Менталитет арабской женщины. Арабы

В менталитете арабских стран существенное место занимает исламская традиция, дополняемая теми или иными страновыми и временными особенностями. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным; все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. Исключения пока могут быть лишь в наиболее «европеизированных» арабских странах или регионах - Ливане, Сирии, Палестине и др.

Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождаегся расспросами о здоровье, о делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия. Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми разнообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаясь друг к другу щекой, похлопывая друг друга по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев. Речь арабского собеседника обязательно сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел.

В арабский среде это обычная формула вежливости. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При первом знакомстве, да и в последующих встречах ваш арабский собеседник будет скорее всего выражать вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Вместе с тем последующие беседы могут проходить менее гладко. Представители арабских стран как в быту, так и во время деловых контактов стараются создать дружелюбную обстановку, ценят юмор, обращаются к партнерам, используя личные имена. Многие арабы по делу и без дела могут дружелюбно трясти вашу руку.

Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Обычно следуют туманные обороты типа «иншалла» («если Аллаху будет угодно»). Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, был, категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Они так же, как и другие жители Востока, всегда стремятся «сохранить лицо» и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возмож- ность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские политики и предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.

Исламская мораль, как говорилось, относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума. В силу этого торговая сделка у арабов - всегда некий спектакль. Эго сфера, где западноевропейские и арабские понятия существенно расходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец (торговец, участник сделки и т.д.) становится сверхлюбезным. Первая названная цена или условия всегда многократно завышены. Назвав завышенную цену, завысив условия договора, арабская сторона начинает всячески его расхваливать, пропагандировать, рекламировать и др. Соответственно, покупающая или переговаривающаяся контрсторона должна уметь сбить цену, предложить иные условия договора. Торги и переговоры могут прерываться и продолжаться на иных, вновь и неоднократно выдвигаемых условиях.

Неотъемлемой частью деятельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению делового соглашения, является посещение увеселительного заведения. У этих народов исповедуется почти религиозный культ подарков, причем самые весомые из них - авторская картина или оригинальная чеканка. В их одежде считается недопустимым сочетание белого и синего цветов (флага Израиля). Во время беседы арабы имеют обыкновение очень близко склоняться к своему собеседнику, что у представителей других наций считается неэтичным.

Во время торгов и переговоров в арабских странах обычно предлагается кофе. Причем если беседа идет в небольшой группе с одним контрпартнером и вам подали небольшую чашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, возможно, с кардамоном), то, выпив, вы должны отдать ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так может продолжаться до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.

Для арабских народов весьма характерно ярко выраженное чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Они обычно выступают как сторонники сильного правления, Арабы как народы, приобретшие не так давно независимость (60-е гг. XX в.), весьма чувствительны к вопросам, связанным с суверенитетом и национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться, во всяком случае, на словах, достаточно решительно.

Арабские граждане, особенно политики и предприниматели, чаще предпочитают «торг» иным типам взаимодействия с партнером. Они придают большое значение проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошего настроения. Для арабов одним из существенных моментов на переговорах является установление доверия между партнерами. Они также предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. Если типичный американец или европеец пытается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы, скорее, привыкли ориентироваться на прошлое, обращаясь к своим корням и традициям, особенно исламским, пытаясь как бы соединить исторический опыт с современными условиями. В Коране говорится, что «поведенное Богом наступит - не просите, чтобы оно ускорилось».

В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют значительные различия в стилях делового и культурного общения у представителей различных арабских государств.

Исламская цивилизация-одна из самых молодых на планете - уже показала и, очевидно, будет демонстрировать и в будущем свой растущий потенциал. Эта цивилизация и культура имеет соответствующую только ее матричным основам своеобразную систему ценностей. Она значительно отличается от многих основополагающих идей, например, западной цивилизации. В силу этого плодотворный диалог между различными цивилизациями и культурами может происходить только при взаимном уважении исконных ценностей родных культур и возможном достижении взаимопонимания в условиях развития стратегий уважительного и равноправного межцивилизационного взаимодействия.

тарикаты суфии, суфизм улем

номократия

Ключевые понятия ислам, исламская цивилизация исламский Ренессанс Коран (суры, аяты)

имамат, имам

традиционализм исламский

сунниты (хараиджиты, мутазилиты)

шииты (зайдиты, исмаилиты)

«иншалла»

вакф, вакуф

«арабский социализм» «столпы веры»

шахада, закят, саум, намаз, хадж махди

паломничество

муджтахид

муджахед (моджахед)

иджтихад, мубайя иджма, кийяс, фикх

фундаментализм исламский ваххабизм

«всемирный халифат»

Партия БААС, баасизм, баасисты

  • К ногам арабы относятся как к нечистой части тела, поэтому в их присутствии нецелесообразно забрасывать ногу на ногу. Правая рука является более чистой, что следует учитывать в этикете.

Возможно, Вы это уже знаете, а возможно, только догадывайтесь. Мы приведем цитаты известных политических деятелей, социологов, психологов и историков, которые на протяжении многих лет изучают вопрос абсурдной и нелогичной агрессии арабов. Уделив этой подборке буквально пару минут, становится ясно, что арабо-израильский конфликт решится еще не скоро. Все переговоры по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке абсолютно бессмысленные на фоне психологической картины арабского населения этого сектора.

Ложь и агрессия – эти два слова с ювелирной точностью характеризуют темперамент арабов, всё остальное - следствие.

Конечно, нельзя утверждать, что все арабы подходят под описание, но то, что их абсолютное большинство сомнений не остается.

Лоуренс Аравийский

Британский офицер и писатель

Никакой араб еще не признавался в том, что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и воевал в их рядах в течение 7-ми лет, всегда в их бедах виноват кто-то другой.

Единый арабский народ? Миф. Эта нация существует в теории. На деле есть сотни кланов и хамул, исторические раздоры и вражда, и только одно у арабов общее: необузданные фантазии и неспособность признавать свои ошибки. Им постоянно нужен козел отпущения.

Для того, чтобы принять ислам, нужна атрофия психики, готовность жить на правах муравья или пчелы, не имеющих своей воли и своего личного облика.

Ги де Мопассан

Крупнейший французский новеллист

Она рассказала мне свою историю, вернее, лгала с начала до конца, как лгут все арабы - всегда, по любому поводу и без всякого повода.

Вот одно из самых поразительных и самых необъяснимых свойств туземного характера - лживость. Эти люди, в которых ислам внедрился до такой степени, что стал частью их природы, воспитал их чувства, создал особую мораль, видоизменил целую расу и отделил ее от других, kак цвет кожи отличает негра от белого, - все они лживы до мозга костей, настолько лживы, что нельзя верить ни единому их слову.

Обязаны ли они этим своей религии? Не знаю. Нужно пожить среди них, чтобы понять, насколько ложь срослась с их существом, сердцем, душой, насколько она стала второй их натурой, жизненной потребностью.

Сании Хамади

Социолог

Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них ничего не стоит. Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели… Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.

Али Шути

Египетский ученый

Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.

Шимон Перес

Политический деятель

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской - украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения - такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.

Шейх Юсуф Джумаа Салама

Я призываю вас следовать примеру аль-Хансы - средневековой мусульманки, пославшей своих четверых сыновей на смерть во славу Аллаха. Сделать своих детей мучениками за веру - величайшая заслуга и величайшее счастье для любой арабской женщины.

Вадим Ротенберг

Психолог

Для психологии арабов отсутствие возмездия - синоним отсутствия мужества и решимости. Они сами могут отказаться от мести только из-за страха, и никакого другого объяснения не принимают.

Татьяна Стефаненко

Этнопсихолог, др. психологических наук

В чем главная разница между Востоком и Западом? Восток - это культура стыда. А Запад - культура вины. Стыд и вина - два принципиально разных регулятора поведения. Для японца, араба, китайца главный регулятор - стыд. Для них важно, что о них подумают представители своей группы. Для маленького японца самое большое наказание, когда его фамилию напишут крупными буквами на доске. А уж если его выгонят из класса, от своей группы... это уж вообще!

А для американца, европейца главный регулятор - внутреннее чувство вины. Перед Богом, перед собой. Главным образом перед собой. По-другому это называется совестью. Почему психологи называют разницу между стыдом и виной принципиальной? Потому что европейцу может быть жалко убитого араба, он может испытывать чувство вины за его смерть. А араб, убив европейца, стыдиться не будет. Стыдно может быть только перед своими. Стыд работает лишь внутри группы. А люди вне их группы, воспринимаются арабами как нелюди, которых можно уничтожать безжалостно и бесстыдно.

Моше Фейглин

Политический деятель

Если ты бежишь и сдаёшься - в традициях ислама это всего лишь доказательство, что ты неправ. И напротив, если тебя считали плохим человеком, но сила оказалась на твоей стороне и ты победил, в глазах арабов ты стал и прав, и хорош.Израильтяне не понимают, почему арабы всё время требуют тех или иных жестов и уступок в их пользу, и их требования постоянно растут. Потому что в их культурном багаже понятие «я должен тебе» просто не существует. Коль скоро ты что-то мне уступил - это лишь доказательство того, что ты слабак, у тебя нет выбора, что сила, а значит и право, на моей стороне, и потому мне полагается ещё и ещё. Они не станут ненавидеть тебя больше, если ты покажешь им свою силу, - напротив, начнут уважать.

У христианского креста четыре конца: верхний символизирует добро, нижний - зло, правый - силу, левый - слабость. В мусульманском полумесяце - только два конца: сила и слабость. Добро находится там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью. Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил анти-производительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь?

Когда нет добра и зла, единственный критерий развития - это прямая выгода. Проклятие: "будешь жить мечом своим" и "рука его на всем, и рука всех - на нем", которое получил Ишмаэль, является основой этой культуры.

Араб - не "сын пустыни", на самом деле он "отец пустыни". Его черная коза пожирает на корню все зеленые ростки, не оставляя шансов для продолжения развития. Араб не ворует и не грабит - он просто так зарабатывает на жизнь.

Мухаммед Ибн-Куади

Профессор университета Страсбурга

Арабы на всем протяженим своей истории выбирали себе союзников не по ценностям, а по обстоятельствам- поэтому не удивительною что в большинстве случаев они оказывались на стороне сил зла. В 20 веке это свойство арабской политики привело к тому, что сначала арабы выступили союзниками нацистского Рейха, а затем коммунистических режимов. Проблема не в беспринципности и не в злой судьбе, а в том, что Джихад действительно является центральным моментом в учении Мухаммеда. На протяжении 14 веков лучшие умы мусульман пытались изменить отношение к террору и убийству, но самые остроумные теологические построения не могут закрыть дорогу буквальному пониманию Корана и Хадисов. В этом плане, к сожалению, именно Усама бин Ладен, мулла Омар и другие подобные им являются "хорошими мусульманами".

Бени Моррис

Профессор

Народы Африки угнетались европейскими державами не меньше палестинцев, и все таки в Лондоне, Париже или Брюсселе нет африканского террора. Немцы убивали евреев, но евреи не взрывают автобусы в Мюнхене и Нюренберге. Здесь что то другое, более глубинное, связанное с исламом и с арабской культурой. В исламе существует глубокая проблема. Это мир с другими ценностями. Это мир, в котором человеческая жизнь оценивается иначе. Мир, которому чужды свобода, открытость, творчество. Мир который позволяет убивать чужого. Месть в нем занимает очень важное место. Месть находится на центральном месте в арабской племенной культуре Если они добудут химическое или ядерное оружие, они его используют. Если смогут, то совершат геноцид.

Черты арабов

Материал "увели" с сайта http://сайт/

«Они – говорит – чуть выше среднего роста, крепкие и хорошо сложенные; кожа у них загорелая или смуглая и эластичная. Лицо овальное, с бронзовым оттенком, лоб большой, высокий, брови черные и хорошо очерченные, глаза тоже черные, живые и впалые. Нос прямой, средней величины, рот хорошо очерчен, зубы ровные, красивые и белые как слоновая кость, уши красивой формы и нормальной величины, слегка изогнуты вперед; слуховые отверстия параллельны внешней или височной комиссуре век. Как и у представителей других народов, у арабских женщин можно отметить некоторые привлекательные отличия; восхищают изящные линии их рук и ног, правильные пропорции их кистей и ступней, благородство их манер и походки и т. д.

Арабы Верхнего Египта, сфотографированные близ Фив автором Г.Лебоном.

Бедуины, или арабские пастухи, обычно делятся на племена, разбросанные по краям плодородных земель, на границе с пустынями: они живут в шатрах, которые они перевозят с места на место. Они очень похожи на других , однако, у них более блестящие глаза, черты лица мягче, ростом они чуть ниже оседлых арабов. Они также отличаются большей ловкостью, и, несмотря на свою худобу, они очень крепкие. У них живой ум, гордый и независимый характер; они недоверчивы и скрытны, но смелы и отважны. Они особенно выделяются своей сноровкой, обладают глубоким и редким умом. Их считают превосходными наездниками и вполне обоснованно расхваливают их умение обращаться с копьями и дротиками. Что же касается остального, то они обладают большими способностями во всех искусствах и профессиях».

Среди черт, отмеченных Ларреем, больше всего среди арабов, которых мне довелось видеть, меня поразил удивительный блеск глаз, особенно у детей, ослепительная белизна зубов, грациозность рук и ног и благородство манер. Но сегодня эти характеристики присущи только кочевникам.

Единственное практическое различие, доступное для выделения сегодня между арабами, кроме основного уже упомянутого нами отличия, является то, в основу которого положены страны, где они обитают. Именно его мы и собираемся применить при описании арабов , Сирии, Египта, Африки и Китая. Мы уделим больше внимания описанию психологических черт, важность которых мы показали выше, чем физическим типам, весьма различным, как нами уже было установлено. Впрочем, репродукция наших фотографий, даст больше сведений об этих типах, чем самые длинные объяснения.

В детстве все мы смотрели или читали сказку "1001 ночь". Роскошные дворцы вставали перед глазами, всевозможные сладости манили детские души, а желание ощутить себя восточной принцессой порой перебивало желание стать воспитательницей или врачом. С годами приоритеты менялись, вместо восточных сладостей девушек начинают манить восточные мужчины, которые покоряют душу своими комплиментами, страстными взглядами, красивыми ухаживаниями и обещаниями достать с неба любую звезду, которая только нам понравится. Слова столь красивы, а тон такой вкрадчивый и вызывающий доверие, что заподозрить в обмане или злом умысле этого прекрасного арабского юношу попросту нельзя. Проходят месяцы, и в один прекрасный день он падает перед вами на колено и делает предложение руки и сердца. Само предложение обставлено и осуществлено столь красиво, что вы просто не можете отказаться. И спустя пару дней радуете своих родных и знакомых известием, что вы выходите замуж за араба и уезжаете к нему на родину.

Не будем писать о том, сколько всего вам придется пережить, пока родители и дадут согласие на брак, пока вы соберете все необходимые документы. Лучше сразу скажем о том, что нужно обязательно сделать, заключая брак с арабом, даже если он совершается по огромной и взаимной любви. Заключить брачный договор. Причем посоветуйтесь с опытным юристом, чтобы предусмотреть абсолютно все. И, конечно же, не забудьте внести пункты, оговаривающие ваши права на будущих детей, иначе при разводе вы просто не сможете с ними больше никогда увидеться. Пусть вам кажется поначалу, что заключение брачного договора это недоверие к жениху, которое может его обидеть. Если он вас действительно любит, то поймет и поддержит. А если наотрез откажется, то это уже повод задуматься о том, что вас ждет в будущем. В любом случае, брачный контракт поможет вам избежать многих проблем.

У него на родине

Наконец, все тяготы, казалось бы, позади. Вы выдержали сражение с родственниками, вы вышли замуж, получили визу и уехали со своим любимым мужем к нему на родину. Если вы думаете, что теперь вы свободная женщина, над которой больше не висят родители и родственники, то вы сильно ошибаетесь. Но не будем забегать вперед.

Для начала стоит усвоить раз и навсегда. Ваш образ жизни с переездом кардинально меняется. Из страны православной вы переехали в мусульманскую страну с её обычаями и традициями, один из которых это беспрекословное послушание мужу и старшим в семье. Выбросьте из головы все самодовольные мысли, вроде того, что муж будет под каблуком и выполнять все ваши капризы. У арабов принято, что главный человек в доме мужчина и его слово закон. Хорошо, если муж действительно вас любит и является человеком с сильным характером, который не пойдет на поводу у семьи или знакомых, и не изменить свое отношение к вам и поведение в целом после того, как вы переедете к нему жить.

Также стоит знать, что ислам строго оговаривает, что можно, а что нельзя. Если многие мусульманские страны чтят традиции не столь уж строго, то арабы относятся к тем, кто соблюдает обычаи. Одной из самых больших проблем, с которой вам придется столкнуться, является то, что если семья вашего мужа действительно истинно верующие, то может начаться принуждение вас в принятии ислама. Вы можете согласиться, если чувствуете себя готовой к этому, а можете отказаться. Главное при этом не оскорблять религию, а просто объяснить им, что вы не хотите быть перебежчиком веры.

Второе, что вам нужно знать это то, что для мусульман очень важна семья, а для арабов семья это святое. Постарайтесь наладить с его семьей хорошие отношения, тогда вам не придется бояться семьи, а напротив вы будете под её защитой. В семьях арабов принято даже такое, что если муж вас чем-то обидел, вы можете пожаловаться на него семье, и мать с отцом поговорят с сыном, защищая вас. Правда не стоит кричать и бросать упреки, обвиняя мужа во всех смертных грехах. Помните, что женщина и жена должна быть покорна своему мужу. И если что-то выносить из семьи на общее обозрение, то делать это надо спокойно, и объясняя, в чем проблема. Кстати, если отношения с семьей не заладились, но муж все же пока поддерживает вас, не вздумайте ему наговаривать на его семью, говоря, что они плохие или не заслуживают хорошего отношения. Вряд ли ваш муж, будучи истинным арабом и хорошим сыном сможет это стерпеть. И ещё, Коран позволяет мусульманам заводить вторую, третью и даже пятую жену, если муж способен их обеспечить. Появится ли в вашем доме другая женщина, во многом зависит от вас. Счастливые браки православной девушки и араба встречаются не так часто, но если все хорошо сложилось, то муж, как правило, не приводит в дом других женщин.

Обычаи и традиции

Стоит упомянуть форму одежды. Как и в большинстве мусульманских стран, в Арабских Эмиратах женщинам запрещено оголять свое тело, и уж тем более показываться в таком виде посторонним мужчинам. Поэтому никаких юбок, кстати, о брюках тоже можно забыть. Женщина, которая показалась на улице с открытым лицом, телом, флиртовавшая или даже просто общавшаяся с незнакомым мужчиной объявляется неверной женой. А участь таких жен весьма плачевна. Ранее их просто забивали камнями на площади насмерть. Сегодня хоть и обычаи чуть смягчились, но на прощение рассчитывать бесполезно. Традиционной одеждой является хиджаб, который надевается, как на свадьбу, так и всю последующую жизнь, покрывая ваше тело беспросветной пеленой, оставляя открытыми лишь глаза.

Теперь несколько слов о работе. В принципе, большинство женщин не работают. Так что если вы всю жизнь мечтали о том, чтобы не работать, вести спокойную жизнь дома, воспитывать детей, а характер у вас спокойный и податливый, то араб для вас будет идеальным мужем. Потому что идеальной женой для араба будет покорная женщина, которая все свое время отдает семье, дому и воспитанию детей. При этом муж полностью её обеспечивает, не упрекая за то, что она не зарабатывает. Если женщина идет работать, то, как правило, это либо семейный бизнес, либо места, где бывают одни женщины, например, ателье, школа и т.п. Впрочем, идти работать или нет, решать только вам. Принуждать к этому вас никто не будет, наоборот, скорее всего, будут отговаривать.

И напоследок, немного расскажу о том, как не стоит себя вести. Если вы курите, то старайтесь отучиться от этой привычки. Женщина в исламе итак ставится ниже мужчины, вы итак столкнетесь со множеством сложностей, так не стоит настраивать окружающих против себя ещё больше. Ислам запрещает купить и пить. Если мужчины иногда и поступаются этими правилами, то вот вам вряд ли разрешат это сделать. К тому же арабы не сторонники бурного образа жизни. Там не принято ходить в клубы или на дискотеки. Даже на рынок одну вас могут не отпустить, потому что там слишком много мужчин, которые могут причинить вам зло. В некоторых мусульманских странах даже кинотеатры разделены на две зоны, одна из которых является семейной, и в неё допускаются только женщины или дети до 16 лет.

Поэтому, если вас не пугают такие разительные перемены, которые произойдут в вашей жизни и вы готовы принять все это, принять, а не попытаться подстроить под себя, то ваш брак с арабом имеет все шансы на то, чтобы оказаться счастливым.

Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Тяжелый физический труд, условия которого не менялись веками, низкое развитие производительных сил приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, воспитали в них неприхотливость, умеренность, высокую приспособляемость, терпеливость, вошедшие в народные поговорки: «Терпение - ключ к радости», «Терпением можно разрушить горы», «Терпение сохраняет то, что имеешь».В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда - досуг и отдых - важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. «Букра» - «завтра» - означает, что дело, которое поручено арабу, не вызывает у него заинтересованности и, скорее всего, так и не будет завершено в обозримом будущем. Работники умственного труда - богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности.

Вывод: По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое и обеспеченное будущее. Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность.

4. Арабские культурные традиции

Кто первым заходит в шатёр?

Приехав в офис к арабскому партнеру в условленный час, вы вполне можете не застать его там. Но вы можете быть уверены, что персонал его компании примет вас хорошо. Если вам предложат кофе, то подадут его в маленькой чашечке, причем подливать кофе будут до тех пор, пока вы не поставите чашечку на поднос, предварительно покачав ее большим и указательным пальцами. Если ваш арабский партнер вышел вам навстречу к двери, то, провожая вас в свой кабинет, он, скорее всего, войдёт в него первым, вместо того, чтобы пропустить гостей вперёд, как предписывает западный обычай. Эта традиция идёт с древних времен, когда бедуин, приглашая гостя к себе в шатёр, заходил в него первым, чтобы показать, что там безопасно и нет засады. Если вы идете куда-либо вместе с арабами, то необходимо помнить о том, что преимущество имеет тот, кто находится справа. Поэтому при входе, выходе, посадке в лифт и т.п. первым начинает движение тот, кто идет справа.

"Допросы"

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный приём другу, деловому партнёру или просто постороннему человеку, арабы высоко ценят, когда такое же внимание проявляется по отношению к ним самим. Вступительная часть деловой встречи - приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами - длится довольного долго. В арабоязычных странах, будь то разговор по телефону, встреча в учреждении или на улице, согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье... Подобный "допрос" может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем, эти дежурные вопросы ни в коей мере не предполагают развёрнутых подробных ответов. Ответы должны быть краткими, порой, чисто ритуальными.

Левая рука

Будучи в арабских странах или вообще на Ближнем Востоке, необходимо помнить о том, что левая рука в исламских странах считается "нечистой". То же самое, кстати, относится и к Индии. Дело в том, что левая рука используется для омовения интимных мест (омовение вместо использования туалетной бумаги вполне оправданно с точки зрения гигиены, особенно в жарком климате). Поэтому передавать документы, визитные карточки или сувениры ей запрещается, если только вы заранее не предупредите, что вы левша. Если вас пригласят есть плов руками, используйте для этого только правую руку. Представление о связи левой руки с неудачей, неблагополучием, несчастьем, а правой - со счастьем и удачей, нашло свое отражение и в Коране, и в Библии.

Вывод: Арабский этикет во многом сложился в результате наложения морально-этических норм ислама на бедуинский кодекс чести. В обществе доисламской Аравии в качестве этического идеала выступало понятие "мужества и порядочности".



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....