Можайское благочиние. Где наша «пустыня» покаяния

Слайд 2. Дивную повесть жизни преподобной Марии Египетской донёс до нас святой старец Зосима. Желая всю свою жизнь посвятить Богу, он с юности стал подвизаться в одном из палестинских монастырей. Проводя время в неустанной молитве, постничестве и других добродетелей. Он дожил до пятидесяти трёх лет и удостоился многих откровений от Бога. Но потом его стала смущать мысль, что может он, уже достиг совершенства, и есть ли кто выше его в монашеских подвигах?

Слайд 3. Тогда явился к нему ангел Господень и сказал:

Зосима! Никто из людей не может сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе и труднее пройденных тобою. Чтобы узнать, как много существует различных способов спасения, ступай в монастырь Иоанна Предтечи близ Иордана.

В иорданском монастыре Зосима действительно увидел старцев, уподобившихся своей жизнью небесному покровителю их обители. Не слышалось от них праздных слов и не заботились они о временных благах. Душу свою иноки питали Словом Божиим, а тело хлебом и водою.

Слайд 4. Был в обители обычай, по которому в Великий пост монахи уходили в пустыню на уединенную молитву, возвращаясь обратно в Великий Четверг для Святого Причащения.

По этому обычаю Зосима также переправился через Иордан и стал уходить вглубь пустыни.

Слайд 5. Три недели шел он молясь беспрестанно Богу и делая короткие остановки на ночлег.

Отец Зосима! Не могу предстать перед тобою, потому что я женщина. Брось мне что-нибудь, чтобы прикрыть наготу мою.

Страх объял Зосиму, когда он понял, что незнакомка знает его имя и даже то, что он священник. Святой быстро снял с себя часть одежды и, отвернувшись, бросил её женщине. Она препоясалась и, насколько возможно, прикрыла свою наготу, затем спросила:

Слайд 7. – Зачем ты, авва Зосима пожелал увидеть меня, грешную жену? Хочешь что-либо услышать от меня и потому не поленился на трудный путь?

Зосима попросил:

Склонись к мольбам недостойного старца и помолись Господу за весь мир и меня, грешного, чтобы мое скитание по пустыне не прошло бесплодно.

Слайд 8. Из долга послушания старцу Мария обратилась на восток, всей душой своей устремившись к Богу, а тело её, став невесомым, приподнялось над землёй. И так, стоя на воздухе молилась.

Слайд 9. Увидев это, Зосима затрепетал от страха, со слезами повергнулся на землю и просил её поведать о своей жизни. Ничего не утаив из своей прошлой грешной жизни, святая рассказала:

Слайд 10. – Родом я из Египта и в 12 лет, отвергнув любовь и советы родителей, я убежала в Александрию, где с ненасытностью стала предаваться порочной жизни. Разгульная жизнь продолжалась 17 лет.

Слайд 11. Однажды я увидела, что много людей идут к морю, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Не оставляя греховных желаний, попала на корабль и я. Во время пути много позорных дел было мною совершено.

Слайд 12. И вот мы прибыли в Иерусалим. Я несколько дней разгуливала по городу.

Слайд 13. Как-то я увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский Кр ест. Вместе с толпой молящихся я вошла в притвор, но попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала меня с порога обратно. Наконец, я сдалась и отступила в угол притвора. И тогда, мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны.

Слайд 14. Тут я увидела над собой икону Пресвятой Богородицы. Обратившись к ней с молитвой, смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос: «Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!» В храме св. Иоанна Крестителя у Иордана я причастилась, затем переправилась на восточный берег святой реки и ушла в пустыню.

Слайд 15. Первые годы я страшно мучалась. Хлеб мой закончился. И я, питаясь кореньями, голодала. Одежда истлела от времени, и тело то страдало от холода, то горело от зноя. А более всего меня мучили воспоминания о сладостях прежней жизни. Я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте, мне хотелось петь и плясать, но тогда я с плачем взывала к поручительнице моей, и Божия Матерь не оставляла меня. Через 17 лет страсти оставили меня и сила Божия преобразила мою грешную душу. Последние 30 лет я питаюсь и покрываюсь лишь всесильным Словом Божиим…

Слайд 16. Когда же святая стала говорить слова Священного Писания, из Моисея, пророков и псалтири, Зосима не выдержал и спросил, где она изучала псалмы и другие книги.

Я не умею читать, - отвечала святая с улыбкой, - и здесь за последние 47 лет не видала ни людей, ни даже зверя дикого. Но Слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже до меня, не известной миру.

Мария попросила через год принести Святые Дары к Иордану, чтобы подобно апостолам причаститься ей в Великий Четверг.

Слайд 17. Через год Зосима ждал её на берегу святой реки, забыв о лодке для Марии. Но святая, озаряемая сиянием луны, перекрестила Иордан и пошла по воде, как по твердой земле.

Слайд 18. Зосима причастил Марию. После причастия Мария вздохнула и со слезами сказала:

Ныне отпущаеши рабу твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое. Потом Преподобная просила Зосиму снова навестить её в пустыне через год.

Осенив воду крестным знамением преподобная снова перешла Иордан и удалилась в пустыню. А Зосима вернулся в обитель, переживая, что не узнал имени святой.

Слайд 19. Прошёл год. Зосима пришёл в пустыню и не увидал никого, кто бы приближался к нему. Обливаясь слезами, он взмолился Богу. С молитвой старец достиг места, где увидал преподобную.

Она лежала на камне со сложенными на груди руками. В изголовье блаженно почившей, старец прочитал на земле надпись:

«Отец Зосима! Погреби здесь тело смиренной Марии, скончавшейся после причащения Божественных Таин, 14 апреля». Прочитав надпись, старец прежде всего подумал, кто мог это написать: святая, как она сама говорила, не умела писать. Но он очень был обрадован, что узнал имя преподобной.

Кроме того он узнал, что святая, причастившись, в один час достигла места своей кончины, куда он пришел после двенадцати дней трудного пути.

Возблагодарив Господа, исполнившего его желание и показавшего святую, которая угодила Богу более чем он, Зосима отпел почившую Марию и стал рыть яму для погребения. Но сухая земля не поддавалась усилиям старца.

Слайд 20. Горько вздохнул Зосима о своих немощах и вдруг увидал огромного льва, стоявшего у тела преподобной и лизавшего её ноги. Тогда, осенив себя крестным знамением, старец сказал зверю своими когтями выкопать могилу для погребения тела преподобной.

Лев передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения и отправился в пустыню, а Зосима, предав тело земле, удалился в свою обитель, где подвизался Богу, пока не преставился в столетнем возрасте.

Слайд 21. Память преподобной Марии Египетской чтиться 14 апреля, в воскресение и четверг пятой недели Великого поста. Память преподобного Зосимы 17 апреля.

Слайд 22. Источники

Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор - иерусалимский патриарх Софроний.

Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят лет) подвизается в одном из палестинских монастырей и проходит все подвиги постничества. Зосима отличается пониманием Божественного Слова, и его основное занятие - это петь Богу и поучаться Его Слову.

Однажды Зосиму посещает искушение - ему кажется, что он всего достиг на своём поприще, он не нуждается более в наставлениях, да и кто бы мог его теперь чему-то научить? Мысли Зосимы прерываются появлением ангела, который предсказывает ему подвиг больший предыдущего, но пока ещё Зосиме не ведомый. Ангел повелевает старцу отправиться в дорогу, чтобы узнать, что существует множество путей к спасению.

Зосима приходит в монастырь на Иордане, как ему указывает ангел, и подчиняется распорядку новой для него обители. В Великий Пост все монахи монастыря, кроме двоих, остающихся присматривать за монастырской церковью, удаляются в пустыню, где каждый в одиночестве постится. Переходит Иордан и Зосима. Он направляется во «внутреннюю пустыню», надеясь увидеть там какого-нибудь подвизающегося постника.

Так и случается. Зосима видит нагого человека, который бежит от него. Зосима, «забыв старость», бросается за ним. Когда он наконец уговаривает человека остановиться, тот признаётся, что она женщина, и просит одежду. Имя женщины - Мария - Зосима узнаёт только после её смерти. Зосима отдаёт ей часть одежды и просит рассказать о себе, по отдельным её ответам понимая, что встретившаяся ему в пути - женщина необычная, гораздо ближе находящаяся к Богу, чем он, так как она имеет дар прозрения (Мария, ранее никогда не знавшая Зосиму, называет его по имени). Впрочем, у Зосимы находится повод усомниться: когда Мария молится, он видит, что подвижница стоит уже не на земле, а на воздухе. Тогда он решает, что перед ним привидение. Но Мария, угадав его мысли, разуверяет его.

Мария рассказывает свою историю: она родилась в Египте, а в двенадцать лет бежала в Александрию и предалась там блуду, причём не из-за денег, а подчиняясь желанию плоти. Однажды она увидела паломников, садящихся на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста. Мария села вместе с паломниками на корабль, соблазнившись большим количеством мужчин и обещая заплатить за проезд своим телом.

В Иерусалиме, смешавшись с толпой паломников, она хотела войти вместе со всеми на праздник в храм, но неведомая сила всякий раз отталкивала её, стоило ей приблизиться ко входу. И тогда Мария поняла, что ей мешает; так перед ней впервые открылась дорога к спасению. Мария вознесла молитву к пресвятой Богородице и пообещала, что более не осквернит себя. После молитвы путь в храм открылся для неё.

Войдя внутрь, Мария увидела Крест, и тут она поняла самое главное - Бог готов принять любого, кто раскается. Мария услышала голос, который провозгласил ей: «Если перейдёшь Иордан, обретёшь покой». Она купила три хлеба на подаяние, помолилась в монастыре Иоанна Крестителя, что возле Иордана, причастилась, переехала на лодке Иордан, и вот уже сорок семь лет, как она в пустыне, где пищей ей служили три хлеба и пустынные травы.

Из сорока семи лет семнадцать Марию преследовали различные искушения, с которыми она самоотверженно боролась; холод, зной, плотские желания донимали её, но одним из сильнейших искушений были для неё мирские песни, которые она помнила и которые ей хотелось напевать.

К удивлению Зосимы, Мария часто цитирует Писание, хотя, по её признанию, она «книгам никогда не училась». «Я питаюсь и покрываюсь гласом Божиим», - говорит она.

Мария просит Зосиму прийти через год к Иордану, но не переходить его. Святая сама переходит Иордан по воде, как Христос; Зосима причащает её, и Мария велит ему через год опять прийти на то место, где он её встретил в первый раз.

Когда Зосима приходит туда через год, он видит, что святая скончалась, а в изголовье ее начертана на земле надпись, в которой Мария просит её похоронить по-христиански. Из этой надписи Зосима наконец и узнаёт имя той, которая так поразила его святостью своей жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима понимает, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим Словом. Неведомо откуда взявшийся лев помогает Зосиме вырыть могилу, а затем монах и зверь расходятся в разные стороны.

Мария Египетская: переложение не для детей

Житие Марии Египетской в контексте личного опыта.

«Смущаюсь, отче, рассказывать тебе о бесстыдных моих делах. Ибо должен будешь тогда бежать от меня, закрыв глаза и уши, как бегут от ядовитой змеи. Но всё же скажу тебе, отче, не умолчав ни о чем из моих грехов, ты же, заклинаю тебя, не преставай молиться за меня, грешную, да обрящу дерзновение в День Суда» (Житие преподобной Марии Египетской).

Идея пришла мне вдруг.
Просто ну хоть какое-то разнообразие. Не каждый же день трахаться. И потом, одно другому не мешает. Тем более, несмотря на бесконечные аппетиты, я уже начал уставать. Физически. И душевно.
Но это не значит, что я задумывался о том, чтобы остановиться. Наверное, стоило бросить пить. И, наверное, химия – тоже лишнее. В конце концов, это вредно для здоровья…
Страх нескольких уровней.
С кем рядом ты проснёшься завтра?
Что было вчера — не важно. Живы и спасибо. Важно – с кем рядом ты проснулся. Иногда это симпатичные девушки. Иногда это вполне взрослые дамы. Бывали и пожилые.
И потом, предохранялся ли? Есть ли рядом с кроватью упаковка от презерватива?
И так бывает, и по-другому случается.
Я же говорю, страх нескольких уровней.
Но никуда ты не денешься.
Во главу угла поставлено соитие. Для него все. И хорошая квартира, и красивая машина, и работа днем, и клуб вечером.
Это всегда было так. Жить, чтобы трахаться. Сначала было нельзя, потом можно, но труднодостижимо, а потом стало совсем можно. И оказалось, что можно разнообразно. А потом…
И все удовольствия надоели. А это — нет.
Только усталость пришла.
– Ничего, – как-то сказал я своему верующему коллеге, всегда взиравшему на мои развлечения с постной физиономией, – говорят, к старости отпускает.
– Или не отпускает, – ответил он.
И был прав.
Или не отпускает.

Идея пришла мне вдруг. Хотя я совершенно не связывал ее с тем, что уже давно стал думать о той силе, что каждый вечер толкала меня в развлечения, как об отдельном существе.
Вот Оно началось.
В хорошем варианте Оно приведет меня в клуб и утром я проснусь рядом с милой девушкой. А в самом плохом, придется включать воображение.
Каждый день. Три раза в день. Оно, говорят, отпускает в старости.
Или не отпускает.

Не отпускает. В том-то и дело, что нет.
И самое важное для него, что ты можешь даже не знать о его существовании. Для него даже выгодно, чтобы ты думал о нем, как о своей потребности. И удовлетворял его. Желательно три раза в день. Как угодно. С кем угодно.
В конце концов, пойдет и воображение.

И тут мне пришла идея.
В поисках того же разнообразия я включил телевизор. А там репортаж. Оказывается, вся Россия готовится к Пасхе. То есть вот буквально. Так и сказали: «Вся Россия».
Я говорю ей:
– Слушай, вся Россия готовится к Пасхе, а мы бухаем. Поехали, что ли, в храм заедем?
– Пьяный за рулем поедешь? А менты?
– А что менты? Здесь ехать-то. Че дома сидеть? Поедем посмотрим, к чему готовиться вся Россия в полном составе.
– Там, говорят, красиво… – сказала моя подружка и достала косметичку. Я, честно говоря, не помню, как ее звали и как она выглядела. Стрижка короткая. Глаза грустные, каплями. Маленького роста. Худенькая. Я так и выбирал. Чтобы худенькие чередовались с толстыми.
Вроде она была из медучилища. Они у нас были рядом. Медучилище и педучилище. Там и снимали девочек.
Сегодня в медулище, а завтра педулище.

Я говорю:
– Отличная идея. Красиво. И вся Россия в сборе.
И мы поехали. Ну, откуда мне было знать, что с той стороны переулка кирпич? Я здесь и не ездил никогда. Вот то, что менты будут охранять всю Россию, празднующую Пасху, я должен был догадаться. Но не догадался.
– Вот здесь припаркуйтесь, — сказал милиционер и забрал документы. – Можете идти в храм.
– А документы? — спросил я.
– А что документы? Идите на службу, после составим протокол. Вы ж прямо под запрещающий знак заехали…

Вся Россия или не вся, но храм был битком. Весна, слякоть. Я-то хоть в сапожках, а она в туфлях на каблуке. В храм не пробиться.
– Чего вы толкаетесь!
– Приедут позже всех, и туды же.
– Люди, прекратите, тише, праздник же!
– Что вы, как в очереди за картошкой-то, сейчас крестный ход будет!
Мы так и не смогли войти. Действительно, начался крестный ход. Нас словно оттолкнуло, люди широким потоком выходили из храма. Священник.
Какие-то знамена, свечи, свечки, стаканчики с огоньками…
И мы оказались сзади. В самом конце. За всеми.
– Пройдем уж, – шепнул я своей подружке.
И она кивнула:
– Да. Как люди.
И мы прошли. Прохлюпали по лужам, проплелись, проползли, без свечей, свечек, стаканчиков и огоньков.
А после, когда все опять вошли в храм, ко мне подошел милиционер и отдал документы.
– Ради светлого праздничка, – сообщил он. Видимо не заметил, что я бухой. А то бы не слез, даже ради праздничка. – Христос воскресе!

Надо было побыстрее уехать, чтобы не передумал. И мы умчались; отъезжая, чуть задели чей-то «Лексус».

Уже на парковке, рядом с домом, моя подруга сказала:
– Так и не зашли в храм.
– Не вышло, – ответил я.
– Не вышло, – повторила она. И вдруг начала подвывать.
– Всёёё. Всёёё. Всёёёё.
– Что «всё»? – спросил я. Терпеть не могу, когда они ревут.
– Всёёё, – она обхватила голову и, отвернувшись, уперлась лбом в боковое стекло. – Всё у нас не как у людей. Какие-то мы… Неправильные какие-то.
Неправильные. Я даже не нашелся, что ответить. Мы не смогли сходить в храм. Там, говорят, на Пасху красиво. Мы сидим в машине у подъезда, нелепые и неправильные. Сколько бы денег у нас ни было. Какие бы машины и квартиры мы ни имели.
Было утро. И тогда впервые я ощутил страшную пустоту. Не раскаяние, не страх, не ужас.
Все было еще хуже. Пустота. В которой ничего. Полное одиночество. Все та же улица, та же ночь. Но все это иллюзия. А на самом деле пустота. И то, что поддерживало меня и толкало на приключение, и мой внутренний голос, и вообще все исчезло. Ни зла. Ни доброты. Ни радости. Ни раскаяния.
Звенящая тишина. И пустота. И настоящее смертельное одиночество.
И вдруг в этой пустоте мне пришла спасительная идея. Я не сказал ее той девочке. И осуществил далеко не сразу. Но лишь через какое-то время…

Прошла целая жизнь, но все же я осуществил ее.
Долгая служба в храме на Пасху. Старухи шепотом жалуются, что при прежнем батюшке вот то было Светлое, а при нынешнем – не то… И я стою внутри. Внутри.
Но самое важное – Оно стоит снаружи. Оно никуда не делось, ходит рядом со мной.
Но я точно знаю, ему так просто не зайти сегодня в храм.

О житии преподобной Марии Египетской рассказал мне через много лет мой друг, сельский священник отец Василий. Рассказал сбивчиво и стеснительно, поглядывая на меня, когда однажды зимой я вез его на утреннюю службу в дальний храм, где он замещал другого священника. И одна деталь в его путанном рассказе поразила меня.
Мария не могла войти в храм. Это показалось таким знакомым, что после Литургии я уже копался в маленькой церковной библиотечке и нашел житие преподобной Марии. Рассказ о ней был в книжке «Жития святых, переложенные для детского и юношеского возраста».
В этом рассказе, как и в рассказе самого отца Василия, были пропущены описания тех грехов, за которые Марию не пустили в храм.
Но когда я, стоя в уголке сельской церквушки, прочел:
«И вдруг поняла Мария, что Господь за ее великие грехи не пускает в храм Свой, и горько стала она плакать и каяться».
Я тоже вдруг понял, за какие грехи Господь не пустил ее в храм.
Не пустил меня в храм. Не пустил нас в храм.
И вспомнил, как горько плакала моя тогдашняя подружка:
«Всёёёёё! Всёёёё! Всёёё у нас не как у людей».

Житие преподобной Марии Египетской построено почти как детектив. Некий старец, авва Зосима, хочет узнать: найдется ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании?
Смущаемый этим помыслом, он идет в пустыню. И ищет там великую подвижницу.
Она ходит по воде.
Она парит над землей, когда молится.
Она питается двумя с половиной хлебами, от которых отламывает крошечные кусочки.
Даже взрослое житие ее похоже на фэнтези. Вероятно, читая это потрясающее по своей силе и вдохновенности произведение, кто-то подумает: как это все возможно? И годы названы странные, невозможные: сорок семь лет в пустыне! Господи! Сорок семь лет!
И хлебы ее кончились. И платье истлело. Она питалась тем, что нашла в пустыне.
И то самое Оно, о котором знаю и я, было с ней рядом.
Потому что оно не отпускает никогда.
Сорок семь лет. Плакала и гнала помыслы. Гнала помыслы и каялась. Каялась, потому что всплывали в памяти грехи. И в раскаянии молилась… молилась… молилась…

Прочтя детскую брошюрку, я спрашиваю отца Василия:
– Хочу уточнить. Как вы считаете: вот святые, та же преподобная Мария, все они люди особых дарований или же каждый из нас призван стать святым и имеет такой потенциал?
– В общем, и то и другое утверждение верно, — он поправляет очки, – потенциал и призвание есть у каждого. Но тот, кто это призвание в себе не глушит – тому Бог дает Духа «не мерою». Только вот редко такое. Как у Марии. Невозможно редко.
– Да уж, – усмехаюсь я, – много чего я повидал. Но людей, ходящих по воде, не видел. Как и питающихся двумя хлебами семнадцать лет…
И тут улыбается уже отец Василий.
– Так ты и не авва Зосима.
Мы молчим. Пора ехать домой. Передо мной все стоит образ той женщины, которая десятки лет боролась с собой и с той силой, о которой я тоже знаю. Я все пытаюсь представить ее. Такую худую, почти иссохшую, такую невероятно сильную, питающуюся и покрывающуюся глаголом Божьим, все содержащим.
– Я верю, – обращаюсь я отцу Василию, – что она это все могла.
Он кивает.
– У нее был очень сильный враг, – опять говорю, чтобы пояснить свою мысль. – Поэтому она ушла в пустыню…
– Я знаю, – отвечает отец Василий, – если бы ее врагу позволили, он бы и луну мог своротить.

И после этого разговора с отцом Василием прошло много лет.
Я не ушел в пустыню. Не научился ходить по воде. Или взлетать во время молитвы.
Я теперь живу в маленьком приморском городке. Живу очень уединенно. С женой и детьми. У нас почти не бывает гостей.
Я беспрепятственно хожу в храм.
Но знаю: то, что я когда-то в моей жалкой и постыдной жизни называл Оно, все еще рядом.
Поэтому я иду потупившись. Поэтому в храме я закрываю глаза.
Поэтому я каждый день молюсь преподобной Марии Египетской:
«Заклинаю тебя, молись за меня грешного, молись, да уберегусь, молись, да хватит мне сил, молись, да обрящу дерзновение в День Суда».
И верю, что она помогает мне.

Священник Константин Островский

Многие святые с юных лет сияли добродетелями и сохраняли душевную чистоту на всю . Но были и такие, что совершили много грехов, но потом искренно покаялись, попросили у Бога прощения и по милости Божией не только были прощены, но и сподобились великой благодати.

Преподобная Мария Египетская родилась в христианской семье, но она не слушалась своих маму и папу, вела себя очень плохо и двенадцати лет от роду убежала из дому и без родительского присмотра впала в самые тяжкие грехи. Семнадцать лет после этого прожила Мария в беззакониях, но милостивый и долготерпеливый Господь, который никому не хочет погибели, призвал ее к покаянию.

Благодать коснулась сердца Марии и Правда Божия осветила ее душу. Она стала горько плакать, вздыхать из глубины сердца и так молиться Пресвятой Богородице:

“О Владычица Дева, рождшая Бога плотию! Праведно, если Твоя чистота погнушается и возненавидит меня, грешницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на ! Я отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения”.

Богородица ответила ей:

“Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение”.

Тогда Мария воскликнула: “Владычица Богородица, не оставь меня!” - и удалилась в пустыню. Там Мария семнадцать лет терпела голод и жажду, жару и холод и боролась со своими страстями и нападениями бесов. День и ночь она плакала и молилась Пресвятой Богородице, и действительно, Богородица помогала ей и руководила в покаянии.

Наконец покаяние бывшей грешницы совершилось: сила Божия во всем преобразила ее душу и тело, прекратились телесные страдания, страсти умерли и бесы навсегда отступили от преподобной. Кроме того, Мария обрела у Бога великие дары: прозрения, пророчества, чудотворения и премудрости. В таком состоянии преподобная прожила в пустыне еще тридцать лет, молясь за весь мир.

Тогда Господь, чтобы прославить верную рабу свою, послал к ней преподобного Зосиму, которому она и рассказала о своей жизни, совершив при нем немало чудес. Еще через год Зосима вновь пошел к преподобной, чтобы причастить ее Божественных Тайн, но не мог переправиться через Иордан. Тогда Мария сама перешла к нему, идя по воде, как посуху. Причастившись Святых Христовых Тайн, преподобная Мария в ту же ночь преставилась ко Господу и ныне со всеми святыми ликует у престола Святой Троицы.

Молитвами преподобной Марии Египетской да дарует Господь и нам истинное покаяние и да приимет нас в вечное Царство Свое. Аминь.

Жития святых в кратком изложении для детей

(по святителю Димитрию Ростовскому). Февраль-март-апрель. М, КАЗАК, 1996. - 32 с.

Общий смысл недели преподобной Марии

Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Ее святой образ должен стать для христиан призывом для чистой покаянной жизни в преддверии праздника Пасхи.

Краткое житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца - она поняла, что в церковь не пускают ее грехи. Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям - и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей» . Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы. Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили - наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии. Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

Великопостное назидание

Сегодня с «четырех концов земли» раздаются жалобные пени, сетования, дескать, нет ныне великих отцов духовных, истинных путеводителей к райской жизни, сердобольных и долготерпеливых пастырей, почему и спасение души стало страшно затруднительным делом! «Эх, был бы, у меня батюшка, одаренный всесторонне духом Божиим, - говорит в нас мирское сознание, - был бы он, как маяк пресветлый, как было бы мне отрадно, как радостно стало бы потихоньку спасаться под его каменным непечальным основанием!» Можно всю жизнь провести в подобных романтических поскуливаниях и ни на шаг не приблизиться к вратам Царства Небесного. Вспомним заиорданское житие Марии, названной по месту подвига - Египетской.

Она жительница Александрийского мегаполиса, оставив родителей в несовершеннолетней юности, семнадцать лет жила разгульной темной жизнью, не вспоминая ни о Боге, ни о Церкви. Однажды прибыв с группой паломников в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, чуть ли не ради смеха, Мария устремившись в потоке человеческих тел в храм Гроба Христова, была дважды не допущена ангельской силой в храмовые двери. Она затрепетала, заплакала и стоя у открытых дверей, видя в глубине центрального предела сияние Креста, взмолилась Матери Божией и молитва «блудной дочери» была услышана Пречистой Девой. Мария вошла в храм. Она поклонилась Кресту Воскресшего Сына Божьего, удостоившись духовного вразумления. Ей открылась у крестного подножия, среди толкотни и праздничной суеты, Тайна Божия, что Сын Человеческий свидетельствует, вопиет к ней Своими Страданиями, Смертью и Крестом, что она не ошиблась, Он действительно взял с Собою на Крест все ее безмерные грехи, что она, раба Божия Мария, прощена и искуплена Его Кровью, что отрекшись навсегда от своей порочной жизни она предстанет перед Ним не блудницей, а невестой Христовой.

Из храма гроба Господня бывшая грешница Мария вышла другой и по благословению Богоматери, сокрылась на сорок семь лет в страшной Иорданской пустыне. Почти двадцать лет, по свидетельству самой Марии, она «боролась со страстями как с диким зверьем», а остальные годы провела в суровых беспримерных подвигах воздержания и молитвы. По прошествии чуть ли не пятидесятилетних духовных трудов, ей по промыслу Божьему, встретился в пустыне старец Зосима, проводивший там великопостный искус перед Пасхой, как и многие его собратья-монахи в то время. Зосима увидел преподобную молившуюся «на воздусе», в некотором отдалении от земли.

Она окликнула его по имени, поведала о своей пустынной жизни и попросила причастить ее Тайн Господних в будущий Великий пост. Вернувшись через год, старец Зосима причастил святую Марию запасными Дарами и был удостоен видения чуда: преподобная, чтобы приблизиться к нему, перешла реку Иордан, как по асфальту. Мария попросила старца встретиться с ней на том же самом месте в следующую Пасху. Зосима исполнил обещание, но нашел преподобную уже скончавшейся. Пока старец стоял в недоумении, как ему без лопаты погребсти честное тело Марии, из горячих недр пустыни внезапно выбежал огромный лев, облизал пятки усопшей, вырыл когтями могилу и так же молниеносно скрылся. Чудеса эти были дарованы Зосиме не просто так, они знаменовали, что Мария удостоилась Божьего прощения за свои грехи и осталась верной дочерью Церкви Христовой.

Итак, бывшая блудница закончила свое земное странствие святой подвижницей. Кто ее учил в пустыне из людей? Какой батюшка преподал ей истинные основы веры и спасения? Никто и никогда! За сорок семь лет пустынного жития она не встретила ни одного человека! Когда, выйдя из храма, Мария пересекла реку Иордан:

Она не знала ни строчки из Священного Писания

Учения Церкви о Боге, о мире и о человеке было для нее пустым звуком

Она совершенно ничего не ведала о глубокой сердечной молитве

Рядом с ней не было опытного духовного наставника

Ни единого раза она не исповедовалась за все 47 лет

Тайны Господни были для нее недоступны

Никто ее не утешал и не поддерживал в борениях со страстями

Она была одна все десятилетия своей таинственной подвижнической жизни. И, однако, сумела достичь многого. Вспомним несколько эпизодов из ее жития в авторитетном изложении святителя Дмитрия Ростовского с небольшими сокращениями.

«Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница - от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых , - тогда спросил преподобную: "Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?" Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: "Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму (Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: заклинаю тебя воплощением Бога-Слова - молись, святой авва, за меня, великую грешницу».

«Наконец преподобная пришла и стала по ту сторону реки. Радуясь, преподобный Зосима поднялся и славил Бога. Ему пришла мысль: как она сможет без лодки перебраться через Иордан? Но преподобная, крестным знамением перекрестив Иордан, быстро пошла по воде. Когда же старец хотел поклониться ей, она запретила ему, крикнув с середины реки: "Что творишь, авва? Ведь ты - иерей, носитель великих Тайн Божиих". Перейдя реку, преподобная сказала авве Зосиме: "Благослови, отче". Он же отвечал ей с трепетом, ужаснувшись о дивном видении: "Воистину неложен Бог, обещавший уподобить Себе всех очищающихся, насколько это возможно смертным. Слава Тебе, Христе Боже наш, показавшему мне через святую рабу Свою, как далеко отстою от меры совершенства". После этого преподобная просила его прочитать "Верую" и "Отче наш". По окончании молитвы она, причастившись Святых Страшных Христовых Таин, простерла руки к небу и со слезами и трепетом произнесла молитву святого Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое", которую совершенно не знала до прихода в пустыню».

Старец Зосима « сомневался, угодно ли будет преподобной, если он погребет ее. Только он это помыслил, как увидел, что у главы ее начертано: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери".

Прочитав эту надпись, авва Зосима удивился сначала, кто мог сделать ее, ибо сама подвижница не знала грамоты. Но он был рад наконец узнать ее имя. Понял авва Зосима, что преподобная Мария, причастившись Святых Тайн на Иордане из его рук, во мгновение прошла свой дальний пустынный путь, которым он, Зосима, шествовал двадцать дней, и тотчас отошла ко Господу.

Духовный путь преподобной Марии удивителен и непостижим. Как она без всякого спасительного руководства, без малой толики церковных обрядов и Таинств, без чтения святоотеческих книг и догматического учения, смогла очистить свое потемневшее сердце и взойди, как голубка Христова на Небеса Божьи? С древнейших времен Церковь воспевает ее подвиг и пятую неделю Великого поста целиком посвятила его воспоминанию. Преподобный Андрей Критский в Великом каноне радуется о преподобной : «Чудо новое видев, ужасашеся божественный в тебе воистину, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки».

Простой анализ жития преподобной Марии немного приоткрывает нам ее сокровенный путь в Царство Небесное. В нем можно определить несколько составляющих:

Благословение Божье в начале духовного подвига

Полный отказ от прежней греховной жизни и привычек

Бесстрашное погружение в новую бытийную реальность

Глубочайшее смирение во всех земных обстоятельствах

Плач о своих грехах перед Богом

- «бескровное мученичество» сурового аскетического подвига

Надежда на прощение и милость Божию

Решимость претерпеть все, что будет ниспослано Христом, для исцеления от страстей и грехов.

Разумеется, это далеко не полный перечень духоводительской практики святой Марии, но думаем, что основные столпы ее спасительно пути мы обозначили. А что же есть у нас, современных православных людей из спасительного арсенала по сравнению с преподобной? У нас есть все: храмы, духовные учителя, достойные пастыри, святоотеческое наследие во многих томах, возможность регулярной исповеди и частого причащения Тайн Господних, паломнические поездки по святым местам, Священное Писание, молитвословы, красные углы с иконами, четки, освященное на честных мощах маслице, богослужебный устав и благодатные церковные службы, великие праздники, воскресные школы для детей и взрослых, богословские курсы, древние монастыри, святые источники, крещенская вода, Пасхальный артос, свечи, просфорки и многое-многое другое, о чем преподобная Мария не могла и мечтать! Однако, нам всей этой великой сокровищницы благодати и опыта «маловато будет», как герою одного остроумного мультфильма, нам все «чего-то такого не хватает» для спасения души! Чего не хватает-то на самом деле? Решимости и мужества идти за Христом до «победного конца!» Сын Божий нисколько не изменился со времен «Марииного стояния», он «всегда один и тот же яко Бог», и в силах исцелить каждого из нас от страстей и греховных навыков подобно тому, как Он полностью исцелил и пересоздал благодатью преподобную Марию Египетскую. А где же наша "пустыня"? Куда же нам идти "за Иордан"? В сердце, в сердце скудном и жарком наша "внутренняя пустыня", как учат Святые Отцы.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные