Олимпиада по литературе 3. Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему

3 класс. Вариант №1

1. Соедини линиями в правильном порядке.

а) Баю-бай,

Ты, собачка, не лай. Загадка

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

б) На осинке росинки

Засверкали утром перламутром. Считалка

Будем в прятки мы играть. Скороговорка

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты поди-ка, поводи.

г) Без рук, без ног, а рисовать умеет. Колыбельная песня

2. Прочитай текст и по прочитанному тексту выполни ряд заданий.

Птицы

У птиц всего две ноги. Но они ими не только ходят. Попугаи и клесты прекрасно лазают по ветвям. Ногами птицы могут разгребать листочки и травинки. Ногами защищают и нападают. Ястреб несёт в когтях добычу. Страус лягает соперника. Рябчик раскапывает муравейник. Фазан шпорами на ногах бьёт соседа. Вальдшнеп в ножках может унести своего птенца. (По Н. Сладкову.)

1. Определи тип текста:

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

2. О скольких птицах идёт речь в рассказе? Укажи ответ цифрой.

3. Напиши свое заглавие к тексту.

а) Если я чешу в затылке —

В голове моей опилки,

б) - Смотри, сторожи хорошенько! — приказал ему кавалер на прощание, хлестнул по огурцам, и карета умчалась в облаке пыли.

в) - Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

— А что, трудно вот так летать?

4. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом):

Клевать носом медленно

Водить за нос мешать

Делать из мухи слона дремать

Свалиться как снег на голову обманывать

Вставлять палки в колёса неожиданно

В час по чайной ложке преувеличивать

5. К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль:

а) повесть; б) басня; в) былина; г) рассказ?

6. Закончи пословицу: «У глупого что на уме, то и на..»

а) руке; б) голове; в) языке; г) колене.

7. Назови стихотворение С. Маршака:

Нахмурилась ёлка, и стало темно,

Трещат огоньки, догорая...

а) «На празднике»; б) «После праздника»; в) «Между праздниками».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

а) Ф. Тютчев; б) И. Никитин; в) С. Есенин; г) Е. Трутнева.

9. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мами- на-Сибиряка «Серая Шейка»?

а) стихотворение; б) басня; в) рассказ; г) сказка; д) повесть.

3-й класс. Вариант №2

1. Подчеркни поговорки, близкие по своему значению:

Без нитки и иголки не сшить сарафанчик.

Без верёвки и веник рассыпался.

Без клещей кузнец, что без рук.

Без столбов не стоит заборчик.

Без копейки рубля нет.

2. Прочти стихотворение С.Есенина и подумай:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

Какая картина рисуется в твоём воображении? Опиши эту картину несколькими словами.

3. Составь рассказ (историю, сказку, притчу и т. д.) на заданную пословицу:

«Нет милей дружка, чем родная матушка»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

4. Назови как можно больше героев сказки «Незнайка в Солнечном городе». Кто автор этой сказки?

Ответ: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, Авоська, Небоська. Автор — Н. Носов.

5. Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино» и множество других литературных произведений. Был убит на дуэли. Назови его фамилию.

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

6. Ученик школы чародейства и волшебства «Хогвартс» из сказочных романов Дж. К. Ролинг известен во всем мире. Как его зовут?

Ответ: Гарри Поттер.

Ответ: Золушка. Шарль Перро, братья Гримм.

A) Р. Киплинг 1. Буратино

Б) А. Толстой 2. Бармалей

B) Э. Успенский 3. Барон Мюнхгаузен

Г) К. Чуковский 4. Чебурашка

Д) Р. Распе 5. Маугли

Ответ: А - 5; Б - 1; В - 4; Г - 2; Д - 3.

4-й класс. Вариант №1

1. На одном из языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», медведь - «балу», удав — «каа». Как звали главного героя этой сказки и кто ее автор?

Ответ: Маугли. Р. Киплинг.

2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках:

слёзы булатные

руки горькие

мечи золотые

3. Напиши названия произведений, из которых взяты приведенные ниже строчки. Кто их автор?

а) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

б) Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался,

И метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

в) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа.

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый...»? Кто автор стихотворения, и как называется поэма?

Ответ: А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

A) Д. Дефо 1) Гек а) «20 000 лье под водой»

Б) М. Твен 2) Немо б) «Робинзон Крузо»

B) Н. Носов 3) Алиса в) «Незнайка на Луне»

Г) Л. Кэрролл 4) Пятница г) «Приключение Тома Сойера»

Д) Ж. Берн 5) Знайка д) «Алиса в Зазеркалье»

Ответ: А—4—б; Б-1-г; В-5-в; Г-З-д; Д-2-а.

«Телефон» Н. Носов

«Фантазёры» С. Есенин

«Черёмуха» А. Погорельский

«Три Толстяка» Ю. Олеша

«Чёрная курица» К. Чуковский

7. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:

Матроскин — ______;

Пеппи Длинный чулок — ____;

Каа — _______;

Рикки-Тики-Тави — _______;

Салтан — _______;

Страшила — _______.

8. Чем отличаются слова «серебряный» и «серебристый»? Объясни. Приведи примеры и запиши словосочетание с каждым словом.

4-й класс. Вариант №2

1. Ответь на блиц-вопросы:

1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

2. Какую соль не кладут в суп?

3. Из какого крана не льётся вода?

4. По какому мостику нельзя перейти реку?

2. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок:

а) Сказка о потерянном _________.

б) Пузырь, _______ и лапоть.

в) ________ королева.

г) Стойкий ________ солдатик.

д) Сказка о ______ царевне и о ______ богатырях.

1. В. Васнецов А. Зимний дворец

2. П. Чайковский Б. Лебединое озеро

3. Б. Растрелли В. Богатыри

4. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Г.-Х. Андерсена.

6. К какому жанру относятся данные литературные произведения:

1. А. Барто, «Игра в слова»;

2. «Исцеление Ильи Муромца»;

3. Д. Родари, «Солнце и туча»;

5. И. Крылов, «Чиж и Голубь»;

6. В. Драгунский, «Заколдованная буква»;

7. К. Паустовский, «Барсучий нос»;

8. «Добрыня и змей»;

9. Р. Киплинг, «Маугли».

а — сказка; б — басня; в — рассказ; г — былина; д — стихотворение; е — повесть.

7. Прочти стихотворение Юрия Кушака и выполни задания.

Снаружи - слякоть, мокрота.

На лужах пузыри....

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Как бы ты назвал это стихотворение? Напиши.

Какие загадки ты знаешь про дождь? Вспомни и напиши не менее двух.

8. В этом тексте нужно подчеркнуть сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, внесенные в стихотворение. Перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит...

Олимпиада по литературе для 3 класса. 2010 год.
1. Прочти, знакомые пословицы, поговорки и соедини стрелкой пословицу со словом, отражающим её значение.
1) Стоит по горло в воде, а пить просит. Трудолюбие 2) Уплыли годы, как вешние воды. Старость 3) Дома как хочу, а на людях как велят. Жадность 4) Чему быть, того не миновать. Помощь 5) Работа силушку копит, а лень топит. Судьба 6) Всякое умение трудом даётся. Приличие
2. Установи соответствие и соедини стрелкой автора и его произведение.
1) Владимир Даль «Алёнушкины сказки» 2) Всеволод Гаршин «Аленький цветочек» 3) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Воробьишко» 4) Семён Аксаков «Девочка Снегурочка» 5) Максим Горький «Лягушка-путешественница»
3 . Устойчивые словосочетания заблудились. Отправь их стрелками в нужное предложение.
Скоро дело наладилось и пошло.. как сивый мерин Я знал городские улицы... как рыба в воде Гости свалились... спустя рукава Он всегда врёт... как по маслу У себя во дворе Мишка был... как свои пять пальцев как снег на голову 4. Зачеркни лишнее, напиши, что объединяет.

    Данила-мастер, Серый волк, девочка Дарёнка, Машенька, Хозяйка Медной горы, Серая Шейка, Огневушка-Поскакушка.
    А.Блок, Л.Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, А,Чехов, С.Есенин, М. Лермонтов. ______________________________________________________________________________________________________________
    Осёл, медведь, лиса, мартышка, волк, слон, козёл, лошадь.

__________________________________________________________________________________________________________________________

переверни страницу

5. Подпиши имена героинь сказок, укажи авторов и названия этих произведений.

а) «Меня принес сюда ураган в этом домике… Я только маленькая девочка… Если вы хотите помочь мне, дайте возможность исполнить ваши заветные желания…» __________________________________________________________________________________________________________________________

б) « Я обыкновенная девочка… Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции» __________________________________________________________________________________________________________________________

в) «Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!» __________________________________________________________________________________________________________________________

г) «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии кажется… Прежде всего надо убедиться, что на этом пузырьке нигде нет пометки «Яд!»… Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». __________________________________________________________________________________________________________________________

д) «Я просто … посмотрела на себя со стороны. Это очень забавно! Ой! Если ты мое отражение, значит, ты… должна быть левшой?...»

__________________________________________________________________________________________________________________________


6. Вспомни сказки А. Волкова 1) По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? __________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город __________________________________________ _____________________________________________________________ а)Как зовут волшебницу, которая боялась воды? _____________________________________________________________
б) Сколько лет она не умывалась? ____________________________

6.в. 1)Страна Живунов, Мигунов,Болтунов. 2) Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Храбрый Лев. 3) Бастинда, 500 лет

Огромное количество тестов показывает не только способность школьников мыслить логически, но и анализировать, делая правильные выводы из нескольких вариантов задач. После прохождения тестов на выбранную тематику, мгновенно отображается процент успешности и отсылается на электронную почту отчёт. Если знания на высоте, то школьник может получить диплом, подтверждающий свой уровень знаний.

Прохождение шаг за шагом нескольких заданий по разным выбранным самим учеником темам, показывает возможность увидеть свои слабые и сильные стороны в освоении школьной программы по литературе. Быстрое тестирование полученных знаний указывает на допущенные ошибки в изучении того или иного материала, который, не откладывая можно повторить.

Для школьников младших классов помимо онлайн олимпиады по литературе для третьеклассников также доступны бесплатные викторины, которые в интересной и познавательной форме создают соревновательный дух борьбы за первое место. Победители таких викторин могут с достоинством похвастаться перед своими сверстниками дипломами за выигранные почётные места в конкурсах.

Уникальная возможность раскрытия способностей

Всероссийские олимпиады не дают такого разнообразия форм тестирования знаний как на онлайн сайте Солнечный свет. Доступность и понятность сайта позволяет зарегистрироваться и принять участие в олимпиадах школьникам начальных классов даже с минимальным уровнем знаний. Традиционные муниципальные олимпиады раскрывают творческий потенциал не у всех учащихся. Подключившись к олимпиаде по литературе для 3 класса, школьникам предлагается множество вопросов, охватывающих весь материал. Такие онлайн олимпиады практически расширяют спектр участия в них школьников: от самых отсталых до отличников. Организаторы педагогического портала Солнечный свет смогли удивить и заинтересовать всех малышей, делающих свои первые шаги, взбираясь на учебный Олимп.

Очень доступно, удобно и интересно можно расширять свой кругозор, проходя весёлые тесты и участвуя в занимательных викторинах. Школьники в полуигровой форме смогут сами легко и без всяких затруднений пройти всевозможные тесты по всем школьным разделам. Но вопросы, подобранные для тестов и викторин опытными педагогами, не всегда имеют простое решение. Соответственно и ответы потребуют логического мышления и всесторонней эрудированности.

Оценка знаний

Пройти бесплатную олимпиаду для 3 классов предоставляет возможность педагогический портал Солнечный Свет с выдачей официального диплома, который можно заказать и доставить в любой город России - это уникальная возможность проявить себя на всероссийском уровне и непредвзято оценить качество своих знаний.

Олимпиада по литературному чтению для 3 класса

Фамилия, имя ___________________________________________ класс

1. Что можно отнести к устному народному творчеству?(1 балл)

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) сказки, анекдоты, летописи.

г) рассказы, скороговорки, сказки

2. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина (1 балл)

“А царевна все ж милее, а) царевна

Все ж румяней и белее” б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

3. После какого “щелчка лишился поп языка”? (1 балл)

а) первого в) четвертого

б) второго г) третьего

4. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи? (1 балл)

а) три в) семь

б) пять г) четыре

5. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин? (1 балл)

а) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Петербургский университет

6. Кто написал строки о наступлении весны? (2 балла)

“Зима ещё хлопочет а) А. А. Фет

И на весну ворчит. б) Ф. И. Тютчев

Та ей в глаза хохочет в) И. С. Никитин

И пуще лишь шумит…” г) И. А. Бунин

7. Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”? (2 балла)

8. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи - животные?

(2 балла)

а) былина в) басня

б) сказка г) роман

9. Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову? (2 балла)

а) "Веселая семейка"

б) "Фантазеры"

в) "Два друга"

г) "Корзина с еловыми шишками"

10. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. (по 1 баллу за каждый ответ = 3):

Поди, туда – не знаю куда,__________________________________________

Скоро сказка сказывается,______________________________________

Это всё присказка____________________________________________

11. Какое произведение не является басней? (3 балла)

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Г. Х. Андерсен. Карлик Нос

Ш. Перро Муха - Цокотуха

К. Чуковский Золотой ключик

В. Гауф Кошкин дом

А. Толстой Снежная королева

С. Михалков Ослиная шкура

13. Продолжи названия произведений (по 1 баллу за каждый ответ = 5):

Сказка Ш. Перро “Красная ___________________________”

Рассказ В. Бианки “Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой “Синие ___________________________”

Рассказ А. Куприна “Белый ___________________________”

Сказка Ш. Перро “Синяя _____________________________”

«Конёк – Горбунок» ____________________________

«Сказка о золотом петушке»_____________________

«Аленький цветочек»___________________________

«Городок в Табакерке»___________________________

«Серебряное копытце»___________________________

15. Работа с текстом. Прочитай. (по 1 баллу за каждый ответ = 5)

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей…

А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? (Отмечай правильный ответ знаком «+»)

Цыплята

3. Чему удивляются цыплята?

4. Чему удивляются воробьята?

Тому, что птицы сами ищут еду.

Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

10.Поди, туда – не знаю куда, возьми (найди) то, не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка – сказка будет впереди.

12. А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Шифр ___________

Олимпиада по литературному чтению. 3 класс.

Дорогой друг! У тебя всё получится. Желаем удачи!

1 . Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему? (по 1б.)

сеинен вючтет ошела шпирнив дорира нупшик

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . По началу произведения определи его жанр: (по 1б.)

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... _____________________________

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...________________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...______________________________

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии..._________________________

5) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...____________________________________________________________

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой..._______________________________________

3 . Соедини название сказки и наиболее подходящую к нему пословицу: (по 1б.)

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

4 . В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов. (по 2 б. за произведение и за авторов)

1) ""Найденная луна"" ____________________________________________

3) ""Прекрасный лебедь"" __________________________________________

2) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _______________________

_________________________________________________________________

4) ""Умник на солнце""________________________________________________

5. Подумай, во что могли превратиться в наши дни эти волшебные вещи: (по 1б.)

1) Гусли-самогуды___________________________________________

2) Ступа___________________________________________________

3) Чудо-зеркало______________________________________________

4) Сани, что везут сами______________________________________

5) Перо Жар-птицы __________________________________________

6. Запиши 3 произведения, имеющие в своем названии какой-либо цвет. Если помнишь авторов, тоже запиши: (по 2б. за произведение и по 2 б. за авторов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 . В стихотворениях Ф.И. Тютчева немало устаревших слов. Как ты понимаешь следующие слова? Впиши правильный ответ в таблицу: (по 2 б.)

чело

очи

ланиты

уста

выя

зеница

длань

вежды

перст

лик

8. На ком или на чём совершили путешествия: (по 2 б.)

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья _______________________________

б) За медом Вини-Пух ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка _____________________________

г) На крышу Малыш _________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка ___________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________________________________

9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно. (до 20б.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за работу!

Ответы к заданиям:

1. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Пушкин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель. (по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением )

№ 2.

    стихотворение

    рассказ

    басня

    летопись

    сказка

    былина (по 1 баллу за каждый верно определённый жанр)

3. 1 – б, 2 – в, 3 – а. (3 балла)

4. 1) «Краденое солнце» К.Чуковский

2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин

4) « Незнайка на Луне» Н.Носов

(16 баллов – по 2б за каждое верное название и каждого автора)

5. Магнитофон, плеер

Самолет

Телевизор, компьютер, скайп

Автомобиль

Лампа (5баллов)

6. ,Аленький цветочек” С.Аксаков

Синяя борода” Ш.Перро

Красная Шапочка” Ш.Перро

Серая Шейка” Д. Мамин-Сибиряк

Черная курица…” А.Погорельский и т.д.

№7. 1-в,2-г,3-б,4-а,5-Ё,6-д,7-е,8-з,9-ж,10- и (2 б за каждый правильный ответ).

Слова для справок : 1) рот, губы; 2) щёки; 3) лоб; 4) глаза; 5) глаз, зрачок; 6) рука, ладонь; 7) шея; 8) палец руки; 9) веки; 10) лицо

8. а) на воздушном шаре, б) на воздушном шарике, в) на ласточке, г) на Карлсоне, д) на утках, е) на ковре-самолете (по 2 б.)

Максимальный балл - 100



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....