Методическая разработка урока "работа над художественным образом в музыкальном произведении кантиленного характера". Методическая работа на тему «Художественный образ как проблема музыкальной педагогики

Тема: «Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях».

2012 год

Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях.

(методический доклад для преподавателей ДМШ и ДШИ)

«Что такое сыграть

музыкальное произведение?

играть музыку – знать,

что она не жизнь,

но не показать виду?»

Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счёт хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально-образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами – всей личной целостности.

Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится, как бы продолжением музыкального произведения.

Когда речь идёт о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление. Здесь музыкальное содержание предстаёт, как эмоции, чувства и настроение. С.Е. Фейнберг говорил: «Неверно сводить содержание музыкального произведения лишь к эмоциям, потому, что в музыкальном мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое. При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике. Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения. Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной отзывчивости своего ученика. Если она не достаточна для воплощения художественного образа, то необходимо искать пути для пробуждения её у него.

Бывает такое, что ученик эмоциональный, но он не понимает, не чувствует именно эту музыку. Как порой трудно в музыке отобразить спокойствие во всей глубине, как трудно отобразить радость. Чаще всего удаётся «напор» и его обратная сторона – вялость и равнодушие. Часто бывает, что у ученика полное отсутствие какого-либо подобия настроения. Всё «настроение» преподаватель «приклеивает» тщательной работой, а во время публичных выступлений они быстро «отлетают» обнажая сущность ученика. Как же помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя ученику, что надо делать, надо сразу же показать, как это делается и вновь, и вновь возвращаться к действию, определённому движению.

Часто бывает, когда показом движения и конечно собственным проигрыванием, можно «разбудить» ученика. От преподавателя требуется максимум выдержки и терпения, чтобы добиться от ученика осмысленного действия. Ведь ученик не должен превращаться в «марионетку». Каждое его движение должно быть наполнено чувством, а также осознанием того, что этого хочет он сам.

Образное мышление ученика – это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре. Музыкальный образ исполнителя – художника – это та обобщённая «картина» его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие.

О музыкально-исполнительском образе можно сказать, что его напряжённость, яркость глубина и отчётливость разная на разных «участках» играемой музыкантом пьесы.

Музыкальный образ – обобщённое и концентрированное целое. Он не равно протяжен музыкальному произведению. Наиболее яркие музыкальные ассоциации возникают фрагментально, на некоторых участках произведения.

Как в сочинении, так и в исполнении, решающее звено – интуиция. Разумеется, крайне существенны техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если душа безмолвна. Рассудок необходим, чтобы досконально выявить каждую грань произведения. Однако в конечном итоге главная роль принадлежит интуиции, определяющее условие в творчестве – музыкальное чувство, музыкальное чутьё.

При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностейу ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников.

Художник, актёр получает материал для своей творческой работы из повседневной жизни, а музыканту повседневная жизнь не даёт обычно готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой культуры.

Для формирования слуха используются следующие методы:

Подбормелодии на слух (подбором необходимо заниматься с первых дней обучения. Необходимо при этом выяснять, слышат ли дети путь мелодии. Можно показать ученику направление мелодии при помощи движения руки и предложить ученику сделать то же самое);

Чтение нотной партии (педагог исполняет произведение, а ученик следит за нотами);

Исполнение выученной пьесы, не глядя на гриф или клавиатуру (этот метод способствует активизации внутреннего слуха и органов осязания, которые являются очагами творчества);

Просмотр отрывка и проигрывание его, не глядя в ноты. (в процессе такой работы развивается внутренний слух и память);

Разбор пальцами без игры (такой разбор способствует вслушиванию в детали, которые могут быть не замечены при работе за инструментом).

Наблюдая за игрой ученика, мы часто слышим такие недостатки, как недослушивание длинных звуков, неумение выделить главный голос и смягчить другие, не умение выбрать правильный темп, сделать фразировку, повести эмоционально правильно динамическую линию. Особенно это часто наблюдается при игре кантилены.

Самое ценное качество любогоинструмента – это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат. Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определёнными задачами – прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приёмы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку!

Ученик должен тренировать внимание. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к.при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.

Увлечь ученика к игре мелодии, раздуть у него огонёк отзывчивости можно путём сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные потекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развёрнутых крупных форм. Необходимо воспитывать в ученике любовь к творчеству. В.А. Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, учитель не даёт ребёнку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…»

Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в поизведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя. Используя смену положения кисти на струнах, возможно придать различную окраску каждой части произхведения. Умение темброво разнообразить звучание голосов, способствует созданию музыкальной перспективы. Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук – их чувственность, опора, нажим, артикуляция. Работа над игровым аппаратом, это одна из важных и труднейших задач исполнителя.

При разборе музыкального произведения главное, погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, эпоху в котором было написано музыкальное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить при помощи каких средств выразительности и технических приёмом будет показана главная тема, разработка. Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри». Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо всё понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность – возбуждает эмоциональные творческие силы. В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести – задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приёмом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Цель урока: совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А. Хачатуряна

Задачи:

  • работать над исполнением мелодии, артикуляцией,
  • уточнить голосоведение, звуковой баланс между мелодией и аккомпанементом,
  • выяснить динамический план,
  • работать над передачей формы пьесы,
  • закрепить навык грамотной педализации.

Данный урок посвящён работе над художественным образом в произведении малой формы кантиленного характера – пьесе «Андантино» А. Хачатуряна.

Урок начинается с работы над гаммами и упражнениями. После проигрывания гаммы до минор (в этой тональности написана пьеса «Андантино») в прямом и противоположном движении надо обратить внимание ученика на точное выполнение аппликатуры. Для исправления ошибок полезно уточнить аппликатуру при игре каждой рукой в одну, затем в две октавы. Поиграть гамму разными ритмическими вариантами, с разной динамикой и штрихами. Эти же приёмы можно использовать для работы над хроматической гаммой, арпеджио, аккордами и т.д.

Гаммы, упражнения являются материалом для работы над техническим развитием ученика наряду с этюдами, пьесами виртуозного характера. На данном уроке ведётся работа над этюдом К. Черни (Избранные этюды под ред. Г.Гермера, ч. 1, Этюд № 23). Ученику предлагается чёткое проговаривание верхних звуков в мелодии, цепкие пальцы при игре стаккато. В работе над пассажами требуется точная аппликатура, умение подкладывать 1 палец. Необходимо контролировать свободу и пластичность руки, активную работу пальцев, точное выполнение штрихов, ритма, пауз.

Основное время урока посвящено работе над художественным образом в пьесе «Андантино» А.Хачатуряна.

С самого начала обучения и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Надо рассказать ученику об авторе пьесы, его творчестве. После прослушивания пьесы в исполнении педагога поговорить о её характере, художественном содержании.

На этапе разбора текста необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.

«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка. Например, ученик представил такую картину, придумал такой художественный образ: красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье, об уехавшем друге. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Работать над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе в 1 части, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

Надо определить форму пьесы, её строение, деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Составляется художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины. Исполняя пьесу, ученик должен дослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения полезно придумать и использовать подтекстовку. Выявляется главная кульминация, которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы, определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Необходимо добиться в исполнении ученика нарастания эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы.

В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Надо провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Рекомендуется проставить её в нотах. Надо провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. При работе над пьесой «Андантино» полезно сначала выучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
Для работы дома надо дать задание продолжить работу, начатую в классе, над исполнением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками, употреблением педали, работу над художественным образом пьесы.

Использованная литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека-ВС", 2007
  2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.

Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:

1) замысел композитора в нотах

2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.

3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Городского округа Королев Московской области

«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему:

«Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано»

Викольская О.В.

преподаватель по

классу специального

фортепиано

г. Королёв, 2015-2016г.

1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика 3

2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом 6

3. Заключение 10

4. Список использованной литературы 11

1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.

Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:

1) замысел композитора в нотах

2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.

3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.

Обращение к данному вопросу необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Так во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить назначение песни, обрисовать ее характер. Можно исполнить плясовую мелодию и предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или артистично изобразить воображаемую сценку.

Далее нам требуется дать определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем способствует более точному восприятию характера музыкального произведения. Ребенок может отобразить свои ассоциации, связанные с данным музыкальным произведением, в рисунках. От простых форм переходим к более сложным: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Надо развить творческую инициативу, воображение и эмоциональность ребенка для полноценной работы над произведением.

Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла произведения, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Ученику следует проявлять в этой работе максимум самостоятельности. Важно научить ребенка тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное. Наиболее неблагоприятным в развитии творческой индивидуальности ученика является натаскивание. Но и излишней свободы в работе над сочинением, когда многое остается несделанным и незавершенным, допускать нельзя.

Личность ученика - при определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат») требует воспитания в первую очередь внимания, т.е. наблюдательности, сосредоточенности. Также необходимо воспитание эмоциональности (умению слушать себя) и воспитание интеллекта.

Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач, для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.

Личность педагога – должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества формируются задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации внутри классной работы. Стоит отметить важность владения педагогической техникой при работе с учеником над художественным образом. Существует множество способов, приемов и форм воздействия на ученика (показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.п.). Нужно уметь максимально эффективно пользоваться ими в каждом индивидуальном случае. Постановка точных и интересных исполнительских задач возможна только при детальном знании-слышании изучаемого в классе произведения самим педагогом. Надо профессионально знать каждое произведение, преподаваемое ученикам. Принципиальность и авторитетность педагога помогают ученику лучше следить за своей игрой, эффективно проверять себя, соотносить свое исполнение с показом педагога.

2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо одной проблемы. Приведем примеры.

а) Разбор нотного текста. Приводя примеры, педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т.д.), умению замечать все детали нотного текста. Это применяется как для одного, так и для нескольких уроков.

б) Значение мелодии, как основы создания художественного образа. Здесь происходит выявление мелодической сущности различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий. На таком уроке уделяется внимание технике исполнения подвижных пассажей, а также украшений

в) Свобода и непринужденность в обращении с инструментом служит обязательным элементом исполнительской техники при создании художественного образа. Внимание ученика обращаем на разнообразное использование веса руки, тактильное ощущение кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки и рабочий мышечного тонуса.

д) Могут быть также разные виды педальных, гармонических, полифонических, текстологических, аппликатурных уроков.

2. Политематические уроки сочетают в себе различные, часто контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика. Часто применяется и такая форма организации урока как выделение «стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали, количество которых должно быть ограничено.

3. Уроки в свободной форме проводятся с учащимися, стоящими на более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели, ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения. При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить нашего воспитанника восхищаться тем, что, разумеется, достойно этого. Однако, учитель не может слепо подстраиваться под каждого ученика, эстетические принципы педагога определенны и целенаправленны.

Работа над музыкальным образом в ДМШ имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребенка. На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет), обязательно вкрапливать в работу элементы игры: соревнования, «выдумки». Особо ценится инициатива самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его воображение названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации. Помочь можно ярким словом, доходчивым показом, выразительным жестом.

Наблюдательность педагога поможет ему своевременно заметить признаки усталости ребенка и своевременно дать ученику некоторую разрядку или закончить урок. Дети нуждаются в частом поощрении и оценке проделанной работы. При этом формулировка домашнего задания должна быть четкой и ясной. Необходимо чувствовать, в каком настроении ученик уходит с урока, ведь это может предопределить качество его самостоятельной работы.

Многое из вышесказанного сохраняет силу и применительно к занятиям со старшими школьниками и подростками (10-14 лет). Но педагогу, воспитывающему ученика на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нем изменения и своевременно «переходить» к более серьезному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень любят.

Следует реже давать готовые решения и чаще ставить перед ними проблемы, требующие продумывания, сопоставлений, выводов. От учеников закономерно требовать не только грамотного разбора текста, но и объяснения представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа. Педагог может порекомендовать им прочесть ту или иную книгу, прослушать грамзаписи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию.

Таким образом у подростка пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства. Педагог ненавязчиво помогает ему уберечься от бесплодных блужданий и вводит его в круг современных исканий художественных образов в исполнительском творчестве.

К особенностям работы с учениками старшего школьного возраста следует отнести изменившуюся форму организации урока. В данном случае отпадают некоторые ограничения. Подросток обязан уметь подолгу интенсивно работать над трудным для него сочинением. Домашнее задание может потребовать от него самостоятельных и длительных усилий. Один хороший урок способен дать весьма ощутимый «толчок» в работе, а это в свою очередь способствует разогреванию исполнительской и художественной интуиции молодого пианиста. В плане рассматриваемой нами темы особого внимания педагога требует эмоциональный мир подростка. Переломному возрасту присущи иногда замкнутость, застенчивость, повышенная ранимость. К этим переживаниям нужно тактично относиться. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.

Заключение

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественными образами музыкальных произведений.

Список использованной литературы


1) Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.:

2)Классика-XXI, 2002.

3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.

4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.

5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.

6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.

7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.


Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ

Тема: «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.»

Описание работы: Развитие у учащегося художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

2.знаешь ли ты слова песни?

3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»

3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.
Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные