Очень древний дворец топкапы. Турецкая семья, которая со времен Пророка Мухаммада (САВ) хранит его плащ Кортана, меч милосердия


Первый двор дворца Топкапы - Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов, как и сейчас, был доступен для всех, а очень важные сановники даже могли въезжать в него верхом. Раньше в самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор лежали «камни назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джеллят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки. Сюда со стороны Айя-Софии ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Вход Султана), здесь же находятся здания церкви Святой Ирины и Монетного Двора. С каждой стороны массивных ворот Баб-ы Хюмайун сделаны ниши, а над внутренней аркой красуется клеймо строителя и позолоченное изречение: «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты». В любое время дня и ночи ворота охраняла специальная стража и подразделение янычар. Не доходя до вторых ворот дворца, именуемых Баб-юс Селям (Ворота Приветствий) или Орта Капы (Средние врата) и ведущих в Диван Мейданы, расположены кассы музея Топкапы и музейный магазин сувениров. Билет в Топкапы стоит 25 турецких лир или 430 российских рублей. Для того, чтобы посетить султанский Гарем, вход в который находится в левой части второго двора, потребуется купить за 15 лир отдельный билет в кассе, находящейся возле него.



Ворота Орта Капы - самый узнаваемый символ дворца. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма - тугра Мехмеда Фатиха - Завоевателя Константинополя, а над ней золотой арабской вязью написана шахада - свидетельство мусульманской веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадан расуль уль-Ллахи» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда их заставляли сидеть несколько дней, чтобы они до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.


После предъявления билетов туристы попадают во второй двор, где их встречают макеты мыса Сарайбурну и дворца Топкапы. Здесь в киоске справа можно арендовать за 15 лир русскоговорящий «электронный аудиогид» по дворцу, Гарему и сокровищнице.



Второй двор дворца Топкапы - Диван Мейданы (Площадь Совета) - служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов. От Баб-юс Селям расходятся в разные стороны мощеные дорожки. Самой главной из них считается Падишах Йолу (Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы, вторая по важности - Везир Йолу (Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низких кушеток - диванов, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов. Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов совета. Поэтому они никогда не могли быть уверены - видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами, - одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило потому, что и сам второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем - через Араба Капысы (Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы - касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы перед галереей, идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Ворота мертвых), через которые выносили тела умерших во дворце.

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, баня-хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят).

Третий двор дворца Топкапы - Эндерун Авлусу. Отсюда начинается эндерун - территория личных апартаментов правящих империей султанов, вход на которую был очень строго ограничен. В третий двор из Диван Мейданы ведут увенчанные куполом изящные ворота, у которых целых три названия. Во-первых, Баб-юс Саадет (Ворота Блаженства), во-вторых, Ворота Аудиенций и, в-третьих, Ворота Белых Евнухов. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-агой (главным дворецким султана). Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Если черные евнухи обеспечивали жизнедеятельность Гарема, то белые евнухи выполняли практически те же функции в селямлике. Так как обычным слугам запрещалось входить в Ворота Блаженства, то белые евнухи должны были преподавать в дворцовой школе пажей и обслуживать его величество вместе с пажами. А капы-ага, помимо того, что возглавлял внутреннюю службу и был личным доверенным лицом султана, еще руководил дворцовой школой, а также исполнял обязанности начальника привратников и главного церемониймейстера. По площади третий двор примерно раза в два меньше чем Диван Мейданы.

Примыкающий к Воротам Блаженства Зал Аудиенций - одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей ворот в третий двор.

В левой части Эндерун Авлусу расположен украшенная изразцами Палата Султана. После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I Грозный получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и многие священные реликвии Ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в Палате Султана, называемой сейчас Павильоном Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Этот павильон стал для меня самым запоминающимся местом в Топкапы. Здесь демонстрируются исламские святыни, в том числе, волосы из бороды пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня - главной мусульманской святыни. Павильон, где ныне расположены эти реликвии был построен во внутреннем дворе дворца еще во времена султана Мехмеда II Завоевателя. В этом помещении до середины XVI века размещались покои султанов. Будущие правители приходили в эти покои, чтобы помолиться и отдать дань уважения этому знаковому для них месту перед церемонией восшествия на престол Османского государства.

На третьем дворе султанского дворца Топкапы располагался и дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV до начала XIX века. В османской империи существовала система девширме, предполагавшая принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «капы куллары» («слуг Врат» или «слуг Порты», то есть личных невольников султана). Дети разных возрастов, набранные по системе девширме из христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и основы ислама. Затем в казармах Эдирне «аджеми огланы» («чужеземные мальчики») проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы, называемые чикма, направлялись по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне. Иногда их отбором занимался лично султан.

Очень интересная экспозиция представлена в султанских сокровищницах Эндерун Хазинеси - это одно из самых больших собраний сокровищ в мире. Тут выставлены меч, по преданию принадлежавший основателю османского государства султану Осману I Гази, украшения, предметы обихода, оружие, шлемы и прочая амуниция времен Сулеймана I Великолепного и его преемников, а также государственные награды Османской империи, подарки сделанные султанам и сокровища покоренных османами стран. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень - алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»). Также очень интересна галерея султанских кафтанов, среди которых примечательны маленькие кафтанчики султанских наследников - шехзаде.

Четвёртый двор дворца Топкапы - Софа-и Хюмайун (Султанская Софа), также как и третий, территория эндеруна - личных апартаментов правящих султанов.

В этой части дворца, находящейся на вершине холма, есть замечательный парк, из которого открывается прекрасный вид на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и расположенные поодаль Принцевы острова. Здесь всегда прохладно и свежий ветер наполняет воздух запахом моря. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением и покоем.

Слева, со стороны бухты Золотой Рог, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Реван Кёшкю) . Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, который дает тень, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцами.

За Ереванским павильоном находится также богато украшенный изразцами Зал Обрезания (Сюннет Одасы) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан. Эта терраса первой половины XVII века, по имени которой называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Багдат Кёшкю). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (обрезания) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV - покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. Это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Ереванский и Багдадский павильоны являют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с включением персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, напоминающими по форме лотос.

В середине Софа-и Хюмайун на четырех тонких колоннах стоит выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (Ифтарие Кёшкю). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район Галата. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара - вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан, и был построен в 1640 году. Он был любимым местом султана Ибрагима I, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора находятся здания деревянного Павильона Софы (Софа Кёшкю) и каменной башни Хекимбаши Кулеси . Это самое старое здание в четвертом дворе. Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служила основанием часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Меджидие Кёшкю) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко отличается от остальных построек дворца, так как построен во французском стиле и напоминает архитектуру Версаля. Это последнее по времени здание 1840 года постройки. После него при османских султанах на территории дворца больше ничего не строилось. Сейчас здесь ресторан « Коньялы», популярный не столько благодаря своим блюдам турецкой и европейской кухни, а прежде всего привлекающий туристов своим местоположением и прекрасными видами. Рядом расположена мечеть Софы (Софа Джамии) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили новый султанский дворец Долмабахче, двор падишаха переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции, в котором ежегодно бывает свыше полутора миллионов человек.

В конце нашего тура по Топкапы мы зашли в гарем - место, где веками возникали и плелись все самые запутанные интриги в Османской империи. Потрясающие интерьеры, блеск и шик здесь - повсюду. Слово гарем было заимствовано турками из арабского языка, в котором слово «харам» значит «защищенный», «неприкосновенный» и «запретный». Это слово использовалось для обозначения той части мусульманского дома, где жили женщины. Турки смягчили звучание слова до «харем» и добавили суффикс «лик» со значением места, и слово «харемлик» (место, где есть убежище) стало обозначать ту часть турецкого дома, где живут жены, дети и слуги правоверного мусульманина. Краткую форму гарем более правильно применять по отношению к населению харемлика, хотя повсеместно для обозначения этого помещения принята именно она. Словом «селямлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В галерее, расположенной в нижней части дворца, открыта великолепная выставка «Харем-и Хумаюн», иллюстрирующая жизнь гарема на протяжении веков.

Итак, сегодня мы с вами начинаем новую серию публикаций -«Легендарные клинки». Речь пойдет о легендарном оружии, но отнюдь не о сказочных мифических мечах, а о реальных исторических артефактах, хранящихся в музеях и являющихся национальным достоянием разных стран.
Им нет цены в обычном понимании этого слова. Невозможно оценить стоимость подобного объекта, если за ним стоит целая эпоха. Большинство этих клинков уже много лет не покидает тщательно охраняемых стен музеев, поскольку государства не хотят подвергать реликвии даже минимальному риску. Многие из них запрещено снимать на видео и фотографировать - особенно это касается религиозных святынь, которыми некоторые из клинков, без всякого сомнения, являются.

Но перейдем к теме сегодняшней публикации - к мечу Армагеддона.

Даже само название публикации сразу вызывает вопрос: неужели автор утверждает, что существует реальный меч, который, пусть даже согласно легенде, сможет стать оружием Армагеддона?

Ведь Армагеддон - это глобальная катастрофа или война, которая уничтожит все человечество.



И с этой точки зрения орудием конца света может стать атомная или водородная бомба, астероид, пандемия смертельного вируса, нашествие зомби, но никак какой-то ржавый древний клинок.

Однако Армагеддон - вовсе не гибель нашего мира, как думает большинство читателей, а последняя и самая страшная битва в истории человечества, в которой будут сражаться с друг другом люди, ведомые силами вселенского зла и добра. Результатом будет не уничтожение всех и вся, а победа над силами тьмы. После чего наступит тысячелетнее царство добра и справедливости на земле.

И лишь после истечении тысячи лет начнется вся финальная суета со Страшным судом, воскрешением мертвых и прочими мероприятиями по случаю конца света.

Причем название «Армагеддон», это всего лишь указание места битвы, как например Ватерлоо или Бородино. И оно хорошо известно нам - недалеко от горы Мегидо (хар Мегиддо - на иврите) в Израиле, осталось лишь чуточку уточнить время.

А если Армагеддон - это битва, то почему не быть вполне реальному мечу, которым там будут сражаться?

Вот за этим самым мечом, героем сегодняшнего рассказа нам с вами придется отправиться в Стамбул. Хотя не исключено, что этот меч был выкован, когда еще не был основан даже сам Византий, впоследствии - Константинополь, имперская столица ромеев, захваченная пять с половиной веков назад турками и названная ими Стамбулом.

Вместе с толпой туристов мы с вами последуем в исторический центр древнего города - на мыс Сарайбурну с видом на Золотой рог, где пролив Босфор разделяет Европу и Азию.

Там находится дворец турецких султанов Топкапы, четыре с лишним века бывший резиденцией властителей Блистательной Порты - Оттоманской империи.

Дворец Топкапы. Вид со стороны Босфора. За мысом с другой стороны- Мраморное море.



Чтобы попасть в дворец нам нужно пройти через Ворота Повелителя (Bab-ı Hümayun) - сам дворец и его наружный двор окружен высокой стеной с башнями.

Ворота Повелителя (Имперские Ворота)



Пройдя мимо древней византийской церкви, мы по дороге через парк выйдем к главным воротам дворца - Воротам Приветствия (Babü’s-selam).

Ворота Приветствия - главные ворота дворца Топкапы.



Во втором, уже внутреннем дворе дворца находился изысканный парк и несколько зданий, включая здание Дивана (кабинет министров при султане) с башней Правосудия. Это часть дворца была сравнительно открыта для многих, включая приглашенных членов посольств иностранных держав и обслуживающего дворец персонала. Тут же находилась дворцовая кухня (там работало более 800 человек), конюшня, помещения для охраны.

И, конечно, же здание казначейства - оно же сокровищница империи. Ее называют «внешней сокровищницей», поскольку во дворце есть еще одна - «внутренняя» , недоступная для всех кроме султана, его семьи и самых приближенных к нему лиц. Сейчас во «внешней сокровищнице» музей оружия, здесь находится самая богатая в мире коллекция исламского оружия с VII по начало XX века. Конечно, же тут есть и оружие других стран, в частности европейское не обойдено вниманием. Тысячи и тысячи экспонатов - одних только видов оружия свыше 400.

Коллекция оружия во внешней сокровищнице Топкапы







Но все это оружейное богатство нас с вами мало интересует. Мы идем прямиком к Воротам Блаженства, ведущим в закрытый для посторонних во времена султана третий двор.

Ворота Блаженства



Третий двор за Воротами Блаженства был по сути внутренним дворцом. Здесь султан не жил (жил он в помещениях четвертого двора дворца), но здесь происходили все официальные действа. Третий двор окружали здания с тронным залом, гаремом, Внутренней Сокровищницей и, наконец, Тайными палатами.

Все торжественные приемы султана проходили в тронном зале, но нас-то наверняка интересует именно сокровищница? И не зря.

Количество сокровищ - золота, драгоценных камней, украшений действительно впечатляет, а сказать проще - зашкаливает.

Здание сокровищницы в третьем дворе






Cултан Мустафа IV на золотом троне. Конец XVIII века.

Трон Великого Могола, повелителя Индии Шах-Джахана, подарок султану.



Например, здесь есть два парных подсвечника изготовленных для Каабы (главной святыни ислама) из 48 кг золота и украшенных 6 тысячами бриллиантов.

Но наш с вами путь лежит в святую святых Топкапы - в Тайную палату внутреннего дворца. Когда-то даже сам султан мог посещать ее лишь раз в год. Теперь она открыта для общего посещения, что является головной болью турецкого правительства, поскольку высшие духовные лица ислама требуют закрыть ее, оставив доступ лишь для паломников в строго определенные дни в году. Ведь там находится большое количество самых святых реликвий ислама!

Но от нас с вами потребуют лишь не находиться там в шортах и майках, а женщин не пустят туда без закрытого платья и покрытой платком головы. И да - фото и видео съемка внутри СТРОГО запрещена. Там внутри всегда царит полумрак, чтобы яркий свет не повредил древние реликвии.

Здание Тайных палат в третьем дворе дворца Топкапи, где находится хранилище святых реликвий.


В этом помещении отдельно от всех хранится плащ пророка Мухаммеда.



Даже просто перечень святых реликвий впечатлит любого последователя ислама: плащ пророка, его мечи и лук, знамя, личное письмо пророка, его сандалии, зуб(!) пророка, волосы с бороды(каждый волосок отдельно), отпечатки ног пророка, его чаша и посох, личная печать, мечи его соратников, посох Моисея, котел Авраама, головной убор Иоанна-Крестителя и многое другое.

Кого-то может удивит, что тут делают вроде как христианские реликвии, но почти все великие пророки библии, жившие до Мухаммеда, считаются пророками и в исламе, и они почитаются мусульманами не в меньшей степени чем христианами.

Предваряя ваши вопросы, ни одна священная реликвия не исследовалась учеными, а потому подлинность многих (если не большинства) реликвий остается под сомнением с точки зрения историков. Некоторые просто не могут быть подлинными, если, конечно, не подходить к ним с точки зрения веры - ислама.

Волос с бороды пророка. Впечатляет?


След ноги пророка в камне, чудо — признак святости


Одна из створок древних дверей Каабы


Письмо, написанное пророком Мухаммедом


А вот эта реликвия уверен, заинтересует вас больше. Два личных меча пророка (Al-Ma’thur и Al-Qadib) и его лук. На переднем плане серебряный футляр для лука покрытый позолотой.


Лук сделан из тростника. Тетива снята, потому он выгнут в обратную сторону.


Меч пророка Al-Ma’thur, длина клинка 99 см. Украшен золотом и драгоценными камнями.


Меч Al-Qadib, длина клинка 101 см



Наверняка найдутся пользователи, что возмутятся качеством этих фотографий мечей и скажут, что, мол, можно было найти подобные фото в сети и по качественней.

Можно, вот они:





Вот только это не фото настоящих мечей - в первом случае это просто рисунок художника, а во-втором - не слишком качественная реплика. Как вы помните, фотосъемка в павильонах запрещена, так что никаких фото с высоким разрешением в сети вы не найдете, тем более макросъемки эфеса, клинка или даже ножен этих самых мечей.

Мечи сподвижников пророка



Вся эта украшенная золотом драгоценная отделка - более поздняя работа. Во времена Мухаммеда те же самые мечи выглядели куда как скромнее.

И на фоне всех этих изукрашенных мечей в стенной нише за бронированным стеклом почти незаметен вот этот скромный меч.



На его рукоятке и ножнах нет блеска золота, но по какой такой причине он выставлен таким образом, неужели он при всем этом столь важен как священная реликвия?

Ведь мечи первых святых халифов и даже два личных меча пророка, невероятное по меркам ислама сокровище, выставляются вместе, а этот меч - в гордом одиночестве! Скажу больше, в подлинности этой реликвии сомневаются даже некоторые весьма уважаемые теологи ислама, поскольку само существование такого меча нарушает основы Корана: на нем есть изображение человека, что категорически запрещено в исламе.

Тем не менее, это один из знаменитейших девяти мечей пророка Мухаммеда - Аль-Баттар (Al- Battar «Рассекающий»), и именно он цель нашего с вами путешествия!

Меч Al-Battar, длина клинка 101 см



Это обоюдоострый меч с изогнутой рукояткой и весьма длинным клинком. Из-за длины и формы клинка, его рукояти, отсутствия тяжелого набалдашника на эфесе и, вследствие этого смещенного центра тяжести в сторону клинка, достаточно очевидно, что меч предназначен прежде всего для рубящих ударов, наносимых всадником верхом на коне. Что в сумме соответствует реалиям войны времен пророка.

Вот только сам клинок заметно старше Мухаммеда!

Рассмотрим его чуть ближе.


Виден рисунок - весьма условное изображение человека, будто рисовал маленький ребенок, у самой гарды и арабская вязь на самом клинке. Есть у меня фото рисунка покрупнее для вас.



Что же здесь изображено?

Для этого надо вспомнить историю меча, это военная добыча взятая у Бану Кайнука близ Медины (совр. Саудовская Аравия). Меч был преподнесен в дар пророку Мухаммеду как драгоценная реликвия уже в то время, ведь не зря это меч еще называется «Мечом Пророков». По легенде он принадлежал целому ряду святых пророков, чьи имена арабской вязью написаны на клинке. Первый из этих великих пророков - Дауд.

Именно он и изображен на клинке за очень важным делом - отрезанием головы Джалута, могучего великана и царя племени амаликитян, который изначально и был владельцем этого меча. Прямо скажем - не свезло Джалуту, какой-то заморыш сразил его без меча, а потом его же клинком откромсал ему голову.

Вам это история не напоминает чего-нить? Правильно, вы угадали, это пересказ библейского поединка Давида и Голиафа. И да, Дауд - это и есть Давид.

Следующим пророком, в чьих руках оказался меч, по списку - Сулейман ибн Дауд. В переводе на «язык» христиан, знаменитый царь Соломон, сын Давида победителя Голиафа.

Но обратите внимание на клинок, там не только арабская вязь, но есть и другая надпись на незнакомом нам языке.



Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами…

меч Армагеддона, которым Иисус лично сразит предводителя сил зла - Антихриста.



А что остается нам с вами? Только попрощаться со Стамбулом, дворцом Топкапы и священными реликвиями в Тайной палате.

До новых встреч!

Вас ждут новые публикации о реальных легендарных клинках.

С уважением к читателям и подписчикам, Лысый Камрад

Если вы хотите узнать заранее о приближении Армагеддона, попросите вашего знакомого, поехавшего в Стамбул, заглянуть во дворец Топкапы и проверить на месте ли меч Аль-Баттар.

Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами...

Зульфакар – легендарный символ мусульманской доблести.

Меч, известный под именем «Зульфакар» – это тот самый меч, который был подарен Пророком (мир ему и благословение) своему зятю Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и по некоторым данным, на сегодняшний день это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.

Если мы наберём в поисковике интернет-браузера имя этого меча, то откроется множество картинок с изображением якобы меча «Зульфакар». Большая часть этих картинок будет с изображением меча с двойным лезвием. Но это далеко не меч «Зульфакар». Раздвоенное лезвие закрепилось в сознании людей, из-за названия меча, однако буквальный перевод этого слова означает «имеющий позвонки» (فقار - позвонки; ~ ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)

Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» (فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.

Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?

Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?

Если внимательно просмотреть исторические материалы и вдаться в подробности убийства нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мы найдём в известных книгах тариха (истории), например, в «Аль-бидая ва ан-нихая» (Ибн Касир), что Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) убил Абу Луълуъ аль-Маджуси мечом с раздвоенным лезвием.

В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:

«Умар (да будет доволен им Аллах) просил у Аллаха забрать его к себе и даровать ему шахаду (мученическую смерть на пути Аллаха) в городе Пророка (мир ему и благословение). В сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил:

«اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »

«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение) ».

И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.

И это случилось, когда Абу Луълуъ Файруз аль-Маджуси нанес ему удар мечом с раздвоенным лезвием во время утреннего намаза, в среду, 26 числа месяца зуль-хиджа. Он нанес Умару (да будет доволен им Аллах) этим мечом три удара (есть мнение, что ударов было шесть). Один из этих ударов был сделан в область живота, и Умар (да будет доволен им Аллах) после этого упал. Его заменил в намазе Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах). А когда этот неверный убегал, он наносил удары этим мечом всем, кто попадался ему под руку. Таким образом, он ранил еще тринадцать человек, из которых шестеро умерли, пока Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) не набросил на него бурнус (большой плащ с капюшоном), после чего он покончил с собой (да будь он проклят Аллахом).

Теперь посмотрите сами, что на самом деле возвеличивают эти шииты. Чем они подменили истинный Зульфакар Пророка (мир ему и благословение). Меч с раздвоенным лезвием – это меч Абу Луълуъа аль-Маджуси (да будет он проклят), которым он убил нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах). А вот эти маджусы (язычники) ненавидят нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) из-за того, что он разрушил Персидскую империю. Поэтому они и возвеличивают убийцу Умара (да будет доволен им Аллах). Для этого они простроили в Иране его зиярат, к которому ходят на паломничество как на хадж. И этот меч выставлен там как святая реликвия. Тем самым они обманывают наивных людей, которые считают из-за своей неосведомлённости, что это меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:

«رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »

«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар »

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:

«تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр ». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)

В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:

«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».

А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.

А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).

Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!

Нурмухаммад Изудинов

Миниатюра "Прием у султана Селима II". Турция, вторая половина XVI века

Миниатюра из книги "Шах-наме-и-Селим-хан" является свидетельством устойчивой османской традиции создания иллюстрированных историй каждого правления, которая возникла уже в XVI веке. На рукописные книги не распространялся исламский запрет на изображение живых существ.

Султан Селим изображен сидящим на золотом троне под балдахином. Он одет в светлый халат, подпоясанный красным поясом, и темно-синий кафтан, на голове высокая чалма. По правую руку от него стоят великий визирь и другие высшие чины государства, сзади - главный оруженосец и хранитель султанской мантии. На головах последних - высокие красно-золотые уборы. Оруженосец занимал в придворной иерархии третье место после визиря и хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.

Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети "Купол Скалы" в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.

Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб ("Брусок", "Прут") никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись ""Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его". Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб". Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.

Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Здание увенчано двумя куполами, прорезанными небольшими окнами, и окружено галереей, как и многие другие строения Топкапы. По-видимому, согласно изначальному замыслу первого заказчика, султана Мехмеда, дворец планировался как летняя резиденция, поэтому единственное назначение куполов - обеспечить освещение и увеличить объем воздуха в помещении, а галереи должны были не давать солнцу нагревать стены. Об этом же говорит открытая терраса с фонтаном, примыкающая к Павильону Фатиха с другой стороны.

С течением времени павильон XV века соединили с другим строением - Палатой военных компаний, основанной Мурадом IV в 1635. При строительстве галереи этой палаты использовались византийские колонны из зеленоватого камня. В помещениях Палаты военных кампаний, перестроенных в XVIII веке, в настоящее время размещается уникальная экспозиция кафтанов и других одежд султанов XV–XIX веков.

В Эндерун Хазинеси открыта выставка одного из самых больших собраний сокровищ в мире. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в этой экспозиции, размещенной в четырех залах.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные