Открытый урок принц и нищий. Хрестоматия. Работа с текстом произведения

Урок внеклассного чтения

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Задачи урока:

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Наблюдение за психологией человека, наделённого властью;

Рассуждение о милосердии как одном из лучших качеств человека.

Оборудование: портрет Марка Твена; написан эпиграф к роману, взятый писателем из произведения Шекспира «Венецианский купец»: «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Анализ романа; беседа по вопросам (вслед за автором).

Учитель объявляет тему урока, который является завершающим этапом в изучении творчества американского писателя Марка Твена.

Учитель: Часто произведение начинается с эпиграфа. А что такое эпиграф? Эпиграф – это слова какого-либо автора, которые ярко демонстрируют основную мысль данного произведения, таким образом писатель раскрывает в эпиграфе свой авторский замысел. Обратимся к тем словам, которые Марк Твен в качестве эпиграфа заимствовал у Шекспира. (Учитель просит одного ученика прочитать эпиграф и обращается к классу с вопросом: «Как вы понимаете значение слова: «милосердие»? Ученики отвечают, что милосердие – это одно из лучших качеств человека, это человеколюбие). Растолковав значение этого слова, мы в конце урока вновь обратимся у эпиграфу с тем, чтобы выяснить смысл всей этой шекспировской фразы применимо к роману Твена.

Учитель: Давайте обратимся к началу романа и прочитаем главу I «Рождение принца и рождение нищего». (Один из пятиклассников выразительно читает эту главу, а затем начинаем анализ романа по вопросам, которые предлагались учащимся для домашней работы).

Учитель: Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти?

Ученик: Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогой каморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Учитель: Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая?

Ученик: День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.

Учитель: Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: «Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде…»).

Учитель: Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

Ученик: Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу…

Учитель: Какие неприятности поджидали Принца?

Ученик: Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.

Учитель: А как нашего героя приняли другие члены семьи?

Ученик: Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.

Учитель: Как чувствовал себя Том на новом месте?

Ученик: Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё в порядке: сын не узнавал его сначала.

Ученик (цитирует): «Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю».

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни.

Учитель: Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

Ученик: Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.

Учитель: Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

Ученик: (читает отрывки из главы XXX «Успехи Тома», в которой говориться о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Учитель: Какие события происходят во время коронации?

Ученик: Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.

Учитель: Что говориться в заключении о Томе? Прочитайте это.

Ученик (читает): «Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной…одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!

Учитель: А какова судьба короля?

Ученик: Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук. Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.

Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу произведения. Как мы можем истолковать его сейчас?

Ученик: Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать». Именно милосердию как замечательному человеческому качеству М. Твен посвятил роман «Принц и нищий».

3) Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, обращаем внимание учащихся на следующую проблему: какими качествами должен обладать человек, наделённый могуществом и властью?

4) Задание на дом:

Подготовить устный рассказ об истории создания романа «Принц и нищий» или выступить в роли устного иллюстратора к роману.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: (Слайд 2)

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена;

Продолжить развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики, формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения;

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество;

Продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.

Оборудование:

  • портрет Марка Твена;
  • список литературы,
  • компьютерная презентация “Марк Твен фантазирует...”

Ход урока

1) Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию

2) Дополнительный материал к уроку.

Индивидуальное задание. (Слайды: 16, 17, 18, 19)

3) Работа с текстом произведения

Учитель : Давайте обратимся к началу произведения.

Глава I “Рождение принца и рождение нищего”. (Слайд 3, 4)

Учащиеся выборочно читают главу, а затем начинаем анализпо вопросам:

Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти? (Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогойкаморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая? (Слайд 5)

(День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.)

Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: “Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде...

Беседа по вопросам по содержанию произведения:

Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

(Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу...) (Слайды 6, 7)

Какие неприятности поджидали Принца?

(Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.)

А как нашего героя приняли другие члены семьи?

(Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.)

Как чувствовал себя Том на новом месте?

(Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё впорядке: сын не узнавал его сначала.“Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю”.

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни. (Слайды 8, 9)

Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

(Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.)

Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

(Читаются отрывки из главы XXX “Успехи Тома”, в которой говорится о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Какие события происходят во время коронации?

(Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.)

Что говорится в заключении о Томе? Прочитайте это.

(“Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной...одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!)

А какова судьба короля?

(Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук.Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.)

  • Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным.
  • Надо любить свою страну, свой народ, заботиться обо всех людях в государстве.
  • Надо издавать справедливые законы
  • Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была крыша над головой, чтобы люди не ложились спать голодными.
  • Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо.

Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается.

Поэтому “в милосердии двойная благодать”.

Именно милосердию, замечательному человеческому качеству, М.Твен посвятил свой роман “Принц и нищий”.

3) Инсценировка фрагментов произведения. (Слайды11, 12, 13, 14, 15, 16)

4) Индивидуальное задание: “Марк Твен - юморист”. (Слайды 18, 19)

5) Анкетирование учащихся .

6) Домашнее задание:

Подготовить:

1. Устный рассказ об истории создания романа “Принц и нищий”;

2. Ответ на вопрос “Какое впечатление произвел на меня роман “Принц и нищий”?

Урок внеклассного чтения

План – конспект

открытого урока

по литературе

для учащихся 5 класса.

Тема урока:

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Величко Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им.М.Ю.Лермонтова

Г.Пятигорска

Урок внеклассного чтения

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Задачи урока:

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Наблюдение за психологией человека, наделённого властью;

Рассуждение о милосердии как одном из лучших качеств человека.

Оборудование: портрет Марка Твена; написан эпиграф к роману, взятый писателем из произведения Шекспира «Венецианский купец»: «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Анализ романа; беседа по вопросам (вслед за автором).

Учитель объявляет тему урока, который является завершающим этапом в изучении творчества американского писателя Марка Твена.

Учитель: Часто произведение начинается с эпиграфа. А что такое эпиграф? Эпиграф – это слова какого-либо автора, которые ярко демонстрируют основную мысль данного произведения, таким образом писатель раскрывает в эпиграфе свой авторский замысел. Обратимся к тем словам, которые Марк Твен в качестве эпиграфа заимствовал у Шекспира. (Учитель просит одного ученика прочитать эпиграф и обращается к классу с вопросом: «Как вы понимаете значение слова: «милосердие»? Ученики отвечают, что милосердие – это одно из лучших качеств человека, это человеколюбие). Растолковав значение этого слова, мы в конце урока вновь обратимся у эпиграфу с тем, чтобы выяснить смысл всей этой шекспировской фразы применимо к роману Твена.

Учитель: Давайте обратимся к началу романа и прочитаем главу I «Рождение принца и рождение нищего». (Один из пятиклассников выразительно читает эту главу, а затем начинаем анализ романа по вопросам, которые предлагались учащимся для домашней работы).

Учитель: Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти?

Ученик: Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогой каморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Учитель: Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая?

Ученик: День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.

Учитель: Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: «Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде…»).

Учитель: Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

Ученик: Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу…

Учитель: Какие неприятности поджидали Принца?

Ученик: Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.

Учитель: А как нашего героя приняли другие члены семьи?

Ученик: Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.

Учитель: Как чувствовал себя Том на новом месте?

Ученик: Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё в порядке: сын не узнавал его сначала.

Ученик (цитирует): «Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю».

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни.

Учитель: Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

Ученик: Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.

Учитель: Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

Ученик: ( читает отрывки из главы XXX «Успехи Тома», в которой говориться о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Учитель: Какие события происходят во время коронации?

Ученик: Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.

Учитель: Что говориться в заключении о Томе? Прочитайте это.

Ученик (читает): «Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной…одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!

Учитель: А какова судьба короля?

Ученик: Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук. Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.

Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу произведения. Как мы можем истолковать его сейчас?

Ученик: Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать». Именно милосердию как замечательному человеческому качеству М. Твен посвятил роман «Принц и нищий».

3) Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, обращаем внимание учащихся на следующую проблему: какими качествами должен обладать человек, наделённый могуществом и властью?

4) Задание на дом:

Подготовить устный рассказ об истории создания романа «Принц и нищий» или выступить в роли устного иллюстратора к роману.

Слайд 1

МАРК ТВЕН
Подготовила: учитель русского языка и литературы Мытник Валентина Гавриловна

Слайд 2

Слайд 3


«Вся американская литература вышла из одной книги - «Приключений Гекльберри Финна», написанной Марком Твеном». Американский писатель Э. ХЕМИНГУЭЙ
«Наиболее чистое наслаждение я получил от очаровательного эпоса юности - Тома Сойера и Гека Финна». Английский писатель Д. ГОЛСУОРСИ

Слайд 4

МАРК ТВЕН (Сэмюэль Клеменс) (1835-1910)
«Даже самый серьезный, самый деловой американец, когда говорят об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться, и глаза у него добреют». И. ИЛЬФ и Е. ПЕТРОВ о Томе Сойере
«Я читаю вашего «Принца и нищего» в четвертый раз. И я знаю: это лучшая книга для юношества из всех когда-либо написанных». Американская писательница Гарриэт БИЧЕР-СТОУ
Перейти

Слайд 5

Марк Твен (Сэмюэль Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в Америке, в маленькой деревушке Флорида штата Миссури. Он был живым, любознательным маль-чиком и страстно любил реку. Родители знали, что если Сэмми исчез, его нужно искать на реке. Недалеко от дома Клеменсов текла маленькая речушка, которая впадала в Миссисипи. Ему еще не было пяти лет, когда он упал в воду и стал тонуть. К счастью, мимо проплывали мальчишки-негры. Они втащили мокрого, дрожащего Сэмми в свою лодку.
"Река-учитель"
Дом в посёлке Флорида, штат Миссури, где родился Сэмюэль Клеменс

Слайд 6

Вскоре семья переехала в городок Ганнибал на реке Миссисипи. Эту великую американскую реку называют учителем Марка Твена. На кораблях щеголяли модной одеждой богатые пассажиры. Темнокожие музыканты развлекали пассажиров. В детстве у Марка Твена не было желания заветнее, чем стать матросом, самому надеть белую форменку юнги или промасленную куртку механика, выучиться словечкам, какими щеголяли речные волки, и когда-нибудь пройтись по улицам Ганнибала раскачивающейся походкой лоцмана, привыкшего к качкам и штормам.
"Река-учитель"
Школа в Ганнибале

Слайд 7

В течение пяти лет Марк Твен работал лоцманом на реке. Он и псевдоним взял от реки: «марк твен - отметь два» - это означало, что глубина достаточная, чтобы корабль не сел на мель. Одолевать реку ночью, в половодье, когда она меняет свое русло, - это был вызов для молодого лоцмана. Река открывала путь в огромный мир.
"Река-учитель"
Перейти

Слайд 8

Много ездил Марк Твен по Америке, добывал серебро и золото, работал в газетах. А главное - присматривался к людям, изучал их характеры. В 1865 году он написал свой первый рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». И сразу стал известным.

Слайд 9

Обложку самой первой его книги украшала огромная лягушка ярко-желтого цвета. Таких лягушек в природе не бывает. Но Твен ведь и написал о необыкновенной лягушке - она умела особенно далеко прыгать. Эта повесть смешит читателей уже второе столетие.
"И лягушка может сделать человека известным"
«Скачок к славе» - такую забавную карикатуру нарисовал на молодого писателя американский художник В.Дж.Уэлч
Перейти

Слайд 10

В 1876 году увидела свет самая знаменитая книга Марка Твена - «Приключения Тома Сойера». Том - озорной мальчишка, выдумщик, любитель приключений, остался самым любимым героем многих поколений читателей. Он умеет превращать будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры.
Художник В.Сергеев

Слайд 11

Том добр и чуток к чужой беде. Нужно спасти Бекки от розог - и он, настоящий рыцарь, берет вину на себя и терпит порку без единого стона. Нужно защитить невинного Меффа Поттера, которому грозит казнь,- он выступает на суде, чувствуя на себе тяжелый взгляд индейца Джо. Гек Финн ни в чем от Тома не отстает.
Том и Гек никогда не состарятся

Слайд 12

Недаром же в городке Ганнибале друзьям - литературным героям - поставили памятник.
Том и Гек никогда не состарятся
Памятник Тому Сойеру и Геку Финну в Ганнибале
Перейти

Слайд 13

В 1884 году в Англии выходит книга «Приключения Гекльберри Финна», о которой американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал: «Вся американская литература вышла из одной книги - «Приключений Гекльберри Финна». Встреча Гека с негром Джимом перемещает читателя из ситуации игры в другую ситуацию, где необходим нравственный выбор. Беглый раб Джим в первый раз почувствовал себя как равный с равным здесь, на плоту, рядом с Геком.

Слайд 14

Сирота Гек понимает жизнь несравненно тоньше, чем Том. Недаром Марк Твен ведет повествование в этом романе от первого лица, от лица Гека. Сосредоточенно, как взрослый, Гек думает о неумении людей устраивать свои дела справедливо и разумно, так, чтобы не обманывать друг друга, не гнаться за бесчестными заработками, не преследовать человека только за цвет кожи.
"Приключения Гекльберри Финна"
Художник В.Горяев

Слайд 15

Начавшись как игра, как веселое приключение, плавание стало борьбой за справедливость, за честно устроенную жизнь, когда все люди свободны и все люди братья.
"Приключения Гекльберри Финна"
Художник А.Власова
Перейти

Слайд 16

«Вы думаете, Том угомонился после всех приключений, которые были с нами на реке, - ну, тех, когда мы освободили негра Джима и когда Тому прострелили ногу? Ничуть не бывало. Он еще больше разошелся - только и всего. Так начинается повесть «Том Сойер за границей» (1893 год), где Том, Гек и Джим на воздушном шаре путешествуют в Африку, ночуют в пустыне, знакомятся с пирамидами в Египте.
Художник А.Власова
Романы о Томе Сойере

Слайд 17

Через два года выходит книжка «Том Сойер - сыщик». И опять книга написана от имени Гека Финна, рассказывающего, как Тому удалось раскрыть запутанное дело, связанное с хищением бриллиантов и убийством.
Романы о Томе Сойере
Художник А.Власова
Перейти

Слайд 18

Твену всегда были дороги честные озорники. Вот и на английский трон он сажает оборвыша Тома Кенти - главного героя романа «Принц и нищий».
"Принц и нищий"
Том хотел только посмотреть на принца, но случай дал ему возможность встретиться с настоящим принцем Уэльским, очень похожим на Тома, поменяться с ним одеждой и на какое-то время стать английским королем.

Слайд 19

Том вовсе не мошенник, он пытается объяснить придворным, что случайно попал во дворец, но они и слушать ничего не хотят и объявляют его душевнобольным. А мальчишке тягостно во дворце, он хочет назад, в свой нищенский двор, но постепенно привыкает к своему новому положению и даже стесняется сам почесать свой нос, ведь для этого есть слуги. Королевский гардероб кажется ему скудным. И он заказывает новые наряды тысячами. А королевской печати находит достойное применение: он колет ею орехи.
"Принц и нищий"

Слайд 20

Только случай всё ставит на свои места. И настоящий настрадавший-ся принц, познакомившийся с жизнью простого люда, возвраща-ется во дворец. Для чего Марк Твен написал эту увлекательную сказку? Не только ради развлечения своих читателей. Он хотел, чтобы они поняли: во все времена народ тер-пел несправедливость и во все времена находились люди, которые восставали против несправедливос-ти. Рассказывая сказку о далеком прошлом, Марк Твен хотел, чтобы читатели задумались над тем, что общего у обитателей средневеко-вой Англии и людей современного мира.
"Принц и нищий"
Перейти

Слайд 21

«В записных книжках Марка Твена мы чи-таем: «Вообразил себя странствующим рыца-рем в латах в средние века. Потребности и привычки нашего времени; вытекающие отсю-да неудобства. В латах нет карманов. Не могу почесаться, насморк - не могу высморкаться, не могу достать носовой платок, не могу выте-реть нос железным рукавом. Латы накаляются на солнце, пропускают сырость, когда идет дождь, в морозную погоду превращают меня в ледышку. Когда я вхожу в церковь, раздается неприятный лязг. Не могу одеться, не могу раздеться. В меня ударяет молния. Падаю и не могу подняться». Вот такой бедняга и пригрезился писателю, и он решил написать роман «Янки из Коннек-тикута при дворе короля Артура».

Слайд 22

Роман начинается с события совершенно невероятного. В драке кто-то хватил главного героя Хэнка Моргана по голове. Когда пострадав-ший очнулся, выяснилось, что из американского города Хартворда он переместился на Британские острова, а из девятнадцатого века - в шестой, во времена короля Артура, рыцарей Круглого стола, Лансе-лота, Гиневры и чародея Мерлина.
"Янки при дворе короля Артура"
Перейти

Слайд 23

Книгу о Жанне д" Арк Марк Твен считал главным делом своей жизни. Автор предваряет роман словами Лайоша Кошута: «Обратим внимание на одну важную особенность. С тех пор, как пишется история, Жанна д" Арк является единственной среди женщин и мужчин, кто когда-либо занимал в семнадцать лет пост главно-командующего вооруженными силами страны». Сьер де Конт, от имени которого ведется повествование, - фигура вымышленная.
"Личные воспоминания о Жанне д Арк"

Слайд 24

Луи де Конт так объясняет силу Жанны: «Она вышла из народа и знала народ». Великая в бою, она была еще более великой в умении воодушевить отчаявших-ся. Она повернула ход Столет-ней войны, сражалась за свою поруганную родину, за справед-ливость, за то, чтобы война перестала опустошать француз-скую землю. Жанна, Орлеанская дева, была сожжена на костре в мае 1431 года девятнадцати лет от роду.
А почти все другие персонажи носят имена реальных лиц и изображены такими, какими встают со страниц судебных протоколов и хроник XV столетия.Давайте жить так, чтобы даже гробовщику стало жалко, когда мы умрем. Перейти

История, ее смысл, ее уроки интересовали Твена особенно сильно. И неудивительно, что все эти размышления заполняют страницы «Принца и нищего». Никогда прежде Твен не обращался к исторический прозе. Но «Принца и нищего» он писал для своих дочерей и хотел поговорить с ними о самом главном - о том, каким создала человека природа и как меняют его природу условности и нелепости, несправедливости и жестокости, с которыми каждый сталкивается, вступая во взрослую жизнь. Он создавал философскую сказку. История была для него материалом гораздо более богатым, чем современность.

Но тут же возникали свои трудности. В историческом жанре существует собственная традиция и есть собственные корифеи - ими в ту пору, да и позднее, оставались Вальтер Скотт и Фенимор Купер. Прежде всего Скотт. Купера мы сегодня тоже считаем историческим романистом:, но для своих первых читателей он был вполне злободневен: ведь события, о которых он пишет,- это война Америки за независимость, ранние годы фроптлра, иначе говоря: время, еще очень близкое к тому, когда жил сам автор «Следопыта», -«Прерии», Последнего из могикан. А Скотт описывал действительно далекую эпоху - средневековье, крестовые походы, борьбу Шотландии против англичан, подвиги рыцарей л героев-простолюдинов.

Ео между шотландским бардом и создателем: Кожаного Чулка при всем том есть много общего. Оба они любили изображать людей сильных и не зависимых,-выводя: на сцену персонажей, имевших только отдаленное сходство с реальными историческими лицами и, скорее, воплощающих романтический идеал личности. Оба обладали способностью передать не просто колорит, а самую суть описываемой эпохи, и поэтому их так высоко ценили современники, к примеру Белинский, отзывавшийся и о Скотте, и о Купере с глубочайшим уважением. Оба больше веек других сделали дли того, чтобы исторический роман из развлекательного чтения стал настоящей литературой.

Только неверно было думать, будто никто уже не сможет написать об истории иначе, чем Скотт и Купер. Между тем именно так и считалось. Подражали им обоим просто рабски, Скотту в особенности. И Твена эти бездарные копии раздражали так сильно, что он переставал замечать достоинства и в самом оригинале - в «Айвенго» или в «Роб Рое» и «Квентине Дорварде»,

Конечно, он был неправ, когда с такой пристрастностью судил о своих предшественниках, создавших исторический роман как полноценный литературный жанр. Суть дела заключалась не в том, что Твен не принимал Вальтера Скотта. Это реалистическая школа не принимала романтическую. Такое в истории литературы случается постоянно. Романтики тоже отвергали тех, кому шли на смену,- классицистов да и просветителей, II были точно так же несправедливы, как Твен по отношению к ним самим.

С дистанции времени хорошо видно, что каждое крупное явление в искусстве необходимо, чтобы сложилась плодотворная традиция и возникла органичная преемственность. Но ведь дистанция эта должна возникнуть. А пока ее нет, кажется, будто ближайшие предшественники писали совсем не так, как нужно.

всем не так, как нужно. И с ними спорят куда яростнее, чем с писателями, которые творили давно.

Вог потому-то столько ядовитых стрел выпустил Твен в Вальтера Скотта, когда - одновременно с работой над «Принцем и нищим» - заканчивал цикл очерков о жизни на Миссисипи в пору своей молодости. Впоследствии от него сильно достанется и Куперу - за мелодраматичные переживания персонажей и их цветистую речь, за неуважение к здравому смыслу и приверженность к пафосу, за то, что невежественный охотник, у него изъясняется так, словно десятилетие провел среди придворных вельмож, и за другие «литературные грехи». Но Вальтера Скотта он изобличал еще язвительнее. Твену представлялось, что Скотт не просто привил литературе напыщенный стиль, но оказывал пагубное воздействие на своих многочисленных поклонников. Ведь, вместо того чтобы учить честности и мужеству, Скотт своими романами «заставляет весь мир влюбиться в сны и видения, в сгнившие и скотские формы религии, в глупость, пустоту, мнимое величие… безмозглого и ничтожного, давно исчезнувшего общества». Твен полагал, что нравы на американском Юге с его кичливостью и фанаберией были прямым результатом повального увлечения книгами сэра Вальтера. И значит, «он причинил неизмеримый вред, быть может, самой большой и стойкий вред из всех доселе живших писателей».

Твен заботился не столько о достоверности создаваемых им картин прошлого, сколько о том, чтобы они заставляли снова и снова задуматься, что истинно, а что глубоко ложно и постыдно в побуждениях и устремлениях людей, их образе мыслей, их поведении, в общем-то неизменных, как, по сути, неизменен во все эпохи и сам человек. У него не было ни малейшего преклонения перед стариной. Наоборот, старина - и уж тем более средневековье - его не притягивала, а отталкивала. Одному из друзей он как-то сказал, что не любит зарываться в книгах историков: «То, о чем они пишут, слишком для нас унизительно».

И с Вальтером Скоттом он спорил не только впрямую, как на страницах своих очерков о Миссисипи былой поры, Он полемизировал с великим шотландцем и тогда, когда описывал в своих исторических произведениях средневековые нравы, понятия л порядки паленого времени. Скотт с увлечением а патетикой изображал пышность королевских дворцов, утонченный этикет рыцарей, изысканных в обращении сановников, бесстрашных и чистых сердцем аристократов. А Твен на полях мемуаров герцога Сен-Симона, долгие годы проведшего при дворе фратщузских королей Людовика XIV и малолетнего Людовика XV,- эту книгу автор «Принца и нищего» читал как раз во время работы над своей цервой исторический повестью - записывает: «Двор - всего лишь сборище голодных псов и кошек, отчаянно дерущихся за кусок падали. Уже в рассказе о лондонском уличном оборвыше Томе Кенти и наследнике английского престола Эдуарде, принце Уэльском, придворная знатъ - вес эти лорды, графы, пэры и канцлеры выглядят комично, чтобы не слазать - жалко. Четырнадцать лет спустя, повествуя о Жанне д’Арк, Твеи покажет короля Карла VII и его окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.

окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные