Мемориальное сооружение. Большая Советская энциклопедия Что такое Мемориальные сооружения, что означает и как правильно пишется. Самые крупные мемориальные комплексы, посвященные ВОВ

Эта статья написана с целью ознакомления с некоторыми мемориальными комплексами, размещенными на территории нашей страны и за ее пределами.

Что представляет собой мемориальный комплекс?

Как правило, речь идет о парках с определенными разграничительными линиями и четкой планировкой. Здесь часто присутствуют крупные партеры и широкие аллеи. Кроме того, окружен многочисленными зелеными насаждениями и деревьями, предпочтительно с плакучей или пирамидальной кроной.

Мемориальные комплексы - это некая территория с монументальными архитектурными сооружениями, такими, как:

  1. Пантеоны.
  2. Скульптурные группы.
  3. Мавзолеи.
  4. Памятники.
  5. Обелиски и др.

Все эти вышеперечисленные монументы посвящены выдающимся историческим событиям из истории государства и населяющего его народа.

Вечный огонь

Одной из самых выдающихся достопримечательностей Нижнего Новгорода является мемориальный комплекс «Вечный Огонь». Он находится на территории Нижегородского Кремля. Этот монументальный ансамбль был основан в 1965 году, тогда еще населенный пункт назывался г. Горьким. Памятник посвящен ратным подвигам и заслугам героев ВОВ. Это место имеет огромное значение для жителей города, ведь очень много людей сложило свои головы за мирное небо для своих детей и правнуков. Девятого мая 1970 года на территории мемориала был установлен танк Т-134. В 1980 году возле него организовали почетный караул, состоящий из школьников.

В центре монументального ансамбля находится Вечный огонь. Сам мемориальный комплекс представляет собой две черные стелы. Возле первой, высота которой не превышает полутора метров, располагается множество позолоченных венков. Это своего рода символ пропавших без вести солдат. На второй стеле изображены двое бойцов. Также на ней написаны даты начала и окончания войны. Сзади расположена надпись о славе горьковчанам, которые погибли в боях за независимость и свободу нашей Родины.

Открытие первого Вечного огня

Постоянно горящий Вечный огонь символизирует память о каком-нибудь знаменательном событии или человеке. Непрерывное горение пламени поддерживается подачей газа к определенному месту. Очень часто входит Вечный огонь в мемориальные комплексы, он практически является постоянным соседом этого монументального сооружения.

Первым таким комплексом с Вечным огнем стал архитектурный памятник, построенный под в Париже (Франция) в 1921 году. Это один из первых мемориалов, посвященный павшим в боях солдатам.

Мемориальный комплекс Славы

Он был открыт накануне 65 годовщины со времен Победы в войне - 8 мая 2010 года. Это крупнейшее сооружение подобного рода на Северном Кавказе. Он расположен в центре города Грозный. Строительство монумента заняло около 6 месяцев.

Знаменитое сооружение занимает более 5 га площади. У входа в мемориал расположен памятник бывшему командиру, герою Советского Союза, Мовлиду Висаитову. Монумент четырехугольной формы и состоит из 2 уровней. Первый подземный - это музей первого президента Чеченской Республики А. Кадырова. Верхний уровень, который имеет мемориальный комплекс, - это различные ретроспективы с изображениями, раскрывающие ключевые эпизоды ВОВ. В этой же части размещены портретные барельефы сорока героев а также людей различной национальности, которые в этот период времени проживали на территории республики.

Верхний уровень увенчан огромным стеклянным куполом. Над центральной частью мемориала установлен позолоченный шпиль высотой в 40 метров. Он стилизован под военную средневековую По всему периметру архитектурного ансамбля разбит парк - Аллея Славы. Здесь установлено сорок мемориальных плит. На них написаны имена жителей Чечни, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

На самом верхнем ярусе сооружения находится Вечный огонь, который горит в память о героях, отстоявших независимость и свободу нашей Родины. В торжественные даты мемориальный комплекс смогут одновременно посетить и почтить память героев более 15 тысяч человек. Монумент оснащен двумя телевизионными экранами, на которых транслируются различные видеоролики. К сожалению, не все мемориальные комплексы имеют такие большие масштабы.

Самые крупные мемориальные комплексы, посвященные ВОВ

Наиболее крупные культурные объекты нашей страны, посвященные Второй Мировой войне в память о победе советского народа над фашистской Германией:

  1. Мамаев курган в Волгограде.
  2. Мемориальный комплекс Славы имени А. Кадырова в Грозном.

Нужны ли мемориальные комплексы и памятники в наше время? все реже интересуется историй. Тем не менее, нынешнее поколение не должно забывать о знаменательных датах, героях и различных подвигах, совершенных во имя мира на всей земле. Именно мемориалы с Вечным огнем будут напоминать нам об этом.

), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерн а» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл. ; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

М. с. играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних советских М. с. относятся Марсово поле в Ленинграде (1917-23, архитектор Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей В. И. Ленина (1924-30, архитектор А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание М. с. увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские М. с. 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, скульпторы Ю. Микенас, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др., см. илл. ), на Пискарёвском кладбище (См. Пискарёвское кладбище) в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фашистского террора в Пирчюпис е (1960, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и Саласпилс е (1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитектор О. Н. Закаменный и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитектор Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (См. Хатынь) (1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва 1941-44), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др., архитектор В. А. Король и др.). Кроме М. с., посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским М. с. относятся: Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70, архитектор Б. С. Мезенцев и др.), памятник жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор Р. Исраэлян, скульпторы А. Арутюнян и др.; см. илл. ), мавзолей «26 бакинских комиссаров» в Баку (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [сб.], М., 1973.

М. Н. Соколов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мемориальные сооружения" в других словарях:

    - (от лат. memorialis памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна,… … Художественная энциклопедия

    Музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства. М. м. создаются обычно на базе охраняемых государством памятных комплексов:… … Большая советская энциклопедия

    Скульптурно архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов. Наиб. кол во мемориалов (8) посв. погибшим в Вел. Отеч. войне: памяти раб.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Мемориальные колонны - памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Траяна и Марка Аврелия, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На стволах… … Словарь античности

) или произведения архитектуры ( , ), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое образа. На возникновение Мемориальные сооружения нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению человеческой ), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается , связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные , возникают Мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор , см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции Мемориальные сооружения ампир сменяется и псевдостилями, зачастую Мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, Ф. Мецнер). Многочисленные Мемориальные сооружения 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной (проект «Мировому страданию», 1915, ; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор , архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор , см. илл. ; комплекс в , 1937-38, скульптор и архитектор , см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны Мемориальные сооружения, воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного , и монументально-декоративной , строятся на симфонически-многообразных и пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое ; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему Мемориальные сооружения Если в многочисленных Мемориальные сооружения, оформляющих кладбища американских солдат ( близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор ; Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы , В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей ; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме Мемориальные сооружения, связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ , 1949-52, скульптор ; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском - с закономерностями застройки.

Мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов . К лучшим образцам ранних советских Мемориальные сооружения относятся в Ленинграде (1917-23, архитектор , ) и (1924-30, архитектор , соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание Мемориальные сооружения увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские Мемориальные сооружения 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор , архитектор и др., см. илл. ), на в Ленинграде (1960, В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, ), жертвам фашистского террора в (1960, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и (1961-67, и др., архитектор и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы и др., архитектор , см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор , В. А. Климов), в (1968-69, архитекторы , см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. ), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, и др., архитектор и др.). Кроме Мемориальные сооружения, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским Мемориальные сооружения относятся: в Ульяновске (1967-70, архитектор и др.), жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор , и др.; см. илл. ), «26 бакинских комиссаров» в (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники . Краткий , М., 1972; наших дней, [сб.], М., 1973.

Белград. Гора Авала. Памятник Неизвестному солдату.

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

А. Л. Витберг. Проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812.

Мемориальный комплекс Хатынь (Белорусская ССР). 1968-69. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

«Стоять на смерть!». Железобетон. Фрагмент памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитекторы Я. Б. Белопольский и др.).

К. Брынкуши. «Врата поцелуя». Мемориальный комплекс в Тыргу-Жиу. 1937-38.

Мемориал жертвам фашизма в Аблинге (Литовская ССР). Дерево. 1972. Скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте.

Музей-памятник боевого содружества Советской Армии и Войска Польского в с. Ленино (Белорусская ССР). 1968. Архитекторы Я. Б. Белопольский и В. И. Хавин, скульптор В. Е. Цигаль.

Что такое "Мемориальные сооружения"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мемориальные сооружения в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна, Обелиск, Храм; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие в себя произведения и др. видов искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, Мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл.; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл.; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл.; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл.; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл.). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл.; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл.; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

Чем впечатляет: Стремящаяся вперед фигура с автоматом в поднятой руке. Он или рвется в атаку, или спешит рассказать о победе. Таким застыл в бронзе один из защитников Перемиловской высоты.

Чем впечатляет: Здесь сохранилась раненная во время Великой Отечественной войны церковь Михаила Архангела. Она неоднократно горела и отстраивалась заново. А в войну устояла, несмотря на то, что здесь в 1941 году закрепился гитлеровский пехотный полк. Бои за Белый Раст шли три дня и унесли много жизней. Напоминают об этом памятник, открытый совсем в 1942 году, и застрявшие в царских вратах храма осколки авиабомб.

Чем впечатляет: Когда-то ажурных башен Шухова в России было более 200. Сейчас осталось лишь 7. И одна из них спряталась на территории ВНИИ Кормов в Лобне. Возможно, когда-нибудь к ней можно будет подойти. Пока же можно лишь издали полюбоваться на гениальную гиперболоидную конструкцию.

Чем впечатляет: В 2004 году в честь 200-летия со дня открытия водопровода на улице Мира появился памятник мытищинской воде. Этот своеобразный букет из задвижек виден даже с высоты птичьего полета. Москвичи уже привыкли к тому, что за чистую воду нужно благодарить мытищинские ключи. Но история хранит совсем другие факты: и воды мытищинский водопровод давал мало, и качество ее оставляло желать лучшего… Так в чем же дело?

Рейтинг: 0

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные