План занятий по рисованию в старшей группе доу по месяцам. Конспект занятия в старшей группе (рисование) ко Дню матери: «В мире все начинается с мамы Живопись для старшей группы
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание.
- Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
- Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
- Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
- Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
- Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей:
художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.
Активизация словаря:
березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.
Подготовительная работа
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.
Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.
Воспитатель:
А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!
Воспитатель:
Дети, о каком времени года говорит поэт?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.
Ответы детей.
Воспитатель:
Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?
Дети:
Нарисовать картину.
Воспитатель:
Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?
Дети:
Краски, мольберт, бумага.
Воспитатель:
Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».
Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
А почему грустное настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)
Воспитатель:
Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?
Воспитатель:
Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?
Дети:
Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.
Загадка.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Листики.
Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.
Открываю сундучок, а там осенние листики.
Воспитатель: А что можно с ними сделать?
Дети. Поиграть. (берут любые листики)
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер -полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель. Молодцы. А еще что?
Ответы детей. Подуть.
Воспитатель. Правильно, подуть.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)
Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)
Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.
Программное содержание:
Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;
В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;
Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;
Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;
Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.
Оборудование:
фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.
Предыдущая работа:
рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Дети становятся в круг
Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.
Дети:
Доброе утро!
Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.
Доброе утро!
Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!
Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?
Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)
Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)
Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)
Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?
Дети: этот жанр называется портрет.
Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)
Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).
Чем отличаются эти женщины?
Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).
Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»
Я знаю, что вы очень любите своих мам!
Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.
А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.
Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)
Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».
Давайте немного разогреем руки.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)
Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.
Хорошо и ровно сели!
Карандаш в руку взяли!
Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)
Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)
Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)
Остановились! Начали рисовать.
(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)
Окончание. Рефлексия
Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)
Молодцы!
Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.
Ольга Ильясова
НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»
Тема: «В стране Живописи»
Цель:
1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)
2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.
4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".
5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным
6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.
Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.
Предварительная работа:
Рассматривание картин разных видов живописи.
Составление описательных рассказов по картинам.
Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,
Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.
Ход ОД
Приветствие Логоритмика Железнова
Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».
Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).
Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).
Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.
Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?
Произведения живописи.
Давайте вспомним, что такое живопись?
Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.
Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.
(Читает стихотворение ребенок)
Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.
О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?
Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.
С помощью чего художники передают свое настроение?
Конечно с помощью красок.
Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.
Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.
Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)
Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)
Найдите самый вкусный натюрморт.
Самый веселый натюрморт?
Самый необычный?
Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)
Кто обычно изображен на портрете?
Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.
На что похож портрет? (На фотографию).
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?
Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?
Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)
Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)
Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)
Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.
Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Евгений Чарушин - художник- анималист
Я рисую акварелью
Белку под мохнатой елью.
Скачет рыжая малютка
По сухой опавшей хвое.
Я прошу: «Ну хоть минутку
Посиди-ка ты в покое!
Чтоб я смог нарисовать
Твой чудесный пышный хвостик,
Чтоб сумел я передать
Быстрый глаз и влажный носик».
Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.
Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.
Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.
И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.
Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.
На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.
Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.
Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.
Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.
Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).
Итог занятия
Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощание скажем.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»
Цели:
Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Оборудование:
Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.
Ход занятия:
Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.
Здесь написано «Искусство».
Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Живопись и скульптура
Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.
Рисование «Наскальная живопись»
Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.
Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.
Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»
В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.
Литература
Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.
Дидактическая игра «Ошибка в названии»
«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.
Музыка
С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.
Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)
Ручной труд «Погремушка»
Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.
Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)
Упражнение «Как звучит струна?»
Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.
А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)
Дыхательное упражнение «Игра на дудке»
Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.
Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.
Подвижная игра «Оркестр»
Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».
Танец
Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.
Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.
Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).
Театр и кино
Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».
Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?
Архитектура
Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).
Итог занятия:
О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.
Коллективное конструирование из строительного материала
Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.
Задачи перспективного плана:
— развивать способность к восприятию художественного произведения, чувство прекрасного;
— формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, желание в постоянном общении с ним;
— углубить представления детей о живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) скульптуре, архитектуре, дизайне;
— обогащать эмоциональную сферу детей новыми видами эстетических переживаний;
— учить передаче характерных признаков объектов изображения (девочка и снегурочка, мальчик и гномик, веселый и грустный, весенний и осенний);
— поддерживать стремления детей к самостоятельности в организации рабочего места, выборе темы рисунка, материала, способов изображения, темы рисунка, планировании деятельности, воплощении задуманного в рисунке;
— формировать умение анализировать художественные произведения великих мастеров, собственные рисунки и работы других детей.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ:
Сентябрь (8 часов)
1). Рисование «Цветы»
Цель: закрепить понятия основных и дополнительных цветов; учить рисовать гуашевыми красками, смешивая их, использовать различные приёмы — мазки, примакивание, кружение.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».
2). Рисование «Овощи и фрукты»
Цель: учить рисовать овальные и круглые предметы (помидор, огурец, яблоко, слива, груша, вишня, свекла, морковь); закрашивать округлыми мазками, смешивать
Материал: краски «Гуашь», загадки об овощах и фруктах.
3). Лепка «Овощи и фрукты»
Цель: передать форму круглых и овальных предметов (морковь, свекла, огурец, помидор, груша, слива), дополнить деталями — ямками, выемками, используя стеки.
Материал: пластилин, стеки, образцы овощей и фруктов.
4). Аппликация «Помидоры»
Цель: вырезание круглых форм из квадрата, расположение помидоров по цвету: от зеленых, через желто-розовый, к красному (проблемная задача), и величине.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей; изображение растущих помидоров.
5). Аппликация «Яблоко и груша»
Цель: вырезать круглый предмет из квадрата, овальный из прямоугольника, наклеить их, композиционно располагая в вазе.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей; ваза с фруктами.
6). Рисование «Натюрморт»
Цель: объяснить понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке.
Материал: краски «Гуашь»; репродукции картин-натюрмортов; м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера)
7). Рисование «Виноград»
Цель: изображать грозди винограда в двухплановом рисунке, где некоторые ягоды прячутся друг за друга и теряют половину круглой или овальной (по желанию) формы; передать блики на ягодах приёмом смешивания красок.
Материал: краски «Гуашь», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», вальс.
8). Аппликация — загадка «Натюрморт»
Цель: определить по цвету и форме заготовок, какой вырезать овощ или фрукт, закрепить умение вырезать круглые и овальные предметы.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; загадки об овощах и фруктах.
Октябрь (9 часов)
1). Рисование «Наш аквариум»
Цель: закрепить умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.
Материал: краски «Гуашь»; музыка А. Вивальди «Весна».
2). Аппликация «Курочка с цыплятами»
Цель: учить работать, вырезая и наклеивая цыплят, совместно в разных позах, в каких-либо отношениях между собой.
Форма проведения занятия: сотворчество педагога (вырезает курицу) и детей.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение птицефермы.
3). Рисование «Жар-птица»
Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее красочность и необычность, отличие от существующих.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П. Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».
4). Рисование «Домашние животные»
Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду обитания (домик, трава, квартира).
Материал: краски «Гуашь»; стихи и загадки о домашних животных
5). Лепка «Домашние животные»
Цель: учить лепить из пластилина животных, используя овальную форму и круг (шар), совместно составлять композиции из отдельных детских работ.
Материал: пластилин, стеки; рисунки домашних животных из предыдущего занятия.
6). Рисование «Зоопарк»
Цель: изобразить диких животных, которых видели в зоопарке (медведь, слон, бегемот, жираф), передать их особенности, характерные детали, соединяя в рисунке форму крута и квадрата.
Материал: краски «Гуашь», загадки о диких животных, стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах»
7). Рисование «В цирке»
Цель: передать движения животных, выполняющих акробатические номера (слон на шаре, собачки с мячом, зайчик на барабане и т.д.).
Материал: краски «Гуашь»; музыка Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида»
8). Лепка «Цирк»
Цель: учить совместно работать, составлять композиции из зверей, выступающих на арене — выполняющих цирковой номер с дополнительными предметами.
Материал: пластилин, стеки, детские рисунки «В цирке» из предыдущего занятия.
9). Рисование «Верёвочные звери»
Цель: учить рисовать зверей одной плавной неразрывной линией (веревочкой), с дорисовыванием дополнительных деталей. Черно-белое изображение.
Материал: бумага, уголь.
Ноябрь (8 часов)
1). Рисование «Осеннее дерево»
Цель: учить располагать деревья «ближе», «дальше»; тонким концом кисти рисовать ветки дерева; сформировать понятия: «перед деревом» (ниже на листе), «за деревом» (выше).
Материал:
2). Рисование «Деревья и кусты»
Цель: учить передавать различия в строении дерева и куста, закреплять приём расположения «ближе — дальше».
Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень».
3). Аппликация «Грибы»
Цель: учить передавать композицию их 3-х грибов — большой и два маленьких; закреплять парное вырезание одинаковых частей.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение грибов.
4). Аппликация «Угадай животное» (из осенних листьев)
Цель: учить подбирать листья, выкладывая их на бумаге так, чтобы получалось животное, дорисовывая детали фломастером.
Материал: засушенные осенние листья, клей, фломастеры.
5). Рисование «Разноцветная осень»
Цель: учить рисовать акварельными красками на мокрой бумаге, используя прием растекания красок, развивать умение видеть в цвете сюжет и акцентировать его.
Материал: краски «Акварель»; музыка В.-А. Моцарта «Симфония № 40».
6). Рисование «Пасмурный осенний день»
Цель: через подбор красок учить изображать погоду и настроение; использовать приём тонирования неба и земли, дождя.
Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень» ч. 2 из скрипичного концерта «Времена года»
7). Рисование «Осенний пейзаж»
Цель: учить составлять альбом из рисунков осени, выбирая сюжет и настроение пейзажа, комбинируя изобразительные материалы.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель», цветные карандаши, мелки, фломастеры, уголь; музыка А. Вивальди «Осень», часть 3 из скрипичного концерта «Времена года»
Декабрь (7 часов)
1). Рисование «Мы строим дома»
Цель: создать изображение квадратных и прямоугольных предметов — домов, окон, дверей; ввести понятие «архитектура».
Материал: цветные карандаши, мелки, уголь.
2). Рисование «Транспорт»
Цель: учить изображать общественный и грузовой транспорт; передавая их разнообразие, отличия; вырезать контур машины из сложенной вдвое бумаги. Раскрасить карандашами, мелками.
Материал: цветные карандаши, мелки, ножницы.
3). Рисование «Под небом голубым»
Цель: учить изображать авиатранспорт (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); передавать особенности их строения, отличия от наземного (обтекаемая форма, крылья).
Материал: цветные мелки, акварель, модели авиатранспорта; музыка В.-А. Моцарта, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
4). Аппликация «Такие разные автомобили»
Цель: закрепить навыки вырезания кузовов автомобилей различного назначения (цистерна, самосвал, грузовик), кабины, колес, составления и дополнения частей автомобиля деталями.
Материал: цветная бумага, ножницы, изображения автотранспорта.
5). Рисование «К магазину подъехал автомобиль»
Цель: изображать двухплановый рисунок с передачей перспективы («дальше — ближе», машина закрывает часть здания).
Материал: карандаши, мелки; музыка Ф. Листа «Хроматический галоп».
6). Коллективная аппликация «Мы строим новый город».
Цель: учить составлять общую композицию из домов, детсадов, магазинов, машин, деревьев; формировать навыки сотрудничества, элементарный план действий.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Январь (7 часов)
1). Рисование «Зимняя сказка»
Цель: учить изображать деревья, кусты и предметы под снегом, используя графические приёмы (рисунок на черной бумаге белой «Гуашью»).
Материал: чёрная бумага, краски «Гуашь»; музыка В.-А. Моцарта «Фантазия»
2). Рисование «Снегурочка возле новогодней елки»
Цель: создавать сюжетную картину, передавая праздник, яркий наряд Снегурочки, красивую елку.
Материал: краски «Гуашь», новогодние открытки; музыка А. Бородина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
3). Лепка «Девочка лепит снеговика»
Цель: учить лепить фигуру девочки в шубке в несложном движении (катает ком), располагая рядом снеговика.
Материал: пластилин, стеки, музыка А. Вивальди «Зима» из скрипичного концерта «Времена года».
4). Лепка «Дети на прогулке зимой»
Цель: создание коллективной композиции из фигур детей в соответствии с сюжетом (на санках, лыжах, играет в снежки, катает ком)
Материал: пластилин, стеки.
5). Рисование «Весело зимой»
Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.
Материал: краски «Акварель», мелки; музыка П. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик».
6).Аппликация «Снежинки»
Цель: учить вырезать из сложенной бумаги снежинки с мелкими деталями, прорезями.
Материал: белая бумага, ножницы; музыка П.Чайковского «Танец Феи- драже» из балета «Щелкунчик».
Февраль (8 часов)
1). Аппликация «Игрушечный клоун»
Цель: передавать несложные движения клоуна через положения рук, ног, головы; использовать игровые приёмы - показать схематичного клоуна на доске, а дети ищут, у кого клоун выполняет такие же движения.
Материал: цветная бумага, ножницы, игрушечный клоун.
2). Знакомство с портретом
Цель: формировать представления о портрете, его особенностях и средствах изображения; научить словесному и изобразительному портрету. Игра «Угадай по описанию».
Материал: м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера), портреты.
3). Рисование «Портрет мамы»
Цель: учить передавать в рисунке сходство с внешностью и настроением мамы; правильно располагать черты лица.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка Ж. Массне «Медитация».
4). Рисование «Весело и грустно»
Цель: различными приемами учить выражать настроение человека (широкие и узкие глаза, уголки рта вверх или вниз, брови подняты, опущены), предварительно рассмотрев на рисунке несколько кукольных лиц.
Материал: цветные карандаши, мелки, уголь; музыка А. Вивальди «Времена года» («Весна» и «Осень»)
5). Рисование «Забавные гномики»
Цель: учить видеть отличия человека от гнома, передавать в рисунке комичность и сказочность гномика через форму и цвет.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик»
6). Рисование «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»
Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.
Материал: цветные карандаши, мелки.
7). Рисование «Портрет друга»
Цель: изображать друга, передавая его характер, привычки, увлечения; составлять сюжетный рисунок.
Материал: краски «Гуашь», цветные мелки.
8). Рисование «Ко мне пришел врач»
Цель: составлять сюжетный рисунок, изображая людей и окружающую обстановку.
Материал: цветные карандаши, мелки; музыка П.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Март (8 часов)
1). Рисование-аппликация «Открытка для мамы»
Цель: подготовить подарок маме (бабушке, сестре), самостоятельно выбрать средства изображения, составить композицию из комбинированных изобразительных материалов (цветная бумага, краски, пластилин).
Материал: цветная бумага, краски, пластилин, карандаши, мелки; музыка из оперы «Сильвия» Л. Делиба, «Пиццикато».
2). Рисование «Пляшущие человечки»
Цель: учить передавать позу человека, его пропорции в схематичном изображении, составить из них небольшую танцевальную композицию.
Материал: карандаши, мелки; музыка П. Чайковского «Китайский танец» из балета «Щелкунчик».
3). Рисование «Веселые клоуны»
Цель: учить изображать клоуна в движении, с предметами (жонглирует, танцует, показывает фокус, акробатический номер).
Материал: мелки, акварель, музыка И. Штрауса «Галоп»
4). Лепка «На арене клоуны»
Цель: составлять коллективную композицию, изображающую представление клоунов; самостоятельно выбрать для своего клоуна номер, наряд.
Материал: пластилин, стеки.
5). Рисование и аппликация «Цирковая афиша».
Цель: учить совместно составлять афиши, самостоятельно выбирать свой участок работы и составлять общую композицию.
Материал: краски, карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы.
6). Лепка
а) «На балу у Золушки»
б) «Полет в космос»
Цель: девочки и мальчики выполняют различные композиции с изображением людей (Золушка, принц, космонавт, инопланетяне).
Материал: пластилин, стеки.
Апрель (8 часов)
1). Рисование «Моя любимая сказка»
Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка; изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка К. Дебюсси «Кукольный Кек-уок».
2). Рисование «Весенняя гроза»
Цель: изображать пейзаж с настроением: солнечный или пасмурный день, дождь, природа или город, животные или люди.
Материал: краски «Акварель»; стихи о весне; музыка П. Чайковского «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.
3). Рисование «Лес в тумане»
Цель: изображать пейзаж с использованием приглушенных красок, пастельных тонов, смешиванием с белой краской.
Материал: краски «Акварель»; музыка Ж. Оффенбаха «Баркаролла»
4). Лепка «Тарелка с узором»
Цель: учить лепить широкую, плоскую посуду, украшать её объемным узором из змеек и точек.
Материал: пластилин, образцы тарелок.
5). Лепка «Ваза для фруктов»
Цель: закреплять умение лепить посуду сложной формы с подставкой, украшать объемным узором; добавить по желанию вылепленные фрукты.
Материал: пластилин, образец вазы с фруктами.
6). Лепка «Выставка посуды»
Цель: учить самостоятельно выбирать объект лепки, придумывать узор, выделять свою работу каким-либо элементом (необычной формой, ручкой, подставкой), чтобы ее отобрали на выставку.
Материал: пластилин, образцы посуды.
Май (8 часов)
1). Дымковская роспись «Конь на лугу»
Цель: познакомить с элементами дымковской росписи — круги, точки, штрихи; учить расписывать фигуру коня яркими узорами, стилизованными под дымковскую роспись.
Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения дымковской росписи; музыка В.А. Моцарта «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор.
2). Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»
Цель: познакомить с городецкой росписью — бутоны, листья, цветы розового и голубого цвета, учить расписывать кружки цветочной гирляндой городецкого рисунка.
Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения городецкой росписи; музыка С. Рахманинова «Итальянская полька»
3). Книжка-картинка для малышей
Цель: учить делать книжку-раскладушку с ярким крупным рисунком и несложным текстом, самостоятельно выбрав сюжет, средства изображения.
Материал: картон, цветная бумага, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей.
4). Рисование «Лето прекрасное»
Цель: изображать лето — мечту, как бы ты хотел его провести в своих фантазиях, средства изображения подбирать по своему усмотрению.
Материал: краски, карандаши, мелки; стихи о лете; музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».