Односоставные предложения: примеры, виды. Односоставное безличное предложение: примеры. Справочник по русскому языку

в 8 классе

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи :

1.Познакомить с понятием односоставное безличное предложение.

2. Научить выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, внимательное отношение к языку, к речи.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент (вступительное слово учителя).

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Это предложение мы употребляем очень часто. А в чем особенность этого предложения? (это предложение односоставное, в нем нет подлежащего)

Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных предложениях.

И начнем мы с небольшой разминки.

Продолжите высказывание:

1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи, это……(сказуемое ) .

2.Если в предложении два главных члена, то это предложение …. (двусоставное ).

3.Подлежащее можно легко восстановить в предложениях ….(определенно-личных ).

4.В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму…. (3 л. мн.ч. ).

II .Актуализация знаний.

Прочитайте предложения и укажите односоставные предложения: (запись на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) Смотри же, Вася, духом домчи: барина везешь (определенно-личное, сказуемое выражено глаголом 2-л., ед.ч. )

д) С тех пор Хорем его и прозвали (неопределенно-личное, сказуемое выражено глаголом 3-го л., мн.ч., пр. вр.)

е) Ермолай бросил несколько еловых веток в огонь.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом). Учащиеся затрудняются определить тип предложения.

Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

Объяснить название (определение)

Форма сказуемого

Употребление в речи

Обратите внимание на последнее предложение. Можно ли ответить на вопрос кто производит действие или испытывает состояние в форме И.п.? (нет ).

III . Изучение нового материала

Такие предложения называются безличными. Сегодня мы будем говорить о безличных предложениях. Давайте сформулируем задачи нашего урока. (Задачи формулируются учащимися самостоятельно, под руководством учителя)

Мы должны узнать:

- определение безличного предложения;

-способы выражения сказуемого в безличном предложении;

-значения безличных предложений;

-роль безличных предложений в тексте.

Безличные предложения – самая разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Посмотрите на раздаточный материал. Перед вами предложения. Прочитайте их.

1.Думается в основном о конце света. 2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. На душе было легко и радостно. 4.О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 5. Нет сна, есть видимость его. 6.В номере было накурено.7. Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего)

Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что в предложениях сообщается о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим, т.е подлежащего нет и не может быть.

А теперь вам предстоит выяснить, чем выражается сказуемое в этих предложениях. Давайте обратимся к материалам учебника. Вам поможет учебник-теория В.В. Бабайцевой параграф 183, стр.189-190.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении».

В данных предложениях обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах и материалом учебника.

1. Безличный глагол (с –ся и без –ся)

Думается в основном о конце света.

2 Личный глагол в безличном значении.

Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Слово категории состояния на -о

На душе было легко и радостно.

4.Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

5.Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
Нет сна, есть видимость его.

6.Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

В номере было накурено.

7. Инфинитив (модальное слово в сочетании с инфинитивом)

Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего).

- Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом).

Проверим, можете ли вы отличить безличные предложения от других односоставных предложений. Выполним тест.

1. Укажите вид односоставного предложения: «Тихо кругом».

а) безличное

б) определенно-личное

в) назывное

г)неопределенно-личное

2. Найдите безличное предложение.

а) Нет зимы без снега.

б) Иней покрыл все деревья.

в) Зимой тулуп всякому люб.

г) Зимняя ночь самая долгая.

3. Найдите безличное предложение.

а) Вижу высоко над головой сосны, облака.

б)Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

в) Какое великолепие и спокойствие

г)Зимой не услышишь пения птиц.

4. Найдите безличное предложение.

а) Елку уже нарядили.

б) Вижу заснеженную поляну.

в) Веет ветерком.

г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

а) Разозлилась зима: вздумала она всех заморозить.

б) Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

в) Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

г )Утро ясное, морозное, и дома не сидится.

И тест и проверка могут быть проведены разными способами.

Молодцы, продолжим работу и вспомним о задачах, которые мы сформулировали в начале урока. (Необходимо еще узнать значения безличных предложений; роль безличных предложений в тексте .)

Можем ли мы предположить, в каких текстах чаще всего используются безличные предложения? Предлагаю вам следующую работу. Необходимо прочитать текст, определить стиль, речи, тему текста. Выписать безличные предложения, выполнить разбор по членам предложения. Работать можно самостоятельно или в паре. Текст на карточках

1. На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, так и хочется куда-то мчаться и лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.

2. После полудня стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Становилось трудно дышать. Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовник быстро прикрывал стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. В оранжерее стало темно, как ночью.

Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего?
(В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы).

Какое предложение звучит красивее: «Наступает вечер» или «Вечереет»; «Я хотел заплакать» или «Хотелось плакать» ?

Давайте сделаем вывод о роль безличных предложений в речи. (Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

IV . Подведение итогов урока, задание на дом (рефлексия).

Урок подходит к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? Что нового вы узнали? Чему научились? Где вам пригодятся полученные знания?

Дома я вам предлагаю выполнить упражнения и составить текст на тему «Осенний день» только из безличных предложений.

Конспект урока русского языка

в 8 классе

по теме «Безличное предложение»

Цель урока: Продолжать формировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи:

1.Расширить и углубить понятие об односоставных безличных предложениях, дать представление о функционально-стилистических возможностях безличных предложений.

2. Отрабатывать умение выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

3. Формировать умение употреблять безличные предложения в устной и письменной речи.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, способствовать развитию представлений о богатстве выражения мыслей, красоте русского языка.

Тип урока : урок закрепления нового материала и формирований умений и навыков.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или/ и раздаточный дидактический материал (тесты, тексты).

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение темы «Безличные предложения» и начнем мы с проверки домашнего задания.

II . Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Сначала ответим на вопросы, которые я вам буду задавать. Ответ должен быть односложным: ДА или НЕТ

1. Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА )

2. Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в безличном предложении? (НЕТ)

3.Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

5.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

6.Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

Как еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с ловом категории состояния, сочетанием глагола или слова категории состояния –о инфинитивом,отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание, кратким страдательным причастием, инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом)

- Что обозначают, выражают безличные предложения? (Состояния человека, состояния природы)

А теперь послушаем ваши сочинения на тему «Осенний день», состоящие только из безличных предложений (заслушиваются и оцениваются работы нескольких учеников).

III . Основная часть (углубление знаний, формирование умений, отработка навыков)

В каких текстах употребляются безличные предложения? (в текстах художественной литературы)

Сегодня нам предстоит раскрыть богатство значений безличных предложений и их функционально-стилистические возможности, используя тексты произведений великого русского писателя И.С. Тургенева.

Может быть проведена беседа о писателе, с опорой на знания учащихся, можно заранее подготовить с несколькими учащимися сообщения, можно ограничиться словом учителя.

На уроках литературы, которые были посвящены творчеству И.С. Тургенева, мы изучали его рассказы из сборника «Записки охотника». Напомните какие («Бежин луг», «Бурмистр», «Два помещика», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч» ).

И.А. Гончаров писал о тургеневских «Записках охотника»: « Как живо рассказано - прелесть!.. Тургенев истинный художник, творец.…» И за этой высокой оценкой умение Тургенева рассказать о России так, как её видишь. Он обладает удивительным мастерством в описании русского человека и русской природы.

Давайте прикоснёмся к этому богатству и увидим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные безличные предложения.

В течение урока мы будем обращаться к примерам из произведений этого прекрасного русского писателя. И вот первое задание.

Прочитайте предложения. Найдите лишнее предложений, обоснуйте свой ответ. Запишите предложения, укажите способ выражения сказуемого. (Учащиеся работают самостоятельно, потом осуществляется проверка м.б проверка в паре или фронтальная проверка) .

Задание на доске или карточках:

Ветру не было.(состояние погоды )

Между тем на дворе совсем стемнело. (состояние природы )

А в прочем, перейдем теперь и к другому помещику.(О\Л)

Жаль мне было расставаться со стариком. (состояние человека )

Кругом так дрёматно и тихо. (состояние окружающей среды )

Ведь это грешно. (оценка действия )

Мне самому случалось подмечать в нём невольные признаки какой-то угрюмой свирепости. (обозначение случайности действия )

Давайте обратим внимание на значения предложений. Обратите внимание, что в предложении может содержаться оценка действия, действие происходит без производителя, возникает независимо от чьей-то воли, т.е. стихийно. Безличные предложения предоставляют возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас – помимо нашей воли, выразить модальное отношение говорящего к сообщаемому.

Обратимся к тексту.

Текст может быть предъявлен различными способами: с пропусками знаков препинания, с пропуском орфограмм, в деформированном виде.

- Прочитайте текст.

Учащиеся читают отрывок из текста самостоятельно, затем кто-то один читает вслух.

Из какого произведения И.С. Тургенева этот отрывок? («Бежин луг»)

О чем говорится в этом отрывке? (Рассказчик потерял дорогу, заблудился….

Давайте запишем первое предложение, выполним его разбор.

Один учащийся работает у доски.

Есть ли в составе этого сложного предложения односоставное предложение? (Да, …там не было никакой дороги … , данное предложение указывает на отсутствие чего- либо).

Скажите, в этом отрывке есть еще безличные предложения? (Да, Теперь опять нужно вправо взять.)

- Что выражает это предложение, какое значение имеет? (Предложение имеет модальное значение долженствования).

- А где находится это предложение, в какой части текста? (в конце абзаца, замыкает ССЦ)

- Функционирование безличных глагольных предложений связано с формированием целостности текста. Такие предложения могут выступать средством связности в ССЦ, т.е. реализовать внутренние связи в раскрытии микротемы, создавая смысловую цельность текста. Первое предложение дает оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается, а последнее завершает ССЦ организуя текст, деля его на смысловые части.

Безличные предложения вплетаются в художественный текст как необходимая составная часть повествования. Безличные глагольные структуры в начале повествования могут выражать общий зрительный фон явления, которое далее детально описывается, общее состояние психофизического восприятия человека, давать оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается. В безличных структурах может содержаться итог, показываться завершение процесса, вывод о состоянии, ощущениях героя. Еще раз прочтите отрывок.

IV . Подведение итогов урока

Что нового вы узнали о безличных предложениях? Какой вывод мы можем сделать? (Безличные предложения очень разнообразны по значению. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используются в художественной речи для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности. в произведениях И.С.Тургенева безличные предложения используются в речи рассказчика, в диалогах персонажей. Это делает их речь более выразительной. Безличные предложения участвуют в организации текста).

В качестве завершающего этапа урока я предлагаю вам следующее задание. Внимательно прочтите предложения из произведений И.С. Тургенева и заполните таблицу, указав номера предложений. Дополнительный плюс, если рядом укажете из какого рассказа это предложение.

Тип предложения

Порядковый номер предложения

Двусоставные

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

    Нам принесли туда соломы, сена… Н/Л

    Мальчик лет пятнадцати сидел кучером и с трудом удерживал сытого жеребца. Д

    Вообще аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии… Б

    Между тем подали ужин. Н /Л

    Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Д

    Ветру не было… Б

    Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню пару перепелов. Б

    Если позволишь, останусь ночевать у тебя в сенном сарае. О/Л

    Я открыл глаза и увидел Калиныча. Д

    Жаль мне было расставаться со стариком. Б

    А ко мне зайди погостить. О/Л

    Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья. Д.

    Меня откупили. Н /Л

Работа может быть ограничена по времени, проверена учителем после урока, или выборочно во время урока.

VI . Домашнее задание.

Выполните упражнение, в котором нужно заменить безличное предложение синонимичной конструкцией, из повести Тургенева «Ася» выпишите безличные предложения (6-7).

Во многих языках существует такое понятие, как безличное предложение. Но что это такое? Одинаковую ли оно имеет структуру в разных языках?

Чем отличаются безличные предложения и что это такое?

Безличными называют односоставные предложения, в которых главный член не предполагает субъекта действия в именительном падеже, при этом называет состояние или процесс основного действия. В предложениях подобного типа нет грамматического подлежащего как такового, так как в самом сказуемом нет обозначения действующего лица, которое выражается формой именительного падежа. Также подлежащее не получится определить через остальные части предложения.

Например, если в обобщенно-личном или неопределенно-личном предложении не было определено или обозначено подлежащее, но при этом оно подразумевается по контексту, то в строении безличного его нет вообще. Таким образом, в безличных предложениях подлежащее не только отсутствует в построении конструкции, но и не подразумевается по тексту. Примером может служить простое безличное предложение: "Светало".

Историческое развитие в разное время

Безличное предложение в разные исторические эпохи имело разный вид. Например, как считают А. М. Пешковский и Д. Н. Овсянико-Куликовский, самыми первыми безличными были конструкции с непосредственно безличным глаголом. К ним можно отнести следующие: "Морозит"; "Вечереет"; "Холодает" и так далее.

Безличные предложения в английском языке имеют такое же значение. (Например: It"s cold. - "Холодно".) В отличие от русского варианта английские конструкции имеют подлежащее, но не указывают прямо на предмет.

Предполагается, что в более далекие времена такие предложения состояли из двух слов, т. е. были двусоставными, например: "Мороз морозит"; "Погода холодает"; "Вечер вечереет". Похожие тавтологические построения предложений присутствуют и в современном русском языке, например: "Гром гремит".

Из-за чего появились безличные предложения?

Их возникновение является результатом абстрактного мышления, так как виден отход мысли от непосредственного субъекта, который производит или вызывает действие. На основании подобных конструкций можно создать безличное предложение со сказуемым, которое выражается безличной формой глаголов. Например: "Ветер свалил дерево" или "Ветром свалило дерево".

По мнению А. М. Пешковского, появление большого количества разновидностей конструкций безличных предложений связано с процессом вытеснения имени глаголом. Что и наблюдается в современном русском языке.

Большое количество безличных предложений получило широкое распространение в художественной литературе, в которой часто присутствуют фрагменты разговорного языка. Использование таких конструкций дает возможность описывать различные состояния, которые характеризуются немотивированностью или неосознанностью, благодаря чему действиям придается некий особый оттенок легкости и спокойствия. При этом происходит выделение непосредственно процесса с отрешенностью от самого деятеля. Именно благодаря таким возможностям происходит распространение и развитие конструкций безличных предложений, которые используются в художественной литературе и разговорной речи.

Чем могут быть выражены разные члены предложения в безличных конструкциях?

В таких построениях главный член предложения может выражаться:

  • личным глаголом, имеющим безличное значение;
  • безличным глаголом;
  • страдательным кратким причастием, имеющим форму среднего рода;
  • отрицательным словом или словосочетанием, которое выражает отрицание;
  • безлично-предикативным словом, которое употребляется с инфинитивом и без него.

Строение безличных предложений

Ввиду широкого употребления таких конструкций, их строение весьма разнообразно:

Особенности разных типов предложений

Для безличных глаголов, которые используются в качестве главного члена в безличном предложении, таких как: знобит, спится, моросит, светает, хочется, дремлется, морозит, тошнит и так далее, - необходима форма, которая совпадает с формой в 3-м лице единственного числа. А при употреблении в прошедшем времени нужна форма среднего рода в единственном числе, например: смеркалось, нездоровилось, вечерело и так далее. К примеру: "Ему нездоровилось".

Однако по своему значению эти глаголы не позволяют использовать вместе с ними существительные и местоимения в именительном падеже. В конструкциях подобного типа общее значение предложения определяется, исходя из значения безличного глагола. Таким образом, в зависимости от выбранного глагола такие предложения могут выражать состояние окружающей среды и природы, физическое и психологическое - деятеля или окружающих, необходимость, долженствование или моральную сторону происходящего.

Личный глагол как главный член предложения

Конструкции, в которых главный член выражается с помощью личного глагола в безличном значении, широко распространены в русском разговорном языке. При этом такие предложения имеют достаточно большое количество вариантов строения и значения. Личные глаголы, которые употребляются в безличной форме, лишаются своей начальной формы и используются в 3-м лице единственного числа или в прошедшем времени среднего рода.

В русском языке присутствует большое количество личных глаголов, которые можно употреблять в безличной форме. По этой причине возможно создание разнообразных конструкций с данным глаголом. Такие предложения могут выражать состояние природы, окружающей среды и природные явления, душевные переживания, психологические и физические ощущения действующего лица, описание необъяснимых явлений и действий вымышленной, фантастической силы.

Безлично-предикативные слова

Часто можно встретить безличные конструкции, в которых главный член предложения выражается безлично-предикативным словом. Иногда такие слова могут использоваться как главный член предложения, но только совместно с инфинитивом. Значение такой конструкции будет определяться как значение самого безлично-предикативного слова.

Как правило, безличные предложения, в которых присутствует безлично-предикативное слово с окончанием на , могут использоваться для обозначения и характеристики состояния окружающей среды и природы, психологического и физического состояния живых организмов, указания на необходимость, долженствование и возможность, а также зрительное, слуховое и психологическое восприятие окружающей действительности. Например: "Вот закончим - и будет весело".

Особенности употребления безлично-предикативных слов

Следует отметить, что безлично-предикативные слова, о которых упоминалось ранее, зачастую употребляются совместно с инфинитивом. В предложениях с такой структурой безличность может исчезать в зависимости от порядка слов. Такое же изменение может происходить и в конструкциях, в которых используются модальные слова. Например, оттенок невозможности или трудности. Примером может служить безличное предложение: "Мне трудно спорить с этим". При изменении порядка слов, как правило, теряется значение безличности. Это происходит потому, что инфинитив при изменении своей позиции, особенно при появлении длительной паузы, обретает функциональное значение подлежащего.

1. Безличными именуются предложения , сказуемое которых не допускает при для себя под-лежащего, не смешивается с именительным падежом; они обозначают действия и состояния, протекающие сами по для себя, в отсутствие их производителя. Ср.: Небо темнеет. Темнеет уж в равнине. 1-ое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне-ет). 2-ое предложение безличное: в нём говорится о дейст-вии, однако не указывается, кто его производит.

Безличные предложения могут обозначать:

1. Бытие, существование: Так было , однако так больше не будет . Я наде-ялся, однако вышло по другому.

2. Явления природы и стихийные явления: Светает! Ах, как скоро ночь минула! А на дворе издавна уж побелело. Зажгло грозою дерево. На лесопильном дворе пылает!

3. Явления, приписываемые судьбе, року: Не везёт ! Угораздило меня придти не впору.

4. Чувственные восприятия, чувства: Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом. По сонной реке тихо сверкнуло маленькой рябью.

5. Состояния организма, нередко болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз. Мой друг, мне уши заложило . В это самое время его лихорадило и разламывало .

6. Психологические переживания: Взгрустнулось как-то мне.

2. Глаголы-сказуемые в безличном предложении имеют форму 3-го лица единст-венного числа либо форму среднего рода единственного числа - в обоих случаях в отсутствие указания производителя дейст-вия: Мне не спится что-то. Утром меня лихорадило .

3. Сказуемое безличных предложений в большинстве случаев выражается последующими глаголами:

1) Личными глаголами в безличном употреблении (это глаголы, которые теряют формы конфигурации и застывают в форме 3-го лица единственного числа либо в форме прошедшего времени): Сеном пахнет ; Волной разбило лодку (ср. Сено пахнет ; Волна разбила лодку - те же глаголы употреблены в личной форме).

2) Личными глаголами в безличном употреблении, которые заполучили но-вое лексическое значение и перевоплотился в безличные глаголы: Вам везёт (о счастье, удаче). Работы хватает (довольно). Их личные формы везёт (Лошадка везёт ), хватает (Рыба хватает приманку) имеют совершенно дру-гое значение.

3) Фактически безличными глаголами, у каких нет омонимов посреди личных глаголов: Смеркается. Светает.

4) Безличное сказуемое нередко выражается особенной безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица либо формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь): не дремлет - не дремлется ; не веровало - не веровалось . Сказуемое это обозначает разные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи... Не спится .

5) В качестве безличного может употребляться и глагол бы-ло - будет (в значении «имелось» - «имеется»): Работы было недели на две. Истинное время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы - недели на две, а при от-рицании - безличной формой нет: Не было времени.- Нет времени.

4. Другие методы выражения сказуемого в безличных предложениях (эти сказуемые - состав-ные):

1) Составное глагольное сказуемое: Приметно ста-ло светлеть . Начинало смеркаться . Мне хотелось спать .

2) Составное сказуемое, в состав которого входят наречия категории состояния (есть возможность, обязано, нужно, нужно, необходимо, нельзя, постыдно, боязно, противно, жалко, пора, обидно, забавно, радостно, тепло, больно, сухо, сыровато, холодно, комфортно и др.), связка и ча-сто неопределённая форма глагола , к примеру: Было уже тем-но . Вам холодно чуть-чуть. Мне было жалко ста-рика. Нужно перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать . Забавно было слышать побрякиванье российского колокольчика. Жалко было мне рас-ставаться со стариком. Страшно было оставаться в потём-ках. О путешествии нельзя было и мыслить .

3) Составное именное сказуемое, в состав которого заходит форма среднего рода лаконичного страдательного причастия (на -но и -то ) : Про обиду было позабыто . Уж послано почтой.

4) Составное сказуемое в вопросительных безличных пред-ложениях, в состав которого входят неопределённая форма гла-гола и вопросительные местоимения либо местоименные наречия : Как проехать в Сокольники? Кому поручить эту ра-боту? Что сейчас делать ? Куда деваться от заморочек?

5) Составное сказуемое, в состав которого входят неопреде-лённая форма и неразложимые словосочетания , состоящие из глагола было - будет - есть (в значении «имеется» - «име-лось») и местоимения либо местоименного наречия при нём (было с кем, будет где, есть когда и т. п.): Вам будет на что поглядеть и подивиться . Мне было где перено-чевать . Есть когда мне чаи распивать! и т. п. При отрицании в этих сочетаниях возникают отрицатель-ные местоимения либо отрицательные местоименные наречия (с частичкой не ): Мне не к кому было обратиться за советом. Вам нечем будет заняться. При выражении реального време-ни глагол есть при отрицательном местоимении либо наречии отсутствует: Мне не на кого сетовать - сам повинет. Неза-чем закрываться!

5. Инфинитивные предложения - это безличные предложения, сказуемые которых могут быть выражены одной неопределённой фор-мой, в отсутствие всяких второстепенных слов. Безличные предложения с подобным ска-зуемым обычно употребляются в разговорной речи. Выражение их сопро-вождается особенной выразительной интонацией. Примечание. Некие языковеды выделяют инфинитивные предложения в отдельный класс односоставных предложений.

Сказуемое в инфинитивных предложениях, выраженное неоп-ределённой формой, обозначает:

1) неизбежность действия: Быть грозе ве-ликой;

2) необходимость действия: Не упрямься, душенька! Теперь-то себя и показать !;

3) сильное желание: Ещё одну минутку ви-деть её, попрощаться с нею, пожать ей руку;

4) невозможность действия (выраженного неопределённой формой глагола с отрицанием не ): Не на-гнать для тебя обезумевшой тройки! Никогда для тебя этого не сделать!

5) возмуще-ние, негодование: Шутить , и век шутить !;

6) ка-тегорический приказ: Молчать ! Встать !

В соединении с частичкой бы неопределенная форма передает все цвета сослагательного наклонения, как-то:

1) возможность действия: Быть бы дождю, кабы не ветер;

2) желательность действия: Эх, и мне бы туда поехать .

6. Упражнения на тему «Безличные предложения».

Упражнение 1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите без-личные предложения, обусловьте их сказуемое и укажите, чем оно выра-жено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара есть возможность было смотреть за его полётом.

2) Забавно было слышать посреди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье российского колокольчика.

3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся.

4) Он [Печо-рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... .

5) Он как тополь меж ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду.

6) А лошадка его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошадки н...чего придумать н...может быть. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пробовали её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] кинуть у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жалко с ним расстава...ся.

8) Когда отец воз-вратился, то н... дочери, н... отпрыска не было.

9) Воздух становился так редок, что было больно дышать.

10) Нам было надо спуска...ся ещё вёрст 5 по облед...невшим горам и топкому снегу. (М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 2. По образчикам поменяйте личные предложения безличными.

Эталон. Я желаю учить историю Москвы. - Мне охото учить ис-торию Москвы.

1) Я не желал отставать от других.

2) Он не посиживает обители.

3) Бабушка не дремлет.

4) Я не веровал в фуррор поездки.

Эталон. Снег занёс все дороги. - Снегом внесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень.

2) Ветер сломал сук на дереве.

3) Град попортил ростки.

4) Узкий ледок подёрнул лужи.

5) Огнь в ту же минутку окутал всю крышу.

6) Всё небо за-тянули сероватые облака.

7) Ураган снёс огромное количество хижин.

Эталон. У меня есть лыжи. - У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки.

2) Тут были белоснежные грибы.

3) У ме-ня была лошадка.

4) У меня было свободное время.

5) У него было рвение отрисовывать.

Источник материала Интернет-сайт

  • § 32 «Безличные предложения» в пособии А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое назывное предложение?
  • Что такое определённо-личное предложение?
  • Что такое обобщённо-личные предложения?
  • Что такое двусоставное предложение?
  • Что такое односоставные предложения?
  • Что такое неполное предложение?
  • Как отличать односоставные предложения от неполных двусоставных предложений?
  • Что такое генитивные предложения?
  • С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

    Понятие односоставных предложений

    Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

    Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

    Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

    В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.

    Односоставные предложения подразделяются на типы:

    1. Назывные (с основой из подлежащего).

    2. Со сказуемым в основе:

    • личные;
    • безличные.
    • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
    • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
    • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

    Особенности обобщенно-личных предложений

    Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

    При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

    Безличные предложение

    Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

    Сказуемое может выражаться разными способами:

    • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
    • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
    • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
    • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
    • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

    Виды сказуемого

    В односоставных предложениях

    В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

    1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
    2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
    3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

    В односоставных предложениях встречаются все указанные

    Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

    В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

    В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

    Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

    Односоставные и неполные предложения

    Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

    В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

    Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

    При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

    Роль односоставных предложений в языке

    В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

    Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. Примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля.

    Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

    1. Безличный глагол (без суффикса - ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

    2. Личный глагол в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. (в форточку дует (ветер))

    3. Безлично-возвратный дереват личного глагола (хочется сока, не спится)

    4. Предикативные наречия. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний. (жарко, светло, приятно)

    5. Предложно-падежные обороты. (мне не до тебя)

    7. Слово «нет» (нет времени). Глагол быть (не было, не будет).

    8. Краткое страдательное причастие (занято, запрещено).

    Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными . В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Главный член выражен независимым инфинитивом (Не открывать люк)

    Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т. д.

    Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать. Не менее распространено значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

    Побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи. Инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Остр.).

    Инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить. Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет)

    Инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. В стилистическом плане они отличаются от них большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Поэтому они свойственны разговорной речи и часто употребляются в художественной литературе, особенно в речи персонажей:...Быть грозе великой! (П.). Среди инфинитивных предложений выделяются предложения с главным членом, выраженным инфинитивом видать, слыхать (разг.), которые выступают в той же функции, что и безлично-предикативные слова со значением восприятия слышно, видно. Такие предложения обычно распространяются дополнением со значением объекта и свойственны разговорной речи. Ср.: Ничего не слышно. -Ничего не слыхать

    10.Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений .

    БП – это один из типов глагольных односоставных предложений.

    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА:

    Безличные глаголы. Вечереет; Светает.

    Личные в безличном употреблении (прош. время. средн.род, наст-буд. время 3 лицо ед.число, сослагат. наклонение – формы, совпадающие с личными, но значение лексически полностью нейтрализуется). Лодку унесло течением; В ушах звенит.

    Отрицательное глагольное слово «нет». Нет времени.

    Краткие страд. причастия. Вас не велено пускать; Занято; Закрыто.

    ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – разновидность односоставных предложений, в которых главный член выражен независимым инфинитивом.

    2 основных значения: 1) необходимости / долженствования, 2) выражают значение существования / несущ-я реалий.

    Они сходны с БП в том, что указание на субъекта не входит в грамм-кую основу. Субъект может выражаться формой Д.п. : (Тебе дежурить), может восстанавливаться из ситуации (Встать!), может иметь обобщенное значение (Как варить грибной суп (рецепт)).

    В ИП действие представлено как потенциальное. Оно не выражено как процесс, а лишь названо. ИП выражают разнообразные модельные и экспрессивные значения:

    1)неизбежность (Быть беде)

    2)желательность (Поспать бы хоть часок)

    3)возможность/невозможность (Здесь не проехать)

    4)побуждение, распоряжение, приказ (Молчать! Пропустить его) и др.

    В ИП можно выделить остатки спрягаемых глагольных форм:

    1)частица «бы» (Ей бы рабочей быть)

    2)формы глагола «быть»

    3)иногда – глаголы типа: Смотреть СТАЛО на что.

    Иногда эти предложения рассматриваются как промежуточный тип – БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ. Их структура: инфинитив + местоимение + связка в безличной форме (в наст. времени - нулевая).

    БИП имеют3 основных формы:

    2)утвердительная (Есть за чем ехать)

    Связь с этими компонентами (отрицательные / вопросительные местоимения, отриц-е частицы НЕ/НИ) характерна только для инфинитивных предложений, перевести глаголы в личную форму нельзя.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....