Основы композиции: сила линий. Как работать с композиционными линиями Виды линий в композиции
Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации
. Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.
1. Фокусная точка
Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.
2. Размещение других объектов
Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»).
3. Единство объектов
Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту.
4. Обрамление
В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом.
5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
6. Температура цвета
Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
7. Насыщенность белого
Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона.
8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.
9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.
12. Тени
Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.
14. Атмосфера
Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.
15. Структура поверхности
Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).
16. Направление взгляда
Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка.
17. Задерживание взгляда
Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа.
18. Драматичность
Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей.
19. Баланс
Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.
20. Относительный масштаб
Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.
В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.
Точка
Точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.
Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление - пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.
Линия
Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.
Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
Пятно
Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.
Использование точек, линий и пятен в композиции
Точка и пятно
Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.
Точка и линия
Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.
Линия и пятно
Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.
ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (ил. 1). цель: Овладеть первичными моторными навыками макетирования. задачи: Познакомиться с основными начальными приемами изготовления макетов объемных форм.
Требования: Выполнить макеты: куба (8×8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам. методические указания: Приведенные на схеме развертки куба и пирамиды (ил. 2) склеиваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ровными и четкими, необходимо с внешней стороны бумаги по линии сгиба сделать надсечку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не прорезать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки.
Основания конуса и цилиндра (окружности) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный клапан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку нанести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентгеновских снимков.
На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответствует линии основного контура и прорезается насквозь; пунктирная линия - невидимый контур, ее надо надсечь с изнаночной стороны; самая тонкая линия соответствует надсечке с лицевой стороны.
Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не пользоваться карандашом, а делать уколы измерителем в нужных местах. Сначала на выкройках делаются надсечки, а потом сквозные прорези.
ЗАДАНИЕ 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей. цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.
Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции.
Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.
Требования: Создать фронталь — ную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16-20). методические указания: КОМПОЗИЦИОННЫЙ центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.
Иллюстрация 20
ЗАДАНИЕ 6. Пластическое решение поверхности куба (ил. 21-23). цель и задачи смотри задание 5. требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композиционный замысел в решении пластики всех граней. Размер куба 10×10 см.
Методические указания: Композиция предусматривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления движения к этому объему.
На примерах можно видеть разные варианты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.
Макеты цилиндрических объемов решались по такому же принципу, как и кубы.
В ЗАДАНИЕ 7. Ритмические членения поверхности цилиндра. цель и задачи смотри задание 6. требования: Выявить объем цилиндра за
Счет пластической разработки его поверх — | ности (ил. 24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.
Методические указания: Макет клеится методом встык. Пластическое решение поверхности достигается с помощью надсечек, прорезей, отгибов.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Рассмотрим еще одну возможность получить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного движения внутрь нее.
Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени пространственного раскрытия самой формы.
Иллюстрация 29
ЗАДАНИЕ 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. цель: Изучить свойства объемных форм: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве.
Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используемых для членения элементов. требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предложенным образцам (ил. 27-29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30-33). методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали.
Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пирамиды, полусферы, тетраэдра.
В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получается различная степень изменения первоначальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма гладкая, поверхность ее не разработана, то внутреннее пространство не читается. Если поверхности членятся, прорезаются, то появляются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.
Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь — Надь, рассматривал пространство как результат развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой формой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:
Предельная массивность, целостность не- расчлененного объема;
Цельная форма, но уже пластически преобразованная;
Форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включением пространства.
На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропорции; геометрический вид; положение в пространстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до максимальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средства, как нюанс, контраст, пластический ритм.
Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентироваться на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.
Направление
Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы воспринимаем образ.
Горизонтали
Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жизни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.
Вертикали
Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные горизонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси.
Диагонали
Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины.
Сходящиеся линии
Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение значительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изображение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.
Использование направляющих линий
Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природного окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, - не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную или графическую композицию.
Хороший друг нашего сайта, фотограф Денис Карпенков, продолжает серию заметок для тех, кто хочет уметь не только готовить еду, но и ее фотографировать. Сегодняшняя статья совершила небольшой переворот в моем сознании, осветив некоторые вещи с неожиданной, но очевидной стороны. Другие статьи Дениса вы можете прочитать по ссылкам:
Сегодня я продолжу свой цикл статей о фуд-фотографии разговором об элементах композиции.
О том, как строится фундамент, вы уже знаете из предыдущей статьи « «, а теперь речь пойдёт о кирпичиках, из которых строится кадр. Мы будем рассматривать их применительно к фотографии еды, но иметь при этом в виду, что область их применения в художественной деятельности необозрима.
Все эти «кирпичики» делятся на 4 типа, формы. Других не существует: это точка, линия, плоскость и объем. Эти формы — все, из чего состоит любое произведение живописи и графического дизайна. Любые другие формы — производные из этих четырех. Поэтому все многообразие предметов должно рассматриваться таким образом, чтобы увидеть в их форме свойство того или иного первоэлемента, кирпичика, и использовать его в композиции осмысленно.
Присутствие в композиции всех этих четырёх элементов не является обязательным условием, но делает ее разнообразной и, как правило, улучшает ее восприятие (существует много прекрасных примеров, построенных на использовании только одного из этих элементов, однако, для хорошего результата в этом случае требуются особые навыки, о которых мы еще поговорим).
1. Точка
Главный, основополагающий элемент. В геометрии она невидима, но для нас она является, говоря условно, маленьким по размеру объектом сцены. Элемент композиции, известный как пятно — это большая по размеру точка, хотя в терминологии художников устоялось другое мнение, по которой пятно не отождествляется с точкой. Но мы работаем с формой реальных предметов, а не нарисованных. Мы управляем их расположением в пространстве, а не на плоскости холста. В следующей статье, когда мы коснемся контрастов , вы поймете, почему мыслить так удобнее.
Точка очень многообразна по форме и размеру и, когда она достигает крупного размера, для нас она по-прежнему будет точкой. Наверное, пока это не очень понятно, так что просто поверьте мне.