Почему евгения онегина называют эгоистом поневоле. “Онегин эгоист поневоле” сочинение. Сочинения по темам

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».
У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:
… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…
Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.
Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.
Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.
Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…

Александр Сергеевич Пушкин в своем величайшем романе в стихах «Евгений Онегин» смог создать довольно сложную и противоречивую натуру, который, на мой взгляд, для разных людей представляется совершенно разным. Возможно, это происходит потому, что читатель видит в одном из главных персонажей отражение своего внутреннего мира. Ведь в каждом из нас непременно живет тот самый Евгений Онегин.

Поэтому многие импонируют ему и стараются оправдать его поступки, как часто сами оправдывают себя. Другим же читателям данный персонаж кажется плохим, холодным, грубым. Но ведь и сами мы не так редко бываем такими же холодными и безразличными.

Евгений Онегин – молодой человек из дворянского сословия. Вся его сознательная жизнь проходила именно в высшем обществе царской России. Когда он был совсем юным, то именно это общество невероятно манило и привлекало его своей пышностью, развлечениями, умными и знатными особами. Еще не зная настоящего содержания данного собрания знатных людей, он изначально был слишком сильно им очарован.

Евгению Онегину представлялось, что именно здесь он сможет показать себя и свои способности, здесь он сможет полностью себя самореализовать и возможно изменить чью-то жизнь к лучшему. Но достигнув положенного возраста и вступив в ряды дворянского общества, юноша навсегда и крепко в нем разочаровывается. Ведь в нем такие же знатные люди придаются однообразным сплетням, разговорам об одном и том же, редким пошлым развлечениям и бесконечной праздности и бездействию. Совершенно по другому молодой Евгений представлял себе этот мир. Он не дал ему ничего того, о чем мечталось юноше. Поэтому в скором времени Онегину надоело такое бесцельное времяпрепровождение, и он покидает это пристанище скуки и пошлости.

Но лишившись той привычной среды обитания, Евгений Онегин не понимает, что теперь он хочет и как следует жить дальше, чтобы его душа наконец-то обрела долгожданное счастье. Все чего он желал – это высшего общества. Но оказалось, что оно совершенно не такое, какое он себе представлял. Поэтому молодой человек остается как бы в изоляции от окружающие. Ведь новых стремлений у него пока еще нет, как и новой мечты. Поэтому он просто скучает и бездействует. Нет, он не оставляет поисков лучшего, того что ему бы понравилось всей душой. Но пока его поиски безрезультатны. Поэтому для окружающих он представляется холодным и бесчувственным молодым человеком. Но ведь само общество сделало его таким, не сумев дать того, чтобы смогло разбудить в его душе огонь страсти.

Сам по себе персонаж Евгений Онегин добрый человек. Нельзя сказать, что он отрицательный персонаж. Но он настолько запутался в себе и окружающем его мире, что многим кажется, что Евгений довольно эгоистичная личность. С другой стороны, какого человека нельзя назвать эгоистом? Таких очень сложно найти. Ведь на самом деле сложно помогать окружающим людям, пока в твоей душе царит смятение и неразбериха. Поэтому все мысли и действия Евгения в данный период времени на самом деле были направлены только на осознание себя, своего собственного я. Но ведь от этого зависит его жизнь и то как он ее проживет. В целом, слова Белинского о том, что Онегин страдающий эгоист, которого душат бездействие и пошлость, правдивые. Однако, понимать их стоит не настолько в негативном свете. Ведь он не сам стал таким, его таким сделало окружающие общество и люди, с которыми он общался. Но если бы Евгений Онегин смог разобраться в себе и понять, чего же он хотел в этой жизни, все бы могло сложиться совсем по-другому.

"Евгений Онегин" - замечательный роман А. С. Пушкина, уже много лет восхищающий читателей. Сюжет романа, его главные герои знакомы каждому. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского волнуют вот уже много поколений читателей. Личность главного героя - Онегина - получает неоднозначную оценку критиков. Многие осуждают его за эгоизм. Один из наиболее выдающихся литературных критиков XIX века В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи высшего общества Петербурга XIX века.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь - это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Образование

Онегин получил достаточно поверхностное образование от гувернера-француза, не особо отличавшегося познаниями в науке. Но этих знаний достаточно для молодого дворянина. И хоть Евгений интересуется сочинениями Адама Смита и неплохо разбирается в политэкономии, ему все равно нигде не придется применять эти знания. Литература и искусство не увлекают Онегина, вызывая лишь скуку. Что же сделало его "страдающим эгоистом поневоле"?

Онегин и его эпоха

По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха - как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.

В критике об Онегине Белинский пишет, что герой - вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский - "эгоистом поневоле". Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь - он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе "Евгений Онегин", Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле"? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

Возвращение в Петербург

В статье Белинского о романе "Евгений Онегин" упоминается, что, спустя несколько лет, герой возвращается в Петербург. Там он вновь встречает Татьяну, которая к тому времени стала женой знатного генерала, с которым близко знаком Евгений. И случается невероятное: Онегин в нее влюбляется. Его удивляет и радует это новое для него чувство. Он, памятуя о признаниях Татьяны в любви, надеется на взаимность. Отказ застает его врасплох, доставляя Евгению сильные душевные мучения.

Почему Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле"? Даже влюбившись, Евгений думает лишь о себе. Его не волнует, что Татьяна замужем, а их роман сделает ее изгоем для петербургского общества.

В своей статье Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле". Почему Евгений Онегин не смог преодолеть условности общества и эпохи? Возможно, для этого ему потребовалось бы больше твердости духа. И Евгений Онегин, разочарованный и страдающий, остается на страницах книги, напоминая своим примером, что надо ценить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением, иначе итог жизни будет столь же печален.

Евгения Онегина критик не причислил ни к той, ни к другой категории, он назвал его эгоистом поневоле или «страдающим эгоистом». Объяснять подробно, что это значит, Белинский не стал, но и того, что он сказал о характере Онегина, достаточно, чтобы сделать вывод, к которому пришел и герценовский герой: дельному человеку нечего делать в ту пору, когда в деятельности, которую он мог бы предложить обществу, последнее не нуждается. «Что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей», – утверждал Белинский, и в его словах много правды.

Но ведь и от человека самого кое-что зависит, и прав Некрасов, показавший «героя своего времени», которому не только неблагоприятная общественная ситуация, но и личные качества мешают стать активным борцом за социальную справедливость.

Однако, кроме общественной или политической деятельности, возможна иная деятельность – научная, художественная... Но эгоист поневоле сам, лично (и никто за это не несет ответственности, кроме него самого) не способен ни к какому труду. «Труд упорный ему был тошен», – это можно сказать не только об Онегине, но и о каждом из «страдающих эгоистов». Значит, нужно, чтобы появилось поколение, для которого «привычка к труду благородная» не перенималась от кого бы то ни было, а являлась бы чертой характера, личности – чертой, воспитанной обстоятельствами жизни и личным упорством, основанным на осознанной целевой установке. «Эгоист» без такой установки, без отчетливой программы и цели, – эгоист «неразумный».

Впрочем, говоря строго, эгоист, к какому бы разряду он ни принадлежал, не может не быть «неразумным»: неразумие входит в понятие эгоизма как существенная часть. Поэтому даже «страдающий эгоист», даже человек с большими способностями, образованный, мыслящий – неразумен.

У Лермонтова с «Герое нашего времени» есть поразительная деталь, ярчайшим образом характеризующая «неразумный эгоизм» Печорина: когда Максим Максимыч в эпизоде последнего прощания с Печориным, спохватившись, напоминает тому об оставшихся у него «бумагах» (записках) и спрашивает, что ему с ними делать, Печорин небрежно роняет: «Что хотите...» Но ведь «журнал Печорина», если отвлечься от того факта, что он создан Лермонтовым, – это гениально написанная «история души», документ общественной значимости. И что же? Печорину нет никакого дела до общества: он отверг его целиком, не сделав ни малейшей попытки диалектического анализа социальных отношений в нем, а ведь умный был человек, судя по его «журналу».

Начиная анализ характера заглавного героя романа, Белинский много размышляет о сущности светской жизни, ведь – представитель высшего света.

Критик говорит о различии между светскостью и аристократизмом и подчеркивает, что высший свет – вовсе не сосредоточие порока и лицемерия, как считают иные сочинители, которые в высшем свете никогда не были.

Вследствие этого, пишет он, Онегин, являющийся представителем светского круга, и был безоговорочно принят современниками за безнравственного человека.

Белинский пишет, что одной из особенностей светского человека является отсутствие у него «лицемерства». Поэтому поведение Онегина, совершенно не тронутого смертью дядюшки и цинично размышляющего о его жизни, с точки зрения света вполне естественно, а вовсе не безнравственно. Герой не умеет притворяться, расчетливое лицемерие – не в его характере. Никогда не знающий дядюшку, Онегин и не пытается сделать вид, что его смерть оказала на него хоть какое-то влияние.

Но нельзя утверждать, что Онегин ничего не чувствовал. Напротив, светский образ жизни убил в нем лучшие проявления чувств, но вовсе не уничтожил сами чувства. По мысли критика, Евгений от всей души ненавидел и презирал высший свет, это общество, в котором внешний лоск и лживость заменила все человеческие качества. Ненависть и презрение привели к тому, что ум Онегина озлобился. Автор был уверен, что этот герой – особенный человек.

«больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры»,

– так утверждал критик.

Онегин – «сын века»

В качестве доказательства Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описан кабинет героя. Особенно поражает критика наличие в нем нескольких романов,

«в которых отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Себялюбивой и пустой».

Получается, что Онегин вполне осознавал себя «сыном века», одним из многих, но в котором себя «узнают столь немногие», и это, с точки зрения автора, говорит о его нравственном превосходстве над остальными членами общества.

Следовательно, делает вывод критик, Онегин –самый обычный человек,

«добрый малой, как вы да я, как целый свет»,

но при этом человек, обладающий недюжинным умом и способностями.

К сожалению, светское воспитание загубило все ростки того доброго, что было в его характере. Увлекшись высшим светом, Евгений быстро охладел к развлечениям и праздной жизни, он желал чего-то большего, но не знал сам, что ему надо. Чего ему не надо, он знал превосходно – это продолжать вести тот образ жизни, который буквально убивает его.

«В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы».

Поэтому герой Пушкина принял решение уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но и это, как оказалось впоследствии, не стало решением проблемы – через пару дней ему уже вновь наскучило в новом месте.

Онегин – страдающий эгоист

Давая оценку герою, Белинский много внимания уделяет анализу отзывов об этом герое других критиков. Он отмечает, что большая часть читающей публики совершенно неверно истолковала образ Онегина, посчитав его обычным светским денди, человеком-пустышкой, «холодным эгоистом».

По Белинскому, существует два вида эгоистов:

Эгоисты «первого разряда» замкнуты исключительно на самих себе и ведут себя с окружающими в зависимости от их внутреннего состояния – либо они

«бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники», либо «жирны, румяны, веселы, добры», угощать готовы всех подряд.

Эгоисты «второго разряда» –

«народ больной и всегда скучающий»,

характер которых сформировали суетность и самолюбие.

Онегин не относится ни к одному из этих разрядов. Он – «эгоист поневоле», над его судьбой довлеет то, что «древние называли «fatum», т.е. рок. Евгений не повинен в своем эгоизме. Таким человеком его сделала сама история, он родился именно в этом поколении и принадлежит именно к тому сословию, которое просто не знает, куда приложить свои силы (впоследствии этот слой общества породит декабристов и революционеров – и, возможно, Евгений станет одним из них).

Характер Онегина

При всей свой апатичности и неудовлетворенности от жизни, Онегин отличался поразительной наблюдательностью. Белинский указывает на это, характеризуя сцену знакомства героя с семейством Лариных. «Позевывая» (то есть, между делом) герой сразу же определяет истинный характер Ольги.

«Этому равнодушному охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами»,

– пишет критик. Наблюдательность – еще одно качество личности – характеризует Евгения как человека с огромными способностями.

Эта же самая наблюдательность вкупе с его умом, опытом и способностью тонко понимать «людей и их сердце», пишет автор, повлияли на его жесткую «отповедь» чья «душа младенчески чиста». Не в силах лицемерить и притворяться, он честно говорит, что не стоит ее и отвергает «наивную любовь прекрасной девушки».

Много лет спустя, встретив Татьяну-женщину, он всей душой влюбляется в нее, пишет ей искреннее и живое письмо, – и читатели пребывают в изумлении, как такое возможно.

«Сердце имеет свои законы»,

– объясняет Белинский и говорит, что, раз влюбился, значит, возможно. В данном случае важен другой вопрос: что такое любовь для Онегина. Автор пишет, что герой поступил ни нравственно, ни безнравственно в обоих случаях – отвергнув Татьяну-девушку и влюбившись в Татьяну-женщину. Для него любовь – такое же всепоглощающее чувство, как для любого живущего на земле человека. Но герой остается самим собой в обоих случаях. И это, по мнению критика, служит достаточным основанием для его оправдания.

Однако после смерти Ленского жизнь Онегина круто изменилась. Он, как пишет Белинский,

«лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми».

Далее критик описывает жизнь Евгений как существование, наполненное страданием. Он видит кипящую вокруг него жизнь, но чувствует себя глубоко чуждым всему этому. Автор пишет, что многие читатели называют это страдание – сплин – «модной причудой». Но страдания героя– естественные, они далеки от театральности и эффектности, ибо он смог

«в двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения…».

Но Пушкин дает своему герою шанс воскреснуть. Встретив на балу Татьяну, Евгений переменился, и

«страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа».

Но каким станет его герой, Пушкин не дал ответа.

Онегин – русский характер

Белинский пишет, что Пушкин смог ухватить саму «суть жизни» в своем романе. Его герой – первый подлинный национальный характер. Само – глубоко оригинальное и обладающее непреходящей исторической и художественной ценностью. Его герой – типичный русский характер.

Главная беда Онегина – отрыв от жизни. Он умен, наблюдателен, нелицемерен, обладает огромными задатками. Но вся его жизнь – страдание. И на это страдание обрекло его само общество, само устройство жизни. Евгений– один из многих, типичный представитель своего общества, своего времени. Подобный ему герой – Печорин – поставлен в такие же условия.

Белинский пишет, что в своей сути Онегин и Печорин – одно и то же лицо, но выбравшее каждое в своем случае различный путь. Онегин выбрал путь апатии, а Печорин – путь действия. Но в итоге и то, и то приводит к страданию. Это подлинный fatum, довлеющий над целым поколением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные