Основные эпохи китайской истории

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая

В 1949-1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.

Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

Именно Дэн Сяопин способствовал стабилизации политической ситуации в Китае и ускорению его социально-экономического развития. При нём внешняя политика страны, в отличии от эпохи Мао, стала пассивной. В конце 1980-х - начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).

После образования КНР в декабре 1949 года были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР - социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа депутатов Постоянный Комитет (около 150 человек).

К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.

Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.

Председатель КНР - Ху Цзиньтао

Китайская Народная Республика (КНР). К концу затяжной войны китайского народа против агрессии военно-империалистической Японии (1937-1945 гг.) сложились благоприятные условия для завершения и конституционного оформления результатов освободительного движения, направленного также против колониальных притязаний европейских держав и США. В 1943 г. союзники Китая (США, Англия, Франция и др.) отменили неравноправные договоры с этой страной, а позже, при создании ООН, Китаю было предоставлено одно из пяти постоянных представительств в Совете Безопасности (наряду с Англией, Францией, США и СССР). Однако внутри страны продолжало существовать военно-политическое противостояние двух лагерей - Гоминьдана (национальная партия с лидером Чан Кайши) и Коммунистической партии Китая (КПК) (лидер Мао Цзэдун). К концу войны под контролем компартии проживало около четверти населения страны. Успеху ее в дальнейшем содействовали восстания против гоминдановского режима в национальных районах (в Синьцзяне, Внутренней Монголии и на Тайване) и внутренние политические и экономические трудности. В условиях многолетних гражданских и национально-освободительной войн компартия подверглась военизации, а ее программные установки - националистическим перетолкованиям, которые способствовали возникновению "китаизированного марксизма" с лозунгом уже не диктатуры пролетариата, а демократической диктатуры народа (1949 г.).



Последняя составила основу государственной власти провозглашенной 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики. Руководимая рабочим классом "демократическая диктатура народа" основана на союзе рабочих и крестьян, она объединяет все "демократические классы" и все национальности Китая. В программных установках компартии в этот период провозглашались задачи доведения до конца народно-освободительной борьбы, освобождения всей территории страны, завершения дела объединения страны, ликвидации всех особых прав и привилегий империалистических стран в Китае, осуществления аграрной реформы, национализации бюрократического капитала и защиты интересов всех основных слоев и классов общества, включая и национальную буржуазию. В 1952 г. была выработана генеральная линия на так называемый переходный период к социализму, который включал в себя прежде всего "социалистическую" индустриализацию и "со-циалистические" преобразования. Эти же положения о переходном периоде были включены в Конституцию 1954 г. Конституция была принята на Всекитайском собрании народных представите-лей, которое избрало также Председателя КНР (Мао Цзэдун), его заместителя, председателя Постоянного комитета этого собрания (Лю Шаоци) и премьера Государственного совета (Чжоу Эньлай).



В 1958 г. компартия уточняет свою "генеральную линию". Она решает форсировать экономическое преобразование, осуществить "большой скачок" и разом достичь светлого будущего, действуя по принципу: "три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья". Первой крупной жертвой этого утопического эксперимента стала деревня. При этом Мао дал установку на принуждение к тем, кто должен стать членом "народных коммун". В них было в среднем по 20 тыс. крестьян, у которых все обобществлялось, включая приусадебные хозяйства. Жизнь крестьян строго регламентировалась - строем ходили на работу и все вместе питались в столовой. Оправдывая насилие в отношении членов коммун, Мао заявил на одном из совещаний: "Нельзя придерживаться только одной демократии, надо сочетать Маркса с Цинь Шихуан-ди" (древнекитайским деспотом).

Однако уже через три года пришлось вносить коррективы и в эту "генеральную линию" ввиду оппозиции в аппарате партии и государства. На волне борьбы с оппозицией Мао поощрил еще одну кампанию по подталкиванию истории, которая известна как "великая пролетарская культурная революция". Насилие и хаос, вызванные борьбой с пережитками старого общества, пришлось подавлять с помощью армии. Некоторое смягчение репрессивного курса наступило после кончины Мао в сентябре 1976 г. Декабрьский пленум ЦК КПК 1978 г. положил начало осуществлению новых реформ в экономической, политической, технологической и военной областях. Этот год стал точкой отсчета нового периода социальной истории Китая, поскольку социалистическая страна с четвертью населения Земли достигла впечатляющих успехов, избежав угрозы надвигавшегося голода и добившись ежегодного прироста производства на 12-13%. Реформы впоследствии были названы Дэн Сяопином, главным инициатором этих перемен, строительством "социализма с китайской спецификой".

В отличие от стратегии предшествующего периода социализм отныне не мыслился без высокоразвитой экономики. Его созидание предполагало проведение "четырех модернизаций" - сельского хозяйства, промышленности, науки и техники, национальной обороны. На практике это было связано с переходом к системе семейного подряда в деревне, ликвидацией уравниловки в распределении, с введением хозрасчета и развитием большей самостоятельности в промышленности, а также с признанием отсутствия угрозы "большой войны" и необходимостью реформирования армии с целью усиления ее боеспособности в защите государственных интересов в регионе и мире и в случае необходимости - с целью успешного ведения локальных войн и стратегического крупномасштабного развертывания.

В области совершенствования политической системы внимание обращено на разграничение функций партийных и правительственных органов, расширение прав низовых организаций, на развитие демократии и гласности, перестройку избирательной системы. В 1982 г. была принята новая конституция, впоследствии снабжённая поправками и уточнениями. С 1982 г. вводится автономия для национальных районов (как было в первой Конституции 1954 г., составленной со значительными заимствованиями из советского опыта конституционно-правового регулирования). Однако на пути преобразований наибольший консерватизм демонстрируют партийная структура, госаппарат, армия. И все же есть сдвиги и в этой области. Они связаны с процессом децентрализации власти, которая предстает в двух основных разновидностях - перераспределение властных полномочий от государства к обществу и от центра к местным учреждениям.

Теория социализма с китайской спецификой является своеобразной компромиссной платформой для фракций догматиков и прагматиков внутри партии, для консерваторов и реформаторов внутри властных структур и оправданием многоукладности "социалистической рыночной экономики". Структура руководящей политической партии параллельна и совместима со структурой государственных органов - от низших административных единиц и отдельных предприятий и учреждений до учреждений общенационального уровня.

Партийную иерархию венчает генеральный секретарь Центрального комитета партии, который одновременно является Председателем Китайской Народной Республики и Председателем Цен-трального Военного совета КНР (в настоящее время этот пост занимает Цзян Цзэминь, 1926 г. рождения). Генсек входит в узкий круг временных руководителей, составляющих Постоянный Комитет Политбюро ЦК КПК. В этот орган входит премьер Государственного совета (Центрального народного правительства), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКС) и некоторые другие. Политбюро включает 19 членов и двух кандидатов в члены Политбюро. В этой структуре партийных органов во многом воспроизводятся структуры, существовавшие в Советском Союзе.

Особую роль с недавних пор стали выполнять организации, входящие в состав Политического консультативного совета. Здесь вместе с КПК сотрудничают некоммунистические партии, объединяемые общим названием "демократические партии". Часть из них (возникла еще до создания КНР, в начале 40-х гг. Таковы Революционный комитет Гоминьдана Китая (Гоминьдан - название партии борьбы за национальную независимость), Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунгно Чжигундан (Партия во имя справедливости, состоит из реэмигрантов). После 1992 г. эти политические организации именуются "партиями, участвующими в политической жизни". В партийные документы и в конституцию была включена формулировка о "системе многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК". Она сменила формулу о "длительном сосуществовании и взаимном контроле КПК и демократических партий".

Самой уникальной, помимо четырех модернизаций, задачей можно считать реформу госаппарата, начатую в 1993 г. и рассчитанную на три года. Эта реформа имела целью всеобъемлющую" перестройку административной системы и аппарата, с тем чтобы, дать "простор производительным силам" и содействовать созданию "социалистической рыночной экономики". Реформа охватила комплексные и специализированные хозяйственные подразделения (от Госплана до подразделений министерств). Из 86 учреждений Госсовета - канцелярий, госкомитетов, гос.управлений, рабочих комитетов - было оставлено 27 и сокращено, таким образом, около четверти от общего числа всех учреждений. В 1994 г. была открыта Государственная административная академия, предназначенная для обучения кадров высшего и среднего звена. Управленческие кадры готовят в обычных вузах, а также в техникумах, партийных школах - центральных и местных, которых насчитывается около 7 тыс. на 54 млн членов партии.

В партийных постановлениях важность воспитания и отбора кадров связывается с необходимостью практически руководить строительством социализма с китайской спецификой в его модернизированном виде и быть, таким образом, готовыми "взять на себя огромную ответственность за переход страны в следующий век". Главной стратегической задачей КНР и КПК, зафиксированной в конституции и Уставе партии, является превращение страны к середине будущего столетия в "могучее, демократическое и модернизированное социалистическое государство". Задача эта должна решаться путем "коренного преобразования экономической системы при сохранении основ социалистического строя общества".

Одна из надвигающихся проблем нового периода истории - это опасность "регионализма". Экономический рост отнюдь не уменьшает неравенства в экономическом и политическом развитии отдельных регионов. Промышленный потенциал отдельных провинций может превышать потенциал других в 3-4 раза, и в этом коренится опасный дестабилизирующий фактор. Сохраняет свою остроту и проблема воссоединения Тайваня с континентальной частью страны. Правящая и процветающая на Тайване партия Гоминьдана признает необходимость такого объединения, но только после проведения там рыночных реформ.

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.
После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.
Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал.

Вслед за падением Маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашением республики в стране началась долгая гражданская война.

Китайская революция в 1911 г. свергла Маньчжурскую династию. Лидер революции Сунь Ятсен был объявлен временным президентом. 12 февраля 1912 г. было провозглашено основание Республики Китай и официально отменено императорское правление. Сунь Ятсен был президентом всего три дня, после чего он подал в отставку. Китаем до своей смерти в 1916 г. правил военный лидер Юань Шикай. Затем политическая ситуация в стране вышла из-под контроля. Последователи Юань Шикая правили из Пекина, а патриотическая партия Сунь Ят-сена (Гоминьдан) сформировала альтернативное правительство в Кантоне. В течение следующих десяти лет в стране бушевала гражданская война. Демонстрации студентов в 1919 г. против Версальского договора, по котором) к Японии отошли германские колонии в Китае, привели к созданию в 1921 г. Китайской коммунистической партии. Позднее КПК объединилась с Гоминьданом. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. лидерство в Китае и Гоминьдане перешло к Чан Кайши.

Гражданская война в Китае

В 1926 г. Чан Кайши предпринял военную экспедицию против военачальников на севере страны, намеревавшихся свергнуть I гоминьдановское правительство. В этом ему помогла Китайская коммунистическая партия. Вместе они победили мятежных военачальников, но в 1927 г. союз между коммунистами и Гоминьданом распался, и обе стороны начали борьбу между собой, вошедшую в историю как Гражданская война.

В 1927 г. Чан Кайши сделал Нанкин своей столицей. В том же году гоминьдановцы выгнали коммунистов из Шанхая. Они объявили об объединении Китая, хотя еще не имели контроля над всей территорией страны.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Три принципа Сунь Ятсена:

— национализм (свержение династии маньчжуров)

— народовластие (республиканско-демократический строй)

— народное благоденствие

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 6826 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма.

Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами.

В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутренного рынка для китайской национальной промышленности.

Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи буржуазной революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам - арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани - 71%, в Сы-чуани - 70%. Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г.

в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае буржуазной революции могла быть национальная буржуазия.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий.

К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной буржуазией и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной буржуазии требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением буржуазия не могла стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае буржуазная революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

Страницы: 1 23456

Китай в начале 20 века

В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г.

положила начало империалистическому контролю над этим районом.

После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров.

В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн.

ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма. Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами. В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутреннего рынка для китайской национальной промышленности.

Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала.

Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли.

Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г. в Китае насчитывалось свыше 650 тыс.

промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае революции могла быть национальная элита.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в.

продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий. К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной элитой и феодально-абсолютистской цинской династией.

Интересы национальной элиты требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением элита не могла стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер.

Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия.

Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год.

(0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ XX-XXI ВВ.

Солодун И.А., Субхонбердиев А.Ш.

В данной статье раскрывается тема развития экономики Китая второй половины ХХ века. При написании данной работы я обращаюсь к истории экономической жизни Китая XX века, и попробую разобраться в сути «экономического чуда», которое произошло в 1978-1997гг., а так же реформах в конце 70-х годов. Особое внимание здесь уделяется социально-экономическим сдвигам в Китае (1918-1927гг.).

В этот период произошло усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок, проявившееся в увеличении экспорта капитала в Китай. Это усиление привело к дальнейшему развитию китайского капитализма. Схожесть причин, приведших к необходимости преобразования и в СССР, и в Китае, очевидна. Важно также и то, что в Китае этот процесс начался раньше, и мы могли наблюдать за его ходом, анализируя все положительное и отрицательное в нем.

Ход событий в нашей стране однозначно показывает, что в самом начале реформирования были допущены серьезнейшие ошибки, и может быть есть доля вины в том, что наше государство не в полной мере учла опыт Китая.

Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.

Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличении экспорта капитала в Китай, в увеличении роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918г. составили 1691 млн. долларов, то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы - 3016млн. Это обострение межимпериалистического соперничества, которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.

Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом.

К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма. Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы. В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%).

Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак).

Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия. 3. Экономическое «чудо» в Китае 1978-1997гг. Беспрецедентные успехи экономического развития Китая стали одним из важнейших событий мировой истории (1978-1997 гг.). В этот период экономических реформ ВВП страны возрос в 5,7 раза, или в среднем на 9,6% в год.

Это означает, что он удваивался практически каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) - в 3,4 раза.

За тот же период ВВП России сократился на 30%. В эти годы считали, что «При сохранении в ближайшие годы основных тенденций развития экономики Китая даже при некотором замедлении темпов его экономического роста и существенном ускорении их в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 г.

Китай превзойдет Россию и по показателям ВВП на душу населения. К тому же времени величина китайского ВВП будет превышать объем российского не менее чем в 10 раз; весьма вероятно также, что китайская экономика по своим размерам превысит американскую и станет крупнейшей в мире».

В октябре 2010 г. завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение “о создании процветающего общества в Китае к 2020 году”.

Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 годы.

Как отмечено в документах Пленума, “основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста”.

Следует отметить, что 12-й пятилетний план (2011-2015 гг.) является только частью экономической стратегии направленной на выход Китая на второе место после США по показателям государственной национальной мощи к 2050 г. Академия общественных наук Китая распространила свой доклад, в котором было сделано заявление о том, что “к 2050 г. Китай станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США”, а “к 2020 г.

будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20”.

По моему мнению, Китай вполне способен выполнить все поставленные задачи с учетом имеющихся достижений в социально-экономической сфере за прошедших тридцать лет реформ и опередить США по объему ВВП не к 2030 г., а раньше. Все зависит от того, как рассчитывать ВВП - по паритету покупательной способности или по текущему валютному курсу.

В первом случае Китай по объему валового внутреннего продукта догонит США уже в течение ближайших 10 лет. Во втором случае - к 2025 году, а то и к 2020 году. Следует учесть и такой факт, что в структуре ВВП США большая часть этого показателя приходится на отрасли “третьей сферы” (услуги, транспорт, торговля, финансы и др.), а в КНР - на “вторую сферу” (промышленность и капитальное строительство).

То есть сравнение отраслевой структуры ВВП США и Китая заставляет говорить о том, что качество ВВП Китая выше, чем США.

Из всех стран мира Китай наиболее успешно преодолел последствия мирового финансового кризиса, и его экономика продолжает развиваться быстрыми темпами - прирост ВВП свыше 9% в год в отличие от США и других развитых стран мира.

В этом году Китай по объему ВВП уже обогнал Японию и вышел на второе место в мире. Очевидно, что при сохранении такой тенденции на десятилетия к 2050 г. Китай по совокупной мощи может не только стать второй державой мира, но и выйти на первое место.

На мой взгляд, в случае решения стоящих перед китайским обществом трех основных проблем - народонаселения, нехватки природных ресурсов и экологической, исходя из нынешнего состояния экономики и ее возможностей по преодолению последствий мирового финансового кризиса, поставленные цели выглядят реально достижимыми.

На 3-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2010 г.) была поставлена еще одна задача - перейти от “китайского производства” к “китайскому творчеству”, что означает переход от экстенсивного к интенсивному способу производства и опору не на расширение занятости и увеличение рабочих мест, а на развитие инноваций и повышение производительности труда в производстве. Такая постановка вопроса является для Китая особенно актуальной из-за нарастающего дефицита рабочей силы, который заявит о себе во всю силу в 20-е гг.

В настоящее время успехи китайской экономики за 30 лет реформ показывают жизнеспособность китайской модели перехода от плановой к рыночной экономике, связанной с большой ролью государственного регулирования и значительным объемом инвестиционных программ для развития страны. Результаты развития экономики КНР в ходе 30 лет реформ и выработанные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса дают основания предположить, что Китай вполне способен не только решить поставленные задачи на 5-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2010 г.), но и более отдаленные стратегические задачи на 2020 г.

В заключении можно сказать, что выбранный Китаем путь преобразования и введения новых реформ уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой - переход к рыночной экономике. На первый взгляд подобное сочетание кажется парадоксальным. Но я считаю, что практические результаты проводимых преобразований показывают, что подобные явления все же могут существовать и даже давать ожидаемые результаты, то есть экономический подъем и рост страны, улучшение жизнедеятельности людей.

В XX в. Китай вступил в обстановке внутриполити­ческой нестабильности и зависимости от западных держав, окончательно превративших это крупней­шее государство Азии в свою полуколонию. У власти продолжала находиться маньчжурская династия Цин, при которой страна так и не смогла в достаточной степени модернизировать свою экономику, вооруженные силы, а также систему государственного управления. Последняя такая попытка («сто дней реформ») закончилась в 1898 г. полным крахом начинаний ее инициаторов и отстранением от активной деятельности императора Гуансюя, поддержавшего пере­мены. От его имени теперь управляла императрица Цыси - яркий представитель, консервативно настроенных кругов цинской импе­рии. В том же году в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней (отряды справедливости и мира), участники которого стремились ограничить влияние в стране иностранцев.

Восстание началось в провинции Шаньдун, а впоследствии пере­кинулось и на ряд других районов Китая. Оно имело форму стихий­ного крестьянского бунта против всего иностранного, а также против миссионеров и христиан-китайцев как «прислужников» за­падных держав. Среди участников движения, разнородного по своему социальному составу, было много людей, видевших свои беды и несчастья, как луддиты в Англии начала XIX в., не в системе общественных отношений, а в новых технических достижениях, привнесенных из чуждого им мира. Поэтому они ломали теле­графные линии, разрушали железнодорожные пути, уничтожали иностранные товары. Эти действия умело использовала в своих интере­сах образованная элита, стремившаяся таким образом получить рычаг давления на иностранный капитал и укрепить свои позиции.

Главным лозунгом, объединившим восставших, стал девиз «Под­держим Цин, смерть иностранцам!». Императрица Цыси также попыталась использовать сложившуюся ситуацию в своих интере­сах и приняла повстанцев на государственную службу, после чего они некоторое время совместно с правительственными силами сра­жались с иностранными войсками. Однако поражение объединен­ных китайских войск летом 1900 г. под Тяньцзинем, а затем захват Пекина, вынудили Цыси бежать из столицы в Западный Китай вместе с Гуансюем. Там она объявила виновниками происшедшего ихэтуаней и издала указ об их уничтожении.

В историографии это восстание еще называют «боксерским», по одной версии потому, что его участники практиковали в своей среде восточные единоборства, а по другой - из-за изображения на их знамени сжатого кулака черного цвета, вызывавшего у иностранцев ассоциацию с боксерской перчаткой.

К началу сентября 1900 г. китайскому правительству совместно с войсками восьми держав (Великобритании, Германии, Франции, США, России, Италии, Австро-Венгрии и Японии) удалось пода­вить это выступление. В следующем году цинское правительство подписало с державами-участницами ликвидации движения ихэтуа­ней специальный протокол, согласно которому они получали допол­нительные, к уже имеющимся, привилегии, а также огромную по тем временам контрибуцию в размере 450 млн лян серебра (со сроком выплаты в течение 39 лет с процентами она должна была составить 1 млрд лян). Данная сумма не являлась точным денежным эквива­лентом понесенного иностранными державами материального ущер­ба, а была определена из расчета 1 лян на одного жителя Китая.


Восстание ихэтуаней знаменовало собой окончание целой эпо­хи китайской истории, связанной с общественными иллюзиями относительно силы традиционной государственной структуры, олицетворяемой монархией Цинов. Китайский народ почувствовал себя еще более униженным, что не могло не сказаться и на политике цинского правительства в отношении дальнейшего реформирова­ния и модернизации всех сфер жизни страны.

В общественном мнении Китая отношение к происходившему вызвало самые противоречивые оценки. Например, некоторые пат­риотически настроенные деятели в то время склонны были преуве­личивать роль иностранного капитала в развитии страны, считали, что главная причина неудач реформ заключается в неспособности Цинов эффективно управлять государством. Поэтому они осуждали движение ихэтуаней, считая его «бунтом черни». При этом для многих идеалом для подражания стала Япония, сумевшая после ликвидации Сегуната Токугава в 1868 г. пойти по «правильному» пути и стать к концу XIX в. одной из сильнейших держав. Еще больше в этом убедили итоги русско-японской войны 1904-1905 гг., показавшие их правоту в оценках «японского варианта» развития. Авторитет России как державы, проигравшей маленькой соседней стране, еще совсем недавно такой же отсталой, как и Китай, в обществе стал снижаться.

В это время продолжалось деление Китая на сферы влияния между крупнейшими державами. Так, с 1907 г. Россия и Япония неоднократно договаривались между собой о защите своих «подкон­трольных» территорий в Китае от проникновения США и других держав. По прежнему наращивала свое экономическое присутствие в Китае Великобритания, на долю которой приходилась самая значи­тельная часть всех иностранных инвестиций в стране.

Большое значение в первое десятилетие XX столетия приобрело строительство железных дорог, что явилось причиной серьезных противоречий между укреплявшей свои позиции китайской нацио­нальной буржуазией и иностранными, прежде всего британскими, германскими, французскими и американскими компаниями.

· Государство Тан · Государство Сун · Монголы и государство Юань (1280 - 1368) · Государство Мин (1368 - 1644) · Государство Цин · XX век · Близкие статьи · Литература ·

Боксёрское восстание

В мае 1900 года в Китае началось большое восстание, получившее название боксёрского или Ихэтуаньского восстания. 20 июня в Пекине был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за этим восставшими были осаждены дипломатические миссии, находившиеся в особом квартале Пекина. Было осаждено также здание католического кафедрального собора Петанг (Бейтанг). Начались массовые убийства «ихэтуанями» китайцев-христиан, в том числе было убито 222 православных китайца. 21 июня 1900 года Императрица Цыси () объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Главнокомандующим экспедиционными силами был назначен германский генерал Вальдерзее. Однако, когда он прибыл в Китай, Пекин был уже освобожден небольшим передовым отрядом под командованием русского генерала Линевича. Русская армия заняла нужную позицию - Манчжурию.

Русско-японская война

8 февраля 1904 года началась Русско-японская война за проверка над Манчжурией и Кореей. Война, шедшая на территории Китая, была для России неудачной: по её результатам Россия была вынуждена уступить Японии Порт-Артур и Ляодунский полуостров с частью построенной к тому времени КВЖД. В 1910 году Япония аннексировала Корею.

Смерть Цыси

14 декабря 1908 года в один день умерли Императрица Цыси и Император Гуансюй, которого Цыси ранее отстранила от власти. Гуансюй был отравлен, поскольку Цыси не хотела, чтобы он её пережил. На престол взошёл Император Пу И, которому было два года. Регентом назначен его отец князь Чунь, но в тоже время в скором времени власть перешла к его брату.

Революция 1911 года и создание Китайской Республики

В 1911 году в Китае началось Учанское восстание. Оно стало началом Синьхайской революции (1911-1913), в результате которой было свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.

После падения монархии, Богдо-хан Монголии отказался повиноваться республике и объявил, что его страна признавала сюзеренитет маньчжурской династии, а не Китайской республики. 3 ноября 1912 г. было заключено соглашение Монголии с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для усиления своего влияния в Тибете. Тибет поднялся на борьбу и заставил китайский гарнизон покинуть страну. С тех пор вплоть до оккупации Китаем Тибет оставался независимым государством. Россия согласилась считать Тибет английской сферой влияния, а Англия признала русские интересы в независимой (Внешней) Монголии.

12 февраля 1912 года Император Пу И отрекся от престола. К власти пришёл генерал Юань Шикай - премьер-министр и главнокомандующий армией. Вскоре он был провозглашен президентом Китая.

В 1913 году произошла «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Юань Шикай подавил разрозненные выступления в центральных и южных провинциях. В стране устанавливается военная диктатура Юань Шикая, основателя группировки бэйянских (северных) милитаристов. Сунь Ятсен вынужден был эмигрировать за границу.

Первая мировая война

После начала первой мировой войны китайское правительство объявляет о своем нейтралитете и просит воюющие державы не переносить военные действия на территорию Китая, в том числе и на «арендованные» державами китайские земли. Однако 22 августа 1914 года Япония объявила о своем состоянии войны с Германией и высадила 30-тысячную армию севернее Циндао - центра немецкой колонии в провинции Шаньдун. После двухмесячной военной кампании Япония захватила германские владения в Шаньдуне, и, кроме этого, распространила свой проверка на всю территорию провинции.

В 1915 году китайские принцы голосуют за установление в Китае монархии с Юанем Шикаем на императорском троне. Распускается парламент. Объявляется о создании Китайской империи. Это вызывает ряд восстаний в провинциях Китая. Независимость от Пекина объявляют провинции Юньнань, Гуйчжоу и Гуанси. Потом отделяются Гуандун, Чжэцзян, Сычуань и Хунань.

22 марта 1916 года республика была восстановлена. Юань Шикай был вынужден отказаться от титула.

Эра милитаристов

Подробнее: Эра милитаристов в Китае

После смерти Юань Шикая в Китае начали оформляться многочисленные военно-феодальные вотчины различных милитаристских группировок. Наиболее крупной была бэйянская группировка, распавшаяся впоследствии на фынтянскую во главе с бывшим главарем шайки хунхузов Чжан Цзолинем, чжилийскую во главе с генералом Фэн Гочжаном и аньхойскую во главе с генералом Дуань Цижуем. В провинции Шаньси господствовал милитарист Янь Сишань, заигрывавший с бэйянской группировкой, а в провинции Шэньси - генерал Чэнь Шуфань. Лагерь юго-западных милитаристов состоял из двух крупных группировок: юньнаньской во главе с генералом Тан Цзияо, и гуансийской во главе с генералом Лу Жунтином.

Под контролем фэнтяньской группировки находились провинции Хэйлунцзян, Гирин и Фэнтянь, под контролем чжилийской - Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Хубэй и часть Чжили. Фэнтяньская и аньхойская клики финансировались Японией, чжилийская - Англией и США. Ли Юаньхун был ставленником юго-западных милитаристов. Вице-президент генерал Фэн Гочжан ориентировался на Англию и США, а премьер-министр генерал Дуань Цижуй держался прояпонского направления. В 1917 году Япония начала предоставлять Дуань Цижую крупные займы, получая за них все новые и новые уступки, в том числе концессии в Маньчжурии.

Победа Гоминьдана

Партия Гоминьдан была создана в 1912 году в провинции Гуанчжоу. Почти через 10 лет, в 1921 г., была создана и Коммунистическая Партия Китая, малочисленная и не пользовавшаяся в тот период особой популярностью. 8 сентября 1923 в Китай по просьбе Сунь Ятсена, который просил прислать ему человека, с которым он мог бы говорить по-английски без переводчика, прибыл агент коминтерна М. М. Бородин, ставший политическим советником ЦИК Гоминьдана и советником Сунь Ятсена. Он организовал сотрудничество между Гоминьданом и КПК. 20 января 1924 г. проходит I Всекитайский съезд Гоминьдана в Гуанчжоу. На съезде был принят курс на союз с китайскими коммунистами и СССР. 16 июня учреждена Военная академия Вампу под руководством Чан Кайши. В первый набор было зачислено 400, во второй - 500, в третий - 800 и четвёртый - около 2600 слушателей; при школе было создано два учебных полка. В академию Вампу прибыла большая группа советских военных советников. В октябре 1924 г. в Гуанчжоу на должность главного военного советника прибыл Василий Константинович Блюхер. В том же году была принята Конституция Китая - законодательным органом становился Парламент, состоящий из Сената, избираемого органами местного самоупраления сроком на 6 лет, и Палаты Депутатов, избираемого народом сроком на 3 года, главой государства Президент, избираемый Парламентом сроком на 5 лет, исполнительным органом Кабинет, состоящий из Премьер-Министра и министра, назначаемых Президентом с согласия Палаты Депутатов, высшей судебной инстанцией - Верховный Суд, председатель которого назначался с согласия Сената, представительными органами местного самоуправления - собрания, избираемые населением, исполнительным органами местного самоуправления - административные советы, избираемые населением сроком на 4 года.

В марте 1926 Чан Кайши осуществил в Кантоне военный переворот, изгнал из города коммунистов, а спустя три месяца был избран председателем Гоминьдана и главнокомандующим вооруженными войсками. Добившись высокой власти, Чан Кайши пригласил немецких советников во главе с бывшим генералом рейхсвера фон Сектом.
В качестве советников у Чан Кайши действовали офицеры Германии:

  • полковник В. Бауэр (друг Гитлера и ученик Людендорфа)
  • подполковник Крибель (позже занимал пост германского посла в Шанхае)
  • генерал-лейтенант Ветцель
  • генерал Фалькенхаузен

Гоминьдановцы старательно перенимали опыт немцев по наведению порядка в стране. Китайские офицеры в организованном порядке направлялись на обучение в Германию.
В 1926 Национально-революционная армия Китая Чан Кайши предприняла так называемый Северный поход. В течение шести месяцев непрерывных боев от власти местных военных правителей были освобождены центральные районы Китая.
В начале 1927 Чан Кайши пошёл на открытый развал единого фронта ГМД и КПК: его войска начали разоружение шанхайских отрядов и дружин, начались массовые аресты и казни профсоюзных деятелей и коммунистов. В ответ на это коммунисты организовали 1 августа в городе Наньчан восстание части гоминьдановских войск, вошедшее в историю Китая как «Наньчанское восстание».

Американский войсковой транспорт «Доллар» с войсками в Китае. 1927

В декабре 1927 было поднято коммунистическое восстание в Кантоне, которое гоминьдановцы подавили после четырёх дней кровопролитных боев.
После нескольких военных операций к 1927 году войска Гоминьдана контролировали большую часть территории Китая.

Японская оккупация и Вторая мировая война

Подробнее: Японо-китайская война (1937-1945)

Осенью 1931 Япония напала на Китай. 18 сентября после серии провокаций японцы перешли в наступление, за короткое время оккупировав всю Манчжурию. В марте 1932 здесь было провозглашено государство Маньчжоу-Го, которое возглавил Айсиньгёро Пуи - последний император маньчжурской империи Цин, свергнутой в годы Синьхайской революции.

В этих сложных условиях Чан Кайши был вынужден бороться одновременно с тремя врагами: внешней японской агрессией, спорадическими бунтами отдельных милитаристов на местах и вооружёнными силами КПК, претендовавшими на захват власти в стране. Он выбрал политику компромисса с японцами, с милитаристами вёл дела исходя из конкретных обстоятельств, с коммунистами же никакой компромисс был невозможен. В 1934 году основные силы КПК были блокированы в провинции Цзянси. В этих сложных условиях руководство КПК сумело организовать прорыв и после многомесячного марша привело войска на Северо-Запад страны в т. н. «особый район» с центром в городе Яньань; эти события вошли в историю КПК как «Великий поход». Чан Кайши планировал продолжать борьбу с коммунистами и там, но тут взбунтовался ряд его генералов, считавших более первоочередной задачей примирение с коммунистами и совместную борьбу с японской агрессией. В результате «Сианьского инцидента» было подписано соглашение о создании единого фронта между КПК и Гоминьданом.

Правительство Чан Кайши ещё во времена Веймарской республики получало военную помощь от Германии. С приходом к власти Гитлера помощь была увеличена в целях борьбы с коммунистами. В Китае были созданы заводы по производству лицензированного немецкого вооружения, германские советники проводили обучение личного состава, в Китай экспортировались шлемы, винтовки Gewehr 88 и 98, пистолеты Mauser. Китай также получал небольшое количество самолётов Henschel, Junkers, Heinkel и Messerschmitt, гаубиц Rheinmetall и Krupp, противотанковые и горные орудия, к примеру, Pak 35/36, поставлялись также легкие танки PzKpfw I.

25 ноября 1936 года Япония и Германия заключили Антикоминтерновский пакт, направленный против СССР и коммунистического движения. 12 декабря 1936 года состоялся Сианьский инцидент, заставивший Чан Кайши объединиться с коммунистами.

7 июля 1937 конфликтом у моста Лугоуцяо недалеко от Пекина началась «большая» война между Японией и Китаем. С этого момента, по мнению китайских историков, начинается Вторая мировая война. 21 августа 1937 года был подписан Советско-китайский договор о ненападении, после чего СССР стал оказывать военную и экономическую помощь правительству Чан Кайши (Китаю поставлялась самолёты И-16 и другая военная техника, в первое время на стороне Китая воевали советские лётчики). Германская военная помощь Китаю была прекращена.

Китайская Республика и Китайская Народная Республика

Подробнее: История Китайской Республики , История Китайской Народной Республики

В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902-1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905-1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством Союза возрождения Китая. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию - Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом Тунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала свержение маньчжурской династии, учреждение республики, уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена - национализм, демократия, народное благоденствие. Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. был издан императорский Указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девять лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране. 10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам. Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований. При участии Сунь Ятсена была разработана временная конституция. Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована. В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия, Китай становился республикой, но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай. 10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную Конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму. Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы одержали верх вТунмынхуэе. Они потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсен организовал новую политическую партию - Гоминьдан (национальная партия). Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в Конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя. Но не были осуществлены коренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала. Однако следует отметить и положительный результат революции - свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности китайского народа, его подготовке к дальнейшей борьбе.

Гражданская и национально-освободительная война. За годы первой мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался вполитическую борьбу. Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды стали причиной массовых волнений, прокатившихся по стране. Начались они с демонстрации студентов вПекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4 мая», которое можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайского рабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическими лозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национального фронта борьбы с иностранным капиталом, занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданской революционной войны, в ходе которой решались задачи буржуазно-демократической революции. Активизация народных масс вызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путь контрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал Чан Кайши - председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующий Национально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война (1924-1927 гг.) закончилась поражением революционных сил. После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами - Центральный исполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилось назначаемое им правительство. В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская война. Она осложнилась вторжением в Северо-Восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая. В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы - отдельные территории, контролируемые революционными силами. К началу 30-х годов назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов - представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции, в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893-1976 гг.) - руководителем коммунистической партии Китая (КПК). Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратилась только в 1937 г. Был создан единый национальный антияпонский фронт. Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков. Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети - представители мелкой буржуазии, национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Образование КНР

Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны. В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946-1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения. 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией. Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль. В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития. В 1953-1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти - собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями - постоянный Комитет ВСНП. Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности. В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности. Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию. В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы. Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике. В начале 60-х годов были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х - начала 80-х годов замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления. Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были проведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности. В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов. В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнувшая при этом, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан. Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.



В продолжение темы:
Мужская мода

(Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по...

Новые статьи
/
Популярные