Образ и характеристика собакевича в поэме мертвые души гоголя сочинение. Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика Синквейн на всех героев мертвые души

Собакевич Михайло Семенович – один из персонажей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», четвертый «продавец» мертвых душ. Внешность этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, немного угловатый и неуклюжий помещик с «бульдожьей» хваткой, похожий «на средней величины медведя». Отсюда и имя с фамилией – Михайло Собакевич. Глядя на него, Чичикову кажется, что природа рубила с плеча, создавая его. Топором хватила, и вышел нос, еще раз – и вышли губы. Та же тяжесть и асимметричность просматривается и в доме помещика.

По натуре Собакевич деловитый накопитель. Он не витает в облаках как Манилов , а сразу переходит к делу. От остальных персонажей его отличает гипертрофированная практичность. То, как он торгуется с Чичиковым , свидетельствует о том, что он расчетливый и хозяйственный помещик. Его крестьянам живется неплохо и надежно. Собакевич любит набить свой живот. Он не отказывает себе в хорошей и обильной еде в отличие от Плюшкина . О людях он рассуждает негативно. Почти все чиновники и помещики в городе NN на его взгляд христопродавцы и мошенники. Единственным порядочным человеком он считает прокурора, да и того обзывает «свиньей». Собакевича трудно назвать отрицательным героем. Его сила и воля заслуживают уважения, хотя если дать ему больше власти, он мог бы натворить бед.

Замысел поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, подарил Николаю Васильевичу Гоголю поэт Александр Сергеевич Пушкин. Создание произведения - это главная миссия, которую должен был исполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планах Гоголя значилось сочинение трех томов поэмы (по подобию Ад, Чистилище, Рай). Был написан и издан только первый том произведения. Только он и дошел до читателя. Печальная участь второго тома и причины, ее породившие, до сего времени остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются образы, созданные в поэме, дается характеристика Собакевича, Манилова, Коробочки и других главных персонажей.

Галерея образов поэмы

В поэме «Похождения Чичикова, или Мертвые души», а именно под таким заголовком произведение было издано впервые, представлена целая галерея образов - разных типов людей и даже неодушевленных предметов. Используя такой прием, Гоголь мастерски изображает уклад жизни России XIX века.

Он показывает общие черты - невежество чиновников, произвол властей, тяжелую участь народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова дает возможность читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления персонажей поэмы у Гоголя не являются случайными моментами. Их представление читателю подчинено определенному порядку, что является очень важным для раскрытия общего замысла произведения.

Владения Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой - сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности.

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Описание интерьера и образ героя поэмы

Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель обязательно замечает эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие.

Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа.

Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать - назвать привлекательные и негативные стороны характера человека.

Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя.

Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни.

Заключение сделки

Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен - он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя - с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы - так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Мертвенность души Собакевича

Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Читатель это явно понимает.

Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.

Михайло Семеныч Собакевич является четвертым «продавцом» мертвых душ. Само имя и внешний вид этого героя (похож на «медведя среднего размера», к тому же фрак его тоже цвета медвежьего, походка вкривь и вкось, лицо его «каленое и горячее») говорят о чрезмерной могучести его натуры.

Буквально с самого начала к Собакевичу крепко привязывается образ денег, расчета и хозяйственности. Он очень прямой и открытый человек.

При общении с Чичиковым, не смотря на его жиденькие намеки, Собакевич сразу переходит к сути вопроса: «Вам нужны мертвые души?». Он истинный предприниматель. Главное для него сделка, деньги, остальное второстепенно. Собакевич умело отстаивает свою позицию, отлично торгуется, не брезгуя жульничеством (даже подсовывает Чичикову «женскую душу» - Елизавету Воробей).

Все окружающие его вещи отражают его душевный облик. Дом Собакевича очищен от всех лишних и «бесполезных» архитектурных творений. Избы его подчиненных также очень строги и построены без лишних украшений. В доме Собакевича можно встретить только картины древнегреческих героев, местами похожих на хозяина.

Чичиков представил нам,читателям, Собакевича как весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нём был медвежьего цвета, рукава длинны,панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

В гостиной его дома много картин с греческими полководцами.

Беседуя с Чичиковым Собакевич,не обращая внимания на уклончивость Чичикова, переходит к существу вопроса:"Вам нужно мёртвых душ?" Главное для Собакевича-цена, всё остальное его не интересует. Со знанием дела Собакевич торгуется, расхваливает свой товар.

От природы он наделён хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура.

Собакевич запомнился мне своей жадностью и хитростью, своей внешностью. Он любит расхваливать всё своё.Умеет вести деловой разговор.

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя". Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души.Смысл его жизни состоит в насыщении желудка.

Этот удивительный синквейн!

Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

Первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

Вторая – два прилагательных к данному существительному;

Третья - три глагола к данному существительному;

Четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

Пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа может быть как индивидуальной так, и групповой. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно. Ключевое слово – интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок изучения).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья! (Воронкова Е.)

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Казанова Т.

Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

Войтович Г.

Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные