Краткая характеристика пимена из бориса годунова. Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха. Окончательный вариант текста

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи - это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Склонившийся над своим трудом летописец напоминает Григорию дьяка, но сравнение это больше внешнее.

Психологически Пимен совсем иной. Нет, он не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более - к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо - величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

Высшее предназначение жизни летописца Пимен видит в том, чтобы поведать потомкам правду истории.

Истинное «блаженство» умудренный жизнью Пимен находит в углубленном размышлении, в своем сосредоточенном писании. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии. В черновике сохранилась прозаическая запись, содержащая задушевное признание Пимена: «Приближаюсь к тому времени, когда пристало быть для меня занимательным». На склоне лет «занимательно» для Пимена лишь одно: его «последнее сказанье». Особенность внутреннего облика летописца - его величавое спокойствие. Величавость в священном для Пимена труде, совершаемом во имя высоких целей. Достоинство и величие - от сознания исполненного долга.

Живой, цельный, индивидуальный человеческий характер - сплав черт, иногда неожиданных, противоречивых. Соединение качеств как будто несовместимых отмечает Пушкин в летописце: «нечто младенческое и вместе мудрое…» В черновике последнее слово читалось как «ветхое». Автору казалось, однако, важным оттенить не столько немощность летописца, сколько его умудренность в сочетании с непосредственностью восприятия.

Созданный в трагедии Пушкина образ летописца - это собирательный образ поэта Древней Руси, тип поэтического сознания вообще. Поэт выступает всегда как эхо своего времени. И именно это соединение исторически реального и поэтически вымышленного видел в Пимене автор: «Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца». «Знаком» - потому что подобных летописцев на Руси было немало. «Нов» - потому что создан воображением художника, привносившего в этот образ столь близкое ему самому творческое начало.

Образ Самозванца

Перед нами характер героя, основное качество которого - политический авантюризм. Он живет нескончаемыми приключениями. За этим героем тянется целая вереница имен: Григорий, Григорий Отрепьев, Самозванец, Димитрий, Лжедимитрий. Он умеет патетически говорить. Порой он, начав играть роль, настолько входит в неё, что сам начинает верить в свою ложь.

Самозванец искренне завидует нравственной чистоте князя Курбского. Ясность души сражающегося за правое дело Курбского, мстящего к тому же за оскорбленного отца, вызывает в Самозванце осознание того, что сам он лишён этого драгоценного свойства. Истинный патриот отечества, окрыленный осуществлением мечты Курбский и Самозванец, играющий роль, ничтожный в своих эгоистических устремлениях, - таков контраст характеров.

В канун сражения на границе Литовской в Самозванце просыпается раскаяние:

Кровь русская, о Курбский, потечёт!

Вы за царя подняли меч, вы чисты.

Я ж вас веду на братьев; я Литву

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!..

Угрызения нечистой совести нужно заглушить, и Самозванец находит для этого способ, возлагая на Бориса вину за то, что делает сам: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис- цареубийца!» если в устах летописца Пимена обвинение Борису звучало как приговор совести, слова Самозванца о преступлении Годунова - лишь самообман в целях мнимого самоутверждения.

Самозванец мастерски играет взятую на себя роль, играет беспечно, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Только раз он снимает маску: когда его захватывает чувство любви, он не в силах более притворяться:

Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я миру лгал; но не тебе, Марина,

Меня казнить; я прав перед тобою.

Нет, я не мог обманывать тебя.

Ты мне была единственной святыней,

Пред ней же я притворствовать не смел…

«Не мог обманывать…», «не смел…»- Самозванец способен к бездумной откровенности.

Характер Самозванца совсем не так прост, как может показаться: разные грани его проявляются в разных обстоятельствах.

Пимен - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее < ...> спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание - «он был бы твой ровесник», - провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии - «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии - перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли П.- И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере - В.Р.Петров (1905) и М.Д.Михайлов(1936).

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный» , под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории… » Н. М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях» . К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П. - герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы» . П. - единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса» . Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство! » Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П. : «О страшное, невиданное горе! » Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли» . В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его) . П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому» . («Комедия о настоящей беде государства московского… » - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют» . Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее < ...> спокойно и безмолвно» , «его спокойный вид» , «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило».

ПИМЕН – монах-летописец Чудова монастыря, персонаж трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 г.), «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ Пимена о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер Пимена не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. Пимен – герой одной сцены, пятой картины трагедии. Его роль относительно невелика, однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов – важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с Пименом получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник –Борис Годунов. Но Шуйский – свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». Пимен – единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись – и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка Пимена: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах Пимена не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). Пимен судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». (Одно из черновых названий пушкинской трагедии – «Комедия о настоящей беде государства московского...».) Пимен еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, Пимена и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М. Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия Пимена и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжение всей сцены Пимен старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание – «он был бы твой ровесник», – провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. Пимен как бы производит Григория в Самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868–1872 гг.) роль Пимена была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии – «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии – перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли Пимена – И.В. Самарин (Малый театр, 1880 г.), В.И. Качалов (МХТ, 1907 г.); в опере – В.Р. Петров (1905 г.) и М.Д. Михайлов(1936 г).



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные