О новых кардиналах католической церкви. Коллегия кардиналов римской церкви

На консисторию . Несмотря на то, что в период «sede vacante» до выборов нового Папы коллегия руководит Церковью, её власть существенно ограничена; коллегия не обладает всей полнотой власти Папы (согласно апостольской конституции Universi Dominici Gregis ).

Состав и структура

Апостольская конституция Папы Сикста V Postquam verus от 1586 года установила разделение членов коллегии кардиналов на три группы:

  • Кардиналы-епископы - шесть епископов субурбикарных епархий и Патриархи восточнокатолических церквей .
  • Кардиналы-священники - архиепископы наиболее важных архиепархий с титулами старейших римских церквей.
  • Кардиналы-дьяконы - прочие члены Коллегии, имеющие титулы исторических диаконатов Рима.

Несмотря на такое разделение, все кардиналы на конклаве равны и каждый имеет по одному голосу. В настоящее время все кардиналы имеют епископскую степень священства, хотя формально это не является обязательным.

Председателем и заместителем председателя Коллегии являются Декан Коллегии кардиналов и Заместитель декана (субдекан или вице-декан). Они обязательно должны быть субурбикарными кардиналами-епископами , но их избрание требует папского подтверждения. Если бы не председательство, декан не имел бы никакой власти управления над кардиналами , вместо этого он действует, как лат. primus inter pares (первый среди равных).

Современные правила избрания папы римского сформулированы в апостольской конституции Universi Dominici Gregis , изданной папой римским Иоанном Павлом II 22 февраля . Конституция заявляет, что кардиналы, достигшие 80-летнего возраста в день, когда Папский Престол стал вакантным, не имеют голоса на папских выборах.

Хотя правила конклава явно говорят, что папа римский не обязательно должен быть избран из числа кардиналов (в теории, любой мужчина-католик, достигший 18-летнего возраста может быть избран папой римским), но это стало нормой, начиная с избрания папы римского Адриана VI в 1522 году , который был последним некардиналом, избранным Папой.

Основные сановники Коллегии кардиналов

  • Декан Коллегии кардиналов - кардинал-епископ Анджело Содано ;
  • Вице-декан Коллегии кардиналов - кардинал-епископ Роже Эчегарай ;
  • Кардинал-протопресвитер - кардинал-священник Паулу Эваришту Арнс ;
  • Кардинал-протодьякон - кардинал-дьякон Ренато Раффаэле Мартино ;
  • Секретарь Коллегии кардиналов - архиепископ Илсон де Джесус Монтанари .

См. также

Напишите отзыв о статье "Коллегия кардиналов"

Ссылки и литература

  • Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. Т.2

Отрывок, характеризующий Коллегия кардиналов

– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена натрое: 1 я армия находилась под начальством Барклая де Толли, 2 я под начальством Багратиона, 3 я под начальством Тормасова. Государь находился при первой армии, но не в качестве главнокомандующего. В приказе не было сказано, что государь будет командовать, сказано только, что государь будет при армии. Кроме того, при государе лично не было штаба главнокомандующего, а был штаб императорской главной квартиры. При нем был начальник императорского штаба генерал квартирмейстер князь Волконский, генералы, флигель адъютанты, дипломатические чиновники и большое количество иностранцев, но не было штаба армии. Кроме того, без должности при государе находились: Аракчеев – бывший военный министр, граф Бенигсен – по чину старший из генералов, великий князь цесаревич Константин Павлович, граф Румянцев – канцлер, Штейн – бывший прусский министр, Армфельд – шведский генерал, Пфуль – главный составитель плана кампании, генерал адъютант Паулучи – сардинский выходец, Вольцоген и многие другие. Хотя эти лица и находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние, и часто корпусный начальник и даже главнокомандующий не знал, в качестве чего спрашивает или советует то или другое Бенигсен, или великий князь, или Аракчеев, или князь Волконский, и не знал, от его ли лица или от государя истекает такое то приказание в форме совета и нужно или не нужно исполнять его. Но это была внешняя обстановка, существенный же смысл присутствия государя и всех этих лиц, с придворной точки (а в присутствии государя все делаются придворными), всем был ясен. Он был следующий: государь не принимал на себя звания главнокомандующего, но распоряжался всеми армиями; люди, окружавшие его, были его помощники. Аракчеев был верный исполнитель блюститель порядка и телохранитель государя; Бенигсен был помещик Виленской губернии, который как будто делал les honneurs [был занят делом приема государя] края, а в сущности был хороший генерал, полезный для совета и для того, чтобы иметь его всегда наготове на смену Барклая. Великий князь был тут потому, что это было ему угодно. Бывший министр Штейн был тут потому, что он был полезен для совета, и потому, что император Александр высоко ценил его личные качества. Армфельд был злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра. Паулучи был тут потому, что он был смел и решителен в речах, Генерал адъютанты были тут потому, что они везде были, где государь, и, наконец, – главное – Пфуль был тут потому, что он, составив план войны против Наполеона и заставив Александра поверить в целесообразность этого плана, руководил всем делом войны. При Пфуле был Вольцоген, передававший мысли Пфуля в более доступной форме, чем сам Пфуль, резкий, самоуверенный до презрения ко всему, кабинетный теоретик.

"Портал-Credo.Ru": Сейчас в Вашей Церкви наступило время "междуцарствия" - sede vacante. Как долго оно будет продолжаться? И кто в этот период является главой Церкви?

Виктор Хруль: Само название этого времени – "sede vacante" - означает, что папский престол вакантен. С момента отречения Бенедикта XVI - c 20.00 28 февраля - почти все сотрудники Римской курии автоматически потеряли свои посты, за исключением поста кардинала-камерленго Святой Римской Церкви (кардинала Тарчизио Бертоне), главы Апостольской Пенитенциарии (кардинала Мануэла Монтейру де Каштру) и викария Римской епархии (кардинала Агостино Валлини). При исполнении своих обязанностей остаются также заместитель государственного секретаря Ватикана архиепископ Джованни Анджело Беччу и секретарь Отдела внешних сношений, "министр иностранных дел" Ватикана архиепископ Доминик Мамберти.

Кардинал-камерленго осуществляет административное управление Церковью в период, когда престол вакантен. Одна из первых его обязанностей - уничтожить официальную печать Папы и "перстень рыбака" (это уже сделано). Камерленго - своего рода гарант периода sede vacante, а оставшиеся при своих должностях иерархи продолжают заниматься внутренней и внешней политикой Святого Престола, однако речь идет только о рядовом администрировании.

То есть это действительно, как Вы сказали, междуцарствие.

Кардиналы живут в доме святой Марты, специально построенном в 1998 году Иоанном Павлом II для подобных случаев - чтобы кардиналы могли жить компактно, общаться между собой. И чтобы во время избрания нового понтифика они все были на территории Ватикана. Таким образом можно лучше обеспечить информационную безопасность конклава.

- Сколько человек сейчас входит в Коллегию кардиналов?

В настоящий момент - 207. Из них в последнем заседании коллегии вечером 7 марта участвовал 151 кардинал. Все 115 кардиналов-выборщиков уже в Риме и принесли присягу, поэтому конклав может начаться в любой день, хоть завтра, потому что Бенедикт XVI в последнем своем документе позволил не ждать положенные ранее 15 дней.

- Каковы шансы у кандидатов?

На прошлом конклаве был один сильный кандидат - Йозеф Ратцингер, и Иоанн Павел II однозначно давал понять не только Римской курии, но и внешнему миру, что это его фаворит, что именно его Папа хотел бы видеть в качестве своего преемника.

Но кардиналы – не заложники воли Папы. И если бы ушедший на покой понтифик сказал, что хочет видеть того или иного кандидата на престоле, то кардиналы - при всем к нему уважении - не обязаны его слушать, они могут проголосовать совершенно по-другому.

Однако сегодня нет явного фаворита. И, несмотря на то, что за последние 100 лет ни один из конклавов не длился более 4 дней, сейчас эта традиция может быть нарушена, конклав может продлиться дольше. Все зависит от того, насколько интенсивно кардиналы в эти дни пообщаются между собой и придут ли они к консенсусу по поводу предстоящего голосования, найдут ли компромиссную фигуру. Как точно заметил один из ватиканистов, сейчас на заседаниях, где выступило уже более 70 кардиналов, составляется "фоторобот" будущего понтифика, по которому будут искать подходящего кандидата на престол.

Думаю, что конклав этот может быть долгим. Во-первых, в силу неопределенности, а, во-вторых, потому что очень разные интересы у разных групп. И многообразие видения будущего Церкви сейчас гораздо шире, чем оно было в 2005 году.

- Как Вы рассматриваете шансы кандидатов из Африки?

Да, есть два весомых и влиятельных африканских кардинала, которые рассматриваются как "папабиле". Понятно, что внимание к ним гипертрофировано, поскольку это интересно аудитории, это экзотично. Один кардинал - видимо, чтобы подогреть внимание прессы - даже напомнил, что Папы выбираются не только из кардиналов.

Папой теоретически может быть избран любой неженатый католик. Последние прецеденты, когда некардиналы становились Папой, были очень давно. Пишут, что даже в 1958 году архиепископ Милана Джованни Баттиста Монтини, который еще не был кардиналом, набирал на конклаве голоса (позже, в 1963 году, он был избран Папой Павлом VI). Сейчас это тоже не исключено.

Но разные экзотические варианты - африканец, азиат, некардинал - это, я думаю, что скорее "кость для прессы", чтобы ей было чем поживиться и поразвлечь аудиторию. Судя по информационным утечкам и по оценкам ватиканистов, разговоры ведутся вокруг двух сюжетов.

Первый сюжет можно было бы условно назвать "тандемом". Речь идет о том, что какой-то кардинал может получить много голосов при условии, если онназначит госсекретарем - это второе лицо в иерархии католической Церкви - человека, которого хотят кардиналы, голосующие за него. Некоторые полагают, что госсекретарь должен быть итальянцем. И тогда итальянские кардиналы готовы голосовать за Папу, который не является итальянцем. Второй вариант, что госсекретарь должен быть из дипломатов. Потому что когда Бенедикт XVI назначил госсекретаря не из дипломатов, дипломаты вроде как обиделись и теперь хотят реванша - так пишут ватиканисты.

И еще один фактор, который может сыграть довольно большую роль - это, конечно, возраст кандидата. Вновь, как это было в 2005 году, может быть избран человек даже по католическим меркам пенсионного возраста (старше 75 лет; Йозефу Ратцингеру в момент избрания было 78), но кардиналы все чаще говорят о том,что это должен быть человек помоложе, поэнергичнее, который мог бы и править дольше. Возраст тоже может сыграть свою роль, потому что молодой Папа - это залог некоей длительной стабильности будущего понтификата.

- А среди относительно молодых Вы могли бы назвать какие-то имена?

Я очень не люблю гадания на кофейной гуще. Я знаю некоторых кардиналов лично. И хотел бы видеть одного из них на папском престоле. Если угодно, могу только повторить то, что на устах у других экспертов. Я не думаю, что так случится, но так говорят.

Когда речь идет об итальянцах, здесь называют фаворитом 71-летнего архиепископа Миланского кардинала Анджело Скола. Если говорят о людях вне Римской курии, то здесь рассматривают довольно молодого бразильского кардинала из Сан Паулу Одило Шерера, которому 63 года. Когда рассматривают африканцев, чаще пишут о 65-летнем кардинале из Ганы Питере Тарксоне, который сейчас в Римской курии занимает пост главы Папского совета "Справедливость и мир". Еще один сильный кандидат из Римской курии - 68-летний глава Конгрегации по делам епископов канадский кардинал Марк Уэлле...

Как остроумно заметил один из ватиканистов, чем больше заседает Коллегия кардиналов, тем длиннее становится список фаворитов. Тут как раз к месту старая католическая пословица: "Кто входит на конклав папой (то есть фаворитом) - выходит кардиналом, а кто входит кардиналом - выходит Папой".

- Кто считается молодым, применительно к кардиналам?

Самому молодому кардиналу - архиепископу Манилы Луису Антонио Тагле - сейчас 55 лет.

- Но какой примерно возраст считается "папским"?

Иоанна Павла II избрали, когда ему было 58. Такой вариант тоже возможен.

- А какой предельный возраст для участия в выборах Папы?

Кстати, как известно, sede vacante был объявлен вечером 28 февраля. За два дня до этого одному из кардиналов- кардиналу Любомиру Гузару из Украины - исполнилось 80 лет. А 5 марта 80 лет праздновал немецкий кардинал Вальтер Каспер, который несколько раз бывал в России в бытность президентом Папского совета по содействию христианскому единству. Он будет участвовать в конклаве, потому что 80 лет ему исполнилось уже после объявления режима sede vacante, а кардинал Гузар - не может уже выбирать понтифика.

В этом смысле Восточная Европа вообще оказалась в трудном положении, потому что новые епископы - и греко-католический Верховный Архиепископ, и латинский во Львове, и в Риге - они еще не кардиналы. То есть сейчас в Восточной Европе с кардиналами ситуация смены поколений - или они уже на покое, или еще не стали кардиналами. Из стран бывшего СССР только кардинал Аудрис Юозас Бачкис из Вильнюса будет на конклаве.

- Почему сложилась такая переходная ситуация среди кардиналов в Восточной Европе?

Это нормальная ситуация, здесь нет дискриминации. Просто смена поколений пришлась как раз на это время, когда Бенедикт XVI неожиданно подал в отставку.

Я думаю, что если бы конклав был через год или через два, то там был бы и новый молодой кардинал из Львова, и новый молодой кардинал из Риги. И, возможно, кардинал из Минска, уже не очень молодой, но тоже новый. Но просто до этого не дошло.

Решение Папы было внезапным для очень многих. И я не думаю, что он, когда принимал свое решение, думал о сбалансированности кардинальского корпуса - равном представительстве разных регионов. Он просто устал, понял, что уже не может адекватно управлять Церковью, и объявил об отставке. Вполне возможно, что последняя короткая консистория, которая прошла в ноябре с назначением только шести кардиналов, была созвана как раз в контексте предстоящей отставки Папы. Там кардиналами стали предстоятели Восточных Католических Церквей - возможно, в том числе и для того, чтобы как-то сбалансировать их представительство на конклаве.

Независимо от того, длинным будет предстоящий конклав или коротким, в ожидании белого дыма из трубы Сикстинской капеллы у меня в эти дни очень хорошее настроение. Вся католическая Церковь молится о предстоящем конклаве, и я уверен, что выбор кардиналов обрадует католиков во всем мире.

Беседовал Владимир Ойвин,

Кардиналы Святой Римской Церкви, называются отцами или просто кардиналами, - это сами высокопоставленные сотрудники Римского Понтифика.

Их должности относятся к области церковного, а не Божественного права. В совокупности Кардиналы образуют особую коллегию, названную конечно "Священной Коллегией", что действует практически как "сенат" Понтифика и имеет права юридического лица.

В Римской церкви кардиналы составляют коллегию, которой принадлежит право избрания Римского первосвященника. Кардиналы также помогают Римскому первосвященнику в исполнении его миссии (коллегиально, когда они обсуждают особо важные вопросы, или индивидуально, выполняя те или иные поручения первосвященника). Коллегия состоит из кардиналов трех степеней: епископского, пресвітерського и диаконского. Кардиналы-епископы носят титул епископов пригородных церквей Рима: к их числу принадлежат также латинские и униатские патриархи с титулами их патриарших кафедр. Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или дьяконов в Риме.

Кардинал - дуайан (старейшина кардиналов) имеет титул Остійського епископа.

Кардиналов римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров. Пресвитеры после возведения в степень кардиналов посвящаются в епископы.

Старейшина кардиналов председательствует в коллегии кардиналов, в случае его отсутствия председательствует вице - дуайан (заместитель старейшины). Старейшина не имеет власти над другими кардиналами, хотя и является первым среди равных кардиналов. Старейшина и его заместитель имеют резиденцию в Риме.

Кардиналы помогают Верховному Понтифику в управлении церковью, собираясь по указу первосвященника на очередные и чрезвычайные консистории, в которых главенствует Римский первосвященник.

Кардиналы, которые возглавляют дискастерії и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, достигнув 75-летнего возраста, обращаются к Римскому епископу с просьбой об отставке.

Кардинал старейшина, его заместитель или старейший среди кардиналов-епископов осуществляет посвящение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана. Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника.

Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляют своими епархиями, должны прибывать в Рим по вызову папы.

Кардиналы сотрудничают с Римским Понтификом - как коллегиально, в составе Консистории, так и поодиночке - в разных службах, возглавляя их деятельность, что касается, прежде всего, повседневных забот о всемирную Церковь.

Верховному Понтифику в управлении церковью постоянно помогает римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, совета публичных дел церкви, конгрегации, трибуналов и других учреждений.

Как правило, кардиналы возглавляют ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства Ватикан. По установившейся традиции, Папа обычно дарит кардинальську берета (то есть пурпурную шапку) Епископам самых значительных диоцезів католического мира.

Коллегия Кардиналов

Коллегию Кардиналов возглавляет Кардинал-Декан, заместителем которого является Кардинал-Субдекан. Согласно канонам у них нет власти управления другими Кардиналами, и они считаются "первым среди равных".

Коллегия разделяется на три чина:

Чин Кардиналов-Епископов, состоящий из тех Кардиналов, которых Понтифик удостоил титул одного из семи т.зв. "пригородных церквей", к которым относятся: Остия, Альбано, Франскати, Палестина, Порто-сантаруфина, Сабина-Поджо-Миртето, Веллетри-Синьои. В этот орден входят и Патриархи Церквей восточных обрядов, возведены в сан кардинала;

Чин кардиналов-Пресвитеров, удостоенных титула одной из церквей в Риме. Как и Кар-динали-Епископы, Кардиналы-Пресвитеры не имеют пастырскую власть в своей титулярній Церкви, но от них ожидается поддержка и помощь этой Церкви;

Чин Кардинала-Диаконов, удостоенных титула одной из диаконы города Рима. В средние века диаконы руководили деятельностью одного из благотворительных центров (диакония).

Таким образом, названия "Епископ", "Пастор" и "Диакон" следует понимать не в обычном смысле слова, а с учетом исторических условий, определивших появление данных терминов. По их священного сана стоит заметить, что в настоящее время все Кардиналы посвящены в Епископы. Причисление Кардинала до того или иного чина и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями партикулярного права.

Возведение в кардинальське достоинство (называемый также "созданием") является исключительным полномочием верховного Понтифика. Его выбор может упасть только на мужчин, что уже есть как минимум священниками (хотя в прошлом Кардиналами могли быть назначены и миряне) и отличаются ученостью, благочестием и скромностью в поведении. Те из них, кто еще не был возведен в епископский сан, должны быть посвящены в Епископы после своего назначения в Кардиналы.

Кардиналы назначаются декретом Римского Понтифика, оголошуваним в Коллегии Кардиналов. С момента объявления они должны выполнять обязанности и пользоваться правами, установлениям закона.

Каноническое право воздерживается от перечисления привилегий и обязанностей Кардиналов, и только полномочие принимать исповедь по всему миру без каких-либо ограничений и освобождение кардиналов из юрисдикции местных Епископов в делах, касающихся их (то есть Кардиналов) личности сохраняется в силе в нынешнем каноническом законодательстве.

Консистория

В нескольких канонах подчеркивается обязанность Кардиналов тщательно сотрудничать с Римским Понтификом в управлении Вселенской Церковью.

С этой целью предполагается что кардиналы, занимающие какую-либо должность в Римской Курии, обязаны проживать в Риме, тогда как те, под чьим попечительством находится один из диоцезів, должны прибывать в Рим всякий раз, когда Понтифик признает необходимым вызвать их.

Однако в основном кардиналы оказывают помощь Верховному пастырю Церкви с помощью своей обычной и совместной деятельности в Консистории.

Консисторию можно определить как собрание, на которые Кардиналы собираются по воле Римского Понтифика и под его председательством;

Она может быть:

Ординарной, когда на нее собираются если не все кардиналы, то, по крайней мере, те, которые находятся в Риме, для консультаций по вопросам (в том числе и текущим), что представляет определенную важность, или для ознаменования наиболее торжественных событий;

Чрезвычайной, если все Кардиналы собираются для рассмотрения особенно важных или вопросов в том случае, если этого потребуют особые обстоятельства церкви.

Как правило Консистория заседает тайно: только ординарная может быть иногда открытой, если она посвящена ознаменуванню особых торжеств. В этом случае на нее допускаются, кроме кардиналов, также Прелаты, послы и другие приглашенные лица.

Кардинал

Кардинал (лат. Cardinalis, от cardo - дверной крюк) - высшее духовное лицо римско-католической церкви, принадлежащее ко всем трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов.

Такое положение кардиналы приобрели постепенно. Уже при Феодосии Великом слово Cardinalis встречается как название чиновника. С V по XI ст. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит». В то время, как в других местах титул «кардинал» падал и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле; лишь в них преподавались таинства. Кардиналы священники и кардиналы диаконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались ещё (как это можно видеть из соборных актов) ниже всякого епископа. Кардиналов-епископов тогда ещё не было, но епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в выборе папы.

Лишь в XI веке эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы кардиналами. Важное значение в истории развития кардинальского сана имеет изданный на латеранском соборе декрета папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время. При Иннокентии IV кардиналы получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать «pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani, augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae». Бонифаций VIII дал им княжескую мантию, Павел II - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V в 1567 запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) кардиналы получили титул «Eminentissimus», «Eminentia», который носили духовные курфюрсты.

Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586, когда, по декрету папы Сикста V, оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников христовых): из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. В настоящее время число кардиналов значительно больше, хотя право голоса на конклаве имеет не более 120 человек. Кардиналы священники и кардиналы диаконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и кроме того много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён, хранить их у себя в груди («in petto»), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении.

Иностранцы, получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы, вместе с папой, образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший кардинал епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями».

Далее, известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы: Кардинал Camerlengo - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола; кардинал викарий - заместитель папы в римской епархии; кардинал вице-канцлер - председатель римской канцелярии; кардинал государственный секретарь (министр иностранных дел), кардинал государственный секретарь по внутренним делам, кардинал великий пенитенциарий, кардинал библиотекарь ватиканской библиотеки и др.

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка, кольцо, крытый красною или фиолетовою материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La ierarchia catolica e la famiglia pontificia».

Кардиналов-дьяконов возглавляет кардинал-протодьякон, имеющий привилегии объявлять о выборе нового Папы Римского и короновать нового папу. Кардиналов-священников возглавляет кардинал-протопресвитер.

Кардиналы римско-католические . Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales . Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.

Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“... 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.

Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.

Второй период истории кардинальства можно начать со времени избирательного декрета папы Николая II (1059 г.), который только кардиналам предоставил право выбора папы. Вскоре титул кардинала запрещено было носить клирикам провинциальных церквей . Кардиналам постепенно предоставлены были почетные атрибуты и инсигнии. Либеральное рассуждение на 40-м заседании Констанского собора о бесполезности и тягостности „сословия» кардиналов, при том же не учрежденного ни Апостолами, ни соборами, не было поддержано тогдашними богословами; апологетами кардинальства оказались даже свободомыслящие ученые того времени И. Герсон и Петр де-Аллиако. К возвышению кардинальства послужили и особые условия избрания в кардиналы, выработанные и установленные папою Львом X в 1513 г., Тридентским собором, а потом специальным декретом папы Сикста V (1585–1590 г.). От кандидата кардинальства требуются те же качества, что и от кандидата в епископы, за исключением следующего: кардинал-диакон не должен быть моложе 22 лет (для получения епископского сана требуется другой возраст); рожденные вне законного брака – даже в том случае, если они чрез последовавший затем брак родителей будут признаны по законам римской церкви законнорожденными и, таким образом, не лишаются права на занятие епископской кафедры, – даже и в этом случае все равно не могут быть кардиналами; кандидат кардинальства, состоявший в законном браке, не должен иметь ни детей, ни внуков; у него не должно быть среди кардиналов близкого (до второй степени) родственника. Чин наречения в кардинальский сан, употребляемый теперь, окончательно редактирован в XII – XIII в.; изложен он в Оrdo Rmaanus Канетана.

Новонареченные кардиналы при торжественной обстановке в Сикстинской капелле дают присягу „никогда ни задумывать, ни соглашаться, не допускать что-либо ни против величия папства, не против личности пап,... помогать в сохранении и поддержании, по мере сил своих, всего римского папства и верховных прав св. Петра“. Можно еще отметить, что иногда кардиналы назначались по рекомендации римско-католических королей и князей, для защиты церковных интересов их стран, и носили в таком случае титул саrdinаlis protector nationis. Всех привилегий кардинальства насчитывается до 300. Папы не пренебрегали никакими маловажными по существу вещами, чтобы только возвысить и отличить своих „князей церкви“. Иннокентий IV дал им красную шляпу, Павел II пожаловал им красную камилавку и митру из шелковой камки (для торжественных процессий) и право выезжать на белой лошади с красным покрывалом и 8олотыми поводьями. Согласно декрету папы Урбана VIII от 1630 г., кардиналов в обращениях верующие обязаны называть „достопочтеннейшими и светлейшими“ (Reverendissimi et Eminentissimi), каковой титул до тех пор принадлежал только гофмейстеру ордена Иоаннитов и трем немецким курфюрстам. Кардиналы имеют трон в своей собственной церкви, известный установленный для них экипаж и горб, носят золотое кольцо с сапфиром на руке и пр. Внешним знакам почета соответствует и высокое положение кардиналов в иерархической лестнице, достигнутое ими постепенно. Первоначально преимущество первостояния при совершении богослужения определялось степенью священства; только на соборах, являясь представителями папы, кардиналы имели преимущество пред всеми епископами. Уже в сравнительно позднее время избирательный декрет папы Николая II (1059 г.), соборы Клермонский (1095 г.), Лионский (1245 г., при папе Иннокентия IV) окончательно установили и подтвердили право первостояния кардиналов независимо от степени священства пред епископами. Но в римских уставах XIV-XV в. заметны еще некоторые следы древней богослужебной практики: „патриархам“ указывается в них место между кардиналами-епископами. Со времени же папы Евгения IV (1431–1447 г.) и до ваших дней кардиналы-диаконы стоят выше „патриархов“. Особые преимущества кардиналов при священнослужении папы наглядно выражаются в том, что они целуют (в известный момент) руку папы, тогда как „патриархи“, митрополиты и епископы целуют его колено. Если случится участвовать в торжественных процессиях правоверным государям, то император должен занимать место среди старших кардиналов-епископов, а король – позади их. Папы заботились об особой неприкосновенности кардиналов; судьею последних был только папа. Тридентский собор и папа Сикст V (1585–1590 г.), подтвердили почти епископскую их юрисдикцию, которую, впрочем, – по причине многократных столкновений между епископами и кардиналами – вынуждены были ограничить папа Гонорий III и особенно папа Иннокентий ХII (в 1691 г.): кардиналам оставлены дисциплинарная юрисдикция в их кардинальских титулах и право визитации подведомственных им церквей. Состоя при римской курин, кардиналы участвуют в годовых доходах священной коллегии (Rotulus); им принадлежит – jus орtandi – важное право, согласно которому старшие живущие в Риме кардиналы (именно по старшинству, т. е. без различия трех классов) могут требовать (орtаrе) себе освободившуюся вакансию (епископскую, пресвитерскую или диаконскую) подгороднего „кардинальского титула“, и важную обязанность „легата от ребра“ – legatus а latere (см. ,Легаты“) – могут нести только кардиналы. Эти „князья церкви», наделенные всякими привилегиями, суть самые приближенные лица к папе, его агенты; чрез них он управляет римско-католическою церковию. Это управление сосредоточено в консистории (см. „Консистория римско-католическая“), в конгрегациях (см. „Конгрегации“), членами которых состоят исключительно кардиналы, и в различных трибуналах римской курии (см. „Курия римская“). Отметим особо важное значение кардиналов-начальников некоторых трибуналов: кардинал-епископ, президент трибунала „Пенитенциария“ (с 1744 г.), по особому полномочию папы дает индульгенции, напутствует его самого перед смертию и пр.; кардинал-продатарий, президент трибунала „Датария“, заведует канцеляриею, назначенной первоначально для приема адресованных на имя папы прошений, а теперь – да управления церковными имениями; кардинал – камергер (саmmerlengo) заведует финансами и в случае смерти папы является местоблюстителем папского престола; кардинал – статс-секретарь отвечает за министра иностранных дел; помощником ему (с 1838 г.) служит кардинал – статс-секретарь внутренних дел и др. Пока существовала „Церковная область“ (до 1870 г.), в руках кардиналов (особенно статс-секретаря и его помощника) сосредоточивалась и вся административно-юридическая власть в папских владениях. Но и после 1870 г. церковно-иерархическое значение кардинальства сохранилось в своей силе. Властвуя над каждым в отдельности кардиналом, папа почти бессилен против священной коллегии ; последняя de facto осуществляет ту власть, которая в идее принадлежит папе.

Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.

А. В. П – в.

Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.

В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими () нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto ).




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные