Чусовская, плотником в литейном цехе вагонного депо ст. Чусовская, кладовщиком и слесарем в артели «Металлист», разнорабочим (вахтёром) на колбасном заводе. Оканчивает среднюю школу.

В феврале-марте 1951 года в семи номерах газеты «Чусовской рабочий» публикуется первый рассказ Астафьева — «Гражданский человек» («Сибиряк»).

1951-1955 гг. — работает литературным сотрудником в газете «Чусовской рабочий». В Пермском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов для детей «До будущей весны». Напечатаны: «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».

1959-1961 гг. — учёба в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М.Горького. Написаны повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».

1962-1969 гг. — писатель с семьёй живёт в Перми и Быковке. Работает собкором Пермского областного радио. Здесь написаны «Кража», «Пастух и пастушка». Начаты «Последний поклон» и «Затеси».

1969-1980 гг. — писатель с семьёй живёт в Вологде и Сибле. Здесь пишет «Оду русскому огороду», публикует рассказы, позднее вошедшие в «Царь-рыбу». Начата работа над «Зрячим посохом» и продолжена — над «Последним поклоном».

1980-2001 гг. — живет в Красноярске и Овсянке. Здесь написаны «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат», многие рассказы. Завершена книга «Последний поклон». Создан фонд им. В.П.Астафьева. С 1996 года проходят литературные встречи в русской провинции.

С 1989 по 1991 год народный депутат СССР от Союза писателей СССР.

29 ноября 2001 года скончался от инсульта. Похоронен в деревне Овсянка на кладбище рядом с могилой дочери Ирины.

Награды:

Герой Социалистического Труда (1989). Награжден орденами Красной Звезды, Дружбы народов, Ленина (1989), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999); медалью «За отвагу». Государственная премия РСФСР (1975), Государственные премии СССР (1978, 1991), премии «ЛГ» (1987), журналов: «НС» (1976, 1988), «Москва» (1989), «НМ» (1996) премия «Триумф» (1994), Гос. премия РФ (1995), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1997), премии «За честь и достоинство таланта» (1997), еженедельника «Лит. Россия» (2000), им. Ю.Казакова (2001; посмертно). Пенсия Президента РФ (с 1995).

Почетный гражданин Игарки и Красноярска.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные