Мертвый город-остров Хасима. Фото. Остров-призрак Хашима (Гунканджима), Япония

Некоторые из этих островов использовались в военных целях, другие для строительства собственного жилья или зданий для постоянного местожительства, в которых люди жили веками. Однако, потеря стратегической позиции, природные катаклизмы, ядерные испытания или простое желание жить в цивилизованном мире, привели к опустошению этих островов.

Сент-Килда - самый крупный остров на территории изолированного архипелага, который расположен в западной части Шотландии. Этот остров мог бы быть постоянно заселен жителями, по крайней мере, два тысячелетия, хотя численность населения никогда не превышала 180 жителей (и, разумеется, более 100 жителей с 1851 года). Все население было эвакуировано с острова Сент-Килда в 1930 году из-за болезней и влияний извне.

В настоящее время, временными жителями этого острова являются сотрудники управления обороны, волонтеры и ученые, которые проводят здесь весь свой летний период.

2. Голландский остров, штат Мэриленд, США (Holland Island, Maryland, USA).

Голландский остров - болотистый, быстро разрушающийся остров в Чесапикском заливе, недалеко от города Дорчестер, штат Мэриленд, на западе Солсбери. Когда-то жителями этого острова были лодочники и фермеры, но с тех пор они покинули остров.

К 1910 году остров насчитывал около 360 жителей, превратившись в один из крупнейших заселенных островов в Чесапикском заливе. В 1914 году ветер и морской прилив постепенно начали разрушать западную часть острова, на которых было расположено большинство жилых зданий. Это заставило жителей переселиться на материк.

3. Остров Норд-Бразер, Нью-Йорк, США (North Brother Island).

Остров Норд-Бразер - необитаемый остров в проливе Ист-Ривер между Бронксом и островом Рикерс. Его соседом, является Саут-Бразер, расположенный недалеко от него. До 1885 года этот остров был заселен жителями, в тот самый период, когда больница из города Риверсайд переехала сюда с острова Блеквелл (ныне известного как остров Рузвельта). Больница Риверсайда основана в 1850 году в качестве больницы, предназначенной для лечения оспы, которая в своих стенах спасала больных этим заболеванием. Со временем задачей этого лечебного учреждения стало лечение и других конвенционных заболеваний. В 1940 году больница была закрыта.

Птичий заповедник и остров сейчас заброшены, а для публики эта территория стала запретной зоной. Большая часть зданий лечебных учреждений до сих пор осталась, но они находятся в ветхом состоянии, и существует вероятность их полного разрушения. Густой лес скрадывает разрушенные здания лечебных учреждений, а с 1980 года до начала 2000 года, эта территория стала одной из крупнейших мест гнездования ночной цапли (кваквы). Однако, в 2011 году эта разновидность птиц покинула остров по неизвестным причинам.

4. Атолл Бикини, Маршалловы острова (Bikini Atoll).

Бикини Атолл представляет собой кольцеобразный коралловый остров, принадлежащий к объектам мирового наследия и расположенный на островах Микронезии в Тихом океане, часть территории которой занимают Маршалловы острова. Около 2000 тысяч лет этот остров был заселен жителями. Лишь однажды, еще до образования Колонии Германии на Маршалловых островах в 1885 году, к острову подплывали десятки судов.

С 1946 по 1958 годы на острове Атолл Бикини было проведено около двадцати трех испытаний ядерных устройств. Жители Микронезии, количество которых составляло около 200 человек, до переселения Соединенными Штатами из-за радиации, питались рыбой, моллюсками, бананами и кокосами. Большинство бикинийских жителей временно переселилось на остров Кили, и до сих пор проживают там и получают компенсацию от правительства Соединенных Штатов за то, что им удалось выжить.

5. Остров Хашима, Япония (Hashima Island).

Остров Хашима, который обычно именуют Гунканджима, является одним из 505 населенных островов в префектуре Нагасаки, расположенный в 15 километрах от города Нагасаки. С 1887 года по 1974 год остров славился своим горнопромышленным комбинатом. Исключительной особенностью острова являются незаселенные жилые здания и укрепленная насыпь, окружающие остров.

С 2005 года остров находился в ведении города Нагасаки, а до этого в подчинении бывшего города Такашима. Когда-то на этом острове велась добыча каменного угля и было налажено производство в период индустриализации Японии. В 1890 году компания Mitsubishi выкупила остров и приступила к проекту, цель которого заключалась в поиске и извлечении угольных месторождений из подводных шахт.

6. Остров Большой Бласкет, Ирландия (Great Blasket Island).

Остров Большой Бласкет является одним из основных островов, расположенных в графстве Керри, Ирландия. До 1953 года остров был заселен жителями, после этого правительство Ирландии приняло решение, что больше не может гарантировать безопасность оставшемуся населению. Этот остров является родным домом для трех знаменитых ирландских писателей: Томас О’Крохан, Пейг Сейерс, Мьюрис О’Суйлебхаин.

До 1953 года из жителей острова Большой Бласкет было образовано целое поселение в западной части Ирландии. Малые группы людей, преимущественно рыбаки (даже когда пик численности населения составлял 150 человек), в основном жили в примитивных коттеджах, расположенных на достаточно защищенном побережье на северо-востоке. В настоящее время остров покинут жителями и продан государству.

7. Остров Строма, Шотландия, Великобритания (Stroma).

Остров Строма расположен у северного побережья Шотландского материка. Когда-то этот густонаселенный остров принадлежал фермеру графства Кейтлесс, который использовал его с целью разведения овец. В прошлом численность населения острова Строма составляла около 550 жителей, но к 1901 году количество жителей сократилось до 375 человек. В течение 20 столетия количество жителей стало постепенно уменьшаться и к началу 1960 года оставшиеся жители занимались строительством атомной электростанции Доунри. К 1962 году на острове осталось только две семьи.

По числу разрешенных зданий можно судить о прежней заселенности острова. В центре острова была построена церковь с колокольней. Рядом с церквушкой находился дом священника, предназначенный для проживания пастухов, особенно в период рождения ягнят. В настоящее время здесь находится музей-заповедник, представляющий собой огражденный от овец участок, на территории которого растут редкие растения.

8. Островок Великого Иссака, Багамские острова (Great Isaac Cay).

Остров Великого Исаака - маленький островок на Багамах в 20 милях (32 км) от Багамских островов. К этому острову можно добраться только на лодке. Ориентиром острова служит маяк высотой 151 футов (46 метров), установленный в 1859 году. В 1969 году на острове поселились два смотрителя, которые охраняли маяк и другие здания в окрестностях острова.

Территория этого острова является отрытой для публики, хотя доступ к самому маяку заблокирован с тем, чтобы люди не могли подойти к сооружению. Дом смотрителя, водохранилище и прилегающие к нему здания превратились в руины. Заброшенная череда зданий превратили остров Великого Исаака в доступное место для лодочников.

9. Остров Поллепель, Нью-Йорк, США (Pollepel Island).

Остров Поллепель - остров на реке Гудзон. Также известен как Поллепельский остров или остров Баннерман, на территории которого можно увидеть руины замка Баннермана. Этот остров находится в 50 милях (80 км) севернее Нью-Йорка и в 300 м от восточного берега реки Гудзон.

Главной особенностью острова является замок Баннермана, представляющий собой заброшенный военный склад. В настоящее время замок практически весь в руинах и является собственность государственного парка Нью-Йорка, исторической достопримечательностью острова. Если внешние стены все еще сохранились, то все этажи и внутренние перегородки стен были сожжены. Остров стал жертвой вандализма, посягательства, разрушения и результатом запущенности.



Много лет я мечтал попасть на этот мрачный остров в 20 километрах от побережья японского острова Кюсю и города Нагасаки. Мало того, что сам город ассоциируется для большинства с атомным взрывом и гибелью сотен тысяч людей, так еще и мистический остров там же. Люди начали заселять остров Хасима в 1810 году, поскольку в его недрах обнаружили залежи угля, столь необходимого для развития промышленности. Изначально для прокладки шахт сюда отправляли узников тюрем, которые жили в удручающих условиях и массово гибли от болезней и тяжелого труда. В 1890 остров выкупила корпорация Митсубиши, да, та самая, чьи автомобили мы с вами наблюдаем на улицах. Население острова быстро увеличивалось, сюда прибывали инженеры с семьями, шахтеры, здесь открылись школа и больница. В 1960 на острове жили более 5 тысяч человек и даже был проложен электрический кабель с суши, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества. Всему пришел конец солнечным днем 20 апреля 1974 года...

Добраться на остров можно на одном из катеров, ежедневно отправляющихся из порта Нагасаки, дорога на остров и назад обойдется в 40 долларов. Билеты продаются там же -

Посадка -

В путь! Плавание занимает примерно сорок минут -

Вскоре Нагасаки остается позади и мы выходим собственно в открытый океан -

Вот и долгожданный остров Хашима, возникающий посреди моря словно гигантский каменный броненосец -

В 1974 году Митсубиши приняли решение прекратить добычу угля, как нерентабельную и эвакуировать жителей острова. Ядерная энергетика стремительно приобретала популярность и по всей стране строились атомные станции. Как вы помните, в марте 2011 в результате разрушительного землетрясения и последовавшего за ним цунами, пострадала атомная станция Фукусима. Это собственно к тому, что рентабельность штука хорошая, но когда ты живешь в столь сейсмичном месте - как-то не по себе.

Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки. Несложно представить панику, охватывавшую горняков от подобных природных катаклизмов.

Судите сами: остров заброшен с 1974 года, его никто намеренно не разрушал, тут нет вандалов и охотников за стройматериалами и железом. За сорок лет сама природа превратила некогда процветающее место в город-призрак. Все эти разрушения естественные, результат ураганов и землетрясений -

Для посещений открыта примерно треть острова, остальная часть считается опасной и туда вас не пустят. Нет, конечно есть умельцы, знающие как приплыть сюда на рыбацкой лодчонке посреди ночи, пока никто не заметил их присутствие. Сказать вам честно? Это безумно интересно и рай для сталкеров, но уж здорово опасно. И не из-за аварийного состояния зданий, а из-за неспокойного океана, где почти всегда волнение. Вам придется проплыть с десяток километров ночью с ближайшей точки на суше, подумайте об этом. Сегодня отличная погода и волн на первый взгляд нет, но корабль мотало так, что приходилось держаться за поручни. Надо еще и уметь причалить к острову, чтобы волна вас не долбануло о стену, разрушив вашу лодчонку.

Покидаю остров с острым желанием сюда вернуться, но чтобы самостоятельно и полазить по этим зданиям. А еще круче приплыть сюда с палаткой и некоторым набором пищи, чтобы переночевать и вдоволь насладиться мистицизмом острова Хашима!

После посещения острова мы держим путь в эпицентр атомного взрыва, накрывшего этот прекрасный город (на мой взгляд - одни из красивейших в Японии) 9 августа 1945 года, приведя к гибели 168 тысяч человек.

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

В Восточно-Китайском море примерно в 15 километрах от Нагасаки расположен крохотный островок Хашима (Hashima) , что переводится как «Пограничный остров», который обычно называют Гунканджима (означает «Остров боевых кораблей»), он является одним из 505 островов в префектуре Нагасаки и находится на расстоянии 15 км от самого города Нагасаки.

160 метров с запада на восток и 480 метров с севера на юг, при береговой линии острова около 1 км - обломок скалы, слегка поросший зеленью. Веками остров Хашима и был домом для птиц и временным прибежищем для рыбаков из Нагасаки и Такашимы.

В 19ом веке в Японию пришли паровые механизмы, работавшие на каменном угле. С развитием собственной индустрии и парового транспорта остро встал вопрос о сырьевых источниках, в том числе - и каменного угля. И в 1890ом году компания "Mitsubishi " (в 1870 г основана пароходная компания «Tsukomo Shokai» (Тсукомо Шокаи). В 1875г. после нескольких смен названий она стала называться Mitsubishi Mail Steamship Company (Почтовая пароходная компания Мицубиси), в то время - всего лишь пароходство, купила остров Хашима для разработки месторождения каменного угля на самом острове и - с дальним прицелом - на океанском шельфе.

Для обслуживания шахт на остров были завезены рабочие и началось строительство жилого комплекса для персонала «Митсубиси» со всей инфраструктурой. В 1916 году на острове были возведены первые в Японии бетонные жилые дома, а по всему периметру острова - «морская стена», защищавшая остров от бурь и штормов. Именно в те времена остров приобрел облик, за который и получил свое второе имя - «Гунканджима» (Gunkanjima) – «Крейсер» (а так же «Остров-Крейсер» и «Остров боевых кораблей»)

К началу Второй Мировой войны угольная шахта на Хашиме была одним из основных угледобывающих предприятий Японии. Добыча угля и население острова росло. В 1959 году на острове проживало 5 259 человек, что в пересчете на площадь острова давало самую высокую плотность населения, когда-либо зафиксированную в мире - 139 100 человек на кв.км. (В России плотность населения - 8,3 чел. на км?, в Москве - 9 722; в Японии - 337; город с самой высокой плотностью населения это Каир – 36 143 чел. на км?) На острове были свои начальная и средняя школа для детей сотрудников. Госпиталь, буддийский и синтоистский храмы. И все остальное, необходимое для жизни без выезда на «большую землю». Такое маленькое островное государство.

В 1960 году случился энергетический кризис: уголь был признан невыгодным и «экологичеки-грязным» топливом. Японский транспорт и промышленность переключились на нефть. По всей стране начали закрываться угольные шахты и сокращаться число рабочих, занятых в этой отрасли. Понятно, что шахта на Хашиме не стала исключением. В течение последующей декады добыча угля на шахте сокращалась и рабочие покидали остров. К 1974 году на Острове-Крейсере осталось только около двух тысяч человек.

15 января 1974 года «Митсубиси» объявила о закрытии шахты и остановке всех работ. 20 апреля 1974 года Хашиму покинула последняя партия жителей. Остров-Крейсер стал Кораблем-Призраком.

Остров был «открыт» заново уже в 21ом веке. И немедленно приобрел совершенно бешеную популярность, особенно среди любителей руин. Причем, даже не столько в самой Японии, сколько в западном мире. С августа 2005 года на остров разрешены посещения журналистских групп. Но только на очень ограниченную площадь. Потому как разрушающиеся здания представляют собой серьезную угрозу. Некоторые строения уже обрушились.

В сентябре 2008 года остров Хашима (Гунканджима) был включен в список на получение статуса «Мировое наследие ЮНЕСКО» как памятник эпох Тайшо и Шова. Правительство префектуры Нагасаки объявило о намерении превратить остров в своего рода парк-музей. Но осуществление этой идеи требует изрядных капиталовложений. Как уже упоминалось, разрушающиеся здания делают прогулки по острову весьма опасным занятием.

С 22 апреля 2009 года открыты регулярные теплоходные рейсы к острову и вокруг него из города Нагасаки. В ближайших планах - расчистка и установление примерно 200-метрового прогулочного коридора по острову для осмотра достопримечательности «изнутри».

Японский остров Хасима до 1810 года представлял собой обломок скалы размером в 0,063 км². Когда возле скалистой местности Восточно-Китайского моря было найдено месторождения угля, японские власти начали искусственно расширять территорию острова с помощью пустой породы, что извлекалась из шахт. В 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный конгломерат — Mitsubishi. Менеджментом компании был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем. В пик своего расцвета Хасима считался одним из самых густонаселенных мест на Земле: в жилой зоне показатель достигал 139 100 человек на кв. км (всего здесь жило более 5000 человек). Но уже в начале 1960-х годов уголь перестает быть главным топливным ресурсом. Японская экономика переориентируется на потребление нефти, а угольные шахты становятся убыточными. Корпорация Mitsubishi объявляет в 1974 году о прекращении добычи угля на Хасиме. Уже 20 апреля последние жители покинули город, бросив практически все свои вещи.

Ширина острова менее 200 метров, длина около 500 метров, общая площадь едва превышает 6 гектаров. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории морем и частыми тайфунами.

По официальной версии такое скоропостижное бегство на «легке» было вызвано дороговизной перевозки. Большинство жителей города-острова были представителями низшего имущественного класса, так что у них попросту не было средств для транспортировки своих вещей на материк. В магазинах остались производственные товары, например, в одном из них остались десятки телевизоров 1970-х годов.

Правительство Японии старается не акцентировать внимание на заброшенном острове. На протяжении 35 лет действовал закон о запрете посещения Хасимы. Якобы, японское правительство пыталось обезопасить город от «чёрных копателей». Нарушение каралось 30 днями тюрьмы или немедленной депортацией из страны (для иностранцев).

За 58 лет активной добычи угля и бурного развития острова здесь построили 30 многоэтажных жилых домов, 2 школы, детсад, 2 плавательных бассейна, больницу, несколько храмов, кинотеатр и клуб.

Сейчас правила смягчили, даже открыли небольшой маршрут для туристов по окраине города-острова. А с 2013 года пользователи Google Earth смогли совершать виртуальные прогулки по улицам города Хасима.

В городе из-за меленькой жилой территории строились крохотные квартирки в 10 кв.м. с кухней и туалетом на этаже, по сути, общежития.

Даже использовалась территория крыш, где высаживались небольшие скверики для отдыха.

Теперь природа на острове потихоньку разрушает все, что успел создать человек.

Еще немного интересного про Хасиму:

Авторы фильма про Джеймса Бонда вдохновленные городом-призраком, скопировали логово главного злодея — Рауля Сильвы из эпопеи «007. Координаты: „Скайфолл“», именно с Хасимы. Но саму картину сняли в павильонах студии Pinewood.

Кадры из фильма: «Координаты „Скайфолл».

Кадры из фильма: «Координаты „Скайфолл».

Другие посты

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров). 50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, - Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894-95) и русско-японской (1904-05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг - 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 - госпиталь, 2 - дом №65, 3 - школа, 4 - комплекс Nikkyu, 5 - «Дом Гловера», 6 - детская площадка, 7 - зона шахт, 8 - кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели - дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд - добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса - т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы - «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским - необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно - шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар - в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете - жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой - жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено - слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

«Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные