Легенды и мифы о золотой бабе. Великая тайна золотой бабы

Расследование гипотезы о том, что Иисус на самом деле мог быть жителем Ярославской губернии,



привели меня к неожиданному открытию, которое на первый взгляд совершенно никак не связано с интересующим вопросом. Однако это может оказаться не совсем так. Находка может быть связана и с историей сына Бога и с исчезнувшей цивилизацией Урала


Прелюбопытнейшую картину оставил нам Лукас Кранах (Отдых на пути в Египет). Столько в ней загадок, что в пору устраивать международный турнир по их отгадке, на подобие турниров по «собиранию кубика Рубика». Впрочем, творчество большинства художников 15-16 вв. одна сплошная головоломка.

Во первых, они все дружно писали сцены из жизни Иисуса, во вторых они, не сговариваясь «заблуждались» и изображали в Иудее европейские пейзажи, а иудеев вполне европейскими людьми. И в третьих - это климат. Как рождество, так и казнь Иисуса, изображены на фоне замёрзших рек и заснеженных лесов, полей и городов. Причём детали совершенно сбивают с толку, поскольку не соответствуют времени, которое якобы отражают. Т.е. ощущение того, что вся история с Рождением, смертью и Воскресением происходила при их жизни, в 16 веке, и не в какой-то там Палестине, даже не на юге континета, а на севере. Хвойная растительность, берёзы и рябины, явно указывают, что события происходили как минимум во Франции - Германии, а то и Скандинавии или даже России. Более поздним художникам уже объяснили как правильно нужно изображать живших в нулевом веке от рождества христова. А вот «тупые» средневековые художники упорно изображали на картинах библейских персонажей своими современниками. Всё бы ничего. Можно списать на моду. На пример наш Никас Сафронов тоже изображает знаменитых и богатых в рыцарских доспехах. Но я, полагаю, что дело тут совершенно не в этом. Ведь ветхозаветных персонажей никто не додумался изображать в рыцарских доспехах и верхом на конях. И интерес к ним возник уже к 19 веку. Почему? А вот бурный всплеск к новозаветной истории вспыхнул локально и в одно время. Несуразица очевидна. Это как если бы сейчас все художники, словно сговорившись, начали писать сцены из книжки Герберта Уэллса «Война миров». А вот если посмотреть на экран телевизора и потыкать пальцем в кнопочки на «лентяйке», то вы заметите поразительную вещь. В мире ничего не происходит, потому, что все новостные каналы всех стран и континентов вещают об одних и тех же событиях! Теперь понятно? По моему, очевидно, что художники, бродячие музыканты, циркачи и театры выполняли в средние века ту роль, которую сейчас выполняют СМИ. Письменные источники того времени в основной массе были уничтожены, а вместо них были созданы новые. А те немногие, что уцелели - были безжалостно переправлены. Сложнее с живописью и скульптурой. Править достаточно сложно, хотя и такое встречается. В основном, неугодное -уничтожалось. Так были переписаны почти все фрески, а некоторые просто закрашены. Самый же популярный метод - фальшивая датировка. Именно таким образом сочинения средневековых авторов были отнесены к античности. И не только средневековых, но и художники 19 века «состарились» почти мгновенно на тысячу лет. Именно поэтому сейчас миллионы туристов, стоят раззявив гамбургероприёмники, у произведений «античных» авторов, и «ренессансных» Рафаэля, Боттичелли и пр.
Это всё я рассказал лишь для того, чтоб стало понятно, как нужно относиться к «свидетельствам старины глубокой». Но вот творения Питера Брейгеля, как и Лукаса Кранаха, как то особняком стоят в общем ряду художников. Детали, изображённые на картинах, иногда ставят в тупик. Бывает так, что даже через несколько часов после просмотра, ловишь себя на мысли о том, что перед мысленным взором стоит фантом увиденного, и постепенно начинают приходить мысли о том, что же всё - таки так тебя поразило.
Долго нарпягал память, в попытках вспомнить, где я это уже видел? Наконец я понял, что именно мне показалось у Кранаха знакомым. Ну конечно! Карта Зигмунда фон Герберштейна! Там я видел «Марию» с младенцем и ребёнком постарше!

Точно. Как раз рядом с Лукоморьем изображена легендарная Золотая баба.
По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера

А в тексте самих «Записок» Герберштейна находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Собственно Обдором и называли страну в районе реки Обь.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В1023г. варяги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двинеим удалось узнать местонахождение святилища Юмалыи тайно проникнуть в него. Поражённые скандинавы увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.


Юмала это Бог, которого мы называем Перуном. Коми и пермяки говорят - Йомал, Эстонцы - Юмал, самы - Юмбел, немцы - Доннер,
литовцы - Перкун, скандинавы - Тор, а в географии имя этого Бога отразилось в топониме ЯМАЛ. Вот какая интересная мозаика сложилась. А что же скандинавы называли Биармией (Бьярмланд)? Ответ прост - Пермь. Пытаясь разобраться с былинной географией я воспользовался картами средневековья и попытался наложить их на современную, и тут меня ждало великое потрясение. Я вновь вернулся туда, откуда начинал рассказ о слезах таинственной цивилизации северного Урала. Всё те же места, Вишера, Тулым, Кваркуш. Сколь не броди - вернёшся к стыку Екатеринбургской и Пермской губерний. И это не просто совпадение. Это не может быть простым совпадением! На карте мне удалось найти предположительное место, где Золотая баба была, если она не миф. А то, что за сказкой кроются реальные события, так это уже практически не ставится под вопрос. Александр Сергеевич Пушкин тоже слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе. Именно они стали движущей силой при написании этого:

"У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом
идёт на право - песнь заводит
налево - сказку говорит."


Возможности отправиться к месту, которое мне показалось тем самым, где Герберштейн «разместил» таинственный артефакт у меня пока нет, поэтому воспользовался тем, что имеется. А именно программкой « Google » «Планета Земля».

Лечу над тайгой, и вдруг…. Посреди пармы высится необычный холм! Настоящий курган, который выглядит инородным в данной местности. Эдакий прыщ, пуп земли. Подобные образования мне не раз приходилось встречать на Колыме. Чтоб ясно себе представить как это выглядит на местности, высыпьте на лужайку ведро щебня. (Нет своей лужайки, Сгодится соседская, или газон во дворе.) Теперь мысленно увеличьте полученное примерно в сто тысяч раз и представление будет вполне реальным.

Кто в природе высыпает булыжники в одном месте - тайна. Но мест таких на планете достаточно.

Самое известное - Патомский кратер в Иркутской области. Но известность он получил исключительно благодаря своей необычной форме.

На самом деле таких тысячи.
Видели когда-нибудь горку земли, которую оставляет после себя крот? Уверяю, это очень похоже. Только вместо комков земли кто-то или что-то выдавливает на поверхность дроблёный камень.
Есть и ещё ассоциация. Например разрушенный в вдрызг монолит из базальта. Ну и нельзя исключать рукотворность таких объектов. Они вполне могут оказаться насыпными курганами. Только возникает вопрос: - Какова должна быть цель строителей, чтоб они не пожалели таких титанических усилий по переноске мелких камней (вес их редко достигает 50 кг.)? Если верить легенде про Тамерлана, который велел каждому воину принести по одному камню в определённое место, чтоб узнать, какова численность его войска, и предположить, что это был обычный для тех времён метод ведения статистики, и предположить, что найденный курган из «этой оперы», то тогда получится, что люди всей планеты пришли в одно место, и у каждого был обломок от одной базальтовой скалы. Не реально.
Но всё же, а вдруг под этим курганом, который находится в десятках километров от дорог, и ближайшего жилья? Может великая тайна Золотой бабы сокрыта в уральской тайге?

Золотая Баба, Зарни Ань, Калтась, Дьес Эмигет, Сорни Най, Сорни Эква, Золотая Богородица - это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда сгинувшего.

Этому идолу веками поклонялись народы, живущие по обе стороны Уральских гор. Все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Золотая Баба в списке «Ста великих сокровищ» истории человечества, и по-прежнему загадочна и непостижима. Лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми.

Самые древние письменные сведения о Золотой Бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Сообщая о кончине святого Стефана Пермского, отмечалось, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю».

Первые известия о Золотой Бабе в книгах западноевропейских путешественников и писателей появились в XV веке. До середины XIX века тотем фигурирует в сочинениях десятков авторов.

Но, при этом, ни один из них сам лично идола не видел. Это один из феноменов Золотой Бабы - о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел. А те, кто видел, тот молчит.

Интересно, что в коми фольклоре нет ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве. Может быть, говорить об этом всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель М. Лебедев в очерках о Перми Великой указывал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже само название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».

Православный миссионер Г. Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее. Сделать это ему не удалось.

Но он собрал сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором он хранился. Об идоле писали русские историки В. Татищев и Н. Карамзин. На своих картах Московии Золотую Бабу поместили англичане Э. Дженкинсон и А. Вид.

Удивляет и то, что описания Золотой Бабы у всех авторов различны. В одних источниках это статуя в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок - внук (принцип матрешки). У других это просто статуя стоящей женщины, у третьих - она же, но с рогом изобилия, или в виде богини Минервы с копьем в руке. Есть рисунки, где Золотая Баба напоминает уже сидящую Мадонну с ребенком на руках. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других - обнаженной.

В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику К. Носилову: «Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть». Отличаются и размеры: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.

Существует несколько версий происхождения Золотой Бабы. Одни говорят, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Правда, часть ученых все же за то, что Золотая Баба - произведение местных мастеров.

Наверное, самый оригинальный вариант появления идола выдвинул уфолог С. Ермаков. Он считает, что это - робот-инопланетянин, оставленный на Земле. В течение некоторого времени он еще мог передвигаться, и именно с этим свойством связаны легенды о «живом» божестве. Потом, похоже, устройство начало постепенно выходить из строя, пока окончательно не замерло.

Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, чуть позже она находится уже в Обдории на запад от Оби; наконец, ее располагают еще восточнее.

Перемещение тотема с запада на восток - факт несомненный, связанный с христианизацией. И уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на саринных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.

Тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор книги «Клады ГУЛАГа» А. Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок реального лица - врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным.

Впервые о Золотой Бабе герой книги услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Тот рассказал, что в тайном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов.

Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Когда пришло время христианства, шаманы собрались на совет и спрятали золотую богиню. А чтобы место не потерялось, решили, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Зарни Ань время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все хранители были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Судьба золотой богини стала легендой.

Вскоре после войны, врач оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.

Мальчик сказал, что его зовут Михаил Игнатов. И что родом он из села Помоздино. Указал место, где хранится идол. Но большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат основывалась на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. След мальчика был потерян. Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что перед приездом музейщиков его подменили. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Руководитель Российского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» В. Чернобров считает, что Золотая Баба - это одновременно и загадочное место, и чудодейственная статуя. В ней - сокровенные знания древних цивилизаций. В 1987 году активисты «Космопоиска» предприняли первую попытку проверить несколько версий местонахождения реликвии в Тюменской области. Увы, уже тогда стариков, которые могли бы что-то рассказать о Золотой Бабе, найти не удалось.

В сентябре 1999 года исследователи «Космопоиска», оказавшись возле Золотых ворот в отдаленной тайге на самом севере Свердловской области, вспомнили о знаменитой «тезке» этого места, - вспоминает В. Чернобров. - В несколько вертикальных ходов пещеры удалось спуститься. Однако детально обследовать подземелья помешали внезапно начавшийся многодневный ливень и наводнение. Так, Золотая Баба все больше и больше обрастает слухами и легендами, занимая свое место в одном ряду с Атлантидой и Гипербореей, а скорее - как некая часть глобальной версии о «золотом периоде» человеческой истории.
Артур Артеев

Золотая Баба


Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она пришла и куда ушла…

Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Последний раз эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры – предки современных венгров – участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, – пишет Помпоний Лэт, – часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба – это будто бы статуя Юноны.

Писал о Золотой бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом – в связи с христианизацией этих мест – ее перенесли за Урал?

Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида – женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье – местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба.

Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». В своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П. Алексеев предположил, что Золотая Баба – это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь – богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы.

Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

Версия М.П. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба – это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей», М. Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения… Их очень много, но однозначных ответов на вопросы – «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она олицетворяла и куда исчезла?» – до сих пор нет.

В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатин, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сарни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби – это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба – это статуя бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от своей родины?». Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу… Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс - Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах - могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба - мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, - Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Много столетий Золотая баба бередит умы исследователей, путешественников и авантюристов. Кто же она такая? Вполне вероятно, что ее происхождение восходит к временам матриархата и культу Великой Богини. По архаичным сведениям она зачала от громовержца Зевса и родила двух детей Артемиду и Аполлона на Крайнем Севере, в гиперборейских пределах. Ее следы искали на Северном Урале. По преданию это древняя богиня и она сделана из чистого золота. Самое давнее упоминание о Золотой Бабе относится к 1398 году в Новгородской летописи. Это связано со святителем Стефаном Пермским, который обращал в веру Христову местных аборигенов-пермяков, доселе поклонявшихся огню, да воде, да Золотой Бабе. За попами шли стрельцы, которые уничтожали все древние капища - мольбища, а на их месте строили церкви. Но несмотря на христинизацию, народы Югры - ханты, манси и другие до сих пор чтут свою древнюю богиню. Интересно, что чем позднее упоминания о ней, тем дальше на восток отодвигаются ее следы.

На карте 1562 года, составленной англичанином Антонием Дженкинсоном вся территория России носит название Тартария, а Россия и Московия ее части. На карте есть рисунки и тексты, например вверху изображена Золотая Баба в виде Сикстинской Мадонны Рафаэля (автор очевидно не мог видеть настоящей статуи) и текст гласит, что это необыкновенное божество которому поклоняются в той местности и которое дает ответы на все вопросы.

На Северном Урале рядом со знаменитым плато Мань-пупу-нер находится небольшая конусообразная гора Койп (Барабан). По известной легенде когда богатыри поднялись на плато и увидели священную гору Ялпынг-нер, то замерли в ужасе и окаменели. При этом барабан откатился и тоже окаменел. Так вот эта гора Койп-Барабан, если посмотреть на нее с западной стороны, похожа на лежащую женщину с резкими чертами лица. Койп имеет еще и свою собственную легенду. Жила в тех местах женщина-шаман, она попыталась задержать Золотую Бабу, когда та перебиралась через Каменный пояс. Шаманка почему-то самонадеянно посчитала себя хозяйкой Богини, чем нанесла ей оскорбление. Золотая Баба так закричала, что нахальная шаманка упала навзничь и окаменела.

Фото статуэтка "Золотая баба" хранится в музее г. Тюмень

В XI веке о Богине Севера упоминается в скандинавских сагах. Викинги пошли в поход и обнаружили в устье Двины святилище ЮМАЛЫ. Там они увидели деревянную статую с золотым ожерельем и с чашей в руках, наполненную монетами.

В Сибирской летописи говорится об одном из ближайших соратников Ермака Богдане Брязгине, которого отрядили воевать Назымские и Демьянские городки. От лазутчика он знал, что местные аборигены молятся русскому Богу, и Бог тот из чистого золота и в чаще сидит.

Но после захвата городков статуя исчезла. В 1583 году после захвата остяцкого (хантыйского) города Самар сей товарищ побывал в Белогорье - месте близ впадения реки Иртыш (Ирий) в Обь (где был город Асгард Ирийский). Брязгин посетил мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Страница из "Истории Государства Российского" Карамзина, посвященная походу Ермака: "...в сем городе был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; осияки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве, что атаманы, стрельбою изгнав осажденных, вступили в город, но не могли найти в нем драгоценного идола...". Упоминаются остяки, так называли хантов.

Вот страница из Краткой Сибирской летописи, которая была выпущена в С-Петербурге в 1880 году. Автор Семен Ремезов (1642-1720).

Здесь в статье 74 говорится о воинах Ермака: "И доехали конями до устья Демьянки реки до княжца Демаяна (так звали татарского князя) и город их велик и крепок. И в сборе 2000 татар и вогуличей и остяков приступили по три дни, не могли попасть в крепость горы... и спрашивали у тех как молятся? Один же в них чувашенин был у Кучума, русского полону, сказал: молятся де они русскому богу и тот де русский бог литой золотой, в чаше сидит, и в ту де чашу налиши воды пьют, и зовут его Христом, а сказывают де привезен от Владимирова крещения, и для того живут смело... " На иллюстрации справа действительно мы видим чашу с сидящей в ней некоей фигурой.

Далее святыня перекочевала в бассейн реки Конды, куда ее перетащили белогорский ханты. В 18 веке продолжается христианизация остяков и следы Золотой Бабы теряются. Один из миссионеров Григорий Новицкий пытался найти ее, чтобы уничтожить, но конечно ему это не удалось. Зато он собрал сведения как о самой святыне, так и о тайном святилище, где она хранилась.

Как будто бы ее видели в 1930-х годах в бассейне реки Обь на святилище казымских ханов. В органы поступило донесение что на реке Казым (или Кызым?) - правом притоке Оби - местные ханты скрывают Золотую Бабу и тайно поклоняются ей. В это время шла ожесточенная борьба с религиозными предрассудками. Чекисты схватили местного шамана и бросили в застенки. Отряд направился к тайному капищу с целью найти пресловутую Золотую Бабу. Драгметалл все же, можно пополнить казну. Но местные ханты-охотники перестреляли всех чекистов. Расправа последовала немедленно. Другой отряд чекистов перестрелял всех мужчин этого хантыйского племени и разорил капище. Но святыня исчезла...

На этой старинной карте Золотая баба обозначена на ОБИ

В 1981 году в местах близ Северной Сосьвы (Северный Урал) побывал один пермский кинооператор М.А.Заплатин. Он рассказывал о встрече с местным стариком-манси, который предупреждал, что в горы ходить нельзя, т.к. там находится Сар-ни-Эква или Золотая женщина. "Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили себя сами" - говорил он.

Какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Было множество предположений на этот счет. Древнеримская богиня Юнона, древнеегипетская Исида, Богородица, бодхисатва милосердия Авалокитешвара, Калташ-Эква (Калтась) - жена верховного мансийского бога Нуми-Тарума... И куда же она в конце концов исчезла? Кстати, Исида, которую египтяне называли Исет, - это же наша родная река Исеть, берущая начало в бажовских местах неподалеку от Гумешек...

Золота Баба невольно наводит мысли на Хозяйку Медной горы Павла Петровича Бажова. Ведь не случайно появились сказы о Владычице уральских подземных богатств. Она всегда в малахитовом т.е. зеленом платье. А может быть Золотая Баба вовсе не золотая а медная? А медь как известно окисляется и зеленеет. У древних угров, населявших Урал, были медные статуи. Но все таки почему у нее такое русское имя? Обские угры называли Золотую Бабу еще Старуха. А белогорские остяки (ханты) называли ее Словутес т.е. славянка.

В древности на территории Сибири жили сибирские русы - красивый рослый голубоглазый народ - наследники выходцев из Арктиды. У них то и были свои славянские боги. Об этом подробно пишет томский ученый-писатель-путешественник, исследователь Югры Георгий Сидоров. Золотая Баба - это древняя славянская ведическая богиня Лада. Когда-то на южном берегу Ладожского озера стояло ее святилище. Во всех дошедших до нас обрывках описаний ее внешнего вида упоминается младенец как-бы находящийся внутри нее. Это оказывается Лель - ее дитя. С наступлением христианства их перетаскивали постепенно все дальше и дальше на восток волхвы-хранители. От капища к капищу. Странствия Золотой Бабы проходили сначала по пермской земле, потом по таежным урочищам вогулов (манси) и хантов. Получается, что зырянская Юмала, мансийская Сорни-Эква и Сорни-Най хантов и золотой идол обских угров - это все наша Золотая Лада. И наконец, по версии Г.Сидорова она прибыла в верховья Енисея на плато Путорана, точнее в один из его подземных городов. Туда же перекочевали видимо и ведические библиотечные сокровища - славяно-арийские веды например. Не все же сожгли конкистадоры князя Владимира. Может быть, с наступлением новой эры Водолея (или Волка по славяно-арийским ведам) эти знания как-нибудь откроются людям и наконец узнаем настоящую, а не выдуманную историю.



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....