Мифы Древней Греции. Мифология для детей. Детская косметика для взрослых: мифы и факты

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бенка-дошкольника можно было бы назвать вероятностным мыш­лением.

А анализ структур вероятностного мышления ребенка позволяет понять нечто существенное в природе того мифа, кото­рый организует горизонт видения первобытного человека.

Дело в том, что тотальность, всеобщность феномена мифоло­гического мышления в первобытном обществе можно понять и истолковать как своеобразное сохранение во взрослом состоянии некоторых структур интеллектуальной инфантильности, т.е. тех структур вероятностного мышления, которые в норме характери­зуют сознание ребенка-дошкольника. И если принять эту гипоте­зу, то многое в феномене первобытного мифологического мышле­ния станет понятным.

В какой-то мере суть тех обществ, которые мы называем пер­вобытными, в том и состоит, что это те общества, в которых не найден выход за границы вероятностного способа мышления и вероятностный способ мышления является не только способом мышления детей, но и способом мышления взрослых. Отличие "взрослого" от "детского" проявляется при этом лишь в появле­нии специфически взрослых реалий.

Так, именно по логике мифа, а вовсе не по логике рациональ­ности происходит вхождение ребенка в пубертатный период. Это значит, что человек, пересекший черту физиологической взрос­лости, продолжает мыслить в принципиально допонятийных мыслительных схемах, продолжает мыслить по законам ирраци­онального, вероятностного мышления. Однако в центр этого -остающегося принципиально детским! - мышления выходит со­вершенно новая, а именно - сексуальная проблематика, и именно, эта проблематика определяет содержание подросткового корпуса мифов.

В современном обществе переход в подростковое состояние -это не только физиологическая революция, но и революция ин­теллектуальная. Именно в этом возрасте происходит смена схе­мы мышления: от мышления в комплексах (принципиально мифологического типа мышления) ребенок переходит к формаль­но-операционному мышлению или мышлению в понятиях. Что - же касается первобытного общества, то там перехода к формаль­но-операционной схеме мышления вообще не происходит, а мыш­ление застревает на вероятностной стадии, на стадии комплек­сов. Меняется только содержание мифов: подросток, прошедший суровый обряд инициации, обряд посвящения во взрослое состояние, посвящается в особую, эзотеричную группу взрослых ми­фов, густо замешанных на сексуальной проблематике.

Ознакомление инициируемых подростков с эзотерическим корпусом племенной мифологии, освященное жестокими и изо­щренными обрядами перехода, составляет суть той границы, ко-

торая в первобытном обществе отделяет взрослое состояние от детского. Эзотерическая информация (мифологически оформлен­ная и преподносимая в процессе сложного ритуального действа) плюс обряд инициации - это то, что в первобытных представле­ниях делает ребенка взрослым. И, вместе с тем, этот процесс пере­хода из детского состояния во взрослое ни в коей мере не связан с изменением самого способа мышления, способа интеллектуаль­ного отношения к действительности. Взрослый представитель племени мыслит так же, как и ребенок - в том смысле, что он пользуется принципиально теми же самыми мыслительными схе­мами - теми, которые были описаны выше как вероятностные. Это мышление акаузальное (равнодушное к причинно-следствен­ным связям), алогичное; и некий вывод совершается в простран­стве этого мышления не с жесткой необходимостью, а лишь с известной долей вероятности.

Понятно, что это принципиально отличает мир первобытнос­ти от знакомого нам, где различие между двумя состояниями -детским и взрослым - не просто информационное, не просто по параметру посвященности или социальной ответственности, но и по параметру лежащих в основании этих двух типов мышления мыслительных схем, мыслительных матриц. Иначе говоря, в на­шем мире сама логика детского мышления фундаментально не совпадает с логикой мышления взрослых.

Что является основой этого принципиального разрыва двух " мыслительных схем (детской и взрослой, вероятностной и поня­тийной), характерного для всех исторических (т.е. постперво­бытных) обществ? Разумеется, институт школы, институт обра­зования, на фундаменте которого строит себя человеческое обще­ство, начиная с эпохи ранних цивилизаций.

Первобытное общество - это общество, которое принципиаль­но не знает института образования, института школы как некоего особого периода человеческой жизни, отделенного от всей про­чей жизни достаточно жесткой чертой. Там есть только одна "шко­ла" - школа мифа, и эта школа менее всего озабочена сменой умственных схем, в которых мыслит ребенок. Поэтому переход во взрослое состояние в том обществе не предполагает никакого интеллектуального переворота, а обозначен чертой инициационных обрядов, отмечаемых физическим насилием над телом, когда само тело становится знаком свершившегося перехода. Интел­лектуальная разница взрослого и ребенка здесь состоит не в спо­собе мышления, а в содержании мифов, которые задают этому мышлению рамки.

Таким образом, взрослые и дети говорят здесь о разном, но зато на одном языке. А сам переход из детского во взрослое здесь менее всего связан с изменением структур мышле­ния. Таким образом, взрослый человек в первобытном обществе -это человек, посвященный в реалии взрослой жизни, но продол­жающий мыслить мифологически. Он инициирован, он прини­мает на себя важную долю социальной ответственности и готов служить не своему личному "я", но социальному иному, т.е. внеш-

нему по отношению к его "я" культурному сообществу, и риту­альные рубцы и татуировки его тела свидетельствуют о свершив­шемся обряде перехода. Однако при этом он продолжает мыс­лить в тех же самых структурах мышления, в которых мыслил, будучи ребенком. И, поскольку ребенок в этом обществе не полу­чает интеллектуальную травму образованием (коль скоро там отсутствует институт образования как таковой, т.е. школа как инструмент передачи отчужденного от человека знания), постольку у него не возникают базовые структуры рефлексивности. Он ми­фологически залипает с той информацией, которую он получает об окружающем мире, оказывается не способен вступить в диалог с этой информацией, оказывается не способен на диалог с пози­цией другого. В этом и состоит его тотальная мифологичность.

Что же касается всех постпервобытных обществ, то они бази­руются на особом институте образования, институте школы, осу­ществляющем вмешательство в сам вероятностный сценарий ком­плексного мышления и переводящем ребенка на рельсы понятий­ного, формально-операционного мышления. А в результате у ре­бенка происходит неизбежная интеллектуальная травма (и пото­му человек цивилизации - это всегда интеллектуально травматизированный человек), когда ребенок, еще вчера открытый всему миру в непосредственном мифологическом пафосе, начинает фор­мировать структуры рефлексивной опосредованности и рациональ­ности. И потому между взрослым и ребенком во всех постперво­бытных обществах существует глубокая разница: они фундамен­тально по-разному мыслят и говорят на разных языках. У одного - непосредственный язык мифа. У другого - рефлексивно опосре­дованный язык понятий и формально-логических структур. В изменении структур мышления заключается сама суть происхо­дящего здесь перехода.

И когда я говорю о похожести мифологического способа мыш­ления, характеризующего первобытные сообщества, на мышле­ние современных детей-дошкольников, на мышление ребенка, я имею в виду не столько то, что первобытность - это детство чело­вечества, сколько то, что первобытное мышление - это не про­шедшее этап рационализации и социального отчуждения мышле­ние ребенка, но при том мышление ребенка, поразительным об­разом обретшее взрослый статус. Это мышление, в котором все взрослые реалии - сексуальная жизнь, социальная ответствен­ность, необходимость создавать семью и воспитывать детей - вос­принимаются в границах того, что было охарактеризовано выше как вероятностное отношение к миру.

Впрочем, в отличие от детского мышления вероятностно-ми­фологическое мышление взрослого первобытного человека ока­зывается крайне консервативным и малоподвижным. И связано это с тем, что оно вынуждено выполнять особую социальную роль - роль хранилища информации. Принципиально воспроиз­водя структуры детского мышления, вероятностно открытые в будущее, оно оказывается информационно перегружено про-

шлым, что и делает его феноменом малоподвижным и косным. Живущие в первобытном мире взрослые вынуждены уделять огромную часть своих сил и времени не столько производству новых возможностей, сколько удержанию, накоплению и сохра­нению старых. Взрослые становятся заложниками накопленных за тысячелетия культурных ценностей и обслуживающей эти ценности мифологии, которая транслируется из поколения в поколение в устной форме. И это порождает один из самых уди­вительных парадоксов. Практически совпадая с детским веро­ятностным сознанием в своих базовых структурах, мифологи­ческое сознание первобытного человека принципиально отлича­ется от детского вероятностного сознания в своих взаимоотно­шениях со временем.

Если ребенок долгое время остается практически равнодушен к своему прошлому и весь обращен в будущее (что и продуцирует в нем, в частности, вероятностный тип мышления), то миф как мыслительный горизонт первобытного общества оказывается весь обращен в прошлое. Он субституирует свой высший социальный смысл как смысл поддержания традиции, как смысл трансляции будущим поколениям ценностей прошлого. Сохраняя вероятност­ную природу детского мышления, он использует ее в целях удер­жания прошлого и демонстрирует тем самым, что мышление, орга­низованное на вероятностной основе, может прекрасно служить делу накопления и хранения информации. В каком-то смысле взрослые формы первобытного мышления вообще не являются способом мышления о мире, а служат исключительно способом сохранения уже созданного культурного мира.

Новый тренд подчинил себе умы людей по обе стороны океана - молодые американские мамочки рассказывают на форумах, как заимствуют бьюти-арсенал своих пупсов и используют его с пользой для здоровья своей кожи: применяют крем от опрелостей, как средство для разглаживания морщин, молочко для тела, как регенератор против ожогов, а детский шампунь в качестве бальзама-ополаскивателя для смягчения волос.

На российских просторах еще с советских времен известно одно детское косметическое средство, секреты использования которого передаются от матери к дочери – это, конечно же, детский крем, панацея от любых бед, раздражений и высыпаний.

С тех пор, как на наш рынок поступили известные марки «косметики для всей семьи», из линеек которых одним и тем же гелем для душа, шампунем или кремом могут пользоваться и стар, и млад, косметический беби-бум в России поднялся на небывалую высоту.

С одной стороны такая любовь небезосновательна: считается, что детская косметика гипоаллергенна, в ней меньше вредных консервантов, парабенов, а значит, она не может навредить и коже взрослого. Но, может ли она принести пользу? На эти и другие вопросы отвечает эксперт сайт Екатерина Медведева – врач-дерматокосметолог клиники Отари Гогиберидзе «Время красоты».

Особенности детской кожи

Комплимент «твоя кожа нежная, как шелк», меркнет по сравнению со знаменитым сравнением «она такая мягкая, как попка младенца». С одной стороны мы можем только позавидовать беззаботной малышке, у которой и без всяких косметических прибамбасов, сеансов ботокса и биоревитализации кожа мягкая и гладкая.

И это не удивительно, ведь у детей, как у растущего организма, очень активный клеточный метаболизм. То есть дерма регенерируется быстрее, чем у взрослого, клетки обновляются с космической скоростью, продукты распада в организме не задерживаются, токсины выводятся моментально. Поэтому кожа малышей такая розоватая, гладкая, мягкая, и в целом представляет собой недостижимый идеал красоты для «лиц старшего поколения».

С другой стороны, ребятишкам не позавидуешь. Ведь у них собственная гидролипидная пленка (защитный слой кожи) еще не сформировалась. Поэтому кожа малышей гораздо тоньше, нежнее и более ранимая.

Потовые и сальные железы также развиты слабо, в связи с чем терморегуляционная функция кожи несовершенна. Поэтому дети могут так быстро простудиться, переохладившись, или, наоборот, перегреться на солнышке.

Например, обезвоженной роговой поверхности кожи очень нужна гиалуроновая кислота , чтобы восстановить водный баланс кожи, эксфолианты , чтобы очистить ее от омертвевших клеток и нормализовать поступление кислорода к тканям, сосудо-укрепляющие вещества - от покраснений.

И, наконец, с возрастом в организме усиливается процесс окисления липидов, на почве стресса, недосыпания может запуститься процесс увеличения количества свободных радикалов, в связи с чем могут появиться морщины. Чтобы этого не случилось, кожу нужно питать и защищать с помощью антиоксидантов . Всех выше перечисленных компонентов вы не встретите в детской косметике.

Зато найдете там вещества, которые образуют плотный защитный слой на коже и, если учесть, что у взрослого человека есть свой собственный, применяя детский крем, вы покрываете кожу панцирем, который нарушает поступление кислорода к клеткам и тканям, работу сальных желез, что чревато возникновением акне, воспалений, дерматитов, появлением морщин.

Иными словами, пытаясь вылечить кожу с помощью детской косметики, вы лишь вредите ее здоровью. Если вы обладательница чувствительной кожи, вам достаточно одного визита к косметологу, чтобы подобрать правильные косметические средства для ежедневного использования и получить необходимые советы по уходу за такой кожей.

2. Миф: детская косметика гипоаллергенна

Действительно, так может показаться со стороны, ведь при производстве детской косметики в меньших количествах используются компоненты химического синтеза.

Факт: производитель не может дать полную гарантию того, что у вас или у ребенка не проявится аллергия на какую-то минимальную дозу химического раздражителя. То же можно сказать о косметике на растительной и масляной основе.

3. Миф: детские шампуни делают волосы мягкими, не разрушают структуру волоса

Детская косметика для взрослых: мифы и факты / shutterstock.com

Детские шампуни на это не способны и, используя их для мытья головы, вы лишь вредите своим волосам, способствуя их выпадению (потому что нарушается кожное дыхание, закупориваются поры), и даже вызывая себорею (перхоть).

4. Миф: косметические бренды, рассчитанные на всю семью, представляют безопасные средства для детей и взрослых

Самое главное, какая экономия для кошелька, когда одним и тем же кремом может пользоваться и ваша маленькая дочь, и вы.

Факт: проблема заключается в том, что у таких средств есть достаточно серьезные минусы. В них содержится усредненное число химических раздражителей, как бы рассчитанное и на кожу взрослых, и на кожу детей.

Но, как уже говорилось ранее, кожа малышей тонкая и беззащитная, а у взрослых покрыта толстым панцирем. Поэтому такие бьюти-средства могут быть опасны для детей, вызывать раздражения, дерматиты покраснения. При этом, такой арсенал абсолютно бесполезен для взрослых. Потому что очистить кожу взрослого и предоставить грамотный уход в силу своего состава они не в состоянии.

Со стороны детская косметика может казаться абсолютно безопасной, но она призвана помочь лишь коже малышей. Для кожи взрослого она несет серьезную угрозу. И, если вы уже переступили порог пубертатного возраста, задумайтесь о смене косметического меню. При серьезных проблемах с кожей не стесняйтесь обратиться за советом к специалисту, косметолог подберет для вас правильные средства ухода, и возможно пропишет необходимую терапию для вашей кожи.

Катерина ПОПОВА

Утверждение, что детская косметика идеально подходит для взрослых людей верно лишь отчасти. Не вся и не для всех.

А ведь этот миф, которому не один десяток лет, довольно устойчив. Здесь и там появляется информация, что та или иная знаменитость, сохранившая красоту и свежесть молодости, пользуется, догадайтесь, чем? Конечно, детской косметикой! И неясно: так оно и есть на самом деле или это часть маркетинговых технологий фирм-производителей. В нашу информационную эпоху все может быть. Поэтому давайте пропустим это утверждение через сито здравого смысла и попробуем разобраться, где правда, а что чистая выдумка.

Чем отличается кожа ребенка от кожи взрослого человека?

У растущего детского организма активный клеточный метаболизм, поэтому клетки обновляются очень быстро, продукты распада в организме не задерживаются, то есть, токсины выводятся очень быстро. Именно поэтому кожа детей такая нежная, мягкая и гладкая. Но вместе с тем, у малышей еще не сформировался защитный слой кожи, так называемая гидролипидная пленка, из-за чего их кожа очень ранима и чувствительна. Поэтому производители детской косметики вводят в состав детских средств вещества, задача которых образовывать гидролипидную защитную пленку.

В подростковом возрасте у человека происходит формирование собственной гидролипидной пленки, соответственно, у кожи в это время отпадает необходимость в дополнительной защите. Более того, такой «навязчивый сервис» может ей только навредить: двойная пленка не позволяет коже нормально дышать, закупоривает поры, в результате - различные высыпания и .

В более старшем возрасте от детской косметики взрослому человеку, скажем так, ни вреда, ни пользы. Косметика от хороших производителей обязательно учитывает возрастные потребности кожи - от этого зависит ее состав. Скажем, возрастной коже необходима гиалуроновая кислота, ретинол, эксфолианты и другие компоненты, восстанавливающие водный баланс, замедляющие процессы старения, естественно, их в детской косметике нет и быть не может.

Может ли быть косметика для всей семьи?

Некоторые производители так и пишут на упаковках «Идеально подходит для всех членов семьи». Наша задача опять же включить здравый смысл и вспомнить, что задача производителя (каким бы надежным он нам ни казался) продать товар и максимально расширить границы целевой аудитории. Что происходит на самом деле? В таких средствах обычно содержится усредненное количество раздражителей и считается, что этот компромисс должен удовлетворить потребности как детей, так и взрослых. У детей этот «минимум» может вызвать раздражение, а для взрослых быть бесполезным. Так что - не верьте таким рекламным трюкам. Каждому, как говорится, свое.

Кстати, часто адепты детской косметики кроют, как им кажется, железобетонным аргументом - детская косметика гипоаллергенна, обязательно проходит сертификацию и дерматологический контроль, в ней применяется только натуральная основа, она не содержит красителей, имеет нейтральный РН и поэтому походит тем, кто обладает чувствительной кожей. Мы уже объясняли, почему взрослым людям не стоит пользоваться детскими кремами в принципе. Что же касается гипоаллергенных свойств, качественная возрастная косметика от известных, проверенных временем компаний-производителей обладает этими свойствами вполне.

Неужели вся детская косметика бесполезна для взрослых?

Все вышесказанное касалось, прежде всего, кремов. Взрослым лицам они категорически не подходят. Здесь все абсолютно однозначно, а вот некоторые другие «детские» средства действительно могут быть полезными. Но опять же - не всем и не всегда.

Пена для ванны

Подойдет всем: и детишкам, и взрослым. Она содержит экстракты натуральных лечебных трав, помогает снять раздражение, смягчает и успокаивает кожу. Да и пенится обычно лучше, чем «взрослая».

Детское масло. Можно использовать в комплексе с пеной для ванны - оно действительно предотвращает обезвоживание, а при нанесении на влажную кожу, сохраняет в несколько раз больше влаги, чем «взрослые» средства, к тому же быстро впитывается.

Косметическое молочко. Обладает действием, аналогичным действию масла и подходит всем.

Детский шампунь

Здесь все очень избирательно. Многие детские шампуни не подходят даже детям, что уж там говорить про взрослых, у которых они запросто могут вызвать себорею . С другой стороны, если ваши волосы никогда не подвергались никакому химическому воздействию (покраске, завивкам, средствам укладки и т.п.) - можете попробовать. В противном случае не стоит - напрасно переведете продукт.

Салфетки. Они отлично заменят очищающие средства в походных условиях - ими удобно снимать макияж, поскольку отлично удаляют загрязнения. Но, конечно, рекомендуется их использовать для этих целей не всегда, а только в случае вынужденной необходимости. Никакие салфетки не заменят специально разработанного и правильно подобранного очищающего средства.

Детская присыпка. Это средство, без преувеличения, можно назвать универсальным, так как пользоваться им могут все. Проблема потницы бывает не только у детей - она также знакома полным людям. Присыпка выполняет те же функции, что и косметический тальк, помогая избавиться от натираний, покраснений и раздражения.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте.У меня расширенные поры,которые уже не удается замазать тоналкой и прыщи.Какими процедурами можно выровнять поверхность кожи и убрать поры?

Очень неудобно каждый раз припоминать, на какой странице остановился в прошлый раз. Записывать на бумажке или загибать уголки страниц не вариант. Так что мы взяли удобную вещь — книжную закладку — и сделали ее по-МИФовски: выбрали цитаты про книги и саморазвитие, нарисовали клевые картинки.
Нам хотелось сделать чтение книг для вас еще более удобным. Поэтому мы положили в конверт сразу пять закладок. Теперь, если вы читаете одновременно несколько книг, для каждой можно выбрать свою закладку: подобрать по цвету, содержанию книги или как-нибудь еще на ваш вкус.
Или подарить парочку закладок близким людям.

Или отметить закладками сразу несколько мест в книге, если это необходимо. Например, когда читаете бизнес-литературу и хочется чуть позже вернуться к нескольким моментам в разных главах, чтобы сделать конспект.

Фишки

  • Двусторонняя ламинация, которая продлит жизнь закладкам, даже если очень активно ими пользоваться (а читатели МИФа такие, мы знаем).
  • Полезно и удобно: легко найти место, на котором вы закончили чтение.
  • Подойдут для того чтобы сделать небольшой сюрприз себе или другому человеку — родителям, другу, второй половинке. Просто подарите этот комплект закладок вместе с книгой или просто так.

Технические характеристики

  • Размер закладки 18×5 см.
  • 5 закладок в комплекте.
  • Материал: бумага.
  • Двусторонняя ламинация.
  • Упаковка: картон.
  • Вес комплекта: 20 г

Для кого

  • Для тех, кто любит читать книги и не любит их портить — даже самую малость.
  • Для эссенциалистов и поклонников функциональности.
  • Для тех, кому нравится удивлять близких по поводу и без.

Обратная связь

Мы уже научились делать книги и блокноты. А вот закладки делаем впервые. Будем признательны, если вы напишете, как мы можем их улучшить, сделать еще более удобными, долговечными и классными. Пишите Лизе на [email protected].

Развернуть описание Свернуть описание

В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные