Падежи имен существительных таблица с вопросами. Почему падежи так называются. Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.

    В русском языке изменение слов по падежам называется склонением. Падеж -- это определенная форма данного слова. В русском языке различают шесть падежей.

    Именительный падеж единственного числа -- это начальная форма существительного, прилагательного, местоимения, числительного или глагольной формы -- причастия. У существительных в именительном падеже мы зададим вопросы кто? или что? : мальчик, дерево. Именительный падеж принадлежит, как правило, подлежащему в предложении.

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? или чего? , нет мальчика, нет дерева.

    Дательный падеж отвечает на вопросы кому? или чему? дам мальчику, дам дереву.

    Винительный падеж отвечает на вопросы кого? ** или **что? вижу мальчика, дерево.

    В творительном падеже существительных мы зададим вопросы кем? или чем? , любуюсь мальчиком, деревом.

    В предложном падеже правомерны вопросы к существительному о ком? или о чем? , думаю о мальчике, о дереве.

    Падеж, в русском языке - это категория грамматики, которая осуществляет взаимодействие существительных с другими словами, в тексте или предложении. Падежи, напрямую зависят от склоняемого существительного в той или иной мере, при этом, как правило, окончание у этих слов меняется. Всего в русском языке насчитывается шесть падежей, а именно:

    1) именительный (отвечает на вопросы: кто? или что?)

    2) родительный (отвечает на вопросы: кого? или чего?)

    3) дательный (отвечает на вопросы кому? или чему?)

    4) винительный (отвечает на вопросы: кого? или что?)

    5) творительный (отвечает на вопросы: кем? или чем?)

    6) предложный (отвечает на вопросы: о ком? или о чем?)

    В русском языке падеж - это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.

    Падеж - это грамматическая категория, характерная для имен существительных и прилагательных. Слова могут изменяться по падежам и это их изменение называется склонением. То есть имена существительные (и прилагательные) склоняются по падежам. Это их склонение зависит от других слов, которые стоят рядом с данным словом и определяют его падеж.

    Всего в русском языке 6 падежей:

    Именительный - кто?/что? - друг, сумка

    Родительный - кого?/чего? - друга, сумки

    Дательный - кому?/чему? - другу, сумке

    Винительный - кого?/что? - друга, сумку

    Творительный - кем?/чем? - другом, сумкой

    Предложный - о ком?/о чм? - о друге, о сумке

    Падеж в русском языке представляет собой отдельную грамматическую категорию, посредством которой выражается отношение к какому-либо предмету. Вообще имеется есть падежей, определяемых на основе задаваемых вопросов, а вот и таблица:

    Обратите внимание на вспомогательные слова, помогающие определить падеж.

    Представленная ниже, позволит хорошо изучить и запомнить такую важную тему в русском языке как падеж.

    Падежом называют форму слова, когда слово изменяется по падежам - склоняется.

    Но не все части речи могут иметь падеж и склоняться по падежам.

    Например, мы можем просклонять существительные, прилагательные, местоимения, но не склоняем по падежам глаголы.

    Падежей в русском языке всего шесть, каждый падеж имеет свои вопросы к одушевленным и не одушевленным предметам, а также имеет разные окончания для единственного и множественного числа.

    Таблица падежей русского языка с вопросами и примерами ниже:

    Падеж это форма слова, в которой оно употребляется в русском языке. В русском языке шесть падежей и для каждого из них характерна своя постановка вопроса на который она отвечает. Вот таблица падежей с используемыми предлогами и окончаниями -

    Падеж это грамматическая основа слова, показывает синтаксическую роль слова и связывает слова в предложения. Изменять по падежам значит склонять слово.

    Чтобы предложения были логически связанны и легко могли восприниматься существительные, прилагательные числительные должны принять необходимую форму. Для этого нужно уметь правильно склонять и вот здесь мы обращаемся за помощью к ПАДЕЖу.

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.

Вконтакте

Определение

Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:

  1. Мы, радость, принять, он, коллектив.
  2. Мы с радостью приняли его в коллектив.

В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .

Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.

Основные виды

Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.

У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.

Какие бывают основные падежи в русском языке.

Именительный

Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:

  • вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
  • вспомогательное выражение «есть»;
  • встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
  • множественном: -ы, -и, -а, -я.
  1. Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
  2. Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).

Родительный

Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:

  • можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
  • употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
  • окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
  • во множественном: -ов, -ев, -ей.
  1. После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
  2. Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).

Дательный

Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:

  • определяет последнюю точку действия;
  • «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
  • предлоги: по, к;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
  • во множественном: -ам, -ям.
  1. Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
  2. Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).

Винительный

Называет объект действия:

  • «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
  • предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
  • во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
  1. Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
  2. А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).

Творительный

Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:

  • «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
  • употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
  • окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
  • во множественном: -ами, -ями.
  1. Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
  2. С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).

Предложный

Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:

  • чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
  • «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
  • множественное число: -ах, -я.
  1. Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
  2. При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).

Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:

  • Ирина
  • Родила
  • Девчонку,
  • Велела
  • Тащить
  • Пеленку.

Таблица — падежи.

Дополнительные разновидности падежных форм

  1. Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
  2. Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
  3. Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
  4. Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
  5. Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
  6. Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
  7. Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
  8. Ждательный. Пример: ждать товарища.
  9. Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.

Склонение существительных

Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».

Склонение существительных, таблица.

Падеж I склонение II склонение III склонение
Жен. род Муж. род Муж. род Ср. род Жен. род
Именительный Дорога Папа

Костя

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Родительный Дороги Папы

Кости

Арбуза

Корня

Жита

Моря

Соли

Грани

Дательный Дороге Папе

Косте

Арбузу

Корню

Житу

Морю

Соли

Грани

Винительный Дорогу Папу

Костю

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Творительный Дорогой

Аней

Папой

Костей

Арбузом

Корнем

Житом

Морем

Солью

Гранью

Предложный О дороге

Об Ане

О папе

О Косте

Об арбузе

О корне

О жите

О море

О соли

О грани

Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.

Падежи и вопросы

Падеж и вспомогательное слово

Предлоги

Окончания по числам
Ед. ч.
III скл.
Именительный Кто? (отец). Что? (телефон) Отец всегда много читал.

Телефон звонил по несколько раз на день.

Без предлогов -а, -я -, -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) Родителей на кухне не было.

Пришлось рисовать без вдохновения.

Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после -ы, -и -а, -я -ов, -, ев, -ей
Дательный Кому? (котенку). Чему? (потолку) Маша налила котенку молочка.

К потолку крепились гирлянды.

По, к -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? (друга). Что? (дом) Мы позвали друга с собой.

Переезд в новый дом не радовал.

Через, за, в, на, про -у, -ю -о, -е -, -и, -ы, -а, -я
Творительный

(любуюсь)

Кем? (художником). Чем? (творением) Она всегда мечтала стать художником.

Уже пятый час Катя любовалась своим творением.

Под, за, перед, с, над -ой/ою, -ей/ею -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) О Маше мы даже не вспомнили.

Мама давно думала об этом путешествии.

Об, в, о, при, на -е, -и -е, -и -ах, -я

Как легко выучить падежи

Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного

Заключение

Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.

    В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

    На какие же вопросы отвечают падежи? . Покажем это на примере склонения слова друг.

    1. Именительный падеж (кто? что?) - друг
    2. Родительный падеж (нет кого? чего?) - друга
    3. Дательный падеж (подошел к кому? чему?) - к другу
    4. Винительный падеж (вижу кого? что?) - друга
    5. Творительный падеж (доволен кем? чем?) - другом
    6. Предложный падеж (говорили о ком? о чем?) - о друге
  • Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке в общей сложности существуют шесть падежей, каждый из которых отвечает на определнные вопросы. В частности, именительный падеж отвечает на вопросы Кто? и Что?, родительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Чего?, дательный падеж отвечает на вопросы Кому? и Чему?, винительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Что?, творительный падеж отвечает на вопросы Кем? и Чем, а также предложный падеж отвечает на вопросы О ком? и О чм?.

    Вспомним 6 падежей русского языка: именительный п-ж, родительный п-ж, дательный п-ж, винительный п-ж, творительный п-ж, предложный п-ж.

    Каждый из перечисленных падежей отвечает на определенные вопросы. Просклоняем для примера существительные одушевленные и неодушевленные ребенок и стол.

    1. Именительный : кто ? ребенок что ? стол
    2. Родительный : кого ? ребенка чего ? стола
    3. Дательный : кому ? ребенку чему ? столу
    4. Винительный : кого ? ребенка что ? стол
    5. Творительный : кем ? ребенком чем ? столом
    6. Предложный : о ком ? о ребенке о чем ? о столе
  • В русском языке существует 6 падежей, каждый из которых отвечает на вопросы:

    1- Именительный падеж (существует кто?/что? )

    2- Родительный падеж(нет кого?/чего? )

    3- Дательный падеж (дать кому?/чему? )

    4- Винительный падеж (вижу кого?/что? )

    5- Творительный падеж (творю кем?/чем? )

    6- Предложный падеж (думаю о ком?/ о чем? )

    В русском языке падежи отвечают на такие вопросы:

    • именительный падеж - кто? что?
    • родительный падеж - кого? чего?
    • дательный падеж - кому? чему?
    • винительный падеж - кого? что?
    • творительный падеж - кем? чем?
    • предложный падеж - о ком? о чем?
  • В русском языке 6 падежей, каждый из которых отвечает на определенный вопрос:

    • Именительный - кто? что?
    • Родительный - кого? чего?
    • Дательный - кому? чему?
    • Винительный - кого? что?
    • Творительный - кем? чем?
    • Предложный - о ком? о чем?
  • Помните, когда мы в детстве запоминая цвета радуги учили поговорку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Аналогичным образом, для быстрого усвоения названий падежей в русском языке, достаточно вызубрить одну слегка смешную присказку: Иван родил девчонку, велел тащить пелнки .

    Так как первые буквы шести падежей мы уже запомнили, осталось выучить вопросы и разобраться с окончанием. В этом нам помогут удивительные вспомогательные слова.

    Итак, поехали!

    Именительный (есть у каждого из нас кто? что?) - мама;

    Родительный (у кого мы ищем совет в трудную минуту? чего?) - у мамы;

    Дательный (дать ЛЮБОВЬ кому? чему?) - маме;

    Винительный (винить (виним) особенно в детстве, за свои же ошибки кого? чего?) - маму;

    Творительный (я сотворен кем? чем?) - мамой;

    Предложный (думаю часто о ком? о чм?) - о маме.

    Добрый день, в русском языке можно найти шесть падежей, каждый из которых имеет по два вопроса. Внизу представлена фотография, на которой обозначены все шесть падежей, также показаны вопросы в зависимости от рода конкретного слова.

    Желательно знать название падежей и какие вопросы им задаются, поэтому советую их выучить наизусть.

    Падежей в русском языке всего шесть, их нужно выучить наизусть еще в начальной школе, поскольку без них на уроках русского не обойтись.

    Именительный: кто? что?

    Родительный: кого? чего?

    Дательный: кому? чему?

    Винительный: кого? что?

    Творительный: кем? чем?

    Предложный: о ком? о чем?

    Падежи в русском языке отвечают на падежные и на смысловые вопросы. По этим вопросам легче определить падеж, в форме которого находится в предложении или в словосочетании слово. Ниже привожу списки большинства этих вопросов с примерами.

    Падежные .

    • Именительный. Кто? - Человек. Что? - Морковь.
    • Родительный. Кого? - Оленя. Чего? - Тетради.
    • Дательный. Кому? - Котнку. Чему? - Весне.
    • Винительный. Кого? - Ттю. Что? - Зиму.
    • Творительный. Кем? - Генералом. Чем? - Шваброй.
    • Предложный. О ком? - О солдате. О чм? - О решительности.

    Смысловые .

    • Именительный. (не имеет таких вопросов)
    • Родительный. Где? - Возле речки. Куда? - До озера. Откуда? - Из степи.
    • Дательный. Где? - По лугам. Куда? - К воде.
    • Винительный. Куда? - За дом.
    • Творительный. Где? - За усадьбой.
    • Предложный. Где? - В снегу.
  • В современном русском языке сохранилось только шесть падежей . Рассмотрим их на примере слов красота (неодушевленное существительное) и соловей (одушевленное существительное) с ударными окончаниями:

    именительный падеж кто? соловей_, что? красот-а

    родительный падеж нет кого? соловь-я , чего? красот-ы

    дательный падеж бегу к кому? соловью , к чему? к красот-е

    винительный падеж вижу кого? соловь-я , что? красот-у

    творительный падеж восхищаюсь кем? соловь-м, чем? красот-ой

    предложный падеж думаю о ком? о соловь-е , о чм? о красот-е .

    У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа, а у неодушевленных - формы именительного и винительного падежа множественного числа:

    нет кого?, вижу кого? - соловьев;

    что? столы, вижу что? столы.

    В великом русском языке существует шесть падежей , для определения которых, у каждого существуют свои грамматические вопросы:

    У именительного падежа - вопросы: кто?,что?

    У родительного падежа - вопросы: кого?, чего?

    У дательного падежа - вопросы: кому?, чему?

    У винительного падежа - вопросы: кого?, что?

    У творительного падежа - вопросы: кем?, чем?

    У предложного падежа - вопросы: о ком?, о чем?

    Падежи, в русском языке, призваны заполнить собой, все возможные вариации склонения слов в разном контексте. То есть их ровно столько, сколько нужно для того, что бы каждый человек, мог так строить свою речь, что бы за счет нее можно было полноценно доносить информацию до окружающих.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные